Чарльз диккенс

Детские годы

Хорошая память и необычная наблюдательность проявились у Чарльза, когда ему еще не было и двух лет. Будучи взрослым, он отчетливо помнил все, что происходило в то время: что творилось за окном, как его водили смотреть солдат, вспоминал сад, по которому топал маленькими ножками за старшей сестрой.

В 1814 году отец Чарльза занимает ответственный пост, и семья переезжает в Чатем. Первые несколько лет были счастливейшими для Чарльза. Он с наслаждением вспоминал эти дни, детство оставило в его душе яркий след. Вместе с сестрой мальчик разведал все чатемские доки, облазил кафедральный собор и замок, исходил все улицы и тропинки.

Он помнил до мельчайших деталей все, что происходило: каждое событие, каждую мелочь, случайно брошенное слово или взгляд. Маленький Диккенс рос болезненным ребенком, и поэтому не мог вдоволь играть с детьми, но любил, оторвавшись от чтения, наблюдать за ними. Соседский мальчик, чуть постарше Чарльза, стал его другом.

Диккенс уже в столь раннем возрасте подмечал привычки, странности и причуды людей. Позднее он отразил эти воспоминания в «Очерках Боза».

Не информировать, а развлекать

Диккенс решил заняться журналистикой. За три месяца освоил стенографию и поступил в одно из первых политических изданий Mirror of Parliament. Это было время начала расцвета политической журналистики, а он действительно был прирожденным репортером. Обладая вулканической энергией, Чарлз мог без устали, сна и еды бродить по городу, не теряться в оглушительном грохоте дебатов на галереях Парламента, где с сумасшедшей скоростью прямо на коленях строчил статьи. Тогда же Чарлз сочинил первые рассказы и скетчи, где превращал жизнь хорошо ему знакомых обитателей лондонского дна в сатирические зарисовки.

Краткая биография

  • В 1830 г. Чарльза взяли на работу в редакцию газеты «Морнинг кроникл».
  • В 1836 г. вышел сборник «Очерки Боза», куда вошли короткие произведения Диккенса, печатавшиеся в различных газетах в 1833-1836 гг. Он принёс молодому писателю первую известность.
  • Невероятный успех автору принёс его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», который выходил в 1836-1837 гг. отдельными главами в издательстве «Чепмен и Холл». Изначально Уильям Холл обратился к Диккенсу с предложением написать сопроводительные тексты к ряду ироничных рисунков художника Роберта Сеймура. Но в результате писатель создал роман о добродушном и чудаковатом мистере Пиквике и его друзьях, которые очень полюбились читателям.
  • Славу писателя закрепил вышедший в 1838 г. роман «Приключения Оливера Твиста». Он стал первым английским романом с главным героем ребёнком. В книге показывается жизнь людей из самых разных слоёв английского общества, от бедняков до буржуа. Основной мишенью критики автора были работные дома и бесчестное использование детского труда.
  • В 1838-1839 гг. выходит следующий роман писателя «Николас Никльби».
  • С апреля 1840 по февраль 1841 гг. издавался роман «Лавка древностей» в виде отдельных глав в еженедельной газете, каждый выпуск которой читатели ждали с огромным нетерпением.
  • В 1842 г. Диккенс совершил путешествие в Америку, под впечатление от которого написал книгу «Мартин Чезлвит».
  • В 1843 г. писатель создал знаменитую повесть-сказку «Рождественская песнь в прозе» о скряге Эбенизере Скрудже и его чудесном перевоплощении. В 2009 г. по нему был снят великолепный мультфильм-сказка.

Чарльз Диккенс в 1842 и 1843 г.

  • Одним из лучших романов Диккенса считается «Домби и сын», написанный в 1848 г.
  • В 1849-1850 гг. вышла во многом автобиографическая книга писателя «Дэвид Копперфильд», ставшая классическим примером романа воспитания. В ней меньше юмора, чем в предыдущих произведениях Диккенса, и поднимаются темы семьи и нравственных ценностей.

Чарльз Диккенс в 1852 г.

  • В 1853 г. увидел свет 9-й роман автора – «Холодный дом».
  • Через год выходит серьёзный социальный роман «Тяжёлые времена», в котором нашло отражение ощущение безысходности и меланхолия, одолевающие автора.
  • Ещё одним крупным из поздних произведений Диккенса стала «Повесть о двух городах», написанная в 1859 г. Это исторический роман, посвящённый революции во Франции.

Чарльз Диккенс в 1858 г.

  • Изданный в 1861 г. роман «Большие надежды» стал одним из самых популярных произведений писателя. По нему было поставлено множество спектаклей и снято несколько фильмов.
  • Последним завершённым романом Диккенса стал «Наш общий друг», опубликованный в 1864 г. Немного не типичный для автора, лёгкий и очень ироничный роман был с восхищением принят читателями.
  • Детективный роман «Тайна Эдвина Друда», над которым трудился писатель в 1870 г., остался неоконченным. Планировалось, что он будет печататься в 12-ти выпусках ежемесячного журнала «Круглый год», но при жизни писателя успело выйти только 3. Позднее в его рукописях было найдено ещё 3 части. Но как по замыслу автора должен был развиваться дальнейший сюжет, и каков должен был быть финал, до сих пор ведутся споры.
  • Чарльз Диккенс скончался 9 июня 1870 г. в возрасте 58 лет. У него был рак поджелудочной железы.

Это интересно: ЧАС ПЕРЕКРАИВАНИЯ СОЮЗОВ

Личная жизнь

Впервые Чарльз Диккенс влюбился в возрасте 18 лет. Его возлюбленной стала Мария Биднелл, которая была дочерью банкира.

В тот момент биографии Диккенс был малоизвестным репортером, работавшим в скромном издании. Когда отец и мать Марии узнали, что он хочет взять в жены их дочь, они пришли в негодование.

Родителям не хотелось, чтобы их зятем был бедный журналист, поэтому они отправили Марию учиться в Париж, чтобы разлучить пару.

Их план сработал, так как вернувшись из Франции, девушка уже равнодушно относилась к Диккенсу. В связи с этим их отношения прекратились.

В 1836 г. Диккенс сделал предложение Кэтрин Томсон Хогарт, которая была дочерью его товарища. В итоге они поженились, и в скором времени у них родилось 10 детей.

Чарльз Диккенс с женой

Позже между ними начались частые ссоры и недопонимания. Это привело к тому, что жена и дети стали для Диккенса настоящей обузой.

Семья занимала у писателя много свободного времени и не давала полноценно заниматься творческой деятельностью.

Чарльз Диккенс и Эллен Тернан

В 1857 г. Чарльз Диккенс повстречал 18-летнюю артистку Эллен Тернан. Вскоре он начал при любом удобном случае встречаться с ней, в результате чего у них начался бурный роман.

Интересен факт, что после смерти писателя Элен стала его главной наследницей.

Ранние годы

Будущий писатель Чарльз Диккенс появился на свет 7 февраля 1812 г. Место его рождения — Лэндпорт, Великобритания. Он находился недалеко от островного городка Портсмут, который не мог похвастаться большим населением и серьезными творческими возможностями для желающих развиваться.

Родители молодого человека не занимались ни литературой, ни искусством вообще. Отец будущего писателя — Джон Диккенс, трудился мелким чиновником при военных силах. Работал на военно-морской базе, которая располагалась в городе. Жалование в Королевском флоте было мизерным.

Мать писателя звали Элизабет Барроу. Она занималась домашним хозяйством.

Кроме Диккенса в семье было еще 7 детей. Чарльз появился на свет вторым. Через несколько лет после его рождения отца перевели в Лондон, а из столицы — в Чатем.

Здесь молодой человек получал начальное образование, осваивал азы наук. Переводы не принесли семье материального благополучия. Напротив, ситуация становилась все хуже. Дикая нищета и беспросветность были постоянными спутниками Диккенсов.


Маленький Чарльз Диккенс

В конце концов, отец был вынужден влезть в долги, чтобы хоть как-то прокормить семью. Логично, что отдавать ему было нечего. Работа приносила жалкие гроши. Когда терпение кредиторов закончилось, главу семейства отправили в долговую тюрьму.

Практика заключения и принудительного труда для должников сохранялась еще довольно длительное время. Дети и супруга Диккенса-старшего были вынуждены по графику являться в тюрьму и отрабатывать долги, в которые влез отец семейства. Так происходило каждое воскресенье.

После заключения мужчины материальное положение Чарльза и его семьи значительно ухудшилось, хотя казалось, что дальше некуда.

Чтобы обеспечить минимальные потребности, Диккенс как второй по старшинству отправился работать. Он трудился на заводе, где делали ваксу, средство для чистки обуви. Жалование было грошовым, меньше 10 шиллингов.


Юный Ч. Диккенс

Разумеется, зарплаты Диккенса не хватало, чтобы покрыть солидные долги отца. Старшая в семье, сестре Чарльза, в то время не трудилась, она училась в музыкальной академии. А значит, все тяготы долгов нес на себе будущий писатель.

Черная полоса в жизни Диккенсов продолжалась до 1827 года. В какой-то момент скончалась бабушка по отцовской линии. Женщина оказалась довольно состоятельной, богатой особой. Единственным наследником, который мог претендовать на ее деньги и имущество, был Джон Диккенс, отец семейства.

По счастливой случайности он смог расплатиться с долгами и выйти из тюрьмы. После освобождения мужчина вышел на пенсию, начал получать содержание от адмиралтейства. А затем устроился вольным журналистом в местное издание, работал в качестве репортера.

Несмотря на благоприятное разрешение ситуации, по настоянию матери Чарльз продолжил работать на фабрике за гроши. Его незавидное положение вместе с необходимостью тянуть на себе всю семью, пока отец был в долговой тюрьме, а затем и жесткое требование оставаться на низкооплачиваемой работе привело к резкому охлаждению его взглядов на мать.


Ч. Диккенс в молодости

Более того, в будущие годы писатель перестал верить женщинам и скептически к ним относился. Свою позицию мужчина раз за разом отстаивал на страницах произведений, создавая ярких, живых, но вместе с тем часто неприятных персонажей.

Параллельно работа Ч. Диккенс продолжал свое образование. После окончания обучения молодой человек в 1828 устроился клерком в одну из адвокатских контор.

Жалование здесь было чуть больше, целых 13 шиллингов, а сама работа куда более легкая, чем на фабрике.

Вскоре молодой человек освоил стенографию и начал совмещать труд в юридическом бюро и работу вольного репортера. Вскоре, однако, он ушел из адвокатской конторы, и все свое время отдавал журналистике.

Краткая биография

Чарльз Диккенс

(полное имя Чарльз Джон Хаффам Диккенс) – знаменитый английский писатель-реалист, классик мировой литературы, крупнейший прозаик XIX в. — прожил насыщенную и непростую жизнь. Родиной его был расположенный недалеко от Портсмута городок Лендпорт, где он 7 февраля 1812 г. появился на свет в небогатой семье мелкого чиновника. Родители как могли пестовали Чарльза, который был не по годам развит и одарен, однако их материальное положение не позволяло развивать способности, дать ему качественное образование.

В 1822 г. семью Диккенса перевели в Лондон, где им довелось жить в крайней нужде, периодически продавая нехитрый домашний скарб. 12-летнему Чарльзу пришлось идти подрабатывать на фабрику ваксы, и, хотя его трудовой стаж на ней исчислялся всего четырьмя месяцами, это время, когда он, себялюбивый, не привыкший к физическому труду и не блещущий крепким здоровьем, вынужден был тяжело работать за сущие гроши, было для него серьезным нравственным потрясением, наложило огромный отпечаток на его мировоззрение, определило одну из жизненных целей — больше никогда не нуждаться и не оказываться в столь унизительном положении.

Бедственное положение семьи, в которой росло шестеро детей, еще больше усугубилось, когда в 1824 г. на несколько месяцев отец оказался под арестом из-за долгов. Чарльз ушел из школы и устроился в адвокатскую контору переписчиком бумаг. Следующим пунктом его трудового пути был парламент, где он работал стенографом, а потом ему удалось найти себя на поприще газетного репортера. В ноябре 1828 г. юный Диккенс занял место независимого репортера, работавшего в суде Докторс-Коммонз. Не получивший систематического образования в детстве и отрочестве, 18-летний Чарльз усердно занимался самообразованием, превратившись в завсегдатая британского музея. В 20 он работал репортером в «Парламентском зеркале» и «Тру сан» и выгодно отличался на фоне большинства собратьев по перу.

В 24 года Диккенс выпустил дебютный сборник очерков под названием «Записки Боза» (это был его газетный псевдоним): амбиционный молодой человек понял, что именно занятия литературой помогут ему войти в высшее общество, а заодно совершать благое дело ради таких же обиженных судьбой и угнетенных, каким он был сам. В 1837 г. он дебютировал как романист, выпустив «Посмертные записки Пиквикского клуба». Литературная слава Диккенса по мере написания им очередных произведений росла, укреплялось материальное положение, повышался социальный статус. Когда женившийся еще в 1836 г. Диккенс вместе с женой отплыл в Бостон, его встречали в американских городах как очень известного человека.

С июля 1844 г по 1845 г

Диккенс с семьей жил в Генуе, по возвращении на родину все свое внимание уделял основанию газеты «Дейли ньюс». 50-е гг

стали его личным триумфом: Диккенс добился славы, влияния, богатства, с лихвой компенсировав все предыдущие удары судьбы. С 1858 г. он постоянно устраивал публичные чтения своих книг: так он не столько преумножал состояние, сколько реализовывал оставшиеся невостребованными незаурядные актерские способности. В личной жизни прославленного писателя было не все гладко; семью с ее запросами, ссорами с женой, восемью болезненными детьми он воспринимал, скорее, как источник постоянной головной боли, нежели тихую гавань. В 1857 г. в его жизни появилась любовная связь с молодой актрисой, продлившаяся до самой его смерти, в 1858 г. он развелся.

Бурная личная жизнь сочеталась с интенсивным писательским трудом: в этот период биографии также появились романы, внесшие значительный вклад в его литературную славу, — «Крошка Доррит» (1855-1857), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864). Непростая жизнь не лучшим образом отразилась на состоянии здоровья, но Диккенс работал, не обращая внимания на многочисленные «звоночки». Продолжительное турне по американским городам усугубило проблемы, но он, немного передохнув, отправился в новое. В апреле 1869 г. дело дошло до того, что у писателя отнимались левая нога и рука, когда он заканчивал очередное выступление. 8 июня 1870 г. вечером у Чарльза Диккенса, находившегося в своем поместье Гэйдсхилл, случился инсульт, а на следующий день он скончался; похоронили одного из популярнейших английских писателей в Вестминстерском аббатстве.

Произведения Диккенса

Чарльз Диккенс быстро привлек внимание читателей. Окрыленный первым успехом, он решил попробовать себя в качестве писателя

Британцы по достоинству оценили его произведения, что позволило ему продолжить писательскую деятельность.

Интересен факт, что называл Диккенса мастером пера, умеющим великолепно отражать объективную реальность.

В 1837 г. был издан роман Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба», который стал дебютным в его творческой биографии. В нем Чарльз прекрасно описывал старую , а также ее жителей.

Это произведение получило большую популярность и вызвало необычайный интерес у читателей.

Каждый новый роман или рассказ, выходивший из-под пера Чарльза Диккенса, в буквальном смысле вызывал общественный резонанс.

Его слава росла с каждым днем, в результате чего он стал самым известным и издаваемым при жизни англоязычным писателем.

Наиболее знаменитыми произведениями Чарльза Диккенса считаются «Приключения Оливера Твиста», «Николас Никльби», Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Большие надежды» и «Наш общий друг».

Смертельный номер

Тогда же ему пришла в голову мысль выступить с публичным чтением своих романов. Это был способ заработать деньги и вместе с тем проверить отношение к себе читателей, людей, которые еще ни разу его не предавали. Он начал читать свои произведения давно, в узком кругу друзей. Тогда никто не оставался равнодушным к этому чтению, но ему не советовали ронять свое достоинство, выступая перед широкой публикой. Теперь же общество, в которое он так и не сумел «вписаться», могло порицать его сколь угодно, но публика встречала аплодисментами. Люди занимали с вечера очередь, чтобы купить билет, полицейские создавали оцепление, чтобы не допустить давки. Диккенс выходил на сцену со свежим цветком в петлице и ждал, пока смолкнет гул. И начинал читать — якобы заглядывая в книгу. Говорят, что он помнил все свои романы наизусть, волшебным образом преображался в их героев. Между автором и сидящими в зале происходил контакт сродни мистическому. Ходили слухи, что Диккенс вводил публику в состояние транса.

С 1857 года Чарлз начал жить двойной жизнью — публичного человека и тайного любовника. Он поселил Эллен вместе с ее матерью в отдельном доме и наносил ей тайные визиты. На сцену она больше не вернулась. Но и в этом романе, длившемся 14 лет, Диккенс не обрел ни покоя, ни удовлетворения.

«Посмертные записки Пиквикского клуба»

Роман начал выходить в свет в 1836 году. По мере появления новых глав читательская аудитория писателя только росла.

В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания — добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным.

Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и нелепые ситуации.

Создание романа — это отдельная преинтереснейшая глава. Диккенсу поступило предложение раз в месяц сочинять небольшой рассказ, соответствующий одной из гравюр художника Роберта Сеймура. Писателя все отговаривали от этой затеи, но он будто чувствовал, что создает что-то великое.

Скорое самоубийство Сеймура изменило все. Редакторам пришлось найти нового художника. Им стал Физ, который впоследствии был иллюстратором многих произведений Диккенса. Теперь не писатель, а художник оказался на втором плане, рисуя картинки, соответствующие тексту.

Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика.

Другие произведения

Чарльз Диккенс, биография которого известна каждому жителю Туманного Альбиона, заставил смеяться всю Англию. Но это послужило ему подспорьем для решения более серьезных задач.

Следующим его произведением стал роман «Жизнь и приключения Оливера Твиста». Сложно сейчас представить себе человека, который не знает историю сироты Оливера из лондонских трущоб.

Чарльз Диккенс изобразил широкую социальную картину в своем романе, затрагивая проблему работных домов и показывая в противовес жизнь богатеньких буржуа.

В 1843 году выходит «Рождественская песнь», ставшая одним из самым популярных и читаемых рассказов об этом волшебном празднике.

В 1848 году публикуется роман «Домби и сын», называемый самым лучшим в творчестве писателя.

Следующим его произведением становится «Дэвид Копперфильд». В некоторой степени роман автобиографичен. Диккенс привносит в произведение дух протеста против капиталистической Англии, старых устоев морали.

Чарльз Диккенс, произведения которого в обязательном порядке присутствуют на полке каждого англичанина, в последние годы писал исключительно социальные романы. Например, «Тяжелые времена». Историческое произведение «Повесть о двух городах» позволило писателю высказать свои соображения относительно французской революции.

Роман «Наш общий друг» привлекает своей многоплановостью, в нем писатель отдыхает от социальных тем. И именно здесь меняется его манера письма. Она продолжает трансформироваться и в следующих произведениях автора, к сожалению, не законченных.

Жизнь Чарльза Диккенса была необыкновенной. Писатель умер в 1870 году от инсульта.

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАСТЬ

Но такой страстный, жизнелюбивый человек не мог всю жизнь довольствоваться идеальной любовью, воспоминаниями о молоденькой родственнице и скучной семейной жизнью. Женщину, которой довелось сыграть роковую роль в судьбе Диккенса, звали Эллен Тернан. Она не блистала ни талантами, ни умом, ни красотой, а была скромной провинциальной актрисой и познакомилась с Диккенсом во время любительского спектакля. 45-летний писатель потерял голову от 18-летней девушки. Он начал настойчиво ухаживать за Эллен, но юная актриса была неприступна.

Однажды браслет, предназначенный для девушки по ошибке доставили миссис Диккенс, и она устроила мужу сцену ревности. Писатель потребовал, чтобы Кэтрин поехала к Эллен и извинилась перед этим «чистым существом» за нелепые подозрения. Жена визит нанесла, извинения были приняты—а в семейной жизни Диккенса была поставлена точка. Этот развод оказался не слишком красивым поступком: Диккенс забрал с собой всех детей, с Кэтрин остался только старший сын. Чарльз исправно посылал жене деньги на жизнь, но никогда ее больше не видел. Детям не был дан прямой запрет на то, чтобы они навещали мать, но глава семьи ясно дал понять, что ему это нисколько не нравится.

Больше всего в этой ситуации Диккенс волновался за свою репутацию, ведь его считали певцом домашнего очага — и вдруг он разрушает то, что всегда считал незыблемым. И тогда писатель совершает чудовищный поступок: в одной из газет он публикует открытое письмо, в котором выставляет на всеобщее обозрение свою семейную жизнь. «Миссис Диккенс и я жили долго и несчастливо много лет, и среди тех, кто близко знал нас, едва ли найдется хоть один, не замечавший, что мы совершенно не подходим друг другу ни по характеру, ни по темпераменту. Полагаю, на свете не было двух других в общем-то неплохих людей, которые, соединив свои судьбы, понимали бы друг друга так же плохо и имели бы столь же мало общего, как мы…» —так начиналось это послание читателям, большинство из которых и не ведали до тех пор ни о каких драмах в жизни Диккенса. Дальше — больше: он говорит о том, что его жена была плохой матерью, что, если бы не ее сестра Джорджина, его дом рухнул бы…

Кэт была раздавлена и опозорена, но Диккенс получил свободу! Он продолжил ухаживания, и Эллен через некоторое время стала его любовницей. Но это не принесло писателю долгожданного счастья. Эллен его не любила. И свидетельство тому — новый герой, появившийся в поздних книгах писателя: несчастный человек, живущий двойной жизнью, под гнетом страшной тайны. Внешне благопристойный, спокойный, он сгорает в пожаре страстей. Он мучается от неразделенной любви, ясно видит легкомыслие и тщеславие своей возлюбленной и все же ничего не может поделать… Разъехавшись с женой, Диккенс оставался женатым человеком и вынужден был жить на два дома. Эллен ушла из театра, писатель ее полностью обеспечивал, устраивал дела ее семьи и при этом делал все, чтобы не бросить тень на имя возлюбленной.

Их роман длился 13 лет, вплоть до смерти Диккенса, но Эллен никогда не отвечала ему взаимностью, а лишь позволяла ему любить себя. Многие биографы утверждают, что ранний уход писателя, всего в 58 лет, был в немалой степени вызван горькой и бесплодной любовью. Впрочем, подробности этого романа скрыты завесой тайны. Диккенс настолько тщательно оберегал репутацию своей возлюбленной, что после его смерти она смогла начать жизнь с чистого листа: убавила себе 12 лет, словно вычеркнув из жизни роман с великим человеком, вышла замуж за священника, родила двоих детей и прожила тихую жизнь…
Однажды, в автобиографическом романе «Дэвид Копперфильд» Диккенс высказался о своем идеале любви: «Какое было бы счастье, думал я, если бы поженились мы и удалились в леса и поля; там жили бы мы и не старели и не умнели, вечно оставались бы детьми, бродили бы рука об руку под ярким солнцем по лугам, усеянным цветами, ночью склоняли бы наши головы на мягкий мох, погружаясь в сладкий, невинный, безмятежный сон, а когда нам пришлось бы умереть, нас схоронили бы птицы! » Но даже героям его романов этот идеал был недоступен. Что уж говорить о реальности, с которой у Диккенса так и не сложились гармоничные отношения, ведь, как и положено истинному гению, он жил по собственным законам.

ФАКТЫ О ЧАРЛЬЗЕ ДИККЕНСЕ

  • Родился 7 февраля 1812 года в городе Портсмут;
  • Написал 15 романов, каждый из которых стал бестселлером, несколько сборников рассказов, очерков;
  • Был женат на Кэтрин Хогарт, в этом браке родилось 11 детей;
  • Умер 8 июня 1870 года в Лондоне.

Наш общий друг

У Чарльза Диккенса был талант хитро закрутить сюжет и переплести судьбы героев так, что становится непонятно, где есть что. Читатели Диккенса всегда заинтригованы – возможно, у гения как раз и была такая цель при написании «Наш общий друг»?

Англия 1860 годов. В стране научились ценить происхождение и родословную, а также наряду с этим сильный характер и предприимчивость. Однако, как известно, у всего есть обратная, можно сказать, теневая сторона – лондонские аристократические салоны наводнили не только бизнесмены, но и сомнительные нувориши… На этом фоне разворачивается приключенческая история «мусорщика-миллионера».

Стезя репортера, начало писательства

Первыми его шагами здесь стали должности независимого репортера суда и репортера газет «Парламентское зеркало» и «Правдивое солнце». Уже в 20 лет он заметно выделялся среди пишущей братии, аккредитованной в палате общин.

Увы, отношения с простолюдином не привлекали девушку из состоятельной семьи
. Видимо, зря, потому что в это время начинает свой отсчет писательская биография молодого Чарльза. Он стартовал с беллетристических очерков, живописующих быт и нравы тогдашнего Лондона.

Публиковаться Диккенс начал в журнале «Монтли мэгэзин» (декабрь, 1832) под псевдонимом Боз (таково было прозвище его младшего брата)
. К этому времени он уже стал блестящим репортером «Утренней хроники», издания солидного и уважаемого. Выпускавший ее Джордж Хогарт имел весьма обширные связи в литературных кругах, водил дружбу с самим Вальтером Скоттом.

Так получилось, что его дочь Кэтрин приглянулась талантливому репортеру и начинающему писателю. Судя по всему, брак на ней пришелся по душе старому Хогарту, и в подарок на свой 24-й день рождения Чарльзполучил от папы своей супруги свою первую книгу. То были «Очерки, написанные Бозом».

В этих набросках лондонской жизни пошел отсчет большинства направлений, которые Диккенс затем развивал на протяжении всей своей жизни: реальность судов и тюрем, парламента и населявших его политиков, а также судьбы адвокатов, снобов, бедных и угнетенных
.

Тяжелые времена

Есть мудрость ума, а есть сердца. Без первого сносно, а без второго невыносимо… «Тяжелые времена» – роман, в котором Диккенс продемонстрировал все пороки и заблуждения с имеющимся врожденным талантом. Он рассказал о вранье, высокомерии и заблуждениях, и с огромной теплотой о рабочем классе. После книг Диккенса хочется спросить себя: «А каков я на самом деле?» Редкий автор способен на такую магию слова.

Основные события разворачиваются в Кокстауне в Англии, где оказываются переплетенными судьбы людей из разных слоев общества и их интересы. Том Грэдрайнд – владелец школы, принимает в семью дочь клоуна – Сесси. У девочки доброе сердце. Старшая дочь Тома – Луиза, помогает ткачу Стивену Блекпулу, обвиненному в преступлении, который совершил ее брат. Слири – хозяин цирка, спасает брата Луизы, объявленного в розыск…

Основные периоды творчества

В многочисленных очерках, рассказах, заметках, эссе и в шестнадцати романах Диккенса перед читателем предстает образ Англии 19-го века, вступившей на путь экономического развития. Реалистическая картина Англии, созданная писателем, отражает процесс эволюции писателя-художника. В то же время, убежденный реалист, он всегда остается романтиком. Иными словами, реализм и романтизм тесно переплетает в своем творчестве Чарльз Диккенс. Книги и этапы его творческого пути делятся условно на четыре периода.

Период первый (1833–1837 годы)

В это время созданы «Записки Пиквикского клуба» и «Очерки Воза». В них отчетливо вырисовывается сатирическая направленность его творчества. И, конечно, этическое противопоставление «добра и зла». Оно выражается в споре между правдой (эмоциональное восприятие жизни, основанное на воображении) и кривдой (рациональным подходом к действительности, основанном на цифрах и фактах).

Период второй (1838–1845 годы)

В этот период писатель выступает реформатором жанра. Он расширяет никем серьезно не разрабатывающуюся нишу – детскую тематику. В Европе он первым стал отображать в своих произведениях жизнь детей. Здесь напрямую связывает две темы Чарльз Диккенс – «большие надежды» и детство. Она и становится центральной и в этом периоде творчества, и продолжает звучать в последующих произведениях.

  • «Барнаби Радж» (1841) – обращение к исторической тематике объясняется попыткой автора осознать сквозь призму истории современный мир.
  • «Лавка древностей» (1841) — попытка найти в сказочных сюжетах альтернативу злу.
  • «Американские заметки» (1843) — постижение современной Англии. Поездка Чарльза в Америку расширила кругозор писателя, и у него появилась возможность взглянуть на Англию с «другой стороны».

В этот период творчества он также создал следующие произведения, которые глубоко затрагивают детскую тему, в которой трогательно и бережно автор раскрывал душу ребенка. Унижения, издевательства и тяжелый труд – это то, чем до глубины души был возмущен Чарльз Диккенс. Оливер Твист – герой его романа, печальный пример жестокости и бессердечия общественности.

  • 1838 г. — «Оливер Твист».
  • 1839 г. — «Николас Никклби».
  • 1843 г. — «Мартин Чезлвит».
  • 1843–1848 гг. — цикл «Рождественские рассказы».

Период третий (1848–1859 годы)

На этом этапе углубляется социальный пессимизм писателя. Заметно меняется техника письма, она становится более сдержанной и продуманной. Углубляется исследование автором детской психологии. Появляется и новая, ранее им неисследованная, нравственная пустота. В это время вышли следующие романы:

  • 1848 г. – «Домби и сын».
  • 1850 г. – «Дэвид Копперфильд».
  • 1853 г. – «Холодный дом».
  • 1854 г. – «Тяжелые времена».
  • 1857 г. – «Крошка Доррит».
  • 1859 г. – «Повесть о двух городах».

Период четвертый (1861–1870 годы)

В романах этого периода уже не встретишь мягкого юмора. Он сменяется на безжалостную иронию. И Чарльз Диккенс «большие надежды» превращает, по сути, в бальзаковские «утраченные иллюзии». Только больше иронии, скепсиса, больше горечи. Последние свои романы Диккенс подвергает глубокому философскому осмыслению – лицо и маска, его скрывающая. На этой игре «лицо-маска» построен его последний роман «Наш общий друг». Два последних шедевра Диккенса:

  • 1861 г. –«Большие ожидания».
  • 1865 г. – «Наш общий друг».

Роман «Тайна Эдвина Друда» остался незавершенным. Он и сейчас остается загадкой для литературоведов, критиков и читателей.

Юные годы

Настоящее имя писателя — Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. Он родился в Дублине в семье врача 16 октября 1854 года. С самого раннего детства мальчик демонстрировал особые способности к наукам, живой ум и чувство юмора, окончил школу с золотой медалью и стипендией.

В краткой биографии Оскара Уайльда нельзя не отметить годы его обучения в колледже Магдалины в Оксфордском университете: именно там он впервые прослушал лекции искусствоведа Джона Рёскина по эстетике, которые оказали на него влияние в дальнейшем и сформировали поведение юноши.

Проходя обучение в Оксфорде, он увлекся идеями прерафаэлитов, блистал в обществе способностями и знанием языков. Кроме того, именно в это время сформировалось его трепетное отношение к искусству, а также были написаны первые произведения, в частности поэма «Равенна», за которую его наградили Ньюдигейтской премией.

Биография из Википедии

Чарльз Джон Ха́ффем Ди́ккенс

(англ. Charles John Huffam Dickens ; 7 февраля 1812 года, Портсмут, Англия — 9 июня 1870 года, Хайэм , Англия) — английский писатель, романист и очеркист. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Классик мировой литературы, один из крупнейших прозаиков XIX века. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало. Самые знаменитые романы Диккенса: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Оливер Твист», «Николас Никльби», «Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Повесть о двух городах», «Большие надежды», «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда».

Портрет Диккенса работы художника Фрэнсиса Александера, 1842 год

Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте . Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса (1785—1851) и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу (1789—1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведён в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. Его старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии до 1827 года, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы (Blacking Factory

) Уоррена, где он получал шесть шиллингов в неделю. Но в воскресенье и они пребывали в тюрьме с родителями. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортёра в одной из газет. Однако, по настоянию матери, Чарльз был оставлен на фабрике, что повлияло на его отношение к женщинам в последующей жизни. Спустя некоторое время он был определён вWellington House Academy , где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года он был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Здесь он трудился до ноября 1828 года. Изучив стенографию по системе Т. Гарнье, он стал работать свободным репортёром, — вместе со своим дальним родственником, Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз приглашён в «Morning Chronicle ». В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл — дочь директора банка. Позднее он ушел от неё к Эллен Тернан, которую впоследствии включил в своё завещание. По мотивам этой истории Рэйфом Файнсом был снят фильм «Невидимая женщина» (2013).

Литературная деятельность

«Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна»

Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил — на пробу — несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой.

Литература — вот что теперь являлось для него самым главным.

Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была, в некоторой степени, беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все диккенсовские романы, также сначала выходили в газетном варианте и уже принесли молодому автору достаточно славы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: