Детство и юность
Зимой 1770 года в бедном квартале Бонны родился Людвиг Ван Бетховен. Крещение младенца состоялось 17 декабря. Дед и отец мальчика отличаются певческим талантом, поэтому работают в придворной капелле. Детские годы малыша сложно назвать счастливыми, ведь постоянно пьяный отец и нищенское существование не содействуют развитию таланта.
Портрет Людвига Ван Бетховена
Людвиг с горечью вспоминает собственную комнатку, расположенную на чердаке, где стояли старый клавесин и железная кровать. Иоганн (папа) часто напивался до беспамятства и избивал супругу, вымещая зло. Периодически побои доставались и сыну. Мама Мария нежно любила единственного выжившего ребенка, пела малышу песни и как могла скрашивала серые безрадостные будни.
У Людвига в раннем возрасте проявились музыкальные способности, что сразу заметил Иоганн. Завидуя славе и таланту Амадея Моцарта, имя которого уже гремит в Европе, решил воспитать из собственного ребенка похожего гения. Теперь жизнь малыша наполнилась изнуряющими занятиями игры на фортепиано и скрипке.
Людвиг Ван Бетховен в детстве
Отец, выясняя одаренность мальчика, заставил упражняться одновременно на 5 инструментах — органе, клавесине, альте, скрипке, флейте. Юный Луи часами корпел над музицированием. Малейшие ошибки карались поркой и побоями. Иоганн приглашал к сыну учителей, чьи уроки по большей части бездарны и бессистемны.
Мужчина стремился быстро обучить Людвига концертной деятельности в надежде на гонорары. Иоганн даже попросил увеличения жалования на работе, пообещав устроить в капеллу архиепископа одаренного сына. Но семья не зажила благополучнее, так как деньги уходили на спиртное. В шестилетнем возрасте Луи, понукаемый отцом, дает концерт в Кельне. Но полученный гонорар оказался крошечным.
Людвиг Ван Бетховен в молодости
Благодаря материнской поддержке юный гений начал импровизировать и конспектировать собственные произведения. Природа щедро одарила ребенка талантом, но развитие было сложным и мучительным. Людвиг так сильно погружался в мелодии, создающимися в сознании, что выйти из этого состояния самостоятельно не мог.
В 1782 году директором придворной капеллы назначают Кристиана Готлобу, который становится учителем Луи. Мужчина рассмотрел в юнце проблески одаренности и занялся его образованием. Понимая, что музыкальные навыки не дают полноценного развития, прививает Людвигу любовь к литературе, философии и древним языкам. Шиллер, Гете, Шекспир становятся кумирами юного гения. Бетховен жадно изучает произведения Баха и Генделя, мечтая о совместной работе с Моцартом.
Людвиг Ван Бетховен в молодости
Музыкальную столицу Европы, Вену, юноша впервые посетил в 1787 году, где познакомился с Вольфгангом Амадеем. Прославленный композитор, услышав импровизации Людвига, пришел в восторг. Изумленным присутствующим Моцарт сказал:
Бетховен договорился с маэстро о нескольких уроках, которые пришлось прервать из-за болезни матери.
Вернувшись в Бонн и похоронив мать, юноша погрузился в отчаяние. Этот болезненный момент в биографии отрицательно сказался на творчестве музыканта. Юноша вынужден ухаживать за двумя младшими братьями и терпеть пьяные выходки отца. Молодой человек обратился за денежной помощью к принцу, который назначил семье довольствие в 200 талеров. Насмешки соседей и издевательства ребятни сильно ранили Людвига, который говорил, что выберется из нищеты и заработает деньги собственным трудом.
Памятник Людвигу Ван Бетховену
Талантливый юноша нашел в Бонне покровителей, которые обеспечили свободный доступ на музыкальные собрания и салоны. Семейство Бройнинг взяло опеку над Луи, который обучал музыке их дочь Лорхен. Девушка вышла замуж за доктора Вегелера. До конца жизни учитель поддерживал дружеские отношения с этой парой.
Интересная история из биографии
Достоверно известно, что Людвиг никогда не любил чиновников. После того, как он оглох, его общение с друзьями имело вид переписки. В так называемых «разговорных тетрадях» они вели различные диалоги.
Музыкант Шиндлер имел 3 таких тетради, однако он вынужден был их сжечь, так как там было много выпадов и резких слов по отношению к действующей власти.
Биографы рассказывают, что однажды, гуляя с Иогангом Гёте по чешскому городу Теплице, они повстречали императора Франца в окружении большой толпы придворных.
Гёте отошел в сторону и почтительно раскланялся, в полном соответствии с принятыми тогда обычаями.
Бетховен же и не подумал сворачивать со своего пути. Он прошел сквозь толпившуюся вокруг монарха свиту, едва притронувшись к своей шляпе.
По этому случаю была даже написана картина, которую вы можете видеть выше.
Основные факты биографии
- 1781 – становится помощником органиста.
- 1787 – Людвиг посещает Вену, что приносит ему знакомство с Моцартом, у которого он планирует обучаться. После новости о смерти матери он уезжает в Бонн и становится единственным, кто может прокормить семью. Работает альтистом в оркестре, где ставятся оперы немецких, французских и итальянских авторов.
- 1789 – продолжает образование, и посещает лекции на факультете философии, в Боннском университете.
- 1792 – переезжает в Вену и начинает занятия с австрийским композитором Францем Гайдном. Но вскоре, из-за разочарования в учителе, находит себе другого наставника – Антонио Сальери.
- 1795 – Бетховен обретает славу лучшего пианиста-виртуоза в Вене, после выступления пианистом на благотворительном вечере, проводимом для поддержки осиротевших музыкантов и вдов.
- 1796 – Тур по Европе: Берлин, Прага, Дрезден, турне оборачивается успехом. Начинает терять слух. Врачи диагностируют тиннитус – воспаление внутри ушной раковины. Заболевание сопровождается шумом, звоном, шипением и свистом в ушах. Доктора советуют ему уехать в Хайлигенштадт, для уединения и тишины. Там же Бетховен понимает, что глухота прогрессирует. Мысли о самоубийстве приходят все чаще. В этот период он начинает писать симфонию № 3, которая получит название «Героическая».
- 1799 – посвящает Патетическую сонату (№ князю Лихновскому. Знакомится с семьей Брунсвик.
- 1800 – в Придворном театре Вены автором исполняется симфония № 1. По просьбе Сальваторе Вигано, итальянского хореографа и балетмейстера театра, пишет «Творения Прометея».
- 1802 – подтверждается, что болезнь неизлечима. Бетховен уезжает из Вены. Завершает работу над произведением «Христос на Масленичной горе». Пишет братьям письмо, которое впоследствии получило название Гейлигенштадтского завещания.
- 1803 – сочиняет «Крецеровую» сонату, названную в честь его французского друга. 5 апреля проходит концерт из произведений композитора.
- 1805 – впервые исполняется опера «Фиделео» в театре «Ан дер Вин» под руководством Бетховена.
- 1808 – в декабре первый раз исполняются симфонии №5 и №6, солирует Людвиг. В Касселе ему предлагают должность капельмейстера.
- 1809 – Бетховен принимает решение остаться в Вене. Такое решение он принимает благодаря подписанию представителями знатных семей Чехии декрета о выплате ему ежегодных субсидий.
- 1810 – Создается произведение посвященное трагедии Гете «Эгмонт».
- 1812 – летом происходит личная встреча с Гете в Теплице. Пишет письмо, которое после станет известно, как «письмо к бессмертной возлюбленной». Проводит благотворительный концерт в Карловых-Варах в пользу погорельцев Бадена.
- 1813 – первое исполнение симфонии №7 во время концерта, на котором присутствовали русский и австрийский императоры, а также участники Венского конгресса. Концерт был посвящен воинам-инвалидам.
- 1814 – в феврале впервые исполняется симфония № 8. Опера «Фиделио» ставится в третьей редакции в «Кёрнт-нертортеатре». Бетховен последний раз выступает пианистом-ансаблистом.
- 1815 – умирает его брат Карл, что приводит к судебным процессам со вдовой, по вопросу опеки над племянником.
- 1823 – заканчивает работу над «Торжественной мессой» и называет ее одним из своих великих творений.
- 1824 – в апреле при содействии Голицына исполняет «Торжественную мессу» в Петербурге. В венском театре на последнем бенефисе композитора, впервые звучит симфония №9. Но к этому моменту слух окончательно утрачен и об аплодисментах он узнает, лишь повернувшись лицом к залу.
- 1825 – планирует написать десятую симфонию и музыку к «Фаусту».
- 1826 – здоровье Бетховена резко ухудшается и в декабре ему проводят первую хирургическую операцию, чтобы спасти от цирроза печени.
- 1827 – зимой проводится три повторных операции. Весной он пишет последние письма к Вегелеру и Мошелесу. 26 марта умирает в Вене, в возрасте 57 лет от пневмонии отягченной водянкой и желтухой.
KONSPEKTY.NET
Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор, дирижёр, пианист.
Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Бонее, Германия, в семье потомственных музыкантов. Отец, Иоганн Бетховен, был человеком активным, местами вспыльчивым. Работал певцом. Всячески содействовал обучению сына. Мать, Мария-Магдалина Кеверих (в девичестве), дочь шеф-повара курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа.
Бетховен рано освоил игру на скрипке, клавесине, органе. Первым учителем, помимо домашних уроков отца, был К. Нефе, руководитель придворной капеллы. Кристиан Нефе обучил Бетховена классике: Генделю, Гайдну, Баху, Моцарту.
С 12 лет Бетховен писал свои сочинение. Первое – вариация марша Дресслера. В этом же возрасте начал музыкальную карьеру – получил должность придворного органиста. Талантливого юношу заметили в Вене. Популярный в те время Моцарт предрек большое будущее композитору. Бетховен также брал уроки у известного музыканта.
В 1785 году Бетховен был в распоряжении Макса Франца Второго, а позднее переехал в Вену и снискал популярность у эрцгерцога Рудольфа, графа Кинского и князя Лобковица. Каждый из перечисленных правителей старался как можно чаще приглашать Бетховена музицировать на балах.
В 1814 году – период всеобщий популярности композитора. Основная музыкальная деятельность проходила теперь только в Вене, хотя и более маленькие города время от времени удостаивались чести принять новую звезду музыкального Олимпа Германии.
В этот период прогрессирует ранее выявленная болезнь Бетховена – глухота отнимала возможность зарабатывать на хлеб, творить и наслаждаться жизнью. Концертную деятельность Бетховен не бросал до последнего, а писать музыку продолжил и после победы недуга – надиктовывал свекру ноты.
Произведения Бетховена 18-19 вв.:
- Соната №8 для фортепиано «Патетическая»
- Соната №14 «Лунная» для фортепиано;
- Оратория «Христос на Елеонской горе»;
- «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно;
- «Третья симфония – посвящена Наполену I – «Героическая»;
- Ода «к радости»;
- «Девятая симфония»;
- Опера «Фиделио»;
О творчестве композитора: первый период – становление композитора, — характеризуется работами для органа и широкой публики. Произведения возвышенные, носят героических характер, часто посвящены покровителю или известному общественному деятелю.
Поздний период творчества Бетховена – стройный ряд фортепьянных сонат. Всего их 32 в арсенале композитора. Музыка становится более тяжелой, вероятно, омраченная болезнью композитора, что повлияло на мировосприятие автора. Предсмертное творчество – «Девятая симфония» 1823 года, — отличается от более ранних работ. Она стала странной и болезненной точкой в такой же краткой жизни, как биографии немецкого композитора.
Бетховен о музыке:
- Музыка – это народная потребность.
- Музыка – медиатор между духовной жизнью и реальной чувственностью.
- Нет ничего выше, прекраснее, чем приносить счастье многим людям.
- Сердце – вот настоящий рычаг всего великого. Что от сердца исходит – к сердцу должно привести.
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(49 оценили, оценка: 3,57 из 5) Loading…
- В каком городе родился Бетховен?
- Высказывания о математике великих людей для детей
- Видео: Бетховен биография и творчество
- Полезные привычки для детей. Какие бывают привычки у детей?
- Видео: Высказывания о математике великих людей для детей
- Видео: Полезные привычки для детей. Какие бывают…
- Бетховен биография и творчество
- Какие произведения написал Бетховен?
- Людвиг ван Бетховен краткая биография
- Бах: биография кратко для детей
- Видео: Бетховен – биография кратко, для детей
- Где родился Бетховен?
Педагогическая деятельность Бетховена
Рассказывать краткую биографию Бетховена невозможно без упоминания об его учениках. Обучать музыке композитор начал еще в то время, когда в жил в родном городе. Его первый ученик до последнего дня жизни оставался верным и преданным другом Бетховена.
Следующей ученицей Людвига стала юная графиня Джульетта. Композитор был влюблен в девушку и всерьез думал о том, чтобы жениться на ней. Существует мнение, что знаменитую «Лунную сонату» он посвятил именно ей. Еще одной ученицей Бетховена стала Тереза Брунсвик. Она обладала музыкальным талантом, виртуозно играла на рояле, дирижировала и прекрасно пела, однако свою жизнь решила посвятить воспитанию детей. С Бетховеном они сохранили долгую и крепкую дружбу.
Ученицей композитора была и Доротея Эртман – популярные немецкая пианистка. Первым и единственным ребенком, которого обучал Бетховен, стал Карл Чени. Ему было всего девять лет, но он уже выступал со своими концертами. Он долго называл композитора Робинзоном Крузо, потому что в квартире у него всегда был беспорядок, а внешний вид Бетховена оставлял желать лучшего. Карл прозанимался у композитора около пяти лет. Однако никто из учеников Бетховена не унаследовал его манеру игры. Каждый привнес в свое творчество личные особенности. Это лишний раз доказывает, что Бетховен был не только великим композитором, но и выдающимся наставником.
Любопытные факты о Бетховене, его музыке и творчестве
- «Творения Прометея» — единственный балет, написанный Бетховеном.
- Бетховен был глухим, когда писал «Оду радости». Во время премьеры симфонии 7 мая 1824 года не было слышно громовых аплодисментов.
- Однажды композитор написал элегию пуделю. Произведение называлось «Tod eines Pudels» или «Элегия на смерть пуделя».
- В последние годы своей глухоты и печали Бетховен сочинил так называемые «поздние квартеты». Они опередили его время, поэтому зрители не знали, как реагировать на эту музыку. Сегодня они считаются одними из величайших музыкальных произведений в истории.
- Бетховен любил гулять по лесу. Эти походы вдохновили композитора на создание некоторых из его величайших произведений, таких как «Пасторальная симфония».
- Бетховен по-прежнему популярен, а современные фильмы используют его музыку. Его работы можно найти в таких фильмах, как «Заводной апельсин», «Общество мертвых поэтов», «Крепкий орешек», «Знание» и «Бессмертные возлюбленные».
- Последняя полная симфония Бетховена — Симфония № 9 ре минор. Она считается одним из его величайших произведений. И одним из самых важных достижений в западной музыке.
- Соната Бетховена «Лунный свет» — одно из величайших фортепианных произведений Бетховена, но он никогда не знал это произведение как «Лунную сонату». Он просто назвал ее «Соната для фортепиано № 14», и поэтическое прозвище она получила только в 1832 году, через пять лет после смерти Бетховена. Немецкий поэт Людвиг Рельштаб сказал, что первая часть звучала как лунный свет, сияющий на озере Люцерн, и название прижилось.
Факты о 9-й симфонии Бетховена
- Девятая симфония Бетховена послужила прототипом для мирового хита «Песнь радости», написанного в 1970 году.
- На 9-й симфонии Бетховена, которая длится 70 минут, был основан и 80-минутный стандарт продолжительности компакт дисков в 1982 году. Знаменитый дирижер Герберт фон Караян сказал, что на компакт-диске должно быть достаточно места для полной 9-й симфонии Бетховена.
- «Ода радости» Бетховена звучит в фильме 1988 года «Крепкий орешек».
- С 1972 года мелодия 9-й симфонии Бетховена является официальным гимном Совета Европы. Произведение также разыгрывается в других праздничных случаях (например, в конце года). По просьбе Совета Европы Герберт фон Караян аранжировал три инструментальные версии: для фортепиано, для духовых инструментов и для оркестра. Его инструментальная версия является официальным гимном Европейского Союза с 1985 года.
- На Олимпийских играх между 1956 и 1964 годами, ода стала гимном общегерманской сборной, а в 1968 году — гимном обеих немецких олимпийских сборных.
- Девятая симфония Бетховена включает слова из стихотворения Фридриха Шиллера «Ода радости», в котором подчеркивается всеобщий мир и гармония.
- Когда закончилось первое исполнение его 9-й симфонии, Бетховен не услышал громовых аплодисментов и остался спиной к толпе. Хотя люди были полны решимости заставить его осознать, как сильно они любили его симфонию, и пять раз делали овации стоя. Легенда гласит, что к маэстро подошла молодая певица и развернула его лицом к публике, чтобы он смог увидеть овации.
Посмотрите фрагмент фильма «Бессмертная возлюбленная» в котором звучит Симфония №9 Бетховена.
Кратко о Бетховене, факты для детей
- Бетховен написал свое первое произведение, когда ему было всего 12 лет.
- У него была смуглая кожа. Из-за этого в школе его прозвали «испанцем».
- Великий композитор никогда не был женат и у него не было детей. Но после смерти брата, он взял под опеку своего племянника Карла.
- Основатель Римской республики Луций Юний Брут был героем и кумиром Бетховена. Статуэтка Брута всегда была на его столе.
- Людвига ван Бетховена часто считают первой в мире «рок-звездой» за его растрепанные волосы, неуважение к власти и революционной музыки.
- Перед смертью Шуберт попросил, чтобы его похоронили рядом со своим кумиром Бетховеном.
- Космический корабль «Вояджер» несет на себе золотую виниловую пластинку, на которой, помимо других великих работ, находятся две пьесы Бетховена.
Последние мысли
Когда мы говорим о великих композиторах, имя Бетховена обязательно попадет в длинный список выдающихся людей. Помимо того, что Людвиг ван Бетховен был пионером классической эпохи, он дал новое определение сонатам для фортепиано как в техническом, так и в музыкальном плане.
Он стал одним из самых влиятельных композиторов, написав десятки симфоний, концертов, сонат для фортепиано и струнных квартетов. Но есть еще много интересного, что можно узнать о Людвиге ван Бетховене, глухом композиторе, навсегда изменившем музыку.
Людвиг ван Бетховен: творчество
Сочинительством музыки Людвиг начал заниматься, еще живя в Бонне. Считая первые произведения слабыми, он их несколько раз переделывает. Произведения Бетховена юношеской поры немногочисленны. Самое знаменитое из них — «Сурок».
По-настоящему известным композитор стал после переезда в Вену. Период с 1792-го по 1802-й ознаменовался относительной успешностью:
- Поначалу Бетховена ценили как пианиста-виртуоза, ловко использовавшего в игре крайние регистры инструмента.
- Позже начали пользоваться популярностью произведения, особенно камерные — квартеты, сонаты и пр.
Биография Бетховена — творческий путь: YouTube / Полезные заметки После начала болезни Бетховен некоторое время проводит в Хайлигенштадте. Здесь пишет первые страницы Героической (Третьей) симфонии. Она изначально посвящалась Наполеону. Однако, когда тот назначил себя императором и тем уничтожил все завоевания революции, это посвящение автор перечеркнул. С того момента симфония стала «Героической».
Творчество Бетховена рано обрело стилистическую узнаваемость. Уже первые сонаты автора раскрывают его талант и самобытность. Причем, по мнению Петра Ильича Чайковского, только Третья симфония смогла полностью раскрыть гений Бетховена.
Став глухим, Бетховен пишет свои лучшие произведения, в том числе единственную оперу. Называется она «Фиделио». Ее считал Людвиг самым дорогим своим произведением, потому что опера:
- отняла много сил;
- причинила массу мучений;
- доставила больше всего огорчений.
Популярной опера стала лишь в 1814 году, а написал ее композитор в 1804-м.
Бетховен, произведения которого знают многие, оставил весомое музыкальное наследие:
- девять симфоний;
- пять концертов для фортепиано с оркестром;
- восемь увертюр симфонических;
- шестьдесят пьес для фортепиано;
- музыкальное оформление для трех постановок («Король Стефан», «Эгмонт», «Кориолан»);
- более пятнадцати струнных квартетов;
- шесть трио.
Написал Бетховен также много сонат:
- юношеских;
- для скрипки и фортепиано;
- для фортепиано;
- для виолончели и фортепиано.
Особое место занимают в наследии композитора единственные в своем роде:
- «Творения Прометея» (балет).
- «Торжественная месса».
- «К далекой возлюбленной» (вокальный цикл).
- «Фиделио».
Биография Бетховена — творческое наследие: Wikipedia
Образование
Надеясь, что его маленький сын будет признан музыкальным вундеркиндом как Вольфганг Моцарт , отец Бетховена организовал свой первый публичный концерт 26 марта 1778 года. Объявлен как «маленький сын 6 лет» (возраст Моцарта, когда он дебютировал для императрицы Марии) Терезия ), хотя ему было фактически 7 лет, Бетховен играл впечатляюще, но его сольный концерт не получил никакой прессы.
Тем временем музыкальный вундеркинд посетил латинскую начальную школу под названием Tirocinium, где одноклассник сказал: «Не было обнаружено никаких признаков той гениальной искры, которая впоследствии так ярко светилась в нем».
Бетховен, который боролся с суммами и написанием всей своей жизни, в лучшем случае был средним учеником, и некоторые биографы выдвинули гипотезу, что у него, возможно, была легкая дислексия. Как он сам выразился, «музыка приходит ко мне легче, чем слова».
В 1781 году, в возрасте 10 лет, Бетховен отошел от школы, чтобы полностью посвятить себя музыке вместе с Кристианом Готтлобом Неефе, недавно назначенным придворным органистом, а в 12 лет Бетховен опубликовал свою первую композицию, набор фортепианных вариаций на тему неизвестный классический композитор по имени Dressler.
К 1784 году, когда его алкоголизм ухудшился, а голос ухудшился, отец Бетховена уже не мог содержать семью, и Бетховен официально запросил официальное назначение помощника судебного организатора. Несмотря на молодость, его просьба была принята, и Бетховен был зачислен на заработную плату суда со скромной годовой зарплатой в 150 флоринов.
Личная жизнь
О личной жизни Бетховена известно довольно мало. Есть информация, что благородные девицы ему отказывали, поскольку композитор считался простолюдином. Людвиг испытывал чувства к нескольким женщинам:
- графине Жюли Гвиччиарди;
- Жозефине Брунсвик;
- Терезе Мальфатти.
В 1801 году Бетховен влюбился в юную графиню Гвиччиарди, но она вышла замуж за другого. Композитор выразил свои чувства к ней в «Лунной сонате». Позже именно эта мелодия стала олицетворять неразделенную любовь.
С 1804 по 1810 г. музыкант хранил верность вдове графа Дейма Жозефине Брунсвик. Хотя женщина отвечала ему взаимностью, от брака пришлось отказаться. Родственники Жозефины посчитали, что простолюдин не лучший кандидат в мужья девушке ее положения. Из принципа Бетховен сделал предложение Терезе Мальфатти. Но и она ему отказала. Отверженный композитор сочинил сонату «К Элизе».
Все эти страдания заставили музыканта отказаться от личной жизни. Он посчитал, что главное в его судьбе — творчество. Но в 1815 году умер брат композитора, оставив сиротой сына Карла. Его мать прослыла распутной женщиной и воспитывать ребенка не захотела. Бетховен стал опекуном своего племянника, хотя у того были дурные наклонности — пристрастие к карточным играм и алкоголю. Дядя не стал церемониться с юношей и отправил его в армию.
Творческая биография
В 1792 г. молодой Бетховен поехал в Вену, где ему удалось найти хороших друзей-меценатов. Он прекрасно понимал, что ему следует усовершенствовать свое мастерство, поэтому решил обратиться за помощью к Йозефу Гайдну.
Однако отношения между ними не заладились, так как Гайдна раздражал крутой нрав Бетховена. После этого Людвиг стал обучаться у Шенка и Альбрехтсбергера. Оказаться в кругу признанных музыкантов ему помог Антонио Сальери.
В это время Бетховен начинает работу над «Одой Радости», которую совершенствует в течение долгих лет. Зрители услышали эту великолепную композицию лишь в 1824 г.
С того момента популярность композитора начинает расти с каждым днем. Бетховен становится одним из самых востребованных композиторов Вены. В 1795 г. он дает дебютный концерт, в котором звучат его произведения.
Гениальная музыка произвела сильное впечатление на публику, которая по достоинству оценила талант Людвига ван Бетховена.
Через 3 года у него обнаружили серьезную болезнь – тиннитус, которая медленно прогрессировала в течение 10 лет. Она и привела музыканта к самой трагической точке его биографии – полной глухоте.
Здесь стоит заметить один интересный факт. Некоторые биографы утверждают, что у Людвига была странная привычка: перед тем, как начать работу, он окунал голову в холодную воду.
Считается, что именно это послужило к прогрессированию болезни и последующей глухоте.
Однако, несмотря на все трудности и неудобства, связанные с недугом, Бетховен не опустил рук. Как будто назло судьбе, ему удалось написать легкую и жизнерадостную «Вторую симфонию».
Осознавая, что он вот-вот окончательно оглохнет, композитор начинает активно работать днем и ночью. Именно в этот период он написал одни из лучших своих произведений.
Бетховен дома за работой
В 1808 г. Бетховен создает знаменитую «Пасторальную симфонию», состоящую из 5 частей.
В 1809 г. ему поступает выгодное предложение о написании музыки к драме Гете «Эгмонт».
Стоит заметить, что композитор отказался от предложенного гонорара, поскольку был ценителем творчества немецкого писателя.
В 1815 г. он окончательно теряет слух, однако отказаться от музыки Бетховен был уже не в состоянии. Неожиданно, он находит прекрасный выход из положения.
Чтобы «слышать» музыку, Бетховен использует деревянную трость. Один ее конец он зажимает в зубах, а вторым касается передней панели инструмента.
Благодаря вибрации, он чувствовал игру инструмента, что сильно ободряло и радовало его. Композитор продолжает писать произведения, которые становятся классикой еще при его жизни.
А был ли мальчик?
Само рождение немецкого гения окутано тайной. Он был крещен 17 декабря. Датой его рождения в прошлом считалось 16 декабря, так как по католической традиции младенцев крестили на следующий день после появления на свет. Его семья также праздновала день рождения мальчика 16-го. Однако, нет никаких письменных доказательств, что он родился именно в этот день.
Еще один миф из “раннего Бетховена”: считалось, что мать Людвига была больна туберкулезом, а отец – сифилисом. Первый их ребенок родился слепым, второй умер во время родов, третий был глухонемой, а четвертый болел туберкулезом.
О заболеваниях в семье Бетховен доподлинного ничего не известно. Уровень развития медицины в то время был низким, дети действительно часто погибали при рождении или в первые годы жизни. К тому же существуют свидетельства того, что отец семейства был алкоголиком. Это увеличило риск смертности среди новорожденных: из семи детей четверо умерли в младенческом возрасте.
Отравление свинцом
Композитор скончался в возрасте 56 лет в 1827 году.
Как свидетельствуют факты биографии Бетховена, приблизительно с 20 лет его мучили брюшные боли, с возрастом становившиеся все тяжелее.
Американские ученые, исследовав волосы и фрагменты черепа Бетховена, пришли к выводу, что немецкий композитор мог скончаться от длительного отравления свинцом: содержание этого металла в останках было выше нормы в 100 раз. Как именно свинец попал в организм Бетховена, неизвестно. По одной из версий, великого композитора от заболеваний желудка лечили мазью, содержащей свинец в большом количестве. По другой версии, свинец мог попадать в организм Бетховена и с водой, так как из этого металла в то время делали трубы для подачи питьевой воды.
Раннее творчество
Первоначальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 года он учился у придворного органиста К. Г. Нефе. В неполных 12 лет Бетховен с успехом заменял Нефе; тогда же вышла его первая публикация (12 вариаций для клавира на марш Э. К. Дреслера). В 1787 г. Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство пианиста-импровизатора. Первое пребывание Бетховена в тогдашней музыкальной столице Европы было недолгим (узнав, что его мать при смерти, он вернулся в Бонн). В 1789 он поступил на философский факультет Боннского университета, однако проучился там недолго. В 1792 Бетховен окончательно переехал в Вену, где он вначале совершенствовался в композиции у Й. Гайдна (с которым у него отношения не сложились), затем у И. Б. Шенка, И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери. До 1794 года он пользовался финансовой поддержкой курфюрста, после чего нашел богатых покровителей среди венской аристократии. Вскоре Бетховен стал одним из самых модных в Вене салонных пианистов. Публичный дебют Бетховена-пианиста состоялся в 1795 году. Тем же годом датированы его первые крупные публикации: три фортепианных трио соч. 1 и три сонаты для фортепиано соч. 2. По отзывам современников, в игре Бетховена бурный темперамент и виртуозный блеск сочетались с богатством воображения и глубиной чувства. Неудивительно, что его самые глубокие и оригинальные произведения этого периода предназначены для фортепиано. До 1802 Бетховен создал 20 фортепианных сонат, в том числе «Патетическую» (1798) и так называемую «Лунную» (№2 из двух «сонат-фантазий» соч. 27, 1801). В ряде сонат Бетховен преодолевает классическую трехчастную схему, помещая между медленной частью и финалом дополнительную часть – менуэт или скерцо; тем самым сонатный цикл уподобляется симфоническому. Между 1795 и 1802 были написаны также первые три фортепианных концерта, первые две симфонии (1800 и 1802), 6 струнных квартетов (соч. 18, 1800), восемь сонат для скрипки и фортепиано (в том числе «Весенняя соната» соч. 24, 1801), 2 сонаты для виолончели и фортепиано соч. 5 (1796), Септет для гобоя, валторны, фагота и струнных соч. 20 (1800), множество других камерно-ансамблевых сочинений. К этому же периоду относится единственный балет Бетховена «Творения Прометея» (1801), одна из тем которого впоследствии была использована в финале «Героической симфонии» и в монументальном фортепианном цикле 15 вариаций с фугой (1806). Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому.
На склоне жизни по-прежнему новатор
В 1813-15 Бетховен сочинял мало. Он испытывал упадок нравственных и творческих сил в связи с глухотой и расстройством матримониальных планов. Кроме того, в 1815 на его плечи легла забота о племяннике (сыне покойного брата), который обладал весьма тяжелым нравом. Как бы то ни было, в 1815 начался новый, условно говоря, поздний период творчества композитора. За 11 лет из-под его пера вышли 16 произведений крупного масштаба: две сонаты для виолончели и фортепиано (соч. 102, 1815), пять сонат для фортепиано (1816-22), фортепианные Вариации на вальс Диабелли (1823), Торжественная месса (1823), Девятая симфония (1823) и 6 струнных квартетов (1825-26).
В музыке позднего Бетховена сохраняется и даже обостряется такая черта его прежнего стиля, как богатство контрастов. Как в своих драматичных и экстатически-ликующих, так и в лирических или молитвенно-медитативных эпизодах эта музыка взывает к экстремальным возможностям человеческого восприятия и сопереживания. Для Бетховена акт сочинения заключался в борьбе с косной звуковой материей, о чем красноречиво свидетельствуют торопливые и часто неразборчивые записи его черновиков; эмоциональная атмосфера его поздних опусов в значительной мере определяется ощущением мучительно преодолеваемого противодействия.
Поздний Бетховен мало считается с принятыми в исполнительской практике условностями (характерный штрих: узнав о том, что скрипачи жалуются на технические трудности в его квартете, Бетховен воскликнул: «Какое мне дело до их скрипок, когда во мне говорит вдохновение!»). Он испытывает особое пристрастие к крайне высоким и крайне низким инструментальным регистрам (что, несомненно, связано с сужением спектра звуков, доступных его слуху), к сложным, часто в высшей степени изощренным полифоническим и вариационным формам, к расширению традиционной схемы четырехчастного инструментального цикла путем включения в него дополнительных частей или разделов.
Один из самых смелых экспериментов Бетховена по обновлению формы – огромный по объему хоровой финал Девятой симфонии на текст оды Ф. Шиллера «К радости». Здесь, впервые в истории музыки, Бетховен осуществил синтез симфонического и ораториального жанров. Девятая симфония служила образцом для художников эпохи романтизма, увлеченных утопией синтетического искусства, способного преобразовать человеческую природу и духовно сплотить массы людей. Что касается эзотерической музыки последних сонат, вариаций и особенно квартетов, то в ней принято усматривать предвестие некоторых важных принципов организации тематизма, ритма, гармонии, получивших развитие в 20 веке. В Торжественной мессе, которую Бетховен считал своим лучшим творением, пафос вселенского послания и утонченное, местами почти камерное письмо с элементами стилизации в архаическом духе составляют уникальное в своем роде единство.
В 1820-х слава Бетховена вышла далеко за пределы Австрии и Германии. Торжественная месса, написанная по заказу, поступившему из Лондона, впервые была исполнена в Петербурге. Хотя творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдавшей свои симпатии Дж. Россини и облегченным формам камерного музицирования, сограждане осознавали истинный масштаб его личности. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек.