Школа как пытка
Тщедушный мальчик с большими глазами быстро стал школьной «знаменитостью». «Бестолковый Песталоцци», «глупый Иоганн», «лентяй и соня» — как его только не называли учителя. Большинство из них раздражались на ребенка из-за необычного поведения: что это за мода — задавать учителю вопросы? Откуда все эти «зачем, для чего, почему?». Единственное, что требуется от ученика — зубрить и отвечать на вопросы учителя. А не спрашивать самому.
Иоганну было плохо в казенной школе. Он будто попал в зазеркалье и не понимал, почему школьный мир, где он должен был познавать новое, обернулся вечными криками и насмешками от суровых учителей и бесконечной зубрежкой. Он плакал, когда его обзывали и наказывали, когда били и бросали одного. Никому в этой школе не было до него дела. Он скучал по дому, отдраенному до блеска руками Бабэль, по матери, ее запаху и шуршащим платьям, по деду, занятиям и играм с ним.
Позднее признание
Закрытие школы было сильным ударом. Иоганн боялся выходить из дома и выезжать в город. От него отворачивались люди, мальчишки со свистом бежали следом, а он, будучи не в силах сдержать слезы, старался побыстрее убраться к себе. Если бы не Анна, он, вероятно, действительно сошел бы с ума. Жена верила ему и поддерживала во всем. Именно она убедила его записывать свои мысли и теории
Одна за другой стали выходить книги Песталоцци, и это привлекло к нему внимание ученых коллег. За консультациями к педагогу стали приезжать учителя из Цюриха и других крупных городов
Наконец, спустя 20 лет, Песталоцци получил место в школе в Бургдорфе, а в 1800 году при поддержке друзей открывал Бургдорфский институт, где собирал коллектив единомышленников. Через год вышла его самая известная книга — «Как Гертруда учит своих детей», — и «метод Песталоцци» стал широко известен. Богатейшие люди Франции, Англии, Италии привозили маэстро своих отпрысков, чтобы те получили полноценное развитие, воспитание и образование.
Песталоцци преподавал еще 25 лет. В 1825 году его соратники перессорились, снова начались проблемы с финансированием, и институт (к тому времени он переехал в Ивердон) закрылся. После этого Песталоцци прожил еще два года в поместье в Нейгофе, дописывая свои сочинения.
В самом конце жизни ему все-таки удалось осуществить свою мечту. Будучи больным стариком, Песталоцци отдал гонорары от издания своих книг на открытие школы для детей бедняков.
Материал подготовила Наталья Оленцова
Биография Песталоцци
Иоганн Песталоцци появился на свет 12 января 1746 г. в швейцарском городе Цюрих. Он рос в простой семье со скромным достатком. Его отец был врачом, а мать занималась воспитанием троих детей, среди которых Иоганн был вторым.
Детство и юность
Первая трагедия в биографии Песталоцци произошла в 5-летнем возрасте, когда скончался его отец. На тот момент главе семейства было всего 33 года. В результате воспитание и материальное обеспечение детей легло на плечи матери.
Иоганн учился в школе, где мальчики помимо традиционных предметов изучали Библию и другие священные тексты. Он получал довольно посредственные оценки по всем предметам. Особенно трудно мальчику давалась орфография.
Затем Песталоцци обучался в латинской школе, после чего стал студентом Каролинского коллегиума. Здесь учеников готовили к духовной карьере, а также давали образование для работы в государственной сфере. Изначально ему хотелось связать свою жизнь с богословием, но вскоре он пересмотрел свои взгляды.
В 1765 г. Иоганн Песталоцци бросил учебу и примкнул к буржуазно-демократическому движению, которое пользовалось популярностью среди местной интеллигенции.
Испытывая материальные трудности парень решил заняться сельским хозяйством, однако достичь каких-либо успехов в этой деятельности так и не смог
Именно тогда он впервые обратил внимание на крестьянских детей, предоставленных самим себе
Первые педагогические опыты
Пятьдесят детей, знавших в жизни только голод, побои и крики, поначалу не реагировали на ласку и хорошее обращение в доме Песталоцци. Многие из них уже обзавелись дурными привычками, почти никто не знал, что такое мыло, и не имел обыкновения мыться. Но Песталоцци, вечно стесненный в деньгах, строго следовал принципу Бабэль: «Чистота скрывает бедность». И упорно учил детей ухаживать за собой.
Своей цели он добивался без криков, телесных наказаний и морализаторства. Учебные дисциплины вводились постепенно. Число, форма и слово были исходными элементами для обучения. Дети изучали звуки и составляли слова, постигали свойства чисел и практиковали счет, занимались простейшими измерениями, учили геометрию и рисовали, а также пели, узнавали азы географии и природоведения. Песталоцци разработал для них специальную суставную гимнастику на базе свойственных детям движений и считал ее основой физического воспитания ребенка.
При этом дисциплина и распорядок дня в доме соблюдались неукоснительно. Старшие помогали младшим, все дети трудоспособного возраста работали по мере сил. Иоганн считал нужным обучить их полевым работам и ремеслу. Дети своими руками создавали то, что можно продать на рынке и заработать деньги на свое обеспечение.
Через год воспитанники Песталоцци изменились до неузнаваемости. Чистые, вежливые, доброжелательные, они называли Иоганна отцом, а работавшую вместе с ним Анну — матерью. Успехам великого педагога можно было бы радоваться, если бы не бедственное финансовое положение огромной «семьи». Денег не хватало даже на то, чтобы регулярно питаться. Песталоцци отказывали в кредитах, по городу пошел слух, что он сумасшедший. В конце концов, просуществовав чуть больше шести лет, школа Песталоцци закрылась по финансовым причинам.
Карьера
Встреча
Не думая об артистической карьере, а прилагая все усилия на обучение в университете и изучение русского языка (его она совершенно не знала), Эдита Пьеха записывается в хор польских студентов (петь она очень любила), где дирижёром был Александр Броневицкий, студент Ленинградской консерватории.
Первое выступление
Первой песней, принесшей популярность, становится «Червонный автобус». Песня звучала на польском языке, исполненная тем самым студенческим ансамблем в новогоднюю ночь 1956 года, в Ленинградской консерватории.
«Дружба»
С 1956 года ансамбль студентов становится ансамблем «Дружба», солисткой которого является Эдита Пьеха. В этом же году был снят фильм-концерт, говоря современным языком – клип на песни «Червонный автобус» и «Гитара любви». Ансамбль становится популярным в городе, начинаются концерты, записи грампластинок, что, естественно мешает учёбе в университете. Эдита переводится на заочное отделение.
Золотая медаль
В 1957 году в Москве «Дружба» получает золотую медаль и звание лауреатов VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Теперь это профессиональный коллектив «Ленконцерта».
Новый состав
1959 год выдался тяжёлым для коллектива. Он был расформирован, так как вёл пропаганду джаза. Но Броневицкий проявил настойчивость, совершив решительный шаг. Он собрал новый состав и добился просмотра в Министерстве культуры СССР. Министерство дало добро.
«Дружба» снова заиграла. Выступления проходили не только на территории Советского Союза, но и проводились гастроли в такие страны:
- Чехословакия.
- Польша.
- Финляндия.
- Венгрия.
- ФРГ.
- ГДР.
- Австрия.
- Куба.
- Боливия.
- Гондурас.
- Перу.
Сольная деятельность
С 1964 года певица, являясь солисткой «Дружбы», начинает свою новую страницу жизни, как отдельный исполнитель. Она записывает композиции, ставшие со временем золотым фондом отечественной эстрады, снимается в кино.
«Олимпия»
Через 1 год, Пьеха представила советскую песню в концертном зале «Олимпия», в Париже. Это была программа Московского мюзик-холла, где Эдита заключала 1-е отделение. Во второй раз, в 1969 году, с программой уже Ленинградского мюзик-холла, все 2 отделения принадлежали ей. Это был колоссальный успех.
«Огромное небо»
На конкурсе политической песни, который проводился в Болгарии, в 1968 году, 3 золотых медали завоевала песня «Огромное небо», которую непревзойдённо исполнила Эдита Пьеха.
«Нефритовая пластинка»
В 1970 году в Каннах прошла музыкальная ярмарка MIDEM. Советский Союз представляли Эдита Пьеха и Муслим Магомаев, так как количество проданных грампластинок с песнями в их исполнении, превышало миллионные тиражи. По итогам конкурса, Магомаев получил золотую пластинку, а Пьеха – нефритовую, обойдя многих мировых исполнителей.
Актриса
Помимо эстрады, Пьеха снималась во многих фильмах:
- «Семь советских песен» (1965).
- «Сказки русского леса» (1966).
- «Москва в нотах» (1969).
- «Судьба резидента» (1970).
- «Неисправимый лгун» (1973).
- «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975).
- Голубые города (1985).
и многих других
В фильме «Неисправимый лгун» (1973)
Новый коллектив
В 1976 году певица создаёт свой собственный коллектив, тем самым поставив точку в отношениях с «Дружбой» и его руководителем. И в этом же году, с новым коллективом стала обладательницей почётного диплома Всесоюзного конкурса исполнителей, доказав тем самым свою независимость и свои организаторские способности.
Одна из первых
Имея закалённый характер, хорошее образование, знание языков (французский, польский, немецкий) она легко находила общий язык со всеми. Любила экспериментировать и не боялась это делать. Она первая исполнила иностранную песню «Only You» («Только ты») на русском языке, первая взяла микрофон со стойки в руки, первая начала общаться с людьми в зале.
«Воин-интернационалист»
2 раза в 1983 году и в 1986 году выступала в Афганистане перед солдатами и офицерами, за что и была удостоена ордена «Воин-интернационалист».
Юбилей
В 1997 году отметила свой 60-летний юбилей на Дворцовой площади Санкт-Петербурга, что до неё никто не делал. Вся площадь была заполнена людьми.
Орден
2007 год стал юбилейным 70-м, а с первого выхода на сцену прошло 50 лет. Эти два события отмечались концертами в Москве и Петербурге. А народной любимице вручен орден «За заслуги перед Отечеством».
Выставка
К 80-летнему юбилею звезды, в обожаемом ею Санкт-Петербурге, в музее театрального и музыкального искусства открылась выставка «Я родилась дважды». Это знаменитое высказывание относится к её рождению во Франции, а затем рождению «звезды» в Петербурге.
Биография.
ПЕСТАЛОЦЦИ (Pestalozzi) Иоганн Фридрих
(12января 1749, Цюрих — 17 февраля 1827 Бругг,
кантон Ааргау) — швейцарский педагог и
социальный реформатор.
Изучал теологию и право в Цюрихе. Под
влиянием физиократов занялся сельским
хозяйством, для чего приобрел собственное
имение. Эта деятельность оказалась
неудачной. Вдохновленный идеями Руссо
и Лафатера, Песталоцци занялся практической
педагогикой, преобразовав для этой цели
свое имение в пансион для бедных детей.
Пансион закрылся в 1780 из-за недостаточности
финансирования.
В 1800 Песталоцци использовал начальную
школу в Бургдорфе для применения своих
идей. После того, как это заведение
посетили члены правительства, ему был
придан статус государственного. Этому
способствовал и благоприятный отзыв
Гербарта, пришедшего в восторг после
посещения школы.
В 1804 Песталоцци вместе со своими
учениками переехал в Иверден. Именно
этот период его деятельности (1805-25)
принес ему известность во всей Европе.
Со временем набор учеников стал
осуществляться все больше из высших
сословий, из-за чего Песталоцци закрыл
учреждение и вернулся в свое имение.
Из многочисленных трудов Песталоцци
(в т. ч. о Французской революции) наиболее
известным стал роман «Лингард и Гертруда»
(Lienhard und Gertrud, 1781), написанный в духе Руссо.
Свои педагогические идеи он излагал
также в трудах «Письмо к другу о пребывании
в Станце», «Как Гертруда учит своих
детей» и др.
Разработанная Песталоцци педагогическая
концепция исходила из того, что воспитание
и образование должны начинаться с первых
дней жизни («Час рождения ребенка
является первым часом его обучения»);
обучение должно строиться и развиваться
«сообразно природе»; его необходимо
начинать с выделения простейших
элементов, выражающих наиболее
фундаментальные свойства; таковыми
являются число, форма, слово, а элементарными
формами этих элементов соответственно
являются единица, прямая и звук; обучение
должно носить развивающий характер,
возбуждать ум детей к активной
деятельности; оно должно быть наглядным.
Необходимо гармоничное развитие
умственных, физических и нравственных
сил человека (головы, сердца и руки), —
Песталоцци одним из первых попытался
воплотить идеи воспитания физическим
трудом на практике
Важной новацией
стала также практика взаимного обучения.. Целью Песталоцци была не только реформа
школы, но и народного образования в
целом
Основой нравственного общества
он считал деревенское поселение с его
семейными связями, образующее замкнутый
круг: инстинктивная любовь младенца к
своей «естественной воспитательнице»
(матери) впоследствии переносится
сначала на отца, сестер и братьев, а
затем на учителя и школьных товарищей,
охватывая в конечном счете весь народ
и все человечество
Целью Песталоцци была не только реформа
школы, но и народного образования в
целом. Основой нравственного общества
он считал деревенское поселение с его
семейными связями, образующее замкнутый
круг: инстинктивная любовь младенца к
своей «естественной воспитательнице»
(матери) впоследствии переносится
сначала на отца, сестер и братьев, а
затем на учителя и школьных товарищей,
охватывая в конечном счете весь народ
и все человечество.
Высшая цель воспитания для Песталоцци
— способствовать подъему внутренних
сил человеческой природы и сознанию
«творческой близости к природе и
человеку» для деятельного труда в
обществе, которому должны сопутствовать
внутренний покой и внешний порядок.
Образование представляет собой
саморазвитие основных сил и способностей
человека, его головы (рассудок), сердца
(чувство) и рук (творчество).
Его «Nachforschungen iiber den Gang der Natur in der
Entwicklung des Menschengeschlechts»
(1797) привели его к убеждению, что воспитание
должно быть приспособлено к этому ходу
природы. В систематической форме его
программа воспитания была изложена
первоначально в работе «Abendstunde eines
Einsiedlers» (1780) (рус. пер.: Вечерний час
отшельника, 1961 — частично); а позднее — в
«Lenzburger Rede» (1809).
Идеи Песталоцци оказали громадное
влияние на последующее развитие
педагогики. Возник новый тип школьной
системы — независимой от церкви народной
школы. В Германии (в первую очередь в
Пруссии) возникло множество кружков
последователей Песталоцци, стимулировавших
практическую реализацию его идей.
Михайлов И. А. Песталоцци /
И. А. Михайлов // Новая философская
энциклопедия: в 4 т. Т.3.: Н – С / Ин-т
философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.
— науч. фонд ; науч.-ред. совет.: В. С. Степин
. – М.: Мысль, 2001. – С.225;
Песталоцци // Философский
словарь: основан Г. Шмидтом /пер. с нем.;
под ред. Г. Шишкоффа, общ. ред. В. А.
Малинина. – 22-е, новое, переработ. изд.
– М: Республика, 2003. – С.338.
Дом, где царит любовь
Песталоцци родился в 1746 году в Цюрихе, в семье хирурга и, когда отец умер, оказался на попечении матери. Женщина была в полной растерянности: внезапно она осталась одна с тремя детьми, без средств к существованию. Если бы не служанка Бабэль, которая вела дом и хозяйство, семейству пришлось бы совсем туго. Денег катастрофически не хватало: все уходило на еду и хозяйственные нужды — ваксу и уксус (чистота была для Бабэль «идеей фикс»). Поэтому дом блестел, а дети всегда ходили чистыми и причесанными. Никто не должен был даже догадываться, что у семьи финансовые проблемы.
Но самое главное: в доме жила любовь. Мать любила своих детей безмерно и готова была каждого спрятать от всех невзгод под подолом собственной юбки. К ней ходили плакаться и радоваться, жаловаться на других и делиться секретами. Эту мягкость и невероятную доброту Иоганн впитал с малых лет. В семье его считали слишком чувствительным мальчиком и оберегали больше всех. Он мог отдать свой завтрак нищему и расплакаться навзрыд над трогательной историей.
С дедом мальчику повезло не меньше, чем с матерью. Тот был приходским священником и очень любил свою паству. Люди шли к нему бесконечным потоком за благословением или советом, и Песталоцци с малых лет видел, как доброта и желание помочь могут изменить жизнь других людей. Благодаря деду он начал писать, считать и полюбил учиться. Ему казалось, нет на свете ничего занимательнее, чем узнавать новое, искать ответы на смешные и сложные дедовы загадки.
А потом началась школа.
Что такое любовь к ребенку?
Андрей Максимов. Фото Дмитрия Брикмана
Почему невозможно говорить о природосоответствующем методе Иоганна Генриха Песталоцци, не конкретизировав максимально само понятие «любовь в педагогике»?
Чтобы ответить на этот важный, с моей точки зрения, вопрос, давайте еще раз вспомним суть метода. Тем более что постулат «повторение – мать учения» никто не отменял.
Итак.
Суть метода состоит в том, чтобы понять, что дано человеку Богом (если кому больше нравится – Природой), и развить это.
Очень хорошо!
Как понять? Наблюдая за своим чадом.
Прекрасно!
Как наблюдать? Не формально, не механически, а с любовью.
Только любя свое чадо, больше, нежели мы любим самих себя, – мы сможем не навязать ему свои представления, а разглядеть его собственные желания и устремления.
Без любви теория Песталоцци, попросту говоря, не работает.
Красиво?
Красиво. Но не конкретно.
О какой любви идет речь? О милом сюсюканье? О том, чтобы говорить ребенку хорошие слова и гладить по головке?
Да, всё это тоже важно. Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном
Но речь, понятно, не об этом, но о чувстве серьезном и действенном.
Давайте снова призовем на помощь психофилософию и вспомним, как она понимает, что такое любовь.
Любовь – осознанное чувство невозможности собственного существования без другого человека, без дела, без города и так далее.
И снова сплетаются психофилософия и жизнь великого швейцарца. Да что там сплетаются, когда вся жизнь Песталоцци каким-то удивительным, чтобы не сказать мистическим образом, доказывает это определение.
Ведь если бы не его любовь к педагогике – то есть его понимание того, что без педагогики он не сможет жить – мы бы и не знали этого гения!
Однако когда речь идет о его педагогической теории, подобного определения явно недостаточно.
«Любовь» как понятие в педагогической системе Песталоцци требует более действенного и конкретного понимания.
Любовь к детям для Песталоцци была настолько естественна, что он, видимо, не видел никаких оснований для того, чтобы ее объяснять или доказывать.
Но вот – цитата. Казалось бы, здесь нет прямого определения. Однако когда великий педагог пишет о своих взаимоотношениях с воспитанниками, весь текст превращается в определение «любви».
Иоганн Генрих Песталоцци
Разве из этих удивительных слов не становится абсолютно ясно, как понимал Песталоцци, что такое «любовь в воспитании»?
Основываясь на взглядах великого швейцарца, я бы определил ее так:
Когда мы говорим о воспитании, то любовь – это, в первую очередь, умение не оценивать ребенка, а быть рядом.
Умение ставить себя на место маленького человека.
И снова спрошу: сможет ли это когда-нибудь сделать школа?
И снова отвечу: маловероятно. И уж, во всяком случае, не завтра.
И снова сделаю вывод: значит, любить ребенка должны родители. Больше некому.
Это очень важно. Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – может кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе
Делать нашему чаду замечания, воспитывать, учить жить, поучать, даже пытаться обучать чему-то – может кто угодно: от случайного прохожего на улице до учителей в школе.
Любить ребенка могут только его самые близкие люди: родители, бабушки-дедушки, братья-сестры.
Эту любовь им – нам – передоверить некому.
Личная жизнь
Когда Иоганну было около 23 лет он взял в жены девушку по имени Анна Шультгес. Стоит заметить, что его супруга происходила из состоятельной семьи, вследствие чего парню пришлось соответствовать ее статусу.
Песталоцци купил неподалеку от Цюриха небольшую усадьбу, где хотел заняться земледелием и приумножением своего имущества. Не достигнув в этой области никаких успехов, он существенно подорвал свое финансовое положение.
Песталоцци и его жена Анна на занятиях
Тем не менее, именно после этого Песталоцци всерьез занялся педагогикой, обратив внимание на крестьянских детей. Кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он увлекся земледелием
Эдита Пьеха сейчас
В 2022-м Эдита Станиславовна продолжила вести непубличный образ жизни. Однако исключение певица сделала для выпуска программы Андрея Малахова «Прямой эфир», посвященного блокаде Ленинграда и последующему освобождению города. В студии певица поделилась с публикой воспоминаниями о том страшном времени, которое застала ребенком. Также артистка упомянула, что блокадная тема позднее появилась в песнях, которые в том числе исполняла и она сама.
Накануне 85-летнего юбилея Пьеха потеряла близкую подругу и помощницу Нину Чувашову. Та три десятилетия находилась рядом с артисткой, помогая вести домашнее хозяйство. Родственники знаменитости и сама Эдита Станиславовна привыкли считать Нину полноправным членом семьи. На фоне этой утраты вокалистка не захотела проводить мероприятия, связанные с днем рождения.
Осенью 2022-го дочь Пьехи Илона Броневицкая рассказала о состоянии матери в шоу «Звезды сошлись». По ее словам, Эдита Станиславовна неважно себя чувствует, практически не выходит на улицу и периодически жалуется на одиночество, имея в виду то, что публика ее забыла. Семья всегда находится на связи с актрисой и оказывает всю нужную помощь
Галатея и Пигмалион
Параллельно с работой в коллективе развивались и отношения Пьехи и Броневицкого. Предложение Александр Александрович сделал спустя год после судьбоносного выступления в консерватории. Поначалу 19-летняя певица сопротивлялась, однако поняв, что все же любит коллегу, сдалась. Свадьбу дочери мать артистки приняла в штыки. Она считала ее избранника не подходящей кандидатурой для девушки-католички. Целый год Фелиция Королевская не разговаривала с дочерью, но затем смирилась с ее выбором.
Новобрачные поселились в небольшой квартирке Броневицкого, где он жил с мамой. Но наслаждаться обществом друг друга супругам не пришлось: все свободное время занимал творческий коллектив. Бесконечные гастроли, выступления, репетиции требовали полной отдачи. Параллельно с отработкой репертуара муж занимался и внешностью артистки.
Росшая в простой шахтерской семье, девушка привыкла одеваться просто и непритязательно: не пользовалась косметикой и, в целом, не умела ухаживать за собой. Муж настоял, чтобы она взялась за себя, и супруга сделала это, взяв за основу образы популярных тогда Софи Лорен и Джины Лоллобриджиды, она научилась делать макияж и прически как у звезд, стала следить за осанкой и походкой.
Но окончательно становление Эдиты Пьехи как звезды произошло вовсе не после внешних перемен. В 1959 году ансамбль «Дружба» попытались закрыть. В качестве причины значилась пропаганда джаза. Тогда коллектив спасла именно солистка, а не его руководитель. Эдита Станиславовна приехала в Москву и добилась приема у министра культуры. Послушав песни «Дружбы», министр изменил свое решение, и ансамбль заработал вновь, правда, уже в другом составе.
Новая наука
Песталоцци считал необходимым одновременно развивать все природные силы и способности ребенка. Только так можно сформировать гармоничного человека, который будет жить в согласии с природой. Поистине революционной для того времени была идея о том, что нужно стимулировать самостоятельную умственную деятельность ребенка — в то время как главным педагогическим методом, применяемым повсеместно, была зубрежка. Песталоцци же настаивал, что ребенок должен постигать мир сам: наблюдать и участвовать, а не слепо полагаться на книги и чужие слова.
Позже Песталоцци выделит три основных способности, определяющих человеческую личность: способность мыслить, способность создавать и способность чувствовать.
Песталоцци особо отмечал роль учителя. Этот человек помогает ребенку превратить «беспорядочное нагромождение впечатлений» в четкие и ясные понятия. Главная задача учителя — пробудить и поддержать интерес к учебе. А конечная цель обучения в теории Песталоцци — формирование логичной картины мира.
биография
Иоганн Генрих и Анна Песталоцци в окружении своих учеников
Под влиянием идей Жан-Жака Руссо он посвящает свою жизнь воспитанию детей из бедных семей. В1798, битва при Штокахе оставила после себя многих сирот. Именно по этой причине Иоганн Генрих Песталоцци был призван в детский дом . Впоследствии он будет стремиться обучать и обучать всех детей, находящихся в его присутствии, даже если они изначально откажутся от этого образования. Он думает о школе, в которую родители должны будут отправлять своих детей, обеспечивая начальное обучение и применяя активную педагогику в соответствии с окружающими потребностями детей и профессией, которую им обещают. Основанные им различные школы — особенно в Штане, Берту и Ивердон-ле-Бен — служат образцом для всей Европы. Его новые, конкретные и прямые методы обучения, основанные на прогрессивном развитии всех факультетов, изложены в его работах, в том числе в гуманитарном романе « Леонард и Гертруда» (1781-1787) и в эссе « Комментарий Гертруды инструктуит ses enfants» (1801). ). В 1782 году он был связан с иллюминатами Баварии под именем Альфред .
С 1804 по 1825 год Песталоцци проживает в Ивердоне, где он основал институт для молодежи, институт для девочек, институт для глухонемых и институт для детей из бедных семей. Учился у него Аллан Кардек .
Песталоцци, избран президентом Швейцарского общества, написал свои последние две брошюрки для нее: Выступление на Лангентале на26 апреля 1826 г.и Очерк того, что составляет идею начального образования .
Его образовательные принципы:
- представьте конкретный аспект, прежде чем вводить абстрактные концепции;
- начните с ближайшего окружения, прежде чем разбираться с тем, что находится вдали;
- предшествовать сложным упражнениям простыми упражнениями;
- действуйте постепенно и медленно.
Его метод развернут в трех направлениях: голова, сердце и рука, соединенные параллельно с тремя глаголами: знать, хотеть, учиться.
Его педагогика по-прежнему опирается на сельскохозяйственную и профессиональную сферы и выступает за взаимное образование . Прогресс, которого он смог достичь, находится на моральном и человеческом, а не на экономическом уровнях.
Свое название получила детская деревня Песталоцци в Трогене .
Идеи [ править ]
Песталоцци был романтиком, который считал, что образование должно быть разбито на его элементы, чтобы иметь полное представление о нем. Основываясь на том, что он узнал, работая в школах в Нойхофе, Штансе, Бургдорфе и Ивердоне, Песталоцци подчеркнул, что каждый аспект жизни ребенка способствует формированию его личности, характера и способности рассуждать. Его методы обучения были ориентированы на ребенка и основывались на индивидуальных особенностях, чувственном восприятии и самодеятельности ученика. Он работал в Ивердоне, чтобы «элементаризовать» преподавание древних языков, в основном латыни, а также иврита и греческого. В 1819 году Стефан Людвиг Ротприехал учиться у Песталоцци, и его новый гуманизм способствовал развитию метода обучения языкам, включая такие соображения, как функция родного языка в обучении древним языкам. Песталоцци и Нидерер оказали большое влияние на теорию физического воспитания; они разработали режим физических упражнений и активного отдыха, связанный с общим, нравственным и интеллектуальным образованием, который отражал идеал гармонии и человеческой автономии Песталоцци.
Философия образования Песталоцци была основана на концепции жизни с четырьмя сферами и на предпосылке, что человеческая природа по существу хороша. Первые три «внешних» сферы — дом и семья, профессиональное и индивидуальное самоопределение, государство и нация — признали семью, полезность индивидуальности и применимость отношений родитель-ребенок к обществу в целом в процессе развития. характера ребенка, отношения к учебе и чувства долга. Последняя «внешняя» сфера — внутреннее чувство — постулировала, что образование, обеспечив средство удовлетворения основных потребностей, приводит к внутреннему миру и острой вере в Бога.
Биография
Певица родилась во французском городе Нуайель-су-Ланс летом тридцать седьмого года, куда ее семья приехала в поисках заработка. Во Франции им пришлось пережить все ужасы войны, которые Пьеха запомнила на всю жизнь.
Первый в своей жизни концерт Эдита Станиславовна дала в день окончания войны, спев на улице «Марсельезу».
На фото: Эдита Пьеха в детстве
Когда окончилась война, отчим перевез семью в Польшу, в небольшой поселок Боже Гура, где прошли детские и юношеские годы биографии Эдиты Пьехи. В местную школу она пошла, практически не зная польского языка, и сразу попала в ряды двоечников, хотя во Франции была отличницей. Пением Пьеха увлеклась еще в детстве, а в школе начала петь в хоре, и пронесла эту любовь через всю жизнь.
После окончания школы Эдит-Мария, так зовут певицу в действительности, поступила в педагогический лицей, окончив который с красным дипломом, получила право на учебу в Советском Союзе по путевке польского комсомола.
Среди всех предложений Эдита выбрала Ленинград и собиралась поступать в педагогический институт, но набора на психологический факультет, куда она стремилась попасть, в том году не было, и тогда Пьеха стала студенткой ЛГУ.
На фото: Эдита Пьеха в молодости
В самом начале учебы она начала петь в хоре польского землячества, и это не только стало началом творческой биографии Эдиты Пьехи, но и сыграло роль в ее личной жизни.
Руководителем коллектива был Александр Броневицкий, предложивший Пьехе поработать в музыкальном ансамбле при консерватории, в которой в те годы он учился на дирижерско-хоровом отделении.
Творчество настолько захватило Эдиту, что она перевелась на заочное отделение, а ансамбль, названный с подачи Пьехи «Дружбой», исколесил с гастролями всю страну и побывал за рубежом. Что такое настоящий успех певица впервые узнала во время Всемирного фестиваля молодежи, на котором ансамбль представил свою программу «Песни народов мира».
Пьеха покорила всех своим европейским имиджем и западным акцентом, а «Дружба» получил золотую медаль. Два десятка лет Эдита Станиславовна была солисткой ансамбля, а потом начала собственную карьеру. Вместе с ней из «Дружбы» ушли еще девять человек, вместе с которыми она организовала собственный музыкальный коллектив, руководителем которого стал Клеймиц.
Популярность Пьехи стремительно росла, выходили ее альбомы, она выступала в концертах, на телевидении и радио. В конце шестидесятых певица начала сниматься в кино – за свою карьеру Пьеха снялась примерно в двадцати фильмах, в некоторых из них она играла роли певиц, в исполнении которых с экрана звучали музыкальные композиции.
Эдита Станиславовна не представляет себя без сцены, и, хотя ее концертная деятельность давно не такая активная, как раньше, в свой восемьдесят второй день рождения она выступила с концертом в питерском Доме офицеров.
Музыка и фильмы
Ансамбль «Дружба» стал невероятно популярным не только в Советском Союзе. Музыканты побывали на гастролях в десятках стран мира. Эдита на ходу познавала секреты исполнительского мастерства. Что-то подсказывал Броневицкий, что-то она подсматривала у коллег, занималась с педагогами. Чтобы избавиться от иностранного акцента, обратилась за помощью к логопедам.
Исполнительница стала первой на советской сцене, кто снял микрофон со стойки и пел, держа его в руках. Первой Пьеха начала общаться с публикой в зале, давала концерты и проводила творческие вечера, посвященные собственным юбилеям. Eе первую из Союза пригласили выступить в Боливии, Гондурасе и Афганистане, на сцене зала «Олимпия» в Париже.
Коллектив и солистка были неразлучны на протяжении 20 лет. В 1976-м Пьеха покинула «Дружбу». Вместе с ней ушли девять человек. Новую команду объединил экс-руководитель «Поющих гитар», оставшийся без своей исполнительницы Ирины Понаровской.
Популярность певицы от этого только возросла. В это время регулярно издавались альбомы с ее песнями. Дискографию Эдиты составили мини-пластинки, сольники, CD. Записи выходили во Франции, Германии, Польше, Венгрии и других странах. Без исполнительницы уже было невозможно представить телевизионный фестиваль «Песня года», на котором в разные годы она представила много ярких хитов. Так, в 1990-м Пьеха спела дуэтом с Игорем Корнелюком зажигательную композицию «Послушай».
Эдита Пьеха и Игорь Корнелюк /
В течение долгих лет Эдита Станиславовна оставалась украшением российской эстрады. Но в 2021-м призналась в интервью, что уже устала выступать, — теперь она желает только пересматривать записи собственных концертов и представлений коллег по творческому цеху.
Параллельно с музыкой исполнительница снималась в кино. Как актрису поклонники увидели Пьеху в фильмах «Судьба резидента», «Стажер», «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Поговаривали, что сериал «Рожденная звездой» с Мариной Александровой — это история ряда событий из биографии Эдиты Станиславовны, но она сама развеяла слухи. Совпало разве что начало, а прочее — выдумки сценаристов и режиссеров. Да и песни, звучавшие в картине, исполняли и Тамара Миансарова, и Майя Кристалинская.
Вывод
Иоганн Генрих Песталоцци был выдающимся швейцарским педагогом-гуманистом, он внёс огромный вклад в педагогическую теорию и практику.
Он разработал основы первоначального образования и сформулировал теорию природосообразного обучения, т.е. опирающегося на законы природы. Ребёнок должен не просто накапливать знания, но получать их практическим путём из личного опыта, под руководством учителя. Так, постепенно накапливая и анализируя знания, переходя от простого к сложному, у ребёнка формируется логичная и понятная картина мира. Он учится самостоятельно мыслить.
Мемориал в Цюрихе
Главными составляющими элементарного образования педагог считал чтение, счёт и наблюдение.
Песталоцци первым сказал о необходимости всестороннего гармоничного развития человека
Помимо интеллектуальной деятельности важно уделять внимание физическому и нравственному развитию ребёнка. Идеи великого педагога и сегодня не утратили своей актуальности
Иоганн Генрих Песталоцци – крупнейший педагог-гуманист, реформатор и демократ времен буржуазной революции в Швейцарии и Франции, представитель передовой интеллигенции того периода. Более полувека своей жизни он отдал народному просвещению.