Причина № 5: давал советы
В «Опытах» содержатся советы о самых разных сторонах жизни: дружбе, долге, страхе, воспитании детей, устройстве государства. Человек может прочитать главу о том, что его волнует сейчас, и позаимствовать опыт Монтеня, как при чтении поста блогера.
Изначально Мишель Монтень создавал «Опыты» не для широкого круга читателей. Поэтому он выбирает доверительный тон и наполняет текст советами, которые призваны помочь близким. В предисловии он пишет:
Но писатель решил, что книга должна быть опубликована, а не лежать в семейном архиве, и поделился своими знаниями о жизни со многими поколениями читателей.
Советы Монтеня — не далекие от жизни рассуждения философов. Его волнует не абстрактная истина, а решение человеческих проблем:
И чтобы помочь читателю овладеть этой наукой, он озвучивает определенные законы, которые могут пригодиться каждому человеку.
Причина № 7: был инфлюенсером для современников и потомков
Ученые признают, что Монтень сильно повлиял на мировую литературу. В первую очередь — созданием жанра эссе, который подразумевает размышления на философские темы в свободной форме и выражение нескольких точек зрения по тому или иному вопросу. Жанр эссе у Монтеня позаимствовал Фрэнсис Бэкон для книги «Эccе, или Поучения, гражданские и моральные», а затем он стал появляться и у других авторов.
Кроме того, многие писатели вдохновлялись Монтенем и использовали его идеи в своих произведениях. Например, филолог Дж. С. Тэйлор установил, что у Шекспира встречается 750 прямых заимствований из «Опытов», а идея Монтеня о том, что «самая добровольная смерть наиболее прекрасна», повлияла на восприятие смерти в трагедиях драматурга — вспомним хотя бы окончание «Ромео и Джульетты».
Писатель повлиял и на русских авторов: например, Пушкин читал его еще в юности, а затем много раз перечитывал. В одном из писем к жене поэт просит: «Пришли мне Essais de Montaigne четыре синих книги на длинных моих полках».
Философия Монтеня
«Опыты» Монтеня — это серия самопознаний, полученных главным образом из наблюдений над самим собой, а также размышлений о природе человеческого разума в целом. Каждый человек, говорит писатель, отражает в себе человечество; он выбрал себя в качестве представителя расы и тщательно изучил все свои душевные движения. Его философскую позицию можно назвать скептицизмом, но скептицизмом совершенно особого характера.
Скептицизм Монтеня — нечто среднее между скептицизмом жизненным, обусловленным горьким опытом жизни и разочарованием в людях, и скептицизмом философским, основанным на глубоком убеждении в ненадежности человеческого знания. Его разносторонность, душевное равновесие и здравый смысл спасают его от крайностей любого направления. Монтень признает эгоизм главной причиной человеческих поступков, но не возмущается им; он считает его вполне естественным и даже необходимым для человеческого счастья, ибо когда человек принимает близко к сердцу интересы других людей в той же мере, что и свои собственные, он счастлив и спокоен! Он на каждом шагу свидетельствует о человеческой гордыне и доказывает, что человек не может знать абсолютной истины, что все истины, которые мы признаем абсолютными, являются лишь относительными.
Согласно Монтеню, человек существует не для того, чтобы создавать нравственные идеалы и пытаться приблизиться к ним, а для того, чтобы быть счастливым.
Монтень ценил моральный долг и саму добродетель постольку, поскольку они не противоречили этой цели; всякое насилие над своей природой во имя абстрактной идеи долга казалось ему бесплодным. «Я живу от одного дня до другого, и, говоря по совести, живу только для себя». В соответствии с этим взглядом Монтень видит важнейшие обязанности человека перед самим собой; они исчерпываются словами Платона, которые цитирует Монтень: «Делай свое дело и познай самого себя».
Последняя обязанность, по мнению Монтеня, самая важная, ибо для успешного выполнения своей работы необходимо изучить свой характер, свои склонности, величие своих сил и способностей, свою силу воли, одним словом — самого себя. Человек должен воспитывать себя для счастья и стараться развить такое состояние души, при котором счастье ощущается сильнее, а несчастье — слабее. Изучив неизбежные и объективные несчастья (физическое уродство, слепота, смерть близких людей и т.д.) и субъективные несчастья (возмутительное тщеславие, жажда славы, почестей и т.д.), Монтень утверждает, что бороться с ними и другими — долг человека перед самим собой, если это возможно.
Разумнее относиться к неизбежным несчастьям с раболепием, стараться как можно быстрее к ним привыкнуть (заменить отказ одного органа повышенной активностью другого и т.д.). Что касается субъективных несчастий, то в значительной степени от нас зависит, сможем ли мы смягчить их тяжесть, рассматривая славу, почет, богатство и т.д. с философской точки зрения. За обязанностями человека перед самим собой следуют его обязанности перед другими людьми и обществом.
Принцип, по которому должны регулироваться эти отношения, — это принцип справедливости, каждый человек должен быть вознагражден в соответствии со своими заслугами, потому что таким образом человек в конечном итоге проявляет справедливость по отношению к самому себе. Справедливость по отношению к жене означает отношение к ней если не с любовью, то, по крайней мере, с уважением; к детям — заботу об их здоровье и образовании; к друзьям — ответную дружбу. Первая обязанность перед государством — уважать существующий порядок. Это не означает примирения со всеми его недостатками, но существующее правительство всегда предпочтительнее, ибо кто может поручиться, что новый общественный порядок принесет больше счастья или даже что он не окажется хуже.
Биография
Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон – они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.
Уважение к природе
Монтеневский стоицизм воздает беспрекословное должное природе — мировоззрение, очень характерное для людей эпохи Возрождения. «Не беспокойся о том, что не можешь умереть: сама природа, когда придет время, научит тебя достаточно основательно. Он все сделает за вас; не занимайте им свои мысли».
Судьба человека — прислушиваться к природе; самое надежное средство для преодоления стоящих перед ним трудностей — умеренность; она позволяет избежать крайностей, разрушающих личность, позволяет существовать в тех пределах, которые установлены самой природой.
«Мудрецы очень старались предостеречь нас от ловушек наших страстей и научить различать истинные, полноценные удовольствия от тех, к которым примешиваются печали и которые омрачаются ими. Ведь большинство удовольствий, говорят они, только щекочут и соблазняют нас задушить себя до смерти, как тех разбойников, которых египтяне называли Филетом. И если бы головная боль мучила нас еще до опьянения, мы бы остерегались пить в меру. Но удовольствие, чтобы обмануть нас, предшествует своим спутникам и заслоняет их. Книги — это приятно, но если, погружаясь в них, мы в итоге теряем здоровье и силы, наше самое ценное достояние, то не лучше ли оставить и их». Думаю, здесь уместно вспомнить известное изречение «за удовольствие надо платить». Дело в том, что в нашем мире ничего не происходит без следа. А удовольствие, как и любая вещь, имеет всевозможные противоречия как свои неотъемлемые свойства. Весь вопрос в том, как найти разумный баланс и сохранить его.
«Мы воспринимаем красоту и изящество только тогда, когда они кажутся нам искусственно заостренными, напыщенными и раздутыми. Когда они прячутся за прямотой и простотой, они легко исчезают из поля зрения такого грубого зрения, как наше. Их красота незаметна, скрыта: только очень ясный и чистый глаз может уловить это тихое сияние». Мне кажется, что здесь важную роль играет и настроение нашего зрения: что мы хотим увидеть, что хотим воспринять. И насколько это нас волнует: сколько душевных сил мы готовы потратить, чтобы найти то, что нам нужно. Те, кто довольствуется поверхностным взглядом, конечно, не видят того, что находится внутри.
«Каждый из нас гораздо богаче, чем мы думаем, но мы привыкли жить в долг и на подачки, нас воспитали так, что мы больше хотим взять у других, чем получить что-то от себя. Человек не в состоянии ограничить себя тем, что ему необходимо. Любовь, богатство, власть — всего этого он хочет больше, чем способен получить. Его жадность не знает предела. Я считаю, что то же самое верно и в отношении стремления к знаниям. Человек претендует на большее, чем он может, и большее, чем ему вообще нужно, считая полезным в науке все без исключения, что она охватывает.» Но мне кажется, что такое желание «пожирать вещи» присуще человеку с самого начала. Изменить ситуацию можно, конечно, волей разума.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
- Объективность знания и творческая деятельность
- Л. Фейербах и его философия
- Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
- Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
- Философское понятие материи и принцип материального единства мира
- С. Аскольдов и его философия
- Задачи современной философии
- Формы общественного сознания
- Возрождение
Мишель Монтень
Монтень Мишель де (1533/1592) — французский писатель, философ. Его
художественный труд «Опыты» оказал большое влияние не только на последующих
философов и мыслителей, но и на многих писателей и поэтов. Содержание
размышлений Монтеня не сводится к одной какой-либо проблеме и представляет
собой огромную сферу интересов — от размышлений над различными философскими
категориями, понятиями до психологических, нравственных оценок и т.п.
Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 178.
Другие биографические материалы:
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.
Философ-гуманист (Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический
словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр
«Академия», 2001).
Баландин Р.К. И даже на самом высоком из земных
престолов сидим мы на своем заду (Баландин Р.К. Сто великих гениев /
Р.К. Баландин. — М.: Вече, 2012).
Грицанов А.А., Бобр А.М. Мыслитель, юрист, политик
(Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Представитель возрожденческого скептицизма
(Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Стрельцова Г.Я. Писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения
(Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН.
Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т.
II, Е – М).
Фролов И.Т. Отвергал религиозное учение о бессмертии
души (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Богуславский В.М. Идеализировал первобытное общество
(Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 9. МАЛЬТА — НАХИМОВ. 1966).
Произведения Монтеня было включено Ватиканом в 1676
году в индекс запрещённых книг (Философский энциклопедический словарь. —
М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М.
Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Воспитание должно способствовать развитию личности
(Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. 2 изд.
перераб. М., 1981).
Происходил из среды «дворянства мантии» (Всемирная
история. Том IV. М., 1958).
Далее читайте:
Монтень. Опыты. Глава XXVI. О
воспитании детей. Госпоже Диане де Фуа, графине де Гюрсон.
Философы, любители мудрости
(биографический указатель).
Исторические лица Франции
(биографический указатель).
Сочинения:
Oeuvres complètes, ѵ. 1–6. P., 1924–27;
Essais, v. 1–3. P., 1992;
в рус. пер.: Опыты в трех книгах. М. – Л., 1954–60; 2-е изд., М., 1979–80.
Литература:
Богуславский В.М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964;
Он же. Скептицизм в философии. М., 1990;
Рыкова Н.Я. Писатели Франции. М., 1964;
Michel P. Continuité de la sagesse française (Rabelais, Montaigne, La
Fontaine). P., 1965;
Glauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972;
Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975;
Montaigne (1580–1980). Actes du Colloque international (USA– France-1980).
P., 1983;
Screech M.A. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the «Essais». L., 1983;
Konstantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989;
Tortel J. Montaigne. P., 1990;
Montaigne et la révolution philosophique de XVIII siècle. Brux., 1992.
Воспитание человека
Взгляды Монтеня на воспитание кардинально отличались от средневековых, где главными принципами были повиновение, страх наказания и бездумное послушание. Как же философ предлагал воспитывать людей Нового времени? В первую очередь необходимо обеспечить детям всестороннее развитие, они должны изучать разные науки, искусства, ремесла, тренировать тело упражнениями
Самое важное, чтобы человек стал личностью, научился понимать самого себя, получать удовольствие от жизни и преодолевать неприятности, не теряя присутствия духа
Многие педагогические принципы Монтень взял из собственного детства. Его отец, высокообразованный человек, долгое время бывший мэром Бордо, воспитывал сына по новаторской системе. Его учителя говорили с ним только на латыни, он изучал античных авторов, его не наказывали и ни к чему не принуждали, а старались пробудить интерес. Такое воспитание дало свои плоды, Мишель Монтень стал выдающимся человеком.
Развивающее воспитание невозможно без гуманного отношения к ребенку, считал Монтень. Любое насилие должно быть исключено, дети сами должны выбирать, что им интересно, а что нет. Многое, конечно, зависит от умения педагога заинтересовать своих подопечных, показать им увлекательность наук. «Пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применит к множеству различных предметов», — призывал он.
Поделиться ссылкой
Причина № 4: опирался не на авторитеты, а на свое мнение
Возрождение было так называемой эпохой готового слова. Это значит, что в литературе ценилось не высказывание новых мыслей и создание новой формы, а искусное использование уже существующих. Монтень же в своем способе размышления куда ближе к современным людям, которые создают тексты для выражения собственной индивидуальности.
Целая глава «Опытов» Монтеня — «О педантизме» — посвящена ответу на вопрос, почему надо самому приходить к выводам, а не следовать за авторитетами. В ней он замечает, говоря об образованных людях:
Монтень не отрицает образование как таковое, но критикует людей, которые замещают отсутствие собственного мнения цитированием чужих. Такое использование знаний, по его мнению, не имеет никакой пользы и гордиться им нельзя.
ІІІ том
Естественным стремлением всех живых существ является жажда овладеть знаниями. Недостаточность мышления приводит человека обращаться к опыту. Изучив себя, Монтень, довольно быстро научился понимать других людей. Друзья не раз удивлялись его способности понимать жизненные обстоятельства намного лучше их самих. Причиной было то, что автору был поставлен не одни смертельный диагноз, и чтобы помочь другим, он рассказывал, как сам себя погубил. Ведь в молодости никто не задумывается о последствиях и пагубно относится к здоровью. Монтень узнал о камне в почках, и врач объяснил это пристрастием в юношестве к острым блюдам. Также, автор был бесплоден. Скорая смерть и не рождение потомков заставило его пересмотреть еще большее количество жизненных опытов и это стало толчком для написания третьего тома рассказа, где приводится много примеров, как сохранить здоровье с самого начала.
Все три тома рассказов Монтеня « Опыты» учат читателей в первую очередь оставаться человеком при разных жизненных ситуациях, не подражать большему количеству людей, рассчитывать на собственные силы и бережно относится к собственному здоровью с самого начала жизни.
Оцените произведение:
2.96
Голосов: 26 Читать краткое содержание Монтень — Опыты. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Мишель де Монтень
Мише́ль де Монте́нь — французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».
Раз мы ненавидим что-либо, значит, принимаем это близко к сердцу.
Настоящий друг — это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе.
Нет ответа более унижающего, чем презрительное молчание.
Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль.
Если кто-нибудь спросит почему я любил так, как любил, я отвечу: потому что мы оба были верны друг другу. Это мой единственный ответ.
Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее.
Женщины нисколько не виноваты в том, что порою отказываются подчиняться правилам поведения, установленным для них обществом, — ведь эти правила сочинили мужчины, и притом безо всякого участия женщин.
Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого.
Самая великая вещь на свете — уметь принадлежать себе.
Женщине, ложащейся в постель с мужчиной, нужно снять свою скромность вместе с юбкой, а облачиться в неё опять же с юбкой.
Любовь — неистовое влечение к тому, что убегает от нас.
Самым лучшим доказательством мудрости является непрерывное хорошее расположение духа.
Лучший дар, который мы получили от природы и который лишает нас всякого права жаловаться – это возможность сбежать. Природа назначила нам лишь один путь появления на свет, но указала нам тысячи способов, как уйти из жизни.
Мишель де Монтень: Гасконец, опередивший время
Наверное, не ошибусь, если скажу, что слово «гасконец» у большинства из нас ассоциируется с Д’Артаньяном – воспевая бравого мушкетера, Дюма сделал знаменитой и его родину Гасконь.
Но вовсе не Д’Артаньян, а другой гасконец – Мишель де Монтень – оказал влияние на величайшие умы человечества. Им восхищались Шекспир и Пушкин, Мольер и Толстой, им зачитывались Паскаль, Декарт, Ларошфуко, Монтескьё (тоже, кстати, гасконец)… список можно продолжать бесконечно…
Монтень настолько опередил свое время, что сложно поверить, что он родился почти 5 веков назад…
Поиск золотой середины и умеренности во всем, достижение счастья как естественная цель человеческой жизни – то, к чему так или иначе возвращался Монтень в своей единственной, но гениальной книге «Опыты».
Во французском варианте произведение носит название Les Essais (произносится «эссе»), и именно оно дало имя целому жанру в литературе – эссе.
Очень консервативный в своих политических убеждениях, Монтень опередил свое время почти на полтысячелетия в своих педагогических взглядах.
Например: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста», «Я наблюдал только такое действие розги – она или притупляет, или озлобляет».
Поистине новаторские идеи для того времени! Именно поэтому педагогическую теорию гасконца изучают будущие психологи и педагоги всего мира, включая Россию.
А французы изучают Монтеня в школе! Все, а не только будущие психологи и учителя. И не только главы о педагогике.
Конечно, 15‒17 лет – это слишком юный возраст, чтобы понять всю глубину мысли великого философа.
Но тем, кто в состоянии хотя бы немного проникнуться уравновешенной мудростью Монтеня, будет бесспорно легче в ситуациях выбора и при столкновении с жизненными трудностями.
Art de vivre?.
По мнению Мишеля Монтеня, человек существует для того, чтобы быть счастливым.
Возможно, поэтому впитавшие эту идею французы больше, чем многие другие, умеют ценить саму жизнь, получать удовольствие от простых вещей, сохранять душевное равновесие и не стремиться к эфемерному «успеху», лишающему жизнь ежедневных радостей и гармонии.
Может быть, именно идеи Монтеня и сформировали то самое Art de vivre (Искусство жить), которым славятся французы, атмосфера которого так привлекает туристов? Лично я не помню, чтобы нам в школе хотя бы раз говорили о личном счастье и его составляющих.
Нас ориентировали на служение идеям, гонку за достижениями и успехом, а не на искусство выстроить счастливую жизнь… Монтень же считал главным достижением «умение выработать состояние духа, при котором счастье чувствуется сильнее, а несчастье – слабее».
Конечно, «Опыты» Монтеня растащили на цитаты, которых при желании можно насчитать около 500. Например, здесь или здесь. Делитесь в х своими любимыми.
А если вы окажетесь на Юго-Западе Франции, обязательно включите в свою программу посещение Tour de Montaigne (Башни Монтеня). Она расположена примерно в 60 км от Бордо.
Именно здесь, в этой башне, Мишель де Монтень написал свои «Опыты». Рядом с башней есть замок Монтеня, но он был неоднократно перестроен после смерти философа, а вот башня сохранила первозданный вид.
Экскурсовод так интересно рассказывает, что хочется слушать его снова и снова!
Если хотите узнать подробности о том, как добраться до Башни Монтеня и что еще можно посетить неподалеку, не стесняйтесь написать автору канала «Французский багет»Тане Мэр по электронному адресу, указанному в описании канала.
Жанр
В творчестве Монтеня размываются жанровые границы: эссе стоит на стыке художественной литературы и документалистики. По сути, автор лишь размышляет, дает свои критерии оценки того или иного явления. Едва ли такой мыслительный процесс можно приравнять к фантазии, что составляет художественный вымысел. Философ не придумывает яркую оболочку для своих сентенций, не разыгрывает театральное действо, где один из героев говорит то, что, по мнению творца, нужно делать. Он пишет серьезно, но при этом так просто, так понятно, что читателю становится ясно: без магии творчества здесь не обошлось. Человек, написавший «Опыты» – не только мыслитель, но и писатель, и сегодня, наверное, он стал бы звездой нон-фикшна.
Он не только смело рассуждает, он рискнул выставить на всеобщее обозрение свой психологический портрет. Жанр «Опытов» Монтеня — эссе, что отличается от других форматов тем, что личность рассказчика выражена ярко, текст не обособлен от авторского «Я». Это очень эмоциональный вид литературного творчества. Публицист сделал гигантский скачок от средневековой безликости, анонимности к экспрессивной подаче своей точки зрения.
Политика и педагогика
Если Монтень иногда слишком консервативен в своих политических убеждениях, то в своей педагогической теории он является смелым и весьма симпатичным новатором. Во главу угла он ставит принцип максимально разнообразного развития.
Согласно Монтеню, цель образования состоит не в том, чтобы сделать из ребенка специализированного священника, юриста или врача, а прежде всего человека вообще, с развитым умом, сильной волей и благородным характером, который мог бы наслаждаться жизнью и стоически переносить выпадающие на его долю невзгоды.
Подвергая сомнению различные обычаи и взгляды современного ему общества, Монтень выступал против суровой дисциплины средневековых школ и в пользу внимательного отношения к детям. Образование, по Монтеню, должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка, теоретическое образование должно дополняться физическими упражнениями, развитием эстетического вкуса, воспитанием высоких моральных качеств. Многие идеи Монтеня были взяты на вооружение педагогами в 17 и 18 веках. Локк подробно развил идею о приоритете нравственного воспитания над образованием, а высокая оценка воспитательного влияния сельской среды и отказ от принуждения в воспитании стали своего рода основой для теории естественного воспитания Руссо. Центральная идея теории развивающего обучения Монтеня заключается в том, что развивающее обучение немыслимо без установления гуманных отношений с детьми. Для этого обучение должно происходить без наказания, принуждения или силы. Он считает, что обучение с учетом особенностей развития возможно только при индивидуальном подходе. В своей книге «Опыты» в главе «О воспитании детей» Монтень писал: «Я хочу, чтобы учитель с самого начала, в соответствии с психическими наклонностями вверенного ему ребенка, дал ему возможность свободно выражать эти наклонности, предлагая ему пробовать разные вещи, выбирать между ними и различать их самостоятельно, иногда указывая ему путь, иногда, наоборот, позволяя ему самому найти дорогу. Я не хочу, чтобы наставник решал все один и говорил один, но и слушал своего ученика». Здесь Монтень следует за Сократом, который был известен тем, что сначала давал говорить своим ученикам, а затем говорил сам. «Пусть учитель спрашивает ученика не просто о словах заученного урока, а о смысле и сути его; и пусть он судит о принесенной им пользе не по свидетельству памяти ученика, а по его жизни». И пусть он, когда объясняет ученику какую-либо вещь, показывает ее ему с сотни разных сторон и применяет ее к разным предметам, чтобы увидеть, правильно ли ученик понял ее и насколько он ее усвоил». «Воспитывайте в нем благородное любопытство; пусть он расспрашивает обо всем без исключения; пусть исследует все примечательное, что ему не встречается, будь то здание, фонтан, человек, поле битвы древности, места, через которые проходили Цезарь или Карл Великий». «После того, как молодому человеку объяснят, что ему нужно, чтобы стать лучше и разумнее, его следует обучить зачаткам логики, физики, геометрии и риторики; и какую бы из этих наук он ни выбрал, — поскольку его ум к тому времени будет уже развит, — он вскоре преуспеет в них. Его нужно обучать, то беседой, то с помощью книг; иногда наставник просто указывает ему на подходящего автора, в другое время он излагает ему содержание и суть книги в полностью разжеванном виде». На этом основана педагогическая теория Монтеня о развивающем обучении.
Биография: Резюме
Мишель де Монтень родился 28 февраля 1533 года в замке Монтень, расположенном в Дордонь, недалеко от региона Бордо, на юго-западе Франции.
Его мать была еврейского происхождения, и Монтень с раннего возраста воспитывался у учителя. Таким образом, он получил домашнее образование и его родным языком был латынь.
Он проявлял большой интерес к писательству и истории. Он изучал право в университете Тулозе и был великим юристом, занимая должности мэра и мэра Бордо.
Позже он решил уйти от общественной жизни, путешествуя по разным странам Европы, когда посвятил себя написанию, публикации нескольких текстов по философии, литературе и истории.
Он был великим гуманистом, вдохновленным движением итальянского Возрождения, проявляющим заботу о экзистенциальном состоянии человека.
Монтень был противником схоластической философии, и его философские идеи были закреплены в течениях:
Он умер 13 сентября 1592 года в своем родном городе от воспаления миндалин.
Мишель Монтень краткая биография и интересные факты
Мишель Монтень биография кратко и интересные факты из жизни французского писателя и философа изложены в этой статье.
Мишель Монтень биография кратко
Будущий гуманист Мишель Монтень появился на свет в 1533 году около Бодо в замке Монтень в семье дворян. Его родители вели род от гасконских буржуа. Ему дали прекрасное образование. В возрасте 21 года он окончил Тулузский университет и стал работать судьей. В период 1580 – 1588 годов пишет фундаментальный труд в трех книгах — «Опыты». Последняя из них носила автобиографический характер. Его сочинения написаны в литературно-философском жанре, в них автор размышляет над разными историческими фактами настоящего и прошлого, наблюдениями над нравами и бытом людей всех состояний и возрастов.
Мишель Монтень в молодости интересовался политикой и хотел связать с ней свою жизнь. Поэтому его отец купил для него должность советника в Бордоском парламенте, и его дважды выбирали мэром города.
В 1565 году он женился, и солидное приданое жены укрепило материальное положение Монтеня. Через 3 года умер его отец, и Мишель унаследовал семейный замок. В 1571 году мыслитель продает свою судейскую должность, уйдя в отставку
Но он не намеревался отдыхать и просто наслаждаться жизнью, философ пишет эссе, уделяя внимание вопросам управления государства, поведению человека, путешествиям и войнам
В 1588 году Монтень повстречал молоденькую девушку по имени Мари де Гурне, его страстную поклонницу. Она скрасила его жизнь, став приемной дочерью. В последние годы здоровье Мишеля Монтеня все больше беспокоило. Философ ощущал себя стариком, несмотря на то, что вел активный образ жизни. 13 сентября 1592 года он умер в своем фамильном имении. После его смерти приемная дочь Мари де Гурне опубликовала его издание «Опыты» посмертно.
Мишель Монтень интересные факты
Мишель воспитывался без запретов. Домашние воспитателем Мишеля был медик из Германии по имени Горстанус, который учил его гуманитарным дисциплинам и разговаривал с ним исключительно на латыни, которая в то время была обязательным вторым языком всех образованных европейских элит. Правило разговаривать с Мишелем латыни было незыблемым и обязательным как для родителей, так и для прислуги.
Монтень имел репутацию ученого, образованного человека и большое количество государственных деятелей, мыслителей того времени водили с ним дружбу.
Его лучшим другом был Этьен де ла Боэси, философ и автор «Рассуждений о добровольном рабстве».
Любил путешествовать. Посетил Швейцарию, Германию, Австрию и Италию. Все свои впечатления отразил в своем дневнике, который был опубликован в 1774 году.
Король Генрих Наваррский, был благосклонен к Мишелю Монтеню.
Он принадлежал к последнему поколению гуманистов.
Мыслитель оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Мериме и Ренана, Гете и Ницше, Байрона и Эмерсона.
Он первым использовал слово «эссе» для описания своих сочинений. Сегодня можно сказать, что Монтень был первым блоггером. Его блестяще написанные эссе восхищаются за их легкое сочетание серьезных интеллектуальных мыслей и юмористических анекдотов.
Против своей воли и под давлением своей семьи Монтень женился на Франсуазе де ла Кассан. У них было шесть детей, но выжила только одна девочка.
О чем книга?
Начнем с того, что Мишель Монтень (а не Марсель, не путайте), вопреки расхожему мнению, не имеет отношения к художественной литературе. Он ввел в обиход жанр эссе, написав целый сборник эссеистики. «Опыты» — подробный дневник мысли философа, которая охватила и оценила многие явления, проблемы и события эпохи. Автор выказал свое личное отношение к происходящему.
Эти эссе — нечто большее, чем рефлексия. Их автор — натура незаурядная, тонкая и образованная, мыслитель, усвоивший лучше иных гуманистов уроки античной философии. Он познает самого себя (подчеркивая, что миссия невыполнима) с целью познать весь мир. Движения своей души он обязательно проверяет аналитическим умом, мудростью, почерпнутой из ученых трудов, опытом, приобретенным с годами. Произведение стало одной из лучших книг о человеке позднего Возрождения и человеке вообще. Писатель утверждает, что люди воплощают в себе всю божественную природу. Это утверждение разительно отличается от средневековых взглядов на личность, согласно которым любимое творение Божие порочно и виновато перед ним (первородный грех). У каждого из нас, как считал эссеист, свой жизненный путь и возможность управлять им. Конечно же, в средние века считалось, что судьбы вершит божественное предопределение. Публицист пошел против условностей, не побоялся сказать новое слово.
Монтень удерживает себя от морализаторства (а это нелегко в условиях, когда господствуют средневековые нравы). Его мнение не выглядит как априорная истина, он всегда предоставляет читателю судить и размышлять. Он оказался прав: его книга понравилась даже французскому обывателю. Сборник приобрел широкую известность. Его новаторство проявляется в искренности рассказчика и бесстрашии его самонаблюдения. Читатель узнает писателя ближе, чем многих реальных знакомых.
Познай самого себя
Каждый человек — частичка человечества и его отражение, считает Монтень. Поэтому, чтобы познать все человечество, мыслитель решил познать самого себя. Он долгое время изучал движения своей души, свои мысли и чувства и в итоге изложил наблюдения на бумаге, чтобы сделать их общим достоянием.
Из «Опытов» мы узнаём, что Монтень считал себя скептиком. В чем же заключался скептицизм философа? Прежде всего, он не уверен, что человек в принципе способен познать мир. Если абсолютная истина и существует, человеку она недоступна. Все истины, провозглашаемые людьми, относительны и справедливы только для своего времени. Например, некоторые из античных философов были уверены, что душа человека после его смерти переселяется в другое тело. Средневековые богословы утверждали, что душа попадает либо в ад, либо в рай. Возможно, позже появятся другие теории, но какая из них истинна, человек знать не может.
Скептицизм Монтеня распространялся и на человеческую нравственность. Всеми поступками людей в первую очередь движет эгоизм, утверждал он, и это абсолютно нормально. Человек прежде всего должен заботиться о своем счастье и душевном покое — в этом залог благополучия всего общества. «Делай свое дело и познай самого себя», — повторял философ слова Платона, которые считал девизом своей жизни. Задача каждого человека — изучить себя, свои склонности и характер и выработать в себе счастливое состояние духа и способность противостоять жизненным невзгодам.
if(typeof ez_ad_units != ‘undefined’){ez_ad_units.push([[250,250],’madskillsvocabulary_com-large-leaderboard-2′,’ezslot_4′,110,’0′,’0′])};__ez_fad_position(‘div-gpt-ad-madskillsvocabulary_com-large-leaderboard-2-0’);Предложения и мысли
Ниже приведены некоторые фразы, демонстрирующие гуманистическое мышление Монтеня:
- « Лучшее в мире — это знать, как быть собой ».
- « Человеку нет другого животного, которого нужно бояться так сильно, как человека ».
- « Установлена возможность мечтать о невозможных вещах и свободно идти к мечтам ».
- « Только на словах человек достигает взаимопонимания. Следовательно, тот, кто нарушает свое слово, предает все человеческое общество ».
- « Самое почетное занятие — служить обществу и приносить пользу наибольшему количеству людей . «
- « Мудрость — это прочная и уникальная конструкция, в которой каждая часть имеет свое место и оставляет свой след ».
Дополните свое исследование, прочитав статьи: