Бернард шоу

Социальные взгляды

Важную роль в становлении Шоу как автора сыграли его политические и социальные взгляды. В 80-е годы он являлся членом Фабианского сообщества. Идеи, которые пропагандирует эта ассоциация, просто понять, если узнать, откуда произошло ее название. Сообщество названо в честь римского полководца Фабия Кунктатора, который смог одержать победу над жестоким карфагенским правителем Ганнибалом именно потому, что сумел выждать и выбрать подходящий момент. Этой же тактике следовали и фабианцы, которые тоже предпочитали выжидать, пока появится возможность раздавить капитализм.

Бернард Шоу, произведения которого преследуют цель открыть читателю новые проблемы современности, был ярым приверженцем изменений в обществе. Он хотел изменить не только закоренелые устои капитализма, но и провести тотальные инновации в драматическом искусстве.

В объятиях его величества Театра

Впрочем, своим истинным призванием Бернард Шоу справедливо считал театр, которому отдавался со всем пылом и энтузиазмом. 1888 год стал его дебютом в качестве театрального критика газеты под названием «Стар». Вначале он публиковал здесь свои заметки, касающиеся музыкального театра, но впоследствии перешел к критике драмы.

Весь этот период творчества Бернард Шоу (а это, несомненно, были весьма авторитетные творения!) вместился в трехтомнике «Нашего театра девяностых». Верный себе, внимательный и меткий критик, он большую часть своих заметок посвятил новшествам на театральных подмостках.

Как известно, во второй половине XIX века на подмостках Британии безраздельно царили мелодрамы, которые получили из уст Шоу названия добротно сделанных пьес с любовным сюжетом. Противопоставляя себя сложившемуся в те времена мейнстриму, критик заявил об очевидной актуальности драм, затрагивающих действительно жизненные ситуации, включавшие в себя конфликты внутри общества.

Вполне справедливо Бернард отмечал, что поставленные на подмостках театра произведения должны находить отклик в сердцах сограждан. Век Шекспира, по его словам, безвозвратно канул в прошлое.

Тогда же Шоу дебютировал в качестве драматурга. Начиная с его «Неприятных пьес» английский театр получил абсолютно новое течение, представленное в трактовке гениального творца как трагикомедия и трагифарс. Надо сказать, что именно эти жанры являются наиболее органичными для этого великолепного мастера.

С этого времени начинается творческий отсчет драматурга на его пути к всемирной славе. Первый громкий успех пришел к нему после постановки «Ученика дьявола» (1897). Уже в самом начале XX века он был признан гением нового театрального направления. К этому же времени относятся постановки наиболее значительных его «Майора Барбра», «Цезаря и Клеопатры», а также, безусловно, самого успешного «Человека и сверхчеловека».

В его понимании традиционная история выглядела аксиоматичной. Особых высот достигла ирония Шоу — в сочетании сатирического скепсиса и скепсиса, который ставил под сомнение саму разумность общественного устройства, а также реальность достигнутого прогресса.

Начало века совпало с поворотом во взглядах маэстро, известного своим воинствующим атеизмом, к социализму. Джордж страстно верил, что складывающаяся в России реальность способна сотворить величайшего индивидуума всех времен и народов.

Он свободен в своих взглядах, всемогущ, не имеет стремления к порочному своекорыстию, ему чужда мещанская ограниченность. Он живет в идеальном обществе, где царят равноправие и всесторонне развитая личность. Увы, история отодвинула эти мечты.

 Бернард Шоу  умер 2 ноября 1950, в Эйот-Сент-Лоренсе.

«Дом, где разбиваются сердца»

Пьеса «Дом, где разбиваются сердца», написанная в конце Первой мировой войны, ознаменовала новый период в творческом развитии Шоу. Ответственность за критическое положение современной морали автор возложил на английскую интеллигенцию. Для подтверждения этой мысли в конце пьесы появляется символичный образ корабля, сбившегося с курса, который плывет в неизвестность с капитаном, ушедшим со своего капитанского мостика и покинувшим свою команду в безразличном ожидании катастрофы.

В этой пьесе Бернард Шоу, краткая биография которого показывает его стремление к модернизации литературной системы, облачает реализм в новые одежды и придает ему другие, неповторимые черты. Автор обращается к фантастике, символике, политическому гротеску и философской аллегории. В дальнейшем гротескные ситуации и персонажи, отображающие фантастичность художественных типажей и образов, стали неотъемлемой частью его драматургии, а особенно ярко они проявляются в политической сатире. Они служат тому, чтобы открыть современному читателю глаза на истинное положение вещей при нынешней политической обстановке.

В подзаголовке автор именует свою пьесу «фантазией в русском стиле на английские темы», указывая, что образцом для него служили пьесы Л. Толстого и А. Чехова. Бернард Шоу, книги которого нацелены на изобличение внутренней нечистоты героев, по-чеховски исследует души и разбитые сердца действующих лиц своего романа, которые бездумно растрачивают культурное наследие нации.

Джордж Бернард Шоу(1856–1950)

ирландский драматург и романист


Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится её.

+7

7

Всякая профессия есть заговор против непосвященного.

1

+4

5

Все профессии — это заговор специалистов против профанов.

2

+2

4

Да, верующий, безусловно, счастливее скептика. Но этот факт мало отличается от того факта, что выпивший человек куда веселее трезвого.

1

+4

5

Там, где нет воли, нет и пути.

+5

5

Человека подкупает не сама лесть, а то, что его считают достойным лести.

1

+3

4

Наказанием лжеца оказывается не то, что ему больше никто не верит, а то, что он сам никому больше не может верить.

+5

5

Все великие истины начинались как кощунства.

1

+3

4

Деятельность — единственный путь к знанию.

+4

4

Кто умеет — делает, кто не умеет — учит.

1

+2

3

Наука никогда не решает вопроса, не поставив при этом десятка новых.

+4

4

Тайна наших несчастий в том, что у нас слишком много досуга для того, чтобы размышлять, счастливы мы или нет.

1

+2

3

Бойся человека, бог которого живёт на небе.

+4

4

Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.

+4

4

Мученичество — это единственный способ прославиться, не обладая никакими талантами.

+4

4

Постарайся получить то, что любишь, иначе придется полюбить то, что получил.

+4

4

Серьёзность — это потуги маленького человека на величие.

+4

4

Сколь многие думают, что у них доброе сердце, тогда как это всего лишь слабые нервы.

+4

4

Добродетель состоит не в отсутствии страстей, а в управлении ими.

+3

3

Опасность всегда существует для тех, кто её боится.

+3

3

Берегись человека, не ответившего на твой удар: он никогда не простит тебе и не позволит простить себя.

+3

3

Мудрость людей измеряется не их опытом, а способностью к опыту.

+3

3

Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.

+3

3

На небесах ангел не представляет собой ничего особенного.

1

+1

2

Никогда не указывайте на ошибки, если не знаете, как их исправить.

+3

3

Самопожертвование даёт нам возможность жертвовать другими без угрызения совести.

+3

3

Учёный — это лентяй, который убивает время работой.

+3

3

Ничто на свете так не оскорбительно, как безукоризненная вежливость с теми, с кем прежде был на короткой ноге.

+3

3

В жизни есть две трагедии. Одна — не добиться исполнения своего самого сокровенного желания. Вторая — добиться.

1

1

Ненависть — месть труса за испытанный им страх.

+2

2

Природа не терпит пустоты: там, где люди не знают правды, они заполняют пробелы домыслами.

1

1

Труднее всего отвечать на тот вопрос, который очевиден.

+2

2

Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.

+2

2

Дайте суеверному человеку науку, и он превратит её в суеверие.

+2

2

Каждая церковь должна быть Церковью Всех Святых.

+2

2

Критики, как вообще все люди, находят то, что ищут, а не то, что действительно есть перед ними.

+2

2

Убийство — крайняя форма цензуры.

+2

2

Мир не был бы сотворен, если б его творец думал, как бы не причинить кому-либо беспокойство.

+2

2

Единственный способ что-то узнать — это что-то делать.

+1

1

Золотое правило гласит, что нет золотых правил.

+1

1

Он не упустил ни одной возможности упустить возможность.

+1

1

Чувства заставляют человека думать, но мысли вовсе не заставляют его чувствовать.

+1

1

Люби ближнего не как самого себя. Это — дерзость, если ты доволен сам собой, и оскорбление, если ты не доволен собой.

+1

1

Дорога к невежеству вымощена роскошными изданиями.

Я никогда не противлюсь искушению, ибо знаю по опыту: то, что мне вредно, не искушает меня.

 Другие авторы на букву Ш 

Драматургия

1885—1896

  • «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885—1892)
    • «Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
    • «Профессия миссис Уоррен» (1893—1894)
  • «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
    • «Оружие и человек» (1894)
    • «Кандида» (Candida, 1894—1895)
    • «Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
    • «Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895—1896)

1896—1904

  • «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
    • «Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896—1897)
    • «Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
    • «Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
  • «Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
  • «Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
  • «Человек и сверхчеловек» (рус.)англ. («Man and Superman», 1901—1903)
  • «Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904—1910

  • «Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
  • «Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
  • «Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
  • «Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
  • «Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
  • «Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
  • «Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
    • «Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
    • «Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
    • «Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
    • «Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
  • «Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910—1919

  • «Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
  • «Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
  • «Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
  • «Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
  • «Пигмалион» (Pygmalion, 1912—1913)
  • «Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
  • «Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
  • «О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
  • «Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
  • «Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
  • «Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
  • «Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913—1919)

1918—1931

  • «Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918—1920)
    • Часть I. «В начале» (In the Beginning)
    • Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
    • Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
    • Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
    • Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)
  • «Святая Иоанна» (Saint Joan, 1923)
  • «Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
  • «Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933—1950

  • «Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933)
  • «На мели» (On The Rocks, 1933)
  • «Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
  • «Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
  • «Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
  • «Новое окончание „Цимбелина“» (Cymbeline Refinished, 1937)
  • «Женева» (Geneva, 1938)
  • «Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
  • «Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
  • «Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
  • «Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
  • «Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950)

Краткая биография

Джордж Бернард Шоу появился на свет двадцать шестого июля 1856 года в столице Ирландии — Дублине. Отец, Джон Шоу, был торговцем и специализировался на зерновых культурах. Однако торговля — не самый стабильный вид заработка, поэтому Джон постепенно обанкротился и начал много выпивать. Мама, Люсинда Шоу, профессионально работала певицей. Родители помимо Бернарда воспитывали ещё двух девочек:

  1. Люсинду Франсес.
  2. Элионору Агнес.

С детства мальчик начал обучаться в Уэсли — одном из колледжей города. В одиннадцать лет парень поступил в протестантскую школу. Там изучением научных трудов не занимались, а всё свободное время посвящали духовному обучению, много читали монастырскую билль. Пастыри в то время не гнушались применять физические наказания, наоборот, думали лишь о пользе силы в воспитании, поэтому постоянно наказывали ребят розгами.

Бернард ненавидел образовательную систему, с ненавистью вспоминал школьные годы. Впоследствии он говорил, что учился очень плохо, возможно, хуже всех в классе.

Мама и папа после разорения не могли платить за обучение сына в колледже, но их связи помогли занять парню хорошее рабочее место. Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, он пошёл работать в контору по сделкам с недвижимостью и стал там клерком.

В обязанности Шоу был включён сбор платы за предоставляемое жильё с нищих жителей города. Эти воспоминания были одними из самых тяжёлых в жизни Бернарда. Он не любил собирать деньги с бедняков. Все свои переживания он впоследствии оставил на бумаге: появилась «неприятная» пьеса «Дом вдовца».

Когда Джорджу Бернарду исполнилось шестнадцать лет, его мама поругалась с мужем, забрала девочек-сестёр и отправилась в столицу Великобритании. Юноша остался с отцом, продолжив работать с недвижимостью.

Библиография

  • Brown, G.E. «George Bernard Shaw». Evans Brothers Ltd, 1970
  • Chappelow, Alan. «Shaw the Villager and Human Being — a Biographical symposium», with a preface by Dame Sybil Thorndike (1962). «Shaw — „the Chucker-Out“», 1969.
  • Elliot, Vivian. «Dear Mr Shaw Selections from Bernard Shaw’s postbag» Bloomsbury, 1987 . With an introduction by Michael Holroyd
  • Evans, T.F. «Shaw: The Critical heritage». The Critical Heritage series. Routlege & Kegan Paul, 1976
  • Gibbs, A.M (Ed.). «Shaw: Interviews and Recollections».
  • Gibbs, A.M. «Bernard Shaw, A Life». University of Florida Press, 2005.
  • Henderson, Archibald. «Bernard Shaw: Playboy and Prophet». D. Appleton & Co., 1932
  • Holroyd, Michael (Etd). «The Genius of Shaw: A symposium», Hodder & Stoughton, 1979
  • Holroyd, Michael. «Bernard Shaw: The One-Volume Definitive Edition», Random House, 1998

Категории : Метки :

30 ЛУЧШИХ ЦИТАТ ДЖОРДЖА БЕРНАРДА ШОУ

  1. Мир состоит из бездельников, которые хотят иметь деньги, не работая, и придурков, которые готовы работать, не богатея.
  2. Революции никогда не облегчали бремя тирании; они лишь перекладывали это бремя с одного плеча на другое.
  3. Газета — это печатный орган, не видящий разницы между падением с велосипеда и крушением цивилизации.
  4. Мой способ шутить — это говорить правду. На свете нет ничего смешнее.
  5. Секрет успеха – в том, чтобы вызвать возмущение у как можно большего числа людей.
  6. Любите мужчин. Им очень нужна ваша любовь. Даже если они в этом никогда не признаются. За каждым великим мужчиной всегда есть женщина, которая в него верила. И любила по-настоящему.
  7. Больше всего люди интересуются тем, что их совершенно не касается.
  8. Если мой сосед бьет свою жену ежедневно, а я — никогда, то по статистике мы оба бьем свою жену через день.
  9. Если вы начинаете с самопожертвования ради тех, кого любите, то закончите ненавистью к тем, кому принесли себя в жертву.
  10. Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности.
  11. Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его.
  12. Непристойность можно отыскать в любой книге, за исключением телефонной.
  13. Читая биографию, помните, что правда никогда не годится к опубликованию.
  14. Идеальный муж — это мужчина, считающий, что у него идеальная жена.
  15. Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие — великий дар.
  16. Искренним быть не опасно, тем более если вы вдобавок глупы.
  17. Люди, умеющие веселиться, не имеют денег, а люди, имеющие деньги, не умеют веселиться.
  18. Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от намерения вас повесить.
  19. Мученичество — единственный способ прославиться, не имея никаких способностей.
  20. Ненависть — месть труса за испытанный им страх.
  21. Вор – не тот, кто крадет, а тот, кого поймали.
  22. Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, то, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.
  23. Тот, кто умеет – делает, кто не умеет — учит других.
  24. Стареть – скучно, но это единственный способ жить долго.
  25. Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков.
  26. Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся ими, то у каждого из нас будет по две идеи.
  27. Моя слава росла с каждой моей неудачей.
  28. Человек — как кирпич: обжигаясь, твердеет.
  29. Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
  30. Единственный, кто поступал разумно, был мой портной. Он снимал с меня мерку заново каждый раз, когда видел меня, в то время как все остальные подходили ко мне со старыми мерками, ожидая, что я им буду соответствовать.
  31. Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, что создать себя.
  32. Научился говорить — значит вырос, научился молчать — значит поумнел.
  33. Постарайтесь получить то, что любите, иначе придется полюбить то, что получили.

В столице Великобритании

На дворе шел 1876 год, когда мать и сын вновь встретились. В Лондоне Бернард не тратил время впустую, не растрачивал его на праздность и развлечения, а посещал музеи и библиотеки. В столице он создал свои первые произведения, стал вести музыкальную колонку в газете.

До 1885 года Шоу не был широко известен, а его ранние романы не пользовались популярностью. Лишь в 85-м, когда он стал творческим критиком, его имя стало произноситься в обществе намного чаще. Шоу был критиком в лондонском журнале «London World».

Работая творческим критиком, Шоу писал порой разгромные статьи, для него не существовало авторитетов

В начале 1890-х годов Бернард увлекся фабианским социализмом. Это течение предполагало преобразование капиталистического общества в социалистическое, но постепенно и мирно. Вращение в кругах фабианского сообщества принесло Шоу знакомство с девушкой Шарлоттой Пейн-Таунсхенд, которая в 1898 году станет его женой. Несмотря на то, что он прожил с этой женщиной всю жизнь, и его прах был развеян вместе с её, писатель позволял себе иметь некоторые связи на стороне.

1892 год стал датой драматургического успеха Бернарда Шоу – вышла его первая пьеса. К началу 20-го века он стал уже известным драматургом, а за всю жизнь в общей сложности написал 63 пьесы. Ещё в 1882 году Шоу написал роман «Профессия Кашеля Байрона», который вышел в 1886 году, и это был первый опубликованный романов писателя. Первые пять романов автора были напечатаны позднее. Как мы видим, прославиться ему помогла, в первую очередь, драматургия.

В 1898 году Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунсхенд. Они прожили вместе 45 лет

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118642375 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012-2016.
  2. идентификатор BNF : платформа открытых данных — 2011.
  3. Bernard Shaw
Бернард Шоу
Bernard Shaw
Имя при рождении George Bernard Shaw
Дата рождения 26 июля (1856-07-26 )
Место рождения
Дата смерти 2 ноября (1950-11-02 ) (94 года)
Место смерти Хартфордшир , Англия
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Годы творчества
Язык произведений английский
Премии Нобелевская премия по литературе ()
Награды
Произведения на сайте Lib.ru
Файлы на Викискладе
Цитаты в Викицитатнике

Один из двух людей в истории (второй — Боб Дилан), удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искромётную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар » ( , за сценарий фильма «Пигмалион »). Активный пропагандист вегетарианства.

Первые шаги в мир писательства

Вскоре молодой человек понял, что ему не по душе то как он живет и он отправился повидать мать и сестер в Лондон. Приехав в Великобританию Шоу изменился, он начал проводить много времени в библиотеках, изучая литературу и начав впервые писать собственные произведения. По началу его работы никого не интересовали и ему пришлось войти в пир писательства через критику. Лишь после того как Шоу стал успешным литературным критиком его романы были замечены публикой. Первым продуктом его писательской деятельности, поступившим в печать, стал роман «Профессия Кашеля Байрона», созданный в 1882 году. Само произведение было опубликовано лишь через четыре года после окончания работы над ним. Некоторые моменты в книге показывают жизнь самого писателя. Главный герой занимался боксерскими боями, как и сам автор, который полюбил этот довольно агрессивный вид спорта. Примечательно что сами поединки происходили в Англии, и своего рода поединок в мире писателей начался у Шоу как раз по прибытию в Лондон.

Биография Бернарда Шоу

Джордж Бернард Шоу родился и вырос в Дублине (Ирландия). Дата рождения 26.07.1856 г., знак зодиака – Лев. Отец торговал зерном, мать была профессиональной певицей. В семье со скромным достатком было трое детей.

Между супругами нередко случались скандалы. Родительской душевной теплоты Джордж не помнил. Вместо ласки малыш часто получал подзатыльники.

В детстве мальчик посещал колледж

Затем его отдали в протестантскую школу, в которой внимание уделялось духовному развитию, а не наукам. Здесь же практиковались физические наказания за непослушание

Представьте, что пришлось терпеть парню, ведь он был одним из худших учеников.

Юноша терпеть не мог школу. Школьный период был самым ужасным в его жизни. В 15 лет он с удовольствием начал работать клерком в конторе по недвижимости. Вскоре его родители развелись. Мать с дочерьми уехала в Лондон. Джордж остался с отцом, продолжая трудиться в конторе.

Через четыре года он с легкостью покинул Дублин, с которым его связывали лишь грустные воспоминания, и переехал к матери.

Бернард Шоу в молодости

Лондон

На дальнейшее образование Бернарда денег не было и в семье матери. 20-летний Джордж занялся самообразованием: много читал, посещал музеи. Допоздна засиживался в читальном зале Британского музея.

На протяжении восьми лет молодой человек писал романы и статьи. Свои труды он направлял в разные издательства Лондона, из которых приходили лишь отказы. Но молодой писатель не отчаивался, сохранял веру в себя, оптимизм и любовь к жизни. Стесняясь своей бедности, парень не общался с девушками.

После прочтения «Капитала», Шоу объявил себя социалистом и вступил в общество, пропагандирующее социалистические идеи. Он стал активно выступать с лекциями, не получая за это ни пенса.

Случайное знакомство с писателем Арчером внесет коррективы в жизнь Бернарда. Джордж решает попробовать себя в журналистике. Сначала он работал внештатным корреспондентом, трудился как музыкальный критик в журнале London World. Затем, в журнале «Сатердей ривью», он работал в качестве театрального критика.

Дебютом 36-летнего драматурга стала пьеса «Дом вдовца». Первый настоящий успех принесла пьеса «Ученик дьявола» (1897).

Дом писателя в Хартфордшире, недалеко от Лондона. Здесь он жил и работал последние 44 года

В 1913 г. «жемчужиной» драматургии стала пьеса «Пигмалион», имевшая ошеломляющий успех. В 1925 г. Шоу получил «Оскар» за сценарий фильма «Пигмалион». За свою долгую жизнь драматург написал 56 пьес.

Вы не поверите, но писатель был равнодушен к деньгам. В 1925 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе, но от денег отказался!

Путешествия

Бернард Шоу очень любил путешествовать. Несмотря на почтенный возраст, он побывал во многих странах, включая СССР. Являясь социалистом, в 1931 году он встречался с Иосифом Сталиным.

Личная жизнь

Писатель впервые женился, когда ему было 40 лет. Его супругой стала 20-летняя Шарлотта Пейн-Таунзенд. Она была богатой наследницей, но Шоу был абсолютно равнодушен к ее миллионам.

Шарлотта Пейн-Таунзенд (1876-1940)

Брак оказался счастливым. Супруги прожили вместе 45 лет. Шарлотта умела создать домашний уют, была опорой и помощником в делах мужа. Детей у пары не было. Свою супругу Бернард пережил на 7 лет.

В семейной жизни был и сложный период, когда супруг увлекся актрисой Стеллой Патрик Кэмпбелл. Для нее была написана главная роль в пьесе «Пигмалион». Затем бурный роман актрисы и драматурга перешел в дружеские отношения.

Стелла Патрик Кэмпбелл (1865 — 1940)

Любимый сад

В пожилом возрасте у него была отличная память, ясность ума. Он продолжал трудиться, но произошел несчастный случай. Работая в любимом саду, Бернард упал и сломал бедро. Пришлось перенести две операции.

Вскоре великий драматург покинул этот мир. Ему было 94 года. Неунывающий жизнелюб легко бы прожил еще десяток лет! Кстати, писатель был вегетарианцем.

Могилы Бернарда Шоу не существует. Согласно его завещанию, тело было кремировано, а прах развеян в саду. Неповторимый, неунывающий, с тонким чувством юмора, бесстрашный, независимый, остроумный, оригинальный и непредсказуемый Шоу…

Цитаты Бернарда Шоу о жизни

Жизнь, в которой сделали много ошибок, не только более благородна, но и более полезна, чем жизнь, в которой не сделали ничего.

Репутация — это маска, которую человеку приходится носить точно так же, как брюки или пиджак.

Поистине счастлив тот, кому любимое занятие даёт средства к жизни.

Алкоголь — это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием «жизнь».

В жизни может быть две трагедии: одна в том, чтобы не получить того, чего жаждет сердце; вторая – в том, чтобы получить это.

Жизнь состоит не в том, чтобы найти себя. Жизнь состоит в том, что создать себя

Вера — это исключительно вопрос вкуса.

Молодость — чудесное время. Какое преступление тратить её на детей.

Я должен жить для других, а не для себя.

А что такое жизнь, как не цепь вдохновенных безрассудств?

Я в юности тоже очень огорчался, что работа моя несовершенна. Сравнивал собственные первые шаги с последними шагами других и, естественно, страдал, наблюдая печальную разницу.

Воображение — это начало создания. Вы воображаете то, что хотите; вы желаете то, что воображаете; и, наконец, вы создаёте то, что желаете.

В течение каждой минуты, когда вы сердиты, теряется шестьдесят секунд счастья.

Королями не рождаются, ими становятся благодаря всеобщей галлюцинации.

О чем писал Шоу?

Персонажи пьес, которых создавал драматург, были философами, простолюдинами и типичными обывателями. Они больше рассуждали о жизни, чем действовали и принимали решение.

В произведениях Шоу все неприглядные вещи и поступки всегда назывались своими именами, не вуалировались, а гротеско выставлялись напоказ.

Шоу любил посмеяться над недостатками и пороками английского общества. Простые зрители обожали его работы, а аристократия долго не могла привыкнуть к его стилю. Но все же потом и у этого социального слоя Бернард Шоу снискал признание. Великий драматург часто работал до изнеможения, полностью отдавая всего себя искусству и серьезной литературе. Его труды поздно получили заслуженную славу, но Шоу продолжал упорно трудиться, и добился успеха.

Период учебы

Шоу посещал «колледж Уэссли» в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В 11 лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником.

Школу он называл самым вредным этапом своего образования. Вот одна из его цитат на эту тему:

Отношение к систему образования

Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.

Несмотря на такое отношение Бернард Шоу известен своей образованностью, но заслуга эта принадлежит исключительно к желанию развиваться. Шоу достаточно много времени проводил за свою жизнь в читальных залах библиотек – занимался саморазвитием.

Публикации текстов

Публикации оригинальных текстов Основные русскоязычные переводные публикации

  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу: в 10 т. . — М. : В. М. Саблин, 1910-1911.
  • Полное собрание сочинений Бернарда Шоу: в 9 т. . — М. : Современные проблемы, 1910-1913.
  • Шоу Б. Избранные произведения: в 2 т. . — М. : ГИХЛ , 1956.
  • Шоу Б. Пьесы / Вступ. ст., сост., примеч. З. Т. Гражданской. — М. : Художественная литература, 1969. — 704 с. — (Библиотека всемирной литературы . Сер. третья; т. 200).
  • Шоу Дж. Б. Письма / Сост. А. И. Образцовой ; пер. И. М. Бернштейн ; изд. подг. И. М. Бернштейн, А. А. Елистратова, А. И. Образцова; отв. ред. А. А. Елистратова. — М. : Наука, 1971. — 400 с. — (Литературные памятники / Академия наук СССР ; председатель редколлегии Д. С. Лихачёв).
  • Шоу Б. Собрание сочинений: в 6 т. . — М. : Искусство, 1978-1981.
  • Шоу Б. О драме и театре / Сост. и авт. вступ. статьи А. Аникст. — М. : ИИЛ , 1963. — 640 с.
  • Шоу Б. О музыке и музыкантах: Сборник статей / Сост., пер. с англ., введ., и коммент. С. Кондратьева. — М. : Музыка, 1965. — 338 с.

Биография

Джордж Бернард Шоу родился в Дублине года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры: Люсинда Франсес, театральная певица, и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21-м году жизни.

Шоу посещал Уэсли-колледж (англ. Wesley College) в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В 11 лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю». Система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе.

В 15 лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца». Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями. Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.

В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.

В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.

В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого — установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену, Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.

В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.

Бернард Шоу интересные факты

Выдающийся драматург увлекался боксом и даже выступал на состязаниях. Шоу выступал в среднем весе. Именно занятия боксом дали начинающему тогда писателю богатый материал для написания романа о боксерах «Профессия Кэшеля Байрона»

Драматург часто любил сам вести машину, забирая руль у личного шофера.

Писатель был вегетарианцем и дожил до 94 лет. В 70 лет на вопрос «как вы себя чувствуете?» он ответил: «Прекрасно, только мне докучают врачи, утверждая, что я умру, если не буду есть мясо». В 90 лет на тот же вопрос он отвечал: «Прекрасно, больше меня никто не беспокоит: те врачи, которые меня пугали, что я не смогу прожить без мяса, уже умерли».

Умер Шоу 2 ноября 1950 года. По его желанию тело его было сожжено без всяких обрядов, а прах смешан с прахом жены и рассыпан в его любимом саду.

Единственный человек, удостоенный одновременно и Нобелевской премии по литературе (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой») и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»).

Шоу отказался от денежной части Нобелевской премии по литературе (однако принял медаль лауреата).

Шоу один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.

Это интересно: Биография и факты: Олег Попов. Советский артист цирка, клоун, актер

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: