Николай лесков — биография, новости, личная жизнь

Вегетарианец в жизни и книгах

Уже в зрелом возрасте Лесков активно поддержал идею вегетарианства. В своей заметке из газеты «Новое время» он разделил вегетарианцев на две группы: сердобольники и мясопусты. Первые отказываются от мяса из сочувствия к животным, вторые — считают эту пищу вредной для здоровья или испытывают к ней отвращение. Он уточнял: уважения заслуживают только сердобольники, ведь они протестуют против убийств и жестокости.

Благодаря упорству Лескова в 1894 году все-таки было издано «Наставление к приготовлению более 800 блюд, хлебов и напитков для безубойного питания с приготовлением обедов в 3 разряда на 2 недели» — первая поваренная книга для вегетарианцев на русском языке.

Кстати, Лесков создал первого в русской литературе персонажа-вегетарианца в рассказе «Фигура». Потом появились и другие: Настенька из «Полунощников», живописец Плисов в «Соляном столбе».

Литература

Мысль посвятить жизнь искусству слова посещала Лескова давно. Впервые молодой человек задумался о писательском поприще, колеся по российским просторам с заданиями от компании «Шкотт и Вилькенс» — поездки дарили яркие события и типажи людей, которые так и просились на бумагу.

Первые шаги в литературу Николай Семенович сделал как публицист. Писал статьи «на злобу дня» в петербургские и киевские газеты, на чиновников и полицейских врачей обрушилась критика в коррупции. Успех публикаций был грандиозным, завели несколько служебных расследований.

Писатель Николай Лесков

Проба пера как автора художественных произведений случилась только в 32 года – Николай Лесков написал повесть «Житие одной бабы» (сегодня мы знаем ее как «Амур в лапоточках»), которую получили читатели журнала «Библиотека для чтения».

С первых же работ о писателе заговорили как о мастере, умеющем ярко передать женские образы с трагичной судьбой. А все потому, что вслед за первой повестью вышли гениальные, проникновенные и сложные очерки «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Лесков умело вплетал в представленную темную строну жизни индивидуальный юмор и сарказм, демонстрируя уникальный стиль, который позже признали разновидностью сказа.

Портрет Николая Лескова

В круг литературных интересов Николая Семеновича входила и драматургия. Начиная с 1867 года писатель начал создавать пьесы для театров. Одна из популярных – «Расточитель».

Лесков громко заявил о себе и как романист. В книгах «Некуда», «Обойденные», «На ножах» высмеивал революционеров и нигилистов, заявляя о неготовности России к радикальным переменам. Такую оценку творчеству писателя после прочтения романа «На ножах» дал Максим Горький:

После выхода романов, критикующих революционных демократов, редакторы журналов устроили Лескову бойкот. Не отказывался от сотрудничества с писателем только Михаил Катков, возглавляющий «Русский вестник», но работать с этим литератором было невозможно – нещадно правил рукописи.

Книги Николая Лескова

Следующим произведением, вошедшим в сокровищницу родной литературы, стала легенда о мастерах оружейного дела «Левша». В ней неповторимый стиль Лескова заблистал новыми гранями, автор сыпал оригинальными неологизмами, наслаивал друг на друга события, создав сложный каркас. О Николае Семеновиче заговорили как о сильном писателе.

В 70-х годах писатель переживал трудные времена. Министерство народного просвещения поставило Лескова на должность оценщика новых книг – он решал, можно пропускать издания к читателю или нет, и получал за это мизерный оклад. К тому же очередную повесть «Очарованный странник» отвергли все редакторы, включая Каткова.

Роман Николая Лескова «Очарованный странник»

Это произведение литератор задумывал как альтернативу традиционному жанру романа. Повесть объединила несвязанные сюжеты, причем они не закончены. «Свободную форму» критики разбили в пух и прах, и Николаю Семеновичу пришлось публиковать обрывки своего детища в россыпи изданий.

В дальнейшем автор обратился к созданию идеализированных персонажей. Из-под его пера вышел сборник рассказов «Праведники», включивший зарисовки «Человек на часах», «Фигура» и другие. Писатель представил прямодушных совестливых людей, утверждая, что всех встретил на жизненном пути. Впрочем, критики и коллеги приняли работы с сарказмом. В 80-х годах праведники приобрели религиозные черты – Лесков писал о героях раннего христианства.

Памятник Николаю Лескову

На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.

Среди гениев литературы, прославившихся позже, нашлись верные поклонники Николая Лескова. Лев Толстой считал самородка из орловской глубинки «самым русским писателем», а Иван Тургенев и Антон Чехов возводили мужчину в ранг своих наставников.

Зарождение сказовой формы

В 1860-е годы Лесков пишет несколько повестей (среди них «Леди Макбет Мценского уезда»), в которых постепенно определяются черты нового стиля, ставшего в дальнейшем своего рода визитной карточкой писателя. Это сказ с удивительным, только ему присущим юмором и особым подходом к изображению действительности. Уже в двадцатом веке эти произведения высоко оценят многие писатели и литературоведы, а Лесков, биография которого – это постоянные столкновения с передовыми представителями второй половины девятнадцатого века, будет поставлен в один ряд с Н. Гоголем, М. Достоевским, Л. Толстым, А. Чеховым. Однако в момент издания на них практически не обратили внимания, так как все еще находились под впечатлением от его прежних публикаций. Негативную критику вызвала и постановка в Александрийском театре пьесы «Расточитель» о русском купечестве, и роман «На ножах» (все о тех же нигилистах), из-за которого Лесков вступил в резкую полемику с редактором журнала «Русский вестник» М. Катковым, где по преимуществу печатались его произведения.

Детство и юность

Будущий писатель Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в небольшом селе Горохово Орловского уезда. Ни родители, ни предки молодого человека не имели никакого отношения к творчеству. Так, дед будущего литератора был священником в селе Лески, откуда и пошла фамилия.

Николай Семенович Лесков в детстве

Отца писателя звали Семеном Дмитриевичем. Мужчина, следуя родовой традиции, должен был стать духовным лицом. Он получил образование в семинарии, однако идти по стопам предков отказался. Служба священника его совсем не привлекала.

В гневе дед будущего писателя выгнал своего непокорного сына из дома. Молодой человек отправился в Орел, имея в кармане всего пару монет.

Благодаря полученному образованию, а также природным талантам мужчина смог устроиться в местную уголовную палату. Прослыл проницательным и умным следователем и получил дворянский титул. Помимо прочего, давал частные уроки детям аристократии.

Так продолжалось, пока он не встретил свою будущую супругу.

Мать Николая Лескова звали Мария Петровна. До замужества носила фамилию Алферьева. Женщина происходила из дворянского рода. На момент знакомства ей было всего 16 лет, а ему — 40.

Молодой Николай Лесков

Разница в возрасте не помешала браку. Супруги произвели на свет пятерых детей: двух дочерей и трех сыновей. Николай был самым старшим.

Писателю отец запомнился проницательным, умным и необычным человеком. Он был честным и отличался прямотой. Эти качества привели к тому, что у Лескова старшего было немало врагов.

Из-за происков недоброжелателей отец семейства был вынужден оставить службу в городе.

Супруги вместе с детьми отправились в село Панино. Здесь у мужчины было свое имение. Именно тут будущий писатель познавал тяготы народного быта, особенности жизни простого люда.

Отец семейства, будучи человеком деятельным и трудолюбивым, научился пахать землю, сеять, а также трудиться в саду.

Когда подошло время для начала учебы, Николая отдали в Орловскую губернскую гимназию. Формальное образование молодой человек получал с большой неохотой. Преподаватели были невысокого мнения о нерадивом ученике.


Николай Семенович Лесков в молодости

Это заведение Николай посещал целых пять лет. Но засчитали ему только два класса, поскольку он считался неуспевающим. Литературоведы, исследователи советского периода проводили прямую параллель с Некрасовым.

Лесков, талантливый и жадный до знаний молодой человек, просто не вписывался в тогдашнюю систему образования с ее зубрежкой и механическим пересказыванием материала. Что и стало причиной проблем с учебой.

Формальное образование получить не удалось. Когда подошло время, молодой человек начал работать. В 1847 году под протекцией отца Николая взяли писцом в Орловскую палату уголовного суда, где работал и сам Лесков старший.

Спокойное время продолжалось совсем недолго. Всего через год Семен Дмитриевич скончался. Его жизнь унесла холера, от которой в то время спасения не было. Словно этого было мало, судьба преподнесла еще один сюрприз: имение отца полностью сгорело вместе со всем имуществом.

В 1849 году Лесков получил приглашение от дяди по материнской линии. Родственник решил помочь племяннику и позвал того в Киев. Недолго думая молодой человек отправился в город. На новом месте он устроился в казенную палату, стал чиновником.

Эта работа как нельзя лучше подошла любознательному Лескову. По роду службы он нередко ездил по мелким селам, уездам, городам, наблюдал за жизнью простых людей.

Юный Лесков

Свободное от работы время Николай Семенович использовал для самообучения. Он много читал, занимался своим образованием. Наверстывал то, что не получил в ранние годы. В период работы молодой человек жил у своего дяди, Сергея Алферьева.

Старался Лесков обучаться и у других. Он посещал местный университет, осваивал польский язык, интересовался иконописью и богословием. Много времени проводил в беседах с религиозными деятелями. Причем не только официального толка.

Лесков с удовольствием слушал мнение старообрядцев и даже сектантов, отступников от единой веры.

В 1857 году Николай Семенович бросает прежнюю работу и устраивается в компанию супруга родной тетки, англичанина А. Скотта. Она называлась «Шкотт и Вилькенс». По воспоминаниям самого писателя, это была организация, которая жадно эксплуатировала все, до чего могла дотянуться.

Благодаря службе тут мужчина приобрел знания в разных областях промышленности, экономики и хозяйства. И вновь по роду работу, будучи агентом, он много путешествовал по всей стране.


Николай Семенович Лесков

В этот же период у него возникали мысли заняться литературной деятельностью. Вскоре туманное намерение превратилось в реальную практику.

Литература. 6 класс (1 часть) Николай Семёнович Лесков

Николай Семёнович Лесков1831-1893
Жизненная и литературная судьба Лескова сложилась трудно. Родился писатель в семье мелкого чиновника, вышедшего из поповичей. Отец отказался стать священнослужителем, за что был изгнан из отчего дома, долгое время служил в разных городах, затем вернулся на родину, в Орловскую губернию, женился на девушке-дворянке, которая тоже оказалась с характером: вышла замуж против воли родителей.

В непокорных и одарённых родителей пошёл и их сын, Николай Лесков. Он, крутой нравом и простосердечный душой, унаследовал от матери страстность, от отца — жизнелюбие.
Образование Лесков получил сначала в богатой семье Страховых, затем в Орловской гимназии, которую не окончил. Далее ему пришлось самостоятельно пополнять свои знания. Уйдя из гимназии, Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату, затем перевёлся в Киевскую казённую палату, потом и вовсе оставил государственную службу, перейдя в частную компанию. По служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые появляются в печати с начала 1860-х годов. Лескова заметили читатели и журналисты, он становится сотрудником ряда газет и журналов.
С первых литературных произведений Лесков проявил себя страстным полемистом. Его горячность и политическая неопытность стоили ему дорого: против Лескова ополчились видные писатели и критики. Он надолго был отлучён от известных журналов и газет, печатался большей частью во второстепенных.
Однако именно в эти тяжёлые для Лескова 1860-е годы складывается его своеобразная манера письма, его особый стиль, который расцветёт в 1870—1880-е годы.
В отличие от многих писателей, изображавших жизнь народа и учивших его, как надо жить, Лесков навсегда остался в убеждении, что народ надо просто знать, а для этого жить его жизнью и проникнуться ею. При этом Лесков считал, что беды народа происходят из-за экономической и культурной отсталости России. Он возлагал большие надежды на отмену крепостного права, но, когда его ожидания не сбылись, пережил глубокое разочарование.
Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь.
Погружаясь в народную жизнь, писатель хотел изобразить её так, как она сама себя понимает, и на её языке. Поэтому его герои и рассказчик его произведений выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу. Лесков подслушивал речь разных слоев населения России, обращался к фольклору. Из этих и других пластов языка составился знаменитый лесковский сказ. Многие считали лесковский язык вычурным, неестественным, причудливым, но было бы неправильно думать, будто Лесков не мог писать на чистейшем русском литературном языке. Сказ нужен писателю для наиболее полного проникновения в существо народной жизни и в характер русского человека. И вот прошло время, и язык Лескова стал восприниматься словесным кружевом, настолько он тонок, искусен и выразителен.
Все эти качества в высшей степени свойственны «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе». Умелец-левша, может быть, наиболее фантастический из героев писателя. Он необыкновенно талантлив, одарён необычными способностями — шутка ли, выполнить такую тонкую работу, как подковать блоху! И вместе с тем он не знает основ наук, действует по интуиции. Подковать-то блоху подковали, но она перестала прыгать, двигаться, танцевать. Лесков скорбит о том, что народ хотя и бесконечно талантлив, но необразован, непросвещён. Писатель хочет, чтобы одарённость народа соединилась с широкими, глубокими и самыми современными научными знаниями. И ещё он думает о том, что народ всюду унижен, что его не слушают, не вникают в его мысли и чувства. Левша, умирая, думает не о себе, а о том, как бы не подвести русскую армию

Для этого он хочет — так он понимает свой долг — сказать государю важное слово, но так и не был услышан.
Свет ума и таланта Лескова пролился на русское словесное искусство XX века и обогатил русскую прозу.
Вопросы и задания
Как начинался творческий путь Н. С

Лескова?
Чем интересен герой произведений писателя? Используя материалы раздела «Литературные места России», подготовьте устное сообщение о музее Н. С. Лескова в г. Орле.
2000- NIV

Биография Лескова

Николай Семенович Лесков родился 4 февраля 1831 г. в селе Горохове, Орловской губернии. Его отец, Семен Дмитриевич, был сыном священника. Он тоже окончил семинарию, однако предпочел работать в Орловской уголовной палате.

В будущем, рассказы отца-семинариста и деда-священника серьезно отразятся на формировании взглядов писателя.

Отец Лескова был очень одаренным следователем, способным распутать самое трудное дело. Благодаря своим заслугам, он был удостоен дворянского титула.

Мать писателя, Мария Петровна, была родом из дворянской семьи.

Кроме Николая, в семье Лесковых родилось еще четверо детей.

Детство и юность

Когда будущему писателю едва исполнилось 8 лет, отец серьезно поссорился со своим руководством. Это привело к тому, что их семейство переехало в деревню Панино. Там они купили дом и начали вести простой образ жизни.

Достигнув определенного возраста, Лесков отправился учиться в Орловскую гимназию. Интересен факт, что практически по всем предметам юноша получал низкие оценки.

После 5 лет учебы ему было выдано свидетельство об окончании всего 2-х классов. Биографы Лескова предполагают, что в этом были виноваты преподаватели, которые жестко относились к ученикам и часто наказывали их физически.

После учебы Николаю пришлось устроиться на работу. Отец определил его в уголовную палату канцелярским служителем.

В 1848 г. в биографии Лескова произошла трагедия. От холеры скончался отец, в результате чего их семья осталась без опоры и кормильца.

На следующий год, по собственному прошению Лесков устроился в казенную палату в Киеве. На тот момент он проживал у своего родного дяди.

Находясь на новом рабочем месте, Николай Лесков серьезно заинтересовался изучением языков и чтением книг. Вскоре он начал посещать университет в качестве вольнослушателя.

В отличие от большинства учеников юноша внимательно слушал лекторов, с жадностью поглощая новые знания.

В данный период биографии он серьезно увлекся иконописью, а также завел знакомство с разными старообрядцами и сектантами.

Затем Лесков устроился работать в , принадлежавшую его родственнику.

Его часто отправляли в командировки, в связи с чем ему удалось побывать в разных городах России. Позже этот отрезок времени Николай Лесков назовет лучшим в своей биографии.

Первые повести

В журнале «Библиотека для чтения» в 1863 году была впервые опубликована повесть Лескова «Житие одной бабы». Это произведение при жизни Николая Семеновича не переиздавалось и повторно вышло лишь в 1924 году под измененным названием «Амур в лапоточках. Крестьянский роман».

В этот же период появились другие повести Лескова – «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Эти повести имели трагическое звучание. В своих произведениях Лесков показал ярчайшие образы женщин, принадлежащих разным сословиям

Современная Лескову критика эти повести обошла вниманием, однако впоследствии произведения получили самые высокие оценки специалистов

Именно в этих произведениях стал формироваться индивидуальный стиль Лескова, его уникальный юмор, стала складываться разновидность сказа, родоначальников которого впоследствии он стал считаться.

В это же время Лесков впервые написал драматические произведения. В 1867 году в Александринском театре была представлена пьеса Лескова «Расточитель». После этой пьесы Лескова критики снова обвинили в пессимизме и антиобщественных тенденциях.

В 1870 году вышел в свет роман Н. С. Лескова «На ножах», где он высмеивает нигилистов, которые в представлении писателя срастались с уголовщиной.

Замечание 1

Сам писатель называл этот роман самым худшим своим произведением и был крайне недоволен им. После этого к жанру романа Лесков более никогда не возвращался.

Однако этот роман стал переломным моментом в творческой деятельности писателя. С этого момента Лесков начинает писать о представителях духовенства. Очерки постепенно сложились в полноценное произведение «Соборяне», где писатель говорит о противодействии настоящего христианства казенному. Это произведение привело к возникновению конфликта Лескова с церковными и светскими властями.

Одним из ярчайших образов среди «праведников» Лескова стал Левша, герой произведения «Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе».

Произведения Лескова в последние годы его жизни носили острый сатирический характер: «Зимний день», «Загон», «Дама и фефела».

Николай Семенович Лесков умер в феврале 1895 года от очередного приступа астмы.

Зарождение сказовой формы

В 1860-е годы Лесков пишет несколько повестей (среди них «Леди Макбет Мценского уезда»), в которых постепенно определяются черты нового стиля, ставшего в дальнейшем своего рода визитной карточкой писателя. Это сказ с удивительным, только ему присущим юмором и особым подходом к изображению действительности.

Уже в двадцатом веке эти произведения высоко оценят многие писатели и литературоведы, а Лесков, биография которого – это постоянные столкновения с передовыми представителями второй половины девятнадцатого века, будет поставлен в один ряд с Н. Гоголем, М. Достоевским, Л. Толстым, А. Чеховым. Однако в момент издания на них практически не обратили внимания, так как все еще находились под впечатлением от его прежних публикаций.

Негативную критику вызвала и постановка в Александрийском театре пьесы «Расточитель» о русском купечестве, и роман «На ножах» (все о тех же нигилистах), из-за которого Лесков вступил в резкую полемику с редактором журнала «Русский вестник» М. Катковым, где по преимуществу печатались его произведения.

Детство

Николай Лесков появился на свет 16 февраля 1831 года. Обстоятельства сложились так, что местом его рождения стало село Гороховка, находящееся в Орловской губернии.

Именно здесь у богатых родственников гостила его мать. У них же мальчик провел и первые восемь лет своей жизни. Традиция гостить так долго была вполне нормальным явлением в те времена.

Отец будущего писателя всерьез собирался связать свою жизнь с духовенством, но в результате сменил направление и к моменту появления сына служил в уголовной палате. Именно эта служба и дала ему в будущем право на дворянский титул. Мать же Лескова происходила из дворянской семьи, но ее отец обеднел и не мог обеспечить дочери достойного приданого.

После ссоры отца с начальством и увольнения со службы семья перебралась на хутор Панино. К тому моменту у Николая уже было двое братьев и две сестры, а его самого, наконец, забрали от родственников.

Именно на новом месте жительства Лесков впервые увидел народную жизнь. Он проводил многие дни, наблюдая за работой и досугом крестьянства, проникался их бытом, взглядами и надеждами. Отец мальчика способствовал этому тем, что сам занимался нелегким трудом на земле: он сеял зерно, работал на мельнице, ухаживал за садом.

Биография Николаева Лескова

Писатель, в будущем прозванный «самым русским из всех русских», родился 4 февраля 1831 г. в деревне Горохово Орловского уезда.   Мать была из несостоятельной дворянской семьи, а отец был в прошлом семинаристом, но ушел из духовенства и стал следователем, сделал блестящую карьеру и мог бы дослужиться до получения дворянства, но крупная ссора с руководством разрушила все планы и ему пришлось уволиться и перебраться с супругой и пятью детьми из Орла в Панино. По достижении десятилетнего возраста Лесков идёт учиться в гимназию, правда ненадолго: спустя 2 года он покидает учебное заведение, не справившись с обучением. В 1847 г. поступает на службу в Уголовную палату. Через год отец заболевает холерой и умирает. Лесков просит перевести его в Киев и, получив одобрение, переезжает. 

Ровно спустя 10 лет Лесков покидает службу и уходит работать в сельскохозяйственную торговую компанию «Шкотт и Вилькенс». Время работы на компанию благодаря множеству рабочих поездок по всей стране Лесков назовет впоследствии лучшим периодом в своей жизни. Именно в этот период он начинает писать. В 1860 г. торговый дом закрывается, и Лескову приходится вернуться в Киев. На этот раз он пробует себя в журналистском деле. Спустя несколько месяцев он срывается в Санкт-Петербург, где и начинается его литературная карьера.

В 1862 в одной из своей статей, Лесков требует от власти прокомментировать слухи о поджогах в Петербурге, чем навлек на себя обвинения в доносе и критике власти. Его статьи дошли до самого Александра II. С 1862 года публикуется в «Северной пчеле», и его очерки начинают получать первые высокие оценки современников.

В 1864 году отдает в печать свой первый роман «Некуда» о жизни нигилистов и повесть «Леди Макбет Мценского уезда». В 1866 г. вышла повесть «Воительница», прохладно встреченная современниками, но получившая высокую оценку потомков.

В 1870 году публикуется роман «На ножах», полный насмешек над нигилистически настроенными революционерами, сросшимися, по мнению писателя, с уголовниками.  Лесков был сам недоволен произведением и получил критику от современников. Сразу после этого его творчество обращается к духовенству и поместному дворянству. В 1872 г. он публикует роман «Соборяне», ставший причиной для конфликта между писателем и Церковью.

В 1881 году выходит одно из самых успешных и известных произведений Лескова — «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе. В 1872 году написана повесть «Очарованный странник», очень холодно встреченная современниками и не допущенная к публикации в изданиях. Именно из-за «Странника» прекращается дружба с Катковым М.Н. – влиятельным критиком, публицистом и издателем.  

В конце 1880-х гг. сближается с Л.Н. Толстым, что в корне меняет отношение Лескова к Церкви.  Главными произведениями, показывающими его неприязнь к духовенству, являются повесть «Полунощники» и очерк «Поповская чехарда и приходская прихоть». После их публикации разгорелся скандал, и писателя увольняют из Министерства народного просвещения. Лесков вновь оказался в изоляции современников.

В 1889 г. начинает выпускать многотомный сборник, который был горячо принят публикой. Быстрые продажи помогли писателю поправить свои финансовые дела. Но в этом же году случился первый инфаркт, причиной которому стало, вероятно, известие о цензурных санкциях в отношении сборника. В последние годы творчества произведения Лескова становятся еще более хлесткими и циничными, что не нравилось публике и издателям. С 1890 года заболевает, мучаясь удушьем последующие 5 лет – вплоть до самой смерти 5 марта 1895 г.

Автор не боялся высказать своё мнение.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Образование и карьера

В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учебой у будущего писателя не складывалось за 5 лет учебы он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова от холеры умер отец, а все имущество сгорело при пожаре.

В 1849 Лесков при помощи дяди-профессора перевелся в Киев чиновником казенной палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города.

В 1857 Лесков ушел с работы и поступил на коммерческую службу в большую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России. После закрытия фирмы, в 1860 году вернулся в Киев.

Творчество

В период студенчества Борис особенно увлекался старообрядчеством и писал иконы. Находил он время и для сочинения произведений. Автор начал печататься с 1912 года. В Москве по достоинству оценили Шергина и как художника, и как писателя. Несмотря на это, после окончания Строгановского училища молодой человек вернулся домой.

В родном Архангельске Шергин занимался реставрацией экспонатов и составлял новые экспозиции в краеведческом музее. В 1922 году писатель снова вернулся в Москву и стал работать в Институте детского чтения. Он выступал перед детьми, рассказывая им сказки и былины своего родного края.

Первой серьезной работой Шергина стала легенда «Любовь сильнее смерти», написанная им в 1922 году. Своеобразным дебютом автора стала вышедшая два года спустя книга «У Архангельского города, у корабельного пристанища». Она представляла собой сборник былин с иллюстрациями.

В 1930 году Шергина ждал ошеломительный успех. Именно тогда вышел сборник его сказок под названием «Шиш московский». Эти произведения стали настолько популярны, что писатель даже зачитывал их на радио.

1934 год ознаменовался вступлением в Союз писателей СССР. Самобытный талант Шергина был оценен по достоинству. Наконец он стал заслуженным литератором, и теперь на его чтениях собирались толпы.

Следующим вышел сборник «Архангельские новеллы». Туда вошли повести и предания, которые фольклорист услышал от людей с интересным судьбами.

Устные рассказы под названием «Поморщина-корабельщина» не понравились властям. Писателя критиковали за «извращение народной поэзии» и якобы антисоветские идеи. В течение 10 лет воспеватель родины жил словно затворник в забвении. У Шергина начались серьезные проблемы со здоровьем, он практически потерял зрение. Болезнь сломила тело, но не дух сказочника — он продолжил писать.

В 1955 году Борису Викторовичу был посвящен творческий вечер. В том же году был написан рассказ «Миша Ласкин». После этого о Шергине словно все вспомнили. Он снова начал делиться с читателями своими работами: были изданы сборники «Приморские были и сказания», «Гандвик — студеное море», «Океан — море русское» и былина «Авдотья Рязаночка».

Но особенно популярным творчество писателя стало уже после его смерти. К лучшим экранизациям произведений Шергина относятся мультфильмы «Волшебное кольцо», «Апельсин», «Мартынко».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: