Плутарх

Деятельность Плутарха

После получения образования Плутарх возвращается в свой родной город и посвящает всю свою оставшуюся жизнь служению Херонее. Благодаря своим разносторонним знаниям он уже с юношеских лет работает на управляющих должностях. По роду своей деятельности ему приходилось нередко посещать самого римского императора Траяна, чтобы решить те или иные политические вопросы.

Во время деловых визитов в Рим он успевал ещё посещать философские и исторические лекции, активно сам на них выступал. Во время таких бесед он сдружился с консулом Квинтом Сосием Сенекионом – лучшим другом Траяна. Эта дружба с Сенекионом в совокупности с растущей известностью Плутарха послужили его продвижению по карьерной лестнице. До 117 года он служил консулом, а после cмepти Траяна при новом римском императоре Адриане Плутарх занимал должность прокуратора провинции Ахайи.

Эти должности были очень ответственными и важными. Чтобы понять всю их значимость, нужно отметить, что ни одно решение в провинции Ахайи не могло быть действительным без участия Плутарха. Это означает, что с ним должно было согласовываться любое мероприятие. То или иное решение осуществлялось, только если оно было одобрено Плутархом.

Помимо политики, он уделял большое внимание ещё и религии, и общественной деятельности. Так, примерно в 95 году Плутарх был избран жрецом в храме Апполона в Дельфах

Жрецы в то время выбирались обществом, и этот факт свидетельствует о глубоком уважении и почитании Плутарха в народе. Люди в честь него даже воздвигли статую.

Труды Плутарха

Плутарх оставил после себя много значимых трудов. Он создал более двухсот сочинений на разнообразные темы. Главным образом, они носили исторический и поучительный хаpaктер. К сожалению, до нашего века дошла лишь малая часть его трудов. Среди них имеется его основной труд — «Сравнительные жизнеописания», где он описывал биографии знаменитых людей: римлян и греков.

Суть «Сравнительных жизнеописаний» состоит в том, что автор брал биографии двух личностей и проводил сравнения. Так, в этом труде можно найти описания жизни Александра Македонского, Гая Юлия Цезаря, Тесея, Ромула, Цицерона и других. Этот труд имеет для нас большое значение, так как содержит достоверные и наиболее полные сведения об античных личностях. До наших дней дошли жизнеописания двадцати двух пар, остальные были утрачены.

Среди остальных трудов Плутарха: «Политические наставления», «О сообразительности животных», «О любви к детям», «О болтливости», «О злокозненности Геродота», «О чрезмерном любопытстве» и многие другие на самые разнообразные темы. Большой интерес представляют пифийские диалоги, где им рассматриваются различные религиозно-философские вопросы своего времени.

Философия и литературное творчество Плутарха

Философ всегда считал себя последователем философского учения Платона. Но историки относят его к эклектикам.

Определение 2

Эклектика — соединение разнородных, не связанных внутренне и возможно несовместимых взглядов, стилей, идей, концепций. Полностью это течение сформировалось после смерти Плутарха философом из Александрии Потамоном.

На становление взглядов Плутарха влияние оказало множество факторов. Платоник Аммоний среди этих факторов сыграл главную роль

При этом необходимо принять во внимание, что еще в период обучения Плутарх познакомился в учениками Аристотеля перипатетиками и со стоиками. Последователи Аристотеля показались Плутарху убедительными, а стоиков и эпикурейцев философ в дальнейшем подверг серьезной критике

Во время одного из путешествий Плутарх познакомился с римскими неопифагорейцами.

Плутарх оставил обширное литературное наследие. Согласно каталогу, который составил брат философа Ламприй, Плутарху принадлежит около 210 сочинений, большая часть которых дошла до наших дней. Исследователи выделяют цикл «Моралии» и «Сравнительные жизнеописания».

«Сравнительные жизнеописания» — это 22 парные биографии древних греков и римлян, в числе которых Александр Македонский, Юлий Цезарь, ораторы Цицерон и Демосфен, спартанский царь Леонид. Пары описываемых философом лиц были подобраны по схожести их деятельности и по сходству характеров.

Замечание 1

При работе над жизнеописаниями Плутарх свободно оперировал фактами и утверждал, что пишет не историю, а биографию.

Основной задачей этого сочинения было знакомство с известными деятелями прошло и несло исключительно воспитательный характер. В оригинале сочинения было большее количество пар для сравнения, но к сожалению, некоторые не сохранились.

Цикл «Моралии» состоит из 78 произведений и также несет воспитательную функцию. Основная часть этих произведений была написана в тот период, когда Плутарх был наставником и лектором. Особенно яркими произведениями этого цикла являются:

  • «О болтливости»
  • «Об излишней робости»
  • «О мудрости»,
  • «О том, как пользоваться лекциями»
  • «О воспитании детей».

Плутарх писал также труды политического характера. К таким сочинениям относятся «О монархии, демократии и олигархии» и «Наставление о государственных делах». Эти сочинения Плутарх написал после того, как получил гражданство в Риме и был назначен на государственную должность. Это произошло благодаря знакомству философа с Квинтом Сосием Сенеционом. Когда же со стороны императора Тита Флавия Домициана начались гонения на философов и ученых, Плутарх был вынужден вернуться в Херонеи, чтобы избежать казни за свои высказывания.

Философ успел побывать во всех крупных городах Греции, посетил Александрию, Сарды и другие города. На основе своих путешествий он написал труды «Об Исиде и Осирисе», «Греческие вопросы», «Римские вопросы», в которых изложил собственную точку зрения на многие вопросы, в том числе на древнеегипетскую мифологию.

В этих сочинениях Плутарх рассмотрел историю двух влиятельных государств и две биографии Александра Македонского, кроме той, что вошла в «Сравнительные жизнеописания» — «Об удаче и доблести Александра Великого» и «О славе Александра».

Свои философские взгляды Плутарх отразил в следующих сочинениях:

  • «Платоновские вопросы»
  • «О том, что даже приятная жизнь невозможна, если следовать Эпикуру»
  • «О противоречиях у стоиков»
  • «Пусть божество медлит с воздаянием»
  • «Застольные беседы», сборник из девяти книг
  • «Об упадке оракулов»
  • «О том, что пифии больше не прорицают стихами».

Известно, что Плутарх очень любил свою семью, о неоднократно философ упоминал в своих произведениях. У Плутарха было четыре сына и дочь, однако дочь и один из сыновей умерли еще в младенчестве. Философ, чтобы хоть как-то успокоить и отвлечь свою супругу Тимоксену, написал произведение «Утешение к супруге», которое сохранилось по сей день.

После того, как сыновья подросли, философ самостоятельно занялся их обучением. Позже в числе учеников оказались и дети других горожан. Тогда философ решил обучать людей по всей стране.

Точная дата смерти древнегреческого философа неизвестна, но историки предполагают, что это произошло в промежутке с 125 по 127 год. Известно, что скончался философ по естественной причине – от старости. Умер Плутарх в Херонеи, в своем родном городе. Однако похоронили его, согласно завещанию, в Дельфах.

Детство Плутарха

Плутарх родился в 46 году в греческом городе Херонея в Беотии. Благодаря своим родителям будущий филосов получил прекрасное образование, которое легло в основу его дальнейшей деятельности. Семейное воспитание оказало большое влияние на его мировоззрение, помогло Плутарху постичь многие знания, а в дальнейшем стать автором многочисленных трудов.

Его отец Автобул и дед Ламприй были хорошо образованными и умными людьми. Они рассказывали ему интересные исторические факты, о знаменитых личностях, могли поддержать разговор на любую тему. Образованность отца и деда позволили Плутарху начальное образование получить на дому.

У него было ещё два брата — также просвещённые люди. Известно, что несмотря на образованность всех члeнов семьи, они не являлись аристократами, хотя были зажиточными гражданами. Всё это делало их род весьма уважаемым среди окружающих.

Философия искусства

Основной соавтор
Jaaj.Club

Мы все можем наслаждаться одними и теми же объектами природы и произведениями искусства, но у всех нас нет одинакового опыта, вкуса, здравого смысла, способности сравнивать и отсутствия предрассудков, которые в идеале мы могли бы и должны иметь. (с) Юм

В книге «Философия искусства» вы с интересом для себя познаете всю глубину искусства в интересующем вас направлении. Здесь вы найдёте статьи с философским и эстетическим толкованием в искусствоведении, литературоведении, музыковедении, и в других областях человеческого творчества. Все они помогут вам разобраться в тонкостях того или иного направления искусства и получить своё мнение и смысл в их философской интерпретации.

В книге «Философия искусства» вы также познаете и другие качества культуры, которых нет ни на одном похожем ресурсе.

Биография

Плутарх родился в состоятельной и знатной греческой семье приблизительно в 46 году н.э. Его родиной был город Херонея в области Беотия (примерно в 40 км к востоку от Дельф). Плутарх считался гражданином Римской Империи, поскольку в те времена Греция находилась под властью этого государства.

Плутарх получил либеральное образование и провел первые годы взрослой жизни в качестве педагога. Приблизительно в эти же годы он начал писать эссе и биографии. «Параллельные жизни» и «мораль» Плутарха повлияли на писателей и интеллектуалов Византии, Западной Европы и Америки.

Наиболее известный своими биографическими трудами о знаменитых греческих и римских деятелях, Плутарх, по иронии судьбы, не имел собственного главного биографа. То, что известно о нем, реконструируется из личных ссылок в его письменных работах.

С 66 по 67 год Плутарх получил образование в Афинской Академии, изучая философию, риторику, физику и математику под руководством философа Аммония. Он женился на Тимоксене и, возможно, имел четырех сыновей, только двое из которых выжили. Его единственная дочь, также названная по имени матери Тимоксена, умерла, когда она была маленькой, что стало настоящей трагедией для обоих родителей, души не чаявших в ребенке.

Ученики Плутарха

Несмотря на то, что он был весьма влиятельным политиком и вёл активную общественную деятельность, Плутарх был ещё и хорошим семьянином и отцом своим детям. Доподлинно неизвестно, сколько детей у него было. Некоторые источники упоминают о пяти сыновьях.

Так же как и отец Плутарха, он сам обучал своих детей. В его доме никогда не было пусто. Здесь всегда были рады молодёжи. В связи с этим Плутарх открыл свою собственную Академию, где был руководителем и лектором. Таким образом, у него было много учеников, но история, к сожалению, умалчивает их имена. Известно лишь, что один из последователей Плутарха – его племянник Сeкcт Херонейский, который воспитывал самого Марка Аврелия – знаменитого будущего императора.

Плутарх умер в 127 году. Он прожил восемьдесят один год. Для того времени это был весьма солидный возраст, немногим удавалось доживать до таких лет. Он всегда придерживался здорового образа жизни и постоянно предостерегал своих близких и вообще всех людей словами: «Никакое тело не может быть столь крепким, чтобы вино не могло повредить его». Действительно, «золотые» слова, которые сквозь многие столетия не утратили своей актуальности.

Философия[править]

Философия Плутарха эклектична: религиозно-консервативная направленность обусловливает обращение к позднего Платона, и формально он был платоником, однако преимущественно интересовался религиозными и этическими вопросами. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония и готовила почву для неоплатонического толкования Библии. Полемизируя со стоическим натурализмом и стоицизмом, Плутарх склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, что дуалистично противостоит трансцендентному Богу. Посредники между миром и Богом — демоны (гении); демонология дает возможность примирить философский монотеизм с традиционной греческой мифологией.

Философия для Плутарха — не систематическая дисциплина, а средство самообразования универсально развитого человека. Плутарх пользуется учением скептиков о недостаточности знания, а в вопросах прикладной морали позаимствовал многое у стоиков, устраняя радикальные моменты их учения и даже в ненавистных ему эпикурейцев. Выше этической ценностью для Плутарха является «благодушие», душевное спокойствие, достичь которого можно только добрыми делами, дружественным отношением к людям («филантропия»), строгим выполнением обязанностей по отношению к окружающим. В этике Плутарх следовал за Аристотелем, хотя выходил из характерного платонической понимания цели жизни как «уподобление богу», что достигается через упражнение в добродетели. Стержнем этических взглядов были понятия образованности и «филантропии» — центральные и для биографического цикла, дополняет теоретические трактаты по этике. Требуя внедрения этического содержания во все области жизненной деятельности, Плутарх не выходил за пределы обыденного морализаторства: типичный эпигон, он вполне доволен своей культурой. Этической нормой для него выступает идеализированная практика старой полисной Греции, что не мешало ему однако оставаться верным гражданином Римской империи; тирады против деспотизма и угнетения остаются политически безобидной фразеологией, тем более, что и официальная стоическое теория трактовала государя как слугу граждан, вдохновленного стремлением к общему благу.

Наследие[править]

Интересно и добросердечное изложение, которое не заостряет спорных проблем, сбор культурного наследия эллинизма в примирительной эклектике «филантропического» мировоззрения позволяли представителям различных эпох и направлений находить у Плутарха ценный для них материал и обеспечили ему большой интерес со стороны более поздних веков, которым пользовались далеко не все древние авторы. Отцы церкви находили в религиозности и этике Плутарха многие черты христианского учения; византийцы ценили его как эрудита, который сохранил огромное количество сведений (отсюда и относительная сохранность значительной части наследства Плутарха)

Враждебна всевозможных крайностей, в том числе и аскетизма, этика Плутарха привлекала внимание вождей Реформации (Меланхтон, Цвингли); в Германии его популяризировали Г. Сакс и Фишарт, в Франции — Рабле и Монтень

Плутарх становится любимым чтением в Новое время. Шекспир («Юлий Цезарь», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра»), Корнель («Серторий», «Агесилай»), Расин («Митридат») находят у Плутарха сюжеты своих драм. Стремление аристократии к показу своих героев породило в XVII в. многочисленные «жизнеописания» знаменитых людей по образцу Плутарха. Но особенно близок был Плутарх возраста Просвещения своей «филантропией» (Жан-Жак Руссо, Мирабо), а идеология французской революции находила в «биографии» Плутарха прославление республиканских добродетелей и ненависть к тиранам (в России Плутарх интересовал с этой стороны декабристов). Следы захвата Плутархом заметны в Шиллера. В XIX в. интерес к Плутару падает, для социальной и философской проблематики наивный эклектизм Плутарха не мог составить сколько-нибудь актуального интереса.

Биография Плутарха

Древнегреческий философ, общественный деятель римской эпохи, писатель Местрий Плутарх родился в 46 году нашей эры. О детстве философа и писателя сохранилось мало информации. Известно, что родители Плутарха, несмотря на то, что были обеспеченными людьми, не относились к аристократам или другим привилегированным сословиям. Но это не помешало будущему философу получить достойное образование. Плутарх обучался риторике, философии, математике. В этот период сдружился с учителем Аммонием, который был приверженцем философского учения Платона. Дружба с Аммонием привела к тому, что после окончания обучения Плутарх вместе со своим братом и учителем отправился в Дельфы. Целью этой поездки было личное знакомство писателя с культом Аполлона и деятельностью пифий и оракулов. Это путешествие оказало серьезное влияние на молодого философа, и в последующий период он неоднократно вспоминал об этом, и упоминал в некоторых своих произведениях.

После возвращения в родной город Херонеи, Плутарх поступил на государственную службу и стал архонтом-эпонимом. Первым поручением для молодого архонта было сделать доклад проконсулу провинции Ахайя о просьбах и требованиях жителей города. Плутарх успешно справился с заданием и продолжил работу в качестве общественного деятеля.

Труды по этике и поведению человека

Плутарх создал обширную литературу, ведя активную социальную и гражданскую жизнь. Из его приблизительно 227 известных работ наиболее известными являются «Мораль», также известная как «этика», и «параллельные жизни».

Мораль — это серия из 60 или более эссе, написанных в диалогах по этике, религии и политике современного греческого общества. Их литературная ценность усиливается частыми цитатами из греческих поэм и пьес, особенно стихов Еврипида и других драматургов.

«Параллельные жизни» Плутарха были написаны за последние два десятилетия до его cмepти в 125 году нашей эры. Это серия биографий, расположенных в парах, подчеркивая общие добродетели и пороки субъектов. Плутарх был больше озабочен написанием биографии, чем историей, сосредоточившись на достойных действиях описываемых субъектов, как примерах благородного поведения, а не столько на временах, в которые они жили.

Безусловно, одним из самых ярких произведений Плутарха можно назвать «Сравнительные жизнеописания». Это серия биографий выдающихся личностей античности — грека и римлянина. Плутарх расположил их попарно. Между ними Плутарх нашел определенное сходство и описал. Всего до нас дошло около 23 пар биографий, и еще 4 выглядят отдельными эссе.

Творчество Плутарха почиталось в его время, а в более позднюю античность оно вдохновляло других историков и философов

Его труды привлекли внимание византийцев, которые не проявляли предубеждения к языческому происхождению

Труды Плутарха были представлены гуманистам 16 века и драматургам эпохи Возрождения, таким как Уильям Шекспир, который включил в свои произведения части его творчества. Его работы оказали большое влияние на эволюцию биографического и исторического письма в Европе с 16 по 18 века.

  • Самые известные летописцы в истории
  • Ученым не удалось найти мавзолей Клеопатры и Марка Антония
  • Дружба и разногласия между Спартаком и Криксом
  • Клавдий Гален — биография римского врача
  • Популярное
  • Комментарии

28 декабря, 2018

27 октября, 2018

11 октября, 2018

Уважаемый ,Saimon, твои предки были хилыми созданиями. и подкладывали своих жен под русских чтобы рождались более крепкие дети..Твоя народность paковая опухоль на Земле..Все войны из-за вас. Так я тебе одну вешь скажу- если будет война- то ,так называемый холокост, для вас покажется радостным праздником что будет с людьми еврейской национальности. Это не моё желание, это говорят во всем Мире. Вонючки

Как только стало известно о прорыве немцев в районе населенного пункта Калач, вспоминал мой отец, был получен приказ 214-ой дивизии 64 армии отца отходить за реку Дон. Дивизия должна была форсировать Дон в районе станицы Нижне-Черская. Когда 26 июля, к обеду, наши вырвались из окружения и подошли к реке, там не оказалось даже подручных плавсредств. По этой причине папа с политруком решили закопать полковые бумаги и деньги в большом деревянном сундуке на берегу Дона. Мой папа никогда не умел плавать, и вот дойдя до реки он разделся на берегу, привязал ремнем к куску бревна амуницию, оружие и схватившись за него как мог погреб в противоположную сторону. Немцы, преследовавшие по пятам наши части, открыли по переправлявшимся красноармейцам прицельный огонь из минометов и пулеметов. Одна из мин разорвалась рядом с папой. Он очнулся от прикосновения к нему штыка. Немолодой, усатый немецкий солдат пытался перевернуть его штыком, видимо хотел удостовериться, жив солдат или нет. Видимо взрывом папу отбросило от его бревна и вынесло на правый берег, а там уже были немцы. Отец на вопрос немца кто он, ответил по-немецки, что он рядовой солдат, что не умеет плавать, а амуницию и оружие он потерял в реке. Немец приказал отцу снять с рядом лежащего убитого красноармейца гимнастерку, галифе и одеться. Так отец оказался в плену у немцев.

Мда-а-а. Героизм наших предков никто ни ставит под сомнение. А как оценивать творчество таких писак? Кощунство? Приписать несуществующий подвиг? А вы уверены, что павшим и выжившим в той войне это нужно?! Не оскорбляют ли их память подобной ложью?

Сравнительные жизнеописания

Своей огромной литературной славой Плутарх обязан не эклектическим философским рассуждениям и даже не сочинениям по вопросам этики, а жизнеописаниям (которые, впрочем, имеют к этике самое прямое отношение). Свои цели Плутарх очерчивает во вступлении к жизнеописанию Эмилия Павла (Aemilius Paulus): общение с великими людьми древности несёт в себе воспитательные функции, а если не все герои жизнеописаний привлекательны, то ведь отрицательный пример тоже имеет ценность, он может воздействовать устрашающе и обратить на путь праведной жизни. В своих биографиях Плутарх следует учению перипатетиков, которые в области этики решающее значение приписывали действиям человека, утверждая, что каждое действие порождает добродетель. Плутарх следует схеме перипатетических биографий, описывая поочередно рождение, юность, характер, деятельность, смерть героя. Нигде Плутарх не является историком, критически исследующим факты. Доступный ему огромный исторический материал используется очень свободно («пишем биографию, а не историю»). Прежде всего Плутарху нужен психологический портрет человека; чтобы зримо его представить, он охотно привлекает сведения из частной жизни изображаемых лиц, анекдоты и остроумные изречения. В текст включены многочисленные моральные рассуждения, разнообразные цитаты поэтов. Так родились красочные, эмоциональные повествования, успех которым обеспечили авторский талант рассказчика, его тяга ко всему человеческому и возвышающий душу нравственный оптимизм. Биографии Плутарха имеют для нас и чисто историческую ценность, ибо он располагал множеством ценнейших источников, которые впоследствии были утрачены.

Писать биографии Плутарх начал ещё в юности

Вначале он обратил своё внимание на знаменитых людей Беотии: Гесиода, Пиндара, Эпаминонда. Впоследствии он стал писать и о представителях других областей Греции: спартанском царе Леониде, Аристомене, Арате Сикионском

Есть даже биография персидского царя Артаксеркса II. Во время пребывания в Риме Плутарх писал биографии римских императоров, предназначенные для греков. И лишь в поздний период он написал своё важнейшее произведение «Сравнительные жизнеописания» (др.-греч. Βίοι Παράλληλοι; лат. Vitae parallelae). Это были биографии выдающихся исторических лиц Греции и Рима, сопоставленные попарно. В настоящее время известны 22 пары и четыре единичных жизнеописания более раннего периода (Арата Сикионского, Артаксеркса II, Гальбы и Отона). Среди пар некоторые составлены удачно: мифические основатели Афин и Рима — Тесей и Ромул; первые законодатели — Ликург Спартанский и Нума Помпилий; величайшие полководцы — Александр Великий и Гай Юлий Цезарь; величайшие ораторы — Цицерон и Демосфен. Другие сопоставлены более произвольно: «дети счастья» — Тимолеонт и Эмилий Павел, или пара, иллюстрирующая превратности человеческих судеб — Алкивиад и Кориолан. После каждой пары Плутарх предполагал, видимо, дать сравнительную характеристику (synkrisis), краткое указание общих черт и главных различий героев. Однако у нескольких пар (в частности, у Александра и Цезаря) сопоставление отсутствует, то есть не сохранилось (или, что менее вероятно, не было написано). В тексте жизнеописаний встречаются перекрёстные ссылки, из которых мы узнаём, что первоначально их было больше, чем в дошедшем до нас корпусе текстов. Утрачены жизнеописания Леонида, Эпаминонда, Сципиона Африканского).

Недостаток исторической критики и глубины политической мысли не мешали, и до сих пор не мешают биографиям Плутарха находить многочисленных читателей, интересующихся их разнообразным и поучительным содержанием и высоко ценящих тёплое гуманное чувство автора.

Биография[править | править код]

На своей родине был облечен полномочиями правителя; был жрецом в Дельфах. Его философские сочинения и произведения по различным отраслям науки объединены под общим заголовком «Моралии». Плутарх призывал, размежевавшись со Стоей и эпикуреизмом, сделать частную и общественную жизнь разумно-гармонической. Его сравнительное жизнеописание греческих и римских полководцев и государственных деятелей служит, в частности, также и ярким примером образцовой нравственности. Личность и произведения Плутарха оказывали влияние на последующее развитие вплоть до наших дней.

Плутарх написал фундаментальный исторический труд — «Сравнительные жизнеописания», в котором изложил биографии героев и правителей Древнего Рима и Древней Греции. В «Сравнительных жизнеописаниях» сравниваются биографии великих греков с великими римлянами. Плутарх нашёл много общего в жизни Солона и Попликолы, Пирра и Мария, Александра Македонского и Юлия Цезаря и других великих людей древнего мира.

Плутарх был знаменитый греческий моралист, родился в богатой семье в Херонее (в Беотии), получил высшее образование в Афинах, где примкнул к академическому философу Аммонию. Ему удалось побывать и в Александрии. Он учился физике и естественным наукам, в молодости занимался и риторикой, но вскоре отстал от неё и, как приверженец Платона, находился в решительной вражде с общим софистическим направлением своего века.

В Риме он бывал несколько раз; впервые пришёл он туда ещё молодым человеком при императоре Веспасиане. Он достиг некоторого влияния при дворе императоров; есть известие, что Траян требовал от наместников Ахайи, чтобы они в управлении провинцией руководились указаниями Плутарха Адриан также покровительствовал ему, но известие о том, что Плутарх был воспитателем этого императора, вымышлено в средние века.

В родном своём городе Плутарх был избираем смотрителем построек и архонтом; может быть, он был и беотархом. С дельфийскими жрецами Плутарх поддерживал тесную связь; Афины дали ему право гражданства. Он был примерным семьянином, жил в полном согласии с согражданами и находился в дружбе и переписке со многими римлянами и греками. Большую часть своего досуга он уделял обучению сыновей и других молодых людей, не устраивая, однако, настоящей школы. Часть его бесед с учениками вошла в записи его сочинений.

Литература[править | править код]

О сравнительных достоинствах рукописей Плутарха см. критические аппараты к изданиям Reiske (Лпц., 1774—82), Sintenis («Vitae», 2 изд., Лпц., 1858—64); Wyttenbach («Moralia», Лпц., 1796—1834), Bernardakes («Moralia», Лпц. 1888—95), также Treu, «Zur Gesch. d. Überlieferung von Plut. Moralia» (Бресл., 1877—84). Словарь плутарховского языка — при назв. издании Wyttenbach’a. О жизни Плутарха скудные сведения даёт Свида. Из новых соч. ср. Wesiermann, «De Plut. vita et scriptis» (Лпц., 1855); Volkmann «Leben, Schriften und Philosophie des Plutarch» (Б., 1869); Muhl, «Plutarchische Studien» (Аугсбург, 1885) и др. Из переводчиков Плутарха на новые европейские языки особой славой пользовался Амио. На русский язык Плутарх стали переводить ещё с прошлого века: См. переводы Писарева, «Наставления Плутарха о детоводстве» (СПб., 1771) и «Слово о непреступающем любопытстве» (СПб., 1786); Ив. Алексеева, «Нравственные и философические сочинения Плутарха» (СПб., 1789); E. Сферина, «О суеверии» (СПб., 1807); С. Дистуниса и др. «Плутарховы сравнительные жизнеописания» (СПб., 1810, 1814—16, 1817—21); «Жизнеописания Плутарха» под ред. В. Герье (М., 1862); биографии Плутарха в дешёвом издании А. Суворина (пер. В. Алексеева, т. I—VII) и под заглавием «Жизнь и дела знаменитых людей древности» (М., 1889, I—II); «Беседа о лице, видимом на диске луны» («Филол. обозрение» т. VI, кн. 2). Ср. исследование Я. Елпидинского «Религиозно-нравственное мировоззрение Плутарха Херонейского» (СПб., 1893).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Сочинения

Плутарх не был оригинальным писателем. В основном он собирал и обрабатывал то, что другие, более оригинальные писатели и мыслители написали до него. Но в обработке Плутарха целая традиция, отмеченная знаком его личности, обрела новый облик. Именно в таком виде она влияла в течение многих веков на европейскую мысль и литературу.

Как видно из каталога некоего Ламприя, предполагаемого ученика Плутарха, он оставил после себя около 210 сочинений. Значительная их часть благополучно дошла до нашего времени. По традиции, идущей ещё от издателей эпохи Возрождения, сочинения эти делятся на две основные группы: философско-публицистические, известные под общим названием «Ἠθικά» или «Moralia», и биографические (жизнеописания).

В Этике мы находим примерно 80 сочинений. Самыми ранними из них являются те, которые носят риторический характер, как например похвалы Афинам, рассуждения о Фортуне (греч. Тихе) и её роли в жизни Александра Македонского или в истории Рима. Большую группу составляют также популярно-философские трактаты; из них, возможно, самым характерным для Плутарха является небольшое сочинение «О состоянии духа». Не вдаваясь глубоко в теоретические рассуждения, Плутарх часто приводит множество ценных сведений по истории философии. Таковы сочинения «Платоновские вопросы» и «О сотворении души в „Тимее“», а также полемические произведения, направленные против эпикурейцев и стоиков.

В воспитательных целях задуманы другие сочинения, содержащие советы, как надо поступать, чтобы быть счастливым и преодолеть недостатки (например, «О чрезмерном любопытстве», «О болтливости», «Об излишней робости»). По этим же причинам Плутарх занимался вопросами любви и брака. К сочинениям на темы семейной жизни относится и консоляция (то есть утешительное сочинение после тяжкой утраты), обращенная к жене Плутарха Тимоксене, потерявшей единственную дочь. Во многих сочинениях находят отражение педагогические интересы Плутарха («Как нужно молодому человеку слушать поэтов», «Как пользоваться лекциями» и т. д.). Тематически приближаются к ним политические сочинения Плутарха, особенно те из них, что содержат рекомендации для правителей и государственных деятелей.

Наряду с наиболее популярными работами в диалогической форме, в Этику входили и другие — приближенные по своему характеру к научному докладу. Так, например, сочинение «О лике на лунном диске» представляет различные теории относительно этого небесного тела; в конце Плутарх обращается к теории, принятой в Академии Платона (Ксенократ), усматривая в Луне родину демонов.

Плутарх писал и о человеческой душе, интересовался психологией, психологией животных («О сообразительности животных», «О мясоедении»), был приверженец вегетарианства. Вопросам религии Плутарх посвятил многочисленные произведения, среди них так называемые «пифийские» диалоги, касающиеся оракула Аполлона в Дельфах. Наиболее интересным в этой группе представляется произведение «Об Исиде и Осирисе», в котором Плутарх, сам посвященный в мистерии Диониса, изложил самые разнообразные синкретические и аллегорические интерпретации мистерий Осириса и древнеегипетской мифологии.

Об интересе Плутарха к древностям свидетельствуют два сочинения: «Греческие вопросы» (Aitia Hellenika; лат. Quaestiones Graecae) и «Римские вопросы» (Aitia Romaika; лат. Quaestiones Romanae), в которых раскрывается значение и происхождение различных обычаев греко-римского мира (много места отведено вопросам культа). Пристрастие Плутарха к анекдотам, проявившееся и в его биографиях, отражено в сборнике лакедемонских присловий (другой сборник известных изречений, «Апофегмы царей и полководцев», скорее всего не является подлинным). Самые разные темы раскрывают в форме диалога такие произведения как «Пир семи мудрецов» или «Застольные беседы» (в 9 книгах).

В «Этику» Плутарха включены и неаутентичные произведения (неизвестных авторов, приписанные Плутарху ещё в древности и получившие под его именем широкую известность). К важнейшим из них принадлежат трактаты «О музыке» (один из главных источников наших знаний об античной музыке вообще) и «О воспитании детей» (произведение, переведенное ещё в эпоху Возрождения на многие языки и до начала XIX в. считавшееся аутентичным).

Ряд трудов, ранее приписывавшихся Плутарху, написан неизвестными авторами, в отношении которых учёные ныне употребляют (условное) имя Псевдо-Плутарх.

Комментарии

Ничего смешней и интересней не приходилось читать из сказок. Браво!Мне напомнило это сочинение произведение Сыр. Прикрепил его.

20.01.2023
Jaaj.Club

На данный момент можно прикрепить только к статьям, которые находятся на модерировании, для этого надо нажать на «плюсик» в том месте, где обычно отображается предмет в статье. Для этого нужен ещё один предмет.Немного запутано, в ближайшее время упростим этот процесс.

20.01.2023
Jaaj.Club

Понятно, то есть к уже опубликованной статье его нельзя прикрепить?

20.01.2023
Formica

Каждый Предмет принадлежит какой-то рубрике. Когда вы переходить на страницу Написать, у вас есть выбор рубрики. В зависимости от выбранной рубрики появляется возможность указать Предмет. При сохранении публикации Предмет привязывается к статье.

20.01.2023
Jaaj.Club

Вот я купила предмет, как мне его к статье прикрепить?

20.01.2023
Formica

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: