Успех и признание
Успех произведений был настолько очевиден, что уже в 1871 г. Римский-Корсаков получает приглашение на должность профессора практического сочинения, инструментовки и оркестровки в Петербургскую консерваторию.
Здесь надо заметить, что без соответствующего образования получить профессорское назначение было не так просто. Однако необычная биография и выдающиеся способности будущего классика никем не подвергались сомнению. Интересно, что на сегодняшний день эта консерватория носит его имя.
Композитор в 1897 году
Через два года музыкант становится инспектором духовых оркестров Морского ведомства, а в 1874 – директором Бесплатной музыкальной школы. В этом же году Римский-Корсаков начинает активно заниматься дирижированием симфонических концертов, а потом и оперных спектаклей.
В биографии Римского-Корсакова отчетливо прослеживается, насколько легко он принимался за тот или иной вид деятельности.
Интересно, что его прозвали «сказочником» за любовь к фантастическому миру сказок. Именно он придумал симметричный лад, который позже назовут «гамма Римского-Корсакова».
Первой оперой маэстро стала «Псковитянка», написанная в 1872 г. Через семь лет он создает «Майскую ночь» по сюжету Н.В. Гоголя. Затем, в 1881 г. появляется наиболее вдохновенная опера «Снегурочка», написанная для сказки А.Н. Островского (см. интересные факты об Островском).
Интересным фактом в биографии Римского-Корсакова является то, что в начала 1890-х годов у него начал наблюдаться некоторый творческий спад. Однако потом, наоборот, с невероятной интенсивностью выходят потрясающие оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по драме Льва Мея, 1898).
На флоте
1861-й год стал для будущего композитора не только годом смерти отца, но и годом знакомства с Милием Балакиревым. Тот, насколько вы можете помнить, был вообще довольно характерной личностью. Николай ему сразу же пришелся по нраву, и он решил его взять в свой кружок. Что уж поделать, была у Милия Алексеевича страсть к воспитанию молодых композиторов. Стасов сам это в малой степени поощрял, так что Римский-Корсаков на законных основаниях стал членом Могучей кучки и написал свою первую симфонию. Под руководством все того же Балакирева сделал все аранжировки, кое-как сделал оркестровку и отправился служить во флот, куда его и определили. К тому времени в состав балакиревского кружка входили не только Римский-Корсаков, но и Модест Петрович Мусоргский, а также Цезарь Кюи.
Репин И.Е. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1893 год
Сказать толком, кто на самом деле был истинным создателем произведений тех лет, быдет довольно сложно. Нет, создателями, конечно, были Мусоргский, Кюи и Римский-Корсаков. Но. Одно только большое-пребольшое НО: за ними всеми стоял Балакирев.
Это он был их идейным вдохновителем, «мучителем» и корректором. Если ему что-то не нравилось, то он мог попросту заставить переработать все произведение, и в итоге от первоначального варианта уже мало что оставалось, пока Учитель не оказывался доволен, а потому молодые композиторы поскрипывали зубами, но продолжали служить эдакой кистью в умелых руках Балакирева.
Но вернемся к герою нашего повествования. Итак, он отправился служить во флот. Сперва он служил на клипере «Алмаз». Благодаря этой службе он побывал во многих интересных странах того времен, среди которых Англия, Норвегия, Польша, Франция, Италия, Соединенные Штаты, Бразилия и Испания. Стоит ли говорить, что Николай вобрал в себя множество впечатлений, которые ну просто грех было не воплотить в партитуре. Он это и сделал, яркими и насыщенными красками передавая эти настроения в оркестровках к своим произведениям.
Стоит, правда, отметить, что служба на клипере практически не оставляла ему возможности совершенствовать композиторское мастерство. Да и вообще, писать было особо некогда, служба моряка сложна и насыщенна. Поэтому за все эти годы из-под его пера появилась лишь вторая часть его Первой симфонии. Он ее написал в конце 1862-го года, после чего надолго забросил сочинительство.
Из истории рода Римских-Корсаковых
Римские-Корсаковы жили на тихвинской земле более 150 лет. Прапрадед композитора Яков Никитич Римский-Корсаков, участник Северной войны, в 1711–1715 годах вице-губернатор Петербурга, был тихвинским помещиком, ему принадлежали деревни Никольское, Мелегежа и Заручевье в 30 км к югу от Тихвина. Барский дом находился в Никольском, где в 1711 году Яков Никитич построил две церкви: Никольскую (эта уникальная для данной местности церковь, образец московской архитектуры, «нарышкинского барокко», восьмерик на четверике, сохранилась до настоящего времени) и Михаила Архангела.
Столовая дома. На стене портреты предков Римских-Корсаковых
Дед композитора, Петр Воинович, служивший в гвардии, вышел в отставку в чине секунд-майора и после этого постоянно жил в Никольском. В 1798 году его избрали тихвинским уездным предводителем дворянства, в 1801 году — губернским предводителем новгородского дворянства. В 1801 году Петр Воинович построил в Тихвине дом, в котором сейчас находится Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова.
Презентация на тему: ” Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия.” — Транскрипт:
1
Н. А. Римский- Корсаков «Композитор- сказочник» Проект выполнили обучающиеся 7А класса: Чупракова Юлия, Крапивина Екатерина, Шелоухова Анна, Соколова Анастасия. Руководитель проекта: Лебедева Маргарита Борисовна год Средняя общеобразовательная школа 29 г. Костром ы
2
Цель проекта: Исследовать творчество Н. А. Римского- Корсакова и выяснить почему его называли в мире музыки «композитором- сказочником»
3
Задачи проекта: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; обучать навыкам организации проектной деятельности; воспитывать чувство гордости за отечественную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности; создать условия для самоутверждения обучающихся
4
Вопросы проекта: Собрать и изучить материал о выдающемся русском композиторе. Исследовать творчество композитора Н.А. Римского- Корсакова и выяснить какие сказочные сюжеты стали основой его музыкальных произведений. Выяснить какими средствами музыкальной выразительности композитор создаёт своих сказочных героев(На примере оперы «Сказка о царе Салтане») Почему Н.А. Римского-Корсакова называют «композитором- сказочником»? Интересна ли музыка Н.А. Римского-Корсакова современным детям? Чем?
5
Ожидаемые результаты: умение работать с информационными источниками; овладение учащимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности; умение работать в команде; раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся
6
Дом, в котором родился Н.А. Римский-Корсаков
7
Кабинет в Музее Н.А. Римского-Корсакова
8
Родители Н.А. Римского-Корсакова
9
Н.А. Римский-Корсаков в кругу семьи
10
Н.А. Римский-Корсаков в Морском кадетском корпусе
11
Милий Алексеевич Балакирев
12
Друзья: Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин
13
Клипер «Алмаз»
14
Петербургская консерватория
15
Оперы « Псковитянка » « Майская ночь » « Снегурочка » « Млада » « Ночь перед Рождеством » « Садко » « Моцарт и Сальери » « Боярыня Вера Шелога » (пролог к Псковитянке) « Царская невеста » « Сказка о царе Салтане » « Сервилия » « Кощей Бессмертный » « Пан воевода » « Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии » « Золотой петушок »
16
Опера «Садко»
17
Опера «Майская ночь»
18
Опера «Снегурочка»
19
Опера «Золотой петушок»
20
Опера «Кащей Бессмертный»
21
Опера «Ночь перед Рождеством»
22
Опера «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
23
«Три чуда» Белочка Богатыри Царевна-Лебедь
24
В симфоническом вступлении сменяют друг друга, разделяемые праздничными фанфарами, колокольная тема города Леденца, изящно оркестрованная мелодия народной песни «Во саду ли, в огороде», мужественный марш, характеризующий морских витязей, и обаятельные напевы царевны Лебеди; все они сплетаются в феерически сверкающий звуковой узор. Музыка вступления наполнена энергией, светом и безудержным ликованием, господствующими в последней картине оперы.
25
Опрос среди обучающихся 7 классов
28
Композитор в годы творческого расцвета
29
Вывод Среди композиторов «Могучей кучки» Римский-Корсаков занимает особое место. С его творчеством пышным цветом расцвела в русской музыке сказка. Сказка и песни всегда были душой народа. Именно в сказке народ высказывал светлые мечты о лучшей доле, о торжестве правды и победе добра над злом, насилием и несправедливостью. Вся жизнь Римского-Корсакого – это беззаветное служение искусству, верность своим идеалам.
30
Используемая литература: Е.М. Гордеева Композиторы «Могучей кучки» 1985 А.И. Кандинский Е.М. Орлова Русская музыкальная литература 1983 Д.Б. Кабалевский Музыка в школе 1984
Новые произведения
В восьмидесятые годы вышли симфонические произведения, благодаря которым композитор снискал мировую славу: увертюра «Светлый праздник», оркестровая сюита «Испанское каприччио» и «Шахерезада», а также оперы «Снегурочка», «Майская ночь» и «Млада». В эти годы Римский-Корсаков стал активно сотрудничать с Придворной певческой капеллой. Он также продолжал руководить кружком Беляева и «Русскими Симфоническими Концертами».
В девяностых годах наметился спад в творчестве композитора. В это время он работал над философскими трудами. А уже в середине девяностых появился сразу целый ряд новых опер: «Садко», «Ночь перед Рождеством», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери».
А в начале двадцатого века композитор сочинил свои последние сказки-оперы: «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже…». Очень популярной стала «Сказка о царе Салтане».
Любимая собака сорвала девушке 2 свидания, но она ей за это благодарна
Делаем симпатичный кукольный домик своими руками: очень простой способ
Хрусталь становится трендом: 6 модных украшений, на которые стоит потратиться
С приходом революции Римский-Корсаков поддерживал бастующих студентов, из-за чего был уволен из консерватории. Но вскоре он вновь вернулся в нее.
Опера
Самыми важными сочинениями считаются оперы, которые были написаны композитором. Он принялся за их создание после того, как в 1873 году оставил службу во флоте. Первым подобным музыкальным произведением стала опера «Псковитянка», затем Римский-Корсаков написал «Майскую ночь», которая была создана по мотивам содержания одноимённой повести Н. В. Гоголя.
В 1881 году была представлена опера «Снегурочка» — самое главное произведение Римского-Корсакова, написанное по пьесе А. Н. Островского.
Интересным фактом является то, что в 1896 году композитор написал оперу «Садко», которая начала пользоваться известностью и популярностью как у критиков, так и у любителей классической музыки.
Память
Памятники, музеи, учреждения
Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал
- Мемориальный музей-заповедник Н.А. Римского-Корсакова в Псковской области
- Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
- Консерватория имени Римского-Корсакова в эквадорском городе Гуаякиль (исп. Conservatorio Superior de Música Rimsky-Korsakov)
- В 1952 году (30 ноября) Римскому-Корсакову был установлен памятник у Ленинградской консерватории на Театральной площади (скульпторы В. И. Ингал, В. Я. Боголюбов, архитектор М. А. Шепилевский) Объект культурного наследия № 7810110000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
В Ленинграде в 1971 году был открыт Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова Объект культурного наследия № 7810522000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
Музей в Тихвине, в доме, где родился композитор Объект культурного наследия № 4710152000 // Реестр объектов культурного наследия Викигида. Проверено
- В Николаеве возле Детской музыкальной школы № 1, названной в честь Римского-Корсакова, в 1978 году установлен его бюст.
- В 1966 году Краснодарскому музыкальному училищу было присвоено имя Н. А. Римского-Корсакова.
- В 1992 году имя композитора было присвоено ДШИ № 1 в Москве в ВАО.
- Детская Музыкальная школа № 1 имени Н. А. Римского-Корсакова в Пскове.
- Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (ранее Музыкальная школа для взрослых имени Н. А. Римского-Корсакова).
- Детская Музыкальная школа имени Н. А. Римского-Корсакова в Луге
- Детская школа искусств имени Н. А. Римского-Корсакова в Тихвине.
- Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
- Музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова в Могилёве
- В 2016 году в Тихвине возле ДК им. Римского-Корсакова был установлен памятник композитору (скульптор В. Н. Селиванов).
Топонимы
Россия
- Проспект Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге.
- Улица Римского-Корсакова в Москве.
- Улица Римского-Корсакова в Липецке.
- Улица Римского-Корсакова в Нижнем Новгороде.
- Улица Римского-Корсакова в Новосибирске.
- Улица Римского-Корсакова в Тихвине.
- Улица Римского-Корсакова в Луге.
- Улица Римского-Корсакова в Плюссе (Плюсской район, Псковская область)
Другие страны
- Улица Римского-Корсакова — улица в Донецке.
- Улица Римского-Корсакова — улица в Сумах.
- Улица Римского-Корсакова — улица в Алматы.
- Улица Римского-Корсакова — улица в Сибиу.
Транспортные средства
- В 1956 году построенному для Советского Союза в Чехословакии теплоходу было присвоено имя — Римский-Корсаков.
- Airbus A320 Аэрофлота с номером VP-BWE носит имя Римского-Корсакова.
В филателии
Революция 1905 года
В 1905 году в Санкт-Петербургской консерватории прошли демонстрации — революционно настроенные студенты требовали политических изменений и создания конституционного строя в России. Римский-Корсаков чувствовал потребность защитить право студентов на демонстрацию, особенно когда власти начали проявлять к ее участникам жестокость. В открытом письме композитор встает на сторону учащихся, требующих отставки директора консерватории. Отчасти из-за этого письма 100 студентов были выгнаны из учебного заведения, а Римский-Корсаков потерял должность профессора. Однако Николай Андреевич продолжил давать уроки дома.
Отрывок, характеризующий Корсаков, Николай Александрович
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного? В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке: – Семен! Данилу Купора знаешь? Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза .) – Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале. Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина. – Батюшка то наш! Орел! – проговорила громко няня из одной двери. Граф танцовал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцовать. Ее огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо ее танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздергивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях, производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при ее тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дергала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развертывался граф, то на цыпочках, то на каблуках, носясь вокруг Марьи Дмитриевны и, наконец, повернув свою даму к ее месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцующие остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками. – Вот как в наше время танцовывали, ma chere, – сказал граф. – Ай да Данила Купор! – тяжело и продолжительно выпуская дух и засучивая рукава, сказала Марья Дмитриевна. В то время как у Ростовых танцовали в зале шестой англез под звуки от усталости фальшививших музыкантов, и усталые официанты и повара готовили ужин, с графом Безухим сделался шестой удар. Доктора объявили, что надежды к выздоровлению нет; больному дана была глухая исповедь и причастие; делали приготовления для соборования, и в доме была суетня и тревога ожидания, обыкновенные в такие минуты. Вне дома, за воротами толпились, скрываясь от подъезжавших экипажей, гробовщики, ожидая богатого заказа на похороны графа. Главнокомандующий Москвы, который беспрестанно присылал адъютантов узнавать о положении графа, в этот вечер сам приезжал проститься с знаменитым Екатерининским вельможей, графом Безухим.
Жизненный путь композитора
- В 1862 году Николай Андреевич оканчивает Морской корпус с отличными отметками и поступает на службу в чине гардемарина. Он служит на клипере под названием «Алмаз» до 1865 года и посещает множество стран Европы, Бразилию и Северную Америку. Служба не дает возможности для творчества, и он откладывает свои идеи и мысли. Это большое путешествие по морским просторам, однако, оставляет след в будущем творчестве и отразится в музыке.
- После возвращения в 1865 году Николай Андреевич опять входит в Балакиревский кружок, где знакомится с А.П. Бородиным, П.И. Чайковским и А.С. Даргомыжским. Римский-Корсаков опять начинает сочинять музыку. Балакирев направляет композитора на путь использования народного творчества.
- В 1867 году Николай Андреевич пишет музыкальную картину «Садко», частично легшую в основу будущей оперы. В этой опере Римский-Корсаков впервые использует прием симметричного лада. Он будет использовать этот прием в остальных своих сказочных произведениях.
- В 1869 году звучит премьера Второй симфонии композитора, вдохновленной сказкой Осипа Сенковского.
- 1871 год для Николая Андреевича ознаменовывается званием профессора в Санкт-Петербургской консерватории.
- Уже в период с 1873 по 1884 он выступает в качестве инспектора духовых оркестров Морского ведомства.
- Начиная с 1874 года, Николай Андреевич начинает активно заниматься дирижерской деятельностью и работает как на оперных постановках, так и на симфонических концертах.
- В середине 1870-х годов Николай Андреевич активно занимается собственным музыкальным образованием, так как чувствует его недостаток, несмотря на уже большую педагогическую деятельность в этой области.
- В период 1877-1878 годов композитор совместно с Балакиревым и Лядовым работает над редактурой известной оперы «Руслан и Людмила» композитора М.И. Глинки. Редактурой произведений других композиторов он занимается с конца 1860-х годов.
- В 1882 году он начинает возглавлять «Беляевский кружок» – группу композиторов и музыкантов, которые собирались на музыкальные вечера в доме М.П. Беляева.
- С 1886 по 1900 годы является постоянным дирижером «Русских симфонических концертов», организованных тем же меценатом и музыкантом Беляевым.
- В октябре 1887 года впервые звучит его «Испанское каприччо», оркестром в этот день руководил сам автор произведения.
- С начала 1890-х годов наблюдается спад его творческой деятельности, так как композитор увлекается изучением философии, но с середины десятилетия его активность в музыке набирает новые обороты, и он пишет свои известные оперы «Садко», «Моцарт и Сальери», «Ночь перед Рождеством» и другие.
- С 1906 года Римский-Корсаков избирается членом Шведской королевской музыкальной академии.
- В 1905-1907 годах композитор активно поддерживает революционные движения. В поддержку бастующих студентов он увольняется из консерватории и возвращается только после смены ее руководства и удовлетворения некоторых требований протестующих.
- В 1907 году Николай Андреевич становится членом Комитета, занимающегося организацией «Исторических русских концертов», проводившихся в Париже. На них он также выступает в качестве дирижера. В программе концертов звучат его произведения.
- 8 июня 1908 года в результате инфаркта миокарда Николай Андреевич скончался в Любенске в стенах своей загородной усадьбы. Его похоронили в столице на территории Новодевичьего кладбища, но в 1930-х годах прах был перенесен советскими властями при создании Некрополя мастеров искусств, находящегося в Александро-Невской лавре.
Римкий-Корсаков за работой
Биография
Детство
Родился Николай Андреевич в дворянской семье. Отец, Андрей Петрович, был чиновником. Мать, Софья Васильевна, была запретным плодом любви помещика и крепостной крестьянки.
Образование
Начальное образование Николай получил дома, затем продолжил его в пансионе. Отец отдал двенадцатилетнего сына в Морской кадетский корпус, который Римский-Корсаков закончил с отличием.
Творческий путь
В 1861 году умер отец, семья перебралась в Петербург, где состоялось знакомство юного Римского-Корсакова с Балакиревым. Став членом «Могучей кучки», будущий композитор пробует сочинять свои первые музыкальные произведения.
По окончанию кадетского корпуса Римский-Корсаков проходил морскую службу на клипере (парусном судне) «Алмаз», на котором объездил много стран. Возможно, поэтому в музыкальных произведениях композитора так часто звучит морская тематика.
Возвратившись из путешествия, Николай закончил «Первую симфонию». Музыкальный язык своего первого произведения композитор усовершенствовал в следующих произведениях — «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии». Развивая в дальнейшем славянские народные мотивы, Римский-Корсаков старался всегда придерживаться исключительно национального колорита.
Открытием в мире музыке стала музыкальная картина Римского-Корсакова «Садко». Это одно из самых ранних программных произведений композитора, в котором он продолжает традиции европейского симфонизма. «Садко» — первое сказочное произведение Николая Андреевича. Именно в нём композитор попытался с помощью оркестра изобразить море. И именно здесь можно наблюдать знаменитую «гамму Римского-Корсакова» — придуманный им самим симметричный лад для изображения фантастического мира.
С 70-х годов начинается общественная жизнь Римского-Корсакова. Он успевает абсолютно везде: преподаёт в должности профессора в Санкт-Петербургской консерватории, исполняет обязанности инспектора духовых оркестров Морского ведомства, назначается директором Бесплатной музыкальной школы, успевает работать дирижёром симфонических концертов и оперных спектаклей, помогает управляющему Придворной певческой капеллой, возглавляет Беляевский кружок. Усовершенствовав композиторскую технику своих произведений, Римский-Корсаков сочинил «Симфонию № 3 C-dur». В эти годы ведущим жанром композитора становится опера (закончена «Псковитянка»).
В 80-е годы Римский-Корсаков перешёл на симфонические жанры: написал симфоническую сюиту «Шахерезада». Композитор изучает философию, пишет музыкальные критические статьи, редактирует свои ранние произведения. В конце 90-х годов выходят в свет оперы «Садко» и «Царская невеста». Они продолжили ряд его сказочных музыкальных произведений, подтвердив музыкальное прозвище композитора в узких кругах (Сказочник). Римский-Корсаков сумел показать в опере личность, чувства и переживания человека («Моцарт и Сальери»).
В начале XX века продолжает сказочную тематику: оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». В последнем произведении содержалась очень язвительная сатира на самодержавие, так как политические взгляды Римского-Корсакова были определены событиями начала века. Революцию 1905 года встретил с восторгом, поддержал бунтующих студентов и осудил руководство консерватории, за что и был временно уволен.
Личная жизнь
В доме А. С. Даргомыжского Римский-Корсаков познакомился с очаровательной девушкой, талантливой пианисткой Надеждой Николаевной Пургольд, которая помогла ему в создании оперы «Псковитянка». Общая работа сблизила молодых людей, которые вскоре объяснились друг другу в любви. В 1872 году Римский-Корсаков женился на ней. В браке родилось семеро детей, но двое из них умерли в маленьком возрасте от туберкулёза. В живых осталось 3 сына (Андрей, Михаил и Владимир) и 2 дочери (София и Надежда).
Смерть
Оперу «Золотой петушок» запретили — в результате у Римского-Корсакова случился инфаркт. От повторного сердечного приступа композитор умер в усадьбе Любенск (Санкт-Петербург).