Классическое образование
В возрасте 14 лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы.
Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать.
В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором – проповедником.
Неизвестно, к сожалению или к счастью, но во времена студенчества взгляды Ницше кардинально изменились, и он стал воинствующим атеистом. Кроме этого у него не сложились доверительные отношения ни с однокурсниками, ни с преподавательским составом Боннского университета и Фридрих перевелся на учебу в Лейпциг, где сразу же был оценен по заслугам и его пригласили преподавателем греческого языка. Под влиянием своего учителя Ричли, он дал согласие на эту службу ещё будучи студентом. Через весьма непродолжительное время Фридрих сдал экзамен и получил звание профессора филологии и место преподавателя в Базеле. Но его не удовлетворяла эта работа, поскольку он никогда не видел себя только преподавателем и профессором.
Женщины в жизни безумного философа: от колыбели до могилы
Одним из самых туманных и непонятных в учении Фридриха является его отношение к женщинам. Вопреки расхожим мифам, он не был женоненавистником в полном смысле этого слова. В раннем его творчестве он даже превозносит женщину, считая ее более близкой к идеальному мировоззрению и аполлонийскому взгляду на вещи. В то же время он приписывает представительницам прекрасного пола слабость, неспособность к дружбе, и, что особо парадоксально, наличие непреодолимых хищнических инстинктов.
Без супруги и детей
Годы жизни Ницше не протекали в абсолютном одиночестве. К примеру, во время поездки в Рим, он свел знакомство с писательницей Лу Андреас-Саломе (Lou Andreas-Salomе), русско-немецкого происхождения, урожденной Лизой (Луизой) Густавовной фон Саломе. Она была тонким психологом, прекрасным слушателем и благодарным читателем. Впоследствии она говорила, будто от Фридриха последовало предложение руки и сердца, которое она отвергла, однако было ли нечто подобное, ответить трудно.
Известно точно, что совместно с философом-позитивистом Паулем Рэ они одно время проживали своего рода семейством. Были ли между ними в это время какие-либо отношения, включая романтические – неизвестно, однако философия их объединяла прочно, пока сестра Фридриха не написала девушке гневное письмо с ругательствами. Не выдержав необоснованных оскорблений, обиженная женщина навсегда рассорилась с Ницше. Больше они не встречались. Единственной верной до конца осталась мать мужчины, вот ее он любил нежно и трепетно, порой забывая, что она тоже женщина.
Финал жизни немецкого мыслителя: в памяти потомков
В восемьдесят девятом году философу пришлось отказаться от творчества. У него стремительно начало развиваться слабоумие (деменция), он сильно изменился. В его комнате, где обычно был безупречный порядок, а каждая мелочь имела собственное место, воцарился жуткий бардак. Он стал ступать неуверенно, спина его ссутулилась, а четкость мысли пропала. Любитель наглаженных сорочек и модных галстуков стал неряшливым, а порой был грязным. Он ел одно сладкое, которое раньше совершенно не переносил, а писать стал так, что не снилось даже врачам. Он и сам понял, что сдает, потому стал тренировать мозг и руки, переписывал свои и чужие философские труды, стараясь осмысливать суть, но ничего не помогло.
После странных и неразборчивых посланий кайзеру и канцлеру, друзья обманом поместили его в психиатрическую клинику. Впрочем, на тот момент уже плохо понимал, что вокруг него происходит, хотя друзей и родных узнавал и даже нормально с ними общался. В девяностом году мать забрала его из лечебницы, героически ухаживала за ним семь долгих лет, пока сама не отдала богу душу. После этого он уже был «овощем»: не двигался, не разговаривал, не мог самостоятельно есть и пить, ходил под себя. 25 августа 1900 года великий философ скончался и был похоронен рядом с членами семьи в родной деревеньке.
Кроме своих бессмертных сочинений, о которых спорят величайшие умы планеты уже больше сотни лет, Ницше оставил после себя еще и музыкальные произведения. Он активно писал их на протяжении нескольких лет и получалось у него неплохо. Его именем не названы города и улицы, зато в кинематографе образ применялся неоднократно. К примеру, в ленте «По ту сторону добра и зла» итальянского режиссера Лилианы Кавани главную роль сыграл швед Эрланд Юзефсон. В израильском фильме «Когда Ницше плакал» почти гениально воплотил образ персонажа американец Арманд Ассанте.
Неоднозначные афоризмы Ницше
Самый опасный зверь – это человек.
Быть великим, значит указывать направление.
Собираешься сходить к женщинам? Возьми с собой плетку!
Государство и церковь – одно и то же. Обе системы лживы и непостоянны.
В христианстве ни религия, ни мораль никак не стыкуются ни с одной точкой реального мира.
Список литературы
- Аблеев С. Р. История мировой философии: учебник / С. Р. Аблеев. — М .: АСТ: Астрель, 2006. — 414, с.
- Антоновский Ю.М. Так говорил Заратустра; К генеалогии морали; Рождение трагедии или эллинизма и пессимизма: Сборник / пер. с ним. Ю.М. Антоновский К.А. Савасян. — Минск: ООО «Попурри», 1996. — 624 с.
- Бакусев В. Фридрих Ницше. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках / пер. с ним. В. Бакусаев. — М .: Академический проект, 2007. — 333 с.
- Блинников Л.В. Великие философы: словарь-справочник.-2-е изд. перераб. и доп. / Блинников, Л.В. — М .: Пегас.-2001.-429с.
- Васильев В.В. История философии: учебник для студентов философских факультетов и аспирантов, сдающих кандидатский экзамен по философии / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Страшный. — М .: Академический проект, 2004. — 678 с.
- Гайденко П.П. Постметафизическая философия как философия процесса / П.П. Гайденко // Вопросы философии. — 2004. — №3. — С. 128-129.
- Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше / Д. Галеви. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. — 379 с.
- Геворкян, А. Р. Леонтьев и Ницше / А. Р. Геворкян // Философские науки. — 2004. — №5. — С. 67-77.
- Гриненко Г. В. История философии: Учебник / Г. В. Гриненко — М .: Юрайт-Издат, 2006. — 688с. История философии вкратце / Пер. с чеш. И.И. Богута — М .: Мысль, 1992. — 590с.
- Грицианов А.А. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова.-М., «Феникс», 2002.-1280 с.
- Реферат на тему: Натурфилософия эпохи Возрождения
- Реферат на тему: Научная картина мира и ее эволюция
- Реферат на тему: Современная философия: новая проблематика, иные подходы к ее решению, поиск новых путей своего обновления
- Реферат на тему: Личность как субъект и объект правоотношений
- Реферат на тему: Память, её виды и сущность
- Реферат на тему: Учение о свободе в книге Н.А. Бердяева Философия свободы
- Реферат на тему: Взаимосвязь философии и науки
- Реферат на тему: Философия и идеология — вечное противостояние
- Реферат на тему: И. Кант о государстве и праве
- Реферат на тему: Образ человека в экзистенциализме Сумерки Богов Сартр. Ж.П
- Реферат на тему: Нравственный образ политики в книги Н.Макиавелли ,,Государь»
- Реферат на тему: Легенда о Великом Инквизиторе в книге Ф.Достоевского
Братья мои, люди не равны
То, что мы имеем, обычно не ценим и не замечаем, а то, чего не имеем, того жаждем, особенно если это сила и здоровье. Фридрих Ницше придумал себе недостижимый идеал. Его сверхчеловек физически крепок, нарушает запреты и не боится смерти. Ницше не первый, кто делит людей на низших и высших. В современном ему обществе было не принято говорить о господах и рабах, с тех пор как христианство сделало всех Божьими рабами.
Неравномерность человеческого материала предопределена судьбой. Ее философ ставит вместо Бога, смерть которого он провозглашает в «Заратустре» и других произведениях. Ницше не скрывает своего презрения к христианству, полагая, что оно безнадежно испортило смелых варваров и превратило их в безвольных рабов. Слабые и покорные овцы-христиане уже не способны совершить ничего великого. Этот мир нуждается в античном герое, который отвергнет моральные догмы и восстановит власть силы.
Таким образом, философ становится проповедником аморализма. Не он один пытался освободить человечество от оков нравственности, но Ницше делает это «в упор». В числе прочего, сверхчеловеку разрешено нарушать сексуальные запреты, что очень нравилось гомосексуалистам. Не потому ли и возникла гремучая смесь революционных партий, в которой оказалось множество представителей нетрадиционной сексуальной ориентации?
Ницше восхищались итальянские фашисты и германские нацисты. Мрачное величие красиво придуманных мифов влекло к себе тех, кто не вписался в буржуазную приземленность упадочного общества. Провалились социальные эксперименты Гитлера и Муссолини, но каждое новое поколение подростков продолжает открывать для себя ницшеанство, восхищаться Заратустрой и упиваться бесконечной свободой.
Братья мои, люди не равны
То, что мы имеем, обычно не ценим и не замечаем, а то, чего не имеем, того жаждем, особенно если это сила и здоровье. Фридрих Ницше придумал себе недостижимый идеал. Его сверхчеловек физически крепок, нарушает запреты и не боится смерти. Ницше не первый, кто делит людей на низших и высших. В современном ему обществе было не принято говорить о господах и рабах, с тех пор как христианство сделало всех Божьими рабами.
Неравномерность человеческого материала предопределена судьбой. Ее философ ставит вместо Бога, смерть которого он провозглашает в «Заратустре» и других произведениях. Ницше не скрывает своего презрения к христианству, полагая, что оно безнадежно испортило смелых варваров и превратило их в безвольных рабов. Слабые и покорные овцы-христиане уже не способны совершить ничего великого. Этот мир нуждается в античном герое, который отвергнет моральные догмы и восстановит власть силы.
Таким образом, философ становится проповедником аморализма. Не он один пытался освободить человечество от оков нравственности, но Ницше делает это «в упор». В числе прочего, сверхчеловеку разрешено нарушать сексуальные запреты, что очень нравилось гомосексуалистам. Не потому ли и возникла гремучая смесь революционных партий, в которой оказалось множество представителей нетрадиционной сексуальной ориентации?
Ницше восхищались итальянские фашисты и германские нацисты. Мрачное величие красиво придуманных мифов влекло к себе тех, кто не вписался в буржуазную приземленность упадочного общества. Провалились социальные эксперименты Гитлера и Муссолини, но каждое новое поколение подростков продолжает открывать для себя ницшеанство, восхищаться Заратустрой и упиваться бесконечной свободой.
Отголоски
Секрет его популярности – в живом стиле изложения, пронизанном блестящими афоризмами. Его читают по велению души, а не по профессиональной обязанности, как это происходит с Кантом или Шеллингом. Трудно себе представить солдата вермахта, который бы в перерыве между боями перелистывал томик Гегеля. Любовь к нему Гитлера и Муссолини добавила Ницше мрачного величия. Его тайком почитывают многие бизнесмены и политики, ища вдохновения для смелых решений. В современном мире произведения Фридриха Ницше помогают преодолеть страх перед смертью, мешающий наслаждаться жизнью в полной мере.
Последние годы жизни
В начале 1898 года резко обострившаяся болезнь привела к тому, что завершилась философская биография. Ницше Фридрих на улице увидел сцену избиения лошади, и это спровоцировало у него припадок безумия. Врачи так и не нашли точных причин его болезни. Скорей всего здесь сыграл роль комплекс предпосылок. Лечения доктора предложить не могли и направили Ницше в психиатрическую лечебницу в Базеле. Там его содержали в комнате, обитой мягкой тканью, чтобы он не мог причинить себе вреда. Врачи смогли привести пациента в стабильное состояние, то есть без припадков буйства и разрешили забрать его домой. Мать ухаживала за сыном, стараясь максимально облегчить его мучения. Но она через несколько месяцев умерла, а у Фридриха случился апоплексический удар, который полностью обездвижил его и лишил возможности говорить. Последнее время за философом ухаживала сестра. 25 августа 1900 года, после еще одного удара, Ницше скончался. Ему было всего 55 лет, похоронили философа на кладбище в родном городе рядом с родственниками.
Философия «трех китов» Фридриха Ницше
Отражение идеи Сверхчеловека в «Как сказал Заратустра»
Идея Сверхчеловека — одна из немногих позитивных идей Ницше представлена в произведении «Так говорил Заратустра», которое сам философ считал шедевром. (Это несомненно так, так как в этом произведении Ф. Ницше переплелись 2 основные идеи, к которым он шел, как оказалось, всю свою жизнь — Сверхчеловек и Вечное Возвращение + неизменный мотив примата Воли. к власти) Исторический Заратустра (Зороастр) верил в то, что мир является ареной борьбы двух космических сил — Добра и Зла. Он призвал встать на сторону светлой стороны. Но Ницше был «по ту сторону добра и зла», он не верил во все это Философ, поскольку Заратустра был первым, кто ошибся в том, что моральные ценности являются объективными характеристиками человека, «заставил» его исправить ошибку и создать новую философию. Он сделал его своим «сыном» и литературным персонажем.
«Заратустра Ницше провозглашает относительность всех ценностей и моральных оценок, по-разному повторяя, что каждая нация ранее была привержена различным системам ценностей, разработанным ею в соответствии с местными условиями ее существования. Он говорит, что есть тысяча голов. И поэтому человечество как таковое не имеет единой цели или универсальной морали.
Заратустра хочет найти такую цель. Эта цель — сверхчеловек.
Идею сверхчеловека, при всей ее известности, вряд ли можно найти ни в одном из произведений Ницше, за исключением Заратустры. Он отличается от большинства его характерных взглядов. Даже в «Заратустре» ничего конкретного по существу не сказано. Как идеал, к которому следует стремиться как «люди», эта идея — неопределенная и неопределенная цель. Сверхчеловек противопоставляется тому, кого Ницше называл «последним человеком», который стремится максимально походить на других. Это человек стада современной эпохи, и Ницше и Заратустра его презирают — белокурого зверя.
«Человек — это одновременно переход и смерть. Мы превосходим самих себя, преодолевая что-то в себе, и для этого то, что мы погибаем и оставляем. Мы погибаем в основном как люди, чтобы стать чем-то более возвышенным. Человеческая жизнь — это жертва во имя чего-то сверхчеловеческого или сверхчеловеческого и во имя чего-то достижимого для нас, жертва, которая дает нам силы преодолеть самих себя. В отличие от аскетического идеала, он не деморализует. Мы превосходим самих себя вчера, но еще не созрели для себя как будущих, и мы должны найти более возвышенный образ себя как человеческих существ. Светловолосый зверь сзади, а Супермен впереди.
Тема разговора о Супермене связана не с прекращением того, что мы делали раньше, а с движением в новом направлении. Но где? Ницше оставил каждому право выбирать самому, что, возможно, ошибочно в такой идее. «Его сестра заверила, что Гитлер был этим сверхчеловеком. Читатели старшего поколения, что Ницше имел в виду конкретный образ, взятый из истории. Ницше был поклонником героя. Он очень уважал Гете, Наполеона, Микеланджело, Юлия Цезаря и, что самое странное, Чезаре Борджиа. Сверхчеловек должен быть достижимым, и его осознание должно наполнять нас чувством избранности и значимости. Но на самом деле нет смысла заглядывать в прошлое в поисках примеров, так как в нашей истории не было ни одного Супермена.
Формула персонажа: «Душное сердце плюс холодная голова минус человеческий, слишком человечный» из «Заратустры» — довольно слабая рекомендация. Все, что она говорит, — это то, что мы должны стремиться контролировать как эмоциональную, так и интеллектуальную жизнь без ущерба ни одному, ни другому, и что мы не должны быть мелочными и «справедливыми» людьми.
Следовательно, Супермен — не гигант, подавляющий своих мелких собратьев. Это просто радостное, свободное человеческое существо с инстинктивными побуждениями, которые не порабощают его.
Ницше сделал идею Супермена изменчивой, а не стабильной, чтобы ее оценили те, кто ее воплотит. Но Супермен часто рассматривается как никто не пытается продемонстрировать свою силу всем. Возможно, потому, что люди постоянно ищут примеры: «Пока не увижу, не поверю», и Ницше дал их довольно странно. (например, в Чезаре Борджиа легче увидеть Супермена, чем в любом целомудренном христианине) На мой взгляд, идея блестящая, но поскольку Ницше никогда не писал для самой публики, она многое восприняла буквально. Эта работа философа привлекает меня тем, что она бесплатная и умная. В общем, я считаю, что величайшая благодать — это признать и «создать» себя и окружающий мир, если вы думаете, что делаете это правильно, независимо от чувственного или рационального порыва, как хотите.
Философия жизни Ницше. Философия жизни Ф. Ницше
Имя Фридриха Ницше наверняка известно каждому. Этот великий немецкий мыслитель вошёл в историю философии как основоположник иррационализма. Его представления и главные идеи претерпевали существенные изменения — от романтики и эстетизации культурного опыта до сложнейшей концепции волюнтаризма. Имела место быть и«переоценка всех ценностей», и критика нигилизма, господствующего в Европе. Главные труды Ницше, дающее представление о полной картине его философских воззрений, — «Весёлая наука», «Антихристианин», «Человеческое, слишком человеческое» и «По ту сторону добра».
Фридрих Ницше рассматривал мир как совокупность противоборствующих сил и реалий, берущих начало из единых центров власти . Его философия проникнута духом жизнелюбия и мотивации к достижению могущества. Вместе с тем, Ницше резко критиковал многих своих предшественников, в том числе и воззрения мыслителей Древнего мира; различные доктрины, понятия и даже догмы, укоренившиеся в веках, ставил под сомнения. Во многом философия Ницше противоречива, но чрезвычайна оригинальна и интересна. Остановимся на основных аспектах системы идей, созданной немецким философом.
Философия жизни. Согласно утверждениям Фридриха Ницше, жизнь — это единственная доступная реальность для познающего субъекта, то есть человека. Причём у каждой личности она своя и зависит от индивидуальных особенностей восприятия. Строго говоря, философия Ницше отрицает тождество жизни и разума. А само существование — это прежде всего непрерывная борьба противоположных сил.
Воля к власти . По большому счёту, это и есть основа основ воззрений великого философа, которую он выявил в зрелые годы своей мыслительной деятельности. А краткая суть такова: воля к власти — это отнюдь не тривиальное стремление к господству и всевластию, а сама сущность жизни, активная, деятельная природа сил, на которых держится существование. Ницше рассматривал волю как квинтэссенцию жизни. Всё мироздание — не что иное, как хаос и сочетание случайностей, и именно воля, но не разум, является основой всего сущего. Благодаря утверждению идей о воле к власти, в философской концепции мыслителя появился так называемый «сверхчеловек».
Сверхчеловек . Такое понятие представляет собой умозрительный идеал, точку опоры, вокруг которой вращается основа краткой философии Ницше. С точки зрения гениального немца, все понятия морали, правила и нормы — не более, чем фикции, укоренившиеся в в сознании миллионов людей разных эпох при помощи насильственно насаждаемого христианства. Ницше утверждал, что данная религия пропагандирует мораль рабов и идеализирует страдания и слабость как физическую, так и моральную. Здесь отвергается сама идея Бога как сущности, порождённой умом немощных и трусливых. Сверхчеловек, являющимся абстрактным воплощением воли к власти, призван разрушить болезненность бытия и ложь, внушаемую на протяжении веков. Идеи христианства Фридрих Ницше трактует как отрицающие жизнь и враждебные ей.
Истинное бытие . Мыслитель подвергал жесточайшей критике противопоставление некой «чистой», объективной реальности и мира, постигаемого опытным путём. Согласно, многовековым учениям, должен существовать некий «лучший мир», параллельный тому, где существуют люди. Ницше же объясняет подобную философскую концепцию как отрицание жизни и духовное разложение. Также немецкий мыслитель опровергал догму о существовании абсолютного бытия, ведь исходя из его собственных воззрений, мир — не что иное, как вечный, непрекращающийся вихрь жизни, в котором всё, что было когда-то в прошлом, повторяется вновь, и так происходит бесчисленное количество раз. Подробно Ницше раскрыл эту мысль в своём труде «О вечном возвращении».
Философия Ницше возымела существенное влияние на более современные философские течения — экзистенциализм и прагматизм, чей расцвет пришёлся на начало и середину 20-го века . Но поскольку система воззрений Ницше очень своеобразна и крайне противоречива, не сводится к общему принципу, её зачастую рассматривали и трактовали различным образом
Филолог и философ Ницше
Идеи и мысли Фридриха Ницше оказали заметное влияние на формирование новейших философских течений — экзистенциализма и постмодернизма. С его именем связывают зарождение теории отрицания — нигилизма. Он же породил течение, которое было позднее названо ницшеанством, распространившееся в начале XX века как в Европе, так и в России.
Ницше писал по всем важнейшим вопросам жизни общества, но прежде всего о религии, психологии, социологии, морали. В отличие от Канта Ницше не просто критиковал чистый разум, а пошел дальше — подверг сомнению все очевидные достижения человеческого разума, пытался создать свою систему оценки человеческого состояния.
В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов», не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками».
Биография[править | править код]
Первенец в семье пастора Карла Людвига Ницше (ум. ) и Франциски, урождённой Ёлер (ум. ).
В 1850 году пошёл учиться в мужскую народную школу в Наумбурге, а затем учился в Домской гимназии.
В 1855 году, узнав о падении Севастополя, отказался вместе с сестрой Елизаветой в знак траура от обеда.
Осенью 1858 года как необычайно одарённый мальчик получил место в земельной школе-интернате «Шульпфорте».
В сентябре 1864 года закончил обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов возвратился в Наумбург, а затем начал обучаться на теологическом отделении Боннского университета. Однако осенью 1865 года перешёл на отделение филологии. Начав заниматься в семинаре одного из лучших немецких филологов Фридриха Ричля, той же осенью перевёлся в Лейпцигский университет в связи с переездом туда своего наставника.
Летом 1867 года познакомился с молодым студентом Эрвином Роде, ставшим его близким другом на всю жизнь.
Осенью 1867 года вынужден был временно прервать обучение и пройти год военной службы, оказавшись во второй батарее полка полевой артиллерии, расквартированного в родном Наумбурге. Но однажды получил травму во время учений, долго лечился и, будучи признан негодным к службе в армии, возобновил обучение в университете.
Вечером 8 ноября 1868 года в доме профессора-востоковеда Германа Брокгауза познакомился с композитором Рихардом Вагнером.
23 марта 1869 года получил без какой-либо защиты степень доктора и право стать экстраординарным профессором Базельского университета.
17 апреля 1869 года получил из ведомства в Мерзебурге извещение о согласии королевского правительства на его выход из прусского подданства.
В апреле 1870 года получил в соседи в Базеле профессора теологии Франца Овербека, поселившегося в том же доме на Шютценграбен, где жил и сам.
В августе 1870 года, несмотря на попытки Козимы Вагнер отговорить, подал прошение об отпуске, чтобы принять участие в франко-прусской войне, но получил запрет от нейтральных швейцарских властей на непосредственное участие в боях.
После кратких санитарных курсов, 2 сентября 1870 года, в день капитуляции армии Мак-Магона под Седаном и пленения императора Наполеона III, приехал в Мец, откуда с переполненным санитарным поездом возвратился в Карлсруэ, где выяснилось, что он заразился дифтеритом зева и дизентерией. После болезни и возвращения в Базель начал посещать лекции историка Якоба Буркхардта, полные скепсиса и пессимизма в отношении грядущего.
В начале 1871 года предпринял попытку занять свободное место профессора философии, а в качестве своего преемника по филологической кафедре предложил кандидатуру Роде, однако попытка не удалась из-за противодействия руководителя основной кафедры философии К. Стеффенсена, с подозрением относившегося к вольнодумству Ницше, к его дружбе с язычником Вагнером и увлечению философией Артура Шопенгауэра.
В июне 1872 года на представлении в мюнхенской опере «Тристана и Изольды» Вагнера в постановке Ханса фон Бюлова познакомился с писательницей Мальвидой фон Мейзенбуг.
В апреле 1888 года не без приключений переехал из Ниццы в Турин. В это же время стал проявлять первые признаки психического расстройства и порвал с окружением Вагнера 70-х годов.
В начале января 1889 года окончательно помутился рассудком.
В конце августа 1900 года простудился, заболел воспалением лёгких и скончался в полдень 25 августа.