Генри форд: человек-машина и его история успеха

Немного биографии

Генри Форд родился 30 июля 1963 года недалеко от Детройта, в окрестностях города Дирборн. Его родители были фермерами и считались достаточно зажиточными людьми. Отец рассчитывал, что сын продолжит его дело.

В 12 лет юного Форда постигло первое потрясение – смерть матери. Это событие очень сильно сказалось на мальчике.

В те же 12 лет будущий промышленник впервые увидел локомобиль, который двигался под действием двигателя. Форд, находясь под впечатлением от увиденного, решил для себя, что однажды самостоятельно соберет движущийся механизм.

В 16 лет, несмотря на ожидания своего отца, Генри уехал в Детройт, где стал работать и учиться в механической мастерской. Там-то он и обрел свои первые знания о работе механизмов и азах физики.

Однако спустя 4 года Форд все-таки вернулся на ферму, чтобы облегчить труд отца. Днем он работал в поле, а ночью в свое удовольствие – в мастерской. Так родилось его первое изобретение – молотилка для поля, работающая на бензине, которая значительно облегчила работу отца. Да и сам отец изменил свое отношение к увлечению сына, когда увидел плоды его трудов. Вскоре молотилка вызвала интерес со стороны окружающих людей, первым крупным заказчиком Форда стал Томас Альва Эдисон. Спустя некоторое время Генри устроился в компанию Эдисона инженером-механиком.

https://youtube.com/watch?v=P5-u6kjlyVk

Истории успеха Генри Форда

Генри Форд

Это не биография. Это именно истории успеха основоположника мировой автомобильной промышленности. А истории потому, что одна большая история складывается из историй маленьких. Так у всех людей: большая жизнь складывается из каждого маленького дня, поступков, событий, людей, которых мы встречаем и с которыми расстаемся.

А теперь, давайте поговорим о истории успеха основателя компании «Форд мотор», изобретателя конвейерного производства и миллиардера. Существует легенда, что Генри родился в бедной фермерской семье и именно бедность подтолкнула мальчика к желанию стать богатым. Так вот, это не правда. Форд-старший считался почти зажиточным фермером и голод Генри, который родился 30 июля 1863 года, не грозил. Семья счастливо жива на своей ферме в штате Мичиган.

Начало истории успеха

Когда Генри было 12 лет он, в первый раз в своей жизни, увидел локомобиль. Машина просто поразила мальчика – огромная, железная, мощная и таинственная. С этого момента в карманах Генри прочно прописались всевозможные болтики и гаечки. Локомобиль был просто недоступной мечтой, а когда в руки подростка попал другой механизм – сломанные часы, Генри просто загорелся желанием разобраться с механизмом. В тринадцать лет он уже мог починить любой часовой механизм. Ещё не было мечты стать успешным производителем автомобилей, но становиться фермером он уже не хотел.

Генри очень расстроил своего отца, когда ночью, как преступник, он оставил ферму и поступил на работу в качестве ученика в механической мастерской Драйдока. Учиться в школе он больше не хотел. Папа посчитал, что ребенок сошел с ума и просто погиб. Очень быстро смышленый парень получил должность механика, но на этой должности не задержался – коллеги не смогли простить одаренному пареньку быстрого карьерного роста. Но без работы он не остался – его приняли механиком на судостроительный завод. Самостоятельно изучал механику и инженерное дело, и продолжал чинить часы.

Цель. У него уже появилась цель. Он отступил от нее всего на один шаг, когда поддался на уговоры отца и вернулся на ферму. Генри влюбился, а родители девушки не хотели отдавать её замуж за рабочего. Он притворился фермером, построил дом и женился. А однажды ночью опять сбежал в город, но уже вместе со своей Кларой. Как-то Форда спросили о том, что если бы представилась возможность, то хотел бы он прожить жизнь ещё один раз. Если бы я смог снова жениться на Кларе – да, хотел бы, — ответил Генри. Она была не просто женщиной. Клара – это успех его личной жизни и соратник в истории его успеха. Эта умная женщина смогла удивительно точно найти баланс: она всегда и во всем поддерживала мужа и никогда не вмешивалась в его дела. Вполне возможно, что если бы не было Клары, то не было бы и успеха.

Автомобили для среднего класса – прорыв Ford Motors

Через год после ухода их «Детройт Моторс» Генри Форд, история успеха которого получила новый виток, находит спонсоров и основывает собственную компанию – «Ford Motors». Он по прежнему стремится сделать автомобили дешевыми и доступными для рабочего класса поэтому при создании модели Т отказывается от дорогих материалов отделки, но этого оказывается недостаточно и Форд решает кардинально изменить производственный процесс.

Для увеличения эффективности на заводе Ford Motors вводится метод конвейерной сборки, а сами конвейеры поднимаются до уровня пояса, что делает работу в разы комфортнее. Кроме того, на производственной линии монтируются подъеемные крюки и тросы, позволяющие поднимать двигатели и тяжелые части автомобиля гораздо быстрее и с меньшим количеством людей.

Модель Т раскупали с такими темпами, что вскоре Ford Motors стала монополистом на рынке заняв более 50% сегмента. Закрепила успех компании усовершенствованная модель А.

Рабочая смена была сокращена с 9 до 8 часов, а вместо двух работало три смены, что создало новые рабочие места и позволило не прекращать производство ни на час. Среднемесячная зарплата рабочего Ford Motors составляла порядка 130 долларов (в то время 100 долларов считалось очень приличным заработком), поэтому работники были заинтересованы в том, чтобы остаться в компании.

Фордомания

Свой первый автомобиль Генри вначале пытается продавать «в лоб», объезжая на нем потенциальных клиентов. Но «Фордмобиль» продается так себе.

В 1902 году Генри придумал отличный рекламный ход. За рулем Форда он обгоняет чемпиона США на автогонках! Люди любят победителей. Проектом заинтересовались инвесторы, клиентура Форда растет не по дням, а по часам. Годом основания новой компании с «говорящим» названием Ford Motor Company считается 1903 год.

Генри одержим идеей превратить автомобиль из «роскоши» в «средство передвижения». Он пытается придумать что-то простое, надежное, но, обязательно, дешевое! В начале XX века подобная идея выглядела безумием. Как если бы сегодня кто-то загорелся производить для массового потребителя яхты или вертолеты.

Форд максимально упрощает конструкцию авто. Стандартизирует все механизмы и детали. И, наконец, ставит производство автомобилей на поток – с помощью старого-доброго конвейера. Конвейерная сборка в 5-10 раз ускоряет процесс производства. Кстати, именно Генри Форд первым догадался использовать крюки и цепи над конвейером, чтобы перемещать тяжелые детали не вручную.

За считанные месяцы Ford Motor Company уверенно выбивается в лидеры отрасли. В 1908-м году с конвейера Форда выходит легендарный «Форд–Т». Он практичен, надежен и стоит гораздо дешевле, чем авто конкурентов. Сам Эрнест Хемингуэй ездит на «Форде-Т», переделанном в санитарный фургон.

К началу Первой мировой войны каждый десятый автовладелец ездит на «Форд-Т». В 1914 году завод выпустил юбилейный 10-миллионный автомобиль. В то время купить новенький Форд можно было за $500. Для сравнения: рабочим на заводах Генри Форда платили $5 в день (100 дней = 1 машина). В пересчете на сегодняшний курс дневной заработок рабочих составлял примерно $100.

В годы Первой мировой войны корпорация Форда выполняла военные заказы. На предприятиях «автомобильного короля» производили не только машины, но и каски, противогазы, а также цилиндры для легких танков и подводных лодок.

К началу 1920-х Генри Форд продавал больше машин, чем все его конкуренты вместе взятые. Из 10 купленных в США автомобилей 7 были произведены на заводах Форда. Отсюда и прозвище «автомобильный король».

В 1922 году Форд пишет и издает автобиографическую книгу: «Моя жизнь, мои достижения». Но спокойно почивать на лаврах не получается. На сцену выходит Genetal Motors: с кучей самых разных моделей авто, которые можно купить в кредит. К концу 1920-х продажи «Форд-Т» катастрофически падают. На горизонте маячит призрак банкротства.

Что делает «мотор компании»? Временно закрывает производство, распускает по домам рабочих и придумывает новый автомобиль. В 1927-м году на свет появился «Форд-А» (прототип легендарной советской «Победы»). Открывается новая страница истории успеха Генри Форда.

Сегодня Ford Motor Company – четвертая в мире по объему выпуска автомобилей за все время ее существования. Кому принадлежит компания Форд сегодня? Около 40% акций – семье Форда. Остальные акции находятся в свободном обращении (ценные бумаги котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже).

К слову, штаб-квартира компании до сих пор находится в пригороде Детройта (городе Дирборн).

Изобретения

В 1890 году Форд был нанят инженером в детройтскую компанию «Edison». В 1893 году благодаря своим природным талантам он получил повышение до главного инженера. Все это время Форд разрабатывал свои планы относительно безлошадного экипажа. В 1892 году Форд построил свой первый бензиновый багги, который имел двухцилиндровый четырехсильный двигатель. В 1896 году он построил свою первую модель автомобиля-квадроцикл Форда. В том же году он посетил встречу с руководителями «Edison» и представил свои автомобильные планы Томасу Эдисону. Гений освещения вдохновил Форда на создание второй, лучшей модели.

Цитаты

  • «Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм — это основа любого прогресса»
  • «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»
  • «Мой секрет успеха заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его и со своей точек зрения»
  • «Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит»
  • «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь, чтобы он не испытывал финансовых трудностей»
  • «Только два стимула заставляют людей работать: жажда заработной платы и боязнь ее потерять»

19 интересных фактов о Генри Форде

  1. Лозунг Генри Форда – «автомобиль для всех».
  2. Свой первый дом Форд построил своими руками.
  3. Интересен факт, что будучи прекрасным механиком, Генри Форд самостоятельно собрал наручные часы, которые потом подарил собственной супруге.
  4. За свою жизнь Генри запатентовал 161 изобретение.

  5. В 1908 г. Генри Форд собрал свой первый автомобиль. Через 18 лет с конвейера было спущено уже более 13 млн машин марки «Форд». В компании промышленника работало 200 000 человек.
  6. Сотрудники его фабрик трудились по 8 часов в день, зарабатывая при этом вдвое больше, чем в остальных подобных местах.
  7. На воротах всех его предприятий было написано: «Помни, что Бог создал человека без запасных частей».
  8. Знаете ли вы, что Генри Форд был ярым пацифистом? Во время Первой мировой войны (1914-1918) он потратил большую сумму личных средств на антивоенную пропаганду.
  9. Форд очень серьезно относился к моральным ценностям. Он запрещал своим рабочим курить, употреблять спиртное и вести себя неприлично.
  10. Черная краска на то время была самой стойкой и дешевой. Вследствие этого Генри Форд иронично заявил, что его клиенты могут приобрести автомобиль любого цвета пру условии, что этим цветом будет – черный.
  11. Интересен факт, что ремонтная бригада на заводах Форда получала деньги только в то время, когда не было никаких аварий. Но как только что-то ломалась, зарплатный счетчик останавливался до тех пор, пока поломка не устранялась. Благодаря этому, сотрудники стремились выполнять ремонтные работы максимально быстро и качественно.
  12. Генри Форд является изобретателем конвейера. Это позволило ему достичь больших успехов в производстве и экономии времени.
  13. Любопытно, что изобретатель придерживался вегетарианства.
  14. Форда неоднократно причисляли к мафиозному миру. Он часто брал на работу бывших мафиози, а когда тех арестовывали, Генри заботился об их семьях.
  15. А вот еще один любопытный факт. Однажды, один угонщик машин написал Форду письмо, в котором восхищался его автомобилями. В конце записки он сказал, что с этого дня будет угонять исключительно «Форды».
  16. Возможно вы удивитесь, но первые автомобили Генри планировал оснащать электромоторами.
  17. Форд никогда не скрывал того, что является антисемитом. За общественную деятельность в данном направлении он удостоился Большого креста от Адольфа Гитлера. Фюрер даже повесил у себя в кабинете портрет промышленника. Однако в начале Второй мировой войны (1939-1945) заводы Форда оказали большую поддержку оборонному комплексу Америки, серьезно поспособствовав разгрому Германии.
  18. Генри Форд практически никогда не брал на работу женщин.
  19. При жизни капитал Форда оценивался в фантастические $188 млрд.!

Это были самые интересные факты о Генри Форде. Если вам понравилась данная статья, – поделитесь ею в соцсетях. Если вы вообще любите интересные факты о великих людях, – подписывайтесь на сайт interesnyefakty.org.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Автомобили для среднего класса – прорыв Ford Motors

Через год после ухода их «Детройт Моторс» Генри Форд, история успеха которого получила новый виток, находит спонсоров и основывает собственную . Он по прежнему стремится сделать автомобили дешевыми и доступными для рабочего класса поэтому при создании модели Т отказывается от дорогих материалов отделки, но этого оказывается недостаточно и Форд решает кардинально изменить производственный процесс.

Для увеличения эффективности на заводе Ford Motors вводится метод конвейерной сборки, а сами конвейеры поднимаются до уровня пояса, что делает работу в разы комфортнее. Кроме того, на производственной линии монтируются подъеемные крюки и тросы, позволяющие поднимать двигатели и тяжелые части автомобиля гораздо быстрее и с меньшим количеством людей.

Модель Т раскупали с такими темпами, что вскоре Ford Motors стала монополистом на рынке заняв более 50% сегмента. Закрепила успех компании усовершенствованная модель А.

Рабочая смена была сокращена с 9 до 8 часов, а вместо двух работало три смены, что создало новые рабочие места и позволило не прекращать производство ни на час. Среднемесячная зарплата рабочего Ford Motors составляла порядка 130 долларов (в то время 100 долларов считалось очень приличным заработком), поэтому работники были заинтересованы в том, чтобы остаться в компании.

Сотрудничество Форда и Советского Союза

Американец Генри не считал зазорным партнерство с коммунистическим СССР. Между Ford Motor Company и Правительством Союза были заключены долгосрочные соглашения, в ходе которых:

  • В 1929-1932 состоялось строительство знаменитого ГАЗ — Горьковского автозавода.
  • В 1932 пущен в серийное производство первый советский трактор — «Фордзон-Путиловец». Мощная машина была специально переработана для изготовления на Путиловском заводе и эксплуатации в российских условиях из фордовского Fordson.

С помощью специалистов из зарубежной «Форд Моторс Компани» прошла реконструкция завода АМО (Москва) и проведена подготовка советских специалистов для работы в русском автопроме.

Начало пути в бизнесе

До 1888 года Форд работал инженером в фирме Эдисона. В то время снова днем Генри ходил на работу, а ночами создавал первый автомобиль. Машина была закончена в 1893 году. Эдисон не поддерживал своего сотрудника в увлечении автомобилями. Тогда Генри уволился, и устроился в другую фирму, но и там его идеям не нашлось применения.

Из-за того, что Форд разъезжал по Детройту на собственном неказистом авто, его обзывали сумасшедшим.

В 1902 году Генри решился на участие в гонках. Он сумел обогнать чемпиона Штатов, и привлек к своему авто много внимания. В 1903 году изобретатель и предприниматель организовал свою фирму Ford Motor. Он также первым использовал конвейер для сборки авто. Каждую новую модель Форд стремился сделать проще, экономичнее и надежнее.

За свою карьеру промышленнику Форду пришлось бороться с синдикатом производителей автомобилей. Эти дельцы просто воровали технологии и выпускали свои варианты машин. Форд засудил «умельцев», и тогда все желающие стали приобретать у него лицензии.

С модели «Форд-Т» начался подлинный успех компании Генри. Эта модель выделялась демократичной стоимостью, простым дизайном и практичностью. Сам Эрнест Хемингуэй признал «Форд-Т» лучшим автомобилем своего времени.

Удивительно, но мальчик, выросший на ферме, умел обращаться с деньгами. Компания Форда постепенно снижала цену на автомобили, когда другие повышали ее.

Завод «Хайленд парк», рудники, шахты, другие производства – все это стало частью империи Генри Форда. Ему удалось сотворить абсолютно «замкнутый» цикл производства.

Оптимизируя производство, Форд также следил за своими рабочими. Он, часто, повышал им зарплату на 5 долларов, но если прибавка тратилась на выпивку, работника безжалостно увольняли. На заводах Форда рабочие трудились в 3 смены по 8 часов, хотя везде были приняты две удлиненные смены.

В 20-х годах популярность фордов на потребительском рынке начала падать. Тогда Генри придумал давать автокредиты, а также разнообразил цвет и комплектацию своих автомобилей. Несколько раз Генри Форд рисковал остаться банкротом, но ему удавалось оставаться на плаву при помощи выпуска новой модели. Однажды он даже выпустил новый гоночный болид, чтобы спасти компанию.

Смерть

«Автомобильный король» управлял «Ford Motor» до 30-х годов, после чего передал управление Эдселу. Причиной ухода бизнесмена от руководства компанией стали конфликты с партнёрами и профсоюзными организациями. Сын Форда с 1919 года исполнял обязанности президента, поэтому полностью справлялся с новыми полномочиями. После смерти сына в 1943 году от рака желудка старый промышленник снова возглавил автомобильную империю.

Но преклонные годы не позволяли Форду управлять компанией на должном уровне, а потому спустя два года он уступил бразды правления внуку – Генри Форду II. Умер выдающийся изобретатель 7 апреля 1947 года от кровоизлияния в мозг. На то время Форду исполнилось 83 года.

«Автомобильный король» сумел реализовать детскую мечту, оставив после себя одну из крупнейших автомобильных компаний мира. При этом основной задачей промышленника был не заработок, а улучшение жизни людей с помощью любимого занятия – изобретения и производства автомобилей.

После себя Генри Форд оставил автобиографию «Моя жизнь, мои достижения», в которой красочно описал методы организации труда на предприятии. Изложенные в этой книге идеи переняли многие компании, а цитаты из высказываний изобретателя остаются актуальными и сегодня.

https://youtube.com/watch?v=Omon-4fP814

Ещё в 1928 году бизнесмен получил медаль Эллиота Крессона за достижения в автомобильной индустрии. Истории жизни и достижений Форда посвящено множество книг и фильмов. Так, в 1987 году в Канаде вышла кинолента Аллана Истманса «Форд: человек-машина», рассказывающая об изобретателе как об одном из символов Америки.

Главенство потребления

Я все время работаю. Днем я в размышлениях о работе, а по ночам вижу о ней сны. Что может быть противнее тунеядства? Бездельники никогда не выживут в этом в мире.

Генри Форд

Первая модель Форда была очень похожа на квадроцикл – четыре колеса да моторчик. По сути, она представляла собой велосипед, и появилась на свет в 1893 году. Спустя девять лет, в 1902 Форд смог занять первое место в США по гонкам на авто, участвуя на агрегате собственного производства. Механиков, которые любили мастерить, было множество. Однако Форд поставил перед собой цель – создать модель, доступную всем.

До него автомобили считались предметов, доступным только элитному классу. Игрушка для богачей, еще одно доказательство роскоши. До Уильяма Тафта, который был президентом США в 1908-1912 годах, ни один из людей, занимавших этот пост, авто не пользовался. Теодор Рузвельт считал себя предводителем простых граждан, поэтому так и не сел за руль.

Автомобилей было очень и очень мало, а вот фирм, которые решили попытать здесь счастья, очень много. И каждая из них старалась как можно больше продвинуть свое детище, напичкав его технологиями того времени. Соответственно, цены всегда были подняты до небес. Но вот появился Форд, который решил действовать иначе – много делать и много продавать.

Нужно не собирать деньги, а правильно их тратить. Вкладывайте, вместо того чтобы копить.

Генри Форд

Целых 20 лет «Ford T» не претерпевал глобальных изменений. При этом его стоимость постоянно снижалась. Если в 1908 его можно было приобрести за 850 долларов, то в 1917 сесть на колеса стоило всего 350 долларов. Средний житель США в то время получал около 48 долларов. Если учесть цену на прочие автомобильные средства передвижения, которая задиралась до невероятных для того времени 1700 долларов, то мы поймем, насколько разительной была разница.

В своей книге «Моя жизнь. Мои достижения» глава Ford рассказывал, что всеми делами предоставлял заниматься сотрудникам, сам же постоянно искал новые пути удешевления своих авто, лишь бы они только оставались такими качественными. «Я продам вам авто любого цвета, при условии, что это будет черный», — говорил он. Однотипность покраски была одной из причин такой доступности его машин.

Большое внимание Форд уделял тому, чтобы его сотрудники могли приобрести машины, которые делают, поэтому создавал для них очень выгодные условия. Это было лучшей рекламой для всех остальных

После того, как Генри Форд начал пожинать первые плоды успеха, за ним ринулись и все прочие компании, которые начали перенимать эту стратегию.

Прошли годы, и за автомобилями перестали быть роскошью и телевизоры, компьютеры, бытовая техника и прочие удобства. Форд и его «Т» немало сделали для этого.

Главный «противник» Генри Форда, или «общественное зло»

Основной целью профсоюзов, которые развивались в этот период, была защита социально-экономических прав и поиск возможных путей удовлетворения интересов членов конкретных профсоюзов. Отличительной чертой профсоюзного движения начала ХХ века было то, что все участники рабочего движения боролись за сокращение рабочего дня, повышение заработной платы и против произвола работодателей.

Генри Форд был принципиальным противником независимого рабочего движения. Он утверждал, что ликвидация бедности требует целенаправленных преобразований общего характера, способных принести блага цивилизации каждому человеку: расширение производства товаров и услуг, рациональное размещение промышленности, снижение транспортных издержек и цен, ликвидация непроизводительных издержек и потерь, ликвидация войн и военных расходов, полная развязка личной инициативы и предприимчивости людей в области создания материальных благ, максимальная занятость населения, в том числе сирот, малоимущих и инвалидов. 

Генри Форд считал, что при создании идеальных условий труда на рабочем месте рабочим не нужно объединяться ни в какие профсоюзы. Поскольку на заводах «Форд Мотор Компани» были «идеальные » условия труда, Генри считал, что рабочие должны придерживаться позиции босса. Нельзя не согласиться с тем, что на заводах были «идеальные» условия труда: рабочий день равнялся 8 часам, заработная плата была самой высокой в мире и постоянно повышалась, существовали различные методы повышения квалификации и даже начального обучения основам профессии.  

И я считаю необходимым согласиться с Генри Фордом в том, что нет необходимости объединяться в какие-либо профсоюзы при разумных условиях труда и рациональном построении производственного процесса. Недаром приведенные выше высказывания рабочих заводов Генри Форда говорят о Генри как о всеобщем отце, ведь, по сути, рабочие Ford Motor Company были большой международной семьей, в которой, конечно, были недовольства и недоразумения, но, в конце концов, все решалось просто и, как говорится, без потерь.

Есть еще одна причина, по которой Форд ненавидит профсоюзы. Согласно Форду, все профсоюзы были изобретены и организованы еврейскими банкирами. А по мнению Форда, экономическое процветание, к которому приводит массовое производство, имело сильного и коварного врага – «международное еврейство», которое соблазняет людей рецептами незаработанной, «непроизводительной» прибыли и самоприбыли от чужого труда, создавая коммерческий и денежный капитал, с помощью которого можно стремиться к господству над миром. На деньги еврейских банкиров, опорой которых в Америке являются Уолл-стрит и профсоюзы, ведутся войны, делаются революции, осуществляется целенаправленное развращение народа путем распространения проституции, порнографии, табака и алкоголя, коротких юбок, модных танцев…. Ко всему этому Форд призывал к беспощадной борьбе. А потому необходимо объявить борьбу евреям и организованным ими профсоюзам. 

Просто бизнес, ничего личного

За любой красивой историей успешного капиталиста скрывается неприглядная история людей, за счёт которых и был достигнут успех. Это норма. Триумф Форда стал возможен не только благодаря его гению. Основную роль сыграл подход к бизнесу — максимально жёсткий и требовательный. В 1913 году на предприятиях бизнесмена началась конвейерная сборка. Форд со своими помощниками определили, что на сборку одного магнето у рабочего уходило 20 мин. Они изменили принцип работы, разбив её на несколько десятков действий. Это привело к уменьшению времени до 13 мин. Затем был немного изменён сам конвейер и некоторые действия. Итог: рабочий стал собирать магнето для автомобиля за 5 мин. Точно такие же принципы вводились чуть ли не на всю конвейерную сборку. Рабочие превращались в роботов, которые из смены в смену выполняли одни и те же действия в чётком соответствии с таймингом. Сотруднику нельзя было потратить зря ни секунды. В результате время на сборку одного двигателя было сокращено с 9,9 часов до 5,9 часов. Ресурсы экономились, автомобили стоили дешевле.

Но у этого метода было много противников. Форда критиковали за безжалостное отношение к людям, за превращение их в бездушных роботов. Появился даже термин «фордизм». Вот только Генри не обращал на это внимания. Понимая, что подход требует от рабочих больших физических и моральных затрат, он компенсировал это хорошей заработной платой. В 1914 году его рабочие получали минимум 5 долл. в день (довольно много по тем временам). Правда, у Форда был специальный отдел, который следил за тем, на что рабочие тратили зарплату. Если что-то Генри не нравилось, то он увольнял этого человека.


Завод Ford, 1913. (Wikimedia Commons)

Также Форд сократил рабочий день на своих предприятиях до 8 часов и ввёл три рабочие смены. Он всячески боролся с бюрократией и не позволял раздувать штат, считая это пустой тратой денег.

Когда началась Первая мировая война, Форд выступил пацифистом и попытался уговорить конфликтующие стороны разобраться мирным путём. Естественно, его никто не стал слушать. А когда в конфликт всё-таки вмешалась Америка, он начал производить самолётные двигатели, грузовики, боеприпасы.

В 1919 году Генри оставил пост президента компании, который занял его сын Эдсель. Вот только от дел Форд не отошёл и систематично вносил изменения в развитие компании.

Добрался Форд и до СССР. Он продал за океан несколько тысяч тракторов, а также лицензию на самостоятельное производство Fordson F. Велось сотрудничество и в автомобильном направлении. Американцы побывали на Горьковском заводе, помогли советским рабочим освоить конвейер, а также наладить выпуск автомобилей, созданных по лицензии.

Сам Форд в интервью, мемуарах и книгах пытался выставить себя человеком доброжелательным, радеющим за мир. Но тюремные условия на его предприятиях говорили об обратном. Также есть немало фактов, говорящих о том, что Форд симпатизировал нацистам. Например, он поздравлял Гитлера с днём рождения. В начале 1920-х годов довольно резко и жёстко высказывался о евреях. Антисемитские взгляды предпринимателя нашли отражение в книге «Международное еврейство». Вот только мысли Генри не нашли поддержки в обществе. Понимая, что это может ударить по его компании, в 1927 году Форд извинился и сжёг творение.


Книга Форда «Международное еврейство», 1920. (Wikimedia Commons)

Не простил Форд и Лиланда. В конце 1920-х годов тот руководил компанией Lincoln Motor Company. И дела у неё шли плохо. Форд воспользовался моментом и выкупил её. Лиланд бросил своё детище.

Есть предположения, что в начале Второй мировой войны Форд занимался производством техники и двигателей для Германии. Правда, тогда не только он сотрудничал с Третьим рейхом. Несколько десятков американских компаний получали деньги нацистов. Всего лишь бизнес, ничего личного. Затем почти все расторгли договорённости с Германией и переключились на помощь союзникам.

В 1943 году Генри вынуждено вернулся в кресло президента компании — умер Эдсель. Но управлять империей у него уже получалось плохо, поэтому вскоре пост занял его внук — Генри Форд II. А Форд-старший окончательно отошёл от дел.

Генри Форд являлся яростным приверженцем здорового образа жизни и верил, что сумеет дожить до 100 лет. Не получилось. Магнат умер в 1947 году, когда ему было 83 года.

Каким он был руководителем для своих рабочих?

Форд экспериментировал не только с материалами и производством, но и с управлением персоналом. Ему удалось воплотить в жизнь главные идеи welfare capitalism — так называемого «капитализма благосостояния»:

  • качественно улучшить условия жизни рабочих;
  • сократить текучесть кадров;
  • удерживать на предприятиях лучших специалистов.

Вот что для этого сделал Форд:

  1. Установил минимальный размер ежедневного жалования для работников $5 ($118 в современной валюте), что было практически в два раза выше, чем у конкурентов. Таким образом «убил двух зайцев сразу» — остановил текучку и привлек на свои заводы самых толковых специалистов. Вкупе это увеличило общую производительность труда, позволило сократить траты на обучение новых кадров.
  2. Первым ввел 40-часовую рабочую неделю (5 дней по 8 часов) — «золотой стандарт», которым до сих пользуются работодатели.
  3. С помощью увеличения оплаты труда «делился прибылью» со своим коллективом — обычный рабочий мог накопить на машину, которую производил его родной завод.

Будучи убежденным трезвенником и добропорядочным христианином, руководитель требовал того же и от своих подчиненных. Мотивацией стало «участие в прибыли компании», доступное только тем, кто прошел 6-месячный испытательный срок и не был замечен в:

  • злоупотреблении алкоголем;
  • участии в азартных играх;
  • невыплате алиментов собственным детям.

За добропорядочностью коллектива и следованием корпоративным стандартам следил штат из 50 наблюдателей. Однако в 1922 Форд откажется от слишком навязчивых форм контроля, считая, что слишком вмешиваться в личную жизнь работников уже «несовременно».

Удивительно, что при таком революционном подходе к организации персонала Генри решительно не воспринимал профессиональные союзы. Говорил, что благодаря «некоторым их лидерам» таковые объединения приносят больше вреда, чем пользы, критиковал сокращение производительности труда в контексте борьбы с безработицей. Был убежден, что профсоюзам выгодно усугублять общественно-экономический кризис ради эгоистичного желания укрепления собственной позиции. Так или иначе, Ford стала последней детройтской компанией, признавшей United Auto Workers. И то, этому способствовала забастовка в 1941, а также убеждение со стороны жены Клары.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: