Нечаянная любовь
В Ейске не любят говорить о личной жизни Нонны Викторовны. Хотя понимают: большинство обывателей интересует именно это. Сколько мужей было, почему так рано умер сын. А ведь в биографии Мордюковой есть и настоящие белые пятна. Публикуются разные даты её появления на свет. За право называться родиной актрисы соревнуются несколько населённых пунктов в Украине и в России. Да и имя настоящего отца Нонна Мордюкова всю жизнь скрывала.
Ирина Литвинова, её мать, родом из станицы Старощербиновская. В 12 лет осталась сиротой, попала в семью священника и стала петь на клиросе. Позже вышла замуж за Виктора Мордюкова из Глафировки, родила первую дочь Нонну…
Так рассказывают историю рождения знаменитой землячки ейчане. Но слухи порой выглядят слишком уж правдоподобно. Говорили, что Виктор Мордюков удочерил Нонну, дал свою фамилию. Да и пятеро других ребятишек на пожелтевших снимках больше похожи на мать.
— Мы с Нонной как родственники были — наши матери крепко дружили, — рассказывает художник Юрий Коротков. — Однако никаких секретов о ней я не знаю. Только один, пожалуй: зачали ее в Глафировке. А пожениться родители не могли: парню — 18, тете Ире — 21. Ну как?
— Считается, что родилась Мордюкова в Константиновке Донецкой области, — говорит замдиректора историко-краеведческого музея в Ейске Марина Сидоренко. — Но подтвердить или опровергнуть это не могли даже родные сестры актрисы. Да и ее воспоминания связаны только с Кубанью. Может, она и родилась в Украине… Но, видимо, сразу же была перевезена в станицу Старощербиновская или Отрадная. Мама Нонны Викторовны была влюбчивой. Однако все братья и сестры в семье с одним отчеством. Все — Мордюковы. И на одно лицо! Люди же часто домысливают то, чего не знают наверняка.
— Мать Нонны по партийной линии сюда отправили, — вспоминает жительница Глафировки Валентина Афоничева. — А ее здесь любовь настигла. Мне еще свекр доказывал: «Нонка — наша!» Род его большой был. Парни все привлекательные. Ирина Петровна забеременела. Но чужих в семью не принимали. Так что, Нонна родилась не здесь. А вот Мордюков, скорее всего, попал под раскулачивание, и Ирина Петровна с ним сговорилась: женишься, запишешь мою дочь на себя — и сам цел останешься…
— Вон, как у Ирины с Сашкой Афоничевым получилось, — вторит все знающая и всех помнящая Антонина Кравченко. — Уехала в Щербиновку, родила там Нонну и вышла за Мордюкова. Его, богатенького, выслать должны были. А она, партийная, спасла мужика, вот он и записал Нонку на себя. А знаю я это, потому как отец мой был женат на Ириной тетке.
— Мы отправляли запрос в Глафировку — факт рождения Нонны Мордюковой в этом селе не подтвердился, — ведет по школьному музею в Ейске экскурсовод Елена Состина. — А вот из украинской Константиновки сообщили: есть акт записи, номер такой-то «от 1 грудня 1925 року… яка народилася 25 листопада… Ее мати Литвинова Ирина». Дальше, как правило, пишут: «ее тату». Но в документе Мордюковой эта строчка не заполнена.
Фильмы
Творческая биография Нонны Мордюковой началась стремительно и очень успешно. Молодая артистка, в то время (1948 год) ещё студентка ВГИКа, сыграла свою дебютную роль в кинофильме «Молодая гвардия». Ульяна Громова в исполнении Мордюковой становится для начинающей актрисы пропуском в мир большого советского кино. За эту работу Нонна Мордюкова получила Сталинскую премию первой степени. Конечно же, девушка проснулась знаменитой. Впрочем, как и все её коллеги по съёмкам. А это были Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов.
Нонна Мордюкова в фильме “Молодая гвардия”
В 1950 году уже состоявшаяся артистка, окончив ВГИК, сразу же получила место в Театре-студии киноактёра. Но Мордюковой намного ближе театра было киноискусство. Через год она ушла из театра и с головой окунулась в съёмки художественных фильмов. Предложений от именитых режиссёров было великое множество. Наиболее известные из первых фильмов Нонны Мордюковой «Чужая родня», «Добровольцы» и «Всё начинается с дороги». Эти и другие картины окончательно превратили молодую актрису в настоящую знаменитость.
Нонна Мордюкова в молодости
Так же успешными были для Мордюковой и 60-е годы. На экраны вышло около десятка замечательных картин с её участием, наиболее заметными из которых становятся «Простая история», «Женитьба Бальзаминова» и «Журавушка». Во всех лентах использовался колоритный типаж Нонны Мордюковой. Как правило, это были русские женщины с непростой судьбой, сильные и земные.
Знаменитой стала и замечательная художественная лента «Комиссар». За этот фильм Мордюкова удостоилась Государственной премии. Образ комиссара Вавиловой, «железной» и одновременно слабой женщины, командовавшей суровыми мужчинами, Нонна Викторовна прочувствовала и передала очень точно.
Нонна Мордюкова в фильме “Комиссар”
Но не менее хорошо Нонна Мордюкова играла и других героинь, комедийных. Все помнят её в роли домоправительницы и общественницы Варвары Сергеевны в культовой «Бриллиантовой руке».
Очередной замечательной работой Нонны Викторовны Мордюковой стала лента «Родня», снятая в начале 80-х. Этот фильм Никиты Михалкова принёс артистке очередную волну популярности и любви зрителей. Говорят, Нонна Викторовна, обладавшая довольно крутым нравом, во время съёмок повздорила с Михалковым. Дошло даже до драки. Но главное – фильм удался на славу. Его с удовольствием смотрят поколения зрителей уже больше тридцати лет.
За своё многогранное творчество и огромный талант Нонна Мордюкова в 1969 году становится Народной артисткой СССР.
К сожалению, тёмной полосой в творческой биографии Нонны Мордюковой стали 90-е годы. В этот промежуток времени актриса появлялась на съёмочной площадке крайне редко. Её почитали, помнили, но почти не приглашали сниматься. Всего три фильма, где Мордюкова сыграла второстепенные роли. Последний фильм «Мама» был снят в 1999 году. Больше Нонну Викторовну в кино не приглашали. Хотя она до последнего ждала звонков от режиссёров. Её типаж «вышел из моды».
Больше, чем какой-либо фильм, зрителям запомнился социальный ролик телеканала ОРТ, вышедший на экраны в середине 90-х в рамках серии «Русский проект». В ролике Мордюкова снялась со своей давней подругой Риммой Марковой. Знаменитые советские актрисы сыграли шпалоукладчиц, всю жизнь работавших на железной дороге.
Нонна Мордюкова и Римма Маркова
Не все знают, что подруги часто ссорились, а потом Мордюкова просила прощения. После смерти Мордюковой Маркова призналась, что, несмотря на ссоры, они были не разлей вода. В последние годы жизни Нонны Викторовны обе лечились от сахарного диабета. Также их часто сравнивали по типажу и даже по внешнему сходству.
Творчество
1948 — Юная гвардия — Ульяна Громова, молодогвардеец, Герой Русского Союза
1952 — Возвращение Василия Бортникова — Настя Огородникова
1953 — Калиновая роща — Надежда Романюк
1955 — Чужая родня — Стеша Ряшкина
1955 — Звёзды на крыльях — рыбачка
1957 — Екатерина Воронина — Дуся Ошуркова
1958 — Добровольцы — метростроевка, поющая арию Кармен в шахте (нет в титрах)
1959 — Три рассказа Чехова (киноальманах; новелла «Ванька») — супруга Аляхина
1959 — Всё начинается с дороги — Даша Бокова, супруга Степана
1959 — Отчий дом — Степанида
1959 — Хождение по мукам (кинофильм № 3 — «Хмурое утро») — Матрёна Красильникова
1960 — Обычная история — Саша Потапова
1962 — Павлуха — Наталья
1963 — Секретарь обкома — Наталья Фадеевна
1964 — Свадьба Бальзаминова — Домна Евстигнеевна Белотелова, купчиха, вдова
1964 — Председатель — Доня Трубникова, супруга Семёна
1965 — 30 три — Галина Петровна Пристяжнюк
1965—1967 — Война и мир — Анисья Фёдоровна
1966 — Дядюшкин сон — Софья Петровна Карпухина (в оригинале — Фарпухина), супруга полковника
1967 — Комиссар — Клавдия Вавилова
1968 — Бриллиантовая рука — Варвара Сергеевна Плющ, управдом
1968 — Журавушка — Глафира Дементьевна Огрехова
1969 — Пылай, пылай, моя звезда — мадам
1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — императрица Анна Иоанновна
1970 — Случай с Полыниным — Дуся Кузьмичёва
1971 — Юные — Дарья Васильевна
1971 — Российское поле — Федосья Леонтьевна Угрюмова
1972 — Завтра будет поздно… — Кузюрка
1973 — Возврата нет — Антонина Каширина
1973 — Два денька волнения — Мавра Григорьевна
1974 — Лев Гурыч Синичкин — Раиса Минична Сурмилова, прима театра
1975 — Они сражались за Родину — Наталья Степановна
1975 — Семья Ивановых — Мария Петровна Иванова
1977 — Инкогнито из Петербурга — Анна Андреевна, супруга городничего
1978 — Трясина («Нетипичная история») — Матрёна Быстрова
1979 — Верой и правдой — тётя Паня
1981 — Родня — Мария Васильевна Коновалова
1982 — Вокзал для двоих — «дядя Миша»
1982 — Этюд для домино с роялем — играющая в домино
1986 — От заработной платы до заработной платы — Ольга Ивановна Плисова
1987 — Доченька — Зинаида Яковлевна, вахтёр
1987 — Ссуда на брак — Татьяна Ивановна
1988 — Запрещенная зона — Надежда Авдотьина
1991 — Бегущая мишень — баба Зина
1992 — Луна-парк — тётя Алёны
1995 — Ширли-мырли — работник ЗАГСа
1999 — Мать — мать Полина
Работа в социальной рекламе
В 1995—1996 годах Нонна Мордюкова снялась в паре с актрисой Риммой Марковой в нескольких соц телевизионных роликах под общим заглавием «Российский проект» на телеканале «ОРТ»:
- 1995 — Дай вам Бог здоровья — баба — рабочая на жд путях
- 1995 — Сборка—1 — баба — рабочая на жд путях
- 1996 — Спаси и сохрани — баба — рабочая на жд путях
- 1996 — Сборка—2 — баба — рабочая на жд путях
Документальные киноленты
- 2000 — «Нет погибели для меня» (документальный кинофильм производства студии «Вертов и К» по заказу телекомпании РТР «Реальное кино», создатель сценария и режиссёр — Рената Литвинова, управляющий проекта — Виталий Манский, 2000 год).
- 2003 — «Нонна Мордюкова. Я вспоминаю…» (документальный кинофильм производства студии «Лавр» по заказу ФГУП ГТК «Телеканал „Наша родина“»; создатель сценария, режиссёр и продюсер — Светлана Резвушкина, управляющий проекта — Виталий Манский, 2003 год).
- 2005 — «Жители планетки номер 4022. Нонна Мордюкова» (документальный кинофильм телеканала «Культура», режиссёр — Юлия Краснова, 2005 год).
- 2006 — «НеукротимаЯ Нонна Мордюкова» (документальный кинофильм производства ЗАО «Гала концерт» по заказу ОАО «1-ый канал»; режиссёры: Татьяна Косовцова, Роман Газенко, 2006 год). Кинофильм приурочен к 80-летнему юбилею актрисы. В этом кинофильме Нонна снималась во время тяжёлой заболевания. Каждое слово добивалось от неё неописуемых усилий. И она сделала это для собственных зрителей.
- 2008 — «Острова. Нонна Мордюкова» (документальный кинофильм производства студии «Клио XXI» по заказу ГТРК «Культура», создатель и режиссёр — Александр Столяров, управляющий проекта — Виталий Трояновский, 2008 год).
- 2008 — «Нонна Мордюкова. О любви» (документальный кинофильм производства ОАО «1-ый канал», создатель сценария — Александр Казакевич, режиссёр — Татьяна Варданян, 2008 год).
- 2010 — «Нонна Мордюкова. Как на свете без любви прожить» (документальный кинофильм производства ООО «Студия 8» по заказу ОАО «ТВ Центр», создатель — Татьяна Вольская, режиссёр — Филипп Сурков, 2010 год).
- 2010 — «Нонна Мордюкова. Таковой её никто не знал» (документальный кинофильм производства телекомпании «Пиманов и партнёры», «1-ый канал», художественный управляющий — Леонид Якубович, режиссёр — Фуад Шабанов 2010 год).
↑ Актёрская карьера Нонны Мордюковой
Актёрская карьера Нонны Мордюковой развивалась достаточно быстро. Фильм по культовому роману «Молодая гвардия» был настолько успешным, что восемь актёров и актрис были удостоены Сталинской премии первой степени; среди них была и Нонна Мордюкова. Кроме этой премии, актёры и другие создатели фильма получили 100 тысяч рублей, которые разделили между собой.
Нонна Мордюкова в фильме Молодая гвардия фото
Интересно, что роль Ульяны Громовой изначально предназначалась для Клары Лучко. Но в последний момент режиссёр утвердил Мордюкову, а Клара Лучко сыграла лишь небольшую роль – тётушки Марины. В 1950 году Нонна Мордюкова поступила в Театр киноактёра. Однако бросать начатое дело – кино – она не собиралась. В пятидесятые годы она сыграла в целом ряде успешных фильмов, что только укрепило её славу.
Мордюкова стала настоящей звездой. Неудивительно, что ей теперь не переставали идти предложения от именитых режиссёров. Популярность и востребованность не угасали и в следующее десятилетие, когда вышли «Женитьба Бальзаминова», «Бриллиантовая рука» и другие культовые фильмы с её участием. В шестидесятых годах она удостоилась звания сначала Заслуженной, а затем и Народной артистки СССР. Это были лишь первые награды и звания, и впоследствии их становилось всё больше. Особенно много наград и званий она получила в конце восьмидесятых – начале девяностых, став живой легендой отечественного кино. Однако в те же годы она почти прекратила сниматься.
Нонна Мордюкова в фильме Женитьба Бальзаминова фото
Среди заслуг Нонны Мордюковой – фразы, ставшие популярными афоризмами. Особенно много их в комедии «Бриллиантовая рука», однако «коронные» изречения она произносила едва ли не в каждом своём фильме. Мало кто сейчас вспомнит, но Нонна Мордюкова была одной из первых актрис, которые появились на советском экране с обнажённой грудью. Произошло это в фильме «Комиссар» 1967 года. Героиня, женщина-комиссар Клавдия Вавилова, открывает грудь, чтобы покормить своего новорождённого ребёнка. Судьба этого малоизвестного фильма была непростой. Сцену чиновники объявили пошлой и непристойной, а сам фильм посчитали идеологически вредным – ведь революция в ней изображена кровавой. Кроме того, комиссарша с новорождённым младенцем на руках, по мнению чиновников, очень уж напоминала богородицу.
Нонна Мордюкова в фильме Комиссар фото
Режиссёру Александру Аскольдову официально запретили дальше заниматься своей деятельностью, Мордюкову КГБ взяло «на заметку», а фильм было приказано уничтожить. Однако картина чудом сохранилась и стала известна в том числе и зарубежному зрителю. После распада СССР Мордюкова, как уже говорилось, почти перестала сниматься в кино. Объяснялось это просто – ей не нравилось новое российское кино. Однако в 1999 году она всё-таки приняла решение сняться в фильме «Мама». Его сюжет основан на реальных событиях: в начале 80-х многодетная семья Овечкиных предприняла попытку угнать самолёт и улететь на нём за границу. В фильме Мордюкова играет главную роль – многодетную мать. Фильм и игра Мордюковой критикам понравились, однако дальнейших предложений от режиссёров актрисе не поступало. «Мама» стала последней работой Мордюковой в кино.
Нонна Мордюкова в фильме Мама фото
Любопытно, что сами Овечкины, которые посмотрели этот фильм, отзывались о нём нелестно: в нём искажаются истинные причины того, почему они в тот день решились на побег из страны. В собственных ролях Нонна Мордюкова опиралась на свой богатый жизненный опыт, а также на свои чувства и переживания. Её героини всегда выражают то отношение к жизни, которые были свойственны самой актрисе, воспроизводят её черты характера, интонации. Легче всего, конечно, Мордюкова перевоплощалась в простых женщин, в том числе жительниц села, кубанских казачек; собственно, здесь она почти и не перевоплощалась, а показывала себя такой, какая она в жизни.
Творческий путь
Нонна перешла на второй курс, когда Сергей Герасимов собрался снимать «Молодую гвардию» по роману Александра Фадеева. Именно во ВГИКе подбирались актеры на главные роли: Владимир Иванов получил роль Олега Кошевого, Инна Макарова – Любови Шевцовой, а Нонна – Ульяны Громовой. Также в картине снялись Сергей Гурзо, ее будущий муж Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук.
«Молодая гвардия»: Нонна Мордюкова в роли Ульяны Громовой
Получив за исполнение роли Сталинскую премию первой степени, Мордюкова думала, что теперь перед ней распахнутся все двери в большое кино. Но режиссеры не торопились снимать «Ульяну Громову» в своих картинах. Окончив вуз в 1950 году, она снялась лишь в двух проходных проектах и фильме-спектакле, где сыграла учительницу. Только в 1955 году на экраны вышла картина Михаила Швейцера «Чужая родня», где главные роли исполнили Николай Рыбников и Нонна Мордюкова. После этой работы карьера актрисы пошла вверх.
Кадр из фильма «Чужая родня»
Когда она узнала, что Герасимов собирается снимать «Тихий дон», то была уверена, что для нее, лучше других знающей и понимающей станичные нравы и быт, найдется в картине роль. Но режиссер не позвал, а сама Мордюкова просить и напоминать о себе не умела и в результате ушла на съемки фильма «Екатерина Воронина», где сыграла крановщицу Дусю Ошуркову. Ее партнером, по сценарию влюбленным в ее героиню, стал Михаил Ульянов.
Кадр из фильма «Екатерина Воронина»
До конца пятидесятых годов Нонна снималась лишь во второстепенных ролях, пока Юрий Егоров не пригласил ее на главную роль Саши Потаповой в «Простую историю». Уж кому, как не ей, было знать обо всех проблемах женщины – председателя колхоза, которым так долго работала мама. И с ролью актриса блестяще справилась.
В «Простой истории» Мордюкова сыграла председательницу колхоза
Далее были ее «добрая» Домна Белотелова в «Женитьбе Бальзаминова», Доня Трубникова в «Председателе», Анисья Федоровна в «Войне и мире», полковница Софья Карпухина в «Дядюшкином сне».
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»
Пронзительной и яркой стала Клавдия Вавилова в драме Александра Аскольдова «Комиссар». Фильм был снят по одному из ранних рассказов Василия Гроссмана. режиссера после завершения съемок признали… профнепригодным и выслали из Москвы. Лишь через двадцать лет картину о гражданской войне увидели зрители. Это была единственная советская картина, вышедшая в прокат в США, где ее посмотрели жители более ста городов.
Нонна Мордюкова в фильме «Комиссар»
Для многих режиссеров стало откровением, что Мордюкова оказалась великолепной комедийной актрисой. Ее яркая управдомша Варвара Плющ в «Бриллиантовой руке» с ее «наши люди в булочную на такси не ездят» и «человеку нужно верить только в крайнем случае» стала наиболее цитируемым персонажем фильма.
Нонна Мордюкова в «Бриллиантовой руке»
Затем была хозяйка Наталья Степановна в картине «Они сражались за Родину», Анна Андреевна в комедии «Инкогнито из Петербурга», Матрена Быстрова в «Трясине». Нонна Морюкова. В гостях у Дмитрия Гордона В начале восьмидесятых у Мордюковой появились сразу две яркие роли: Мария Коновалова в «Родне» Никиты Михалкова и «дядя Миша» в «Вокзале для двоих» Эльдара Рязанова.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих»
Последней и самой неоднозначной ролью в большом кино стала для Мордюковой роль Полины Юрьевой в драме Дениса Евстигнеева «Мама». История о женщине, создавшей семейный фольклорный ансамбль и попытавшейся угнать самолет, чтобы дать своим шестерым детям лучшую жизнь, основана на реальных событиях.
Нонна Мордюкова на съемках фильма «Мама»
Но ее продолжение – художественный вымысел, который на экране блестяще воплотил актерский ансамбль: Олег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Кравченко. И, конечно, Нонна Мордюкова, которая говорила о своей героине так:
С сыном Владимиром
0 Обеих своих невесток Нонна не любила, и объясняла это тем, что любит только сына. С первой женой Владимира у Мордюковой сразу не заладились отношения. Ею была Наталья Варлей, в которую сын Мордюковой влюбился после выхода фильма «Кавказская пленница». Позже, даже после расставания с Владимиром, Наталья никогда не забывала о Мордюковой, привозила ей подарки. В разводе со второй женой, признавала Мордюкова, был виноват ее сын. Однажды он попросил Нонну Викторовну похоронить его на Павловском Посаде. Мордюкова все же надеялась на излечение Владимира, но в 1990 году его не стало. В том же трагическом 1990-м году на сборном концерте в Череповце Мордюкова познакомилась с молодым певцом Юлианом, который помог пережить ей тяжелый стресс. Всю свою невоплощенную материнскую любовь она перенесла на него. В то время как студент ВГИКа Юлиан жил в общежитии. Мордюкова звонила ему, и спрашивала: «Скажи мне, что ты сегодня ел?». Маленькая стипендия заканчивалась в первую же неделю, и актриса строго говорила: «Так, я жарю курицу! Быстро приезжай!». Спустя какое-то время, на одном из творческих вечеров на вопрос о планах на будущее, актриса ответила: «Жениться!». С тех пор желтая пресса постоянно приписывала Мордюковой и Юлиану истории о том, что они то сходятся, то вновь расходятся. Сама Нонна в шутку называла своего подопечного «супругом», а себя «его вечной невестой».
В 1992 году составители британской энциклопедии «Кто есть кто» занесли Мордюкову в число лучших актрис 20 века, кроме того, артистка была удостоена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. В 1998 году вышел на экраны фильм Дениса Евстигнеева «Мама», в котором Нонна Мордюкова исполнила главную роль. Но «настоящее кино», как отмечала сама актриса, закончилось для нее еще 1982 после съемок «Родни». Суровый характер не позволял актрисе сниматься в низкопробном кино. Мордюкова не соглашалась на мелкие роли в мыльных телевизионных операх. Она с неохотой давала интервью, и единственное, о чем она всегда с желанием вела разговор, были воспоминания из детства. На другие вопросы она могла ответить коротко: «Не Ваше дело…». Мордюкова очень обижалась, когда режиссеры распускали слухи о ее, якобы, скверном характере. Но некоторая почва для подобных утверждений все же имелась. Во время съемок «Родни» Михалков получил от Мордюковой затрещину и лишился двух пуговиц на рубашке за то, что решил призвать актрису к порядку. Однако позже он сам пришел к Мордюковой с коньяком и просьбами о примирении. Фильм «Мама» оставил в памяти Нонны теплые воспоминания. Она рассказывала: «Актерский состав на мой взгляд подобрался замечательный: Машков, Миронов Женя, Меньшиков, этот так вообще мало того, что с юмором, так еще и с ног меня на съемочной площадке сбил. Когда выезжали, еще совсем тепло было, а съемки, как это часто бывает, затянулись, и стало совсем холодно, а мы легко одеты были. Олег в своей тонкой безрукавке весь синий стал, что-то бормочет мне еле заметно, я к нему наклонилась, чтобы получше слышно было, а он мне: «Ну что, Нонна, нравится актрисой быть?», — а я смешливая, так и упала, все бросились меня поднимать, кроме него, потому что хохотал, не мог остановиться». Мордюкова написала книгу с воспоминаниями, которые получили название «Не плачь, казачка». О содержании книги Мордюкова рассказывала: «Начиная с 5 класса, я постоянно делала какие-то записи на маленьких клочках бумаги, это были интересные эпизоды и фразы из жизни. Однажды Сергей Бондарчук пришедший к Нонне Викторовне в гости, увидел Мордюкову, рассевшуюся на полу с кучей бумажек. И сказал: «Если бы я сейчас не запустился с «Войной и миром» тотчас же, не читая, заключил бы договор на постановку фильма по этим бумажкам». Мордюковой в преклонном возрасте часто предлагали играть роли бабушек, но она не соглашалась, так как считала, что украшением ее роли должна быть любовь. Быть обычной бабушкой для бойкой до конца жизни Мордюковой было просто неинтересно. Мордюкова решительно отказывалась от ролей, которые не стоили того, чтобы их даже рассматривать.
Такая разная Мордюкова
Актриса вообще умела понимать драматический характер своих героинь. Ее роли всегда точно обрисовывали конкретный социальный тип личности, но глубина отображения присущих им черт поражает зрителей по сей день.
Но не только драматические образы могла воплотить на экране Мордюкова Нонна Викторовна. В комедиях она тоже блистала ярко и свежо. Вспомните купчиху Белотелову из фильма «Женитьба Бальзаминова». А чего только стоит въедливая цепкая чиновница Пристяжнюк, которую зрители увидели в фильме «Тридцать три»! Но самая известная комическая роль актрисы – активистка из ЖЭКа по фамилии Плющ. Именно она в любимой всеми комедии «Бриллиантовая рука» громогласно сообщает с экранов до сих пор о том, что «наши люди на такси в булочную» ни за что не поедут. Не менее интересна работа Нонны Викторовны в фильме «Комиссар».
Романы актрисы
О многочисленных романах заслуженной артистки судачили все: коллеги по театру, члены съёмочной группы, соседи по квартире. Но не все слухи оказывались достоверными, сама же звезда комментировать их отказывалась. Хотя они её сильно раздражали и злили.
Первый роман Мордюкова закрутила практически сразу после развода с Тихоновым. Её избранником стал начинающий актёр Юра Каморный. У них была большая разница в возрасте, молодой человек был намного младше артистки театра и кино. Отношения закончились трагически, в один из дней Нонна объявила о разрыве, Юрий не желал мириться с этим и угрожал покончить с собой, размахивая ножами.
Кто-то из соседей вызвал милицию, приехавший сотрудник, чтобы угомонить артиста выстрелил ему в ногу. В результате неудачного выстрела была задета сонная артерия. Каморный скончался от потери крови до приезда врачей.
В 1960 году Нонна вновь без памяти влюбилась, это произошло на съёмочной площадке картины «Простая история». В этом же фильме снимался Василий Шукшин, тот также не обошёл красавицу стороной. Страсти кипели нешуточные, так как оба состояли в официальных браках. Неизвестно чем бы закончился роман, если к супруге не приехал Тихонов с маленьким сыном. Только после этого, актриса взяла себя в руки и оборвала порочную связь.
Долгое время в прессе муссировалась тема о том, что у Нонны Мордюковой и Юлиана отношения. В газетных изданиях неоднократно появлялись снимки артистки и певца. Но оба отрицали связь. В одном из интервью молодой человек признался, что помогает ей пережить трагедию. Актриса воспринимает его как собственного сына, в мужья к ней он не набивается.
Кстати именно певец Юлиан позднее предоставил информацию, как жила артистка, опубликовал её последние фото.
«Выучиться на Любовь Орлову»
Нонна Мордюкова. Фотография: litres.ru
Нонна Мордюкова. Фотография: e-reading.club
Нонна Мордюкова. Фотография: biography-life.ru
Нонна Мордюкова родилась 25 ноября 1925 года в украинском селе Константиновка, а детство ее прошло в селе Глафировка Краснодарского края. Там ее мать — Ирина Мордюкова — работала председателем колхоза. Именно она дала девочке звучное и необычное имя Ноябрина и привила любовь к театру, музыке и искусству. «Я еще была мала, но мой музыкальный слух, унаследованный от предков мамы и от нее самой, наслаждался, когда она пела. Ее волшебный альт, как говорится, сводил всех с ума», — вспоминала будущая актриса.
В раннем детстве Нонна Мордюкова с удовольствием учила украинские народные песни и русские романсы, мечтала об актерской карьере. Но, помимо этого увлечения, у нее, старшей дочери в семье, было много забот — помощь по дому и хозяйству, забота о младших братьях и сестрах. Отца, Виктора Мордюкова, дети видели редко: он был военным и подолгу отсутствовал.
Ответственность и обязательность в характере будущей актрисы сочетались с независимостью и обостренным чувством справедливости. Она легко вступала в споры, дерзила учителям и не боялась высказывать свое мнение.
В школе Мордюковой не нравилось, но она понимала: без аттестата о среднем образовании исполнить мечту и выучиться на актрису не получится. К тому же ей настоятельно советовал закончить школу знаменитый тогда актер Николай Мордвинов. Мордюкова впервые увидела его в фильме «Богдан Хмельницкий» и так впечатлилась, что написала актеру письмо. В нем будущая актриса спрашивала, что нужно сделать, чтобы «выучиться на Любовь Орлову». Мордвинов посоветовал ей получить аттестат, приехать в Москву, найти его и поступить в театральный институт.
Уехать в столицу у Мордюковой не вышло: в 1941 году началась война. И без того нелегкая деревенская жизнь стала еще тяжелее: отец ушел на фронт, а матери с детьми не удалось эвакуироваться. Чтобы их не отправили в Германию, Мордюковы скрывались от немецких солдат. В конце 1943 года домой вернулся Виктор Мордюков, потерявший в боях ногу. Его отношения с женой стали напряженными, и в начале 1944 года семья распалась. Мать забрала детей и уехала в Ейск. Здесь Нонна Мордюкова закончила школу и отсюда же вскоре после окончания войны, в 1945-м, отправилась покорять столицу.
Нонну Мордюкову приняли во ВГИК: на вступительных экзаменах она получила одни пятерки, хотя даже не готовилась к творческому конкурсу. Вместо заученных отрывков из художественных произведений она разыграла перед комиссией импровизированные сценки, в которых сплелись реальные истории из кубанского детства и выдуманные подробности. «Такая девушка талантливая, приехала с Кубани, правда еще неотесанная какая-то… Вот она поучится, наберется культуры, образования, из нее может получиться хорошая актриса», — говорили о ней преподаватели.
Детство
Нонна родилась 25 ноября 1925 года на Украине в селе Константиновка Артёмовского округа. При рождении мама с папой дали девочке имя Ноябрина, так как она появилась на свет в ноябре. Но сама Мордюкова ужасно не любила такое имя, всем представлялась просто Нонна.
Девочка была ещё совсем маленькой, когда они уехали в Краснодарский край, в село Глафировку, где мама, Мордюкова Ирина Петровна (девичья фамилия Зайковская), была назначена на должность председателя колхоза. Папа, Мордюков Виктор Константинович, служил военным. Они не имели достатка, как вспоминала потом актриса: «Родители мои были честными, худыми и рваными коммунистами».
Плюс ко всему семья ещё была и многодетной. Нонна – старшая дочь в семье, а после неё, как тогда казалось девочке, мать всё время ходила брюхатой. На самом деле у Ирины Петровны было девять беременностей, трое из родившихся детей умерли в младенчестве, а шестеро выжили – четыре девочки, Нонна, Наташа, Людмила и Татьяна, и два мальчика, Геннадий и Василий.
Только мать всё время пропадала на работе, а нянчить детей приходилось старшей дочери – Нонне. Как вспоминала Мордюкова: «Ох, и пришлось мне соплей понавытирать за младшими. А у самой детства не было». Помимо детей, на ней была куча других обязанностей по дому: воды натаскать с колодца (особенно тяжело это было делать по морозу), скотине дать попить и поесть, постирать бельё и погладить.
Несмотря на свою строгую и ответственную должность, мать в душе была романтической натурой, очень любила петь романсы, русские народные душевные песни. Когда-то в молодости мама пела в церковном хоре, а потом, будучи председателем колхоза, даже затеяла создание в селе оперного театра.
Приохотила она к пению и старшую дочь Нонну, лучше всего у неё получалась ария из «Наталки-Полтавки». Помимо зычного голоса Мордюкова переняла у своей матери многое: отличные организаторские способности, качества лидера, ораторское мастерство.