Лев термен

Улыбаемся и машем: техника игры на терменвоксе

Терменвокс требует обучения технике игры, наработки мышечной памяти, знаний об исполнительских возможностях инструмента и всего остального, то есть ничем не отличается от акустических инструментов, кроме одного — способа управления. Правнук изобретателя Петр Термен, знаменитый музыкант, так описывает обучение игре на инструменте:

«Научиться играть на терменвоксе может каждый, если он достаточно мотивирован. Надо помнить, что процесс игры на терменвоксе — это прямое взаимодействие со звуком. Это не гитара: любое микродвижение превращается в звук. Требуется большая концентрация и контроль над движениями. И этот опыт уникален, он важен для любого музыканта. 

Память рук, обычно помогающая музыканту, в случае с терменвоксом более эфемерна. Ведь гриф или клавиатура — постоянная величина, а тут под руками только воздух». 

Петр Термен —  один из лучших российских исполнителей на терменвоксе и неутомимый популяризатор этого инструмента: ведет лекции и мастер-классы, руководит школой Russian Theremin School.

Изобретения Льва в туполевской «шарашке»

В 1939 году Лев Темен был арестован и осужден на восемь лет по пятьдесят восьмой статье. Ему вменялась попытка убить Кирова с помощью заминированного маятника Фуко. Попав в лагерь, Термен изобрел самоходную тачку на монорельсе и вскоре после этого был направлен в так называемую «шарашку» Туполева.

Здесь его ассистентом стал Сергей Королев, впоследствии — знаменитый конструктор космической техники. Одним из направлений деятельности Термена и Королева была разработка беспилотных летательных аппаратов, управляемых по радио — прообразов современных крылатых ракет.

Здесь же, в «шарашке», он разработал свою знаменитую систему подслушивания «Буран», считывающую с помощью отраженного инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения. Это было нечто вроде беспроволочного телефона, который действовал на расстоянии около километра.

Последние годы и смерть

Дуров много раз заявлял, что не боится смерти, и она действительно обходила его стороной. Во время съемок он всегда старался лично выполнять все трюки, поэтому ситуации возникали самые разные. Актер падал с лошади, тонул в болоте и даже горел в закрытом вагоне поезда во время работы над картиной «Тридцать четвертый скорый» (1984). Цыганка, посмотревшая однажды на его руку, была очень удивлена, что актер до сих пор еще жив.

Лев Дуров в фильме «34-й скорый»

В 1998 году на съемках фильма «Не послать ли нам гонца» у Дурова случился инсульт. Состояние было тяжелым, работу над картиной приостановили на неопределенное время. Но через десять дней актер сбежал из больницы и вернулся на съемочную площадку. Только самые близкие знали, каким трудом ему дались эти оставшиеся съемочные дни. Лев Константинович практически ничего не видел и шел на голос оператора, служивший ему главным ориентиром.

Лев Дуров в последние годы жизни

Со временем зрение восстановилось, и, казалось бы, все самое страшное осталось позади. Но в феврале 2011 года ушла из жизни любимая жена Дурова Ирина, которая несколько лет тяжело болела и была прикована к постели. Эта невосполнимая потеря принесла актеру огромные душевные страдания, к которым в 2013 году прибавились и физические. Дуров получил травму, которая в 81 год звучала как приговор – перелом шейки бедра. Врачи не давали никаких гарантий, что он снова встанет на ноги, но Лев Константинович мужественно перенес сложнейшую операцию и последовавшую за ней реабилитацию, и снова вернулся в строй. Умер Лев Дуров В первых числах августа 2015 года актер был госпитализирован с подозрением на инсульт. Врачам Первой Градской удалось стабилизировать его состояние, но обследование показало, что в сосудах начали образовываться тромбы, и необходима срочная операция. Медики сделали все возможное, но спасти Дурова не удалось. 20 августа 2015 года он, не приходя в сознание, скончался в реанимации Первой Градской больницы.

Памятник на могиле Льва Дурова Актер похоронен на Новодевичьем кладбище. Через два года на могиле был установлен памятник, деньги на которые искали «всем миром». Часть средств была собрана через краундфаундинговый сайт, остальные пожертвовали артисты и зрители, пришедшие на вечер памяти актера, устроенный в его родном театре на Малой Бронной. Памятник получился действительно очень впечатляющим и символичным – актер изображен в виде двенадцатилетнего лефортовского подростка, запускающего в небо голубей.

Молодые годы. Изобретение терменвокса

Лев Сергеевич Термен родился в 1896 году в дворянской семье с французскими корнями. Его родители уделяли много внимания всестороннему воспитанию сына-первенца, поэтому уже в детские годы он начал проявлять интерес к музыке и точным наукам, в частности – к физике. Будучи человеком одаренным, он равно преуспел и искусстве, и в науке. Параллельно обучаясь в консерватории по курсу виолончели, он занимался в Петроградском университете, где входил в число приближенных студентов выдающегося ученого Абрама Федоровича Иоффе.

Началась первая мировая война, и в 1916 году молодого ученого призвали в действующую армию. Зарево октябрьской революции застало его в чине младшего офицера запасного электротехнического батальона. Любопытно, что на излете своих студенческих лет Лев Термен изобрел один из прототипов телевидения. Впрочем, эти исследованиям не суждено было уйти далеко.

Расцвет карьеры ученого пришелся на первые годы существования советской власти. Культурная жизнь в стране советов менялась с головокружительной скоростью. В 20-е годы в моде было все новое, необычное, прогрессивное. И это  странное, наполненное ветром свобод время породило уникальное музыкальное изобретение Льва Термена – терменвокс.

Во время своих экспериментов в лаборатории, ученый обнаружил, что при приближении рук к пластинам конденсатора рождаются чарующие, неземные и невероятно пронзительные звуки. Соединив воедино талант физика и лирика, Лев Термен создал самый первый в мире электронный бесконтактный музыкальный инструмент.

Злопыхатели зашептались, мол, молодой ученый играет на вольтметре, но в скором времени стало ясно, что новый музыкальный инструмент – самостоятельное, яркое и самобытное явление в мировой культуре.

В скором времени к изобретателю пришла первая большая известность: в 1922 году ученого позвали на персональную аудиенцию в Кремль. Лично Владимир Ильич высоко оценил новый музыкальный инструмент, вождь даже попытался сыграть на нем несложную мелодию, но у него ничего не вышло.

Впрочем, Льву Сергеевичу была дарована возможность всемерно пользоваться поддержкой молодого социалистического государства. Уже в скором времени началась череда невероятно успешных гастрольных туров по странам Европы.

У руля национальной сборной

В 2004 Йоги приглашают в сборную Германии помошником Юргена Клинсмана. И уже через 2 года Лев становится у руля главной команды. Здесь начинается новый этап тренерской карьеры. Дотошный немец принципиально меняет всю систему подготовки футболистов

Огромное внимание уделяется игровой дисциплине и привлечению молодых и неизвестных игроков. Состав обновляется практически полностью

Такие перемены принесли свои результаты уже на ближайшем европейском чемпионате 2008 года. Немецкая сборная уступила лишь в финале фееричным испанцам и заняла на турнире почетное третье место. Причем показатели всего евроцикла были впечатляющими — 11 побед в 13 матчах и 46 забитых мячей.

Мировое первенство 2010 года принесло сборной также бронзовые медали. Случилось это во многом из-за травм основных игроков. Евро 2012 для немцев ознаменовалось приходом «молодежи» и путь к финалу закончился в игре с итальянцами.

К чемпионату мира 14 года сборная команда Германии достигла своего максимального уровня игры. И это принесло заслуженную победу и радость от проделанной работы.

Последний европейский турнир во Франции заставил волноваться за судьбу главного тренера. Йоахим Лев после ухода нескольких ключевых игроков был вынужден изменить своим футбольным принципам, и результатом стал проигрыш хозяевам чемпионата в полуфинале.

Тем более значимым станет мировое первенство в России для тренера и игроков немецкой команды, которые идут в отборочном этапе на первом месте.

Где послушать

Звучание инструмента используется во многих направлениях, на концертах, в фильмах и даже в некоторых современных рабочих станциях. Услышать, как работает терменвокс, можно в поп-музыке и рок-музыке. Он часто используется в музыкальных театрах и студиях звука. В 1931 году инструмент  уже повсеместно использовали в кинематографе. Начало работы было в СССР, а затем и в Голливуде для озвучивания “сверхъестественных” явлений. Слушатели Терменвокса, называли инструмент “музыкой сфер”, “музыкой воздуха”, “небесным инструментом”. Терменвокс в качестве как мелодического, так и шумового инструмента использовали представители неоклассицизма и академического авангарда. Среди них Богуслав Мартину, Джозеф Шиллингер, Мориц Эггерт, Перси Грейнджер, Анис Фулейхан, Фазыл Сай, Эндрю Норман, Кристофер Ахо и Режис Кампо. Эдгар Варез также писал музыку для терменвокса. Терменвокс,обладая такой впечатляющей биографией, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.

Триумфальный приезд в США

Гастроли Льва Термена вызывали небывалый ажиотаж. Газеты пестрели заголовками о волшебной музыке, которая появляется из воздуха. Прибытие Термена в Нью-Йорк было обставлено с большой помпой, его чествовали как одного из величайших ученых, а его изобретение сравнивали с радио.

Термен выступал в Карнеги-холле. Его инструмент заинтересовал компанию Radio Corporation of America (RCA), которая предложила ему гигантскую по тем временам сумму в 100 тысяч долларов за право на серийное производство терменвоксов. Контракт был подписан 12 марта 1929 года, и RCA стала первым в мире производителем электронного музыкального инструмента.

«Этот момент стал началом долгого пути, который привел к тому, что сегодня любой молодой человек может прийти в магазин и запросто купить электронные клавишные для своей группы. RCA чувствовала, что близится конец эпохи музыкальных гостиных — и любой, кто может размахивать руками в воздухе или насвистывать мелодию, получит возможность музицировать у себя дома при помощи этого устройства», — считает американский композитор и автор биографии Термена Альберт Глински.

Биография

Лев Термен родился в дворянской православной семье с французскими корнями (по-французски родовая фамилия писалась как Theremin). Мать — Евгения Антоновна и отец — известный юрист Сергей Эмильевич — на образование Льва денег не жалели.

Начало карьеры

Первые самостоятельные опыты по электротехнике Лев Термен осуществил ещё в годы обучения в Петербургской первой мужской гимназии.

В 1916 году окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели, параллельно обучался на физическом и астрономическом факультетах Петербургского университета.

В боевых действиях Первой мировой войны не участвовал. В 1916 году его призвали в армию и направили на ускоренную подготовку в Николаевское инженерное училище, а затем на офицерские электротехнические курсы. Революция застала его младшим офицером запасного электротехнического батальона, обслуживавшего самую мощную в империи Царскосельскую радиостанцию под Петроградом.

Leon Theremin plays thereminvox.(Lev Theremin, Lev Termen,Лев Сергеевич Термен))

Все видео

Расцвет карьеры

В 1919 году Термен стал заведующим лабораторией Физико-технического института в Петрограде.Его взял на работу в Физико-технический институт в Петрограде Абрам Иоффе.

Параллельно с 1923 года сотрудничал с Государственным институтом музыкальной науки в Москве. В 1920 изобрёл электромузыкальный инструмент «Терменвокс», сделавший его впоследствии очень известным. В литературе, посвященной жизни Ленина, описана его встреча с Терменом в Кремле в марте 1922 года. Во время встречи Лев Сергеевич показывал свой инструмент, объяснял принцип его работы, а Ленин пытался исполнить на терменвоксе «Жаворонка» Глинки.

Будучи весьма разносторонним человеком, Термен изобрёл множество различных автоматических систем (автоматические двери, автоматы освещения и т. д.), сигнализаций и охранных устройств. В 1925—1926 годах изобрёл одну из первых телевизионных систем — «Дальновидение».

Американский период

В 1928 году Термен, оставаясь советским гражданином, переехал в США. По приезде в США он запатентовал терменвокс и свою систему охранной сигнализации и продал лицензию на право производства этих устройств компании RCA (Radio Corporation of America).

По указанию начальника советской военной разведки Яна Берзина на заработанные деньги Термен организовал компанию «Teletouch» и арендовал в Нью-Йорке на 99 лет шестиэтажное здание для музыкально-танцевальной студии. Это дало возможность создать в США торговые представительства СССР, под «крышей» которых могли работать советские разведчики.

С 1931 по 1938 годы Термен был директором Teletouch Inc. Тогда же он разработал системы сигнализаций для тюрем Синг-Синг и Алькатрас.

Жизнь в США

В конце 20-х годов Лев Термен перебирается в Соединенные Штаты Америки. Причин для есть переезда было немало: в первую очередь, разумеется, это популяризация терменовокса и вообще наглядная демонстрация достижений в культуре и технике молодого социалистического государства, во-вторую же – это несомненные цели шпионажа. Термен был советским агентом, внедренным в капиталистический мир.

В американский период жизни Термену повсеместно сопутствует успех: он знакомится с выдающимися людьми своей эпохи. В круг американских приятелей Термена входили политики, актеры, режиссеры. Среди его знакомых Чарли Чаплин, Джордж Гершвин, Морис Равель и даже с будущий президент США — Дуайт Эйзенхауэр.

Молодой ученый из Советского Союза создает ряд невероятно успешных предприятий по изготовлению инновационных музыкальных инструментов, но не останавливается на достигнутом: в скором времени Термен создает бесконтактную ударную установку и даже некое подобие электронной виолончели. Периодически отвлекаясь от музыкальной деятельности, он проектирует и претворяет в жизнь ряд других новшеств – сверхсовременные сигнализации для тюрем, музеев и иных особо охраняемых объектов.

Именно в США изобретатель находит свою первую большую любовь – он женится на одной из первых в стране чернокожих балерин. Впрочем, его браку не суждено было продлиться долго. В 1938 году ученому пришлось спешно и в атмосфере строжайшей секретности покинуть заокеанскую страну и вернуться на родину.

Библиографический список выставки

1.
Термен, Лев Сергеевич (1896 — 1993) . Физика и музыкальное искусство / Л.С. Термен .— Москва : Знание, 1966 .— 31, с. ; 21 см .— (Новое в жизни, науке, технике. Сер.9. Физика. Математика. Астрономия ; 8) .

Подробнее

2.
Воспоминания об А. Ф. Иоффе / Академия наук СССР; Физико-технический институт им. А. Ф. Иоффе; .— Ленинград : Наука. Ленингр. отд-ние, 1973 .— 250, с., л. портр. — Отв. ред. указан на обороте тит. л.

Подробнее

3.
Репрессированная наука = The oppressed science / Академия наук СССР, Институт истории естествознания и техники, Ленинградский отдел; под общ. ред. М. Г. Ярошевского .— Ленинград : Наука, 1991 .— 556, с. ; 25 см .— Библиогр. в примеч. в конце ст. — ISBN 5-02-025915-2 (ориг.) .

Подробнее

4.
Голос Термена звучит до сих пор // Наука и жизнь : ежемесячный научно-популярный журнал .— М., 2004 .— №6 .— С. 69 .— ISSN 0028-1263.

Подробнее

5.
Кокин, Лев Михайлович. Юность академиков : документальная повесть / Л. Кокин .— 2-е изд., доп. — Москва : Сов. Россия, 1981 .— 237 с. ; 20 см.

Подробнее

6.
Ревич, Ю. «Я обещал Ленину…» / Ю. Ревич // Знание-сила : ежемесячный научно-популярный и научно-художественный журнал .— М., 2003 .— №8 .— С. 102-107 .— ISSN 0130-1640.

Подробнее

7.
100 российских инженеров, изменивших наш образ жизни / .— Москва : [Базовый элемент : Изд-во Agey Tomesh/WAM], 2014 .— 495 с.: ил., портр., факс. ; 25 см .— Пожертвовано О. Дерипаска (компания «Базовый элемент»). SPSTU : 8046783 .— ISBN 978-5-91432-163-5.

Подробнее

8.
Фото «Товарищ» / Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина .— , 1928 .— , 24, с.: ил., портр. ; 26 см .— Дар Брюхановой И. А. SPSTU : 7608703.

Подробнее

9.
Репрессированные политехники : .— Санкт-Петербург : ООО «Типография «Береста», 2008-2009 .— ISBN 978-8-91492-023-1.

Кн. 1 / .— 2008 .— 439, с., л. портр. ; 23 см .— С дарственной надписью Смелова В. А. SPSTU : 8012462 .— Пожертвовано Райчуком Д. Ю. SPSTU : 390663 .— Пожертвовано Горюновым Ю. П. SPSTU : 0 (ОБФ) .— Библиогр. в сносках .— ISBN 978-8-91492-023-1.

Подробнее

10.
Чепарухин, Владимир Викторович (1938-2012) . Л. С. Термен и Политехнический институт (Петроград-Ленинград, 20-е годы) / В.В. Чепарухин, Ю.И. Уханов // Наука и техника: Вопросы истории и теории : Тезисы XVIII годич. конф. СПб. отд-ния Нац. ком. по истории и философии науки и техники. (24-26 нояб. 1997 г. ). Вып. XIII .— СПб., 1997 .— С. 102-103 .— (История и философские проблемы физики) .— Библиогр.: с. 103.

Подробнее

11.
Otona no Kagaku : magazine. Vol. 17 .— Tokyo : Gakken, 2007 .— 86 p..: ill., portr. ; 29 cm + Прил.: мини терменвокс в футляре (29х21х5 см) .— Текст на яп. и англ. яз.

Подробнее

12.
Masami, Takeuchi. Time slips away : compositions for theremin / theremin: Takeuchi Masami; piano: Yoshitomi Junko .— Aichi : Next Records, 2001 .— 1 зв. диск (1 час 30 мин.) + содержание диска (6 с.).

Подробнее

13.
Бережков, А. Вы не знаете теремин? Тогда знакомьтесь! / А. Бережков // Эхо планеты : Общ.-полит. ил. еженедельник .— Москва., 2002 .— №34(749) .— С. 34-35:ил .— (Судьбы) .

Подробнее

14.
Галеев, Булат Махмудович. Советский Фауст : (Лев Термен — пионер электронного искусства) / Булат Галеев .— Казань, 1995 .— 96 с. : ил., портр., факс. ; 22 см .— (Панорама. Библиотечка журнала «Казань», № 9-12/94) .— Дар И. А. Брюхановой SPSTU : №7481442 .— С дарственной надписью автора. SPSTU : 7253722 .— Библиогр. в сносках.

Подробнее

15.
Данилов, Сергей. О терменвоксах и парадоксах / С. Данилов // Техника — молодежи : ежемесячный научно-популярный и литературно-художественный журнал .— М., 2012 .— № 6 (945) .— С. 20-24 : фот. — (Мир увлечений) .— ISSN 0320-33IХ.

Подробнее

16.
Деятели русской науки XIX-XX веков / Российская академия наук, Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова, Санкт-Петербургский филиал; .— СПб., 2000-2008 .— ISBN 5-86007-259-7.

Вып.3: Русская наука в биографических очерках / сост. Т. В. Андреева, М. Ф. Хартанович .— : Дмитрий Буланин, 2003 .— 507 с.: ил. — Библиогр. в примеч. — ISBN 5860073917.

Подробнее

17.
Урвалов, В. А. Твой сын, Петербург. Александр Павлович Константинов / В. А. Урвалов ; Санкт-Петербургское научно-техническое общество радиотехники, электроники и связи им. А. С. Попова ; науч. ред. Н. Н. Курицына .— Санкт-Петербург : , 1997 .— 98, с., л. портр., ил., факс. ; 20 см .— Библиогр.: с. 83-84. — ISBN 5-86763-116-8 (ориг.) .

Подробнее

18.
Хотеенков, В. Побеждает хитрейший / В. Хотеенков ; худож. С. Новиков; В. Блинов // Вокруг света : ежемесячный научно-популярный журнал .— М., 2003 .— №7 .— С. 154-163.

Подробнее

Художественное творчество в социалистическую эпоху

Лучше всего из советских художников жили те, кому было доверено увековечивать образ В. И. Ленина, создавая «Лениниану». Изображать Ильича доверяли не каждому, но уж если художник попадал на эту почётную ниву, обильный урожай здесь он мог собирать всю жизнь. И то сказать, на великом вожде никто не экономил. Гонорары были щедрые. К тому же уже написанные картины массово копировались и тиражировались. За это тоже платились неплохие денежки.

В каких только положениях и позициях не изображали советские художники Ленина! Ленин и дети, Ленин и рабочие, Ленин за столом думает думу, Ленин в шалаше, Ленин на трибуне… Но никто почему-то не вдохновился сюжетом «Ленин и терменвокс». А ведь сюжет мог бы и на большую картину потянуть! Например, вдохновенный вождь с раздвинутыми руками, которому и электронная музыка по плечу, а рядом – обалдевший от таланта ученика сам изобретатель Лев Термен, и секретарь вождя Л. Фотиева у рояля. Можно было бы и членов Совнаркома, внимающих волшебной музыке, нарисовать. В том числе даже наркома продовольствия Цюрупу, падающего в обморок от избытка чувств.

Ленин на прогулке с детьми. Художник А. Дейнека, 1938

Но замирали художники так и не совершив дерзновенного порыва. Есть подозрение, что более всего их пугал именно большое число персонажей будущей картины. Бог знает, не придётся ли потом замазывать очередного великого революционера, ставшего ни с того ни с сего врагом народа! О сколько их упало в эту бездну, а их фигуры на картинах Ленинианы превратились в скульптурные украшения или фикусы в цветочных горшках! Сложная с политической точки зрения могла получиться композиция! В этом смысле картины на тему «Ленин и дети» были куда безопаснее!​

Но прошло время и в начале 1960-х годов пошла та же пьянка, только в другую сторону. Теперь уж замазывали, превращали в фон, товарища Сталина, хитро примостившегося за плечом у Ильича на множестве картин времён культа его личности, отражавших революционные порывы. Не Свердлова же с Дзержинским во все освободившиеся места вставлять! Они уже, как правило, присутствовали на коммунистических иконах, словно архангелы вокруг Бога.

Живописцам было легче, чем мозаичникам. Замазать фигуру Иосифа Виссарионовича на картине не так уж и сложно. А вот переложить мозаику сложнее. Цвет вставки, под старый цвет, как ни старайся, в точности не подгонишь. И вот рядом со святым образом Ленина предательски просвечивает призрак изгнанного из святцев Генералиссимуса. Да ради одного этого удовольствия стоит повнимательнее разглядывать мозаики в московском метро, на «Комсомольской-кольцевой», на кольцевой же «Киевской», и во многих, многих других подземных дворцах, воздвигнутых в годы так называемого сталинского ампира.

В И Ленин провозглашает советскую власть. Художник Владимир Серов. Картины, написанные в 1947 и в 1962 годах

Живописцы, как чуткие конъюнктурщики понимали, что и другая будет проблема с изобретателем нового электромузыкального инструмента. Во-первых, в реальности Лев Термен был приблизительно на голову выше ростом, чем Ленин. Ну, как такое безобразие изобразить?

А во-вторых, дальнейшая судьба изобретателя складывалась так, что не избежать бы ему замазывания. А это, наверняка, испортило бы композицию будущей картины. Делало её какой-то загадочной и даже неоднозначной. Что, без сомнения, способствовало бы её отправлению в запасники.

Слагаемые успеха

Секрет успеха на поприще главного тренера складывается из трех важных аспектов:

Постоянная работа по продумыванию каждой мелочи. При Леве сборную начали не только уважать, но и любить за красивый футбол.
Участие во всех этапах подготовки. Сами игроки называют тренера своим помощником. С ним даже морально слабые ребята становятся лучшими.
Уверенность в себе

Лев твердо верит в свою важность для команды и считает, что должен всегда следить за своим внешним видом, чувствами и эмоциями.

Свои идеи тренер отлично доносит до игроков, которые с огромным желанием воплощают их в жизнь. Для немцев Йоги действительно тренер с большой буквы.

Звучащий крест

Композитор Николай Обухов — ровесник Термена и выходец примерно из той же среды. Но музыкой он интересовался больше, чем изобретениями. Когда в Российской империи произошла революция, Николай Борисович эмигрировал во Францию, где быстро сделал себе имя. Он учился у знаменитого композитора Мориса Равеля, и тот высоко ценил и Обухова, и его смелые идеи. Одна из них, в частности, состояла в том, что он еще до Арнольда Шенберга пришел к идее додекафонии.

Обухов был человеком глубоко укорененным в православно-мистической философии и, как и его единомышленник, композитор-мистик Александр Скрябин, относился к музыке как к глобальной силе, способной изменить жизнь человечества. Поэтому произведения Обухова не предназначались для рядового исполнения в концертных залах — это были священнодействия, исполнение которых приравнивалось к религиозным сакральным актам. Но сама музыка Обухова была весьма радикальной, он раздавал те самые «пощечины общественному вкусу», и широкий круг слушателей понять его не мог. В 1929 году Обухов изобрел новый музыкальный инструмент — «звучащий крест» (la croix sonore). Принцип его работы был таким же, как у терменвокса, но выглядел он в соответствии с православно-мистическими представлениями своего автора.

Дети, внуки, правнуки

Дети Льва Збарского с неохотой вспоминают отца. У каждого из них сложилась своя судьба. Внук Игорь (1983 г.р.) по линии Бориса Булатова стал известным российским бизнесменом, мужем актрисы Виктории Лопыревой и отцом ее сына. Сам Борис занимал ответственный пост во Внешторгбанке. Игорь пошел по стопам отца, закончил университет по специальности «Финансы и кредит», сделал карьеру в бизнесе и политике. Сейчас он работает в правительстве республики Коми.

Игорь Булатов, Виктория Лопырева и их сын

Максим Максаков не пошел по стопам творческой мамы. Он занимался рекламным бизнесом, долгое время жил в Италии. В 2013 году вернулся в Москву, но попал под судебный процесс. Его компанию обвинили в крупной финансовой афере. Следователи считали, что рекламщики обманули спортивный комитет России на несколько десятков миллионов рублей. Пока шло расследование, подозреваемые находились под домашним арестом. Их освободили из-под стражи прямо в зале суда. Журналисты особо отметили участие в процессе матери Максима Людмилы Максаковой, которая была лично знакома с мини стром спорта России Виталием Мутко.

Максим был дважды женат. От первого брака у него есть сын, от второго – две дочери.

Максим Максаков (Збарский) с мамой, женой и детьми
Интересный факт! На похороны Льва Збарского из России прилетели только внуки Людмила Максаковой. Они проводили дела в последний путь.

Терменвокс

Россия может по праву считать себя родиной электронной музыки. Это не просто громкое заявление: к рубежу XIX–XX веков упоение новыми возможностями, которые открывал электрический сигнал, привело к тому, что здесь появились смелые люди, визионеры, которые считали, что вообще все можно делать по-другому — в том числе и музыку.

Первым таким человеком в России стал изобретатель, инженер и физик Лев Термен. В его жизни были и слава, и популярность, и богатство, и общение с выдающимися умами своего времени, и сталинские лагеря. В 1919 или 1920 году (в разных источниках даются разные даты. — Прим. T&P) Термен занимался измерением диэлектрической постоянной газов и случайно изобрел один из первых электромузыкальных инструментов. Название «терменвокс» (буквально: «голос Термена»), данное ему одним журналистом, оказалось удачным и прижилось.

Впрочем, к моменту появления терменвокса идея о том, что принципы извлечения звука могут быть связаны с электричеством, уже существовала. В конце XIX века в США изобрели телармониум — один из праотцов нынешних синтезаторов. Он представлял собой несколько комнат, забитых аппаратурой, и весил порядка 200 тонн, поэтому его концертная судьба была под большим вопросом. По сути, телармониум был органом с электроусилением звука. А терменвокс — полностью электронный инструмент. У него есть две антенны (одна регулирует высоту тона, другая — громкость) и электромагнитное поле, которое изменяется в зависимости от появления внутри него какого-то объекта. От изменения условий меняется и звук, который издает аппарат. Революционность терменвокса в том, что до сих пор это один из немногих пространственных музыкальных инструментов. Интуитивно понятно, как на нем играть.

В США Лев Термен изобрел еще несколько не менее оригинальных электромузыкальных инструментов. В частности, в 1931 году по заказу композитора Генри Кауэлла появился ритмикон — по сути, первая драм-машина. Потом у Термена была идея терпситона — инструмента, вдохновленного его браком с афроамериканской танцовщицей и идеями слияния музыки и хореографии. Увы, этот инструмент Термен так и не смог реализовать: Советское государство почти насильно забрало его из США. Есть разные версии, почему так случилось, одна из них говорит о провале его агентурной сети.

Это уже был не тот Советский Союз, из которого Термен уезжал и где он был знаком с вождем коммунизма. Лев Сергеевич по-прежнему оставался ценным кадром для Советского государства: он изобрел хитроумные шпионские системы, позволившие КГБ собирать информацию. Однако, несмотря на это, Термен не избежал участи, постигшей многих во время сталинского режима, — попал в ГУЛАГ. Но благодаря своим изобретательским способностям вскоре оказался в привилегированной шарашке, где ученые работали на Туполевское конструкторское бюро. Так Термен провел войну и послевоенные годы, пока не был реабилитирован. После этого он прожил долгую жизнь. Его девизом даже был палиндром «Термен не мрет». Умер он в 1993 году, прожив 97 лет.

На первом терменвоксе играл… Ленин

— Он был привлечен как ученый-физик Абрамом Иоффе, руководил в его институте лабораторией электрических колебаний и занимался созданием различных измерительных приборов, — рассказывает Петр Термен. — В том числе он разрабатывал прибор измерения электрической плотности газов — в этой работе и родился терменвокс. Думаю, общий принцип ему был известен еще раньше. Так или иначе, в 1919 году он продемонстрировал первую модель, а потом дорабатывал ее, расширяя тембровые и исполнительские возможности.

Инструмент был презентован лично Владимиру Ильичу. Сначала в 1921 году его представили общественности на всесоюзном съезде в Москве. Как раз принимали план электрификации страны, и идея электрификации музыки влилась в него удачно. Весть о новом инструменте донеслась до вождя революции, который решил самостоятельно посмотреть, что это такое.

В 1922 году Лев Термен приехал в кабинет к Ленину и сыграл ряд произведений на терменвоксе. Ему аккомпанировала секретарь Фотиева — она была пианисткой. Ленин самостоятельно пробовал играть «Жаворонка» Глинки. «Жаворонок» вошел в репертуар терменвоксистов как та самая композиция, которую играл Ленин.

— Зарубежная аудитория уже знала о терменвоксе и давно хотела его услышать, — так младший Термен объясняет появление прадеда в США. — Патентные заявки в начале 20-х годов прошлого века были поданы в разных странах Европы. И Льва Термена стали приглашать выступить в разных городах Германии, Франции и Великобритании.

Биография Льва Термена

Лев Термен появился на свет 15 (28) августа 1896 г. в Санкт-Петербурге. Он рос и воспитывался в семье известного юриста Сергея Эмильевича и его супруги Евгении Антоновны.

Семья Терменов принадлежала к дворянскому роду с французскими корнями.

Детство и юность

Родители с детства пытались привить Льву любовь к музыке и разным наукам. В тот момент биографии мальчик обучался игре на виолончели.

Любопытно, что в квартире Терменов находилась физическая лаборатория, а спустя какое-то время в жилище появилась и небольшая обсерватория.

Со временем Лев начал обучение в местной мужской гимназии, где получал высокие отметки по всем дисциплинам. Уже в начальных классах он проявил живой интерес к физике. Будучи учеником 4 класса он с легкостью демонстрировал «резонанс типа Тесла».

В 18-летнем возрасте Лев Термен окончил гимназию с серебряной медалью.

В 1916 г. юноша окончил Петербургскую консерваторию по классу виолончели. Одновременно с этим он обучался в Петроградском университете на отделении физмата.

На втором году обучения в вузе, Льва призвали на службу. Октябрьская революция 1917 г. застала его в звании младшего офицера запасного электротехнического батальона.

После революции Термена определили в московскую военную радиолабораторию.

«Туполевская шарага»

…В марте 1939 года его арестовали, однако до сих пор не до конца понятно, в чем именно заключалось обвинение. По одной версии — в причастности к фашистской организации, по другой — в подготовке убийства Кирова. Особое совещание при НКВД СССР приговорило Термена к 8 годам лагерей, и его отправили на Колыму.

— На Колыме он год провел в заключении. Я считаю, что это, конечно, очень большая удача для нас всех, что он сумел выжить. Для человека, родившегося в дворянской семье, ставшего миллионером в Америке, вдруг приехать на Колыму и возить тачку с грунтом в дикий мороз… Его перекидывали из лагеря в лагерь, в одном из них он создал монорельс, который помогал перевозить материалы и сильно облегчал жизнь заключенным. Производительность труда в их бригаде резко увеличилась, за что все ему были очень благодарны.

Во многих источниках указано, что из лагерей Термена провожали как родного. Как вспоминает правнук, даже подарили шубу. Он организовал там небольшой оркестр, который играл классическую музыку. Среди заключенных оказались неплохие музыканты. Но его отозвали в ЦКБ, там было суждено работать с Сергеем Королевым, который 21 апреля 1939 года попал на Колыму, где c 3 августа находился на золотом прииске «Мальдяк» Западного горнопромышленного управления и был занят на так называемых общих работах.

Авиаконструктор Андрей Туполев, в те годы находящийся в заключении и работавший на благо страны в закрытом КБ НКВД — ЦКБ-29 («туполевская шарага»), увидел, как Лев Сергеевич вырезает модель самолета из фанеры, и дал ему помощника — того самого Королева. Это было очень интересное соприкосновение двух выдающихся личностей.

В 1947 году Термен был реабилитирован, но продолжил работу в закрытых конструкторских бюро в системе НКВД, где занимался, в частности, подслушивающими системами. За разработку системы «Буран», считывающей с помощью отраженного инфракрасного луча вибрации стекла в окнах прослушиваемого помещения, Термен был награжден Сталинской премией первой степени.

С 1964 по 1967 год изобретатель трудился в лаборатории Московской консерватории, посвятив все силы разработке новых электромузыкальных инструментов, а также восстановлению всего того, что успел изобрести в 1930-е годы.

Активная научная деятельность Термена продолжалась практически до самой его смерти в 1993 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: