Жизненные драмы афанасия фета: почему его считали хроническим неудачником

Издания

  • Лирический пантеон: / А. Ф. — Москва: тип. Селивановского, 1840. — 19 с.
  • Стихотворения А. Фета. — Москва: тип. Н. Степанова, 1850. — 162 с.
  • Оды Квинта Горация Флакка: В 4 кн. / Пер. с лат. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. Королева и К°, 1856. — , IV, 130, с.
  • Фет А. А. Стихотворения. Ч. 1. — М., 1863.
  • Фет А. А. Стихотворения. Ч. 1. — М., 1863.
  • Мир как воля и представление / Артур Шопенгауэр; Пер. А. Фета; . — Санкт-Петербург: тип. М.М. Стасюлевича, 1881. — XXXVI, 490 с.
  • Фет А. А. Наши корни: / Деревенского жителя . — Москва: Унив. тип. (М. Катков), 1882. — 56 с.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Вып. 1. — М., 1883.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Вып. 2. — М., 1885.
  • Фет А. А. Вечерние огни. Ч. 3. — М., 1888.
  • Фауст: Трагедия Гете / Пер. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. Гатцука, 1882—1883.
  • К. Гораций Флакк / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. М. П.Щепкина,1883. — 485 с.
  • Сатиры / Д. Юния Ювенала; В пер. и с объяснениями А. Фета. — Москва: тип. М. Г. Волчанинова (б. М. Н. Лаврова и К°), 1885. — 245 с.
  • Элегии Тибулла / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1886. — XVI, 90, II с.
  • XV книг Превращений / Публия Овидия Назона; В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1887. — , XXIV, 793, с.
  • Элегии Секста Проперция / Пер. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1888. — 178 с.
  • Энеида Вергилия / Пер. А. Фета, со введ., объяснениями и проверкой текста Д.И. Нагуевского, орд. проф. Имп. Казан. ун-та. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1888. — 196 с.
  • Сатиры Персия / А. А. Фета. — Санкт-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1889. — 5 с.
  • Фет А. А. Мои воспоминания. Ч. 1. — М., 1890.
  • Фет А. А. Мои воспоминания. Ч. 2. — М., 1890.
  • Эпиграммы / М. В. Марциала; В пер. и с объясн. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — Ч. 1. — 465 с.
  • Эпиграммы / М. В. Марциала; В пер. и с объясн. А. Фета. Ч. 1—2. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — Ч. 2. — 467 с.
  • Горшок = Aulularia: / Пер. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1891. — VIII, 76 с.
  • Фет А. А. Ранние годы моей жизни / А. Фета. — Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова, 1893. — , 548, VI с.
  • Скорби Овидия = (Tristia) / Пер. А. Фета. — Москва: т-во тип. А. И. Мамонтова и К°, 1893. — , 146 с.
  • Лирические стихотворения А. Фета: в 2 ч.: (с приложением портрета и факсимиле). — Санкт-Петербург: Тип. брат. Пантелеевых, 1894. Ч. 2. — 1894. — , 357, с.
  • Герман и Доротея / Пер. А. А. Фета; . — Санкт-Петербург: А. Ф. Маркс. 1901. — 85 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 1. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901.— CXII, 496 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 2. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901. — XVIII, 654 с.
  • Полное собрание стихотворений А. А. Фета / А. А. Фета; под ред. Б. В. Никольского. Т. 3. — Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901.— VIII, 486 с.
  • Избранные стихотворения / А. А.Фет; Под ред. Л. М. Сухотина. — Берлин: Ефрон. . — 213с.
  • Фет А. А. Стихотворения и поэмы/ Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба. — Л.: Сов. писатель, 1986. — 752 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
  • Стихотворения Катулла / В пер. и с объясн. А. Фета. — Москва: тип. А. И. Мамонтова и К°, 1886. — XXXII, 140, IV с.
  • Стихотворения / А. Фет. Рис. В. Конашевича. — Петербург: Аквилон, 1922. — 45 с.
  • Фет А. А. Вечерние огни / Изд. подгот. Д. Д. Благой, М. А. Соколова ; отв. ред. Д. Д. Благой. — М. : Наука, 1971. — 800 с. — (Литературные памятники / Председатель ред. коллегии Н. И. Конрад). — 50 000 экз.
  • Фет А. А. Собрание сочинений и писем в 20 т. — Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003—… (издание продолжается).
  • «Полное собрание стихотворений А. А. Фета с вступительными статьями Н. Н. Страхова и Б. В. Никольского и с портретом А. А. Фета. Приложение к журналу „Нива“ на 1912 год.» Санкт-Петербург, издание Т-ва А. Ф. Маркс, 1912
  • Полное собрание стихотворений / А. А. Фет; Вступ. ст., ред. и прим. Б. Я. Бухштаба. — Ленинград: Советский писатель, 1937. — XXV, 816 с., 18 л. фронт., ил., факс.: ил. — (Библиотека поэта / Под ред. М. Горького. Ред. коллегия: М. Горький, И. А. Груздев, Б. Л. Пастернак, В. М. Саянов, Н. С. Тихонов, Ю. Н. Тынянов)
  • Liryki / Afanasij Fet; Oprac. i wstępem opatrzył Gabriel Karski. — Warszawa: Państw. inst. wydawniczy, 1964. — 163 с.
  • Večery a noci / Afanasij Afanasjevič Fet; Z ruských originálu vybral a přel. Ivan Slavík. — Praha: Státní nakl. krásné literatura a umění, 1964. — 172 с. — (Světová četba / Řídí Rudolf Vápeník; Sv. 32)
  • Лирика / Афанасий Фет; Подбор и прев. от руски Никола Фурнаджиев. — София: Народна култура, 1969. — 166 с.
  • Pasión por la naturaleza y el amor: lírica: / Afanasi Fet; trad. de Tomás Nuño Oraá. — : , 2008 (Bilbao: Euskoprint 2000).

Интересные факты биографии Фета

  • Много в биографии Афанасия Фета интересных фактов из жизни. Будущий поэт появился на свет 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новосёлки Орловской губернии. Событие это произошло в семье отставного ротмистра Афанасия Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер. Интересно отметить, что на момент рождения Афанасия его мать была замужем за другим человеком и носила иное имя – фрау Фёт. Однако подкуп священника помог скрыть незаконное происхождение младенца и записать его под именем отца – Афанасием Шеншиным.
  • Великий Сократ сказал, что всё тайное рано или поздно становится явным. Так произошло и в жизни Фета. Когда Афанасий был ещё совсем юным – 14 лет, неожиданно вскрылся факт подлога, началось следствие и молодого человека лишили фамилии, титула дворянина, наследства и гражданства. Вернуть фамилию отца и восстановить доброе имя своей матери стало делом всей его жизни.
  • В 1873 году благодаря заслугам перед отечеством и накопленному состоянию поэту удалось вернуть себе фамилию отца и дворянское звание. Тогда он написал своей жене, чтобы отныне ненавистная им фамилия Фет никогда более при нём не упоминалась.
  • Первый сборник стихов Фета «Лирический пантеон» вышел в свет в 1840 году, когда Афанасий был ещё студентом Московского университета. Кстати, при наборе книги была допущена опечатка – буква «ё» в фамилии юного литератора обернулась в «е».

    Так Афанасий сменил фамилию дважды и стал Фетом.

  • После окончания Московского университета перед Фетом вырисовывались не самые радужные перспективы. Первое и самое главное – он был лишен каких-либо наследственных прав, а литературная деятельность приносила весьма скромный доход. Надеяться было не на что, и он принял решение поступить на военную службу.
  • Однажды полк, в котором проходил службу офицер и начинающий поэт Фет, расположился недалеко от поместья Крылово. Хозяином имения был некий помещик Лазич, который часто приглашал офицеров в гости. Последние охотно соглашались: их прельщало общество прекрасных девушек – дочерей хозяина. В одну из них – Марию Лазич, и влюбился Фет. Чувство оказалось взаимным.
  • Однако этому союзу не суждено было состояться. Фет считал себя не вправе предлагать руку и сердце Марии. Кроме чувств и верности ему было нечего предложить ей. Да и за ней не давали богатого приданного. Он считал, что нескончаемая бедность, неустроенность и отсутствие каких-либо перспектив способны уничтожить любые, даже самые светлые чувства.
  • Мария Лазич отказывалась верить в решение Фета. Она продолжала надеяться и верить, что их брак возможен. Но он оставался непреклонен. В конечном счете, его упрямство и твердость убили её: девушка умерла от бесчисленных ожогов, когда на её платье попала непотушенная спичка. Случайность это была или нет – неизвестно, но Фет всю жизнь винил себя в её гибели.
  • И вновь будущее не сулило ничего хорошего: его «идеальный мир» давно разрушен, его сердце разбито, денег нет, титула тоже. Что делать?

    Он нашел единственный выход – жениться на девушке с большим приданным, чтобы в дальнейшем её связи и деньги помогли вернуть ему имя и титул. Вскоре состоялось венчание Фета и Марии Петровны Боткиной – богатой, но уже давно не юной, и к тому же не блистающей красотой девушке. Союз этот неожиданно оказался счастливым. Конечно, страсть между ними была невозможна, но они приобрели главное в семейной жизни – взаимоуважение.

  • С творчеством у Фета тоже не всё складывалось благополучно: за двадцать с лишним лет не было продано и тысячи экземпляров его книг. Дело в том, что литературой того или иного времени всегда руководит какой-либо девиз. Поэт Фет не мог и не хотел писать под негласным лозунгом того периода – «польза, дело, практика», призывающим бороться с крепостничеством, всеобщим бесправием и несправедливостью. Он был глубоким лириком, бесконечно восторгающимся окружающей природой и красотой.
  • Таковой была и его жизнь. Он был дружен с Иваном Тургеневым и Львом Николаевичем Толстым. Последнему он неоднократно писал, жалуясь и рассуждая о духе времени. Он говорил, что Тургенева, заботящегося о судьбе русского народа из Парижа, почитают за патриота, а его требовательного и строгого помещика, который не словом, а делом даёт возможность заработать крестьянину – узурпатором и врагом России.
  • За художником Ильёй Репиным ходила недобрая слава. Все известные люди, которые позировали ему для написания их портретов, вскоре умирали. Так, композитор Мусоргский ушёл из жизни через несколько дней, а литератор Писемский – через три месяца. Предрекали преждевременную кончину и Фету. Но поэт обманул судьбу. Он скончался через одиннадцать лет под написания его знаменитого портрета.

Интересные факты из жизни Фета Афанасия Афанасиевича (15 фото)

Классиком русской поэзии считается великий поэт Афанасий Афанасиевич Фет (1820-1892). Интересных фактов из жизни и биографии Фета очень много. Ведь из-под его пера выходила превосходная лирика и интригующая проза. Также им написано много мемуаров и сделано множество переводов. Литературоведы относят его к представителям «чистого искусства» 19 века. Главные темы его творений – любовь и природа.

  1. На свет появился Афанасий Фет в Орловской губернии, имении Новосёлки . Как же в русском селении появился мальчик с фамилией Фет? Матерью и настоящим отцом мальчика были немцы. Но мать, уже нося под сердцем Афанасия, переехала жить в Россию. Она вышла замуж за дворянина Шеншина, который усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. 14 лет Афанасий жил под фамилией Шеншин. Но чиновники обнаружили незаконную запись в свидетельстве о рождении. Афанасий с тех пор вынужден был носить фамилию своей матери – Фет.
  2. Афанасия заранее готовили для поступления в Московский университет (на словесное отделение ). Родители отдали его для подготовки в частный пансион, которым руководил М.П. Погодин. Там он получил достаточно знаний. 2
  3. Чтобы вернуть себе фамилию Шеншин, а также звание дворянина Фету пришлось пойти на военную службу . Сначала он служил на юге России, потом возле Петербурга в уланском гвардейском полку.

    3

  4. Когда Фет уже писал свои прекрасные стихи, у него появилась поклонница – Мария Лазич . Её талантом восхищался даже Ференц Лист, известный композитор. Они полюбили друг друга, но связать свои судьбы влюблённым так и не удалось. Девушка погибла, а поэт всю свою жизнь берёг её светлый образ. Ей посвятил Фет много стихотворений: «До старости глубокой…», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…» и др.
  5. Среди родственников Афанасия Афанасиевича были люди с психическими заболеваниями . Два его брата лишились рассудка уже, будучи взрослыми. В конце жизни эта же участь настигла его мать. Сестра Надя попала в психиатрическую клинику. Фет очень боялся, чтобы эта участь не настигла его. 5
  6. В 60-е годы поэт разочаровывается в писательской деятельности . Он приобретает себе поместье во Мценском уезде. Фет был ярым противником реформ 1861года. По этому вопросу у поэта были большие разногласия с его друзьями.
  7. В 1850 году писатель вступил в брак с сестрой известного врача Боткина – Марией Петровной . Но этот брак так и не принёс супругам счастья. Хотя жена была хорошей хозяйкой, верным другом. 7
  8. На основе стихотворений Афанасия Фета написано много романсов . Основные шедевры: «На заре ты её не буди», «Я тебе ничего не скажу», «Осень».
  9. Среди друзей и знакомых Фета были: Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Я.П. Полонский, Н.Н. Страхов . Очень хорошо о нём отзывались Белинский, Гоголь.
  10. Любимой темой в творчестве поэта была природа . «Нельзя пред вечной красотой не петь, не плакать, не молиться…» — лучше сказать нельзя.
  11. Фетом было переведено множество произведений иностранных писателей и знаменитых деятелей . Это работы Гёте, Шиллера, Гейне, Рюккерта, Мицкевича, Шопенгауэра, Анакреонта и др. 11
  12. Все очерки, повести, рассказы поэта носят автобиографический характер . В каждом из этих произведений встречается какой-то эпизод из жизни писателя.

    12

  13. Немногие знают, что выражение «А роза упала на лапу Азора» вышло из-под пера известного мастера . Эту фразу позже уместно использует для сказки «Приключения Буратино» А. Толстой.

    13

  14. Многие исследователи высказывают предположение, что Афанасий Фет пытался покончить жизнь самоубийством . После этого у него случился сердечный приступ.
  15. Всю свою жизнь поэт посвятил возвращению своей фамилии и дворянского титула . 1973 год. Выходит царский указ о возвращении писателю фамилии Шеншин. Фамилию Фет он никогда не любил.

Биография

Родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в усадьбе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии, 30 ноября крещён по православному обряду и наречён Афанасием.

Отчим — орловский помещик, отставной ротмистр Афанасий Неофитович Шеншин. Мать — Шарлотта Елизавета Беккер.

В 1834 году духовная консистория отменила крещальную запись Афанасия законным сыном Шеншина и определила ему в отцы первого мужа Шарлотты-Елизаветы — Иоганна-Петера-Карла-Вильгельма Фета. Вместе с исключением из рода Шеншиных Афанасий лишился потомственного дворянства.

В —1837 годах Афанасий учился в немецком частном пансионе Крюммера. В это время он начал писать стихи, проявлять интерес к классической филологии. В 1838 году поступил в Московский университет, сначала на юридический факультет, затем — на историко-филологическое (словесное) отделение философского факультета. Учился 6 лет: 1838—1844 гг.

Во время учебы начал печататься в журналах. В 1840 году вышел сборник стихов Фета «Лирический пантеон» при участии Аполлона Григорьева, друга Фета по университету. В 1842 году — публикации в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Окончив университет, Афанасий Фет в 1845 году поступил унтер-офицером в кирасирский Военного ордена полк (штаб его находился в Новогеоргиевске Херсонской губернии), в котором 14 августа 1846 г. произведён в корнеты, а 6 декабря 1851 — в штабс-ротмистры.

В 1850 году вышел второй сборник Фета, получивший положительные отзывы критиков в журналах «Современник», «Москвитянин» и «Отечественные записки».

Прикомандированный затем (в 1853 г.) к уланскому Его Величества лейб-гвардии полку, Фет был переведён в этот расквартированный под Петербургом полк чином поручика. Поэт часто бывал в Санкт-Петербурге, там произошли встречи Фета с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и другими, а также его сближение с редакцией журнала «Современник».

Во время Крымской войны он находился в Балтийском Порту в составе войск, охранявших эстонское побережье.

В 1856 году вышел третий сборник Фета под редакцией И. С. Тургенева.

В 1857 году Фет женился на Марии Петровне Боткиной, сестре критика В. П. Боткина.

В 1858 году вышел в отставку в чине гвардейского штабc-ротмистра и поселился в Москве.

В 1860 году на средства приданого жены Фет купил имение Степановка в Мценском уезде Орловской губернии — 200 десятин пахотной земли, деревянный господский одноэтажный домик в семь комнат и с кухней. И на протяжении последующих 17 лет занимался его развитием — выращивал зерновые культуры (в первую очередь — рожь), запустил проект конного завода, держал коров и овец, птицу, разводил пчёл и рыбу в нововыкопанном пруду. Через несколько лет ведения хозяйства текущая чистая прибыль от Степановки составляла 5-6 тыс. рублей в год. Выручка от имения была основным доходом семьи Фета.

В 1863 году вышло двухтомное собрание стихотворений Фета.

Смущаюсь я не раз один: Как мне писать в делах текущих? Я между плачущих Шеншин, И Фет я только средь поющих.

В 1867 году Афанасий Фет избран мировым судьёй на 11 лет.

В 1873 году Афанасию Фету возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

В 1877 году Фет продал Степановку и купил старинное имение Воробьевку в Курской губернии — барский дом на берегу реки Тускарь, у дома — вековой парк в 18 десятин, за рекой — село с пашнями, 270 десятин леса в трех верстах от дома.

В —1891 годы — публикация четырёх выпусков сборника «Вечерние огни».

В 1890 году Фет издал книгу «Мои воспоминания», в которой рассказывает о себе как о помещике. И уже после смерти автора, в 1893 году, вышла ещё одна книга с воспоминаниями — «Ранние годы моей жизни».

Скончался Фет 21 ноября 1892 года в Москве. По некоторым данным, его смерти от сердечного приступа предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Детство и происхождение

Будущий поэт родился 23 ноября 1820 года в усадьбе Новосёлки в Орловской губернии. При рождении Афанасий Афанасьевич получил фамилию Шеншин, так как его отцом считался представитель старинного и богатого дворянского рода Афанасий Неофитович Шеншин. Однако в возрасте 14 лет Афанасий Афанасьевич потерял известную русскую фамилию и стал Фетом. До конца жизни поэт сильно страдал от этого факта и всеми силами старался вернуть дворянский титул.

Фамилия Фет появилась из-за признания лютеранского брака отца и матери поэта незаконным. В 1819 году ротмистер в отставке Афанасий Шеншин оказался в Германии. Там он познакомился с Шарлоттой Фёт, которая была замужем за Иоганном Фётом. Девушка влюбилась в русского дворянина, развелась с мужем и сбежала из Германии. В Дармштадте пара успела обвенчаться по лютеранскому обряду, но этот брак не мог быть признан в России. Позже супруги поженились во второй раз, уже по всем правилам Православной Церкви. Но это произошло уже после рождения будущего поэта, и поэтому мальчик был записан на первого мужа матери Иоганна Фёта. Таким образом, поэт не получил дворянского титула. А дальнейшее получение наследства отца значительно осложнилось.

«Ты душою младенческой все поняла…»

В 1848 году Афанасий Афанасьевич встретил ЕЁ. Кирасирский полк, в котором служил поэт, был расквартирован на границе Херсонской и Киевской губерний. Пребывание в глухой украинской степи тяготило впечатлительную душу Фета: «…лезут разные гоголевские Вии на глаза, да ещё нужно улыбаться». От скуки и обыденности спасали только визиты к местным помещикам.

На балу в доме предводителя уездного дворянства А. Ф. Бржеского поэта представили грациозной черноволосой особе, племяннице хозяина. Мария Козьминична Лазич (так звали девушку), дочь отставного сербского генерал-майора, была красива, образована и романтична. Молодые люди сблизились, однако с предложением руки и сердца Афанасий Афанасьевич не спешил из-за материальной необеспеченности. В своём письме к другу детства, И. П. Борисову, поэт признавался: «Я встретил девушку – прекрасного дома и образования, я не искал её, она – меня, но судьба… И мы узнали, что были бы очень счастливы после разных житейских бурь, если бы могли жить мирно, но для этого надобно как-либо и где-либо. Мои средства тебе известны, она тоже ничего не имеет». В одном из следующих посланий он писал: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношений, она передо мной – чище снега. Прервать – неделикатно и не прервать – неделикатно. Этот несчастный Гордиев узел любви, который чем больше распутываю, тем туже затягиваю, а разрубить мечом – не имею духа и сил. Знаешь, втянулся в службу, а другое все только томит, как кошмар».

Роман продолжался около года. По округе поползли сплетни, а отец Марии настойчиво искал случая для серьёзного разговора с избранником дочери. Некоторое время Фет надеялся на поддержку родных, но финансовой помощи не последовало. Наконец поэт решился «разом сжечь корабли взаимных надежд», объявил девушке об окончательном разрыве и уехал по служебным делам.

По возвращении Афанасий Афанасьеви был потрясен страшным известием: его Марии больше нет в живых. О мучительной гибели возлюбленной поэт напишет следующее (в мемуарах А. А. Фет называл М

Лазич Еленой Лариной): «…последний раз легла она в белом кисейном платье и, закурив папироску, бросила, сосредоточенная вниманием на книге, на пол спичку, которую считала потухшей. Но спичка, продолжавшая гореть, зажгла спустившееся на пол платье, и девушка только тогда заметила, что горит, когда вся правая сторона была в огне

Растерявшись при совершенном безлюдье, за исключением беспомощной девочки сестры… несчастная, вместо того, чтобы, повалившись на пол, стараться хотя бы собственным телом затушить огонь, бросилась по комнатам к балконной двери гостиной, причём горящие куски платья, отрываясь, падали на паркет, оставляя на нём следы рокового горенья. Думая найти облегчение на чистом воздухе, девушка выбежала на балкон. Но при первом же появлении на воздухе пламя поднялось выше её головы, и она…бросилась по ступенькам в сад… На крики сестры прибежали люди и отнесли её в спальню. Всякая медицинская помощь оказалась излишней».

Хрупкий мотылек, сгоревший в пламени собственной любви… Мария прожила еще 4 дня. Очевидцы трагедии утверждали, что, превратившись в живой факел, девушка кричала по-французски: «Au nom du ciel sauves les lettres!» (Ради всего святого, спасите письма!), а перед смертью прошептала: «Он не виноват, – а я…». Некоторые биографы полагают, что таким ужасным способом Лазич свела счеты с жизнью.

С того памятного 1851 года лирика А. А. Фета приобрела особую пронзительность и утончённость. Обвиняя себя в смерти любимой, поэт до последних дней своих будет посвящать ей самые проникновенные строки («Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил, до старости глубокой…», «Alter ego» и др.).

Открыл больницу для бедных крестьян

После свадьбы Фет купил большое имение и увлекся его обустройством. Он открыл больницу для бедных крестьян и конный завод. Многие расценивали этот поступок как предательство, измену литературе, но сам поэт так не считал. Он говорил о том, что его произведения никого не интересуют, поэтому лучше приносить людям практическую пользу.

Став богатым человеком, Фет начал на регулярной основе заниматься благотворительностью, но даже это не приносило ему счастья. Афанасий Афанасьевич испытывал постоянное недовольство собой. Он мечтал о благополучии, оказалось даже деньги не способны сделать человека по-настоящему счастливым.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».

А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.

Последние годы А. Фета

В 1877 году семья переехала в Курскую губернию. Продав Степановку, Феты купили более обширное имение с хорошим домом и огромным парком. Земли было больше, солиднее был и доход от Воробьевки. Помимо сельского хозяйства, Афанасий Иванович в эти годы занимался подготовкой четырехтомника и писал мемуары. Четыре тома сборника “Вечерние огни” вышли в конце 80-х — начале 90-х гг. В это же время Фет опубликовал книгу “Мои воспоминания” — настоящую энциклопедию помещика, подробная инструкция, как вести сельское хозяйство. Фет рассказывает о себе самом, но фактически — о системе организации своего хозяйства. Писал он и вторую книгу мемуаров о своем детстве, но при жизни издать не успел — она вышла в 1893 году. В 80-е годы попали к читателям его многочисленные переводы — “Фауст” Гете, “Энеида” Виргилия, эпиграммы Марциала. В 1884 году ему вручили Пушкинскую премию именно как переводчику — за перевод Горация.Смерть Фета тоже несет на себе отпечаток тайны. Причиной называют сердечный приступ, от которого поэт и умер 21 ноября 1892 года. Знакомые поговаривали о том, что Фет якобы пытался совершить суицид, но точной информации на сей счет нет. Скончался поэт в Москве, но через несколько дней гроб с телом перевезли в родовое имение Клейменово, где Фет и похоронен. Могила его сохранилась, и жители села по-прежнему приносят туда цветы.

Главные произведения

Авторству Афанасия Афанасьевича Фета принадлежат такие известные стихотворения, как «Угасшим звездам», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Деревня» и другие. Со многими строками мы знакомимся еще в школе: слушаем комментарии учителя, учим стихотворения наизусть, стараемся рассказать у доски с чувством… и забываем эти строчки на следующий же день после того, как получим оценку.

Конечно, в период юности быстро находятся новые знания и впечатления, которые вытесняют то, что мы учили для уроков литературы. И, признаться откровенно, для многих из нас она не была приоритетным предметом, поэтому мы не уделяли ей должного внимания и не позволяли удивительному миру творчества увлечь нас. Но в уже более зрелом возрасте мы рекомендуем всем вернуться к тем произведениям, которые мы изучали в школе. В том числе – и к стихотворениям Афанасия Афанасьевича Фета. Изучив их более детально, можно проникнуться особой атмосферой и чувствами, которые хотел показать автор, ощутить романтику и ностальгию, присутствующие в его творчестве. Это позволит немного по-другому посмотреть и на мир вокруг нас, чтобы научиться ценить те моменты, которые мы в вечной жизненной спешке можем просто проглядеть.

Вместо заключения

Годы жизни Фета — 1820-1892. За год до смерти его литературные изыскания были “высочайше” оценены. Фету было пожаловано звание камергера (высокий чин придворного ранга, примерно эквивалентный генерал-майору).

Однако здоровье уже подводило поэта… Не до дворцовых карьер ему было… Умер он во время астматического приступа. Похоронили Фета Афанасия Афанасьевича в родовом орловском имении, находящемся в деревне Клейменово.

Подводя итог вышесказанному, следует упомянуть влияние творчества Афанасия Афанасьевича на поколение поэтов-символистов: Бальмонта, Блока, Есенина. Он, несомненно, является основоположником российской школы чистого искусства, завораживающего своей душевностью.

Личная жизнь и переживания писателя

Интересны малоизвестные факты о личной жизни Афанасия Афанасьевича Фета. Только две женщины оказали влияние на него.

  • Мария Лазич.
  • Мария Боткина.

Первой и единственной настоящей любовью поэта стала дочь сербского генерала Мария Лазич. Девушка была дворянкой, однако семья жила очень бедно. Поскольку и молодой человек не мог похвастаться хорошим финансовым положением, он не мог ничего предложить любимой девушке. Вследствие этого, несмотря на сильные взаимные чувства, предложение руки и сердца Фет так и не сделал.

История любви молодого поэта закончилась трагически. Мария Лазич погибла в собственном доме в селе Крылово, сгорев заживо из-за загоревшегося на ней платья. Прожив несколько дней после ужасного происшествия, девушка скончалась в мучениях. Афанасий Афанасьевич до конца своих дней не мог забыть Марию и считал себя виновным в том, что она умерла. В действительности и сейчас неизвестно, была ли смерть Марии Лазич несчастным случаем или самоубийством вследствие невозможности сочетаться браком с любимым человеком.

Чтобы поправить своё финансовое положение, Фет принял решение заключить брак по расчёту. Его избранницей стала сестра известного критика Мария Петровна Боткина. Девушка была не слишком привлекательна внешне и стара для вступления в брак для того времени. На момент свадьбы ей исполнилось 28 лет. Но она стала хорошей женой для Афанасия Афанасьевича благодаря покладистому характеру и умению принимать недостатки мужа. Супруги не любили друг друга, но брак держался на понимании и взаимном уважении. В супружестве у пары не было детей, и поэтому у поэта не осталось прямых потомков.

Кроме того, на протяжении всей жизни лирик был подвержен депрессиям и резким сменам настроения. Для него было вполне характе́рным несколько дней не выходи́ть из своей комнаты и ни с кем не общаться в этот период. Интересным представляется факт, что за несколько минут до наступления смерти от сердечного приступа Афанасий Афанасьевич совершил попытку покончить жизнь самоубийством. Скончался поэт 21 ноября 1892 года, не дожив всего два дня до своего 72-летия.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасьевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».

А. А. Фет является автором замечательных стихов для детей. Их популярность у юных читателей вызвана тем, что стихотворения поэта добры и удивительно понятны даже самым маленьким.

Военная служба

Чтобы вернуть себе все то, что принадлежит поэту по праву, он пошел служить. Необходимо было стать офицером для получения возможности вернуть статус дворянина, восстановить право на наследство богатого папы. Афанасий считал, что такой план обязательно будет успешным.

Но как только Фету удалось получить первый офицерский чин, власти издали распоряжение, в соответствии с которым дворянский титул присуждался только тем, кто дослужился до второго. Ему удалось получить и его, но потом снова власти внесли изменения, предписав, что стать дворянином могут военные майорского чина.

Поэтому Фету пришлось служить дальше. Как бы это не было нелепо, но когда он дослужился до майора, статус дворянина стали выдавать исключительно полковникам.

Метафоры и эпитеты

Все, что относится к категории возвышенного и прекрасного, наделяется крыльями, прежде всего любовное чувство и песня. Лирика Фета часто использует такие метафоры, как «крылатый сон», «крылатая песня», «крылатый час», «крылатый слова звук», «окрыленный восторгом» и др.

Эпитеты в его произведениях описывают обычно не сам объект, а впечатление лирического героя от увиденного. Поэтому они могут быть необъяснимыми логически и неожиданными. Например, скрипка может получить определение «тающей». Характерные для Фета эпитеты — «мертвые грезы», «благовонные речи», «серебряные сны», «травы в рыдании», «вдовевшая лазурь» и др.

Часто картина рисуется с помощью зрительных ассоциаций. Стихотворение «Певице» — яркий тому пример. В нем показано стремление воплотить ощущения, создаваемые мелодией песни, в конкретные образы и ощущения, из которых и состоит лирика Фета.

Стихи эти весьма необычны. Так, «даль звенит», и «кротко светит» улыбка любви, «голос горит» и замирает вдали, словно «заря за морем», чтобы снова выплеснуться жемчуга «громким приливом». Таких сложных смелых образов не знала в то время русская поэзия. Они утвердились намного позже, лишь с появлением символистов.

Говоря о творческой манере Фета, упоминают также импрессионизм, который основан на непосредственной фиксации впечатлений действительности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: