Краткие биографические сведения
Джеймс Уатт родом из Гринока, небольшого города в западной Шотландии. На свет будущий именитый изобретатель появился 19 января 1736 года.
Учеба маленького Уатта проходила как за школьной скамьей, так и в домашних условиях. Слабое здоровье мальчика нередко вынуждало его родителей заниматься обучением сына самостоятельно. Так, благодаря матери Джеймс научился читать. Отец же обучил сына писать и решать математические задачи. Интерес к науке у Уатта проявился еще в детстве.
Мать умерла, когда Джеймсу исполнилось 18. Отец был слаб здоровьем. Юноша отправляется в британскую столицу, где изучает приборостроение. Спустя год он вновь в Шотландии, в Глазго. Он желает открыть свое приборостроительное дело.
А далее судьба улыбнулась юному изобретателю. Он оказал ценную услугу местному университету, отремонтировав астрономические инструменты для обсерватории. В результате, Уатт получил предложение открыть свою мастерскую на базе университета, что и было сделано в 1757 году. Друзьями Джеймса стали авторитетные профессора, в том числе, Джозеф Блэк и Адам Смит.
Свою деятельность Джеймс Уатт начал с ремонта и обслуживания университетского оборудования. Ему удалось расширить технические возможности квадранта. В 1759 году бизнес-партнером молодого Уатта стал Джон Крейг. Вместе они наладили выпуск и реализацию музыкальных инструментов и игрушек. Совместный бизнес продолжался шесть лет.
В возрасте 23 лет у Джеймса Уатта появился новый интерес – паровые двигатели.
Идею заняться изобретением парового двигателя для автомобиля подал профессор Джон Робинсон, университетский друг Уатта. Поначалу эта затея казалась весьма непрактичной, однако талантливый молодой изобретатель загорелся ею.
Важные события в личной жизни Джеймса Уатта произошли в 1764-м, когда он заключил брак с Маргарет Миллер. Пегги подарила мужу пятерых детей, однако судьба была к ней неблагосклонна – женщина умерла в 1772 году во время родов. Спустя пять лет после этого печального события Уатт вновь женился. В 1800 году он вышел на пенсию и стал путешествовать по Европе со своей супругой.
Джеймс Уатт состоял в рядах Королевского общества Эдинбурга с 1784 года. Также он стал почетным доктором юридических наук в Университете Глазго в 1806-м.
Земной путь выдающийся изобретатель завершил в возрасте 83 лет. Произошло это 25 августа 1819 года в Англии, где до последних дней проживал Уатт.
Век пара
К
середине XIX столетия всю промышленность «двигал пар». Теперь все, от
тканей до пушек, производили с помощью паровых машин. Паровозы тянули
поезда; даже оборудование для строительства железных дорог оснащалось
паровыми двигателями. И на море парус постепенно сдавал свои позиции
паровой машине.
Однако промышленная революция заключалась
не только в изменении технологии производства, хотя это и было важно.
Строительство новых машин и фабрик требовало денег, которые надо было
заплатить задолго до того, как фабрики начнут приносить прибыль. Точно
так же, как Уатту для финансовой поддержки его замыслов был нужен
Болтон, для успеха промышленной революции нужны были богатые люди,
готовые вложить свои деньги в дело
Промышленная революция стала
также революцией капиталистической. Начали основываться компании, банки
поспешили вкладывать деньги в промышленность, появились деловые люди,
зарабатывающие на жизнь тем, что сводили вместе научные идеи и капиталы.
Французский
военный инженер Жозеф Кюньо построил повозку, приводимую в движение
паром, около 1771 года. Она могла ехать со скоростью 3,6 км/ч и при
этом везти четырех человек.
Победители и проигравшие
А
что же стало с простыми людьми, которые не были ни изобретателями, ни
банкирами, ни капиталистами? Паровой двигатель изменил жизнь многих из
них. В XVIII веке ткани, например, производились в небольших мастерских
на оборудовании, приводившемся в движение вручную. Очень часто в
мастерской работала одна семья. На новых фабриках ткани стали делать на
станках, работающих от парового двигателя. Работа была несложная и не
требовала большого умения, поэтому рабочих-мужчин заменили женщины и
даже дети.
Появилось много новых рабочих мест, но труд на
фабриках был изматывающим и монотонным. Люди начали стекаться в большие
промышленные города, где им приходилось жить в ужасной тесноте и дышать
отравленным воздухом, потому что фабричные трубы изрыгали тучи дыма и
копоти. В то же время промышленности требовалось все больше и больше
угля, шахтерам приходилось опускаться все глубже под землю, и их труд
становился все опаснее.
На смену пару
Эпоха
паровых машин закончилась в 50-х годах нашего века. Она длилась больше
150 лет. Сегодня промышленность работает на электричестве. Больше нет
пароходов, а топливом для машин и поездов служит нефть. Но огромные
изменения, происшедшие за последние два века, были начаты Джеймсом
Уаттом и его паровым двигателем.
Не все эти изменения
были к лучшему. Соперничество между промышленными державами привело в
XX веке к двум мировым войнам. До сих пор существует гигантская
пропасть между промышленно развитыми странами и остальным миром.
Миллионы людей, работающих на фабриках, хотели бы иметь возможность
зарабатывать себе на жизнь как-нибудь по-другому. Когда Джеймс Уатт
усовершенствовал двигатель Ньюкомена, он положил начало тем изменениям,
что неузнаваемо преобразили облик мира.
Начало карьеры
Прежде чем достичь больших высот в науке, Джеймсу Уатту пришлось столкнуться со многими трудностями. В юности он отправился в Лондон, чтобы освоить профессию, связанную с измерительными приборами.
Накопленных средств на обучение Джеймсу хватило только на один год из 7. В результате, он оказался в городе на нелегальном положении, поскольку не числился в учениках официально. Чтобы продолжать учебу он с утра до вечера трудился.
Изначально Уатт создавал традиционные линейки и циркули, после чего освоил изготовление квадрантов и теодолитов. Так и не окончив учебу он вернулся в Шотландию в надежде открыть собственное дело. Здесь парень конструировал и ремонтировал разные измерительные и оптические приборы.
Тем не менее, союз ремесленников Глазго воспретил Джеймсу заниматься данным ремеслом, так как он не имел традиционного обучения. Стоит заметить, что такое решение было вынесено не смотря на то, что у себя на родине Уатт являлся единственным мастером такой квалификации.
Однако благодаря воле случая, Джеймсу удалось найти выход из положения. В местный университет были доставлены ряд астрономических устройств, которые предстояло правильно установить и настроить. Это привело к тому, что благодаря хлопотам своего дяди, ему разрешили привести все приборы в порядок.
Прекрасно справившись со своей работой, Джеймс Уатт получил назначение стать мастером научных инструментов при университете. Именно с того момента у него появилась своя небольшая мастерская для реализации собственных идей.
В стенах вуза Уатт познакомился с химиком Джозефом Блэком, вместе с которым создал немало химических приборов. Позднее он начал сотрудничать с предпринимателем Джоном Крейгом. Вместе с ним он наладил производство разных инструментов, среди которых музыкальные и различные игрушки.
В итоге, дела пошли настолько хорошо, что Джеймс смог не только избавиться от нужды, но даже взять себе на работу ассистентов. В те годы он с еще большим рвением увлекся наукой и разработкой новых устройств и механизмов.
Ранние годы
Джеймс Уатт родился в семье строителя кораблей и создателя различных механизмов Джеймса. Его мать, Агнес, была представительницей богатого рода, в свое время она получила отличное образование.
На свет будущий изобретатель появился 19.01.1736 г. Мальчик родился очень болезненным, поэтому начальное образование получал дома от родителей. Ребенок не мог играть со сверстниками из-за слабого здоровья, поэтому основную часть своего времени он тратил на самообразование.
В подростковом возрасте его любимыми предметами были астрономия и химия. Также он любил изготавливать модели механизмов, которые создавал его отец.
По достижении возраста выпускника начальной школы Джеймс поступил в гимназию. Он демонстрировал большие успехи в математике. Юноша любил читать и многое из этого он стремился проверить на практике.
В восемнадцатилетнем возрасте юноша потерял мать. Это отразилось на здоровье и делах отца, поэтому Джеймсу пришлось заботиться о себе самостоятельно. Молодой человек на год переехал из Шотландии в Лондон, чтобы обучиться ремеслу, которое имело отношение к измерительным приборам. Официальное обучение должно было проходить на протяжении семи лет, но денег у Джеймса хватило лишь на один год. Начал он свое обучение с изготовления линеек и циркулей. В скором времени молодой ученик уже мог изготавливать квадранты, геодолиты и другие сложные инструменты.
За этот год юноша практически не выходил на улицу. Все время он работал: по утрам — на хозяина, а вечерами — на заказ. Так он мог прокормить себя. К тому же из-за того, что он не числился официальным учеником, на улице его могли насильно забрать в военный флот.
Изобретательство
Согласно мифу, на изобретение парового двигателя Джеймса Уатта вдохновило кипение чайника. Ученый увидел, как извергающийся пар заставляет крышку подскакивать, и впервые задумался о мощности этого вещества.
Эта история — вымысел, который легко запомнить детям и взрослым. Как миф про Исаака Ньютона, который открыл гравитацию после того, как на него упало яблоко. На самом деле Джеймс Уатт не изобретал паровой двигатель, но значительно улучшил существующий Newcomen. Его создал Томас Ньюкомен в 1712 году.
К моменту, когда Джеймс Уатт заинтересовался термодинамикой, Newcomen более 50 лет исправно откачивал воду из шахт. Вдохновившись принципом действия этой конструкции, шотландский инженер стал экспериментировать с паром.
Embed from Getty ImagesПаровая машина Джеймса Уатта
Джеймс Уатт пришел к выводу, что 3/4 энергии расходуется Newcomen на нагрев цилиндра двигателя после охлаждения ледяной водой на каждом цикле. Многократно нагревая и охлаждая цилиндр, двигатель терял значительную часть тепловой энергии, вместо того чтобы преобразовывать ее в механическую.
В 1765 году Джеймс Уатт понял, что пар должен конденсироваться в отдельной камере, и тогда температура цилиндра будет держаться на одном уровне. В этом случае увеличится коэффициент полезного действия. Месяц ушел у изобретателя-механика на проектирование модели, а создание самого двигателя требовало денег.
Неоценимую финансовую помощь Джеймсу Уатту оказал меценат Мэттью Болтон. В 1775 году они запатентовали то, что в будущем будет известно как универсальная паровая машина. А спустя 12 месяцев главное изобретение уроженца Шотландии исправно работало на крупнейших коммерческих предприятиях, например, пивоваренных заводах. На одном из них родилось понятие «лошадиная сила».
До паровых машин воду для пивоваренных и других схожих заводов накачивали лошади. Чтобы определить, насколько мощный двигатель способен заменить животных, владелец одного из предприятий в течение восьми часов на полных оборотах гонял свою самую мощную кобылу. Джеймс Уатт выяснил, что в час она перегнала 75 кг воды. Это и есть размер общепринятой сегодня единицы изменения мощности — лошадиная сила равняется 75 килограмм-силам на метр в секунду.
Embed from Getty ImagesКопировальная машина – изобретение Джеймса Уатта
Первые паровые машины Джеймса Уатта поражали размерами: полтора метра в диаметре, более семи метров в высоту, они занимали отдельные здания. В последующие 6 лет ученый совершенствовал не только «начинку» своего открытия, но и внешний вид.
На закате XVIII века значение двигателя, разработанного Джеймсом Уаттом, оказалось великим. По его принципам работал и копировальный пресс — еще одно достижение шотландского инженера, запатентованное в 1780 году. Конструкция считалась актуальной даже в XX веке.
Джеймс Уатт вышел на пенсию в 1800 году, когда истек срок патента на самую первую паровую машину и договор с Мэттью Болтоном. Но он продолжил изобретать. Среди прочего удалось создать эйдографы — приборы для «клонирования» скульптур, медальонов, сосудов и прочих предметов искусства.
Смерть
Биография Джеймса Уатта завершилась 25 августа 1819-го. Причина смерти естественна — ученый проживал свой 83-й год.
Тело Джеймса Уатта захоронили на кладбище у церкви Святой Марии в Хэндсворте, что в графстве Стаффордшир на западе Англии. Со временем церковь расширилась, и теперь могила шотландского инженера находится под сводами.
Личность Джеймса Уатта увековечили памятником в Вестминстерском аббатстве. Позже это детище даровитого скульптора Френсиса Легата Чантри перенесли в собор Святого Павла. Ученый изображен сидящим, на коленях у него бумага, а в руках перо.
Статуя Джеймса Уатта
Согласно актуальным фотографиям, справа от кенотафа Джеймса Уатта установлена табличка, на которой сохранилась надпись современников:
Прежде эта табличка красовалась на постаменте.
Биография
Детство
Джеймс Уатт имел от рождения хрупкое здоровье. Мать научила его читать, а письму и арифметике его научил папа. Хотя он начал было учиться в средней школе Гринока, слабое его здоровье, и постоянные недомогания положили этому конец. Большую часть года он был ограничен стенами своей комнаты, где учился самостоятельно. Друг его отца увидев однажды, что мальчик рисует на очаге мелом какие-то линии и углы, спросил: «Зачем Вы разрешаете ребёнку тратить впустую время; почему бы не послать его в школу?» Джеймс Уатт-старший ответил: «Не судите его слишком быстро; прежде разберитесь, чем он занят». Оказалось, что он искал решение задачи Эвклида.
Будучи подростком, он увлекался астрономией, химическими опытами, научился всё делать своими руками, за что получил от окружающих звание «мастера на все руки».
Образование
В 18 лет отправляется для получения специальности в Глазго. Для обучения на мастера по слесарному делу отец в 1754 году отправил Уатта в Лондон. Освоив за год семилетнюю программу, Уатт возвратился в Шотландию и получил место мастера-изготовителя точных и оптических инструментов в Университете Глазго.
В университете Уатт познакомился с химиком Джозефом Блэком. Эта встреча способствовала разработке ряда новых химических приборов, необходимых в дальнейших исследованиях Блэка.
Изобретательство
В 1774 году к Джеймсу Уатту, обратился профессор физики университета Глазго Джон Андерсон с просьбой отремонтировать действующий макет паровой машины Ньюкомена (имелась в виду «огневая машина», изобретённая английским инженером Томасом Ньюкоменом). Макет был оснащен 2-дюймовым цилиндром и имел рабочий ход поршня в 6 дюймов. Уатт провел ряд экспериментов, в частности, заменил металлический цилиндр на деревянный, смазанный льняным маслом и высушенный в печи, уменьшил количество поднимаемой за один цикл воды и макет, наконец, заработал. При этом Уатт убедился в неэффективности машины и внёс в конструкцию многочисленные усовершенствования. Первым значительным усовершенствованием, которое Уатт запатентовал в 1769 году, была изолированная камера для конденсации. Он изолировал паровой цилиндр, а в 1782 году он изобрёл машину двойного действия. Вместе с более мелкими усовершенствованиями это изобретение позволило увеличить производительность паровой машины в четыре и более раз. Кроме того, сама машина стала легко управляемой.
Попытки Уатта поставить свои изобретения на коммерческую основу не имели успеха до тех пор, пока он не вступил в деловые отношения с предпринимателем Мэттью Болтоном. Совместная компания «Boulton and Watt» успешно действовала на протяжении двадцати пяти лет, в результате чего Уатт стал весьма состоятельным человеком.
Российское предложение
Российская академии наук пригласила Уатта работать в России. Русское правительство предложило английскому инженеру «занятие, сообразное с его вкусом и познаниями» и с ежегодным жалованьем в 1000 фунтов стерлингов. Намерение Уатта уехать в Россию вызвало переполох. Поэт Эразм Дарвин написал: «О Боже, как я был напуган, когда услышал, что русский медведь зацепил Вас своей громадной лапой и тянет в Россию! Умоляю не ездить, если только это возможно… Я надеюсь, что Ваша огненная машина оставит Вас здесь». Уатт в Россию не поехал.
Старость
Уатт был разносторонне одарён, легко изучал языки, много читал. Вальтер Скотт в предисловии к одному из своих романов выражает удивление разнородности познаний Уатта, которого он знал в последние годы его жизни.
Скончался в возрасте 83 лет и был похоронен в приходской церкви в Хэндсворте. Вскорости в Вестминстерском аббатстве был воздвигнут памятник Уатту, выполненный талантливым скульптором Уантри.
К паровой машине
Джеймс Ватт родился в небольшом шотландском городке Гриноке. Его отец строил дома и корабли, а также имел мастерскую, где изготовлялись различные инструменты. Маленький Джеймс Ватт был слабым ребенком. Хотя его рано отдали в бесплатную начальную школу, из-за болезней он часто оставался дома. Самостоятельно приобрел неплохие знания физических и математических наук. Особое впечатление на него произвела книга голландского ученого Гравезанда «Основные начала физики», написанная под влиянием идей Ньютона. В родительской мастерской освоил различные инструменты.
Когда Ватту исполнилось 18 лет, решили выучить его на механика — так тогда называли мастера, который изготавливал точные математические, геофизические и вообще физические приборы. Летом 1754 г. Джеймс Ватт отправился учиться ремеслу в Глазго, поселился у своего дяди Мюрхеда, профессора древних языков Глазговського университета. Пробыл год учеником в одной мастерской, но стало понятно, что получить там основательную подготовку невозможно. Благодаря дяде познакомился с несколькими профессорами университета, что потом очень пригодилось.
С согласия отца Ватт поехал в Лондон. Оказалось, что здесь, чтобы стать мастером, согласно цеховыми законам, необходимо было быть учеником семь лет и заплатить значительную сумму за обучение. Джеймсу удалось найти бесплатное место у одного часовщика, который учил его еще и гравировке. Через некоторое время Ватт поступил учеником в мастерскую к Джону Моргану на один год с оплатой за обучение 20 фунтов стерлингов. Дела у отца ухудшились, молодой Ватт жил очень экономно, искал дополнительный заработок. Но несмотря на это, Ватт продемонстрировал большое стремление к овладению ремеслом. Начав с выполнения простых работ, через год производил такие сложные инструменты, как отражающий секстант.
В конце 1756 г. Дж. Ватт поехал в Глазго, где хотел открыть собственную мастерскую по изготовлению математических инструментов, но не получил разрешение цеха. К счастью, с помощью знакомых профессоров ему удалось стать механиком университета Глазго. Работа в университете, безусловно, имела решающее значение для будущего и Ватта и истории техники. В частности, Ватт познакомился с известным физиком и химиком Дж.Блеком, который открыл так называемую скрытую теплоту парообразования. Ватт также подружился со многими студентами. Известный профессор Робизон вспоминал о том, как будучи студентом, познакомился с Ваттом и был поражен его знаниями. Студенты, встречаясь с трудностями, часто обращались к молодому механику за советом. А тот, если не знал ответа на вопрос, начинал его изучать. Чтобы прочитать одну из первых работ, посвященных машинам, Ватт изучил немецкий язык, впоследствии по аналогичному поводу — итальянский.
Вклад в науку и знаменитые изобретения
В период 1763-1765 гг Уатт изучал работу двигателя Ньюкомена. В результате, он устранил имеющиеся недостатки и скорректировал работу устройства. Его идеей было соединение двигателя с отдельным конденсатором, где пар от двигателя накапливался с целью конденсации. В итоге, удалось избежать потери для скрытой теплоты и сделать двигатель более эффективным.
В возрасте 29 лет Джеймс Уатт сконструировал свой первый паровой двигатель, оснащенный конденсационной камерой. Это произошло в 1765-м, когда до наступления промышленной революции оставалось совсем немного времени.
Прошло чуть больше десяти лет, и двигатели Уатта стали массово применяться для откачки воды из туннелей шахт. Спустя четыре года после изобретения первого мелкосерийного двигателя Джеймс Уатт представил новую разработку двигателя.
Изобретение и внедрение в производство двигателей Уатта обусловило начало промышленной революции.
Уатт продолжал усовершенствовать работу своих паровых двигателей в период 1780-1790 годов. Он запатентовал такие методы как: вращательное движение, двойное действие, параллельное движение. Уаттом был изобретен манометр.
До самой пенсии Джеймс Уатт продолжал заниматься активной научно-изобретательской работой. Ему принадлежит идея копировального аппарата, двигателя двойного действия, роторного движка, индикатора парового давления.
Изобретение
Серьезно паровой машиной Ватт стал заниматься после того, как зимой 1763-1764 гг. отремонтировал модель паровой машины Ньюкомена, принадлежавшую факультету натуральной философии Глазговского университета.
Паровая машина Ньюкомена была изобретена в 1711 г. и со временем нашла широкое применение для откачки воды из угольных шахт. Усовершенствованная машина Ньюкомена действовала следующим образом. В котле кипела вода. Над котлом размещался цилиндр машины, прикрепленный к балке дома. Когда поршень поднимался, в цилиндр впускали пар. После достижения поршнем верхнего положения, подачу пара перекрывали, а в цилиндр впрыскивали холодную воду. Пара конденсировалась, создавалось разрежение, и за счет атмосферного давления поршень двигался вниз — это было рабочее движение машины.
Когда Ватт отремонтировал модель машины Ньюкомена, оказалось, что она нуждается во впрыске чрезмерного количества холодной воды. Заинтересовавшись этим явлением, Ватт начал всесторонние исследования. Он пришел к выводу, что плохая работа модели по сравнению с настоящей машиной Ньюкомена обусловлена конденсацией свежего пара при впуске в цилиндр. Он провел опыты, в которых изучал основные свойства пара: связь между давлением и температурой, определение удельного объема пара, скрытой теплоты парообразования. После этого он ищет средства для уменьшения начальной конденсации пара. Решил, что для лучшего использования пара необходимо, чтобы цилиндр имел температуру пара, входящего в него, и не охлаждался. Соответственно, Ватт придумал конденсировать пар в отдельном холодильнике. Следует отметить, что, проводя опыты, Ватт советовался с Дж.Блеком.
Кроме отдельного холодильника, Ватт сделал несколько других усовершенствований: предложил для уплотнения поршня использовать воск или жиры, закрыть цилиндр сверху крышкой, через которую проходит круглый шток. Кроме того, предложил оббивать цилиндр деревом или другим утеплителем.
Уатт-изобретатель
Поработать над разработкой модернизации паровой машины Уатту предлагали ещё в 1759 году, но тот отказался. Механизм Ньюкомена существовал тогда уже добрых полстолетия, но никому не было дела до того, чтобы в ней разобраться и усовершенствовать.
Ещё через четыре года к нему написал профессор университета Глазго с предложением произвести ремонт макета машины, который у них имелся. В результате Уатт не только отремонтировал механизм, но, увлёкшись работой, изменил некоторые детали и, таким образом, усовершенствовал его. Теперь энергия пара шла на разогрев всего цилиндра, а не просто преобразовывалась в механическую.
Работа над паровым механизмом так увлекла Уатта, что он начал проводить разные эксперименты с кипячением воды. И открывает скрытую теплоту. Он понимает, что пар может нагревать сильнее, чем горячая вода.
В 1769 Уатт наконец получает патент на свою разработку — изолированную камеру для конденсации. В том же году он хочет построить первую полномасштабную модель паровой машины, но сделать это не удаётся. Обработка металла в те годы ещё не была на нужном уровне, да и капиталовложений требовалось немало.
На помощь изобретателю приходят местные предприниматели. Они помогают изготовить нужную модель. Но, чтобы поставить производство на поток, нужны деньги. Здесь он опять находит поддержку — становится партнёром в компании Boulton and Watt. За 25 лет совместного бизнеса Уатт стал очень богатым человеком.
В 1782 Джеймс разработал механизм двойного действия, исключив из машины паровой цилиндр.
Биография
У Джеймса Уатта довольно интересная биография. Его родители были очень умными и образованными людьми, что не могло не повлиять на развитие мальчика.
Детство
Будущий ученый родился в Гиноке 19 января 1739 года. С детства его здоровье было слабым, и вначале он находился на домашнем обучении. В юности мальчик интересовался химическими исследованиями и астрономией. Он также умел работать руками. Отец дал ему столярные инструменты. Это позволило Джеймсу начать строить модели устройств, которые создал его отец.
После того, как мальчик достиг возраста начальной школы, он пошел в среднюю школу. Там он изучал латынь и углублял свои знания по математике, делая отличные успехи. Мальчик много читал и почти все прочитанное пытался проверить на практике.
Образование
В возрасте 18 лет Уатт потерял мать. Здоровье и деловая ситуация его отца также ухудшились. Так что Джеймсу пришлось самому за себя постоять. Мальчик решил заняться производством измерительных приборов.
Не будучи экономным, Уатт с головой ушел в работу. Он начал с изготовления простых компасов и линеек, но постепенно перешел к созданию более сложных приборов. Вскоре он построил квадрант, теодолит и аналоговый компас. Во время этого процесса он морил себя голодом и почти не выходил на улицу.
После года стажировки он вернулся в Шотландию и решил открыть собственное дело. Мальчик поселился в доме своего дяди и начал делать параллельные линейки, октанты, барометры и другие инструменты. Однако вскоре Ремесленная палата запретила мальчику заниматься подобной деятельностью, так как он не получил должной подготовки.
Похоже, что мальчик оказался в безвыходной ситуации. Однако удача спасла его. Груз астрономических инструментов был доставлен в Университет Глазго. Их нужно было почистить, настроить и отрегулировать. Благодаря посредничеству своего дяди, Уатту удалось получить работу в университете и открыть небольшую лабораторию при учебном заведении.
В университете молодой человек познакомился с Джозефом Блэком. Он был химиком. Результатом этой встречи стала разработка серии химических приборов. В 1759 году Джеймс начал работать с архитектором и бизнесменом Джоном Крейгом. Они начали производить различные устройства, включая игрушки и музыкальные инструменты. Это приносило высокий доход. Работа продолжалась в течение шести лет — до самой смерти Крейга.