Дальнейшая судьба Леонова
В марте 1992 года Алексей Архипович вышел в отставку в звании генерал-майора авиации. Вплоть до 2000 г. он занимал пост президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал». После этого Леонов стал вице-президентом «Альфа-Банка». Сегодня Алексей Архипович живет под Москвой, в загородном доме, который собственноручно спроектировал и построил.
О космонавте Леонове многие знают еще и как о хорошем художнике. Живопись, которой он увлекся в юности, остается его хобби до сих пор. Алексей Архипович – автор нескольких художественных альбомов, на его счету более двухсот картин. Основной мотив его работ – космические пейзажи. Однако есть картины, на которых изображены портреты друзей и земные ландшафты. С 1965 г. Леонов является полноправным членом Союза художников.
У космонавта есть и другие увлечения. Он любит читать книги, охотиться и производить кино- и фотосъемку. У Леонова 2-й разряд по велоспорту и 3-й – по фехтованию. Профессионально Алексей Архипович занимался легкой атлетикой и метанием копья.
Возвращение на Землю
- При возвращении корабля на Землю случилась аварийная ситуация. После отстрела шлюзовой камеры, перестала работать система автоматической посадки, и нашим героям впервые для отечественной космонавтики пришлось перейти на ручной режим. В связи с этим произошла задержка на 45 сек при возвращении, и капсула с космонавтами приземлились не в расчётном месте, а далеко от него в тайге примерно 200 км от Перми.
- Леонову и его командиру Павлу Беляеву до прихода спасателей нужно было как-то продержаться в зимней чаще. Для разведения костра пришлось ломать обшивку внутри капсулы.
- Только на следующий день спасатели смогли добраться до космонавтов, принеся им еду и зимнюю одежду, но до вертолёта героям ещё пришлось добираться на лыжах.
Возвращение домой
Борьба Леонова за жизнь была завершена; люк за его спиной захлопнулся, отделив тесный светлый уютный мирок кабины «Восхода-2» от темного бесконечного холода космического пространства. Но тут возникла другая проблема. Начало повышаться парциальное давление кислорода в кабине, оно дошло уже до 460 мм и продолжало расти, — и это при норме в 160 мм. Малейшая искра в электросхемах приборов могла привезти к взрыву. Позднее выяснилось, что из-за того, что долгое время «Восход-2» был стабилизирован относительно Солнца, он нагревался неравномерно (с одной стороны +150°С, а с другой -140°С), что привело к незначительной деформации корпуса. Датчики закрытия люка сработали, но осталась небольшая щель, из которой улетучивался воздух. Система автоматики исправно обеспечивала жизнеобеспечение космонавтов, подавая в кабину кислород. Разобраться самостоятельно с этим экипаж был не в силах, и космонавтам оставалось лишь с ужасом наблюдать за показаниями приборов. Когда общее давление достигло 920 мм, люк под его напором захлопнулся, и угроза миновала — вскоре атмосфера внутри кабины нормализовалась.
Но и на этом беды космонавтов не закончились. В штатном режиме корабль должен был начать программу посадки после 17-ого витка, но тормозная двигательная установка не сработала в автоматическом режиме, и корабль продолжал с бешеной скоростью нестись по орбите. Сажать корабль пришлось в ручном режиме, Беляков сориентировал его в правильное положение и направил в безлюдную местность в тайге в районе Соликамска. Больше всего тогда командир боялся попасть в густонаселенный район и задеть линии электропередач или дома. Был также риск залететь на недружественную на тот момент территорию Китая, но всего этого удалось избежать. После включения тормозных двигателей и торможения в атмосфере потянулись мучительные секунды ожидания. Но все обошлось: парашютная система сработала в штатном режиме, и «Восход-2» приземлился в 30 километрах юго-западнее города Березники в Пермской области. Командир блестяще справился с задачей, отклонившись от расчетной точки всего на 80 км с учетом того, что корабль летел со скоростью около 30 000 км/ч.
С вертолета очень быстро обнаружили красные парашюты, повисшие на верхушках деревьев, но вот найти место для посадки и вытащить удачно приземлившийся экипаж не было никакой возможности. Двое суток Беляев и Леонов просидели в заснеженной тайге, ожидая прибытия помощи. Не вылезая из скафандров, они закутались в теплоизоляционную обшивку, обмотались стропами парашютов, развели костер, но в первую ночь согреться не удалось. Наутро им сбросили продукты и теплые вещи (пилоты сняли куртки со своих плеч), на канатах спустили группу с врачом, которая, добравшись до приземлившихся космонавтов, смогла обеспечить им лучшие условия. Все это время неподалеку вырубали площадку для приземления эвакуационного вертолета, куда космонавты могли добраться на лыжах. Уже 21 марта Беляев и Леонов были в Перми, откуда доложили об удачном завершении полета лично генсеку КПСС Леониду Брежневу, а 23 марта героев встречала Москва.
Правда о полёте – табу для граждан СССР
Выход Леонова в открытый космос можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.
Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.
На картине, где изображён Алексей Леонов, первый в космосе человек, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.
Без права на ошибку
Первый шаг на пути освоения открытого космического пространства был сделан 18 марта 1965 года, когда летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля. На этом этапе освоения космоса смельчаки, дерзнувшие покинуть уютную земную поверхность, могли надеяться только на себя и улетевшую вместе с ними технику. Никаких систем спасения в космосе тогда не было — нельзя было пристыковаться, невозможно было и, выйдя из одного корабля, перейти через безвоздушное пространство в другой, спасательный. Технику делали максимально надежной и старались все предусмотреть, но чрезвычайные ситуации все равно случались. Для обеспечения безопасности и повышения эффективности длительных полетов надо было разрабатывать систему спасения и организовывать возможность выхода космонавтов за борт корабля. О такой возможности мечтал еще Константин Эдуардович Циолковский, первым предложивший использовать для выхода в открытый космос специальную шлюзовую камеру.
К выходу в открытое безвоздушное пространство готовились и в США, и в СССР, но первым осуществить эту беспрецедентную по тем временам задачу удалось советским ученым. После того как на орбите побывало 6 одноместных космических кораблей «Восток» (в том числе в июне 1963 года «Восток6» с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой), конструкторское бюро под руководством С.П. Королева приступило к созданию нового трехместного корабля «Восход». Одновременно с подготовкой полета экипажа из трех человек (его осуществили 12—13 октября 1964 года В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров) на базе «Восхода» было решено создать двухместный корабль для выхода человека в открытое безвоздушное пространство. При этом освободившееся после удаления третьего кресла пространство использовали для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру, который был врезан в основной люк корабля.
Поначалу предполагалась «постановка эксперимента по разгерметизации контейнера с заключенным в нем животным, находящимся в скафандре. После разгерметизации животное будет выдвинуто (или совершит самостоятельный выход) из космического корабля с последующим возвратом в корабль и приземлением совместно с кораблем». Но от такого шага решили отказаться, и не только потому, что эксперимент с животным потребовал бы разработки специального скафандра и другого сложного оборудования. Выход в открытый космос животного не дал бы ответа на главный вопрос: сможет ли человек ориентироваться и двигаться в столь необычной обстановке — ведь животное не предупредишь о том, что его ждет, и оно не расскажет потом о своих впечатлениях и ощущениях.
Проектная группа конструкторского бюро получила задание — разработать технические средства, обеспечивающие выход человека из космического корабля «Восход». Для этого специалисты проанализировали несколько вариантов выхода. Проще всего было использовать люк, который служил для посадки экипажа в корабль. Но потери воздуха при этом были бы слишком велики, и многие приборы в кабине корабля пришлось бы загерметизировать.
В результате проработки различных технических решений предпочтение было отдано варианту со шлюзовой камерой, которая представляет собой небольшое изолированное со всех сторон пространство, где временно находится одетый в скафандр космонавт, пока постепенно выпускается весь окружающий его воздух, после чего открывается люк наружу. Возвращение в корабль происходит в обратном порядке — закрытая изнутри и снаружи шлюзовая камера наполняется воздухом, после чего открывается внутренний люк и космонавт оказывается внутри корабля.
Сама камера была надувной и располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. А после выхода в космос перед спуском на Землю основную ее часть отстреливали и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде — имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Проведенные заранее испытания на «Космосе-110» показали, что баллистика спускаемого отсека из-за остатков шлюзовой камеры не пострадала. Если бы «отстрел» камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу предстояло снова облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль и высунувшись в люк, вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру.
Начало жизненного пути
Будущий космонавт Леонов Алексей Архипович родился в маленьком селе Листвянка, расположенном севернее города Кемерово, 30 мая 1934 г. Он был девятым ребенком в семье крестьянина Архипа Алексеевича и учительницы Евдокии Минаевны.
Вряд ли представители того поколения могут похвастать своим благополучным и счастливым детством. Нередко судьба испытывала на прочность и семью Леоновых. Дед будущего космонавта за участие в революционных событиях 1905 г. был отправлен в ссылку. Так он и оказался в селе Листвянка, в шестистах километрах от Кемерово.
Сурово обошлась судьба и с отцом Алексея. Вначале он работал в селе зоотехником. После его назначили председателем сельсовета. Однако пришел 1937 год. По сфабрикованным обвинениям Архипа Леонова арестовали. При этом пострадала вся семья. На нажитое имущество был наложен арест. Причем отобрали даже детскую одежду. Ребятишек выгнали со школы. Евдокия Минаевна отправилась в Кемерово. Там она со всеми детьми нашла приют у старшей дочери Александры, которая с мужем проживала в бараке строителей ТЭЦ в небольшой комнатке площадью шестнадцать квадратных метров. В 1939 г. Архип Леонов был реабилитирован и переехал жить к семье в Кемерово. По указу о поддержке многодетных матерей, им в том же бараке было выделено две комнаты, площадь которых составляла 16 и 18 квадратных метров. Медленно, но верно семья начала становиться на ноги.
Личная жизнь
Во время службы в кременчугском авиаполке Алексей Леонов познакомился с девушкой по имени Светлана, которая понравилась ему с первого взгляда. Примечательно, что именно в день знакомства Алексею исполнилось 25 лет. Спустя всего три дня Светлана Доценко получила предложение руки и сердца и ответила бравому офицеру согласием. В то время загсы расписывали желающих пожениться прямо в день обращения. Через три дня после первой встречи с девушкой Алексей Леонов стал женатым человеком. А еще спустя сутки ему пришлось отправиться в Германию, к новому месту службы.
Леонов поздравляет супругу с рождением дочери / Александр Моклецов / РИА Новости
Молодая жена смогла приехать туда позднее, лишь после получения соответствующего разрешения. Возвратившись в СССР, Леонов был зачислен в отряд космонавтов и поселился с семьей в Звездном городке. Алексей и Светлана прожили в любви и согласии целых шестьдесят лет. Леонов признавался, что чувствовал себя уютно только если супруга находилась рядом. Тогда он спокойно занимался работой, с удовольствием писал свои картины. Иногда Алексей Архипович проводил у мольберта целые дни. Космонавт рассказывал, что поссорились они с супругой всего раз в жизни, да и то по пустяковой причине.
Дети космонавта Алексея Леонова, Виктория и Оксана, появились на свет в 1961-м и 1967-м годах. Своих дочерей Алексей Архипович обожал. Ему нравилось, когда в доме бывало шумно от детских игр. Правда, Леонов признавался, что несколько расходился с женой во взглядах на воспитание.
Гости любили собираться в гостеприимном и хлебосольном доме Леоновых. Светлана Павловна Леонова работала редактором издательского отдела Центра подготовки космонавтов, но на первом месте у неё всегда стояла забота о благополучии любимого мужа и детей.
Леонов с супругой Светланой и дочерью Викторией / Александр Моклецов / РИА Новости
В 1996 году семью постигло огромное горе: старшая дочь Алексея Леонова, Виктория, скоропостижно скончалась от вирусного гепатита. Молодой женщине было всего 35 лет…
Младшая дочь космонавта, Оксана Алексеевна Леонова, получила специальность переводчика. Оксана родила Леонову двоих внуков – Карину и Дэниэла-Сергея. Кстати, имя Карина Алексей Архипович дал внучке не просто так. Точно так же зовут дочь американского космонавта Тома Стаффорда – коллеги Леонова по работе на «Аполлоне».
В долгой жизни Алексея Архиповича происходило еще много интересных событий, связанных с космосом. Через десять лет после первого космического путешествия Леонов побывал на орбите повторно, участвуя в работе по стыковке с американским кораблем «Аполлон».
Экипажи совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Осуществлён 15 июля 1975 года.
К концу жизни Алексей Архипович сильно болел: его мучил сахарный диабет. В феврале 2019-го космонавту сделали операцию на ногах, но прожил он после неё всего восемь месяцев. Герой-космонавт ушел из жизни 11.10. 2019.
Леонов Алексей Архипович (1934- гг.)
Краткая биография:
Число выходов в открытый космос: 1;
Алексей Леонов – 11-й советский космонавт, дважды герой СССР: первый человек в открытом космосе, биография, фото, годы жизни, личная жизнь, знаменательные даты.
Леонов Алексей Архипович является космонавтом номер 11 в СССР и 15 космонавт в мире. Осуществил 2 полета. По длине, полет составлял более 7 суток. Стал первым космонавтом в мире, который вышел в открытый космос. Этот выход длился 23 минуты и 41 секунду. Является летчиком-космонавтом СССР, первого набора ВВС.
Леонов Алексей Архипович был рожден в 1934 году 30 мая, в Кемеровской области, селе Листвянка РСФСР.
10 классов окончил в 1953 году, в Калининградской школе № 21. После этого, поступил в Военную авиационную школу начальной подготовки летчиков, в Кременчуге, которую успешно окончил в 1955 году. В 1957 году, стал выпускником авиационного училища в Чугуеве.
Специализацию «летчик-инженер-космонавт», приобрел в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Учеба происходила с 1961 по 1968 годы. Имеет степень кандидата технических наук, диссертацию по которой защитил 1981 году.
Космос
В 1960 году, стал слушателем в команде космонавтов ЦПК ВВС. После этого с 1960 по 1961 годы, проходил космическую подготовку, и 3 апреля этого же года, успешно сдал экзамены.
В 1963 году, им была пройдена подготовка на должность второго пилота главного экипажа КК «Восход-2». Эта подготовка, включала программу по выходу в открытый космос, а партнером был Павел Беляев. В ходе подготовки совершил 12 полетов на ТУ-104ЛЛ, с отработкой выхода в открытый космос, на модели ЗКД «Восход», а также 6 полетов на Ил-14 для отработки с СМК-3.
Первый полет
В 1965 году с 18 на 19 марта, на КК «Восход-2» в качестве второго пилота, совершил полет с командиром Беляевым. В момент этого полета, им был осуществлен выход в открытый космос, и он длился 23 минуты 41 секунду. При выходе, космонавт удалялся от корабля, 5,35 метра, а находился на таком удалении 12 минут 9 секунд. Имел позывной «Алмаз-2».
При посадке на землю, произошла внештатная ситуация, с отказом системы управления в автоматическом режиме. Беляев, взял управление в ручной режим, и совершил посадку в том районе, который не был внесен в расчеты посадки. Космонавты приземлились в тайге, между двумя населенными пунктами, и на расстоянии от Перми в 180 км. Из-за ужасных погодных условий и большой глубины снега, экипаж был эвакуирован только спустя 48 часов, хотя был обнаружен четыре часа спустя после приземления.
Второй полет
Второй полет был произведен с 15 по 21 июля 1975 года, уже в роли командира КК «Союз-19», с космонавтом Валерием Кубасовым.
В этом полете, произошла стыковка корабля «Аполлон» (США) и Советского «Союз-19». Полет занял 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунду. Позывной «Союз-1».
Личная жизнь
Отца космонавта, звали Архип Алексеевич Леонов (1893-1981), по профессии электрослесарь-железнодорожник. Имел опыт работы зоотехника. Попадал под станок репрессий.
Мама была домохозяйкой, ее звали Леонова Евдокия Минаевна (1895-1967).
У Алексея Архиповича, имеется жена и двое детей. Супругу зовут Леонова Светлана Павловна. Родилась в 1940 году. Работала в редакционном отделе в ЦПК, сейчас находится на пенсии.
Старшая дочь космонавта, скончалась в 1996 году в результате тяжелой болезни, ее звали Леонова Виктория Алексеевна.
Младшую дочку зовут Леонова Оксана Алексеевна, родилась в 1967 году, работает переводчиком.
Увлечение
Увлекается живописью с космической тематикой.
Краткая биография
- 30 мая 1934 г. – будущий космонавт появился на свет в д. Листвянка, Западно-Сибирского края.
- 1953 – Закончил среднюю школу. Мальчик с детства мечтал стать художником, много рисовал, ходил в изостудию и оформлял газеты. Не удивительно, что он поступил в академию художеств Риги. Но общежитие и стипендию не давали, а денег на проживание не было. В детстве у Алексея было еще одно увлечение. Он интересовался устройством самолетов и теорией полета, изучая эти вопросы по конспектам старшего брата. Поэтому поступил в авиашколу, куда был объявлен комсомольский набор. Там было полное гособеспечение.
- 1955 – Поступил в Чугуевское высшее авиаучилище.
- 1957 – Закончил училище, получив погоны лейтенанта и квалификацию летчика-истребителя. С октября служил в Кременчуге, в 10-й гвардейской авиадивизии. Вступил в КПСС.
- 1959 – Отправился служить старшим летчиком в 294-й разведывательный авиаполк советских войск в ГДР. Туда приехала комиссия и отобрала Леонова для космических испытаний.
- Март 1960 – Зачислен в отряд летчиков, избранных для космических полетов (1-й набор) в Центр подготовки космонавтов (ЦПК).
- Март 1965 – Впервые в мировой истории выплыл из шлюза космического корабля прямо в открытый космос. Надвинулась звенящая тишина, нарушаемая лишь стуком сердца. Из-за разницы давлений снаружи и внутри скафандр неожиданно сильнее рассчитанного нагрелся, раздулся и стал жестким, не давая протиснуться в люк. Пришлось стравить давление, проходить головой вперед и разворачиваться для закрытия люка. Потом отказала автоматика, сумели вручную сориентироваться и приземлились в глухой пермской тайге. После полета космические этюды Леонова по достоинству оценили известные художники и приняли его в свой профессиональный Союз.
- 1967-70 – Готовился к полетам на спутник Земли – Луну, но программу свернули.
- 1968 – Закончил инженерную академию имени Жуковского.
- 1974 – Назначили заместителем начальника ЦПК.
- Июль 1975 – Совершил 2-й космический полет командиром корабля «Союз-19», продолжавшийся около 6 суток. Осуществлялись 2 стыковки с кораблем США «Аполлон» и члены экипажей переходили в чужие корабли. Присвоили звание генерал-майора авиации.
- 30 марта 1976 – Стал командиром отряда космонавтов.
- 1981 – Защитив диссертацию, стал кандидатом технических наук.
- 1982 – Назначен 1-м замом начальника ЦПК по космической и летной подготовке.
- 1992 – Вышел в отставку. Стал директором космических программ в фирме «Четек».
- 1993 – Выбрали президентом компаний «Беринг-Восток» и «Восток-Капитал», а также чекового фонда инвестиций (ЧИФ) «Альфа-капитал».
- 2000 – Назначили вице-президентом Альфа-банка.
- 18 декабря 2002 – Вошел в Высший совет «Единой России». Творчество сопровождало Леонова всю жизнь. Его картины размещались в Хьюстоне, в Москве и других городах. В Кемерове он стал содержать творческую школу для детей с нарушениями двигательной активности, в которой находилось 70 его работ.
- 2017 – Опубликовал книгу «Время первых…».
- 11 октября 2019 – Умер из-за сердечной недостаточности.
Алексей Архипович Леонов
Возвращение Леонова на корабль
После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.
В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.
Как проходил первый в мире выход в открытый космос
Угрожающих факторов, с которыми мог столкнуться Алексей Леонов за бортом ракеты, было немало: это и потеря связи с кораблем, и столкновение с так называемым космическим мусором, и недостаточный запас кислорода. Кроме того, не исключались перегрев, переохлаждение или поражение радиацией.
Сборка в цехе космического корябля Восход-2
Леонова соединял с кораблем прочный трос длиной 5,5 метров. Алексей то отдалялся от корпуса корабля, то приближался к нему вплотную, снимая весь процесс на кинокамеру. В те годы еще не были изобретены специальные реактивные ранцы, позволяющие космонавтам свободно передвигаться и маневрировать в открытом космосе, а потом возвращаться на корабль. Тонкий прочный трос, снабженный двумя металлическими карабинами, – вот все, что соединяло Алексея Архиповича с кораблём, а значит, и с Землей.
Скафандр Леонова, названный разработчиками «Беркутом», представлял собой полностью автономную защитную систему с максимальным запасом кислорода в 1666 л. При этом космонавт каждую минуту расходовал более тридцати литров. Поэтому на весь процесс выхода в открытый космос Леонову отводилось время одного школьного урока – 45 минут. Пилот должен был успеть переместиться в шлюз, выйти в космос, произвести необходимые действия, вернуться в шлюзовую камеру и дождаться её закрытия. «Лишнего» кислорода на случай неудачи просто не было!
Весь процесс выхода Алексея Леонова в открытый космос занял 23 минуты 41 секунду. За бортом корабля пилот пробыл 12 минут 9 секунд.
Скафандр «Беркут» для выхода в открытый космос.
Леонову повезло: он успел завершить все свои действия до того момента, когда корабль вошел в теневую зону. В противном случае низкие (до минус 100о) температуры могли помешать выполнению программы и даже создать угрозу жизни космонавта. Кроме того, в полной тьме Алексею было бы крайне сложно справиться с тросом и войти обратно в шлюз. Но пребывание на солнечной стороне, где температура достигала +60о, также оказалось сомнительным удовольствием: все двенадцать минут космонавт страдал от нестерпимой жары и обливался потом. По словам Леонова, какой-то особо едкий пот буквально заливал ему глаза, и терпеть жжение было просто невыносимо.
Шлюз был надут на самом первом витке. Беляев и Леонов в скафандрах заняли свои места. Как только ракета пошла на второй виток, Леонов перебрался в камеру шлюза и командир закупорил люк. В 11 ч 28 мин из «Волги» был выкачан воздух, а еще через четыре минуты открылся внешний люк, и Алексей Архипович оказался один на один с бездной. В 11 ч 34 мин Леонов вышел в открытый космос.
Сначала Алексей «отплыл» от ракеты примерно на метр и сразу же вернулся. Его тело могло совершать любые движения в пространстве, свободно переворачиваться. Перед космонавтом развернулась земная панорама, которую он наблюдал сквозь стекло: Черное море с кораблями.
Кадр из фильма «Время первых»
Леонов несколько раз отдалялся от корабля и вновь приближался к нему, раскидывая руки и делая различные развороты в невесомости. Все это время он не переставал общаться с Беляевым и Центром управления полетами на Земле. Когда Алексей «проплывал» над Волгой, командир дал ему возможность послушать сообщение ТАСС о выходе советского пилота в открытый космос. Эту грандиозную новость о самом себе Леонов услышал по телефону, размещенному внутри скафандра и подключенному к радио Москвы. В этот самый момент камеры корабля вели трансляцию на Землю, и все люди планеты смогли увидеть, как Леонов жестом поприветствовал землян прямо из открытого космоса!
Детство знаменитого летчика-космонавта
Биография космонавта Алексея Леонова – это история о простом советском человеке. Родился будущий Герой Советского Союза 30 мая 1934 года в семье председателя сельского совета Леонова Архипа Алексеевича и учительницы местной школы Евдокии Минаевны. Алексей Архипович стал девятым ребенком в семье.
Произошло это знаменательное событие в деревне Листвянка, которая находится на расстоянии 600 км от города Кемерово. В эту деревню родители советского космонавта переехали из Донбасса: сначала мать, а потом, сразу после революции, отец. Этот населенный пункт был выбран семьей Леоновых не случайно: именно сюда в 1905 году был сослан дедушка Алексея Архиповича.
В раннем детстве семью Леоновых ждало несчастье – в 1936 году на отца знаменитого космонавта был написан донос. В 1937 году Архип Алексеевич был репрессирован, назван врагом народа и сослан в Сибирь. Евдокию Минаевну вместе с детьми прогнали из дома и конфисковали все имущество.
На помощь семье космонавта пришли старшая сестра с мужем, которые в то время жили в Кемерово. Сестра работала на сооружении ТЭЦ, а ее муж учился в техникуме и параллельно работал на стройке. Алексей Леонов с восхищением рассказывал о мужестве молодого парня, который приютил у себя семью врага народа. При этом двадцатидвухлетний муж сестры лично приезжал за детьми, несмотря на сильный мороз.
В 1939 году Архип Алексеевич, благодаря бывшему сослуживцу, был реабилитирован. С возвращением отца прервалась черная полоса в семье будущего героя: согласно закону, многодетной семье были выделены две комнаты в том же общежитии, где жили сестра с мужем.
В 1943 году будущий Герой Советского Союза пошел в первый класс начальной школы №35. В раннем возрасте Алексей Архипович увлекся росписью старых русских печей. Интерес к такому искусству ему привили соседи по общежитию. Именно в то время огромное впечатление на юного Леонова произвело творчество Айвазовского. Увлечение было настолько сильным, что Леонов не пожалел месячный школьный паек (ежедневно выдавали кусочек сахара и 50 грамм хлеба) за книжку с иллюстрациями любимого художника.
В 1947 году семья Леоновых переезжает в город Калининград.
В 1953 голу Алексей Архипович заканчивает среднюю школу №21 города Калининграда. В это время он не бросает свое увлечение живописью и занимается оформлением стенгазет.
Алексей Леонова