Льюис кэрролл

Математический талант

В 1850 году Доджсон стал студентом Оксфорда. Учился парень не слишком прилежно, но уже в 1854 благодаря своему таланту он получил степень бакалавра с отличием по математике. Годом позже он получил предложение читать лекции по математике. Чарльз остался при родном университете на 26 лет, уже в качестве педагога. Он не испытывал особого удовольствия от преподавания, но имел с этого неплохой заработок.

После окончания Крайст Черча студенты, как правило, принимали сан диакона. Чтобы иметь возможность жить и преподавать в Оксфорде, писателю пришлось сделать то же самое. Несмотря на это, он не стал священником, в отличие от большинства своих коллег. За время деятельности в университете юноша выпустил около 12 научных работ. Особенно отличились среди них такие книги, как «Логическая игра» и «Символическая логика». Благодаря трудам Доджсона в конце XX века была выведена теорема альтернативной матрицы.

Многие учёные считают, что Кэрролл не сделал ничего особенного для математики, но со временем его исследования всё чаще изучаются современниками. Это связано с тем, что некоторые логические умозаключения Чарльза опередили своё время. Именно благодаря ему была разработана графическая техника задач.

Биография писателя

В утопающей зелени крошечной деревушки на юго-востоке графства 27 января 1932 года Чешир родился Льюис Кэрролл – настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон – британский логик, математик, писатель. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным. Был левшой, по непроверенным данным, ему запрещали писать левой рукой, чем травмировали молодую психику (предположительно, это привело к заиканию).

Ещё с ранних лет мальчик развлекал свою семью волшебными трюками, марионеточными шоу и стихами. В начале 1851 года переехал в Оксфорд, чтобы поступить в один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете. Учился Льюис не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям он выиграл конкурс на чтение математических лекций в Крайст-Чёрч. 26 лет он читал эти лекции, которые Льюис считал скучными, но они давали неплохой заработок. По уставу колледжа он принял духовный сан диакона (что давало ему право читать проповеди без работы в приходе).

Будучи неженатым преподавателем на математическом факультете в Оксфордском университете, он наслаждался компаниями молодых девиц. Увлечения Кэрролла породили слухи о его педофилии. В современных биографиях Льюиса Кэрролла также упоминают этот факт. Однако в последние десятилетия стало известно, что почти всем маленьким подружкам автора было больше 14 лет, а многим из них — 16 и 18 лет. Кроме того, Льюис был заядлым холостяком и не дружил с противоположным полом.

В середине 1950-х Чарльз начинает писать работы на юмористическую и математическую тематику. И уже в 1856 году, методом перевода на латиницу и перестановки слов своего имени, создает псевдоним «Льюис Кэрролл». Однако его математические произведения вышли в свет под настоящим именем писателя. В 1856 году в колледже появился новый декан — Генри Лиддел, вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4-летняя Алиса. В 1864 году родился знаменитый роман Льюис Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» о приключениях маленькой девочки в стране чудес. Произведение основано на историях, которые в молодости автор рассказывал своим друзьям.

Невероятный коммерческий успех первой книги «Алисы» изменил жизнь Доджсона, поскольку Льюис Кэрролл стал достаточно известным во всем мире, его почтовый ящик был наводнен письмами почитателей, он начал зарабатывать весьма существенные денежные суммы. Однако Доджсон так и не отказался от скромного быта и церковных постов.

В 1867 Льюис Кэрролл в первый и последний раз покидает Англию и совершает весьма необычное по тем временам путешествие в Россию. Посещает по дороге Кале, Брюссель, Потсдам, Данциг, Кенигсберг, проводит в России месяц, возвращается в Англию через Вильно, Варшаву, Эмс, Париж. В России Доджсон посещает в Санкт-Петербург и его окрестности, Москву, Сергиев Посад, ярмарку в Нижнем Новгороде.

В продолжении книги – «Алиса в Зазеркалье», которая была написана в 1871 году, автор описывает дальнейшие приключения героини. Эти две книги, наполненные фантастическими персонажами и красочными пейзажами, а также остроумием и множеством головоломок, стали одними из самых известных и почитаемых детских книг в мире.

Также Льюис Кэрролл был почетным фотографом-портретистом. Он очень любил фотографировать детей и известных людей. Среди его последних натурщиков были Альфред Лорд Теннисон, Д. Г. Россетти и Джон Милле. В сплетении своих лучших качеств фотографа и автора фантастических комиксов, писатель стал самым незабываемым, талантливым и оригинальным человеком своего времени.

Не менее любопытный факт из биографии Льюиса Кэрролла, что он был изобретателем. Его главное и знаменитое изобретение — никтограф. Это приспособление для быстроты записей идей или заметок в темноте. Сам писатель часто просыпался ночью и хотел записать идею, но не желал при этом разжигать светильник (все мы помним, в какое время жил Кэрролл). Именно так и пришла идея сделать подобное приспособление, которое послужило открытию новой формы стенографии — никтографии. Первоначально писатель назвал устройство «тифлографом», но переименовал его в «никтограф» по предложению одного из товарищей. Также Кэрролл изобрел книжную суперобложку, надеваемую на переплёт или основную обложку и дорожные шахматы.

Умер Льюис Кэрролл 14 января 1898 в Гилфорде, графство Суррей, в доме своих семи сестер, от вспыхнувшей после гриппа пневмонии. Похоронен там же, вместе с братом и сестрой на Mount Cemetery.

Льюис Кэрролл и его хобби[ | ]

Основные статьи: Льюис Кэрролл и фотоискусство

иЛьюис Кэрролл и шахматы Одним из увлечений Кэрролла была фотография. Наряду с работами Генри Пича Робинсона и Оскара Гюстава Рейландера фотографии Кэрролла относят к пикториализму, для которого характерен постановочный характер съёмок и монтаж негативов. С Рейландером Кэрролл был знаком лично, взял у него несколько уроков и приобрёл коллекцию постановочных детских фотографий. Фотография писателя, сделанная Рейландером, считается классическим фотопортретом середины 60-х годов XIX века. Писатель обладал также коллекцией из 37 фотографий Клементины Гаварден, второй по размеру после коллекции её семьи.

Шахматы также занимали значительное место в жизни Чарльза Лютвиджа Доджсона. Они запечатлены на нескольких фотографиях, которые сделал Кэрролл. Он активно интересовался важными событиями шахматной жизни Великобритании, сам играл в шахматы, учил играть в шахматы детей. Сюжет сказки «Алиса в Зазеркалье» построен на шахматной партии, которую придумал сам писатель, а шахматную диаграмму её начальной позиции он разместил в начале своей книги.

По словам биографа, в число детских увлечений писателя входили прогулки по окрестностям со спусками в заброшенные шахты. Видимо, так зародилась идея с падением Алисы в кроличью нору.

Личная жизнь

Писатель вел весьма активную светскую жизнь, в том числе, нередко был замечен в обществе различных представительниц прекрасного пола. Поскольку одновременно с этим он носил звание профессора и дьякона, семья старалась всячески вразумить не желавшего остепениться Льюиса или хотя бы скрыть истории его бурных похождений. Поэтому после смерти Кэрролла его история его жизни тщательно ретушировалась: современники стремились создать образ добродушного сказочника, который очень любил детей. Впоследствии это их стремление сыграло с биографией Льюиса злую шутку.

Льюис Кэрролл и дети

Кэрролл действительно очень любил детей, в том числе, в кругу его общения периодически оказывались маленькие девочки – дочери друзей и коллег. К сожалению, женщину, на которую он мог бы примерить статус «жена», и которая родила бы ему своих собственных детей, Кэрролл так и не нашел. Поэтому в 20 веке, когда переворачивать вверх дном биографии известных людей и искать в их поведении фрейдистские мотивы стало очень модно, сказочника начали обвинять в таком преступлении, как педофилия. Некоторые особо рьяные сторонники этой идеи даже пытались доказать, что Льюис Кэрролл и Джек Потрошитель – это один и тот же человек.

Никаких подтверждений подобным теориям найдено не было. Более того: все письма и рассказы современников, в которых писателя выставляли любителем маленьких девочек, впоследствии были разоблачены. Так, Рут Гэмлен заявляла, что писатель пригласил в гости «застенчивого ребенка лет 12» Изу Боумен, тогда как в действительности девушке на тот момент было не менее 18 лет. Аналогичным образом обстоит ситуация и с другими якобы малолетними подружками Кэрролла, которые на самом деле были вполне совершеннолетними.

2Петербург

27 июля в 17:30 Кэрролл и Лиддон прибыли в Петербург, проведя двадцать восемь с половиной часов в пути от Кенигсберга. На вокзале путешественников уже ждал человек из «Отель де Рюсси», который посадил их в свой омнибус и отвез в гостиницу. «После ужина у нас оставалось время только для короткой прогулки, но она была полна нового и удивительного. Огромная ширина улиц (второстепенные улицы, похоже, шире, чем что-либо подобное в Лондоне), маленькие дрожки, которые беспрестанно проносились мимо, похоже, совершенно безучастные к тому, что могут кого-нибудь переехать, огромные освещенные вывески над магазинами и гигантские церкви с их голубыми, в золотых звездах куполами и приводящая в замешательство тарабарщина местных жителей, — все это внесло свой вклад в копилку впечатлений от чудес нашей первой прогулки по Санкт-Петербургу», — писал Кэрролл в своем дневнике.

28 июля англичане посетили Исаакиевский собор, где впервые присутствовали на православной службе. А затем они весь день гуляли по Петербургу. «Он настолько совершенно не похож на все виденное мною раньше, что я, наверное, был бы счастлив уже тем, что в течение многих дней просто бродил по нему, ничего больше не делая. Мы прошли от начала до конца Невский, длина которого около трех миль; вдоль него множество прекрасных зданий, и, должно быть, это одна из самых прекрасных улиц в мире: он заканчивается (вероятно) самой большой площадью в мире, Адмиралтейской площадью, длина которой около мили, причем бОльшую часть одной из ее сторон занимает фасад Адмиралтейства», — отмечал писатель. В один из последующих дней путешественники побывали в Петропавловской крепости: «Мы посетили кафедральную церковь в крепости, представляющую собой сплошную гору золота, драгоценностей и мрамора, скорее внушительную, чем красивую». 31 июля Кэрролл и Лиддон посвятили посещению Эрмитажа и Александро-Невского монастыря. «В Эрмитаже, где мы намеревались ограничиться исключительно картинами, мы попали в руки гида, который показывал скульптуры и который, игнорируя все намеки на то, что мы хотели бы попасть в галерею, настоял на том, чтобы провести нас по своему отделу и, таким образом, отработать свой гонорар. Тем не менее это чудесная коллекция древнего искусства, на которую потрачены почти неисчислимые средства. Картины нам удалось посмотреть лишь частично и второпях, но они, как и скульптуры, составляют просто бесценную коллекцию», — писал Кэрролл. 1 августа Кэрролл и Лиддон сели на пароход и поплыли по Финскому заливу в Петергоф. «Мы обошли и объехали территорию двух императорских дворцов, включая множество летних домиков, каждый из которых сам по себе мог бы быть весьма неплохой резиденцией, поскольку, несмотря на небольшие размеры, они были оборудованы и украшены во всех отношениях, которые мог бы подсказать вкус или позволить огромные средства. Своим великолепием — разнообразной красотой и совершенным сочетанием природы и искусства, я думаю, эти сады затмевают сады Сан-Суси», — отмечал в своем дневнике писатель.

Парадокс Льюиса Кэрролла: что это такое?

Итак, парадокс Кэрролла – что же это такое? Википедия предлагает следующее формальное определение: это двухчастная инвенция (выдумка) Льюиса Кэрролла – логический парадокс в форме диалога, описанный Кэрроллом в 1895 году. Есть и другое название: «Что черепаха сказала Ахиллесу» (по-английски What the Tortoise Said to Achilles). Это парадокс Кэрролла простыми словами.

Мы помним, что Льюис Кэрролл был сказочником, так что в его фантазиях черепахи вполне могут разговаривать. В его сказках, кстати, разговаривают практически все, даже цветы. Парадоксы и иносказания в сказках Л. Кэрролла мы обсудим чуть позже, а пока вернемся к тому, что принято называть парадоксом Кэрролла.

По сути, этот парадокс представляет собой некую аллегорию об основах логики. Знающие люди сразу заметят в названии парадокса отсылку к одной из апорий Зенона, согласно которой Ахиллес никогда не сможет обогнать черепаху. Напомним вкратце «зеноновскую» версию:

  • Ахиллес двигается в 10 раз быстрее черепахи и находится в тысяче шагов от нее.
  • Пока Ахиллес преодолеет это расстояние, черепаха продвинется на сто шагов.
  • Пока Ахиллес преодолеет сто шагов, черепаха проползет еще десяток шагов и так до бесконечности.

Исходя из этой логики, Ахиллес не сможет догнать черепаху. В «кэрроловской» версии Ахиллес догоняет черепаху, садится ей на панцирь, и между ними происходит диалог. Так, черепаха предлагает Ахиллесу оценить верность следующей логической цепочки:

  • Вещи, которые равны, равны друг другу.
  • Две стороны этого треугольника – это одно и то же.
  • Следовательно, две стороны этого треугольника равны друг другу.

В процессе дальнейшего обсуждения выясняется, что тут все не так просто, как кажется на первый взгляд. Желающие могут ознакомиться с полной версией диалога и полным набором аргументов сторон здесь.

Как понять и как разрешить парадокс Кэрролла, и что делать, чтобы его разрешить? Мы ограничимся пояснением самого автора парадокса, который утверждает, что тут мы сталкиваемся с проблемой регресса, потому что для объяснения каждого последующего принципа нужно пояснение предыдущего, а как только мы поясним предыдущий принцип, нужно будет объяснять принцип, предшествующий предыдущему, и так бесконечно.

В случае с апорией Зенона проблема состоит в том, что некая бесконечная последовательность следующих друг за другом событий должна завершиться, невзирая на то, что невозможно представить себе «завершаемость» данной последовательности ни физически, ни в принципе .

На самом деле, «завершаемость» подобного рода событий можно легко представить с помощью известной шутки про бесконечное количество математиков и то, что все вместе они никогда не смогут купить 2 килограмма картошки, если каждый последующий из них будет брать в 2 раза меньше, чем предыдущий.

Проще говоря, первый покупает 1 килограмм картофеля, второй покупает полкило, третий – 250 граммов, и так до бесконечности. Эту ситуацию «завершает» простой работяга с ближайшей стройки, который просто приходит в магазин и безо всяких заморочек просит взвесить 2 килограмма картошки. Пример, конечно, утрированный, однако для практической повседневности более наглядный и реалистичный

На самом деле, ценность парадоксов и поиск путей их разрешения состоит в том, чтобы расширить математический аппарат и приблизиться к поиску алгоритмов решения сложных задач, коих и без сказочных фантазий в реальной жизни предостаточно. Ну а мы на этом остановимся и перейдем к более интересным вещам, понятным всем, кто читал сказки Кэрролла.

Духовный сан и путешествие в Россию

В колледже Чарльз Доджсон принял духовный сан диакона. Благодаря этому он мог читать проповеди, но не работать в приходе. В это время шло развитие контактов английской церкви и русского православия. К празднику, посвященному 50-тилетию пребывания митрополита Филарета на московской кафедре, писатель и диакон Чарльз с богословом Генри Лиддоном были приглашены в Россию. Доджсон по-настоящему наслаждался путешествием. Исполнив свои обязанности на официальных встречах и мероприятиях, он посещал музеи, записывал впечатления от городов и людей. Некоторые фразы на русском внесены им в «Дневник путешествия». Это была книга не для публикации, а для личного пользования, которую издали только после смерти автора.

Встречи русских и англичан, беседы через переводчиков и неофициальные прогулки по городу оставили яркое впечатление у молодого диакона. До этого (и после) он больше никуда не выезжал, кроме редких посещений Лондона и Бата.

Льюис Кэрролл / Книги

  • Carroll, Lewis. Alice’s Adventures in Wonderland / Lewis Carroll ; with illustrations by John Tenniel. — London : Macmillan and Co., 1866. — 192 p. : ill. — .
  • Carroll, Lewis. Through the Looking-Glass, and What Alice Found There / Lewis Carroll ; with fifty illustrations by John Tenniel. — London : Macmillan and Co., 1872. — 224 p. : ill. — .
  • Carroll, Lewis. The Hunting of the Snark, an agony, in eight fits / Lewis Carroll ; with nine illustrations by Henry Holiday. — London : Macmillan and Co., 1876. — xi. 83 p. — .
  • Carroll, Lewis. Rhyme? And Reason? / Lewis Carroll ; With sixty-five illustrations by Arthur B. Frost and nine by Henry Holiday. — New York : Macmillan & Co, 1884. — pp. xii. 214. — .
  • Carroll, Lewis. Sylvie and Bruno / Lewis Carroll ; with forty-six illustrations by Harry Furniss. — London : Macmillan & Co, 1889. — xxiii, 400 ps. — .еке].
  • Carroll, Lewis. Alice’s Adventures Under Ground / Lewis Carroll ; illustrations by the author. — New York, London : MacMillan & Co., Richard Clay and Sons, 1886. — viii, , 95, p. — .
  • Carroll, Lewis. Through the looking-glass and what Alice found there / by Lewis Carroll : with fifty illustrations by John Tenniel. — London : Macmillan and Co., 1904. — 215 с. — .
  • Carroll, Lewis. Alice in Wonderland / by Lewis Carroll ; ill. Gordon Robinson. —- New York : Sam’ Gabriel Sons & Company, 1911. — с.: цв. ил. — .
  • Carroll, Lewis. La Chasse au Snark: une agonie en huit crises : The hunting of the snark / Par Lewis Carroll; traduit en français par L. Aragon. — Chapelle-Reanville : The Hours Press, 1929. — 29, p. — .
  • Соня в царстве Дива / Льюис Кэрролk. — Москва : тип. А.И. Мамонтова и К°, 1879. — , 166 с., 1 л. ил. : ил. — .
  • Кэрролл, Л. Алиса в Зазеркальи / Льюис Карролл ; пер. с англ. В. А. Азова ; стихи в тексте Т. Л. Щепкиной-Куперник ; рис. худож. Джона Тенниэля. — Москва ; Петроград : Л. Д. Френкель, 1924. — 124 с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Алиса в Стране Чудес / Льюис Кэрролл ; перевод Александра Оленича-Гнененко ; рисунки Валерия Алфеевского. — Москва : Детская литература, 1958. — 144 с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Алиса в Стране Чудес. Сквозь Зеркало, и что там увидела Алиса / Льюис Кэрролл; пер. с англ. Н. Демурова ; худ. П. Чуклев. — София : Изд-во лит. на иностр. яз., 1967. — 225, с., л. цв. ил. — .
  • Кэрролл, Л. История с узелками / Льюис Кэрролл ; пер. с англ. Ю. А. Данилова ; под ред. Я. А. Смородинского ; худож. Ю. А. Ващенко. — Москва : Мир, 1973. — 408 с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес : сказка / Льюис Кэрролл ; пересказ Б. Заходера ; худож. Г. Калиновский. — Москва : Детская литература, 1974. — 159 с. : ил. — .
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в стране Чудес ; Зазеркалье (про то, что увидела там Алиса) / Льюис Кэрролл ; пер. с англ. А. Щербакова ; предисл. Ю. Кагарлицкого ; худож. М. Митурич. — Москва : Художественная литература, 1977. — 303 с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране Чудес; Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье / Л. Кэрролл ; пер. с англ. Н. М. Демуровой ; худож. Д. Тенниел. — Москва : Наука, 1978. — 359 с. : ил. — (Литературные памятники).
  • Кэролл, Л. Алиса в Зазеркалье : сказка / Льюис Кэрролл ; Пер. с англ. и предисл. В. Орла ; худож. Г. Калиновский. — М. : Детская литература, 1980. — 143 с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Аня в Стране Чудес : сказка / Л. Кэрролл ; пер. с англ. В. В. Набокова ; подгот. Н. И. Толстой ; худож. А. Геннадиев. — Ленинград : Детская литература, 1989. — 221, с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Логическая игра / Льюис Кэрролл ; пер. с англ. и предисл. Ю. А. Данилова. — Москва : Наука, 1991. — 191 с.: ил. — (Библиотечка «Квант» ; вып. 73).
  • Кэрролл, Л. Охота на Снарка : Агония в восьми воплях / Льюис Кэрролл ; пер. с англ. Г. Кружкова ; ил. Л. Тишкова ; макет и оформ. С. Стулова. —  : Рукитис, 1991. — 87 с.: ил.
  • Кэрролл, Л. Алиса в Стране Чудес ; Алиса в Зазеркалье ; Охота на Снарка ; Письма к детям / Льюис Кэрролл ; худож. А Шахгелдян ; пер. с англ. Л. Л. Яхнин, Ю. А. Данилов. — М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. — 607 с., 10 л. ил., 1 л. портр.
  • Кэрролл, Л. Алиса в Стране Чудес / Льюис Кэрролл ; ил. Туве Янссон ; пер. Нины Демуровой. — Москва : Рипол Классик, 2009. — 133, с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Сильвия и Бруно / Льюис Кэрролл ;  ; рис. Гарри Фарнисса. — Москва : Альфа-книга, 2011. — 488, с. : ил. — (Иллюстрированное издание).
  • Кэрролл, Л. Алиса в стране чудес / Льюис Кэрролл ; пересказ Б. Заходера ; худож. Виктор Чижиков. — Москва : Лабиринт, 2012. — 167 с. : цв. ил. — (Открой книгу!).
  • Кэрролл, Л. Алиса в Стране чудес : сказочная повесть : перевод с английского / Льюис Кэрролл ; иллюстрации Туве Янссон ; . — Москва : Махаон, 2015. — 112 с. : ил., цв. ил.
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес / Льюис Кэрролл ;  ; художник М. Митрофанов. — Москва : Росмэн, 2018. — 160 с. : ил. — (Внеклассное чтение. ВЧ).

Математика

Чарльз Доджсон действительно был одаренным математиком: возможно, отчасти поэтому загадки его текстов столь сложны и многообразны. Когда автор не писал свои шедевральные книги, он нередко занимался математическими работами. Конечно, он не стал в один ряд с Эваристом Галуа, Николаем Лобачевским или Янушем Бойяи, однако, как отмечают современные исследователи, делал открытия в сфере математической логики, опережающие свое время.


Математик Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл разработал собственную графическую технику для нахождения решения логических задач, которая была гораздо более удобной, нежели использовавшиеся в те времена диаграммы. Кроме того, сказочник виртуозно решал «сориты» — особые логические задачи, состоящие из последовательности силлогизмов, изъятие заключений одного из которых становится предпосылкой для другого, при этом все оставшиеся посылки в такой задаче были перемешаны.

ЛЬЮИС КЭРРОЛЛ – ЧЕЛОВЕК-ГОЛОВОЛОМКА

  • Главная
  • Учебное заведение
  • Новости

27.01.2017

Информация – О. И. Литовченко.
Опубликовал — Шилов А. А.

Один из самых важных секретов в жизни в том,
что только то, что мы делаем для других людей,

является единственным, что стоит делать.

Льюис Кэрролл

27 января исполняется 185 лет со дня рождения Льюиса Кэрролла (настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон, или Чарльз Латуидж Доджсон), английского писателя, математика, логика, философа, диакона и фотографа. Наиболее известные произведения: «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка». Профессор математики Оксфордского университета. Это одна из самых известных и в то же время загадочных личностей Викторианской Англии. Благодаря сказкам, переведенным на десятки языков, его знают дети и взрослые во всем мире. И в то же время личность автора обросла домыслами, слухами и догадками.
Родился 27 января 1832 г. в деревушке Дарсбери (графство Чешир) в большой семье сельского священника. Ещё в детстве Чарлз увлекался литературой; он устроил собственный театр марионеток и сочинял для него пьесы.
Будущий писатель хотел стать священником, как и его отец, поэтому поступил в Оксфордский университет на богословский факультет, но там увлёкся математикой. Затем он четверть века преподавал математику в оксфордском Крайсчёрч-колледже.
4 июля 1862 г. молодой профессор Доджсон отправился на прогулку с семьёй своих знакомых Лидделлов. Во время этой прогулки для Алисы Лидделл и двух её сестёр он рассказал сказку о приключениях Алисы. Чарлза убедили записать придуманную им историю. В 1865 г. «Алиса в Стране чудес» вышла отдельной книжкой. Однако Доджсон, к тому времени уже принявший сан священника, не мог подписать её своим именем. Он взял псевдоним Льюис Кэрролл. Сам автор считал «Алису» сказкой для взрослых и только в 1890 г. выпустил её детский вариант. После выхода первого издания сказки от читателей пришло множество писем с просьбой продолжить увлекательную историю. Кэрролл написал «Алису в Зазеркалье» (вышла в 1871 г.). Познание мира через игру, предложенное писателем, стало распространённым приёмом в детской литературе.
Книги об Алисе не единственные произведения Кэрролла.
В 1867 г. он единственный раз в жизни покинул Англию, вместе со своим другом, отправившись в Россию. Полученные впечатления Кэрролл описал в «Русском дневнике». Он написал также стихотворения для детей и книгу «Сильвия и Бруно». Сам писатель называл свои сочинения нонсенсом (бессмыслицей) и не придавал им значения. Главным делом жизни он считал серьёзный математический труд, посвящённый древнегреческому учёному Евклиду. Современные специалисты считают, что основной научный вклад Доджсон внёс своими трудами по математической логике. А дети и взрослые с удовольствием читают его сказки.
Умер Льюис Кэрролл 14 января 1898 в Гилфорде, графство Суррей.
Над ребусами Кэрролла ломают голову не только биографы и переводчики, но и читатели сказок — рассказы о приключениях Алисы полны загадками. Небольшая простая на первый взгляд поэма «Охота на Снарка» порождает больше вопросов, чем дает ответов. Миры, описанные сказочником, вдохновили создателей компьютерных игр, художников Таро, фотографов, интерьерных дизайнеров, шеф-поваров, композиторов и представителей других творческих профессий во всем мире. Присоединяйтесь — Кэрролл может вдохновить и вас!

Многогранность писателя

Льюис Кэрролл, биография которого долгое время поражала историков своей всесторонностью, умудрялся совмещать в себе интерес к огромному количеству направлений в культуре и науке. Преподобный Ч. Доджсон был сдержанным и суетливым холостяком, вовлеченным в политические и религиозные бури, которые в то время захлестнули Англию.

Писатель Льюис Кэрролл был восхитительным другом детей, для которых он создавал бесподобные истории и стихи. Кроме того, Льюис Кэрролл, биография которого свидетельствует о его разносторонности, был еще и фотографом. Он был знаком со знаменитым специалистом Гюставом Рейландером и даже брал у него несколько уроков мастерства. Кэрролл любил постановочные съёмки, и в своей коллекции имел альбом детских фотографий и личных работ первой признанной в Европе женщины-фотографа Клементины Гаварден.

Одним из возможных решений загадки биографии Кэрролла является предположение о том, что он вобрал в себя две личности: «Льюиса Кэрролла» и «Преподобного Доджсона». В этом человеке всегда было что-то странное. С раннего детства он заикался, чрезвычайно суетливо относился к собственным вещам, а также ежедневно проходил не менее 20 миль.

Но более правдивым является то, что «Доджсон» и «Кэрролл» были частью одной личности. Очевидно, что будущий писатель был безмерно счастлив в детстве и равно также несчастлив в дальнейшей жизни. Именно этим можно объяснить тягу Кэрролла к общению с маленькими девочками. Ведь именно в детстве, в те счастливые времена могла правильно развиваться его личность, и мог раскрываться его многогранный талант.

Путешествовал по России и познакомился с митрополитом Филаретом

В 1867 году вместе со своим другом, богословом Генри Лиддоном, Кэрролл отправился в далекую Россию, чтобы познакомиться с ее культурой, а особенно — с православными храмами и священниками. Писатель вел «Русский дневник», где подробно описывал все происходящее с ним.

Специально для путешествия Кэрролл выучил русский алфавит, чтобы записывать русские слова и произносить их. Самым устрашающим словом для писателя был родительный падеж множественного числа причастия «защищающийся»: «Zashtsheeshtschayjushtsheekhsya!»

Кэрролл побывал в Петербурге, Кронштадте, Москве, Новом Иерусалиме, Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде. Ему удалось побывать на службах в Исаакиевском и Казанском соборах, Троице-Сергиевой лавре, Новодевичьем монастыре. Кэрролл сравнивал православные богослужения с англиканскими, поражаясь православному хору, который, в отличие от западного, пел без музыкального сопровождения: «Однако голоса и без всякой помощи производят дивное впечатление», — записал англичанин в своем дневнике. Также Кэрроллу и Лиддону удалось встретиться с епископом Дмитровским Леонидом, викарием московского митрополита Филарета (Дроздова), а также с самим митрополитом и поприсутствовать на праздновании пятидесятилетнего юбилея его епископского служения.

Как появилась Алиса

Возможно, Льюис Кэрролл остался бы лектором навсегда, если бы в 1856 в Крайст-Черч не сменилось бы руководство. Главой учебного заведения стал Генри Лидделл, который приехал в город со своей женой и детьми. Писатель быстро завёл дружеские отношения с новым начальством и вскоре стал хорошим приятелем их семьи. Именно одна из дочерей декана Генри Лиделла, Алиса, стала прототипом девочки из знаменитых книг Льюиса.

Также, как и своим братьям и сёстрам, Кэрролл любил рассказывать сказки детям Лиделла. Он сочинял их буквально на ходу, и дети всегда находили его рассказы забавными.

Однажды Алиса, дочка Лиделла, попросила Кэрролла в который раз рассказать интересную сказу ей и её сёстрам. Именно тогда Льюис впервые поведал будущий бестселлер, где маленькая девочка Алиса упала в норку кролика.

Чтобы детям было увлекательней слушать, Кэрролл сделал героиню похожую на всех трёх сестёр. Сёстры были в восторге от такого рассказа и даже заставили своего рассказчика записать историю на бумаге, чтобы перечитывать на ночь. Льюис торжественно вручил свою рукопись маленьким девочкам, а сам взял эту историю за основу своей будущей книги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: