Тацит

6. Библиография Тацита

Время написания Название Оригинальное название
конец I в. Диалог об ораторах Dialogus de oratoribus
98 Юлий Агрикола (О жизни и характере Юлия Агриколы) De vita Iulii Agricolae
98 Германия (О происхождении и местоположении Германии) De origine et situ Germanorum
около 110 История Historiae
после 117 Анналы (От кончины божественного Августа) Ab excessu divi Augusti

Русские переводы:

  • О положении, обычаях и народах древней Германии. Из сочинений Каия Корнелия Тацита. / Пер. В. Светова. СПб, 1772.
  • Жизнь Юлия Агриколы. Творение Тацитово. / Пер. И. Горина. М., 1798. 103 стр.
  • К. Корнелия Тацита Юлий Агрикола. / Пер. Ф. Поспелова. СПб, 1802. 100 стр.
  • Разговор об ораторах, или О притчинах испортившегося красноречия, писанной римским историком К. Корнелием Тацитом. / Пер. Ф. Поспелова. СПб, 1805. 108 стр.
  • Летописей К. Корнелия Тацита… / Пер. Ф. Поспелова. СПб, 1805—1806. Ч. 1. 1805. 424 стр. Ч. 2. 1805. 235 стр. Ч. 3. 1805. 605 стр. Ч. 4. 1806. 660 стр.
  • История К. Корнелия Тацита. / Пер. Ф. Поспелова. СПб, 1807. 660 стр.
  • Летопись К. Корнелия Тацита. / Пер. С. Румовского. СПб, 1806—1809. (на рус. и лат. яз.) Т. 1. 1806. XLVI, 468 стр. Т. 2. 1808. 279 стр. Т. 3. 1808. 305 стр. Т. 4. 1809. 319 стр.
  • Летопись К. Корнелия Тацита. / Пер. А. Кронеберга. М., 1858. Ч. 1. 293 стр. Ч. 2. 241 стр.
  • Книга П. Корнелия Тацита о положении, нравах и народах Германии. / Пер. Г. Нейкирха. Одесса, 1867. 55 стр.
  • Сочинения П. Корнелия Тацита, все какие сохранились. / Пер. А. Клеванова. М., 1870.
    • Ч. 1. Исторические записки. О Германии. Жизнь Агриколы. Разговор о старом и новом красноречии. LXI, 339 стр.
    • Ч. 2. Летописей книги I—XVI. XXXVI, 384 стр.
  • Сочинения Корнелия Тацита. / Пер., ст. и прим. В. И. Модестова. СПб., 1886—1887.
    • Т. 1. Агрикола. Германия. Истории. 1886. 377 стр.
    • Т. 2. Летопись. Разговор об ораторах. 1887. 577 стр.
  • Корнелий Тацит

    перераб. издание: Корнелий Тацит. Сочинения. ТТ.1-2. Т.1. Анналы. Малые произведения. / Пер. А. С. Бобовича. 2-е изд., стереотипное. Т.2. История. / Пер. Г. С. Кнабе. 2-е изд., испр. и перераб. Статья И. М. Тронского. Отв. ред. С. Л. Утченко. (1-е изд. 1969 г.). (Серия «Литературные памятники»). СПб, Наука. 1993. 736 стр.

    . Сочинения. В 2 т. (Серия «Литературные памятники»). Л., Наука. 1969. Т. 1. Анналы. Малые произведения. 444 стр. Т. 2. История. 370 стр.

В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 5 томах.

В серии «Collection Budé» сочинения Тацита изданы в 10 томах.

Биография Публия Корнелия Тацита

Древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, Публий Корнелий Тацит родился примерно в 55 году нашей эры, в Нарбонской Галлии, Римской империи.

Как считают историки, предки Тацита были родом из Италии или Южной Франции. Есть предположения, что предки Тацита происходили из ветви всадников, согласно другим источникам, они были родом из ветви патрициев. Есть так же и версия, что предки Тацита были вольноотпущенными рабами.

По разным данным детство античного деятеля могло проходить в различных римских провинциях.

В работах Тацита историки находят много слов галльского происхождения. Этот факт говорит о том, что есть вероятность, что образование античный писатель получил за приделами Италии.

Считается, что Публий Тацит получил достойное по тем меркам образование. Его учителями были Квинтилиан, Марк Апр и Юлий Секунд. Тацит широко прославился благодаря своим публичным выступлениям, но скорее всего не получил достаточной философской подготовки, так как на философские темы рассуждал достаточно сдержано. Кроме того, на сегодняшний день нет никакой информации относительно воинской службы Тацита.

По версии историков примерно в 76-77 году Тацит вступил в брак с дочерью полководца Гнея Юлия Агриколы. Можно считать, что с этого момента карьера Тацита начинает стремительно развиваться. Как заявлял сам античный деятель, развитию его карьеры способствовали такие римские императоры как Веспасиан, Тит и Домициан.

Тацит досрочно был принят в сенат, это говорит о том, что его имя было занесено в список лиц, рекомендованных императором к занятию должности.

В 88 году Публий Тацит стал претором (государственная должность в Древнем Риме, обязанности и функции преторов менялись). В этот же период Тацит стал членом коллегии квиндецемвиров. Это общество занималось хранением Сивиллиных книг. Кроме того, в это время Тацит принимал участие в организации Секулярных (Столетних) игр.

По мнению одних историков, Тацит вполне мог быть наместником в одной из германских провинций. По мнению других такую серьёзную деятельность вряд ли могли доверить Тациту, поэтому вероятнее что он командовал легионом на Рейне или на Дунае. По третьему предположению Тацит занимался гражданской деятельностью в Каппадокии, Британии или Ближней Испании.

В 97 году Тацит стал одним из консулов-суффектов. Наряду с Тацитом другими консулами стали известные военные, политики и общественные деятели.

Примерно в 100 году Тацит и Плиний Младший участвовали в деле африканских провинциалов против проконсула Мария Приска, который злоупотреблял своими полномочиями.

Замечание 1

Место пребывания Тацита с 100 по 104 год точно не известно. Вероятнее всего он находился вне Рима, возможно в провинциях Нижняя и Верхняя Германия.

С 112-113 годы Тацит был проконсулом в Азии.

Достоверно известно, что на протяжении всей своей жизни Публий Тацит поддерживал хорошие дружеские отношения с античным политическим деятелем Плинием Младшим.

Точная дата смерти Тацита не известна. Предположительно он умер в конце 110-х годов. Однако есть и другие данные согласно которым Тацит умер после 120 года.

[править] Политические взгляды

Тацит выделяет три основных типа государственного устройства: монархию, аристократию, демократию. Ни одной из них Тацит не отдает предпочтения, критикует все три формы правления. Монархию критикует за то, что не существует надежных средств для предотвращения ее перехода в тиранию, которую Тацит ненавидит, за что Пушкин назвал историка «бичом тиранов». Скептически относился к современному ему римскому сенату, критикуя сенаторов за то, что они склоняются перед императорами. Не высокого мнения Тацит и о римском народе, под которым понимает прежде всего население Рима и о котором пишет, что «у него нет других государственных забот, кроме заботы о хлебе» («История», 4,38), или, что оно «обычно ждет переворотов, но в то же время ведет себя слишком трусливо» («Анналы», 15, 46). Политический идеал Тацит видит в древнейшей римской республике, когда в обществе, по его мнению, царили справедливость, добродетель, равенство граждан.

Творчество Тацита

Примерно в конце 1 века н.э. была уже сформирована римская историческая традиция. Было опубликовано не мало трудов о истории Древнего Рима, были описаны и период до основания великой Римской империи, а также ряд важных войн. Заниматься истерическими исследованиями в то время было престижно, историков уважали.

Однако в то время, когда Тацит начал заниматься историческими исследованиями, изучение истории в Древнем Риме находилось в упадке. Историки в то время разделились на два лагеря: те, кто поддерживал императора и те, кто находились в оппозиции. Кроме того, свидетелей настоящей истории часто или умертвляли, или же они в страхе хранили молчание, все что оставалось делать историкам это восхвалять императора и его деяния.

Вскоре после убийства императора Домициана, Тацит решил написать историческую работу о ближайшем прошлом. Первым его литературным произведением стала биография Агриколы. Ее Тацит написал в 98 году. В этом произведении есть географические и этнографические описания. В «Агриколе» Тацит уже рассказывает о своем намерении написать крупное произведение о истории Римской империи. В своем первом произволении Тацит рассказывает о военных компаниях Гнея Юлия Агриколы на Британских островах. Некоторые ученые считают, что текст «Агриколы» имеет сходство с речами, которые произносили при погребении знатных римлян. В этой работе Тацит описывает юность и зрелость великого полководца, а также приводит многочисленные описания Британии. Стиль этого произведения характеризируется краткостью и возвышенностью. Агрикола представлен как идеал римского гражданина. В своём труде Тацит говорит о том, что благородный человек способен выжить даже при суровом императоре. «Агрикола» Тацита помимо всего прочего является важным источником исторических сведений о Британских островах.

Следующим после «Агриколы» Тацит написал труд под названием «Германия». Эта работа представляет собой очерк о географии, этнографии и быте древних германских племен. Предположительно эта работа так же, как и «Агрикода» датируется 98 годом.

Тацит поделил «Германию» на две большие части: в первой он рассказывает о германцах в целом, а во второй части рассказывает в отдельности о каждом германском племени.

Замечание 2

Сам Тацит скорее всего не бывал в описываемых землях, информацию он брал из рассказов ветеранов германских войн, а также из сочинений других авторов.

Эта работа является важным историческим источником информации о жизни и нрава древних германцев.

Самым крупным произволением Тацита является «История». Эта работа описывает период с 69 по 96 годы н. э. Этот труд состоял из нескольких книг, точное их количество неизвестно, историки чаще всего говорят о 12 книгах. До наших дней дошли 5 книг:

  • Книга I. Правление Гальбы, победа Отона, восстание Вителлия, начало войны между Отоном и Вителлием.
  • Книга II. Победа Вителлия в Риме. События на Востоке; провозглашение Веспасиана императором.
  • Книга III. Борьба между Вителлием и Веспасианом.
  • Книга IV. События в Риме; заговор Цивилиса.
  • Книга V. Экспедиция Тита в Иудею, подавление заговора Цивилиса.

Другими известными произволениями Тацита являются:

  • «Диалог об ораторах»
  • «Анналы»

Историк[править]

Основные произведения, которые сохранились: «Агрикола» (97-98) — биография типичного представителя новой служилой знати, полководца и тестя Тацита; «Германия» (98) — очерк общественного устройства, религии и быта германских племен; «Диалог об ораторах» (между 102—106) «История» (105—111) — освещает жизнь Рима и всей империи в 69-96 годах (из 14 книг дошли до нас книг 1-4 и нач. книги 5-й) и «Анналы» (над ними Тацит работал до самой смерти), посвященные историческим событиям 14-68 годов (труд не закончен, сохранились кн. 1-4, 12-16, в отрывках кн. 5, 6, 11). Центральная проблема творчества Тацита — оценка империи и ее исторической роли. В империи Тацит видел необходимый этап истории Рима, неизбежную форму экономической и военно-политической организации государства, закономерно сменившую республику, которая себя исчерпала. На трактовке Тацитом исторических процессов, происходивших в империи в I в. н. э., сказались кровавые эксцессы, деспотический произвол кон. 90-х годов во время правления Домициана. В его изображении императоры выступают не только как носители прогресса, но и как кровавые тираны. Диалектическое понимание прогресса и истории составляет самую ценную черту Тацита как историка. В «Германии» Тацит упоминает о народе венетов как соседей германских племен в районе реки Вислы. По мнению специалистов, это упоминание является заимствованием из «Естественной истории» Плиния Старшего и, возможно, других произведений. В работах Тацита также содержатся ценные сведения о сарматах и Боспорском государстве.

Консулат

В 96 г. был свергнут Домициан. Вместо него императором стал Нерва. Из источников не вполне ясно, кто именно из них формировал и утверждал списки консулата. Предположительно, составителем был Домициан. Окончательное утверждение осуществлял уже Нерва. Так или иначе, в 97 г. Корнелий Тацит получил должность консула-суффекта. Для него это была вершина его достаточно удачной карьеры. В период консулата Тацит стал свидетелем и непосредственным участником попыток подавить мятеж преторианцев. Приблизительно в 100 году с Плинием Младшим он занимался делом африканских провинциалов, выступавших против Мария Приска – консула, известного злоупотреблениями.

Африканская кампания

Летом 204 г. до н. э. Сципион вместе с войском величиной около 35 тысяч человек покинул сицилийское побережье и отправился в Африку. Там должно было решиться станет ли Римская республика ключевой силой в античном Средиземноморье. Именно те успехи полководца в Африке и сделали его известным как Сципион Африканский. Фото его бюстов и скульптур из разных уголков Римского государства показывают, что он действительно стал для своих соотечественников легендарной фигурой.

Первая попытка взять Утику (крупный город к северо-востоку от Карфагена) закончилась ничем. Сципион вместе со своей армией зазимовал прямо на африканском побережье, не владея хоть каким-нибудь значительным поселением. В это время карфагеняне отправили своему самому лучшему полководцу Ганнибалу письмо, в котором требовали его вернуться из Европы на родину и защитить свою страну. Чтобы как-то протянуть время пунийцы стали вести со Сципионом переговоры о мире, которые, однако, закончились ничем.

Когда Ганнибал прибыл в Африку, он также организовал встречу с римским полководцем. Последовало следующее предложение – карфагеняне покидают Корсику, Сардинию, Сицилию и Испанию в обмен на мирный договор. Однако Публий Корнелий отказался принимать такие условия. Он возразил, что республика и так уже фактически контролирует все эти земли. Сципион со своей стороны предложил более жесткий вариант соглашения. Ганнибал отказался. Стало ясно, что кровопролитие неизбежно. Судьба Ганнибала и Сципиона Африканского должна была решиться в очном противостоянии.

7. Литература о Таците

  • М. Schanz, «Gesch. d. rom. Literatur» (т. II, изд. 2, стр. 210 и сл., Мюнх., 1901; богатая библиография);
  • О. Wackerman (1898) и W. R ö sch (1891);
  • «Der Geschichtsschreiber Tacitus»;
  • Н. Peter, «Die geschichtl. Litteratur uber die rom. Kaiserzeit» (Лпц., 1895, мировоззрение Тацита);
  • Ed. Norden, «Die antike Kunstprosa» (Лпц., 1898; литерат. оценка);
  • Кудрявцев П. Н. Римские женщины. Исторические рассказы по Тациту. М., 1856. 453 стр.
  • Модестов В. И. Тацит и его сочинения. Историко-литературное исследование. СПб, 1864. 206 стр.
  • Гревс И. М. Тацит. Жизнь и творчество. М.-Л., 1946.
  • Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. (Серия «Научные биографии») М., Наука. 1978. 2-е изд. 1981. 200000 экз.

Корнелий Тацит как историк

Корнелий Тацит описывает агонию старого римского духа, изнемогавшего в борьбе с торжествующею деморализацией. Он смотрит на свое время с трагическим чувством. Ужасающая испорченность нравов, описываемая им, возбуждает в нем негодование; он говорит об упадке своей нации с горечью патриота. В прошедшем Тацит видит лучшее: римский народ был тогда свободен, характеры были сильнее, нравы чище. Глубоко любя этот идеал старины и её свободы, сожалея о погибели республики, он, однако же, не имеет надежды, что она возродится. Он с грустной покорностью принимает существующей порядок, прославляет людей, сохраняющих старинные честные нравы, и считает умеренность единственной практически возможной добродетелью. Корнелий Тацит был родствен стоической школе по серьезности и чистоте своих нравственных убеждений, но не принадлежал к ней, и в горечи своего чувства высказывает иногда мысли, близкие к эпикурейскому учению . Тацитом часто овладевает сомнение в божественной справедливости при мыслях о том, что захватил все под свою власть,  что расширение его силы шло с неодолимостью рокового процесса природы, что он низвергал и давил все благородное, сопротивлявшееся ему, а презренные злодеи, заслуживавшие смерти каждым из тысяч своих дел, оставались долго или на весь свой век безнаказанными. Во тьме ночи Тацит с горячим стремлением ищет руки божества, которая вывела бы его на свет, и не находит её; понятно, что отчаяние внушает ему мрачные мысли.

С удивительным знанием человеческого сердца он раскрывает самые затаенные движения души испорченных людей, все интриги и гнусности безнравственного,  изнеженного двора; грустно описывает порочность и пошлость римского общества, разъясняет самые секретные черты характера действующих лиц и выводит из их качеств мотивы их поступков, срывает маску  притворства с лицемеров. В сомнительных случаях Тацит склонен предполагать нечистые побуждения, но радостно ценит благородство честных людей, отдает справедливость мужеству Друза, Германика, Арминия, добродетели Туснельды и Агриппины Старшей, величию души , Гельвидия Приска, твердости, с какою умер Сенека. Его сердцу, пламенно любящему свободу, отечество и все благородное, приятно изображать в ярком сиянии эти светлые явления среди владычествующего мрака. Он с теплым чувством, согревающим и читателя, излагает несправедливость угнетателей, защищает права угнетенных, хочет возвратить вялым людям испорченного века утраченную ими энергию, ободрить благородных людей на мужественное презрение к тяжкому гнету.

Литературный стиль Корнелия Тацита очень сжат, наполнен афоризмами. Язык его устарелый, часто у него попадаются обороты, слишком возвышенные для прозаической речи. Конструкция предложений у него отрывочная, иногда сбивчивая, но нельзя не признать его рассказ художественным и красноречивым. Проверив строгою критикою свои материалы, Тацит излагает факты с величайшим беспристрастием, но выбором выражений заявляет свои чувства. Рассказ у него драматичен, в тоне рассказа преобладает грустное настроение. Тацит глубоко скорбит о бедственном времени, которое описывает, об утрате благ милого ему прошлого, он страстно желает лучшего в будущем, грустит о своей одинокости среди испорченного общества.  Печальный тон – проявление основного его чувства покорности неотвратимому игу. Изображая ход великой исторической трагедии своего века, он берёт на себя роль древнего хора, сопровождая поступки действующих предостережениями своим современникам. Нравственная строгость и глубокомыслие изложения были, конечно, главными причинами того, что круг читателей великого историка был в древности не очень обширен, а в средние века его творения были почти совершенно забыты.

История

Во времена Публия историография считалась подвидом ораторского искусства и почиталась у римлян. Тем не менее среди писателей было мало желающих вести летопись событий прошлого или настоящего. Это было связано со страхом попасть в немилость действующего императора или испортить репутацию сената. Но Тацит взял на себя обязательство описать вехи истории, оставаясь в роли наблюдателя.

Согласно биографам, желание вести летопись пришло к Публию вскоре после свержения Домициана. В работах исследователя прослеживаются влияние предшественников и риторическое мастерство. Мужчина использует приемы «нового стиля», которые распространились среди ораторов в I веке нашей эры, — краткие точные фразы, антитезы и парадоксы.

В числе первых произведений историка была биография полководца Гнея Юлия Агриколы

В ней кратко описаны ранние годы жизни мужчины, а основное внимание уделяется военным походам с акцентом на кампании, проводившиеся на Британских островах. Благодаря географическим и этнографическим отсылкам сочинение считается источником знаний об истории архипелага в период римского правления

Следующим трудом стала «Германия», где описаны местность государства, его жители и отдельные племена. Корнелий скрупулезно прописал факты, которые позже использовались исследователями. Там же содержатся краткие сведения о славянах. После завершения этого сочинения Тацит начал работу над «Диалогом об ораторах», в котором упоминаются его предполагаемые учителя Юлий Секунд и Марк Апр.

Позднее мужчина взялся за создание своего самого масштабного труда, который получил название «История». Цикл включает от 12 до 14 книг, повествование в которых начинается с описания периода правления четырех императоров и заканчивается временами прихода к власти Нервы.

Другим большим творением Публия считаются «Анналы», включающие около 16–18 книг. В них сделана попытка описания событий начиная с 14 года до нашей эры. Тацит внимательно относился к подбору источников, стараясь выявить противоречивые и недостоверные сведения. Он изучал мемуары видных римлян, труды исследователей древности и писателей, использовал архивы сената и законодательные акты.

Несмотря на тщательный отбор информации и желание оставаться нейтральным, в произведениях Корнелия часто просматривается его собственная точка зрения на события. Описывая эпоху властвования императора Нерона, историк выразил мнение о христианах. Он считал верующих сектантами и верил в рассказы о том, что они проводят тайные собрания и страшные ритуалы. А в XIII части «Анналов» исследователь негативно высказался про армян, назвал их «двуличными и непостоянными».

Слайд 8Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагает,

что Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—-424), возводили, согласно легендам (см. труды Диогена Лаэртского), к последнему царю Аттики Кодру, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами.После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону — смесь бокса и борьбы.

ПЛАТОН

Роль Тацита

Историко-литературное наследие Тацита включает два больших труда – «История» и «Анналы», а также ряд небольших произведений. Самое известное из них – «Германия», насчитывающая всего два десятка страниц — снискало автору всемирную славу. В нем содержится почти вся информация, которая известна нам о племенах, сокрушивших впоследствии Римскую империю и построивших современный европейский мир.

Чтобы понять роль Тацита, достаточно помнить лишь два факта. Более полутора тысяч лет после него большинство европейских и византийских историков всеми силами пытались копировать стиль его произведений: он являлся своего рода эталоном. И именно Тациту принадлежит, по сути дела, главный лозунг историка: писать историю sine ira et studio – «без гнева и пристрастия».

Однако отношение к Тациту было не то чтобы противоречивым, скорее каждый черпал в его текстах то, что хотел там найти. Мыслители XVIII века видели в нем монархиста и последовательного защитника авторитарной власти. Революционеры, и в частности русские декабристы, считали Тацита стойким республиканцем и сторонником народовластия, вдохновляясь его творчеством. Как такое могло случиться? Был ли Публий Корнелий Тацит человеком без убеждений и внятных взглядов или дело в другом?

Слайд 4Год рождения его в точности неизвестен. Если основываться на свидетельстве писательницы

Памфилы, он родился около 470 до н. э.; из слов же его биографа Маркеллина следует заключить, что он родился около 450 до н. э. Сам историк говорит, что в начале Пелопоннесской войны (431 до н. э.) он был уже в вполне зрелом возрасте и мог понимать и наблюдать совершающиеся события; кроме того, известно, что в 424 до н. э. Фукидид был уже стратегом; следовательно, имел тогда во всяком случае не менее 30 лет от роду. Фукидид, как это доказывает его труд, получил прекрасное образование. Достигнув зрелого возраста, он принял участие в государственных и военных делах. Первые годы Пелопоннесской войны историк провёл в Афинах; Он посетил, по-видимому, многие места, бывшие театром войны, двор македонского царя Архелая, Сицилию и в частности Сиракузы, как это можно заключить по живому и точному описанию их окрестностей и осады. 20 лет провёл Фукидид в изгнании. По окончании Пелопоннесской войны (404 г.),он мог вернуться на родину, но вскоре умер (ок. 399—396; во всяком случае не позже 396 года, ибо он не знает восстановления Длинных стен Кононом и извержения Этны 396 г.), по мнению одних — в Афинах, по мнению других — на чужбине, во Фракии, или по дороге на родину. Есть известие, что умер он насильственной смертью.

ФУКИДИД

Слайд 2О жизни и личности Гомера достоверно ничего не известно. Ясно, однако,

что «Илиада» и «Одиссея» были созданы значительно позже описываемых в них событий, но раньше VI века до н. э., когда достоверно зафиксировано их существование. Хронологический период, в котором локализует жизнь Гомера современная наука, — приблизительно VIII век до н. э.Место рождения Гомера неизвестно. За право называться его родиной боролись семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос, Афины. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает даже точных сведений о племенной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка. Существует предположение, что гомеровский диалект представляет собой одну из форм поэтического койнэ, сформировавшегося задолго до предполагаемого времени жизни Гомера.Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично.

ГОМЕР

Тацит (Tacitus), Публий Корнелий

Тацит (Tacitus), (Публий Корнелий Тацит, ок. 55 – после 120 н. э.) – римский историк. Родился в Галлии в семье прокуратора провинции Бельгика. Императором Веспасианом, который способствовал продвижению по службе новой неродовитой знати, был включён в сенатское сословие, а Домициан помог ему стать претором (88 г.) и членом привилегированной жреческой коллегии квиндецемвиров. С этого времени Тацит, который уже приобрёл славу одного из красноречивых ораторов, занимал ряд важных и ответственных государственных должностей (претор, наместник провинции). В 93 г. Тацит вернулся в Рим в самый разгар кровавого императорского террора, направленного против реальной и мнимой сенатской оппозиции. Репрессии Домициана, пассивным соучастником которых Тацит считал себя и уцелевших сенаторов, наложили глубокий отпечаток на его личность и творчество. Он приветствовал государственный переворот 96 г., приведший к власти династию Антонинов. В 97 г. император Нерва делает Тацита консулом, что ставит его в ряды сторонников нового режима. В начале правления императора Траяна Тацит добивается выдающихся успехов на поприще судебного красноречия. Всё это предвещало дальнейший взлёт его политической карьеры, но… Тацит вдруг отходит от активной государственной деятельности, отказывается от участия в судебных процессах и окончательно посвящает себя истории и литературе. Последний известный нам государственный пост Тацита – полученная по жребию должность проконсула Азии (112–113). Тацит умер в правление императора Адриана, не успев завершить свои творческие замыслы. Дошедшие до нас сочинения Тацита можно разделить на две группы. К первой относятся так называемые малые произведения: «Агрикола» (жизнеописание типичного представителя новой служилой знати, полководца Агриколы, воевавшего в Британии и приходившегося историку тестем); историко-географический трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии» или просто «Германия» (очерк общественного устройства, религии и быта германских племён); «Диалог об ораторах» (создан между 102 и 106). Ко второй группе относятся два больших исторических сочинения: «История» (ок. 105 – 111) и «Анналы» (или «Летописи»). «История» освещает жизнь Рима и всей империи 69–96 гг., повествует о событиях царствования Гальбы, Оттона, Вителлия, Веспасиана, Тита и Домициана и, вероятно, состояла из 14 книг, из которых до нас дошли только первые четыре и начало пятой; «Анналы» остались незавершёнными: над ними историк работал до самой смерти. Это сочинение посвящено событиям 14–68 гг.; полностью сохранились книги I–IV, XII–XVI, в отрывках – V, VI, XI. ► Из изречений Тацита: «Упражнения рождают мастерство». –– «Каждому свою честь воздаст потомство». –– «Пренебреги клеветой – и она зачахнет». –– «Хорошие законы порождены дурными нравами». –– «Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы». –– «Без гнева и пристрастия». ► Ф

Гвиччардини о Таците: «Корнелий Тацит очень хорошо учит людей, живущих под управлением тирана, как им жить и как осторожно надо себя вести, – самих же тиранов он учит, как основывать тиранию» («Заметки о делах политических и гражданских», пер. М

С. Фельдштейна). ► Монтень о сочинениях Тацита: «Сочинения Тацита скорее рассуждение, чем повествование о событиях: они больше поучают нас, чем осведомляют. Это книга не для развлекательного чтения, а для того, чтобы изучать жизнь и черпать полезные уроки. В ней столько изречений, что их находишь повсюду, куда ни бросишь взгляд: это какой-то питомник рассуждений по вопросам этики и политики на потребу и в поучение тем, кто держит в руках своих судьбы мира» («Опыты»). Старый адрес этой страницы: https://biograpedia.ru/?q=node/4664 Facebook

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: