Несколько фактов
Напоследок хотелось бы упомянуть о нескольких малоизвестных фактах из жизни автора. У сказочника был автограф Пушкина. «Элегия», подписанная русским поэтом, сейчас находится в Датской Королевской библиотеке. Андерсен же не расставался с этим произведением до конца своих дней.
Ежегодно 2 апреля во всем мире отмечают День детской книги. В 1956 году Международный совет по детской книге присудил сказочнику Золотую медаль – высшую международную награду, которую можно получить в современной литературе.
Еще при жизни Андерсену поставили памятник, проект которого он лично утвердил. Сначала проект изображал писателя сидящего в окружении детей, но сказочника это возмутило: «Я бы и слова не смог сказать в такой обстановке». Поэтому детей пришлось убрать. Теперь на площади в Копенгагене сидит сказочник с книгой в руке, в полном одиночестве. Что, впрочем, не так далеко от правды.
Андерсена нельзя назвать душой компании, он мог долгое время находиться наедине с собой, неохотно сходился с людьми и, казалось, жил в мире, который существовал только в его голове. Как бы цинично это ни звучало, но его душа была словно гроб – рассчитанная только на одного человека, на него. Изучая биографию сказочника, можно сделать только один вывод: писательство – это одинокая профессия. Если открыть этот мир кому-то еще, тогда волшебная сказка превратится в обычную, сухую и скупую на эмоции историю.
«Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная Королева», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине» и еще не один десяток сказок подарило миру перо автора
Но в каждой из них есть одинокий герой (главный или второстепенный — это неважно), в котором можно узнать Андерсена. И это правильно, ведь только сказочник может открыть дверь в ту реальность, где невозможное становится возможным
Если бы он вычеркнул себя из сказки, она бы стала простой историей без права на существование.
Жизнь Г. Х. Андерсена
Андерсен написал много стихов, пьес и романов, но для всего человечества он прежде всего, конечно же, великий сказочник. Он написал 156 сказок, которые были переведены на более чем 100 языков мира.
В молодости Андерсен работал на фабрике, где его часто смущали грязные анекдоты и сальные шутки рабочих в цехе. У него от природы было великолепное сопрано, и он часто любил петь прямо на фабрике до того дня, пока рабочие не стянули с него штаны, чтобы удостовериться, юноша он или девушка. Когда ему исполнилось 14 лет, Ханс отправился в Копенгаген в поисках лучшей доли.
Андерсен был высоким, худощавым мужчиной с маленькими голубыми глазами и острым носом, который выделялся на его лице. Его руки и ноги были непропорционально длинными, и, когда он шел по улице, прохожие называли его «аистом» или «фонарным столбом». Андерсен часто страдал от депрессии, был очень ранимым и обидчивым. Он так боялся погибнуть от огня, что, когда путешествовал, всегда брал с собой веревку, надеясь спастись с ее помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер». Андерсен стал одним из самых известных писателей в мире и почетным гостем королевских дворов Европы. Последние годы жизни он провел в полном одиночестве в Копенгагене. Умер он от рака печени.
У Андерсена никогда не было сексуальных отношений ни с женщинами, ни с мужчинами, хотя у него и возникали, конечно же, обычные физические желания. В 1834 году в Неаполе он написал в дневнике: «Всепожирающие чувственные желания и внутренняя борьба… Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне… Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен».
Несмотря на все страдания, Андерсену так ни разу и не удалось оказать нужное впечатление на тех женщин, которых он выбирал в качестве партнера.
В жизни Андерсена было три значительных встречи с женщинами, но он так и не сумел вызвать ответное чувство ни в одной из них. Первой из этих женщин была Риборг Войгт, 24-летняя сестра его школьного друга. На Андерсена, который был на год младше Риборг, ее хорошенькое личико и непосредственность произвели неизгладимое впечатление. Если бы Андерсен был более настойчив и решителен, он смог бы овладеть ею, но, увы, таковым он не был. Когда Андерсен умер много лет спустя, у его нашли небольшую кожаную сумочку, в которой было письмо, полученное им когда-то от Риборг. Оно так и не было никем прочитано, так как, согласно указаниям Андерсена, письмо немедленно сожгли.
Следующей была 18-летняя Луиза Коллин. Сначала Андерсену нужно было от нее лишь сочувствие, чтобы прийти в себя после разрыва с Риборг. Постепенно он привык к ней и разглядел, что она необычайно красива. Он был опять влюблен, ей же он был безразличен. Чтобы остановить поток пламенных любовных писем Андерсена, Луиза сказала ему, что вся его корреспонденция, прежде чем попасть к ней, просматривается ее старшей замужней сестрой (такая практика в действительности существовала в те дни). Через некоторое время Луиза вышла замуж за молодого юриста.
Дженни Линд вошла в жизнь Андерсена в 1843 году. Эту высокую стройную блондинку с великолепной фигурой и огромными серыми глазами называли в Европе «шведский соловей». Она приехала в Копенгаген с концертами. Андерсен завалил ее поэмами и подарками. В 1846 году он приехал в Берлин, надеясь встретиться с ней на Рождество. Приглашения от нее, однако, не последовало, и Андерсен встретил праздник в гостиничном номере в полном одиночестве. Называла Дженни Андерсена только «брат» или «друг». Он был в полном отчаянии, когда Дженни вышла замуж в 1852 году.
У Андерсена сложились тесные дружеские отношения с тремя мужчинами: с Эдвардом Коллином (братом Луизы Коллин), с наследным герцогом Веймара (с которым он познакомился во время поездки в Германию в 1844 году) и с датским балетным танцовщиком Харальдом Шраффом. Его «любовные письма» особенно Коллину, который был абсолютно гетеросексуален, — могут даже навести на мысль, что Андерсен был скрытым гомосексуалистом. В действительности же Андерсен был просто безнадежно неудачливым в любовных делах эксцентриком, жаждавшим глубоких чувств, ласки и слов одобрения и восхищения. Во время своих поездок в Париж после 1860 года Андерсен иногда посещал публичные дома. Там он наслаждался вежливыми приятными беседами с обнаженными проститутками. Он был шокирован и необычайно возмущен, когда кто-то из знакомых в беседе лишь слегка намекнул ему, что в публичный дом он ходит, вероятно, не только для того, чтобы поговорить.
1. Биография
1.1. Детство
Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в Оденсе на острове Фюн. Отец Андерсена, Ганс Андерсен (1782—1816), был бедным башмачником, мать Анна Мари Андерсдаттер (1775—1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние, она была похоронена на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII, и у него не было друзей среди уличных мальчишек — только принц. Дружба Андерсена с принцем Фритсом, согласно фантазии Андерсена, продолжалась и во взрослом возрасте, до самой смерти последнего. После смерти Фритса, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. Причиной этой фантазии явились рассказы отца мальчика, что он родственник короля. С детства будущий писатель проявлял склонность к мечтанию и сочинительству, часто устраивал импровизированные домашние спектакли, вызывавшие смех и издёвки детей. В 1816 г. отец Андерсена умер, и мальчику пришлось работать ради пропитания. Он был подмастерьем сперва у ткача, затем у портного. Потом Андерсен работал на сигаретной фабрике. В раннем детстве Ганс Христиан был замкнутым ребёнком с большими голубыми глазами, который сидел в углу и играл в свою любимую игру — кукольный театр. Кукольным театром Андерсен увлекался и позднее.
Он рос очень утончённо нервным ребенком, эмоциональным и восприимчивым. В то время физические наказания детей в школах были обычным делом, поэтому мальчик страшился ходить в школу, и его мама отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены. Отсюда навсегда сохранившаяся связь Андерсена с еврейским народом и знание его традиций и культуры; он написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы — на русский язык они не переводились.
1.2. Юность
В возрасте 14 лет Ганс поехал в Копенгаген; мать отпустила его, так как надеялась, что он побудет там немного и вернётся. Когда она спросила причину, по которой он едет, покидая её, и дом, юный Ганс Христиан тотчас ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Он поехал с целью устроиться на работу в театр, мотивируя это своей любовью ко всему тому, что с ним связано. Он получил деньги по рекомендательному письму полковника, в семье которого он устраивал в детстве свои спектакли. В течение года жизни в Копенгагене он пытался попасть в театр. Сперва он пришёл домой к известной певице и, от волнения заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Она, чтобы только отвязаться от назойливого странного долговязого подростка, обещала всё устроить, но, конечно, не выполнила своего обещания. Гораздо позднее она скажет Андерсену, что просто приняла тогда его за сумасшедшего. Ганс Христиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, шеей и таким же длинным носом, он являлся своего рода жизненным аналогом Гадкого Утёнка. Но благодаря его приятному голосу и его просьбам, а также из жалости, Ганс Христиан, несмотря на не эффектную внешность, был принят в Королевский театр, где играл второстепенные роли. Его всё меньше и меньше задействовали, а затем началась возрастная ломка голоса, и он был уволен. Ганс Христиан тем временем сочинил пьесу в 5 (пяти) актах и написал письмо королю, убедив дать деньги на её издание. В эту книгу входили также стихи. Ганс Христиан позаботился о рекламе и дал анонс в газете. Книга была напечатана, но никто её не покупал, она пошла на обёртку. Он не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Но ему предложили учиться из-за доброго к нему отношения, видя его желание. Посочувствовавшие бедному и чувствительному мальчику люди ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который разрешил учиться в школе в городке Слагельсе, а затем в другой школе в Эльсиноре за счёт казны. Это означало, что больше не нужно будет думать о куске хлеба, о том, как прожить дальше. Ученики в школе были на 6 лет младше Андерсена. Он впоследствии вспоминал о годах учёбы в школе как о самой мрачной поре своей жизни, из-за того что он подвергался строгой критике ректора учебного заведения и болезненно переживал по этому поводу до конца своих дней — он видел ректора в кошмарных снах. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. До конца жизни он делал на письме множество грамматических ошибок — Андерсен так и не одолел грамоты.
Чему учат сказки Андерсена?
Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.
Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка».
Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена. Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали. Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком. Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было. На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.
В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных. Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других. Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях ,говорят: «А король-то был голым!»
Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их. Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей
В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический
Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.
Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.
Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.
Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.
По материалам старого советского журнала…
Детство и юность
Ганс Христиан Андерсен (общепринятое русскоязычное написание, правильнее будет Ханс Кристиан) родился 2 апреля 1805 года в третьем по величине городе Дании – Оденсе. Некоторые биографы уверяли, что Андерсен – незаконнорожденный сын датского короля Кристиана VIII, но на самом деле будущий литератор рос и воспитывался в бедной семье. Его отец, которого также звали Ганс, трудился башмачником и едва сводил концы с концами, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой и была малограмотной женщиной.
Ганс Христиан Андерсен
Глава семейства верил, что его родословная начиналась из знатной династии: бабушка по отцовской линии рассказала внуку, что их семья принадлежит к привилегированному социальному классу, однако эти домыслы не нашли подтверждения и с течением времени были оспорены. О родственниках Андерсена много слухов, которые и по сей день будоражат умы читателей. Например, поговаривают, что дедушку писателя – резчика по профессии – в городке считали сумасшедшим, потому что тот делал из дерева непонятные фигурки людей с крыльями, похожих на ангелов.
Дом, где родился и вырос Ганс Христиан Андерсен
Ганс-старший познакомил дитя с литературой. Он читал отпрыску «1001 ночь» – традиционные арабские сказки. Поэтому каждый вечер маленький Ганс окунался в волшебные истории Шахерезады. Также отец с сыном обожали совершать прогулки по парку в Оденсе и даже побывали в театре, который произвел на мальчика неизгладимое впечатление. В 1816 году отец писателя умер.
Реальный мир был для Ганса суровым испытанием, он рос эмоциональным, нервным и чувствительным ребенком. В таком душевном состоянии Андерсена виноваты местный задира, попросту раздающий тумаки, и учителя, ведь в те смутные времена наказания розгами были обыденным делом, поэтому будущий писатель считал школу непосильной пыткой.
Сказочник Ганс Христиан Андерсен
Когда Андерсен наотрез отказался посещать занятия, родители определили юношу в благотворительную школу для бедных детей. Получив начальное образование, Ганс стал учеником ткача, затем переквалифицировался в портного, а позже трудился на сигаретной фабрике.
Отношения с коллегами по цеху у Андерсена, мягко говоря, не заладились. Его постоянно смущали пошлые анекдоты и недалекие шутки рабочих, а однажды под общий гогот с Ганса стянули штаны, чтобы убедиться, мальчик он или девочка. А все потому, что в детстве литератор обладал тоненьким голосом и зачастую пел во время смены. Это событие заставило будущего писателя окончательно уйти в себя. Единственными друзьями юноши были деревянные куклы, некогда сделанные его отцом.
Ганс Христиан Андерсен
Когда Гансу исполнилось 14 лет, в поисках лучшей жизни он переехал в Копенгаген, который в то время считался «скандинавским Парижем». Анна Мари думала, что Андерсен уедет в столицу Дании ненадолго, поэтому отпустила горячо любимого сына с легким сердцем. Ганс покинул отчий дом, поскольку мечтал стать знаменитым, хотел познать актерское ремесло и играть на сцене театра в классических постановках. Стоит сказать, что Ганс был долговязым юношей с длинным носом и конечностями, за что и получил обидные прозвища «аист» и «фонарный столб».
Ганс Христиан Андерсен читает книгу детям
Также Андерсена дразнили в детстве «писателем пьес», потому что в доме мальчика был игрушечный театр с тряпочными «лицедеями». Старательный молодой человек с забавной внешностью создавал впечатление гадкого утенка, которого приняли в Королевский театр из жалости, а не потому, что тот прекрасно владел сопрано. На подмостках театра Ганс исполнял второстепенные роли. Но вскоре его голос стал ломаться, поэтому однокашники, считавшие Андерсена в первую очередь поэтом, посоветовали молодому человеку сконцентрироваться на литературе.
Ганс Христиан Андерсен
Йонас Коллин, датский государственный деятель, который заведовал финансами в период царствования Фредерика VI, очень любил непохожего на всех юношу и убедил короля оплатить образование молодого писателя.
Андерсен учился в престижных школах Слагельсе и Эльсинора (где сидел за одной партой с учениками, младшими его самого на 6 лет) за счет казны, хотя и не был рачительным учеником: Ганс так и не одолел грамоту и всю жизнь делал множественные орфографические и пунктуационные ошибки в письме. Позже сказочник вспоминал, что студенческие годы снились ему в кошмарных снах, потому что ректор постоянно критиковал юношу в пух и прах, а, как известно, Андерсен этого не любил.
Биография Г. Х. Андерсена
Многим людям сказки Андерсена известны с детства. Но некоторые его сказки предназначены взрослым. В них писатель поднимает важнейшие вопросы человеческого существования:
- Кто такой человек?
- В чем смысл жизни человека?
- Кто управляет жизнью?
- В чем долг человека перед Богом?
Биография писателя тоже напоминает сказку, если верить его рассказу о себе в двух мемуарных очерках «Сказка моей жизни».
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен родился в апреле 1805 года в бедной семье башмачника и прачки.
В 1816 году отец писателя умер, и мальчику пришлось идти работать. Андерсен работал подмастерьем сначала у ткача, потом у портного. Затем Андерсен устроился на работу на сигаретную фабрику.
В детстве Ганс Христиан Андерсен был весьма замкнутым ребенком. Он очень любил играть в кукольный театр. И это единственное увлечение он сохранил и в юности.
В четырнадцатилетнем возрасте Андерсен переехал в Копенгаген. Мать Ганса надеялась, что он побудет там немного и вернется домой. Когда же она спросила сына о причине, побудившей его уехать, Андерсен ответил: «Чтобы стать знаменитым!». Андерсен поехал в Копенгаген с целью устроится в театр. Полковник, в семье которого он в детстве устраивал спектакли, дал будущему писателю деньги и рекомендательное письмо. Андерсен в течение года своей жизни в Копенгагене пытался устроиться в театр и несмотря на неэффектную внешность (Андерсен был долговязым подростком с длинным носом, удлиненными конечностями и тощей длинной шеей – этакая квинтэссенция «гадкого утенка»), его таки приняли в Королевский театр, на второстепенные роли.
Замечание 1
Ганс Христиан Андерсен с детства любил театр и все, что с ним связано.
Со временем Андерсена задействовали в спектаклях все меньше и меньше, а когда у него началась возрастная ломка голоса, его уволили.
К этому моменту он написал пьесу в пяти актах и даже написал королю письмо, в котором просил выделить деньги на ее издание.
Начинающий писатель позаботился и о рекламе и дал в газете анонс. Книга Андерсена была издана, но ее никто не покупал. Но он не терял надежды, и отнес книгу в театр, чтобы по ней поставили спектакль. Андерсену отказали и в театре, объяснив отказ «полным отсутствием опыта у автора».
Однако видя его желание творить, Гансу предложили учиться. Люди, которые сочувствовали бедному мальчику, ходатайствовали перед Федериком VI о том, чтобы ему разрешили учиться в школе в Слагелсе, затем в Эльсиноре за счет казны. Андерсену больше не нужно было думать о пропитании и о том, как прожить дальше.
Одноклассники Андерсена были на шесть лет младше него. Позже писатель вспоминал об учебе в школе как о самом мрачном периоде своей жизни. В школе Андерсен подвергался строгой критике ректора и очень переживал по этому поводу до конца своей жизни (ректор снился ему в кошмарах). Учебу Андерсен завершил в 1827 году. Но писатель так и не смог выучить грамматику, и до конца жизнь в письме он делал много ошибок, поэтому ему приходилось нанимать людей, которые переписывали его произведения перед тем, как их отнести в издательство.
В 1835-1837 гг. были изданы книги сборника «Сказки, рассказанные для детей». Туда вошли следующие произведения:
- «Огниво»;
- «Русалочка»;
- «Новое платье короля»;
- «Принцесса на горошине» и др.
Сборник вызвал разноречивые отклики критиков. Датские критики не могли понять новаторства начинающего автора, который преобразовал популярный в эпоху романтизма жанр литературной сказки. Андерсену указывали, что его сказки чересчур легковесны для взрослых, недостаточно назидательны для детей. Сам писатель вначале прилагал усилия к написанию романов. Всего им было написано шесть романов, но интерес у публики вызвал лишь один — «Только скрипач».
Замечание 2
«Только скрипач» — это история мальчика из простой семьи, обладающего музыкальным талантом, но так и не сумевшего добиться славы. В романе прослеживаются автобиографические параллели.
Огниво
Сказка «Огниво» будет понятна маленьким детям (3 – 5 лет). В первые опубликована в 1835 году.
Обычный солдат, благодаря своей смелости и находчивости, стал правителем государства и женился на принцессе. Сначала ему пришлось встретиться со злой колдуньей, которая попросила его об услуге.
Солдат должен был залезть в дупло и достать ей огниво. За это он мог взять сколько угодно денег, которые лежали в дупле под охраной трех страшных собак.
Солдат подумал, что огниво имеет большую ценность и не ошибся. Он завладел им, и оно еще не раз ему помогло.
Солдат познакомился с прекрасной принцессой, женился на ней, и все благодаря огниву: его обладатель мог просить страшных собак об исполнении любого желания.
Польза тщеславия
При этом он был невыносимо самолюбив и тщеславен. Настолько, что даже дружелюбно настроенные к нему люди терялись. Так, литератор Ксавье Мармье, который сделал Андерсена самым модным писателем Франции (и это при живом Гюго), недоумевал по поводу его автобиографии «Сказка моей жизни»: «Для нас, тех, кто его любит, мучительно видеть, как он на двухстах страницах перечисляет все мелкие триумфы и комплименты в свой адрес. Использовать печатное слово как средство интимных признаний низко и тщеславно».
Это тщеславие проявлялось даже в быту. Принято считать, что Андерсен не следил за своей внешностью — ходил в поношенном костюме и был неряшлив. Это не так. Друг Андерсена Эдвард Коллин о, поскольку, по собственному признанию, всегда хотел выглядеть значительнее, чем на самом деле».
Но нет худа без добра. Вышло так, что русская литература — и уж точно пушкиноведение — в большом долгу перед тщеславием Андерсена. В 1862 г. он путешествовал по Швейцарии и познакомился там с дочерью русского генерала Елизаветой Мандерштерн. И признался ей: «Я рад знать, что мои произведения читают в великой, могучей России, чью цветущую литературу я знаю и люблю, особенно Пушкина». Елизавета решила сделать Андерсену подарок и подговорила свою кузину Екатерину Капнист вырвать листок из тетради Пушкина, которой владел Пётр Капнист. Кража была совершена. Андерсен, получив единственный листочек, на котором рукой Пушкина было написано стихотворение «Пробуждение» и начало элегии «Друзьям», был безмерно благодарен: «Рукопись всемирно известного поэта для меня истинное сокровище!»
Впоследствии тетрадь Петра Капниста была утеряна. От неё остался лишь тот самый краденый листок, который хранится в архиве Андерсена.
Константин Паустовский, пока ещё не стал писателем, писал о своих любимых авторах: «Я почему-то был уверен, что Пушкин и Андерсен были закадычными друзьями и, встречаясь, долго хлопали друг друга по плечу и хохотали».
Какой повод для смеха мог найти Пушкин — неизвестно. А вот Андерсен, обладая весьма специфическим чувством юмора, запросто мог бы посмеяться над странной иронией судьбы. Из всего его огромного творческого наследия (пять романов, более 20 пьес, очерки, чудовищное количество путевых заметок — всего 50 томов) в мировой литературе по-настоящему прочно прописались только сказки, которые он не любил и не ценил. Да и то не все — едва ли полтора десятка из 168.
Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена
Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.
1) Гуманность, героизм и самоотверженность.
Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Так, отвага и неугасаемая вера в человека Герды вызывает только восхищение.
2) Безмерная сила любви.
Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.
3) Смысл жизни и искусства.
4) Сострадание и милосердие.
5) Умение ценить и любить жизнь.
Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.
Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.
Волжский класс
Биография Ганса-Христиана Андерсена
Ганс Христиан Андерсен написал 156 сказок. Совершенно невозможно поверить, что обыкновенный человек мог сочинить такие прекрасные истории. Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Человек не может знать, о чём думает штопальная игла, не слышит, о чём беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой… И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь… «Милый, добрый, чудаковатый человек», — так говорили о знаменитом датском писателе-сказочнике современники. Жизнь Андерсена была полна тягот и разочарований, но он никогда не утрачивал веры в людей, в добро и красоту. Он учил этому и своих читателей.
В Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. Здесь в 1805 году и родился будущий знаменитый сказочник. Назвали мальчика Ганс Христиан, и его отца — сапожника — тоже звали Ганс Христиан. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен-отец был бедным. Он вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он читал сыну сказки и водил его гулять в окрестности города Оденсе. Он ходил с сыном в театр, который был в их маленьком городе.
Гансу Христиану в 12 лет пришлось пойти работать на суконную фабрику. И учиться он мог только по вечерам в бесплатной школе для бедных. Но он учился с увлечением, страстью, всё свободное время читал и слушал. Читал книги и слушал сказки — их он любил больше всего на свете.В четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены, но упорные попытки стать актёром, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.
В домах своих знакомых Андерсен всегда рассказывал детям сказки, сочиняя их на ходу. Стоило ему войти в дом, где были дети, они тут же требовали новую сказку. И сказка никогда не заставляла себя ждать. Её героями становились синий дракон, нарисованный на китайской вазе, пролетевший за окном воробей, старая перчатка.С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
В 30 лет ещё бедный и почти безвестный, Андерсен написал на листе бумаги: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шёл домой с войны…». Так появилась история про бывшего солдата-храбреца. Важные господа смотрели на него как на пустое место, ведь у него не было ни гроша. Но старое огниво помогло храброму солдату стать королём. Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни. Он решил стать писателем и писать сказки. Это было непросто, но Ханс Андерсен был такой же стойкий и упорный, как его оловянный солдатик. А в сказках он говорил всем правду так же, как мальчик из сказки о голом короле. Андерсен стал первым добрым советчиком всех детей на земле. А значит, и всех людей, потому что все взрослые люди были когда-то детьми. Сказки Андерсена написаны не только для детей. В них заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют людям радость всегда, до самой их глубокой старости.
И если обыденная жизнь превращалась у писателя в волшебный мир, то волшебное царство превращалось в живой, понятный мир. Проблемы, которые решали герои сказок, вовсе не сказочные и не мелкие. Любовь, верность раскрываются в сказках «Пастушка и трубочист», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», жадность порицается в сказках «Свинья-копилка», «Маленький Клаус и Большой Клаус», глупость и чванство — в сказках «Гадкий утёнок», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля».
Сказки Андерсена быстро «разбежались» по свету, их перевели на разные языки. В России они появились в середине XIX века.
В 1965 году была организована премия имени Г. Х. Андерсена – литературная премия, которой награждаются лучшие детские писатели и художники-иллюстраторы. Она присуждается один раз в два года. Премия вручается второго апреля — в день рождения Ганса Христиана Андерсена.
Андерсен стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника». Самые знаменитые люди того времени становились друзьями Андерсена, и даже короли считали за честь пожать ему руку.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
4.4 / 5 ( 126 голосов )