Основные проблемы в философии С. Кьеркегора
В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом, Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его произведений чувствуется восхищение античной философией и, прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика.
Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости. Синтез — это отношение двух членов. Это отношение полагает дух. А отношение, которое относится к самому себе: это есть Я.
Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого человека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше самосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. Только через качественный прыжок к Богу страх и отчаяние могут быть опосредованы.
Только через веру в Бога, а именно, во Христа, человек может быть спасен. Именно, этой мыслью пронизаны все сочинения Кьеркегора.
Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской догматикой, однако, человек есть свобода и, поэтому, он сам должен найти путь к Богу и только в качестве единичного индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту, т.е. к Богу.
Кьеркегор стремился снять оковы категорического императива Канта, так как выработанные нравственные кодексы претендовали на всеобщность. Субъективный мыслитель Кьеркегор считал, что человек — это свобода, поэтому он в себе самом несет свой суд и определяет свою судьбу.
В гегелевской же философии уничтожается сама возможность выбора и у человека отбирается его главное достояние — его свобода.
Кьеркегора возмущала попытка Гегеля примирить знание и веру. Ибо вера — это парадокс, и этот парадокс не может быть доказан, как обычная непосредственность, ведь вера не является непосредственностью, как считал Кьеркегор, в отличие от Гегеля.
Именно, здесь Я индивида выступает в своей наибольшей мощи.
Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855) был романтическим философом, если вообще можно так говорить о философах. Его учение — это мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь бога, понять человека.
Названия его трудов весьма показательны — «Страх и трепет», «Или-или», «Болезнь к смерти» и т.п. Недаром его называют предтечей экзистенциализма — учения, согласно которому человек живет в мире абсурда, и его удел — страдание.
Итак, каковы основные идеи Кьеркегора?
а) человек есть единство противоположностей,
б) человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или),
в) человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой,
г) Христос — есть. Смысл жизни человека — прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры,
д) все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким.
Исходя из того, как люди готовы совершить этот прыжок, Кьеркегор разделил их на три типа.
Первый — эстетический тип. Он стремится к красоте как символу бесконечного, всеобщего, но погрязает в удовольствиях повседневности. Он не может отказаться от чувственных радостей, все больше увлекается ими, ищет красоту в этом, не находит, но уже не способен воспарить над суетой. И поэтому страдает. Чтобы спастить от этого, еще глубже погружается в конечное. Получается замкнутый круг.
Второй — этический тип. Трагический герой, рыцарь самоотречения. Он стремится к бесконечному и готов жертвовать своим конечным ради этого. Он готов все отдать за свою мечту. Но в последний момент начинает раздумывать и выбирать пути. Он свободен в выборе, и именно это мучительно. Наконец, он делает рациональный выбор. Это превращает его в трагического героя, потому что (см. выше) никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой.
Третий — религиозный тип, рыцарь веры. Этот тип живет только верой. Рациональные соображения для него на этом фоне ничего не значат. Он совершает поступок, немыслимый и абсурдный с точки зрения разума, но совершенно нормальный с точки зрения веры. Именно он делает пресловутый прыжок веры. Пример — Авраам, который, не моргнув глазом, потащил своего любимого сына Исаака на жертвенный камень, чтобы зарезать его там во славу бога. Ни одна мысль не омрачила его чело. Бог велел — он делает. Это и есть прыжок веры.
И в результате он получает назад свое конечное (сын жив-здоров) и при этом обретает смысл своей жизни в боге.
Кьеркегор считал, что рыцарей веры фактически не осталось, и большинство людей относятся к этическому типу, жизнь которых поэтому — страдание.
Философия
В 1841 г. Кьеркегор обосновался в Берлине, где много времени уделял размышлению о жизни и природе человека. Одновременно с этим он пересматривал те религиозные учения, которых придерживался в детстве и юности.
Именно в тот период биографии Серен начал формировать свои философские идеи. В 1843 г. он опубликовал свой знаменитый труд «Или-Или», но не под своим именем, а под псевдонимом Виктор Эремит.
В этой книге Серен Кьеркегор описывал 3 этапа существования человека: эстетический, этический и религиозный. По мнению автора наивысшей стадией развития человека является религиозная.
Через пару лет был издан очередной фундаментальный трактат Кьеркегора «Стадии жизненного пути». Затем в центре внимания оказалась очередная работа философа «Страх и трепет», в которой речь шла о вере в Бога.
Не меньший интерес у читателей вызвала книга «Болезнь к смерти». Она представляла собой религиозный труд, посвященный диалектике отчаяния, о разновидностях греха. В его понимании грех подразумевался в виде отчаяния, при этом грех следовало рассматривать в противоположность не праведному поведению, а вере.
Еще при жизни Серен Кьеркегор стал родоначальником экзистенциализма – направления в философии 20-го века, акцентирующего свое внимание на уникальности бытия человека. Он крайне негативно отзывался о рационализме, а также критиковал сторонников субъективного подхода к философии
Кьеркегор называет существующими только те вещи, которые не дают повода размышлять о себе, поскольку размышляя о чем-то, человек вмешивается в природный процесс течения вещей. Следовательно, объект уже изменен наблюдением и поэтому перестает существовать.
В экзистенциальной философии именно посредством переживания событий, а не раздумий, считается возможным познать окружающий мир. Объективная истина познается, а экзистенциальная – должна быть только пережита.
В последние годы биографии Серен Кьеркегор особенно критиковал выхолащивание христианской жизни, а именно стремление жить благополучно и комфортно и при этом называть себя христианином. Из всех форм власти он выделял монархию, тогда как самой худшей считал демократию.
Личная жизнь
Личная жизнь философа сложилась не совсем успешно. Когда Сёрену исполнилось 24 года, он повстречал юную Регину Ольсен, 15-летняя девушка тогда тоже изучала философию, а потому между молодыми людьми было много тем для общения. Первоначально Кьеркегор относился к ней только как к другу, но постепенно взаимное влечение увеличилось, и в начале осени 1840 года он признался избраннице в чувствах. Но почти сразу мужчина стал сомневаться в себе как в истинном семьянине, поэтому после помолвки решил углубиться в работу.
Регина Ольсен, возлюбленная Сёрена Кьеркегора / Museum of Copenhagen
Пара не жила вместе, и девушка понимала, что работа — это лишь предлог, чтобы держаться от нее подальше. Тем не менее они поддерживали общение посредством писем. Но летом 1841 года Регина получает от Сёрена письмо, в котором он объясняется с избранницей и разрывает помолвку.
Такой шаг мужчина предпринял из-за убеждения, что не сможет совмещать писательское призвание с браком, по своей натуре он был меланхоличен, о чем свидетельствуют фото портретов, где тот представлен в образе задумчивого мечтателя. Ольсен была убита горем и долгое время пыталась убедить возлюбленного вернуть отношения. Несмотря на любовь Кьеркегора, сделать ей этого так и не удалось. При жизни жену и детей мужчина не завел, Регина так и осталась его единственной любовью.
Отношение к религии и религиозности у Кьеркегора и Шопенгауэра
Для Кьеркегора различие между двумя видами религиозности очень важно. Кьеркегор находит признаки разврата в религиозных институтах своего времени — особенно в Евангелическо-лютеранской церкви Дании, но также и в христианской церкви в целом
Также уместно разделение религиозности на два типа:
1) Нефактическая религиозность в рамках официальной доктрины.
2) Внутренняя, подлинная религиозность.
Несуществующая религиозность присуща обычным прихожанам. В силу традиций член церкви считает себя «добрым христианином», так же как он считает себя «законопослушным гражданином». Он не знает, что христианином не рождаются, а становятся. Для Кьеркегора важны личные усилия. И философия — это не абстрактная категория, а индивидуальное занятие. Христианство — это жизнь, и в этом смысле существование предшествует сущности, то есть абстракции безличной мысли.
Парадокс философии Кьеркегора неизбежно вступал в конфликт с Церковью как посредником между Богом и человеком, поскольку вера в принципе некоммуникабельна. Идея церкви, по Кьеркегору, принципиально не отличается от идеи государства, поскольку в ее основе лежит всеобщее. Но когда человек «входит в парадокс веры», он никак не может приблизиться к идее Церкви. «Когда жертва Богу приносится верующим в лоне Церкви, такой церковный герой выражает в своем деянии вселенское, и поэтому он уже не может быть рыцарем веры».
Такие взгляды, естественно, вызвали резкую оппозицию в Церкви. Тем более что сам Кьеркегор не уклонялся от конфликта с западным христианством; он развязал яростную борьбу против исторического христианства и против «стада священников без призвания», обвиняя их в отступничестве от заповедей Иисуса Христа и идеалов первобытного христианства. «Назад к христианству!» — воскликнул Кьеркегор.
«К христианству, писал Кьеркегор, меня привела личная потребность, но я понял, что это то, что нужно нашему веку….. Христианство стало задачей всей моей жизни; я с глубоким смирением осознал, что даже самой долгой жизни не хватит для выполнения этой миссии». Таким образом, отношения Кьеркегора с современным христианством были сложными и порой враждебными. Он не видел смысла в иерархии и монополии современной церкви и считал, что истинному христианину не нужна показная вера; его вера, как и вера Авраама, должна быть личной, а его философия — это теология опыта, или, точнее, теологическая биография.
Другим было отношение А. Шопенгауэра к религии и религиозным институтам, центральное место категории воли также характерно для философии Шопенгауэра. Воля в конечном итоге ведет к новой мудрости, к простоте и достоинству человека. В центре философии Шопенгауэра находится индийская философия. Именно ведическую литературу, а также многие сохранившиеся творения древнегреческой культуры Шопенгауэр использовал для своих исследований. Он почти без изменений заимствовал этику у буддистов, только перевел ее, как мне кажется, на язык, более понятный его современникам, и использовал подходящие примеры. Отношение Шопенгауэра к христианству не было столь безоблачным. Говоря о христианской этике, он подчеркивает, что церковь подчинила своим интересам идеи, существовавшие задолго до христианства, и в то же время онтологический подход не выдерживает критики….. Но каково же тогда отношение Шопенгауэра к религии: основу его отношения к религии мы находим в «Идеях этики» Шопенгауэр связывает свое учение «об отрицании воли к жизни» со своим пониманием различных религий, в том числе христианства. «Из-за этой вины, которая неизбежно следует из собственной воли человека, он, таким образом, остается справедливо осужденным на физические и духовные страдания, то есть он несчастен, … хотя он соблюдал бы все упомянутые добродетели, … ибо все мы по природе вечные грешники».
Биография Серена Кьеркегора
Серен Кьеркегор появился на свет 5 мая 1813 года в Копенгагене. Он рос и воспитывался в семье зажиточного купца Петера Кьеркегора. У своих родителей философ был самым младшим ребенком.
После кончины главы семейства, его детям досталось приличное состояние. Благодаря этому Серен смог получить хорошее образование. В возрасте 27 лет он успешно окончил теологический факультет Копенгагенского университета.
Спустя год Кьеркегор удостоился степени магистра, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу»
Важно отметить, что родители с детства прививали детям любовь к Богу
Однако после поступления в вуз и ознакомления с греческой философией, Серен пересмотрел свои религиозные взгляды. Он начал анализировать написанное в Библии под другим углом.
Фидеизм
Возможно, из-за своей личной реальности в центре своей философии Кьеркегора была вера в то, что человеческое существование полно тревог и безнадежности в сочетании с греховным чувством. Для него было только одно лекарство: полное посвящение Богу.
Кьеркегор признал, что принять это обязательство, этот прыжок веры было нелегко. Он определил это как нечто ужасающее и уж точно не рациональное. Он сравнил жизнь веры с пребыванием посреди океана «более семидесяти тысяч ударов» воды.
Однако он утверждал, что необходимо совершить этот прыжок веры, поскольку только в превосходстве человек может избавиться от беспокойства.
Личная жизнь
Когда Кьеркегору было около 24 лет он познакомился с Региной Ольсен, которую был старше на 9 лет. Девушка также интересовалась философией, в связи с чем у молодых людей было много общих тем для общения.
В 1840 г. Серен и Регина объявили о своей помолвке. Однако почти сразу парень начал сомневаться в том, что сможет быть примерным семьянином. В связи с этим, после заключения помолвки он все свободное время посвящал писательской деятельности.
Примерно через год Кьеркегор написал девушке письмо, в котором сообщил о разрыве отношений. Он объяснял свое решение тем, что не сможет совместить работу с супружеской жизнью. В итоге, мыслитель до конца жизни оставался холостым и не обзавелся потомством.
Биография писателя
Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard 1813–1855) — знаменитый датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем экзистенциализма.
Сёрен Кьеркегор родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Учился в средней классической школе, в 1830 поступил в Копенгагенский университет. Значительное влияние на его судьбу оказала смерть отца в 1838. Двумя годами позднее он выдержал экзамен по теологии в университете. Подготовленная Кьеркегором магистерская диссертация о понятии иронии была опубликована в начале 1841. В конце этого года произошло другое критическое событие – Кьеркегор разорвал свою помолвку с Региной Ольсен. Этот разрыв, вызвавший общественное неодобрение, сыграл одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора. Все, что он написал, несет след этого печального опыта.
Во время краткого пребывания в Берлине (с октября 1841 по март 1842) Кьеркегор посещал лекции Фридриха Шеллинга. В 1843 он опубликовал несколько важнейших работ: Или – Или (Enten-Eller), Повторение (Gjentagelsen), Страх и трепет (Frygt og Baeven) и в дополнение – девять религиозных рассуждений в трех томах, названных Поучительные беседы (Opbyggelige Taler). Первые три книги вышли под псевдонимом, поскольку, как Кьеркегор объяснял позднее, выраженные в них взгляды не были его собственными. Под Беседами стоит собственное имя автора. В 1844 вышли Философские крохи (Philosophiske Smuler) и Понятие страха (Begrebet Angest), а также еще девять бесед. Опубликованная в 1845 книга Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets vei) частично резюмирует предыдущие работы; в том же году вышли еще три беседы, получившие название Мысли по поводу критических ситуаций (Tre Taler ved tnkte Leiligheder). Самая значительная философская работа Кьеркегора, также опубликованная под псевдонимом, – Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift) – вышла в начале 1846. С исключительным мастерством Кьеркегор описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В сочинениях Кьеркегора содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; дана яркая критика гегелевской системы и философского идеализма; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии.
Биография Серена Кьеркегора
Определение 1
Экзистенция – известный термин философии, обозначающий бытие человека в данный момент времени, что-то, делающее человека уникальным, непохожим на всех, неповторимым.
Сёрен Обю Кьеркегор – датский религиозный философ, писатель и психолог. Был основоположником экзистенциализма.
Родился Сёрен Обю Кьеркегор 5 мая 1813 года в Копенгагене, его отец – разбогатевший купец, бывший крестьянин Петер Кьеркегор.
Он был выпускником теологического факультета Копенгагенского университета 1840 года. В 1841 году он получил степень магистра после защиты диссертации «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», она была посвящена концепциям иронии древнегреческих авторов и романтиков.
Кьеркегор был помолвлен с Региной Ольсен, но расторг помолвку. До 1851 он много работал, занимался написанием своих основных трудов. Затем он оставил писательство с чувством того, что сделал все, что должен был. Далее он вел образ жизни, скрытый от людей.
В своих работах он обращался к тонким психологическим феноменам.
Особенно резко он критиковал выхолащивание смысла христианской жизни, стремление человека жить благополучно и удобно, считая себя христианином. Смыслу христианской жизни он посвятил свои экзегетические работы – «Беседы», «Введение в христианство» и последние публикации в журнале «Мгновения».
Кьеркегор – убежденный сторонник монархии и противник любой формы демократии, свои политические взгляды он изложил в «Объяснении с читателем» и в «Заключительном ненаучном послесловии к «Философским крохам».
Умер Кьеркегор от туберкулеза позвоночника в Копенгагене 11 ноября 1855 года.
Религиозная этика Сёрена Кьеркегора
Кьеркегор в первую очередь занимается проблемой духовного самосовершенствования личности и во многом вводит свои три стадии личностного развития, чтобы обозначить и показать путь этого развития. И для Kierkegaard эти этапы очень значимы и важны; несмотря на кажущуюся простоту и уникальность этих трех этапов для автора, они очень показательны. В них он кратко излагает основы своего философского мировоззрения.
Эти этапы чрезвычайно отличаются друг от друга и не похожи друг на друга, они взаимоисключают друг друга. В то же время, они могут рассматриваться как один путь, но путь из двух разных этапов, первый этап может быть взаимодействием и переходом от эстетики к этике, а второй этап, который отличается от первых двух, является религиозным этапом, который кардинально отличается от всего, что предшествовало ему. Из перехода от эстетической к этической стадии возникает понимание этики у Кьеркегора, а из перехода к религиозной — понимание религиозной этики.
Этот процесс представлен в работе Кьеркегора «Либо мы, либо мы», опубликованной в 1843 году. Произведение автора разделено на две части: «Примечания А.» и «Примечания В.». Название книги предлагает читателю два отношения к жизни — здесь Кьеркегор предстает как философ выбора.
Кьеркегор выводит здесь два типа людей — он их называет; 1) Эстет 2) Этик, — которые проявляют себя в разных ситуациях, но прежде всего в своих рассуждениях. «Ноты А. хаотичны и фрагментарны, ибо эстетическое мировоззрение, т.е. атеистическое и не обремененное моралью, не может быть последовательно представлено. Жизнь эстета — это череда разобщенных моментов, потому что его душа никак не может найти точку отсчета. «Моя душа похожа на Мертвое море, над которым не может пролететь ни одна птица: на полпути она падает и погибает.» Существование эстетика мрачно, уныло и неоправданно.
Вторая часть работы, «Примечания Б». — это попытка пересмотреть свое отношение к жизни и принять этический подход. Путь эстетического человека к этичному человеку ведет через отчаяние.
«Отчаяние» — это не средство утешения или состояния, а подготовительный духовный акт, требующий серьёзного приложения всех сил души. …Отчаяние — это крайняя попытка проснуться, сбежать от онемения гипноза «установившейся» жизни. Отчаяние заставляет нас смотреть на мир по-другому; отчаяние — это прежде всего отчаяние самих себя. Отчаяние заставляет заглянуть в себя, в свою душу, найти свою духовную судьбу» .
«Те, кто не вкусили горечь отчаяния, не способны постичь истинную сущность жизни». Отдай себя в отчаяние, и ты больше не будешь обманывать окружающий мир, ты больше не будешь бесполезным жителем этого мира».
Мое «или-или» в первую очередь означает не выбор между добром и злом, а акт выбора, посредством которого добро и зло выбираются или отвергаются вместе. Суть материи не в выборе между самим добром и злом, а в выборе доброй воли, в желании сделать выбор, которым и добро, и зло закладываются самим собой. Тот, кто склонен к этике, действительно выбирает добро, но это добро — только понятие, абстрактное понятие, ибо этот выбор дает ему лишь основание, и ничто не мешает тому, кто выбрал добро, выбрать зло позже».
В выводе «Либо ор» Кьеркегор выражает идею, что «Примечания А». И «Примечания Б». Принадлежит одному и тому же человеку, который прошел или, по крайней мере, продумал оба пути. Возможно, эта работа во многом автобиографичная.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Здесь темы курсовых работ по философии
Читайте дополнительные лекции:
- Неоконфуцианство и чжу си
- Подсистемы общества – сферы общественной жизни
- Культура в условиях глобализации
- Основные формы движения материи и проблема классификации наук — Проблема единства мира: история и современность
- Философская сущность государства
- Гносеология
- Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства
- Объективность знания и творческая деятельность
- Л. Фейербах и его философия
- Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
завод
Как отмечалось выше, большая часть работ Кьеркегора была написана под несколькими псевдонимами. С ними автор пытался представить различные способы мышления в рамках косвенного общения, которое он предложил для некоторых тем.
Философ с таким стилем делал вид, что его произведения не считаются замкнутой системой, а читатели извлекли свои собственные выводы. Он объяснил свои мотивы:
«В произведениях, написанных под псевдонимом, нет ни одного моего слова, единственное мнение, которое я имею относительно этих произведений, — это то, что я могу сформировать себя как третье лицо, не зная об их значении, кроме как читатель, не в последнюю очередь». личные отношения с ними.
ежедневно
Дневники Кьеркегора были основополагающим источником знания его мыслей, а также его собственной жизни. Они состоят из почти 7000 страниц, на которых он рассказывал о некоторых ключевых событиях, своих разговорах или наблюдениях, которые он делал каждый день..
По словам его биографов, эти журналы имеют очень элегантный и поэтический стиль написания, гораздо больше, чем остальные его публикации. Многие цитаты, приписанные автору, были извлечены из них.
Самые важные работы
Первый этап состоялся между 1843 и 1846 годами, а второй — между 1847 и 1851 годами. Среди наиболее важных работ эксперты отмечают Дневник соблазнителя (1843), Концепция тоски (1844), Этапы на жизненном пути (1845), Смертельная болезнь (1849) и Упражнение в христианстве (1850).
Публикации автора
— Или один или другой (1843) (Энтен — Эллер)
— Две поучительные речи (Чтобы опбыггелиге талер)
— Страх и тремор (Frygt og Bæven)
— повторение (Gjentagelsen)
— Четыре поучительных речи (1843) (Огненный опиангелиг Талер)
— Три поучительные речи (1844) (Tre opbyggelige Taler)
— Философские крошки (Философский Смулер)
— Йоханнес Климакус
— Дневник соблазнителя (Forførerens Dagbog)
— Концепция тоски (Бегребет Ангест)
— О понятии иронии в постоянной ссылке на Сократа (1841) (Ом Бегребет Ирони, медработник Хенсина до Сократа)
— предисловия (Forord)
— Три речи иногда воображаемые (Tre Taler ved tænkte Leiligheder)
— Этапы жизненного пути (Стадион паа ливец вей)
— Литературная реклама (В литературном Anmeldelse)
— Назидательные речи в разных настроениях (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand)
— Произведения любви (Керлигхеденс Гёрнингер)
— Христианские дискурсы (Кристелиге Талер)
— Кризис и кризис в жизни актрисы (Krisen og в Krise i в Skuespillerindes Liv)
— Полевые лилии и птицы неба (Лилиен Паа Маркен ог Фуглен под Химленом)
— Два небольших этико-религиозных договора (Tvende Ethisk-Religieuse Smaa-Afhandlinger)
— Смертельная болезнь / Договор отчаяния (Сигдоммен до Доден)
— Моя точка зрения (1847) (Мин мин Форфатер-Вирксомед)
— Момент (Öieblikket)
— Договор отчаяния
Рационализм
В противовес развитию немецкого классического идеализма, Серен Кьеркегор указывал на первичность индивидуального отношения к человеческому существованию и вытекающих из него действий и поступков. При этом рациональное знание было для мыслителя вторичным. В своих рассуждениях Серен Кьеркегор близок, с одной стороны, к Канту. Последний утверждал первенство практического (чистого) разума в связи со спекулятивным. С другой же стороны, позиция Кьеркегора принципиально отличается от кантовской идеи о (само)достаточности этических универсальных критериев при осуществлении личностного свободного выбора человеком.
Серен Кьеркегор (1813 – 1855)
Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека – экзистенция. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера).
Кьеркегор и экзистенциальная философия
В связи с обоснованием нового предмета философии – экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля.
Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа.
Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтому экзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.
Эстетическое существование
Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен.
Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.
Этическое существование
Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.
Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.
Существование в вере
Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния.
Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!
ссылки
- EcuRed. Сорен Кьеркегор. Получено с ecured.cu
- Фацио, Мариано. Сорен Киркегор. Получено с Philosphica.info
- Фернандес, Фрэнсис. Кьеркегора и выборы жизни. Получено с eldedependientedegranada.es
- Вестфаль, Мерольд. Сорен Кьеркегор — Получено с britannica.com
- Макдональд, Уильям. Сорен Киркегор. Восстановленный от plato.stanford.edu
- Robephiles. Ключевые понятия философии Сёрена Кьеркегора. Получено с сайта owlcation.com
- Хендрикс, Скотти. Божий ответ Ницше, философия Серена Кьеркегора. Получено с bigthink.com
- Знаменитые философы. Сорен Киркегор. Получено с сайта знаменитых philosophers.org
Кьеркегор о свободе и необходимости
«Или – или»: необходимость выбора и свобода. В отличие от Гегеля Кьеркегор считает, что во всемирной истории господствует необходимость, а не свобода. Но «внутренняя, душевная жизнь индивидуума принадлежит ему одному» и никакая история, кроме его собственной, не должна касаться ее. Борясь за свободу, каждый борется за будущее. «В этой-то именно области и царствует абсолютное «или – или»». Он выбирает не что-то конечное, а абсолют. И этим абсолютом является он сам в своем вечном значении, «и это значение как бы подавляет его своим величием, земная конечность теряет для него всякое значение». «Выбор высоко поднимает душу человека», сообщает ей «сознание соб-ственного достоинства». «Личность является абсолютом, имеющим свою жизненную цель и задачу в самом себе». Выбор приводит к свободе, а значит ответственности «за всякое свое дело и слово». Но выбор должен быть сделан во время, решительно и энергично. «Внутреннее движение личности не оставляет времени на эксперименты мысли». Жизненная неопределенность может привести к такому моменту, когда выбирать уже нечего, «иначе говоря – за человека выбрала сама жизнь, и он потерял себя самого, свое «я»».
Эстетическое существование
Общей чертой всех «эстетиков», независимо от разнообразия их занятий и способностей, является непосредственность. Так как выбор эстетика совершается непосредственно, то он не является настоящим выбором.
Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен. Эстетическое миросозерцание есть, в сущности, отчаяние, потому что «человек основывает свою жизнь на том, что может быть и не быть, т.е. на несущественном». Он стремится отрешиться от своей личности ради наслаждения, «он раб минуты». Эстетик никогда не бывает по-настоящему удовлетворен, он всегда ищет еще более сильных наслаждений и удовлетворения своих разнообразных желаний, поэтому жизнь его «просто поражает своей безграничной разбросанностью».
Эстетическому человеку присуще «отчаяние-слабость», когда не желают быть собой, а желают обрести другое «я». Отчаянное нежелание быть самим собой приводит к такой ситуации, когда, собственно, спасать просто нечего. «Существо человека распадается на тысячи отдельных частей,… оно утрачивает самое дорогое, самое священное для человека – объединяющую силу личности, свое единое, сущее «я»». Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.