Ги де мопассан интересные факты. ги де мопассан: краткая биография, творчество и личная жизнь

Биография

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в старинной усадьбе Миромениль около Дьепа. Его отец Гюстав де Мопассан принадлежал к лотарингскому дворянству, перебравшемуся в Нормандию. Мать Лаура Ле-Пуатвен с юности знала Флобера, ближайшим другом которого был её рано умерший брат Альфред. Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать всю жизнь мучилась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных.

Проучившись недолго в семинарии, Мопассан, после изгнания из неё, перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлечённым поэзией и театральным искусством. В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки — и особенно с Флобером, который стал литературным наставником юноши. Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, он отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права. Разразившаяся война нарушила все планы.

Пройдя Франко-прусскую войну простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Мопассан заразился сифилисом, когда ему было около двадцати пяти, от одной из своих многочисленных подружек. Пишет сам Мопассан одному из своих приятелей: «У меня сифилис, наконец-то настоящий, а не жалкий насморк… нет-нет, самый настоящий сифилис, от которого умер Франциск I. Велика беда! Я горд, я больше всего презираю всяческих мещан. Аллилуйя, у меня сифилис, следовательно, я уже не боюсь подцепить его».

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 году вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Меданские вечера». Начинающий писатель поразил своей повестью «Пышка» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник поэзии («Стихотворения», 1880), в котором особенно замечательны стихотворения «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещённый там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете Le Gaulois; чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней.

Ги де Мопассан присоединился к письму деятелей культуры, просивших парижские власти наложить запрет на строительство Эйфелевой башни. Известен анекдот, что Мопассан якобы прятался от «безобразного скелета» в ресторане наверху башни, поскольку это было единственное место в Париже, откуда её не видно.

Любимым хобби Мопассана была гребля по Сене

Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Разнузданный образ жизни быстро подорвал здоровье писателя; он заболел неизлечимой в то время болезнью — сифилисом. С 1884 года писателя преследуют нервные припадки; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде новелл, в том числе и в знаменитой повести «Орля» (Horla).

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в Revue des Deux Mondes, ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage».

В декабре 1891 года нервные припадки довели его до покушения на самоубийство. В лечебнице для душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала приходил в сознание, но затем припадки стали повторяться чаще.

Ги де Мопассан скончался 6 июля 1893 года от прогрессивного паралича мозга, не дожив всего месяца до своего 43-летия.

«Милый друг»: десять лет творчества

Флобер не только давал жизненные советы Мопассану. Состоявшийся прозаик помогал будущему писателю совершать первые шаги на поле литературы. Флобер критиковал дебютные произведения Мопассана. Рекомендовал писать каждый день и настаивал на том, чтобы начинающий писатель не ходил первое время в редакции, писал «в стол».

Также в начале своей писательской деятельности Мопассан познакомился с Иваном Тургеневым. Русский писатель произвёл огромное впечатление на начинающего новеллиста. Мопассан считал Тургенева своим вторым литературным учителем, ставил в один ряд с Флобером и по-дружески называл автора романа «Отцы и дети» «великаном с серебряной головой».

В 1875 году Мопассан впервые заявил о себе как об авторе. Бывший рядовой опубликовал в одной французской газете новеллу «Рука трупа». Правда, вышла она не под именем Мопассана, а под псевдонимом.

Вдохновившись творчеством Флобера и Тургенева, Мопассан начал чаще писать о любви. Его первые любовные новеллы вызвали негодование в обществе. Часто в литературных газетах появлялись статьи критического характера, в которых осуждался излишний натурализм прозы и даже звучали обвинения в безнравственности автора. Но, к счастью, от цензоров и нападок со стороны журналистов неопытного писателя спас всё тот же наставник Флобер, писавший письма в редакции с заявлением о литературной значимости текстов Мопассана.

С 1880 года Ги начал печататься под своим настоящим именем. Восторг в литературных кругах вызвала его новелла «Пышка», а также впервые опубликованные стихотворения. Критиков поразил невероятный дебют Мопассана — они не знали, что до публикации произведений под настоящим именем Ги потратил около пяти лет, создавая тексты либо под псевдонимом, либо попросту не публикуя их, а давая на проверку опытному Флоберу.

После этого триумфа Мопассан ушёл из Морского министерства. Ему были открыты двери в редакции многих французских газет, чем он и воспользовался. Писатель начал активно публиковаться в прессе, вёл богемный образ жизни, заводил множество интриг, слыл в обществе Казановой, постоянных отношений с одной женщиной не имел.

Также у Мопассана появились средства на путешествия. Новеллист посетил Алжир и Корсику. Эти живописные места вдохновили Мопассана на создание новых повестей и рассказов.

Впрочем, писать исключительно новеллы в определённый момент Мопассану стало скучно. Он решил провести творческие эксперименты, связанные с жанром произведений. Мир увидел романы Мопассана. В 1883 году вышла книга «Жизнь», а ещё через два года — главное произведение Мопассана «Милый друг». В нём автор создал образ героя своего времени — обольстителя женщин и карьериста Жоржа Дюруа. Этот герой отразил дух и взгляды Франции середины 1880-х годов. Мопассан продемонстрировал деградацию общества и заклеймил гедонизм — мировоззрение, согласно которому материальное наслаждение является главной ценностью жизни человека. Многие литературоведы называют роман «Милый друг» предтечей декаданса, пришедшего в искусство на смену реализму.


Иллюстрация к сборнику рассказов «Орля». (Pinterest)

Но Мопассан не забывал и про новеллы. Работу над романами писатель умело совмещал с созданием коротких произведений. «Бесполезная красота», «Лунный свет», «Сказки дня и ночи», «Орля» — эти сборники рассказов считаются образцом великолепно написанной короткой прозы.

Мопассан мог бы написать ещё множество гениальных произведений, если бы не проблемы со здоровьем. У литератора была плохая наследственность, а любовные похождения писателя привели к заболеваниям. В 1891 году сифилис и нервные припадки довели автора «Милого друга» до попытки покончить с собой — новеллист перерезал себе горло. Однако его смогли спасти. После неудавшейся попытки уйти из жизни Мопассана поместили в психиатрическую лечебницу. Больше тот уже не брался за перо.

Мопассан умер в начале июля 1893 года, не дожив месяц до 43 лет. В историю он вошёл как мастер короткого рассказа и новелл.

Произведения

Мопассан был одним из самых плодовитых французских писателей 1880-х гг. В отдельные годы он публиковал более шести десятков новых рассказов. При жизни писателя увидели свет следующие книги:

Мопассан на карикатуре 1884 года

  • 1880 — «Пышка», повесть (в составе альманаха «Меданские вечера»)
  • 1880 — «Стихотворения» (Le vers )
  • 1881 — «Заведение Телье» (La Maison Tellier ), рассказы
  • 1882 — «Мадемуазель Фифи» (Mademoiselle Fifi ), рассказы
  • 1883 — «Дядюшка Милон» (Le père Milon ), рассказы
  • 1883 — «Жизнь», роман
  • 1883 — «Рассказы вальдшнепа» (Contes de la bécasse ), рассказы
  • 1884 — «Лунный свет» (Claire de lune ), рассказы
  • 1884 — «Мисс Гарриет» (Miss Harriet ), рассказы
  • 1884 — «Мисти» (Misti , 1884), рассказы
  • 1884 — «Сёстры Рондоли» (Les sœurs Rondoli ), рассказы
  • 1884 — «Под солнцем» (Au soleil ), путевые очерки
  • 1885 — «Милый друг», роман
  • 1885 — «Иветта» (Yvette ), рассказы
  • 1885 — «Сказки дня и ночи» (Contes du jour et de la nuit ), рассказы, включая знаменитое «Ожерелье»
  • 1885 — «Туан» (Toine ), рассказы
  • 1886 — «Маленькая Рок» (La petite Rocque ), рассказы
  • 1886 — «Господин Паран» (Monsieur Parent ), рассказы
  • 1887 — «Монт-Ориоль», роман
  • 1887 — «Орля» (Le Horlà ), рассказы
  • 1888 — «Пьер и Жан» (Pierre et Jean ), роман
  • 1888 — «Избранник госпожи Гюссон» (Le rosier de m-me Husson ), рассказы
  • 1888 — «На воде» (Sur l’eau ), путевые очерки
  • 1889 — «Сильна как смерть» (Fort comme la mort ), роман
  • 1889 — «С левой руки» (La main gauche ), рассказы
  • 1890 — «Наше сердце» (Notre coeur ), роман
  • 1890 — «Бродячая жизнь» (La vie errante ), путевые очерки
  • 1890 — «Бесполезная красота» (L’inutile beauté ), рассказы

Посмертно были изданы отрывки из незаконченных романов «Анжелюс» и «Огонь желания», а также повести «Чужеземная душа».

Титульный лист издания новеллы «Мадемуазель Фифи» Титульный лист издания романа «Пьер и Жан» Титульный лист издания новеллы «Пышка»

  • Пышка
  • В деревне
  • Заведение Телье / La Maison Tellier
  • Буатель
  • История служанки с фермы
  • В семье/En famille
  • Мадемуазель Фифи
  • Госпожа Батист
  • Марокка
  • Кровать
  • Сумасшедший?
  • Слова любви
  • Парижское приключение / Une aventure parisienne
  • Опыт любви
  • Две знаменитости
  • Перед праздником
  • Плакальщицы
  • Прогулка верхом
  • Хитрость
  • Два друга
  • Вор
  • Нормандская шутка
  • Менуэт
  • Пьеро
  • Орля
  • Иветта
  • Ожерелье
  • Мать уродов
  • Отец Симона
  • Лунный свет
  • Жюли Ромен
  • Бесполезная красота
  • Оранжерея
  • Оливковая роща
  • Утопленник
  • Испытание
  • Муха
  • Маска
  • Портрет
  • Советы бабушки
  • Дуэль
  • Новогодний подарок
  • Усталость
  • Двадцать пять франков старшей сестры
  • Дело о разводе
  • Петух пропел
  • Коко
  • Сёстры Рондоли
  • Господин Паран
  • Туан
  • Подруга Поля
  • Наследство
  • Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
  • Роза
  • Отец
  • Признание
  • Счастье
  • Старик
  • Трус
  • Пьяница
  • Вендетта / Une vendetta 1883
  • Рука
  • Нищий
  • Отцеубийца
  • Малыш
  • Скала чистиков
  • Тимбукту
  • Правдивая история
  • Прощай!
  • Воспоминание
  • Исповедь
  • На море
  • Хозяйка
  • Бочонок
  • Проклятый хлеб
  • Зонтик
  • Самоубийцы
  • Награждён!
  • Шали
  • Возвращение
  • Брошенный
  • Взгляды полковника
  • Мохаммед-бестия
  • Сторож
  • Зверь дяди Бельома
  • Продаётся
  • Крестины
  • Шпилька
  • Вальдшнепы
  • Сюрприз
  • Одиночество
  • У постели
  • Солдатик
  • Одиссея проститутки

Отношения и связи

Довольно странные слухи ходили об отношениях писателя с Флобером. По одним из них Флобер и мать Мопассана Лаура имели тайную любовную связь, в результате которой появился сам Ги. По другой версии, старый писатель испытывал страсть к подрастающему гению литературного натурализма Мопассану. Но ни одна из сплетен так до сих пор и не подтверждена.

Ги был известным ловеласом и сердцеедом. Он любил всех женщин и не испытывал серьезных чувств ни к одной. Множество случайных связей, десятки романов, сотни похождений – все это становилось основой сюжетных линий его литературных произведений. Список любовниц Мопассана состоял из 300 женщин.

Литератор старался не раскрывать имена возлюбленных прессе, и на деле известны лишь имена некоторых дам, на время завладевших его сердцем: графиня Эммануэла Потоцкая, Мари Канн, Эрмина. Мопассан был настолько скрытным, что однажды предложил устроить дуэль с газетным писакой, напечатавшем сплетню о его новой возлюбленной.

В 1882-ом, за 11 лет до своей смерти, Мопассан вдруг объявил о своей женитьбе, однако этот брак по неизвестным причинам так и не стал реальностью.

Гюстав Флобер

Спустя десять лет службы в морском министерстве, Мопассан не оставил своего увлечения книгами. Хотя любил изучать и другие науки, например, астрономию и естествознание, в которых активно практиковался. Гюстав Флобер, знакомый его матери, стал для Ги помощником и наставником.

Гюстав Флобер (1821-1880) французский прозаик-реалист

В 1880 г. выходит в печать его первое произведение «Пышка» с одобрения Г. Флобера, который критиковал ранние пробы пера Мопассана. В этом же году он написал «Стихотворения», куда вошли темы любви, желаний и романтических свиданий.

Талант юного писателя заметили в литературных кругах того времени. Его взяли на работу в газету «Голуа». Другого способа зарабатывать на жизнь на тот момент у писателя не было.

Тяжёлое наследство

Памятник Мопассану работы Рауля Верле (1897 год) в парке Монсо, Париж. Фото: Public Domain В 1889 году Мопассан был потрясён известием о смерти младшего брата — Эрве сошёл с ума. Знаменитый писатель предчувствовал такой же конец. Заболевание сифилисом постоянно прогрессировало, и плодовитый автор мучительно переживал утрату прежней работоспособности.

В 1890-х годах вокруг состояния здоровья Мопассана подняли шумиху почти все французские газеты. Жёлтая пресса не щадила писателя и писала: «Ухудшение здоровья г-на Мопассана; предстоящее заключение его в психиатрическую больницу». Вскоре последовало ожидаемое помутнение рассудка и даже попытка самоубийства. Первый биограф Мопассана Альберт Лумброзо сохранил трогательный рассказ о надежде друзей писателя возвратить ему сознание: «Они подумали, что зрелище любимой яхты, может быть, пробудит его угаснувшую память, подстегнёт его сознание, некогда столь ясное и исчезнувшее теперь. Связанного, с руками, стянутыми смирительной рубашкой, несчастного повели на берег. «Милый друг» тихо покачивался в море… Синее небо, ясный воздух, изящные очертания любимой яхты — всё это, казалось, успокоило его… Его взгляд смягчился… Он долго рассматривал свой корабль меланхолическим и нежным взором… Губы его зашевелились, но не произнесли ни слова. Его увели. Он много раз оборачивался взглянуть на «Милого друга». У всех, кто тогда окружал Ги, на глазах были слезы».

Но уже ничто не могло вернуть к жизни знаменитого француза. В 1892 году Мопассана поместили в психиатрическую больницу, а через год он умер.

Значимость

Мопассан считается отцом современного рассказа. Литературный теоретик Корнелье Квас писал, что «наряду с Чеховым, Мопассан является величайшим мастером рассказа в мировой литературе. Он не натуралист, как Золя; для него физиологические процессы не составляют основу человеческих действий, хотя влияние окружающая среда проявляется в его прозе. Во многих отношениях натурализм Мопассана — это шопенгауэровский антропологический пессимизм, поскольку он часто бывает резким и беспощадным, когда дело доходит до изображения человеческой натуры. Больше всего он обязан Флоберу, у которого он научился использовать лаконичный и размеренный стиль и установить дистанцию ​​по отношению к объекту повествования ». Он любил умные заговоры и служил образцом для Сомерсет Моэм и О. Генри в этом отношении. Один из его знаменитых рассказов «Ожерелье «, с другой стороны имитировали Моэм (» Мистер Всезнайка «,» Бусы «) и Генри Джеймс («Вставить «).

Принимая его реплику из Бальзак Мопассан комфортно писал как в высокомРеалист и фантастика режимы; рассказы и романы, такие как «L’Héritage» и Bel Ami стремиться воссоздать Третья республика Франция реалистично, в то время как многие рассказы (особенно «Ле Хорла «и» Qui sait? «) описывают явно сверхъестественные явления.

Сверхъестественное в Мопассане, однако, часто неявно является признаком беспокойного ума главных героев; Мопассан был очарован растущей дисциплиной психиатрия, и посетил публичные лекции Жан-Мартен Шарко между 1885 и 1886 гг.

Господин дю Руа

Главный герой принимает решение стать репортёром. Через некоторое время он действительно смог не самыми честными путями добиться успеха на выбранном поприще. Но до желаемого материального достатка ещё очень далеко. Дюруа становится любовником Клотильды де Марель, с которой он познакомился на званом ужине у Шарля. Лорина, дочь Клотильды, влюбила в главного героя. Именно она дала ему прозвище Бель Ами (милый друг). Жоржу удалось очаровать жену Вальтера. Кроме этого, он мечтает сделать любовницей Мадлену. Но мадам Форестье не согласна.

Шарль серьёзно заболевает. После его скоропостижной смерти Жорж предлагает Мадлене руку и сердце. Вдова ставит условия: Жорж должен стать дворянином и позволить ей жить так, как ей хочется. Главный герой вынужден купить себе дворянский титул и стать господином дю Руа.

Новые планы

После свадьбы Жорж продолжает быть любовником Клотильды. Жена главного героя пишет за него статьи, а сам дю Руа занимает в газете место покойного друга. Сослуживцы подсмеиваются над Жоржем и, как бы невзначай, называют его именем умершего. Дю Руа удалось соблазнить Вирджинию, жену господина Вальтера. Неверная супруга выдаёт любовнику семейный секрет о махинациях своего мужа.

Вирджиния быстро надоела Жоржу. Он планирует жениться на Сюзанне, дочери Вальтеров. Сюзанна – завидная невеста. Её отец недавно смог разбогатеть на своих махинациях. Сам Жорж тоже наконец-то стал богатым. Мадлена получила наследство от своего старого друга, который, вероятно, был её любовником или незаконным отцом. Дю Руа требует, чтобы жена разделила с ним полученный миллион и таким образом спасла свою репутацию. Люди непременно начнут распространять сплетни относительно Мадлены и покойного. Мадам дю Руа вынуждена уступить.

Цель достигнута!

Жоржу необходимо получить развод, чтобы осуществить свои планы относительно дочери шефа. Дю Руа смог доказать, что Мадлена изменяет ему с видным политическим деятелем Ларошем-Матье. В то же время Жорж начинает ухаживать за Сюзанной, уговаривая её отказать от богатого жениха. Главный герой уверен, что Вальтер не захочет отдать за него дочь. На этот случай у него предусмотрен блестящий план. Получив развод, Жорж организовал побег Сюзанны, а затем на некоторое время спрятался с ней. Затем дю Руа привёл невесту к отцу и попросил руки и сердца Сюзанны.

Родители против этого брака. Особенно недовольна госпожа Вальтер, хорошо знающая нрав будущего зятя. Тем не менее, господин Вальтер вынужден согласиться на брак. Девушка, сбежавшая с молодым человеком, считается обесчещенной. Ни одни порядочные родители Парижа не позволят своему сыну связать жизнь с Сюзанной.

Библиография

Короткие истории

  • «Загородная экскурсия»
  • «Государственный переворот»
  • «Трус»
  • «Кремация»
  • «Заброшенный»
  • «Акцент»
  • «После»
  • «Александр»
  • «Повсюду»
  • «Аллума»
  • «Ампангет»
  • «Старый человек»
  • «Приключение в Париже»
  • «Уловка»
  • «Неудобная кровать»
  • «На море»
  • «Бабетта»
  • «Кровать 29»
  • «Зверь Беломма «
  • «Берта»
  • «У трупа Шопенгауэра»
  • «Бойтель»
  • «Чали»
  • «Коко»
  • «Признание»
  • «Проклятый хлеб»
  • «Приемный сын»
  • «Явление»
  • «Исполнитель»
  • «Баронесса»
  • «Нищий»
  • «Слепой»
  • «Boule de Suif «(Клубок жира)
  • «Торт»
  • «Поимка Уолтера Шнафса»
  • «Ребенок»
  • «Крещение»
  • «Клер де Люн»
  • «Клеопатра в Париже»
  • «Клошетт»
  • «Петух крикнул»
  • «Идеи полковника»
  • «Признание»
  • «Корсиканский бандит»
  • «Калека»
  • «Кризис»
  • «Мертвая девушка (также известная как« Это был сон? »)»
  • «Секрет мертвой женщины»
  • «Глухонемой»
  • «Денис»
  • «Дьявол»
  • «Бриллиантовое ожерелье»
  • «Дневник сумасшедшего»
  • «Открытие»
  • «Дозатор святой воды»
  • «Осел»
  • «Дверь»
  • «Приданое»
  • «Мечты»
  • «Утопленник»
  • «Пьяница»
  • «Дуэль»
  • «Оноженки»
  • «Англичанин Этрета»
  • «Богоявление»
  • «Ложные драгоценности»
  • «Семья»
  • «Семейное дело»
  • «Прощальный привет»
  • «Жена фермера»
  • «Отец Мэтью»
  • «Отцовское признание»
  • «Рыболовная яма»
  • «Очарование»
  • «Отец»
  • «Отец Милон»
  • «Страх»
  • «Роковая женщина»
  • «Первый снегопад»
  • «Флорентийский»
  • «Запретный плод»
  • «Прощение»
  • «Найдено на утопленнике»
  • «Друг Джозеф»
  • «Друг Терпение»
  • «Граница»
  • «Егерь»
  • «Призрак»
  • «Призраки»
  • «Могила»
  • «Кладбищенское братство»
  • «Шпилька»
  • «Рука»
  • «Стареть»
  • «Счастье»
  • «Хаутот старший и Хаутот младший»
  • «Его мститель»
  • «Человек с шоссе»
  • «Хорла, или современные призраки «
  • «Ужасное»
  • «Хостел»
  • «Скромная драма»
  • «Невежливый секс»
  • «В стране»
  • «Весной»
  • «В лесу»
  • «Неосмотрительность»
  • «Гостиница»
  • «Драгоценности»
  • «Джули Ромейн»
  • «Поцелуй»
  • «Жена лансера»
  • «Прочная любовь»
  • «Легенда о Мон-Сен-Мишель»
  • «Почетный легион»
  • «Женитьба лейтенанта Лара»
  • «Маленькая бочка»
  • «Маленькая Луиза Роке»
  • «Живой друг»
  • «Журнал»
  • «Оглядываясь назад»
  • «Любовь давным-давно»
  • «Мадам Батист»
  • «Мадам Герме»
  • «Розье мадам Хассон»
  • «Мадам Парисс»
  • «Заведение мадам Телье»
  • «Мадемуазель Кокотт»
  • «Мадемуазель Фифи «
  • «Мадемуазель Перл»
  • «Дом Телье»
  • «Волшебная кушетка»
  • «Магнетизм»
  • «Мама Стирлинг»
  • «Человек с бледными глазами»
  • «Маркиз де Фумерол»
  • «Маррока»
  • «Мартина»
  • «Маска»
  • «Встреча»
  • «Миллион» (Un Million)
  • «Менуэт»
  • «Мисти»
  • «Мисс Харриет»
  • «Модель»
  • «Муарон»
  • «Monsieur Parent»
  • «Лунный свет»
  • «Умирающий»
  • «Мать и сын»
  • «Мать чудовищ»
  • «Мать Соваж «
  • «Горный бассейн»
  • «Усы»
  • «Мои двадцать пять дней»
  • «Мой дядя Жюль»
  • «Мой дядя Сосфен»
  • «Моя жена»
  • «Ожерелье «
  • «Новогодний подарок»
  • «Ночь: кошмар»
  • «Без четверти» (французский Le père Milon)
  • «Нормандская шутка»
  • «Старый Амабл»
  • «Старый Иуда»
  • «Старик»
  • «Старый Монгилет»
  • «Верхом»
  • «На реке»
  • «Весенним вечером»
  • «Сирота»
  • «Наши друзья англичане»
  • «Наши письма»
  • «Отцеубийца»
  • «Попугай»
  • «Страсть»
  • «Покровитель»
  • «Скала пингвина»
  • «Кусок струны «
  • «Пьеро «
  • «Пьер и Жан»
  • «Порт»
  • «Портрет»
  • «Заключенные»
  • «Защитник»
  • «Королева Гортензия»
  • «Странная ночь в Париже»
  • «Вопрос о латыни»
  • «Кролик»
  • «Воспоминание»
  • «Сожалеть»
  • «Рандеву»
  • «Месть»
  • «Реликвия»
  • «Награда»
  • «Метод Роджера»
  • «Роли-Поли» (Boule de Suif)
  • «Сестры Рондоли»
  • «Розали Прудент»
  • «Роза»
  • «Ржавчина»
  • «Распродажа»
  • «Святой Антоний»
  • «Прыжок пастуха»
  • «Сигнал»
  • «Папа Саймона»
  • «Бекас»
  • «Сын»
  • «Одиночество»
  • «История одной фермы»
  • «Прогулка»
  • «Спазм»
  • «Самоубийства «
  • «Воскресенье буржуа»
  • «Террор»
  • «Тест»
  • «Эта дорогостоящая поездка»
  • «Моренская свинья»
  • «Признание Теодюля Сабо»
  • «Вор»
  • «Тимбукту»
  • «Toine»
  • «Надгробия»
  • «Путешествие»
  • «Прядь волос»
  • «Путешествие Хорла»
  • «Правдивая история»
  • «Два друга «
  • «Два маленьких солдата»
  • «Зонтик»
  • «Неудобная кровать»
  • «Неизвестный»
  • «Бесполезная красота «
  • «Бродяга»
  • «Вендетта»
  • «Венера Бранзийская»
  • «Эн Вояж»
  • «Официант», «Бок»
  • «Гардероб»
  • «Свадебный подарок»
  • «Кто знает?»
  • «Вдова»
  • «Воля»
  • «Волк»
  • «Деревянные башмаки»
  • «Крушение»
  • «Не тот дом»
  • «Иветт Саморис»

Романы

  • Une Vie (1883)
  • Bel Ami (1885)
  • Mont-Oriol (1887)
  • Пьер и Жан (1888)
  • Форт комм ля морт (1889)
  • Notre Cœur (1890)
  • L’Angelus (1910) — незаконченный
  • L’Âmé Éntrangère (1910) — незаконченный

Сборники рассказов

  • Les Soirées de Médan (с Zola, Huysmans et al. Boule de Suif по Мопассану) (1880)
  • La Maison Tellier (1881)
  • Мадемуазель Фифи (1883)
  • Contes de la Bécasse (1883)
  • Мисс Харриет (1884)
  • Les Sœurs Rondoli (1884)
  • Clair de Lune (1884) (содержит «Les Bijoux»)
  • Иветт (1884)
  • Contes du jour et de la nuit (1885) (содержит «La Parure «или» Ожерелье «)
  • Месье родитель (1886)
  • La Petite Roque (1886)
  • Toine (1886)
  • Ле Хорла (1887)
  • Ле Розье де Мадам Юссон (1888)
  • La Main gauche (1889)
  • L’Inutile Beauté (1890)

Флобер — наставник будущего писателя

5 августа 1850 года во Франции родился мальчик с коротким именем Ги. Так как он был дворянином по происхождению, от отца ему вместе с фамилией Мопассан досталась аристократическая приставка «де».

Детство будущей легенды французской прозы было беззаботным. Мать Мопассана развелась с мужем, любившим заводить интриги. Она перевезла своих детей, включая Ги, на виллу, расположенную на северо-западе Франции рядом с морем. Там мальчик научился плавать на лодке и рыбачить. Ему в этом помогли местные моряки. Гребля стала одним из любимых хобби Мопассана.

Беззаботная жизнь сыграла злую шутку с Мопассаном во время учёбы в духовной семинарии. Высокие требования и строгость учебного заведения не нравились подростку, прогуливавшему уроки и нарушавшему дисциплину. Вскоре Мопассана отчислили из духовной семинарии.

Мать Ги решила взяться за своего сына и приложила немало усилий для того, чтобы юноша поступил в лицей, находившийся в Руане. В период обучения Мопассан начал увлекаться искусством: посещал театр, покупал поэтические сборники французских поэтов. Также именно в это время Мопассан сблизился с двумя знаковыми фигурами из мира литературы — Луи Буйе и Гюставом Флобером. Последний был близким другом матери Мопассана. Автор «Госпожи Бовари» стал наставником юноши и часто давал ему советы. К примеру, именно Флобер порекомендовал Мопассану после окончания руанского лицея уехать в Париж и поступить в университет на юридический факультет. Мопассан так и поступил.

Обучение в высшем учебном заведении, как и карьеру юриста, разрушила Франко-прусская война, начавшаяся в 1870 году. Мопассан отправился на фронт. Рядовой Ги в свободное от боевых действий время читал книги.

В послевоенной Франции дела шли плохо. Унизительное поражение в Франко-прусской войне привело страну к кризису. Мать Мопассана потеряла значительную часть своего состояния и больше не могла платить за образование сына. Поэтому Мопассану пришлось оставить в прошлом былую мечту о карьере юриста.

Выпускнику руанского лицея пришлось идти на службу. Несколько лет Мопассан проработал в Морском министерстве, получая крайне низкую зарплату — послевоенный кризис ударил по финансам граждан Франции. Положение Мопассана спасла литература.

Обзор творчества

Эстетические принципы

Мопассан четко изложил свои взгляды на художественное слово в предисловии к роману Пьер и Жан в 1887/1888 г.г.

Отвергая романтический роман и его деформированный, сверхчеловеческий, поэтический взгляд, Мопассан склоняется к объективному роману в поисках реализма, понимая все ограничения такого типа творчества. Для него реализм является личным мировоззрением, которое он (писатель) пытается донести до читателя, отражая в книге. Мы всегда изображаем самих себя, — говорит он, в то же время утверждая, что роман является художественным произведением, — кучку небольших фактов, которые и составляют общий смысл произведения. Мопассан также отвергает натурализм с его тяжелой документальностью и стремлением «тотального реализма», присущего Эмилю Золя, но склоняется к безоценочному реализму, что отражается даже в таких трудных для восприятия сценах, как смерть Форестье в романе Милый друг.

Мопассан стремится отразить чистые факты и поступки взамен психологического исследования, поскольку психология должна быть скрыта в книге так же, как она спрятана в реальности за настоящими поступками. Эта чистота и строгость изображения так же касается описаний, четко отличая Мопассана от Бальзака. Склонность к краткости ярко прослеживается в творчестве писателя: он создает более 300 новелл и только шесть романов.

Окружающий мир, прекрасное и отвратительное в нем, писатель воспринимал очень остро, он был наделен особой эмоциональной уязвимостью, той глубиной восприятия, которая, к сожалению, ускорила его трагическую смерть, и о которой он писал, что благодаря ей слабейшее чувство превращается в эмоцию и, в зависимости от температуры ветра, от запаха земли и от яркости дневного освещения вы чувствуете страдания, печаль или радость … Но если нервная система невосприимчива к боли, к экстазу, то она передает нам только будничные волнения и вульгарное довольство.

Главные темы творчества

Темы творчества Мопассана связаны с повседневной жизнью в его эпоху и личной жизнью автора, смешиваясь и создавая неповторимую палитру:

  • Нормандия — родной регион писателя, занимает значительное место в его творчестве: пейзажи — море или города, как Руан в «Жизни» (Une vie) или Гавр в «Пьер и Жан» или жители региона — селяне («В полях», 1884), мелкие помещики и служащие («Жизнь») или буржуа («Пьер и Жан»). Но Нормандия — не единственный регион, изображенный Мопассаном. События одного из его величайших произведений — Милый друг — разворачиваются в Париже. В этом романе писатель изображает различные слои парижского общества, в частности высший свет и крупных дельцов, картины которых можно найти также в романе «Сильна, как смерть» или Монт-Ориоль. Изображение мелких буржуа и широких слоев автор предоставляет читателю в новеллах «Наследие», «Ожерелье», «Выезд за город» и «Два друга».
  • Франко-прусская война и немецкая оккупация. Мопассан часто возвращается к событиям, свидетелем которых стал десятью годами раньше, например в таких произведениях, как: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Два друга», «Старый Милон», «Безумная».
  • Тема женщины, особенно — жертвы насилия: Жанна в «Жизни», «Маленькая Рок», «Мисс Гариет», значительное место в этой теме отводится проституции: «Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дом Телье» …
  • Тема семьи и детей также близка Мопассану, часто сочетаясь с темой отцовства: «Пьер и Жан», «Буатель», «В полях», «Ребенок», «По-родственному» ….
  • Собственный пессимизм писателя: в своем философском отчаянии Мопассан идет дальше, чем Флобер. Ученик Артура Шопенгауэра, он прибегает ко всему, что может заполнить его жизнь смыслом. Он презирает Провидение, считает, что Бог не ведает, что он делает, а религия является просто мошенничеством, он говорит, что человек всего лишь животное едва выше других, а прогресс — просто призрак. Даже дружба кажется ему, наконец, отвратительным обманом, поскольку люди не воспринимают проблемы других и обречены на одиночество.
  • Среди других тем творчества Мопассана можно отметить темы безумия, депрессии и паранойи: «Шевелюра», «Госпожа Эрме», что начинаются показательными словами Меня привлекают сумасшедшие; а также темы смерти и разрухи («Жизнь», «Милый друг», «Малый Рок», «Сильна, как смерть»). Пессимизм этих тем, где нет места счастливой любви, иногда находит противовес в теме воды, например, моря, как в романах «Жизнь» или «Пьер и Жан», рек («На воде», «Мушка», «Выезд на природу») или болот («Любовь»)

Становление писателя

Первая опубликованная новелла Мопассана назвалась «Рука трупа», она была выпущена в печатной прессе в 1875 г. Следом под тем же псевдонимом была опубликована поэма «На берегу». Кстати, спустя несколько лет эта новелла привела автора на судебную скамью, так как переизданное и сменившее название произведение «Дeвка» надзорный комитет отнес к пopнографическим зарисовкам. Гюстав Флобер вновь заступился за ученика, составив разъяснительное письмо-рецензию на поэму.

Наделавший шума рассказ «Пышка» опубликован в 1880 г. в сборнике разных автор. Теперь произведения молодого автора соседствовали с повестями таких великих прозаиков, как Эмиль Золя, Жорис-Карл Гюисманс и др.

Рассказ произвел впечатление на литературное сообщество, настолько он был хорош своей ироничностью и яркими, детально прорисованными хаpaктерами. За признание и внезапно вспыхнувшую к Мопассану читательскую любовь в министерстве по месту службы ему дали полугодовалый отпуск.

За «Пышкой» последовало собрание поэтических произведений «Стихотворения».

Затем Ги решил уйти с чиновничьего поста и начать карьеру в газете.

Произведения Мопассана

Через три года он пишет роман «Жизнь», в 1885 г. – «Милый друг». Всего им создано около двадцати томов рассказов, романов, новелл и стихов, разобранных в сборники.

Мопассан насыщает свои произведения смелыми образами, с яркой биографией. Его ставят в число первых литераторов, пишущих в жанре новеллы. Подражая Эмилю Золя в литературном жанре, Мопассан все же вносит свою лепту, не копируя своего кумира.

Золя нравятся эти работы, он оставляет о них восторженные рецензии. Его работы веселые, немного сатирические, но легкие для восприятия. Кто-то из критиков характеризует некоторые произведения Мопассана, как классику жанра.

Ранние работы («Могила», «Сожаление») раскрывают тему хрупкости всего идеального, невозможности вечного наслаждения безупречной красотой.

В среде российских литераторов творчество французского писателя встречено было при поддержке Ивана Тургенева, узнавшего об авторе от Гюстава Флобера. Характеристика трудов Мопассана есть у Л. Н. Толстого в его собрании сочинений.

Ги довольно много зарабатывал на своих публикациях. Известно, что его доход составлял около шестидесяти тысяч франков за год писательской деятельности. На его плечах была семья брата, которую он должен был содержать и помощь матери.

Хобби

Любимым времяпровождением Мопассана была гребля. Неспешное плавание по Сене давало отличную возможность в тишине обдумать сюжеты своих новых произведений. Здесь же он делает тонкие наблюдения за окружающим его пейзажем и поведением людей.

Ведь кроме интересных и ярких характеристик героев, не менее увлекательно читать описание местностей, где побывал автор.

Мопассан в России

Мопассан называл среди своих учителей Тургенева, который узнал о Мопассане от Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за Львом Толстым.

Не менее сочувственно к творчеству Мопассана относился и сам Толстой, который с большими вольностями перевёл его рассказ «В порту». По словам Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни» (см. Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана).

Чехов неустанно восхищался мастерством Мопассана-новеллиста и часто упоминал его в своих произведениях. Напрямую подражал ему Бабель, особенно в юности. Один из наиболее известных его рассказов так и называется — «Гюи де Мопассан» (1932).

Экранизации произведений

  • Пышка, режиссёр Михаил Ромм. СССР, 1934
  • Загородная прогулка, режиссёр Жан Ренуар. Франция, 1936
  • Руанская дева по прозвищу Пышка, режиссёры Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов. СССР. 1989
  • Милый друг, режиссёр Пьер Кардиналь. Франция, 1983
  • Новеллы Мопассана, режиссёры Клод Шаброль, Жак Руффио, Лоран Эйнеман, Дени Мальваль, Жерар Журдюи, Оливье Шацки, Жак Сантамария, и другие. Франция (France 2), 2007—2011 гг., телесериал, экранизация новелл, повестей и рассказов.
  • Жизнь, режиссёр Элизабет Рапно. Франция, 2005
  • Милый друг (Bel Ami), Германия, режиссёр Вилли Форст, 1939
  • Милый друг, режиссёры Деклан Доннеллан, Ник Ормрод. Великобритания, Франция—Италия, 2012
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: