«Университеты»
В 8 лет Митя поступает в гимназию Человеколюбивого общества. Потом для многих советских людей он сам станет такой «гимназией».
Примечательно и достойно всяческого внимания: родители будущего академика выбирали не школу, а классного наставника. Роль личности – даже не методики обучения – была ясно понимаема. Капитон Владимирович с этой ролью справлялся. Строгий и добрый, умный и представительный – ученикам было с кого срисовывать пример для подражания. Что касается самих одноклассников, то –
«У меня сразу пошли с ними столкновения, – вспоминал Лихачев. – Я был новичок, а они уже учились второй год, и многие перешли из городского училища. Они были „опытными“ школьниками. Однажды они на меня накинулись с кулачками. Я прислонился к стене и, как мог, отбивался от них… Как я не хотел ходить в школу! По вечерам, становясь на колени, чтобы повторять за матерью слова молитв, я еще прибавлял от себя, утыкаясь в подушку: „Боженька, сделай так, чтобы я заболел!“».
Родители вынуждены были забрать мальчика из гимназии. А следующей осенью он отправился в гимназию Карла Мая. О ней у Дмитрия Сергеевича остались самые благодарные воспоминания. Но в переломный 1917 год семья переехала на другую квартиру, и Лихачев продолжил обучение в Советской единой трудовой школе (бывшей гимназии имени Л.Д.Лентовской, или просто «Лентовке»), где тогда еще – по инерции до-октябрьской жизни – из учеников воспитывали личностей, с самостоятельным мышлением и собственным мировоззрением.
Но стены Лентовки не могли защитить от трагедии революции – движение ее магматического потока пережевывало все «старое». И беззаботное детство тогдашних беззаботный детей пошло под нож одним из первых.
Но и этой «ночной эпохой» рост личности не прекращался – Дмитрий Сергеевич в 1928 году оканчивает факультет общественных наук (перекроенных под Маркса) Ленинградского университета. Может быть, как-то интуитивно Лихачев ушел в сферу, трудно контролируемую идеологией, – этнолого-лингвистическое отделение. Причем занимался талантливый студент в двух секциях сразу: романо-германской и славяно-русской. «Понтификом» – мостостроителем – между двумя этими мирами он впоследствии и стал (впрочем, ясно видел в генетике и того и другого общего «предка»).
Студент Ленинградского университета Дмитрий Лихачев. 1925 г.
Сложно себе это представить воочию, но 20-ые годы во многом не чувствовали на себе тяжелое дыхание грядущих репрессивных 30-ых. То ли мало еще революция «поработала», то ли НЭП всех обнадежил, то ли власть еще не показала своих клыков во всей красе, но и в лекториях и коридорах университета звучали диспуты – на разные темы! – и ученые не боялись быть по-настоящему «блестящими» и говорить четко и мелодично. Потом, конечно, эта музыка заглохнет. Дмитрий Сергеевич будет одним из немногих, чья мелодика голоса, сам стиль речи вступит в буквальное противоречие с интонациями вертикали власти.
В университете Лихачев обращает внимание на древнерусскую литературу – ранний культурный, культурообразующий пласт нашего наследия, мимо которого почему-то так легко проходили литературоведы. Собственно, Дмитрий Сергеевич впервые по-настоящему открыл и разработал этот пласт, приблизился к нему сам и приблизил своих современников
Он стал переводчик с древнерусского, церковно-славянского на русский.
Как и полагается талантливому студенту, дипломные работы были написаны в обеих секциях: одна посвящена «Повестям о патриархе Никоне», другая – Шекспиру в России в XVIII.
Возвращаясь в памяти к этим годам, Лихачев писал:
«Письма о добром и прекрасном»
Это книга, написанная академиком Лихачевым для молодежи.
Издав ее, он исполнил желание передать новому поколению свое знание жизни, научить молодежь важному и полезному: любить всё то, что вокруг — от семьи до вселенной. Вот как он сам об этом говорил:
Вот как он сам об этом говорил:
Главы книги затрагивают все стороны жизни:
Эта книга — кладезь мудрости, настоящее сокровище для нынешних и будущих поколений.
Например, цитата из самой первой главы (письма) —
— может быть жизненным ориентиром, направлением действия в любой сфере.
В продолжении этой темы есть еще одно высказывание, но уже из второго письма:
А насколько интересны главы, касающиеся литературы и чтения!
Всего в книге 46 писем. Они написаны не поучительным тоном, а добрыми словами, которые глубоко проникают в сердце и заставляют думать:
Наука и творчество
Во время начала войны Дмитрий Сергеевич находился в блокадном Ленинграде, не прекращая изучать древнерусские летописи. Одна из его работ того периода была посвящена обороне отечественных городов в период татаро-монгольского нашествия. Мужчина смог эвакуироваться из родного города в Казань лишь летом 1942-го, где продолжил заниматься наукой.
Академик Дмитрий Лихачев
Его труды в области филологии и истории медленно, но верно начинали обретать все большую влиятельность и авторитет в российских интеллектуальных кругах. А признание во всем мире Дмитрий Сергеевич получил благодаря обширным фундаментальным исследованиям в разнообразных сферах филологии и русской культуры от начала славянской письменности до современных событий.
Вероятно, ни один филолог до него не исследовал и не описывал тысячелетнее содержание духовности, а также славянской и русской культуры столь масштабным и всеобъемлющим образом. Академик Лихачев изучил их нерушимую связь со всемирными интеллектуальными и культурными вершинами. Безусловная заслуга ученого выражалась также в том, что на протяжении долгих лет он накапливал и распределял научные силы по важнейшим исследовательским направлениям.
Книга Дмитрия Лихачева “Мысли о жизни. Письма о добром и прекрасном”
Спустя годы бывший Ленинградский университет, снова озаглавленный Санкт-Петербургский, по-прежнему славится тем, что в нем одно время накапливал знания, а позже курировал преподавательскую и научно-исследовательскую деятельность на протяжении долгих лет Дмитрий Лихачев. Судьба культуролога была неразрывно переплетена с легендарным российским вузом.
Не меньше сил и времени, чем в научную деятельность, талантливый академик вкладывал в просветительскую. В течение многих десятилетий мужчина делал все для того, чтобы довести собственные взгляды и мысли до массовой аудитории.
Embed from Getty ImagesАкадемик Дмитрий Лихачев принимает художественную коллекцию Александра Пушкина, изданную в Болгарии
И он добился своего — на его программах, транслируемых по Центральному телевидению во второй половине 1980-х, воспитывалось целое поколение тех, кто на сегодняшний день относится к интеллектуальной элите российского общества. Эти передачи представляли из себя свободное общение ведущего со зрителями разных возрастов и социальных слоев.
До последних дней своей жизни Дмитрий Сергеевич продолжал заниматься редакторской и издательской деятельностью, самостоятельно вычитывая и корректируя рукописи начинающих ученых. Интересным фактом является то, что академик считал своим обязательным долгом реагировать на всю бесчисленную корреспонденцию, приходившую на его адрес порой из самых дальних городов страны от неравнодушных к судьбе родины и отечественной культуры людей.
Также важно отметить, что Дмитрий Лихачев категорически нетерпимо относился к проявлению национализма в любой его форме. Он был противником конспирологических доктрин в осознании исторических событий и не считал верным признавать за Россией мессианской роли в человеческой цивилизации. Embed from Getty ImagesБорис Ельцин и Дмитрий Лихачев в 1998 году
Embed from Getty ImagesБорис Ельцин и Дмитрий Лихачев в 1998 году
Академик Лихачев никогда не предавал своей любви к городу на Неве. Ему не единожды предлагали перебраться в Москву, но для мужчины это было невозможно. Ведь в Пушкинском доме, где размещался институт русской литературы, Дмитрий Сергеевич проработал в общей сложности более 60 лет.
За свою длительную и насыщенную творческую биографию талантливый филолог и искусствовед стал автором масштабных трудов, связанных с историей древнерусской и русской литературы, а также местной культурой. Его перу принадлежал более 40 произведений, большая часть которых переведена на различные языки.
Родились в один день
Дата рождения: 28.11.1906. Возраст: 114. Знак зодиака: Стрелец (информация о знаке). Гороскопы для Стрельца: гороскоп на сегодня, гороскоп на завтра, гороскоп на неделю, гороскоп на месяц, гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 213 дней.
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич
Председатель Комитета Госдумы РФ по финансовому рынку
1 место
ZIVERT (ЗИВЕРТ Юлия Дмитриевна)
российская поп-певица
2 место
УРГАНТ Андрей Львович
Российский актёр театра и кино, телеведущий, шоумен
3 место
СОЛОНИН Сергей Александрович
Генеральный директор
4 место
АХМЕДОВА Юлия Октаевна
актриса сатирического жанра, продюсер, бывшая участница команд КВН
5 место
МОСКОВСКИЙ Юрий Викторович
Председатель Комиссии по миграционной политике Совета по делам национальностей при правительстве Москвы
6 место
СЕДЫХ Анатолий Михайлович
Председатель совета директоров Объединённой металлургической компании
7 место
ВЛАДИМИРОВ Михаил Борисович
Актер
8 место
ПИСЬМИЧЕНКО Светлана Викторовна
Актриса
9 место
ЭНГЕЛЬС Фридрих
Немецкий политик
10 место
ЦВЕЙГ Стефан
Австрийский писатель
11 место
ПАЛЬЧИКОВ Александр Александрович
Актер
12 место
ЦЕНОВА Татьяна Любомировна
Профессор
13 место
АЛЕКСАНДРОВА Александра Борисовна
Председатель Комитета
14 место
НАЗИМОВ Андрей Станиславович
Актер
15 место
Детство и юность
Культура, искусство, поэзия, балет и опера — все это было в жизни Димы с детства. Он мог часами бродить по родному Петербургу, глубоко вдыхать городской воздух, запоминать элементы архитектуры зданий. На каникулах отправлялся познавать окружающий мир за город — в Куоккалу (ныне Репино). И пока сверстники гоняли мяч, он заинтересованно слушал взрослые беседы за столом, стараясь разгадать в них неведомые ему пока тайны.
Никто не удивился, когда после школы, в 1923 году, Дмитрий Лихачев стал студентом Петроградского государственного университета. Юноша принялся изучать древнерусскую литературу, всерьез увлекшись филологией. С преподавателями он мог целый год исследовать всего несколько строк древнего произведения — настолько кропотливой была эта работа. Дмитрия окружали единомышленники — люди неравнодушные и с горячим сердцем. Вместе с друзьями они организовали студенческий кружок с шуточным названием «Космическая академия наук». Молодые люди готовили доклады на актуальные темы, беседовали о наболевшем. Мог ли Лихачев подумать, что столь безобидное занятие едва не погубит его жизнь?..
Биография
Дмитрий Сергеевич Лихачёв — крупнейший ученый и защитник русской культуры. Он прожил очень длинную жизнь, в которой были лишения, гонения, а также грандиозные свершения на научной ниве, признание не только на родине, но и по всему миру. Когда Дмитрия Сергеевича не стало, в один голос заговорили: он был совестью нации. И в этом высокопарном определении нет натяжки. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине.
Он родился в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. Жили Лихачёвы скромно, но находили возможности не отказываться от своего увлечения — регулярных посещений Мариинского театра, вернее, именно балетных спектаклей. А летом снимали дачу в Куоккале, где Дмитрий приобщился к среде артистической молодежи. В 1914 году он поступил в гимназию, впоследствии сменил несколько школ, так как система образования менялась в связи с событиями революции и Гражданской войны. В 1923 году Дмитрий поступил на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета. В какой-то момент вошел в студенческий кружок под шуточным названием «Космическая академия наук». Участники этого кружка регулярно собирались, читали и обсуждали доклады друг друга. В феврале 1928-го Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в кружке и осужден на 5 лет «за контрреволюционную деятельность». Следствие длилось полгода, после чего Лихачёв был отправлен в Соловецкий лагерь.
Опыт жизни в лагере Лихачёв назвал потом своим «вторым и главным университетом». Он сменил на Соловках несколько видов деятельности. Например, работал сотрудником Криминологического кабинета и организовывал трудовую колонию для подростков. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием, — рассказывал Дмитрий Сергеевич в интервью. — То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали во мне какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье».
Лихачёв был освобожден досрочно, в 1932 году, причем «с красной полосой» — то есть с удостоверением о том, что он — ударник строительства Беломорско-Балтийского канала, и это удостоверение давало ему право проживать где угодно. Он вернулся в Ленинград, работал корректором в издательстве Академии наук (получить более серьезную работу мешало наличие судимости). В 1938-м стараниями руководителей Академии наук СССР с Лихачёва была снята судимость. Тогда Дмитрий Сергеевич поступил на работу в Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В июне 1941-го защитил кандидатскую диссертацию по теме «Новгородские летописные своды XII века». Докторскую диссертацию ученый защитил после войны, в 1947-м.
Войну Лихачёвы (к тому времени Дмитрий Сергеевич был женат, у него было две дочери) пережили частично в блокадном Ленинграде. После страшной зимы 1941–1942 годов их эвакуировали в Казань. После пребывания в лагере здоровье Дмитрия Сергеевича было подорвано, и он не подлежал призыву на фронт.
Главной темой Лихачёва-ученого стала древнерусская литература. В 1950 году под его научным руководством были подготовлены к изданию в серии «Литературные памятники» Повесть временных лет и «Слово о полку Игореве». Вокруг ученого собрался коллектив талантливых исследователей древнерусской литературы. С 1954-го года до конца жизни Дмитрий Сергеевич возглавлял сектор древнерусской литературы Пушкинского Дома. В 1953-м Лихачёв был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. На тот момент он уже пользовался непререкаемым авторитетом среди всех ученых-славистов мира.
50-е, 60-е, 70-е годы — невероятно насыщенное для ученого время, когда вышли важнейшие его книги: «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология», «Поэтика древнерусской литературы», «Эпохи и стили», «Великое наследие». Лихачёв во многом открыл широкому кругу читателей древнерусскую литературу, сделал все, чтобы она «ожила», стала интересной не только специалистам-филологам.
Во второй половине 80-х и в 90-е авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах, его почитали люди самых разных профессий, политических взглядов. Он выступал как пропагандист охраны памятников — как материальных, так и нематериальных. С 1986 по 1993 год академик Лихачёв был председателем Российского фонда культуры, избирался народным депутатом Верховного совета.
Память
Память – это важный и творческий процесс в мозге человека. Занимательный факт, что человек запоминает абсолютно все, что происходит с ним в течение жизни: даже самые ранние годы. Эту информацию не так-то просто извлечь из глубин памяти, но она там есть. Эта функция мозга всегда активна, ведь именно она заставляет человека развиваться, думать, действовать, меняться. Для чего писал эту главу Д. С. Лихачев («Земля родная»). Краткое содержание книги дает понять, что смысл в том, чтобы донести мысль о том, что не было бы памяти – не было бы ничего!
Именно и только память может противостоять времени. Даже если некоторые воспоминания стираются, их можно записать. Благодаря ей прошлое становится частью настоящего и будущего, и наоборот. Хотите подробнее узнать, что думал об этом Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой почти завершено, не позволит полностью окунуться в мысли автора
Очень важно читать такое произведение цельно и без отрыва – как советует сам Лихачев («Земля родная»). Читать краткое содержание брифли очень удобно, ведь там представлены все основные тезисы, но и этого недостаточно для полного охвата информации
Также автор делает акцент на том, что без памяти нет совести. По сути, не будь этого процесса в нашей голове, общество бы осталось на первобытном уровне развития! Именно память является той двигательной силой, которая заставляет нас сравнивать, делать выводы, становится лучше.
Подводя итоги статьи, хочется сказать: «Спасибо Дмитрий Лихачев!». «Земля родная» (краткое содержание брифли) – это большой вклад в развитии всего общества, который невозможно оценить, так как он настолько всеобъемлющ и богат. Всё-таки талант писателя действительно присущ Дмитрию Лихачеву…или он просто умеет правильно выражать свои мысли? Что ж, если для того, чтобы так писать не надо талант, а нужно только уметь правильно выражаться, то, пожалуй, стоит этому научиться. Эта книга – настоящее открытие для тех, кто был не знаком с таким деятелем, как Лихачев, а также для всех тех, кто находится в поиске настоящего учителя.
Краткая биография академика Дмитрия Лихачева
Дмитрий Лихачев родился в Санкт-Петербурге, там же он провел и свое счастливое детство с любящими родителями. Будущий ученый получил хорошее образование: сначала — в школе Карла Мая, а после — в Ленинградском университете.
В 21 год Лихачёв был арестован за шутливый доклад на студенческой встрече. Его осудили как контрреволюционера и отправили в лагерь. В той жизни было много страшного — холод, голод, болезни, тяжелая работа. Но именно там он написал и опубликовал свою первую статью.
— позже напишет в своих воспоминаниях ученый.
В 1932 г. он вернулся в Ленинград, в 1935 г. опубликовал еще одну статью по материалам, собранным во время заключения.
В 1941-1942 гг. Дмитрий жил в осаждённом Ленинграде, но не прекращал научной деятельности, продолжая собирать материалы для будущих трудов. В этом он черпал силы для жизни.
В 1942 г. в соавторстве с Марией Тихановой им была выпущена книга «Оборона древнерусских городов».
Самыми плодотворными для Дмитрия Сергеевича стали послевоенные годы. Он посвятил множество трудов истории культуры славян, много работал с летописями.
Кроме научной, академик вел просветительскую деятельность — устраивал телевизионные передачи в формате свободного общения, живые встречи, отвечал на все письма, которые приходили к нему.
Ученый говорил:
За свою деятельность ученый был удостоен многих наград: как отечественных, так и зарубежных. Он являлся членом Академий наук нескольких государств и имел звание доктора в разных странах.
Дмитрий Лихачёв ушел из жизни в своем родном городе, не дожив совсем немного до 93 лет. Он оставил потомкам более тысячи уникальных работ.
Негромкая вера
— Был ли Лихачев воцерковленным православным христианином?
— Несомненно, Дмитрий Сергеевич был человеком верующим. Это подтверждается его воспоминаниями. В советское время он, понятно, не демонстрировал свою веру, не крестился напоказ. Не изменился его стиль и впоследствии, когда можно стало открыто ходить в церковь.
Случалось, я видел его в храме — например, после похорон одного нашего коллеги. Тогда после отпевания Дмитрий Сергеевич подошел ко кресту.
Я знаю, что в юности, еще до ареста, Дмитрий Сергеевич достаточно открыто манифестировал свою веру. При этом он принадлежал к «иосифлянам» — так называли последователей митрополита Иосифа (Петровых), не поддержавшего декларацию патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Старгородского) о сотрудничестве с советской властью. Тогда Лихачев был по-юношески бескомпромиссным (достаточно сказать, что в том студенческом докладе, за который и был впоследствии арестован, он говорил о старой орфографии как о «попранной и искаженной врагом Церкви Христовой и народа российского»). Однако после возвращения из лагеря Дмитрий Сергеевич вынужден был быть более осторожным.
Замечу, что в лагере он дружил со священниками, особенно близко — с отцом Николаем Пискановским. В годы ленинградской блокады он ходил в Князь-Владимирский собор — храм, который не закрывался и в эти страшные годы. В своих «Воспоминаниях» он говорит об этом времени: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательные, беспримерные герои, другие — злодеи, мерзавцы, убийцы, людоеды. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие. Совершались чудеса».
Уже после перестройки он, бывая в Америке, общался с американским православным священником Виктором Потаповым. Вообще же, он справедливо считал веру глубоко личным делом и избегал разговоров на эту тему.
— Если совсем уж в двух словах: в чем может быть для современного человека главный урок жизни Лихачева?
— Не быть слишком современным. То есть уметь держать дистанцию между собой и своим временем, оценивать события исходя не из сиюминутного, а из вечного.
Рекомендуем к прочтению
Детство и юность
Лихачев Дмитрий Сергеевич появился на свет 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его семья принадлежала к интеллигенции и имела скромный финансовый достаток. Отец Сергей Михайлович работал инженером-электриком, в мать Вера Семеновна занималась домашним хозяйством.
В подростковом возрасте юноша определил для себя, что хочет изучать литературу и язык, поэтому после получения классического среднего образования успешно сдал вступительные экзамены в Ленинградский университет и поступил на местное филологическое отделение факультета общественных наук.
В студенческие годы Лихачев являлся одним из членов полуподпольного кружка, изучавшего древнюю славянскую филологию. В 1928 году парня арестовали, предъявив стандартное обвинение в антисоветской деятельности. В наказание Дмитрия отправили на Соловецкие острова, находящиеся в Белом море. Некоторое время спустя его направили заниматься строительством Беломорканала, а в 1932-м досрочно освободили.
Несмотря на то, что молодой человек из-за нелепого стечения обстоятельств прошел через страдания и сталинские лагеря, долгие годы лишения свободы не сломили его. Вернувшись на родину в Ленинград, Лихачев получил возможность окончить высшее образование и добился обнуления судимостей. В дальнейшем он отдавал все свои силы и время научным работам. Опыт, полученный в лагерях, неоднократно помогал ученому с филологическими исследованиями.
Философские и культурологические взгляды
Д.С Лихачев вдумчиво изучал словесность и историю Древней Руси. Он был сторонником теологичности в развитии культуры. Дмитрий Сергеевич предпочитал рассматривать культуру как элемент исторической памяти, культура будущего строится на фундаменте прошлого и настоящего. Он считал, что культура в своем развитии проходит путь от хаоса к гармонии. В начале этого пути находится просветление высшего смысла. В любой культуре важную роль играет концептосфера национального языка. Она переплетает все культурные смыслы, делает культуру целостной.
Выдающийся филолог полагал, что тысячелетняя русская культура, впитавшая в себя христианские идеалы, имеет европейский характер. Национальная культура делается богаче, обретая внутренние связи с другими культурами, так она продвигается по пути исторического развития. По мнению академика, любая национальная культура является частью мирового культурного процесса.
Дмитрий Сергеевич считал литературу, философию и искусство высшими достижениями культуры. Он утверждал, что культура не подвержена никаким закономерностям. Произведения гениальных авторов нельзя рассматривать в культурно — историческом контексте. Гении отклоняются от нормы, соперничают с традициями. Их произведения становятся неисчерпаемым источником инноваций, развивают мировую культуру.
Д.С. Лихачев выдвинул идею взаимосвязи культуры и природы. Он считал, что опыт трепетного отношения к природе, к родной земле, истоки которого кроются в дохристианской практике, может разрешить проблемы современной философии и этики.
Публицист утверждал, что с культурой неразрывно связаны понятия нравственности и интеллигентности. По его мнению, культура способна сделать людей более гуманными.
Д.С. Лихачева заслуженно считали классиком национальной культуры. Соотечественники высоко оценили его вклад в развитие филологии и культурологии.
Остаться в живых
Соловецкий лагерь Дмитрий Лихачёв в мемуарах назовёт «главным университетом» своей жизни. Лагерь стал для будущего учёного нелёгким испытанием на прочность. Одним из самых страшных воспоминаний, связанных с лагерем, стал день, когда Лихачёва включили в расстрельный список.
Выжить учёному удалось лишь по счастливой случайности: узнав, что конвоиры приходили за ним, Дмитрий Сергеевич не вернулся в барак, а спрятался за поленницей дров. Дрожа от страха, он слушал выстрелы показательного расстрела, погубившего в этот день несколько сотен человек. После пережитого учёный стал ценить каждый новый день как величайший дар.
Соловки
«Нам сейчас непросто понять, как можно получить срок за любовь к буквам», – замечает, вспоминая своего учителя, писатель Евгений Водолазкин.
Доклад Лихачева «О некоторых преимуществах старой русской орфографии», которая была «попрана и искажена врагом Церкви Христовой и народа российского», стал материалом для обвинения ученого. Так, в 1928 году за «любовь к буквам» двадцатидвухлетний, но по большому счету все еще домашний мальчик, только что окончивший университет, оказался политзаключенным в «коммунистическом аду, возникшем на обломках монашеского рая» – в «СЛОНе». Соловецком лагере особого назначения.
Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН)
Непосильная работа, произвол начальника («власть здесь не советская, а соловецкая»), конвейер массовых расстрелов и звериное поведение охранников – это только элементы, из которых слагалась атмосфера, трудно описываемая словами. Более всего бывшего блестящего студента угнетали бессмысленность и абсурдность происходящего социального эксперимента.
Специалист по этнолого-лингвистике освоил немало профессий в «передовике ГУЛАГа» – был пильщиком дров, грузчиком в порту, электромонтером, рабочим в Лисьем питомнике, ухаживал за коровами в Сельхозе.
Здесь он впервые явственно почувствовал дыхание смерти: однажды, во время посещения родителей, Дмитрий Сергеевич оказался в «расстрельном списке» (среди тех, кого полагалось расстрелять просто так, для «острастки»). Он был предупрежден об этом и вечером в барак не вернулся. Может быть, прячась всю ночь в дровах от конвоиров и слыша глухие выстрелы, он невольно обращался к теплым воспоминаниям детства – Куоккала, Мисхор, Мариинский театр… И творившийся кругом смертоносный абсурд только усиливал нереальность не того – другого, прежнего, а этого – зверского и жестокого – времени.
Утром он осознал, что остался жив.
Об этом событии напоминает фотографическая карточка, запечатлевшая юношу с грустными добрыми глазами, по сторонам от него – отец и мать. И подпись: «Свидание с родителями. Соловки. 1929 год».
А ведь еще так недавно эти люди купались в чистых водах Куоккалы и ели сэндвичи в компании веселых смеющихся людей, довольных жизнью.
Впоследствии Лихачев признавался, что именно тогда он стал другим человеком – в нем исчез страх, он перестал испытывать ту унизительную липкую боязнь и тревогу непонятно перед чем, которая так свойственна многим людям на протяжении всей жизни. Дмитрий Сергеевич там, на Соловках, обрел свободу. Каждый прожитый день отныне был наполнен искренним благодарением Богу, потому что каждый день жизни – это Его подарок.
Лихачев не был типичным «ушедшим в себя» ученым, рассеянным, физически слабым и не приспособленным к жизни. Нет, он всегда был подтянут. И даже на строительстве Беломоро-Балтийского канала, начавшегося в 1931 году (сюда были стянуты силы со всех концов страны) з/к Дмитрий Сергеевич Лихачев получил звание «ударник ББК», что позволило покинуть весь этот кошмар на полгода раньше положенного срока – летом 1932 года. Это лето, вероятно, тоже было одним из самых счастливых в его жизни.
После освобождения Лихачев вернулся в Ленинград. В родном городе он стал литредактором «Издательства социально-экономической литературы» (впоследствии издательство «Мысль»).
В 1935 году Дмитрий Сергеевич женился на Зинаиде Александровне Макаровой, через 2 года родились дочери-близнецы – Вера и Людмила.
Дмитрий Сергеевич и Зинаида Александровна с дочками. 1937 г.
Казалось, жизнь начинает налаживаться. В 1936 году с Лихачёва были сняты все судимости. А с 1938 года он начинает трудиться в Институте русской литературы РАН, более известном как Пушкинский Дом, который, как это ни банально звучит, становится для него вторым домом.
Здесь он и встретил Великую Отечественную войну.