Последнее искушение Христа (1988)
Сценарий: Пол Шредер (тот, что писал «Таксиста» и «Бешеного быка«)Жанр: драмаВ ролях: Уиллем Дефо, Харви Кейтель, Барбара Херши, Гарри Дин Стэнтон, Дэвид БоуиРейтинг КиноПоиск: 7,4Рейтинг IMDb: 7,5
Экранизация романа, который Римская католическая церковь внесла в список запрещенных, а его автора Никоса Казандзакиса греческая православная церковь не разрешила хоронить на кладбище.
Первая попытка снять этот фильм закончилась провалом, и Скорсезе в одном из интервью поставил Голливуду неизлечимый диагноз — коммерциализация в финальной стадии. Режиссер даже думал переехать в Европу и снимать только документальные фильмы, и не было бы тогда ни «Отступников», ни «Острова проклятых», ни «Ирландца». Но все эти фильмы вышли, и «Последнее искушение» тоже — пусть и спустя десять лет с момента задумки и несмотря на агрессивное сопротивление религиозного сообщества. Картину запретили к показу в нескольких городах Штатов, в Денвере в одном из кинотеатров повредили экран и выкрали копию фильма, один из религиозных активистов назвал Скорсезе психически больным и алчным человеком, а три с половиной тысячи кинотеатров в Америке вообще отказались показывать фильм. Лента провалилась в прокате, но сам ее выход — это маленькая победа свободы слова.
Сюжет сосредоточен на двойственности Христа — сына Бога, с одной стороны, и, с другой — человека, которому близки соблазны и желания простых смертных. Отдельные события (Тайная Вечеря, суд, распятие, чудеса) повторяют описанные в евангелиях, но многое из священных текстов Казандзакис и Скорсезе переосмыслили, что и вызвало яростную реакцию верующих.
Трейлер:
Цвет денег (1986)
Сценарий: Ричард Прайс («Однажды ночью», «Чужак», «Выкуп») Жанр: спортивная драмаВ ролях: Пол Ньюман, Том Круз, Мэри Элизабет Мастрантонио, Джон ТуртурроРейтинг КиноПоиск: 7,4Рейтинг IMDb: 7
Премия «Оскар» ушла Полу Ньюману за лучшую мужскую роль.
Эдди, профессиональный бильярдист, увидел в Винсенте, молодом любителе, талант. Кий в руках парня превращается в грациозное оружие, шары разлетаются как стаи бабочек, зеленое сукно блестит и обещает исполнение желаний. Все это не про «Цвет денег» — никаких метафор, бильярд — это математика с уклоном в глубокую психологию. Профессиональный бильярд — это куда больше, чем загонять шарики в лузы: Эдди учит Винсента вводить соперников в заблуждения, манипулировать ставками, проигрывать слабым и легко расправляться с сильными. Проблема только одна: Эдди — представитель старой школы, а новое поколение играет по другим правилам. Там, где Эдди видел границу чести, за которой игра не имеет смысла, Винсент не видит никаких препятствий к победе. В итоге «Цвет денег» — это о том, что бильярдное сукно одного цвета с долларами, и о том, что цель игры у каждого игрока своя.
Трейлер:
Алиса здесь больше не живет (1974)
Сценарий: Роберт Гетчелл (дважды номинант «Оскара» — за этот фильм и за картину «На пути к славе») Жанр: драма, комедияВ ролях: Эллен Берстин, Дайан Лэдд, Харви Кейтель, Крис КристофферсонРейтинг КиноПоиск: 7,1Рейтинг IMDb: 7,3
Скорсезе не часто говорит о любви — видимо, четыре неудачных брака не сильно вдохновили мастера снимать кино об отношениях. Но в начале 70-х Скорсезе еще не знал о своем серийном брачном невезении и снял трогательное, сочувствующее кино о том, как трудно быть женщиной.
Алиса Хайатт стала одной из миллионов жертв семейного счастья: на кухонной доске женщина каждый день своими руками кромсала собственные мечты о блестящей карьере, славе и успехе. Зато сын был сыт, муж иногда опускался до довольной улыбки, и сама Алиса вроде бы даже не присматривалась к веревкам и табуреткам. Взгляд сценариста в этой истории ничто бы не зацепило, если бы супруг Алисы не умер. Автомобильная авария лишила подростка Томми отца и открыла для женщины траурную дорогу к пыльным надеждам. Алиса закинула вещи в машину, впихнула туда конфликтного сына и умчалась в другой город, чтобы наконец начать свою настоящую жизнь. В этой истории будет очень много «но» по дороге к женскому счастью, но Алиса больше никогда не согласится на объездной вариант.
Эллен Берстин получила «Оскар» за лучшую женскую роль (актриса, которая сыграла маму одержимой девочки в «Изгоняющем дьявола», маму наркомана в «Реквиеме по мечте» и Элизабет Хейл в «Карточном домике»).
Трейлер:
Авиатор (2004)
Сценарий: Джон Логан («Суини Тодд» Тима Бертона, мультфильмы про ящерку Ранго и смелого морехода Синдбада) Жанр: драмаВ ролях: Леонардо Ди Каприо, Кейт Бланшетт, Мэтт Росс, Джон Си Райли, Кейт Бекинсейл, Алек БолдуинРейтинг КиноПоиск: 7,6Рейтинг IMDb: 7,5
Картина о бизнесмене, который стал прообразом Тони Старка: стопроцентный и реально существовавший плейбой, миллиардер и просто гений. С филантропией у Говарда Хьюза не сложилось, и железный костюм он не носил, зато Ричард Никсон (37-ой президент Штатов) признал Говарда самым могущественным человеком в мире. А еще мистер Хьюз был инженером, предпринимателем и продюсером фильмов, поставил рекорд своего времени по скорости полета на самолете, получил звание «Героя Американской нации» и трижды попал в книгу рекордов Гиннеса. А потом стал затворником и довел себя до неузнаваемого состояния и наркотической комы.
Ди Каприо справился с ролью одержимого гения: бешеный блеск в глазах, дерганность, вспыльчивость, бетонное упрямство и все признаки ОКР, отыгранные как по медицинской энциклопедии. В сценарии фильма уделили время не только самолетам и кино, главным страстям Хьюза, но и третьей — женщинам. Говард Хьюз встречался с самыми известными актрисами Голливуда середины прошлого века, и многие из них говорили, что Хьюз их просто покупал. Но главная любовь Говарда — Кэтрин Хепберн, действующая рекордсменка по количеству «Оскаров», так и осталась непокоренной славой, деньгами и влиянием бизнесмена. Масштабное кино о масштабном историческом персонаже.
Трейлер:
Интересное из фильмографии
Ключ от Резервы (2007)
Рейтинг КиноПоиск: 7,3Рейтинг IMDb: 7,9
Короткометражка, в которой Мартин Скорсезе играет в Альфреда Хичкока. К Скорсезе попали три с половиной страницы мастера черно-белых ужастиков: в сценарии несостоявшегося фильма отсутствовала середина, так что Мартину и сценаристу Теду Гриффину (работал над «Великолепной аферой» и «Одиннадцатью друзьями Оушена») пришлось пофантазировать вместо Хичкока.
А в главной роли снялся менталист из «Менталиста» Саймон Бейкер.
Нью-Йорк, Нью-Йорк (1977)
Рейтинг КиноПоиск: 7,3Рейтинг IMDb: 6,7
Тот самый мюзикл Скорсезе, который провалился в прокате и подтолкнул своего создателя к медикаментозной коме из-за наркотического запоя. В главных ролях Роберт Де Ниро и Лайза Минелли. Двое талантливых исполнителей не слишком романтично познакомились, не очень удачно провели первое и второе свидание, с трудом поженились, и с браком отношения запутались вконец. Две творческие личности могут надеть друг на друга кольца, но сковать свое эго гораздо труднее. В чем-то этот нервный, слегка депрессивный мюзикл напоминает «Ла-Ла Лэнд».
Заглавную песню из фильма «New York, New York» позже перепел Фрэнк Синатра.
Хранитель времени (2011)
Рейтинг КиноПоиск: 6,9Рейтинг IMDb: 7,5
Вспомним, что такое Скорсезе: бандиты, криминал, религия, музыка, саспенс, психологическое давление на зрителя, неудобные темы и неприкрытое насилие. И всего этого в «Хранителе времени» нет — Мартин снял семейный проект с Хлоей Грейс Морец и Эйсой Баттерфилдом («Половое воспитание») в главных ролях. Причем неплохое кино: жюри «Оскара» выдвинуло фильм на одиннадцать номинаций, и картине отдали пять технических статуэток.
Сюжет рассказывает о двух сиротах, которые верили в кинематограф как в чудо и помогли одному талантливому режиссеру заново поверить в себя. Красивый урок по истории кино в форме приключения двух милых сирот — не всегда герои, темы и сцены Скорсезе окутаны мраком и безнадежностью.
Нью-Йоркские истории (1989)
Рейтинг КиноПоиск: 6,8Рейтинг IMDb: 6,4
Вуди Аллена, Мартина Скорсезе и Френсиса Форда Копполу объединяет не только любовь к кино и стильным очкам, но и этот фильм. Картина состоит из трех частей от троих известных американских режиссеров, и в каждой части Нью-Йорк — живой, любимый авторами персонаж. Сюжет Скорсезе расскажет о художнике, который не может творить без сильных переживаний в жизни. Эмоциональные страдания мужчине организует его любовница, которая привозит из путешествия новые впечатления и нового бойфренда.
«История американского кино от Мартина Скорсезе» и «Мое путешествие в Италию»
Два документальных фильма, в которых Скорсезе преподает историю кинематографа вообще и итальянского кинематографа в частности. Здесь можно не только набраться новых знаний о режиссуре и кинопроизводстве, но и узнать самого Мартина поближе.
Майкл Джексон, Боб Дилан и The Band
Именитый режиссер говорил, что его волнуют только две вещи: кино и религия. Но судя по фильмографии, чего-то Скорсезе недосчитался — музыки. Ниже список документальных проектов Мартина, посвященных творчеству известных музыкантов.
- Rolling Thunder Revue: История Боба Дилана глазами Мартина Скорсезе (2019);
- The Rolling Stones: Да будет свет (2008);
- Нет пути назад: Боб Дилан (2005);
- Последний вальс (1978, история The Band);
- и клип на песню Bad Майкла Джексона — это тоже Скорсезе.
Кундун (1997)
Сценарий: Мелисса Мэтисон («Черный скакун», «Инопланетянин») Жанр: военная драмаРейтинг КиноПоиск: 7,4Рейтинг IMDb: 7
Фильм о четырнадцатом перевоплощении Далай-Ламы. Тэнцзину Гьямцхо было всего пять, когда его забрали от родителей и возвели на трон, и путь правления духовного лидера Тибета не был простым. Вторжение китайских коммунистов вынудило Далай-Ламу XIV бежать в Индию, где Тэнцзин возглавил Тибетское правительство в изгнании. Любовь к своему народу и стремление к пацифизму позволили духовному наставнику тибетских буддистов завоевать мировое уважение и признание, и в 1989-м Далай-Лама XIV получил Нобелевскую премию мира, а позже и Золотую медаль Конгресса — высшую награду США.
Фильм больше художественный, чем исторический: акцент здесь смещен с тибетской борьбы за независимость на взаимную преданность Тэнцзина и его народа. А еще кино обрадует поклонников мультсериала «Аватар» — церемония определения аватара там взята из реальной тибетской традиции. В поисках нового перевоплощения Далай-ламы буддисты предлагают детям-кандидатам выбрать среди нескольких игрушек свои. Если ребенок выбирал предметы, принадлежавшие предыдущему Ламе, значит, малыш почувствовал связь со своей прошлой жизнью.
Трейлер:
Злые улицы (1973)
Жанр: триллер, драма, криминалВ ролях: Роберт Де Ниро, Харви Кейтель, Дэвид Провэл, Эми РобинсонРейтинг КиноПоиск: 7,1Рейтинг IMDb: 7,3
Скорсезе не часто говорит о любви — видимо, четыре неудачных брака не сильно вдохновили мастера снимать Один из первых полнометражных фильмов Скорсезе, и сразу о самом родном — о бандитском Нью-Йорке. Известный американский режиссер вырос в строгой католической семье, с детства болел астмой и собирался стать священником — откуда такая любовь к гангстерам? Но сердцу не прикажешь, и генам тоже — у Скорсезе итальянские корни, и родился Мартин в Квинсе — первый труп с простреленной головой режиссер увидел в пять лет. В Квинсе улицами правили сицилийцы — еще одна причина, почему в фильмах мастера появляются члены итало-американской мафии. Действия «Злых улиц» происходят в Маленькой Италии — квартале Нью-Йорка, где жили итальянцы-иммигранты и где разворачивались события второго «Крестного отца» Копполы.
Скорсезе не часто говорит о любви — видимо, четыре неудачных брака не сильно вдохновили мастера снимать Чарли Кейтелю не повезло родиться честным и искренне верующим парнем в криминальной семье — карьера Чарли в мафии началась еще до его рождения. Жалобный голос совести и религиозных убеждений молодой Кейтель пытается заглушить, спасая своего друга детства Джонни Боя. Но последний спасаться не желает: этого парня волнуют только девушки, легкие деньги и прочие быстрые удовольствия. Чарли хмурится и переживает о душе Джонни, а ростовщики, которым Джонни должен очень много бумажек, не переживают ни о чем. Эти не слишком благородные господа всегда получают свое, а слегка обмороженный головой и горячий словом Джонни умудряется сильно разозлить одного из своих заемщиков. В итоге Чарли придется спасать не только душу друга, но и его жизнь.
Скорсезе не часто говорит о любви — видимо, четыре неудачных брака не сильно вдохновили мастера снимать В фильме есть и другие герои — Тони Прувэл и Майк Романус. Ребята тоже живут по законам мафии, но сильно страдают под давлением старшего поколения бандитов. Идти против семьи трудно, следовать ее традициям не всегда разумно, искать свой путь в мире, где все просчитано на годы вперед, — на грани самоубийства.
А еще:
- «Злые улицы» — редкий фильм, где Скорсезе и режиссер, и сценарист;
- в конце 90-х фильм вошел в национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США;
- это злая, ни разу не романтичная драма, в которой Скорсезе впервые работал со своим будущим экранным альтер-эго Робертом Де Ниро.
Трейлер:
Другие проекты
Вудсток. Три дня мира и музыки
Основная статья: Вудсток (фильм)
Мартин Скорсезе был одним из монтажёров музыкального документального фильма «Вудсток» о легендарном фестивале рок-музыки, проходившем под открытым небом в Вудстоке в 1969 году. В этой работе не просто запечатлены выступления популярных исполнителей своего времени, но и создан уникальный портрет поколения шестидесятых годов в Америке. Режиссёром фильма выступил Майкл Уэдли.
Основная статья: Итало-американец (фильм)
1974 — Итало-американец / Italianoamerican
История американского кино от Мартина Скорсезе
Основная статья: История американского кино от Мартина Скорсезе
Документальный телефильм, вышедший в 1995 году и посвященный фильмам раннего Голливуда. Повествование, не сохраняя хронологической последовательности, охватывает период от становления американского кинематографа до переломных времен начала 1960-х, от новаторства Д. У. Гриффита 1910-х годов до классических фильмов таких мастеров эпохи расцвета Голливуда как Билли Уайлдер, Винсент Минелли, Элиа Казан. Скорсезе рассматривает развитие таких типично американских узких жанров как вестерн, мюзикл, гангстерский фильм, показывая изменения, которые претерпевали те клише и стандарты, по которым они снимались. Значительную часть фильма занимает рассказ об особенностях режиссёрской работы, о том, как режиссёры стремились преодолеть стереотипы коммерческого кино, привнося новые технические и художественные решения, а иногда и откровенно бунтуя против них. В фильме использованы элементы интервью режиссёров, в которых они рассказывают о своем творческом подходе и своем видении кино.
Видеоклип «Bad»
1987 — режиссёр короткометражного фильма «Bad» (Майкл Джексон), послужившего основой для одноимённого музыкального видеоклипа. В 18-минутном фильме есть множество ссылок на фильм 1961 года Вестсайдская история, особенно эпизод с «Cool».
The Rolling Stones. Да будет свет
Основная статья: The Rolling Stones. Да будет свет
Документальный фильм Мартина Скорсезе, в котором рассказывается о карьере рок-н-ролльной группы The Rolling Stones. В фильм также включены кадры съёмок тура «A Bigger Bang Tour» (2006). Скорсезе снимал The Rolling Stones в течение двух ночей в нью-йоркском Beacon Theater: 29 октября и 1 ноября 2006 года.
Удивительные истории
Основная статья: Удивительные истории (телесериал)
1985 — Удивительные истории (эпизод «Зеркальце, зеркальце») / Amazing Stories (episode Mirror, Mirror)
Примечания
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) Проверено 30 октября 2007 г.
- ↑ (англ.) , Denise Noe. Crime Library. Courtroom Television Network, LLC. Проверено 30 октября 2007 г.
- (англ.) Проверено 30 октября 2007 г.
- (англ.) , Denise Noe. Crime Library. Courtroom Television Network, LLC. Проверено 30 октября 2007 г.
- (англ.) , Julie Wolf. Проверено 30 октября 2007 г.
- (англ.) «Teen-age Actress Says Notes Sent by Suspect Did Not Hint Violence», Matthew L. Wald, New York Times, 2 апреля 1981 г.
- (англ.) «Yale Police Searched For Suspect Weeks Before Reagan Was Shot», Matthew L. Wald, New York Times, 5 апреля 1981.
- by Tim Dirks, Filmsite.org (online), 2008
- (англ.) (2011). Проверено 10 марта 2012.