Ибн сина (авиценна)

Биография Ибн Сины

Ибн Сина появился на свет 16 августа 980 г. в небольшой деревне Афшана, расположенной на территории Саманидского государства.

Он рос и воспитывался в состоятельно семье. Принято считать, что его отец был богатым чиновником.

Детство и юность

С раннего возраста Ибн Сина проявлял большие способности к разным наукам. Когда ему едва исполнилось 10 лет, он выучил наизусть почти весь Коран – главную книгу мусульман.

Поскольку Ибн Сина обладал впечатляющими знаниями, отец отправил его в школу, где глубоко изучались мусульманские законы и принципы. Однако преподавателям пришлось признать, что мальчик гораздо лучше их разбирался в самых разных вопросах.

Интересен факт, что когда Ибн Сине было всего 12 лет, к нему за советами приходили как учителя, так и местные мудрецы.

В Бухаре Авиценна обучался философии, логике и астрономии у приехавшего в город ученого Абу Абдаллаха Натли. После этого он самостоятельно продолжил получать знания в этих и других областях.

Ибн Сина проявлял интерес к медицине, музыке и геометрии. Большое впечатление на парня произвела «Метафизика» Аристотеля.

В 14-летнем возрасте юноша исследовал все имеющиеся в городе труды, так или иначе связанные с медициной. Он даже пробовал лечить особо больных людей, чтобы применить свои знания на пpaктике.

Случилось так, что эмир Бухары заболел, но никто из его лекарей не мог излечить правителя от недуга. В результате, к нему пригласили молодого Ибн Сину, который поставил правильный диагноз и прописал соответствующее лечение. После этого он стал личным врачом эмира.

Хусейн продолжил получать знания из книг, когда у него появился доступ к библиотеке правителя.

В 18-летнем возрасте Ибн Сина обладал такими глубокими познаниями, что начал свободно дискуссировать с самыми известными учеными Востока и Средней Азии по переписке.

Когда Ибн Сине было только 20 лет, он издал несколько научных трудов, включая обширные энциклопедии, книги по этике и медицинский словарь.

В тот период биографии умер отец Ибн Сины, а Бухару оккупировали тюркские племена. По этой причине, мудрец решил уехать в Хорезм.

LiveInternetLiveInternet

Полное имя Авиценны — Абу-Али ибн Сина. Жил с 980 по 1037 гг. Выдающийся философ, врач и учёный.

Его главное творение — «Канон врачебной науки ».

Авиценна первым среди учёных выдвинул гипотезу о микробах — «невидимых возбудителях болезней, которые попадают в организм через воздух и воду».

Он же основоположник идеирационального питания .

Лучшие высказывания Авиценны:

Душа Вселенной — истина.

От праха черного и до небесных тел я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Умерен будь в еде — вот заповедь одна, Вторая заповедь — поменьше пей вина.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Если заниматься физическими упражнениями – нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

Нет безнадежных больных. Есть только безнадежные врачи.

О том, что у тебя болит живот, больному говори – здоровый не поймет.

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

В одиночестве человек не выжил бы. Все то, в чем он нуждается, он получает лишь благодаря обществу.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Все, что претерпевает действие ближайшей причины, испытывает его через посредство аналога, передаваемого ему этой причиной, что явствует из индукции. Жар огня, например, воздействует на то или иное тело, лишь передавая ему свой аналог, коим является теплота. Точно так же обстоит дело с прочими силами из числа качеств. Так, разумная душа воздействует на другую подобную ей разумную душу, лишь передавая ей свой аналог, каковым является умопостигаемая форма; меч рубит, лишь передавая испытывающему его действие предмету свою внешнюю форму; точило затачивает нож, лишь передавая его краям аналог того, чего он касается, а именно ровность и гладкость частей.

Душа похожа на стеклянный светильник, знание есть свет, дающий огонь, а мудрость Бога — масло. Если светильник горит, ты жив, если он погас — ты мертв.

Мудрость — это то, что подготавливает нас к величайшему счастью в горней жизни.

Назначение силы размножения заключается в том, чтобы сохранить вид, ибо стремление к долговечности есть нечто истекающее от Божества, которое возвышается над всем. А в том, что не способно продолжать существование в качестве особи, но способно продолжить существование вида, определенная сила побуждается к возмещению его следующей за ним особью, дабы таким путем был сохранен его вид. Таким образом, питательная сила возмещает то, что разлагается в особи, а сила размножения возмещает то, что разлагается в виде.

Сила размножения помещается в весьма чувствительном органе, дабы она вожделением способствовала позыву к соитию. В противном случае, если бы в этом не было определенного наслаждения и если бы это не было предметом вожделения, никто не стал бы затруднять себя этим, ибо этого не требуется для продолжения существования особи.

Три оружия есть у врача: слово, растение, нож.

Тайн хранить не умеет глупец и бахвал, Осторожность поистине выше похвал, Тайна — пленница, если ее бережешь ты, Ты у тайны в плену, лишь ее разболтал. Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками

Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных»

Философу надлежит в своих книгах пользоваться символами и намеками. Ведь известно, как порицал Платон Аристотеля за то, что тот распространял мудрость и демонстрировал знания. И Аристотель был вполне согласен с ним: «Хоть я и сделал это, но оставил в моих книгах много пробелов, и их дано восполнить только немногим из ученых и разумных».

https://citaty.su/avicenna-citaty-i-aforizmy

Смерть

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году. Похоронен выдающийся научный деятель в Хамаране, а спустя 8 месяцев после церемонии его тело перевезено в Исфахал для погребения в мавзолее.

Памятник Ибн Сине

Существует легенда, что при жизни Хусейн создал снадобье, позволяющее жить вечно. Этот секрет он рассказал своему лучшему ученику. Когда же учитель умер, то молодой юноша пытался воскресить тело старца. Ему почти это удалось, но в последний момент, шокированный изменениями в теле ученого во время проведения ритуала, он выронил волшебный сосуд из рук и не смог завершить начатое. Помолодевшее вмиг тело снова перешло в состояние дряхлости.

Наследие великого мудреца

Трудно точно сказать, сколько трактатов было написано Авиценной. Исследователи расходятся в оценках. Кто-то считает, что их более 450, другие полагают, что чуть меньше 300. Многие труды Авиценны исчезли. В том числе философская энциклопедия в нескольких томах, трактат о справедливости, философский словарь.

Работы по философии, медицине, ботанике писались Авиценной для учеников, по заказам эмиров и образованных людей того времени. Частично входили в труды по медицине. Например, известная работа ученого «О душе», которая включена в «Книгу об исцелении».

Сохранилась мистическая философия – «Книга о птицах» и «Книга о любви». Глубокую философскую мысль содержат трактаты «Об избавлении от страха смерти» и «О предопределении».

Наследие Авиценны

Замечание 1

«Книга исцеления» — энциклопедический труд, написанный на арабском языке, был посвящен логике, биологии, физике, психологии, геометрии, музыке, арифметике, астрономии и метафизике.

Основными медицинскими произведениями Авиценны являются:

«Канон врачебной науки» — энциклопедический труд, в котором осмысливаются и перерабатываются предписания античных медиков, в соответствии с достижениями арабской медицины. Ибн Сина предполагал, что заболевания могут быть вызваны некими мельчайшими существами

Он первым обратил внимание на сверх заразность оспы, описал холеру и чуму, сделал описание проказы и многих других заболеваний. В «Каноне» две книги посвящены характеристикам лекарственного сырья, лекарственных средств, описаниям способов их изготовления и употребления

«Лекарственные средства» — написаны при первом посещении Хамадана. В произведении подробно описывается роль сердца в возникновении и проявлении пневмы, особенности лечения сердечных болезней.
«Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок».

В своем труде, касающемся роли и места физических упражнений для оздоровления и лечения, он давал определения физическим упражнениям:

Определение 1

физические упражнения – это ряд произвольных движений, приводящих к непрерывному, глубокому дыханию.

Ибн Сина разработал процесс перегонки эфирных масел. Он мог добыть соляную, серную и азотную кислоты, гидроксид натрия и калия.

Ибн Сина раскритиковал астрономические представления Аристотеля, касающиеся отражения звездами солнечного света, утверждая, что звезды обладают собственным светом (правда, полагая, что и планеты светятся сами).

Во время пребывания в Гургане, Ибн Синой был написан трактат об определении долготы этого города. Он не мог использовать методы Абу-л-Вафа или ал-Бируни, поэтому разработал новый метод, заключающийся в процессе измерения кульминационной высоты Луны и сравнение ее с высотой в Багдаде через вычисления методом сферической тригонометрии.

Значительный вклад был внесен Ибн Синой в процесс развития теории вложенной силы – это средневековая теория движения, в соответствии с которой причина движения брошенных тел заключается в некоторой силе (импульсе), которая вложена в них извне.

«Стремление» может быть трех типов: психическое, характерное живым существам, естественное и насильственное:

  • Естественное стремление – результат действия тяжести, проявляющийся падением тела, то есть естественным движением тела, как и писал Аристотель.
  • Насильственное стремление – сообщается брошенному телу «двигателем». С движением тела такое насильственное стремление становится меньше в связи с сопротивлением среды.

Ибн Сина в понимании предмета метафизики был согласен с Аристотелем. Ибн Сина утверждал, что Творец и мир – существовали всегда и возникли одновременно. Творение в вечности объяснялось Ибн Синой посредством неоплатонического понятия эманации, обосновывая этим логический переход от первоначального единого к множественности сотворенного мира. Но материю он рассматривал в качестве не конечного результата нисхождения единого, а в качестве необходимого элемента любого возможного бытия.

Душа и тело образуют единую субстанцию, которой обеспечивается целостное воскрешение человека. Абсолютную истину можно постичь через интуитивное видение, которое является кульминацией процесса мышления.

Ибн Синой было разработано уникальное учение о характере и типах темперамента человека. В соответствии с его учением, человеческая натура может быть четырех типов:

  • горячая;
  • холодная;
  • влажная;
  • сухая.

В современной психологии это соответствует четырем типам темперамента. Эти натуры не стабильны и могут изменяться при влиянии внутренних и внешних факторов, к которым относят смену времен года и метеоусловий. Кроме таких простых натур, Авиценна выделял еще четыре сложных, на основании одной их четырех жидкостей человеческого организма:

  • желтая желчь;
  • черная желчь;
  • кровь;
  • слизь.

Музыку Ибн Сина относил к математическим наукам, как это было принято в Средние века. Музыку он определял в качестве науки, занимающейся изучением звуков в их соотношениях, цель которой – установить правила создания композиции.

Также Авиценна изобрел распространенный в Средней Азии смычковый инструмент – гиджаку.

История жизни Авиценны

Биография Авиценны имеет не так много белых пятен. Особенно с учетом того, что мы говорим о человеке, который жил тысячу лет назад. Авиценна родился в 980 году в 30 километрах от Бухары, в селении Афшан. Здесь жил первые годы своей жизни. Его отец – образованный человек, родом из древнего города Балх (современный Афганистан).

Ибн Сине было пять лет, когда семья переехала в Бухару. Ранние годы он провел в медресе, где был самым младшим по возрасту учеником. После досрочного окончания Авиценна продолжил домашнее образование с учителями, быстро опередив их по знаниям. В молодые годы Авиценна стал известным врачевателем Бухары, занимался химией, созданием лекарств, а также бесплатно лечил горожан. Как Ибн Сина сам писал: «К 16 годам мне открылись врата врачевания».

Когда заболевшему бухарскому эмиру, придворные доктора помочь не смогли, Авиценну призвали во дворец. Он вылечил эмира. После исцеления правителя Ибн Сина отказался от предложенных денег. Зато получил то, что значительно важнее: неограниченный доступ к книгам знаменитого бухарского книгохранилища.

999 год стал для Авиценны трагическим. Умер его отец. Караханидские войска свергли Саманидов, захватили Бухару, сожгли библиотеку.

Авиценна еще на три года задержался в городе, но с новой властью отношения не складывались. В 1002 он покидает Бухару навсегда и направляется ко двору шаха Хорезма – в Ургенч.

Хорезмшах Абу-л-Хасан Али ибн Мамун, просвещенный правитель, покровитель ученых, был наслышан о выдающемся лекаре Авиценне и создал для него все условия. Авиценна занимался наукой, врачеванием, учениками, писал трактаты. Тогда же получил высшее звание «шейха ученых».

Но в 1008 году, когда могучий султан Газневи потребовал его к себе на службу, снова пришлось бежать. Покинув Ургенч, Авиценна вместе с другом двинулся к Хамадану через пустыню. Друг погиб, сам Ибн Сина чудом выжил, добрался до Хамадана. Вылечив местного эмира Шамса ад-Давла, получил должность визиря и начал участвовать в государственных делах, писать законы.

Министры эмира плели интриги, обвиняли нового визиря в предательстве, требовали казни. Эмир отказался казнить Авиценну, но отлучил от двора и выслал за пределы своих владений. Спустя сорок дней правитель слег с сердечным приступом, а Авиценну вернули ко двору, снова дали должность.

После смерти эмира Авиценна четыре месяца провёл  в тюрьме. Освободившись, перебрался в Исфахан, где провел последние годы жизни. Этот период оказался наиболее плодотворным: здесь Авиценна написал большое количество трудов.

Как врач эмира Алла Аддаулы, Ибн Сина был вынужден сопровождать правителя в военных походах. За два года до смерти начались болезни, но Авиценна лечил себя, и довольно успешно. Последний поход, когда умер Авиценна, пришелся на изнуряюще жаркое лето 1037 года.

Вокруг смерти целителя ходит много легенд. Кто-то пишет, что его убили нечестные слуги, другие, что Ибн Сина отравил себя. Есть и сказочная история, где говорится, что великий врачеватель изобрел эликсир оживления, но ученик в последний момент уронил пузырек – чудесное снадобье пропало.

Ибн-Сине стало плохо в повозке недалеко от Хамадана. Он продиктовал вознице завещание, которым велел отпустить своих слуг на волю, а имущество раздать бедным. На въезде в город 24 июня 1037 года Авиценна скончался.

Философия и религия

Энциклопедия, написанная Авиценной, называется «Китаб аш-Шифа». Книга стала монументальным трудом, охватывающим обширную область знаний от философии до науки. Он классифицировал всю область следующим образом: теоретические знания: физика, математика и метафизика; и практические знания: этика, экономика и политика. Его философия синтезирует аристотелевские традиции, неоплатонические влияния и мусульманское богословие.

Как говорится в биографии, Абуали ибни Сино также интересовался математикой, физикой, музыкой, искусством и другими точными и гуманитарными науками. Он объяснил «изгнание девяток» и его применение для проверки квадратов и кубов. Авиценна сделал несколько астрономических наблюдений и разработал устройство, похожее на вернье, чтобы повысить точность инструментальных чтений.

Его вклад в физику невозможно переоценить. Авиценна посвятил несколько трудов проблемам изучения различных форм энергии, тепла, света и механики, а также таких понятий, как сила, вакуум и бесконечность

Он сделал важное наблюдение: если восприятие света происходит из-за излучения какого-либо вида частиц источником света, скорость света должна быть конечной. Ученый предположил, что существует взаимосвязь между временем и движением, а также провел исследования по удельному весу и использовал воздушный термометр

В области химии он не верил в возможность химической трансмутации, потому что, по его мнению, металлы отличались в фундаментальном смысле. Эти взгляды были радикально противоположны тем, которые преобладали в то время. Как говорится в биографии Абуали ибни Сино, его трактат о минералах был одним из «главных» источников геологии христианских энциклопедистов тринадцатого века. Помимо «Шифа», известны его трактаты по философии — «Ан-Наджат» и «Ишарат».

Наследие великого мудреца

Трудно точно сказать, сколько трактатов было написано Авиценной. Исследователи расходятся в оценках. Кто-то считает, что их более 450, другие полагают, что чуть меньше 300.  Многие труды Авиценны исчезли. В том числе философская энциклопедия в нескольких томах, трактат о справедливости, философский словарь.

Работы по философии, медицине, ботанике писались Авиценной для учеников, по заказам эмиров и образованных людей того времени. Частично входили в труды по медицине. Например, известная работа ученого «О душе», которая включена в «Книгу об исцелении».

Сохранилась мистическая философия – «Книга о птицах» и «Книга о любви». Глубокую философскую мысль содержат трактаты «Об избавлении от страха смерти» и «О предопределении».

Вклад Авиценны в медицину

Книга исцеления считается основным философским трудом Ибн Сины. Состоит из разделов, посвященных логике, физике, математике, метафизике. Без этих наук Авиценна считал медицину невозможной.

Медицинские труды занимают не больше 20 % всего наследия. Авиценна стал знаменит в Европе благодаря «Канону врачебной науки». Не было ничего более масштабного и систематизированного в этой области до него. Материал, составленный тысячу лет назад, очень легко читается, изложен понятным языком без излишнего наукообразия и отступлений.

В 1593 четыре огромных тома Канона напечатали в Европе сразу после Библии. Канон штудировали европейские врачи почти 500 лет, изучали во всех медицинских школах. Не забывают о нем и сегодня.

Заслуга Авиценны в том, что им было создано пособие для врачей на столетия вперед: медицинская энциклопедия, где идеально систематизированы болезни, их симптомы и лечение.

Достижения Авиценны в области медицины сложно переоценить. Даны описания 2 000 заболеваний, рецепты более 3 000 лекарств, указаны свойства трав.

Не случайно многие медицинские учебные заведения разных стран носят имя Авиценны.

Читайте далее:

Великий поэт и философ Алишер Навои

Великий узбекский ученый и астроном — мирзо Улугбек и его обсерватория

Достопримечательности древней Бухары

Тамерлан – потрясатель вселенной

Международный аэропорт Ургенч

Абуали Ибни Сино

Абу́ Али́ Хусе́йн ибн Абдулла́х ибн аль-Ха́сан ибн Али́ ибн Си́на, известный на Западе как Авице́нна — средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане. Всего написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. Самый известный и влиятельный философ-учёный средневекового исламского мира.

БиографияМальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одарённость. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет. Позже он изучал логику и философию, геометрию и астрономию под руководством приехавшего в Бухару учёного Абу Абдаллаха Натили. С 14 лет юноша начал заниматься самостоятельно. И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга Аль-Фараби с комментариями к «Метафизике».В 16 лет Ибн Сину пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии Авиценна писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах». После взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов в 1002 году Ибн Сина направился в Ургенч, ко двору правителей Хорезма. Тут его стали называть «князем врачей». В 1008 г. после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов.В 1015—1024 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визира, но нажил себе врагов в военных кругах. Эмир отклонил требование военных предать Ибн Сину казни, но принял решение сместить его с занимаемой должности и выслать за пределы своих владений. Через сорок дней с эмиром случился очередной приступ болезни, который заставил его отыскать ученого и вновь назначить своим министром.После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца он был заточён в крепость. Последние четырнадцать лет жизни (1023—1037) служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла, где для него создали благоприятные условия для научной деятельности. Он был главным врачом и советником эмира, сопровождал его даже в военных походах. В течение этих лет Ибн Сина, подстёгиваемый критикой его стиля, обратился к изучению литературы и филологии. Также продолжал плодотворную научную работу. Завершил «Канон врачебной науки». Многие рукописи трудов, в том числе «Книга справедливости» («Китаб уль-инсаф») сгорели во время нападения на Исфахан газнийского войска. Умер Ибн Сина в июне 1037 года, перед смертью продиктовав завещание незнакомцу. В завещании он дал указание отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё своё имущество беднякам.Похоронили Авиценну в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее эмира.Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.

29.01.2020 16:34
8684
Исторические личности

Трудовой путь

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам

Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом). Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Начало скитаний

Слава о просвещенном дворе Мамуна II разнеслась далеко за пределы Хорезма и достигла ушей султана Махмуда Газневи. И ему захотелось, чтобы весь цвет ученого мира прибыл к нему из Бухары, о чем и был оповещен хорезм-шах. Мамун II понимал последствия такого приглашения и предложил всем, кто пожелает избежать «чести» служить при дворе султана Махмуда, взять верблюдов и все необходимое для путешествия и покинуть Бухару.

Цитаты Авиценны о дружбе и правителях дают представление о сложном периоде его жизни:

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с этим другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела, их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: