Капричос (Los Caprichos) (1797-1799). Серия гравюр
серия офортов Капричос. Лист 1. Гойя Лусиентес, художник |
серия офортов Капричос. Лист 2. Они говорят ‘да’ и протягивают руку первому встречному |
серия офортов Капричос. Лист 3. Тихо, бука идёт |
серия офортов Капричос. Лист 4. Маменькин сынок |
серия офортов Капричос. Лист 5. Один другого стоят |
серия офортов Капричос. Лист 6. Никто ничего не знает |
серия офортов Капричос. Лист 7. Даже так близко он ничего не разглядит |
серия офортов Капричос. Лист 8. Её похитили |
серия офортов Капричос. Лист 9. Тантал |
серия офортов Капричос. Лист 10. Любовь и смерть |
серия офортов Капричос. Лист 11. За дело, ребята |
серия офортов Капричос. Лист 12. Охота за зубами |
серия офортов Капричос. Лист 13. Горячо |
серия офортов Капричос. Лист 14. Какая жертва |
серия офортов Капричос. Лист 15. Добрые советы |
серия офортов Капричос. Лист 16. Да простит её Бог, это была её мать |
серия офортов Капричос. Лист 17. Он хорошо натянут |
серия офортов Капричос. Лист 18. А у него сгорает дом |
серия офортов Капричос. Лист 19. Все погибнут |
серия офортов Капричос. Лист 20. Вот они и ощипаны |
серия офортов Капричос. Лист 21. Как её ощипывают |
серия офортов Капричос. Лист 22. Бедняжки |
серия офортов Капричос. Лист 23. Из той пыли… |
серия офортов Капричос. Лист 24. Ничто не поможет |
серия офортов Капричос. Лист 25. Ведь он разбил кувшин |
серия офортов Капричос. Лист 26. У них уже есть на что сесть |
серия офортов Капричос. Лист 27. Кто более предан |
серия офортов Капричос. Лист 28. Никому ни слова |
серия офортов Капричос. Лист 29. Люди называют это чтением |
серия офортов Капричос. Лист 30. Зачем их прятать |
серия офортов Капричос. Лист 31. Она молится на неё |
серия офортов Капричос. Лист 32. Потому что она была слишком чувствительна |
серия офортов Капричос. Лист 33. Для пфальцграфа |
серия офортов Капричос. Лист 34. Их одолевает сон |
серия офортов Капричос. Лист 35. Она его гладко бреет |
серия офортов Капричос. Лист 36. Ужасная ночь |
серия офортов Капричос. Лист 37. А не умнее ли ученик |
серия офортов Капричос. Лист 38. Брависсимо |
серия офортов Капричос. Лист 39. До третьего колена |
серия офортов Капричос. Лист 40. От какой болезни он умрёт |
серия офортов Капричос. Лист 41. Точь-в-точь |
серия офортов Капричос. Лист 42. Ты, которому невмоготу… |
серия офортов Капричос. Лист 43. Сон разума рождает чудовищ |
серия офортов Капричос. Лист 44. Тонко прядут |
серия офортов Капричос. Лист 45. Из многого можно высасывать |
серия офортов Капричос. Лист 46. Выговор |
серия офортов Капричос. Лист 47. Подношение учителю |
серия офортов Капричос. Лист 48. Наушники |
серия офортов Капричос. Лист 49. Маленькие домовые |
серия офортов Капричос. Лист 50. Сурки |
серия офортов Капричос. Лист 51. Прихорашиваются |
серия офортов Капричос. Лист 52. Чего не сделает портной |
серия офортов Капричос. Лист 53. Какой златоуст |
серия офортов Капричос. Лист 54. Стыдливый |
серия офортов Капричос. Лист 55. До самой смерти |
серия офортов Капричос. Лист 56. Вверх и вниз |
серия офортов Капричос. Лист 57. Родословная |
серия офортов Капричос. Лист 58. Глотай, собака |
серия офортов Капричос. Лист 59. Они всё ещё не уходят |
серия офортов Капричос. Лист 60. Первые опыты |
серия офортов Капричос. Лист 61. Они взлетели |
серия офортов Капричос. Лист 62. Невероятно |
серия офортов Капричос. Лист 63. Смотри, какие важные персоны |
серия офортов Капричос. Лист 64. Счастливого пути |
серия офортов Капричос. Лист 65. Куда направляется маменька |
серия офортов Капричос. Лист 66. Ну-ка, полегче |
серия офортов Капричос. Лист 67. Погоди, тебя подмажут |
серия офортов Капричос. Лист 68. Славная наставница |
серия офортов Капричос. Лист 69. Поддувает |
серия офортов Капричос. Лист 70. Благочестивое призвание |
серия офортов Капричос. Лист 71. Когда начнёт светать, мы уйдём |
серия офортов Капричос. Лист 72. Тебе не ускользнуть |
серия офортов Капричос. Лист 73. Лучше бездельничать |
серия офортов Капричос. Лист 74. Не кричи, дурочка |
серия офортов Капричос. Лист 75. Неужели нас никто не развяжет |
серия офортов Капричос. Лист 76. Поняли. Чтоб было по-моему. Эй. Слышите. А не то… |
серия офортов Капричос. Лист 77. Один другого |
серия офортов Капричос. Лист 78. Поторапливайся, они уже просыпаются |
серия офортов Капричос. Лист 79. Никто нас не видел |
серия офортов Капричос. Лист 80. Теперь пора |
Франсиско Гойя – яркий представитель художественной эпохи романтизма в живописи — @vp-painting
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – один из самых ярких представителей художественной эпохи романтизма в живописи.
За 82 года жизни он создал около 500 картин, 300 гравюр и тысячи рисунков.
Молодые годы Франсиско Гойи
Франсиско родился 30 марта 1746 года в семье дочери обнищавшего идальго и баска, известного в Сарагосе мастера по золочению. Именно отец привил будущему художнику жизненную позицию, протянувшуюся сквозь всю его непростую жизнь: приземленность, честность и глубокую любовь к простому люду.
Франсиско, самый младший в семье, рос вместе с двумя братьями, один из которых стал священником, а другой унаследовал отцовское дело. Младшего сына в юности отдали в подмастерья и ученики к художнику Лусану-и-Мартинесу, в мастерской которого Франсиско и начал свой творческий путь.
Начало творческого пути
После серии неудач, постигших молодого художника на первых выставках, в 1771 году Гойя стал победителем Пармской академии, где его картина была впервые отмечена за тонкую и изящную работу с цветом и экспрессивность.
Успех принес Франсиско новые заказы. В течение последующих лет Гойя писал фрески для соборов в Сарагосе, что принесло ему большие по меркам тех времен деньги и признание.
В 1775 году Франсиско перебрался в Мадрид и позднее был принят в королевском дворце. При дворе, вплоть до первой декады 19-го века, Гойя активно писал портреты и картины для шпалер, украшая опочивальни знати сценками из жизни простого народа в свойственной ему неоклассической манере.
В эти годы было создано множество шедевров, в которых были и портреты великих людей, и отражение захлестнувших страну бедствий и войны.
Франсиско было 46, когда из-за тяжелой болезни он потерял слух, но это не заставило художника отложить кисть. Напротив, чем хуже становилась обстановка в стране и жизнь самого Гойи, тем больше он создавал, и тем меньше в его творчестве оставалось ярких красок.
Чрезвычайно тяжелые годы в болезни он провел в своем загородном «Доме Глухого», стены которого сам расписал маслом. На смену радостным сценкам, которыми он украшал когда-то мадридский дворец, пришли тяжелые и мрачные сцены войны и лишений, устрашающие, многоликие и экспрессивные.
Художник творил вплоть до своей смерти в изгнании во Францию, где занимался литографией, и писал все те же сценки из жизни простых людей, портреты своих знакомых.
Основная концепция работ Франсиско Гойи
Сложное и глубокое по своей сути творчество Гойи часто изображает глубинные пороки человеческой натуры и общества. В архетипах и аллегориях, источники для которых мастер находил в народных сказаниях и легендах, угадываются образы насилия, страданий простого народа и несправедливости.
Поборник высоких гуманистических принципов в творчестве, как и в жизни, глубоко сопереживал народу Испании во время французской оккупации, и осуждал бессилие власти, неспособной помочь своим подданным. Однако, даже в самых мрачных образах Гойи ощущается вера в лучшее, стремление к движению и обновлению, протянувшееся сквозь творчество художника красной нитью.
Творчество Гойи оказало колоссальное влияние на живопись всей Европы 19 века, и ощущается до сих пор.
Статья подготовлена @kayros для @vp-painting
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»
Популярность растёт
Коммуникабельность Франсиско помогает ему всё больше обрастать полезными знакомствами. Список его покровителей расширяется вплоть до самого короля. Выполнение следующего королевского заказа – серия панно для одного из залов дворца упрочает положение и авторитет художника.
Он занимается гравировкой картин Веласкеса, создаёт ещё 20 картонов для дворцовых спален и гостиных, пишет картины. В 1780 году Гойя расписывает купол собора дель Пилар, в 1781-м – церковь св. Франциска Великого. Он всё чаще пишет портреты аристократов и членов их семей, многие из которых на десятилетия становятся постоянными заказчиками.
Путь к Королевской Академии теперь открыт: сначала он её член, а с 1785 года вице-директор. Следующий год приносит звание королевского художника.
Гойя продолжает писать портреты, пейзажи, жанровые полотна, автопортреты, создавать картоны. Его ценят и почитают.
Портреты Гойи
Значительное место в творчестве мастера занял портрет. И здесь поразителен размах творческой эволюции Гойи от парадных портретов в духе традиций XVIII в. (например, портрет маркизы Понтехос, ок. 1787; Вашингтон, Национальная галлерея) до произведений, предвосхищающих самые смелые достижения реалистического портрета XIX столетия. Гойе-портретисту присуще необычайно яркое чувство личности — умение с захватывающей силой воспроизвести реальный облик человека и индивидуальные особенности его душевного склада, обладающего всегда какой-то повышенной напряженностью.
«Маркиза де Понтехос
У Франсиско Гойи не было непосредственных последователей, но его оригинальные достижения глубоко впечатлили французских художников позднего XIX века — например, Эжена Делакруа, который был одним из его великих поклонников. Работами Гойи продолжают восхищаться экспрессионисты и сюрреалисты XX и XXI веков.
Картины Франсиско Гойи
ПРОСМОТРЫ: 236
В ряду мастеров, творивших на рубеже XVIII—XIX вв., особое место занимает современник Давида — талантливый и яркий испанский живописец и график Франсиско Гойя (1746—1828 гг.). Создавая свои бессмертные картины в эпоху классицизма, этот художник во многом противостоял основоположникам этого направления. На полотнах мастера можно увидеть не только овеянные славой исторические личности, но и простых людей из народа.
Во времена Гойи испанцы вели борьбу против наполеоновских войск, вторгшихся на территорию страны, и многие из полотен живописца посвящены этой теме. В своих картинах он стремился передать величие и силу духа испанского народа, способного на героический подвиг ради защиты своей Родины. Лучше всего это видно на картине «Какое мужество!» из серии «Бедствия войны».
Какое мужество! Из серии Бедствия войны (1810-1820)
В конце 1790-х годов Гойя втайне увлекся новой темой и техникой и создал серию рисунков «Капричос» (капризы, фантазия). 80 листов этой серии стали своеобразной энциклопедией жизни Испании за последние 2 века, правдиво отразившей все пороки и страсти страны, богатство и нищету, страдания народа. Награвированные в технике офорта и акватинты, они явились соединением реальности и фантастики, социальной сатиры и гротеска.
Неужели нас никто не развяжет? Лист 75. Серия «Капричос» (1793-1797)
В ужасных чудовищах и привидениях, одетых в монашеские рясы, гримасничающих демонах, страшной старухе угадываются реальные исторические лица. Основным листом, несомненно, считается «Сон разума порождает чудовищ», с изображенным человеком, то ли спящим, то ли в ужасе закрывающим лицо, к которому слетаются ужасные совы и нетопыри и впиваются ему в спину острыми когтями.
Сон разума порождает чудовищ — Франсиско Гойя
Художник остро чувствовал современность, был неутомим в поисках новых средств выражения. В нем удивительно уживались смелость реалиста и вдохновение романтика. Однако в искусстве и культуре своей страны он был одинокой фигурой: у Гойи не нашлось достойных продолжателей в развитии его яркого и блистательного творчества. Однако он оставил заметный след в живописи начала 19 в. и стал предтечей нового художественного направления романтизма.
Самые известные картины Франсиско Гойя
Маха обнаженная (1800)
Портрет семьи Карла IV испанского (1800)
Сатурн пожирающий своего сына (1819 — 1823)
Франсиско Гойя (1814)
Герцогиня Альба, Белая княгиня (1795)
Двор дурдом (1794)
Колосс (1808 — 1812)
Кораблекрушение (1793 -1794)
Маха одетая (1800)
Франсиско Гойя (1823)
ПРОСМОТРЫ: 236
ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:
Возвращение в родной город
Здесь буквально сразу молодой художник получает предложение участвовать в росписи самого крупного храма Сарагосы Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Гойя берётся за работу, выполненные эскизы получают одобрение и до середины 1772 года Франсиско увлечённо выписывает на потолке в базилике фреску «Поклонение имени Бога». Капитул (коллегия, совет) церкви был восхищён этой работой. Незамедлительно поступает следующее предложение: роспись оратория (помещения для молитв) дворца Собрадиэль. Появились у молодого дарования и знатные покровители, во власти и силе которых была существенная помощь в продвижении и применении таланта. В это время Гойя стал зарабатывать уже в разы больше своего учителя.
Смена власти и ситуации в стране
В 1789 году Карлом IV, следующим монархом, вставшим на престол, Гойя назначен придворным художником. Но в портретах королевских особ он не находит вдохновения и пишет их без энтузиазма. Наступает время перемен: двор напряжённо следит за событиями в соседней стране – за Французской революцией. Теперь не до украшения дворцов.
Начинаются гонения на просвещённых испанцев, многие друзья художника арестованы или сосланы. Гойя также столкнулся с интригами и был отправлен в Валенсию, якобы отдохнуть. Вернуться, укрепить своё положение при дворе и возобновить работу ему помогло вмешательство Байеу.
Болезнь и творчество
Болезнь Гойи сказалась на его творчестве. Именно с болезнью искусствоведы связывают изменение в стиле его живописи и загадочный, пугающий дух картин мастера. Меняется палитра, в которой начинают преобладать коричневый, серый и черный тона.
Символично, что уже с первыми приступами болезни в творчестве Гойи появляется медицинская тема. Он пишет картину «Врач», как будто предчувствуя свой рок. Картины Гойи часто обращают нас к теме человеческих страданий и болезни. Показательны его работы «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих картинах Гойя отображает трагедию человеческой жизни в экономически отсталой и несвободной стране.
Одно из самых впечатляющих творений – «Гойя и его врач Аррьета» – связано с последним тяжелым проявлением болезни в 1819 году. Врача, который спас художника, находящегося между жизнью и смертью, Франсиско Гойя отблагодарил, запечатлев на холсте.
Тема смерти становится постоянной в творчестве Гойи. Католическое мировоззрение и смерть переплетаются в работе «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника».
Возвращение в Мадрид
Тесно и скучно становится амбициозному художнику в Сарагосе. Он рвётся в Мадрид, к тому же по протекции приятеля, служащего при дворе Карла III художником, Франсиско Байеу появляются заманчивые перспективы. Обосновавшись у него, Гойя открывает для себя новые возможности. Первым заказом становятся картоны – рисованные заготовки для серии так называемых шпалер или гобеленов – безворсовых настенных ковров для королевской семьи. Идиллические изображения охотничьих и прочих сцен пользуются при дворе большой популярностью. Эта работа увлекает художника, он создаёт 5 удачных композиций.
Странное здание
Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Происхождение и ранние годы
Франсиско де Гойя родился в Фуэндетодосе (Сарагоса) 10 марта 1746 года. В середине XVIII века это богатый и могущественный город, где строилось много церквей и монастырей. Запрестольные образы, украшающие храмы, создавались мастерами, поэтому отец Франсиско имел стабильную работу и хотел, чтобы дети шли по его стопам
Молодость в Испании
Будущий придворный художник сделал свои первые шаги на бумаге и холсте под руководством Хосе Лусана Мартинеса, который взял его в ученики в возрасте 13 лет. Влияние этого учителя, прошедшего обучение у неаполитанских художников, повлияло на увлечение Гойи итальянской живописью.
В 17 лет молодой художник принимает участие в конкурсе на получение пенсии от Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, в которой ему было отказано.
Работы, приписываемые кисти Франсиско де Гойи того времени, немногочисленны. Сохранились некоторые картины на религиозную тематику. Из всех его творений выделяется полотно «Мятеж в Эскилаче» (ок. 1766 г.).
Картина отражает реальный момент большой напряженности и социальной значимости и отображает некоторые будущие константы творчества Гойи: театральное использование света и тени, свободная манера письма, яркие цвета и очевидный интерес к балансу и композиции.
Франсиско Гойя. «Автопортрет в студии», 1795
Мне нравится2Не нравится1
Путешествие в Италию
В 1770 году молодой художник отправляется в Италию, где зарождается его страсть к маскам, народным обычаям и уличному театру, страсть, которая соединяется с его влечением к лицам и гротескным фигурам. Во время путешествия Гойя решает написать картину под названием «Ганнибал-победитель впервые созерцает Италию с Альп» (1770 г.), чтобы представить ее на конкурс, организованный Пармской академией. Хотя работа получила хорошие отзывы, сила и «плохая реалистичность» цветов не понравились критикам.
Рискованный, индивидуальный и яркий стиль творчества Франсиско де Гойи выделяется своей современностью на фоне явного академизма его коллег.
Возвращение и работа в Сарагосе
По возвращении из Италии молодой художник в 25 лет взялся за свой первый крупный заказ: фреска в одном из сводов базилики дель Пилар в Сарагосе. Эта работа приносит ему больше заказов: фрески для церквей и дворцов и портреты арагонской аристократии. Именно в это время он пишет полотна, украшающие часовню дворца графа Собрадиэля.
Работа принесла ему известность и стабильное положение — факторы, благодаря которым его бывший учитель Франсиско Байеу позволил жениться на своей сестре Хосефе. В браке родится семь детей, но выживет только младший, Франсиско Хавьер Педро. Измученная душа художника, которая проявится позже в «Черных картинах», подпитывается этим фактом.
Портрет жены Франсиско Гойи
Мне нравится1Не нравится1
Самые известные картины
Любимого жанра у художника не было. За свою жизнь он написал не менее 500 картин, среди которых и пейзажи, и портреты, и натюрморты, множество картин, изображающих праздничную и повседневную жизнь испанцев. По его полотнам можно изучать Библию и историю. Особенностью Гойи как живописца являются крайняя убедительность и достоверность изображения человеческих пороков. Жестокость и безумие на его полотнах максимально реалистичны и тем страшны.
Наиболее известные произведения:
- 3 мая 1808 года в Мадриде (казнь мадридских патриотов);
- Сатурн, пожирающий своего сына;
- Обнажённая Маха;
- Капричос (серия гравюр, критикующих общество);
- Бедствия войны (цикл из 80 гравюр);
- Тонущая собака;
- Семья Карла IV;
- Великий Козёл;
- Автопортрет с доктором Арриета.
На самом деле список можно продолжать долго. Большинство полотен мастера хранятся в испанских музеях.
Учеба
Нет достоверных сведений о том, каким было начальное образование у детей семейства Гойя. В качестве признака поверхностности обучения приводятся грамматические ошибки в письмах и заметках, оставшихся после Франсиско Гойи. Известно, что в возрасте 13 лет, в период проживания в Сарагосе, младший из сыновей был отдан обучаться в мастерскую Лусана-и-Мартинеса.
Факты из образования Франсиско Гойя:
- Провал юноши на конкурсе в 17-летнем возрасте объясняют недостатком профессиональных навыков, однако это связано с его нелюбовью к слепкам. Есть и другие причины – неприятие председателем жюри иной манеры, кроме академической.
- Примечательно, что второй провал на конкурсе патриотической тематики объясняется теми же причинами: консерватизмом жюри и тематикой, не вдохновившей юного Франсиско Гойя. Однако первая премия была присуждена Рамону, младшему брату члена жюри – строгого блюстителя взвешенных форм.
- Третий конкурс, проведенный Пармской академией на античную тематику, наконец, принес свои плоды. Первую премию Франсиско Гойе не присудили, поскольку тона картины показались резкими строгим судьям, ценителям изящного колорита. Зато они не могли не признать грандиозность выписанной фигуры в работе художника и 6-ю голосами дали ему вторую премию.
Вплоть до участия в этом конкурсе, остаются за кадром целых пять лет жизни великого художника. Доподлинно неизвестно, чем занимался Франсиско Гойя после второго провала и до весны, когда ему была присуждена вторая премия в Пармской академии.
Есть предположения, что все это время он изучал в Риме творения великих мастеров, их манеру письма и художественные приемы. Этим объясняется участие Франсиско Гойи в конкурсе на античную тематику, характерную для классицизма. Фигура Ганнибала, грандиозность которой не могли не отметить придирчивые знатоки живописи – и есть первый проблеск романтизма в творчестве мастера.
Это направление предпочитало изображать сильные духовно, творческие личности, чем-то напоминавшие появившиеся позднее полотна критического реализма.
Презентация на тему: » Презентация на тему:»Жизнь и творчество Франциско Хосе де Гойя-и-Лусьентеса»» — Транскрипт:
1
Выполнил : студент группы ОИБТС 9-1 Мухарьямов Максим Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
2
Франсиско Хосе де Гойя — и — Лусьентес ( ) — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
3
Франсиско Гойя Лусьентес родился в 1746 году в Сарагосе, столице Арагона, в семье среднего достатка. Его отец Хосе Гойя. Мать Грасиа Лусьентес дочь бедного арагонского идальго.. Франсиско был младшим из трёх братьев : Камилло и Томас.. Образование все братья получили довольно поверхностное, Франсиско Гойя всегда будет писать с ошибками. В Сарагосе юный Франсиско был отдан в мастерскую художника Лусана — и — Мартинеса. После Гойя попадает в Мадрид, здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Рождение и Молодость в Испании
4
После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии. Путешествие в Италию
5
В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры. Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик.
6
Для Королевской шпалерной мануфактуры в годах Гойя выполняет серию панно для столовой принца Астурийского во дворце Пардо. В 1778 году Франсиско получает разрешение на гравирование картин Диего Веласкеса. Тема испанской народной жизни импонирует заказчикам. В том числе мода на такую тематику способствует дебюту Гойе при дворе : в начале 1779 года он не без успеха представляет королю 4 свои картины. Через некоторое время Гойя уже просит место придворного художника, но ему отказывают. Его не поддерживает его шурин Франсиско Байе, не желающий делить с ним место первого живописца короля Гойя в Мадриде ( )
7
В мае 1780 Гойя заключает контракт на роспись купола собора дель Пилар за реалов. Работает Гойя быстро и под руководством Байеу. Между двумя художниками возникает конфликт, в который втянут и капитул собора : Гойя отказывается вносить требуемые своим руководителем поправки в работу. В результате он всё же их вносит. В июле 1781 года Гойя работает по украшению церкви св. Франциска Великого в Мадриде « Великаны », 1792
8
В 1785 году Гойя знакомится с семьёй маркиза де Пеньяфель которые будут его постоянными заказчиками в течение 30 лет. Гойя становится вице — директором Королевской Академии с 1785 года, а с 1795 года директором её живописного отделения. После смерти Карла III в 1789 году стал придворным художником Карла IV и с 1799 года его первым живописцем В мае 1791 годаМ он закончил эскиз к самому большому картону для шпалеры в кабинет короля в Эскориале, к « Деревенской свадьбе ». Портрет Франсиско Байеу
9
В 1793 г. Гойя был тяжело болен ( документы не сохранили диагноз ), его разбил паралич и потеря слуха. В июле 1795 г. умирает шурин Гойи Франсиско Байеу ( которому он обязан началу карьеры ). В том же году Франсиско Гойя избран директором отделения живописи в Академии Сан — Фернандо и получил хорошее жалование. В 1798 г. кроль Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан Антонио де ла Флорида. В 1799 г. Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в реалов в год С 1803 до 1808 года Франсиско Гойя создаёт только портреты. Болезнь и творчество в е годы
10
1808 г. Испании была оккупирована французами. Новый король Фердинанд VII поручает Гойе написать его портрет. Но он будет арестован и художнику придётся дописывать портрет по памяти г. Хотя Фердинанд VII и относился к Гойе враждебно, с него сняты все обвинения. В 1820 г. Гойя тяжело заболел и перестаёт присутствовать в Академии В 1826 г. Гойя возвратился в Мадрид и за разрешением уйти на покой с сохранением жалования. 16 апреля 1828 года Франсиско Гойя умер в своих апартаментах в Фоссе де л ‘ Интенданс в Бордо » Бедствия Войны » ( )
11
Трибунал Инквизиции гг.
12
Сумасшедший дом 1819 г.
13
Маха одетая 1803 г.
14
Семья Карла IV 1800 г.
15
Портрет маркизы Санта — Крус 1805 г.
16
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде
17
Гойя,_ Франсиско Гойя,_ Франсиско biography.php biography.php
Биография
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в Фуэндетодо-се, небольшой деревушке, затерявшейся среди арагонских скал на севере Испании. В семье мастера-позолотчика Хосе Гойи росло трое сыновей: Франсиско был младшим. Один его брат, Камилло, стал священником; второй, Томас, пошел по стопам отца. Образование братьям Гойя удалось получить весьма поверхностное, и потому Франсиско всю жизнь писал с ошибками. К концу 1750-х годов семья переехала в Сарагосу. Около 1759 года (то есть в возрасте 13 лет) Франсиско поступил в ученики к местному художнику Хосе Лу-сан-и-Мартинесу. Учение продлилось около трех лет. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, что вряд ли могло ему помочь постигнуть азы живописи. Правда, свой первый официальный заказ Франсиско получил именно в эти годы — от местной приходской церкви. Это была рака для хранения мощей. В 1763 году Гойя перебрался в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, молодой художник не опустил руки и вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Бай-еу. В 1773 году он женился на Хосефе Байеу. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени. Хосефа приходилась сестрой упомянутому Франсиско Байеу, пользовавшемуся немалым влиянием. У Гойи и Хосефы родилось несколько детей, но все они, за исключением Хавьера (1784—1854), умерли в младенческом возрасте. Этот брак продолжался до самой смерти Хосефы, наступившей в 1812 году. В 1780 году Гойю наконец-то приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Зимой 1792—93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправился в Кадис навестить своего друга, Себастьяна Мартинеса. Там он перенес неожиданную и загадочную болезнь. Некоторые исследователи полагают, что причиной этой болезни могли стать сифилис или отравление ядом. Как бы то ни было, художника постиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью. В 1795 году, после смерти Байеу Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезными занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием «Капричос», была опубликована в 1799 году и поразила всех острой социальной сатирой, соединением гротеска и реальности и новизной художественного языка. К религиозным работам Гойи этого периода относится оформление церкви Сан-Антонио де ла Флорида в Мадриде (1798), выполненное им всего за три месяца. В эти же годы художник создал целый ряд портретов. Среди них — «Портрет герцогини Альбы», с которой в 1796-97 годах у художника была связь. Считается, что именно она позировала Гойе для знаменитой «Махи обнаженной». Последние годы своей жизни Гойя провел во Франции в Бордо, где и умер 16 апреля 1828 года, в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.
Кинта дель Сордо (Дом Глухого)
В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем, известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого).
Кинта дель Сордо (Дом Глухого). Рисунок выполнен Сейнт-Элмой Гаутьер в 1877 году. Дом Гойи — небольшое строение слева. Правое крыло было возведено после смерти художника.
К этому времени художник пережил череду личных трагедий: смерть жены и нескольких детей, разлуку с близкими друзьями, тяжёлую болезнь, которая стала причиной его глухоты. Поселившись за городом, в тихом месте за рекой Мансанарес, Гойя надеется обрести душевный покой и избежать сплетен вокруг его отношений с Леокадией Вайс, молодой красивой женщиной, которая на тот момент была замужем за богатым купцом Исидоро Вайсом.
Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает, и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. У Гойи начинается депрессия. Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника.
Существует множество объяснений тому, какой философский и символический смысл имеют росписи из «Дома глухого». Некоторые исследователи творчества Гойи считают, что «Чёрные картины» вообще не поддаются пониманию. Что такое эти фрески? Проекции кошмарных снов, запечатленные галлюцинации больного рассудка или зашифрованные пророчества грядущих бед, ожидающих, как самого Гойю, так и всё человечество? Однозначного ответа не существует.
Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю
Поэтому, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом
Гойя и Испания
Жизнь и творчество Гойи охватывают почти целый век. Она пришлась на время зверств инквизиции, ее жертвами стали многие друзья художника. Да и сам живописец боялся преследования. Будучи воспитан в лучших католических традициях и находясь при дворе, Гойя внутренним зрением видел все несообразности современной ему эпохи. В своих работах он отображает грубость и невежество аристократии, мелочность и ничтожество чиновничества и знати.
Современную ему Испанию Гойя изобразил в серии гравюр известной под названием «Капричос». Самая известная работа в серии – «От какой болезни он умрет?». Художник вновь обращается к страшной теме, изображая тело при смерти, теперь уже в контексте судьбы страны.
«Демон Испании» захватил жизнь и творчество великого художника и вовлек страну в череду противостояний, которыми ознаменуется весь девятнадцатый век. Из пяти испанских революций Гойя станет свидетелем двух, на его глазах страна восстанет против Наполеона, будет отменена и вновь восстановлена ненавистная ему инквизиция. Художник покинет этот мир в 1828 году в возрасте 82 лет.
Франсиско Гойя стал одним из культурных символов своей страны и своей эпохи. Его образ использовали обе Испании, противоборствующие после его смерти. Не случайно Рамиро де Маэсту, отметив глубоко религиозное сознание художника, назовет его творчество примером одного из проявлений испанского духа (“Hispanidad”).
Тайна Гойи привлекает не только испанских, но и зарубежных авторов. Немецкий писатель Лион Фейхтвангер создаст философско-исторический роман «Гойя, или тяжкий путь познания». Один из самых необычных советских поэтов 1960-х Андрей Вознесенский, писал: «Я – Гойя, глазницы воронок мне выклевал ворон, слетая на поле нагое», обращаясь к таинственному и трагичному образу художника из другой страны и другой эпохи.