Иван кожедуб

Биография

Будущий летчик-ас родился в семье крестьян в селе Ображиевка.
Сегодня это территория Сумской области, Украина. В 1934 году молодой Иван Кожедуб
получил неполное среднее образование и поступил в техникум.  Свое первое знакомство с воздушной стихией
начал в Чугуевском авиационном клубе, где научился управлять моторным бипланом
У-2. В 1940 году был призван в ряды Красной Армии. Осенью он уже был
инструктором, окончив авиационную школу в Чугуеве. С началом войны учебное
заведение было эвакуировано в Казахскую ССР. 23 февраля Иван Кожедуб был произведен в старшие сержанты и направлен для
прохождения службы в  Иваново, где к тому
моменту проходило формирование 240-го авиационного истребительного полка.  В феврале 1943 года его полк был переброшен
на Воронежский фронт. В первом же бою Кожедуб чуть не погиб. Его самолет Ла-5
был атакован немецким Мессершмиттом. Летчика от гибели спасла бронированная спинка.
А когда будущий ас возвращался на аэродром, советские зенитчики атаковали его.
Хоть самолет и был посажен, но восстановлению он не подлежал. Поэтому Кожедубу
пришлось летать на самолетах эскадрильи, которые ни за кем не числились. В
скором времени его захотели перевести на пост оповещения, как
малоперспективного. Однако командир полка заступился за Ивана и оставил его в
подразделении.  Летом 1943 года Кожедуб
был произведен в офицеры: ему присвоили звание младший лейтенант.  В это время его полк был переброшен в район
Курско-Орловского выступа. 6 июля он совершил очередной боевой вылет и сумел
сбить немецкий бомбардировщик. На следующий день, почувствовавший уверенность в
своих силах, Кожедуб сбивает еще один бомбардировщик противника, а 9 июля уже два
истребителя Bf-109. В феврале 1944 году первая Золотая Звезда Героя украсила
мундир старшего лейтенанта Кожедуба, сбившего на тот момент 20 самолетов врага.

В мае 1944 года летчик пересел на самолет, построенный
на пожертвования колхозника Конева В.В.. В августе капитан Кожедуб И.Н. его
повысили до заместителя командира 176-го авиаполка. Тогда же он стал летать на
новейшем Ла-7. Иван Кожедуб имел все
основания, чтобы называть последний месяц лета 1944 года успешным: за 48 сбитых
самолетов он был награжден второй Звездой Героя.  Последние два немецких самолета заместитель
командира полка сбил 17.04.1945 в берлинском небе, доведя свой счет до 62
сбитых самолетов.

* Также стоит сказать про то, что Кожедуб сбил 64 самолета в ходе Второй мировой войны. Неучтенными остались два американских «Мустанга», атаковавших по ошибке его самолет в небе над Берлином, посчитав его за немецкий.

Примечателен тот факт, что за всю войну советский
ас не был сбит. В пилотируемые им самолеты попадали снаряды, но всегда Кожедубу
удавалось посадить самолет.  Также Иван
Кожедуб сумел первым из советских летчиков сбить реактивный немецкий самолет.
Его блестящим победам способствовало то, что он был превосходным снайпером. Не
подходя на дистанцию ближе 200
метров, он открывал огонь по вражескому самолету, и
зачастую довольно успешно.

Память

Кожедуба

Именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на юго-востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). Также в его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорск, Алма-Ата в Казахстане, Салават, Балашиха, Семилуки (Российская Федерация).

Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш.ХВВАУЛ, ХИЛ, ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж.

8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.

12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.

В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя. Тогда же была выпущена памятная монета, посвящённая Ивану Кожедубу.

Именем Ивана Кожедуба названа улица в микрорайоне Авиаторов города Балашиха Московской области.

Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области (Одинцовский р-н, под Кубинкой).

Макет самолета Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.

  • Назад

  • Вперёд

Добавить комментарий

Лётчик-герой

Путь Ивана Кожедуба на фронт оказался достаточно долгим — его навыки инструктора использовались при подготовке других пилотов, когда в начале войны авиационную школу эвакуировали, и она продолжила свою работу в городе Чимкент (Казахская ССР). Как и многие другие выпускники авиационных школ предвоенного периода, Кожедуб выучился на лётчика без присвоения ему воинского звания. Даже знаки различия старшего сержанта он получил только 23 февраля 1942 года.

В войска из учебного подразделения его перевели в ноябре 1942-го, направив в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии. В марте 1943-го Кожедуб в составе своей части был переброшен на Воронежский фронт.

«Участие в боевых действиях началось для Кожедуба неудачно. Его самолёт был повреждён снарядами, выпущенными вражеским мессершмиттом-109. Кроме того, он случайно попал под огонь своих же зенитчиков. После этого Ла-5 Кожедуба восстановлению уже не подлежал. Будущего героя хотели снять с лётной работы и перевести служить на пост оповещения. Остался в небе он только благодаря поддержке командира полка, увидевшего в молодом лётчике большой потенциал», — рассказал в интервью RT методист научно-методического отдела Музея Победы кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.

Также по теме

«Обязать провести налёт на Берлин»: о чём говорят рассекреченные ко Дню ВВС документы Минобороны

Минобороны РФ сняло гриф секретности с части документов времён Великой Отечественной войны, посвящённых подвигам советских лётчиков. В…

6 июля 1943 года, в самом начале сражения на Курской дуге Иван Кожедуб, прикрывая советские войска от атак вражеских бомбардировщиков, сбил свой первый немецкий самолёт — юнкерс Ю-87. На следующий день на его счету был уже второй сбитый бомбардировщик. А 9 июля — сразу два истребителя Bf-109. Позже Кожедуб участвовал в Битве за Днепр и изгнании нацистов с Советской Украины.

4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу, сбившему 20 немецких самолётов, было присвоено звание Героя Советского Союза. В мае того же года ему передали новый истребитель Ла-5ФН — особенный самолёт, построенный на личные сбережения пчеловода Василия Конева. На этой машине во время боёв в Румынии ас одержал семь побед в течение одной недели.

В августе 1944-го за победы в воздушных боях Кожедуб был удостоен второй звезды Героя Советского Союза, получил капитанские погоны и был назначен на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Согласно документам, к январю 1945 года лётчик сбил 48 самолётов противника.

«После появления на фронте Иван Кожедуб обычно действовал в составе группы. Однако ближе к концу войны он часто вылетал на «свободную охоту», устраивал в небе засады на врага. Для противника он представлял огромную опасность», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.

17 апреля 1945 года Ивану Кожедубу в последний раз пришлось столкнулся в бою с врагом — в небе над Берлином он уничтожил два истребителя FW-190. Сразу после битвы за главный город Третьего рейха Кожедуба отправили в Москву — ему было поручено выступить по радио с поздравительной речью 1 мая.

  • Советский лётчик, генерал-полковник авиации, трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб во время раздачи автографов в Кремлёвском дворце съездов
  • РИА Новости

В итоге День Победы он встретил в советской столице. К этому времени благодаря прессе Кожедуб был уже известен всей стране — увидев героя на улице, люди подхватили его на руки, и он полетел в воздух под восторженные крики: «Качать лётчика! Ура сталинским соколам! Ура советской авиации!»

По воспоминаниям Кожедуба, оказавшись в столице, он воспользовался случаем и зашёл лично поблагодарить авиаконструктора Семёна Лавочкина и оружейника Бориса Шпитального, создававшего пушки и пулемёты для его самолётов.

18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий и в связи с празднованием дня ВВС прославленному военному лётчику в третий раз было присвоено звание Героя Советского Союза. Хотя в официальной советской статистике фигурировали данные о том, что Кожедуб сбил 62 самолёта противника, позже историки, сверив документы, выяснили, что на счету лётчика-героя за годы войны оказалось 64 сбитых самолёта. Согласно автобиографии самого Кожедуба, в 1945 году ему пришлось подбить два американских истребителя, которые по ошибке атаковали в небе над Германией советские самолёты.

«По итогам Великой Отечественной войны Иван Кожедуб стал самым результативным асом антигитлеровской коалиции», — подчеркнул Дмитрий Хазанов.

Детство и юность

Прославленный летчик появился на свет 8 июня 1920 года на Украине. Его родители, Никита Ларионович и Стефанида Ивановна, были выходцами из крестьян. Однако отец позже трудился на заводе, а мать занималась воспитанием пятерых детей. Иван с детства был «жаден» до знаний. Закончив «семилетку», он отправляется в вечернюю школу. Днем трудится библиотекарем, а после работы посещает занятия, проделывая путь по 7 км туда и обратно.

В 1936 году в городе Шостка он оказывается в стенах химического техникума, а параллельно в аэроклубе изучает самолеты, с которыми свяжет свою жизнь.

В молодости

Свободный охотник

В августе 1944 года капитан Кожедуб появился на полевом аэродроме, расположенном всего в двух десятках километров от многоводной Вислы. На соседнем, 3-м Прибалтийском фронте в эти дни появилась группа отборных немецких истребителей. Отряду летчиков-гвардейцев была поставлена задача: «свободной охотой» помочь соседям в борьбе с гитлеровскими пилотами.

Отряд поручили возглавить Ивану Кожедубу. Гвардейцы, разбившись на пары – ведущий и ведомый, — углубляются на занятую врагом территорию, зорко выискивают воздушного противника. Вот восемь гитлеровских самолетов направляются к линии фронта. Кожедуб со своим напарником заходят сзади. Атака! Точная, неотразимая. Одного фокке-вульфа не стало. Еще одна группа «фокке-вульфов» . Снова атака. Теперь – на ведущего. И тот тоже штопорит вниз. И еще – уже третий за один вылет бой. И снова победа!

За несколько дней отряд «свободных охотников» Ивана Кожедуба очистил порученный им участок фронта от немецких асов.

Удачливый «охотник»

Кожедуб геройски дрался в небе при освобождении Харькова, в боях на Днепре и в наступлении на Правобережной Украине и Молдавии. В мае 1944-го он получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной — построенный на деньги пчеловода Василия Конева из Сталинградской области. Лётчик вскоре написал благодарственное письмо дарителю, доложив, что на этом самолёте за семь дней воздушных боёв в небе Румынии сбил восемь фашистских асов.

Фото из архива
В мае 1944-го Иван Кожедуб получил новый самолёт «Ла-5ФН», именной — построенный на деньги пчеловода Василия Конева.

В июле 1944-го Ивана Кожедуба назначили на должность заместителя командира 176-го истребительного авиационного полка. На учебном аэродроме в Подмосковье, где он переучивался на новейший истребитель «Ла-7», капитана Кожедуба «нашла» вторая Золотая Звезда Героя Советского Союза.

Вернувшись на фронт, воевал на территории Польши. В небе над Вислой стал регулярно вылетать на «свободную охоту». В послевоенных мемуарах маршал авиации Иван Никитович Кожедуб напишет: «Охота» потому и называется свободной, что лётчик свободен выбрать цель и время атаки. «Охотник» должен построить правильный манёвр, атаку производить внезапно и своей внезапностью ошеломить врага, а главное — поразить его, уничтожить. Воздушный «охотник» должен бить наверняка».

Фото из архива
Дважды Герой Советского Союза гвардии майор Иван Никитович Кожедуб у истребителя «Ла-7» перед боевым вылетом.

Именно так он и бил, «охотясь» на вражеские железнодорожные составы,  эшелоны, автомашины и бронетранспортёры, но большей частью за немецкими самолётами. На один из участков фронта для обеспечения господства в воздухе германское командование направило группу лучших асов Люфтваффе. В ответ, чтобы показать противнику, кто во фронтовом небе хозяин, Ивану Кожедубу поручили возглавить группу из десяти наших опытных «охотников». Немецких асов советские асы перебили за несколько дней, отправив в последний штопор восемь вражеских истребителей. Лично Кожедуб уничтожил три самолёта.

Он стал идеальным воздушным бойцом — инициативным, дерзким, но расчётливым. Сослуживцы вспоминали, что автоматизм движений Кожедуба в бою был отработан до немыслимого предела. Отличный снайпер, он поражал цель из любых положений самолёта.

24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262». А два последних самолёта врага он уничтожил 17 апреля 1945 года. Обе немецкие воздушные боевые машины упали на разбитые улицы горящего Берлина.

Из архива
24 февраля 1945 года, находясь на «свободной охоте», Иван Кожедуб сбил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262».

Биография 2

Иван Никитович Кожедуб стал одним из самых известных советский асов, участвовавших в Великой Отечественной войне. В его биографии отразились особенности эпохи.

Он родился в простом украинском селе в 1920 году. Будущему Маршалу авиации не вполне повезло с социальным происхождением, на которое тогда обращали гораздо больше внимания, чем теперь. Однако сын сельского церковного старосты, как и многие его сверстники всерьез заинтересовался авиацией. При химико-технологическом техникуме, куда он поступил после окончания школы, был аэроклуб, куда молодой человек вступил.

В начале войны Кожедуба отправляют в эвакуацию в Казахстан, доучиваться на военного летчика и в 1942 году он выпущен в истребительный авиаполк, в звании сержанта. В следующем году Иван Никитович принимает участие в боях на Воронежском фронте, пилотируя истребитель Ла-5. Дебют был не слишком удачным – самолет получил повреждения, будучи обстрелянным своими же советскими зенитчиками. Однако ни в тот раз, и далее на протяжении всей войны, пилот не был сбит ни разу, хотя его боевая машина неоднократно получала серьезные повреждения.

В конце войны Кожедуб сбил шестьдесят два вражеских самолета, совершив триста тридцать боевых вылетов. Последний он сбил в небе над столицей Германии в апреле 1945 года, тогда же получив Героя Советского Союза в третий раз.

После победы заслуженный летчик остался в военной авиации, учился в Военно-Воздушной академии, параллельно осваивая новые типы самолетов.

Во время войны в Корее, где советские летчики сражались с американцами и их союзникам, он командовал авиационной дивизией. Потеряв всего двадцать семь самолетов, его подчиненные сбили 216 вражеских.

В 1964-71 гг. Иван Никитович занимал пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Впоследствии он в составе группы генеральных инспекторов Министерства обороны. Высших военачальников было не принято отправлять в отставку, поэтому они формально занимали высокую должность, но реально не командовали.

В 1991 году Маршал авиации (звание было присвоено в 1985 году) умирает, находясь на все той же почетной должности.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Побоялся подойти к Покрышкину

Всю весну 1944 года за Днестром, над Прутом, в районе Ясс, шли ожесточенные бои с гитлеровской авиацией. Во время этих боев однажды, для того чтобы переждать надвигавшуюся грозу, на аэродром, где базировалась эскадрилья Ивана Кожедуба, приземлилась группа самолетов Александра Покрышкина.

Кожедуб еще издали узнал Покрышкина, что-то деловито объяснявшего своим летчикам. Очень хотелось поговорить с известным советским асом, о боевых успехах которого много писали газеты, но какое-то чувство неловкости заставило Кожедуба удержаться и не подойти вместе с другими к прилетевшим. А тем временем летчики Покрышкина разошлись по самолетам и вскоре поднялись в воздух. Так и не встретились, и не поговорили они тогда друг с другом.

Смерть

8 августа 1991 года родственники Ивана Кожедуба объявили о том, что Герой Советского Союза скончался. Официальной причиной смерти назвали сердечный приступ. Для захоронения летчика выбрали Новодевичье кладбище, расположенное в Москве.

Могила Ивана Кожедуба

К юбилею летчика сняли документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба», который представили зрителю в 2010 году. На съемках картины использовали личные записи, дневники и даже семейные архивы пилота, в том числе фото. Главную роль сыграл российский актер Сергей Ларин. Интересно, что в супругу прославленного героя перевоплотилась внучка Ивана Никитовича Анна.

Неудачное начало

После ее окончания Кожедуба как одного из лучших выпускников оставили в школе в качестве инструктора.

С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в Казахскую ССР, в Чимкент. Курсанты за строгость и требовательность прозвали своего наставника «Триждыдубом». Но его это мало волновало. Куда больше Кожедуб переживал, что его рапорты об отправке на фронт отклоняются.

«Добро» он получил только в ноябре 1942 года. Ивана откомандировали в Иваново, где формировался 240-й истребительный авиационный полк. В части пришлось переучиваться на новый истребитель Ла-5. Кожедубу казалось, что новую технику он освоил хорошо, но первый же бой едва не стал для него последним.

Весной 1943 года полк бросили в бой на Воронежском фронте. Ла-5 Кожедуба получил повреждения от огня «мессершмитта», самого летчика от гибели спасла только бронеспинка кресла. В довершение всего при возвращении на аэродром он попал под огонь советских зениток. Изрешеченный самолет удалось посадить, но восстановлению он не подлежал. 

Лишившемуся «боевого коня» пришлось летать на тех машинах, которые были свободны на тот момент. «Неудачника» вообще собирались перевести служить на пост оповещения. В общем, история лейтенанта «Кузнечика» из фильма «В бой идут одни старики» была чем-то похожа на судьбу Иван Кожедуба. Командир полка счел, что списывать пилота со счетов рано, и позволил продолжать участие в боевых вылетах.

Иван Кожедуб. Фото: Commons.wikimedia.org

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники – американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял – в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще фигура высшего пилотажа (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел – и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена — в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 — Ме-109 и 11 апреля 1944 — PZL P.24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

№ п/п

Дата победы

Тип самолёта

Место победы

1

06.07.1943

Ju 87

зап. Завидовка

2

07.07.1943

Ju 87

ст. Гостищево

3

09.07.1943

Bf 109

Красная Поляна

4

09.07.1943

Bf 109

вост. Покровка

5

09.08.1943

Bf 109

Прелестный

6

14.08.1943

Bf 109

Искровка

7

14.08.1943

Bf 109

Коломна

8

16.08.1943

Ju 87

Рогань

9

22.08.1943

Fw 190

Люботин

10

09.09.1943

Bf 109

сев. Искровка

11

30.09.1943

Ju 87

юго-зап. Бородаевка

12

01.10.1943

Ju 87

зап. Бородаевка

13

01.10.1943

Ju 87

зап. Бородаевка

14

02.10.1943

Bf 109

Плоское

15

02.10.1943

Ju 87

Петровка

16

02.10.1943

Ju 87

юго-зап. Андреевка

17

02.10.1943

Ju 87

юго-зап. Андреевка

18

04.10.1943

Bf 109

сев.-зап. Бородаевка

19

05.10.1943

Bf 109

юго-зап. Красный Кут

20

05.10.1943

Bf 109

зап. Куцеваловка

21

06.10.1943

Bf 109

Бородаевка

22

10.10.1943

Bf 109

Днепрово-Каменка

23

12.10.1943

Ju 87

сев. Плоское

24

12.10.1943

Bf 109

юж. Петровка

25

12.10.1943

Ju 87

юж. Домоткань

26

29.10.1943

Ju 87

Кривой Рог

27

29.10.1943

He 111

зап. Будовка

28

16.01.1944

Bf 109

Ново-Злынка

29

30.01.1944

Bf 109

вост. Нечаевка

30

30.01.1944

Ju 87

зап. Липовка

31

14.03.1944

Ju 87

Осиевка

32

21.03.1944

Ju 87

Лебедин — Шпола

33

11.04.1944

PZL P.24

Сырка

34

19.04.1944

He 111

сев. Яссы

35

28.04.1944

Ju 87

юго-вост. Вултуру

36

29.04.1944

Hs 129

Хорлешти

37

29.04.1944

Hs 129

Хорлешти

38

03.05.1944

Ju 87

Тыргу Фрумос — Думбрэвица

39

31.05.1944

Fw 190

вост. Вултуру

40

01.06.1944

Ju 87

Чужа Вода

41

02.06.1944

Hs 129

зап. Стынка

42

03.06.1944

Fw 190

Редиу-Улуй — Тэтэр

43

03.06.1944

Fw 190

Редиу-Улуй — Тэтэр

44

03.06.1944

Fw 190

сев.-зап. Яссы

45

07.06.1944

Bf 109

Пырлица

46

08.06.1944

Bf 109

Кырпицы

47

22.09.1944

Fw 190

сев.-зап. Стренчи

48

22.09.1944

Fw 190

юго-зап. Рамниеки — Даксты

49

25.09.1944

Fw 190

сев.-зап. Валмиера

50

16.01.1945

Fw 190

юж. Студзяна

51

10.02.1945

Fw 190

сев.-зап. окр. аэродром Морин

52

12.02.1945

Fw 190

зап. Кинитц

53

12.02.1945

Fw 190

зап. Кинитц

54

12.02.1945

Fw 190

оз. Китцер-Зее

55

17.02.1945

Me 262

вост. Альт-Фридлянд

56

19.02.1945

Bf 109

сев. Фюрстенфельде

57

11.03.1945

Fw 190

сев. Брюнхен

58

18.03.1945

Fw 190

сев. Кюстрин

59

18.03.1945

Fw 190

сев.-зап. Кюстрин

60

22.03.1945

Fw 190

сев. Зеелов

61

22.03.1945

Fw 190

вост. Гузов

62

23.03.1945

Fw 190

ст. Вербиг

63

17.04.1945

Fw 190

Врицен

64

17.04.1945

Fw 190

Кинитц

В конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф.

Перехитрил немецкую авиацию

Как-то раз, когда Кожедуб во главе эскадрильи нес патрульную службу над линией фронта, появилась стая «мессершмиттов». Немцы держались таким образом, что создавалось впечатление, будто они вот-вот начнут штурмовать наши войска.

Это было необычно, ибо вблизи располагались их аэродромы, на которых находилось немало бомбардировщиков. Еще подозрительнее показалось Кожедубу то, что над линией фронта «мессершмитты» разделились на две группы.

Одна из них вступила в бой с,Лавочкиными”, но вела его с явным намерением оттянуть наших летчиков в сторону от района патрулирования. Другие же «мессершмитты» заняли выжидательную позицию.

Как и предполагал Кожедуб, с юго-запада к очагу воздушного боя стали подходить фашистские бомбардировщики

Они летели, уверенные в том, что первой группе «мессершмиттов» удалось отвлечь на себя все внимание советских истребителей

Но Кожедуб точным маневром сумел упредить врага. Быстро оторвавшись от «мессершмиттов», он всей эскадрильей обрушился на «юнкерсы» . Удар оказался внезапным, ошеломляющим. К месту схватки подоспела еще одна группа наших «Яковлевых».

Эскадрилья Кожедуба приняла на себя вражеских истребителей, а «Яковлевы» обрушились на «юнкерсы».

Военная служба

В 1941 году жизнь Ивана Кожедуба разделилась на две эпохи: до и после войны. С педагогическим составом авиашколы молодой человек оказался в Чимкенте (ныне Шымкент). Этот город располагается на территории Казахстана. Вскоре Ивану присвоили звание старшего сержанта, а уже через несколько месяцев доставили Кожедуба в 240 истребительный полк 302 истребительной авиационной дивизии, которая была размещена в Иваново. Годом позже летчик оказался на Воронежском фронте.

Вот самолет Ивана взлетает в воздух, но первый блин оказался комом. Ла-5, на котором передвигался Кожедуб, был поврежден. Только спинка из непробиваемого материала позволила летчику сохранить жизнь. Самолет оказался полностью разбит, но мастерство пилота позволило приземлиться на взлетно-посадочной полосе. Восстановить одномоторный истребитель не удалось.

Летчик Иван Кожедуб

Из-за нехватки летательных аппаратов Кожедуба пытались перевести на пост оповещения, но непосредственный командир встал на защиту солдата. Уже летом 1943 года Иван получил очередную звездочку и стал носить звание младшего лейтенанта. Благодаря этим изменениям пилот поднялся по карьерной лестнице до заместителя командира эскадрильи.

Верность Отчизне Иван доказывал каждый день, поднимаясь в небо и защищая русскую землю. 6 июля 1943 года началась битва на Курской дуге. В этот раз взмыл в небесную синеву Кожедуб уже в 40 раз. Юбилей отметил летчик сбитым немецким самолетом-бомбардировщиком. Спустя сутки пилот заявил об еще одном летательном аппарате, который сбил. 9 июля под огонь попали 2 истребителя противника.

Истребитель Ла-7 Ивана Кожедуба

За такие достижения Иван получил звание лейтенанта и Героя Советского Союза. В 1944 году Кожедуб пересел на уникальный самолет Ла-5ФН. Летательный аппарат создали на пожертвование пчеловода из Сталинградской области В.В. Конева. В это же время пилота награждают званием капитана и переводят на должность заместителя командира 176 гвардейского полка. В небо отныне военнослужащего поднимал новенький истребитель Ла-7. На счету Кожедуба присутствует 330 боевых вылетов и 62 сбитых самолета.

Для Ивана завершилась Великая Отечественная война 17 апреля 1945 года. Победу пилот встретил уже в Берлине. Здесь же мужчине вручили очередную медаль «Золотая Звезда». Эту награду присуждали тем людям, которые проявили отвагу, мужество и высокое воинское мастерство. Из основных черт Кожедуба можно выделить желание рисковать. Открывать огонь летчик предпочитал на близком расстоянии.

Позже Иван Никитович напишет автобиографию, в которой расскажет, что в 1945 году, незадолго до завершения военных действий, на хвосте самолета оказались два «американца». Военнослужащие США восприняли Кожедуба как врага, поэтому стали обстреливать советский летательный аппарат. Сами и пострадали: погибать Иван не планировал, а, напротив, мечтал вновь ступить на землю. В итоге американцы погибли.

Нельзя недооценивать подвиги, которые совершил Иван Никитович в военные годы. Не единожды Кожедуб оказывался в неприятных ситуациях, из которых любой другой пилот не смог бы выбраться. Но летчик каждый раз выходил из битв победителем. Мужчина сажал фактически разрушенные истребители и сам оставался в живых.

Иван Кожедуб вместе с летчиками-асами

Оставлять службу после окончания Великой Отечественной войны Кожедуб не желал, поэтому остался на службе в ВВС. Для дальнейшего продвижения Ивану Никитовичу требовалось получить высшее образование, поэтому летчик поступил в Краснознаменную Военно-воздушную академию. Постепенно авиастроительные заводы стали создавать уникальные конструкции. Кожедуб поднимался в воздух и испытывал летательные аппараты.

Так в 1948 году Иван Никитович испытал реактивный МиГ-15. Спустя 8 лет судьба привела летчика в Военную академию Генерального штаба. Настало время новой войны, которая проходила в Корее. Оставить без руководства 324 истребительную авиационную дивизию командир не мог, поэтому отправился с солдатами в другую страну. Благодаря навыкам Кожедуба за год в войне погибли 9 пилотов, было одержано 216 побед в воздухе.

Иван Кожедуб в последние годы

После возвращения из Кореи занял пост заместителя командующего ВВС Московского военного округа. Эту должность покинул в 1971 году в связи с переводом в центральный аппарат Военно-воздушных сил. Спустя 7 лет Иван Никитович оказался в Группе генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1985 году Кожедуб получил звание Маршала авиации.

Помимо любви к военной службе, у Ивана Никитовича было другое направление деятельности. Это политика. Однажды Кожедуба избрали народным депутатом в Верховный Совет СССР II-V созывов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: