Средневековая инквизиция
С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.
Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».
В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.
Эмблема доминиканцев.
Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.
Но все изменилось при правлении следующего папы Иннокентия III (1198 год), при котором инквизиция значительно увеличила свою власть и стала сама вершить суд, а также применять пытки при своих дознаниях. Тут следует заметить, что пытки как метод дознания были весьма распространены в средние века и применялись не только инквизиторами, но и светской властью в сугубо светских вопросах.
Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре.
Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».
Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.
Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.
Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.
Цели и средства[]
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси.
С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силойведьм среди обычного населения, в её компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран позже, в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века испанские и римские инквизиторы начали выражать серьёзные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве. Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие.
Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Кроме обычных допросов, применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия, а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд. Внесудебных расправ инквизиция не допускала.
В рядах римско-католической церкви
Однако спустя некоторое время Томас Торквемада пересмотрел свои убеждения и все же вступил в один из Примечательным является то, что на знамени его монастыря была изображена собака, несущая в своей пасти горящий факел. Спустя годы этот символ станет основой для метафоры «псы Господни», обозначающей самых фанатичных последователей церкви.
Что касается Томаса Торквемады, то он был весьма одаренным человеком. Его проповеди и наставления завораживали людей, заставляя беспрекословно подчиняться воле священнослужителя. Благодаря этому новоиспеченный монах очень быстро продвигался по духовной лестнице. И уже в 1459 году он избирается приором в монастыре Санта-Крус ла Реал.
Главный палач Кастилии
В пору власти Торквемады на испанских землях наблюдается расцвет деятельности (я бы сказала — бесчинств) инквизиции. Множество людей, заточённых в тюрьмы, ожидали своего приговора. На площадях крупных городов происходили сожжения еретиков, в пыточных камерах заключённых истязали самыми изощрёнными пытками.
Великий инквизитор не переставал создавать труды о принципах определения еретиков и правилах расправы с ними. Дошло до того, что даже Папа римский открыто возмутился действиями испанской инквизиции, однако Торквемаду это остановить не могло. Жан Батист Делиль де Саль в книге “Философия природы” отмечает:
Антонио Лопес де Фонсека приводит более точные данные:
Жан Поль Лоран «Папа Римский и инквизитор» / Музей изящных искусств Бордо, Франция
Хронология Испанской инквизиции
Следующая хронология определяет ключевые даты Испанской инквизиции.
- 1478: Король Фердинанд и королева Изабелла начинают испанскую инквизицию
- 1481: В Севилье проводится первое аутодафе
- 1483: Томас де Торквемада получил назначение Великим инквизитором
- 1492: Фердинанд и Изабелла изгоняют всех евреев из Испании
- 1507: Когда большинство евреев было убито или изгнано из Испании, мусульмане стали объектом серьезных преследований.
- 1609: Король Филипп III приказывает изгнать мусульман из Испании.
- 1834: Королева Мария Кристини де Борбон навсегда отменяет инквизицию.
Реконкиста относится к периоду, когда католические силы боролись за возвращение земель, захваченных мусульманскими войсками в Африке. Как только Испании удалось восстановить контроль, Испанская инквизиция начала уничтожать еретиков. Реконкиста и последующая испанская инквизиция были кровавыми и жестокими, но они послужили объединению власти при испанской монархии.
Столкнувшись либо с изгнанием, либо со смертью, многие евреи, живущие в Испании, обратились в католическую религию. При этом многие из них продолжали тайно исповедовать иудейскую веру.
биография
Изабелла Кастильская.
Томас де Торквемада родился в 1420 году в Торквемаде, городе в Королевстве Кастилия, или в соседнем городе Вальядолид, где он вырос. Как и его дядя, кардинал и папский богослов Хуан де Торквемада, он стал доминиканским монахом в монастыре Сан-Пабло в Вальядолиде. Вопреки тому, что часто повторяется, Томас де Торквемада не происходил из семьи конверсос .
В возрасте 32 лет он был назначен настоятелем монастыря Санта-Крус в Сеговии и занимал эту должность с по 1474 год .
Известный своей строгостью, его преданность и его эрудиции, он стал духовником княгини Изабеллы, инфанты из Кастилии, когда она была еще совсем ребенком. Он намеревался привить ей долг, что она как будущая владыка будет защищать религиозное единство королевства и политическую выгоду, которую она может извлечь из этого.
В Вальядолиде в 1469 году Изабелла вышла замуж за Фердинанда, который через десять лет, в 1479 году, стал королем Арагона Фердинандом II . Она была коронована королевой Кастилии в 1474 году. Хотя Торквемада был очень близок к монархам, также став духовником короля, он отказался от предложенных ему почетных должностей, таких как богатое епископство Севильи, и довольствовался постом советника. Во многом по его инициативе те, кого прозвали «католическими королями», решили проводить принудительную религиозную политику во имя единства Испании. Они убедили Папу Сикста IV реорганизовать суды инквизиции в Испании и поставить их под исключительный контроль короны.
Он занимал пост генерального инквизитора Испании в течение пятнадцати лет до своей смерти в 1498 году, выполняя свою миссию с огромным рвением и неумолимой решимостью. Под его началом испанская инквизиция расследовала около 100 000 дел неевреев и вынесла 2 000 смертных приговоров. За 18 лет Томас де Торкемада лично приговорил 9000 евреев к сожжению заживо и 7000 к эксгумации, чтобы сжечь их прах. Он выходит только в сопровождении 200 вооруженных охранников и 50 всадников на гигантские генеральные репетиции Страшного суда, богом которого он является, autodafés (деяния веры) на Куэмадеро в Севилье.
С помощью юристов он составил «кодекс инквизитора» из двадцати восьми статей, которые он опубликовал в 29 ноября 1484 г.по случаю общего собрания инквизиторов в Севилье. Он работал до самой своей смерти, чтобы усовершенствовать этот кодекс в соответствии с приобретенным опытом (эти правила объединены в единый процедурный кодекс: Compilación de las Instrucciones del oficio de la Santa Inquisición ).
Торквемада также сыграл решающую политическую роль, в частности, в Реконкисте мусульманской Испании, а также в решению католических королей.31 марта 1492 г..
В конце своей жизни он удалился в монастырь Святого Фомы Авильского, который он построил, возобновив простую жизнь брата, продолжая занимать должность Великого инквизитора и размышляя о лучших правилах. руководить инквизицией и руководить ею. Он получил несколько визитов от правителей (и отправился в Саламанку вОктябрь 1497 поддержать умирающего принца Дон Жуана и утешить короля и королеву).
Все еще довольно активный до 1496 года, его последние годы были отмечены приступами подагры . В 1498 году он председательствовал на последнем общем собрании инквизиторов. Он умер на16 сентябрятого же года, не без борьбы с Папой Александром VI, который хотел восстановить контроль над инквизицией и который в конечном итоге назначил в 1494 году, оправдывая свой преклонный возраст, четырех помощников с сопоставимыми полномочиями.
биография
Изабелла Кастильская.
Томас де Торквемада родился в 1420 году в Торквемаде, городе в Королевстве Кастилия, или в соседнем городе Вальядолид, где он вырос. Как и его дядя, кардинал и папский богослов Хуан де Торквемада, он стал доминиканским монахом в монастыре Сан-Пабло в Вальядолиде. Вопреки тому, что часто повторяется, Томас де Торквемада не происходил из семьи конверсос .
В возрасте 32 лет он был назначен настоятелем монастыря Санта-Крус в Сеговии и занимал эту должность с по 1474 год .
Известный своей строгостью, его преданность и его эрудиции, он стал духовником княгини Изабеллы, инфанты из Кастилии, когда она была еще совсем ребенком. Он намеревался привить ей долг, что она как будущая владыка будет защищать религиозное единство королевства и политическую выгоду, которую она может извлечь из этого.
В Вальядолиде в 1469 году Изабелла вышла замуж за Фердинанда, который через десять лет, в 1479 году, стал королем Арагона Фердинандом II . Она была коронована королевой Кастилии в 1474 году. Хотя Торквемада был очень близок к монархам, также став духовником короля, он отказался от предложенных ему почетных должностей, таких как богатое епископство Севильи, и довольствовался постом советника. Во многом по его инициативе те, кого прозвали «католическими королями», решили проводить принудительную религиозную политику во имя единства Испании. Они убедили Папу Сикста IV реорганизовать суды инквизиции в Испании и поставить их под исключительный контроль короны.
Он занимал пост генерального инквизитора Испании в течение пятнадцати лет до своей смерти в 1498 году, выполняя свою миссию с огромным рвением и неумолимой решимостью. Под его началом испанская инквизиция расследовала около 100 000 дел неевреев и вынесла 2 000 смертных приговоров. За 18 лет Томас де Торкемада лично приговорил 9000 евреев к сожжению заживо и 7000 к эксгумации, чтобы сжечь их прах. Он выходит только в сопровождении 200 вооруженных охранников и 50 всадников на гигантские генеральные репетиции Страшного суда, богом которого он является, autodafés (деяния веры) на Куэмадеро в Севилье.
С помощью юристов он составил «кодекс инквизитора» из двадцати восьми статей, которые он опубликовал в 29 ноября 1484 г.по случаю общего собрания инквизиторов в Севилье. Он работал до самой своей смерти, чтобы усовершенствовать этот кодекс в соответствии с приобретенным опытом (эти правила объединены в единый процедурный кодекс: Compilación de las Instrucciones del oficio de la Santa Inquisición ).
Торквемада также сыграл решающую политическую роль, в частности, в Реконкисте мусульманской Испании, а также в решению католических королей.31 марта 1492 г..
В конце своей жизни он удалился в монастырь Святого Фомы Авильского, который он построил, возобновив простую жизнь брата, продолжая занимать должность Великого инквизитора и размышляя о лучших правилах. руководить инквизицией и руководить ею. Он получил несколько визитов от правителей (и отправился в Саламанку вОктябрь 1497 поддержать умирающего принца Дон Жуана и утешить короля и королеву).
Все еще довольно активный до 1496 года, его последние годы были отмечены приступами подагры . В 1498 году он председательствовал на последнем общем собрании инквизиторов. Он умер на16 сентябрятого же года, не без борьбы с Папой Александром VI, который хотел восстановить контроль над инквизицией и который в конечном итоге назначил в 1494 году, оправдывая свой преклонный возраст, четырех помощников с сопоставимыми полномочиями.
Торквемада и монархи
Не стоит полагать, что Торквемада оказывал влияние лишь на церковные дела. Нет, его амбиции простирались и в иные сферы. Став членом доминиканского ордена, Торквемада многих поразил своим ораторским талантом. Он мог ярко и убедительно пропагандировать идеи католицизма, легко “расправлялся” с оппонентами и теми, кто сомневался в авторитете молодого доминиканца.
Очень скоро Торквемада приобрёл известность, а его карьера священнослужителя стала стремительно развиваться. Более того, именно Торквемаду назначают духовным наставником инфанты Изабеллы. Стоит ли говорить, что во многом на взгляды будущей королевы Кастилии оказал влияние этот человек?
Даже супруг для девушки был выбран при посредничестве Торквемады. Им стал Фердинанд Арагонский, а благодаря его союзу с кастильской инфантой произошло объединение земель Испании.
В 1483 году Торквемада становится Великим инквизитором. Монархи Кастилии находились в полной его власти. Изабелла прислушивалась к каждому слову и совету своего “верного подданного”. Под влиянием Торквемады она становится борцом с иноверцами. Теперь всем еретикам предлагался выбор — перейти в католическую веру или умереть.
Аскетизм
С самого начала пострига Торквемада вел жизнь убежденного мазохиста аскета.
Аскетизм для брата Томаса был неразрывно связан с постоянным самобичеванием плеткой, мыслями о спасении других, желанием отказывать себе в самом необходимом и прочими вещами, способствующими росту ЧСВ. Отличался следующими заскоками:
- Как уже было упомянуто, имел выраженное мазохистское пристрастие к флагелляции. Есть свидетельства, что данная монастырская дисциплина была одним из первых источников радости, которые Томас открыл для себя в стенах монастыря:
- Одежду имел из самой дешевой ткани. Под одежду традиционно надевал власяницу — ещё один источник мазохистского удовольствия и монашеского самоуважения:
- Был вегетарианцем, но не потому, что нежно любил зверюшек или считал мясо вредным, а потому, что мясо, сука, было тогда недёшево и жрать его было роскошью.
- Не бухал.
- Спал на простой скамейке без матраса.
- Принципиально не носил обуви.
- Соблюдая последнее условие, с самого начала пребывания в монастыре дал себе слово мулом не пользоваться, даже для долгих путешествий — всё пешком. Поклонники сабжа с восторгом описывают прогулки инквизитора от монастыря до отдельных населённых пунктов и дальше. Такие пешие прогулки наверняка способствовали укреплению здоровья, развитию выносливости и превращению ног в мясо, а затем в камень.
- Взяток не брал.
Упоминания в искусстве
В литературе
- «Торквемада» — пьеса Виктора Гюго;
- «Торквемада» — роман американского писателя Говарда Фаста;
- «Мрак покрывает землю» (Ciemności kryją ziemię, —) — роман польского писателя Ежи Анджеевского;
- Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»;
- «Торквемада» Дежкин в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды»;
- «Торквемада и испанская инквизиция» — историческая хроника Рафаэля Сабатини;
- Торквемада — персонаж графической новеллы Пата Миллса и Оливье Ледруа «Реквием Рыцарь-Вампир», представлен там в виде оборотня;
- Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём;
- Торквемада упоминается как один из фантомов — неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»;
- Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады»;
- Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции»;
- Упоминается в стихе украинского писателя Дмитра Павличка «Коли умер кривавий Торквемада», в котором деятельность Томаса Торквемады приравнивается к деятельности Сталина;
- Торквемада является одним из второстепенных героев в третьей книге цикла «Яцхен» под названием «Демоны в Ватикане», написанной писателем-фантастом Александром Рудазовым; прожил почти триста лет в параллельном мире «Земля-1691» (используется итальянская транскрипция имени — Томмазо).
В кино и на телеэкране
- Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «Всемирная история, часть первая» исполнил Мел Брукс;
- Роль Торквемады в фильме «Мрак покрывает землю» (в другом переводе «Торвемада» и «Тьма покрывает землю» () (режиссёр — Станислав Барабас);
- Роль Торквемады в фильме 1992 года «Христофор Колумб: Завоевание Америки» исполнил Марлон Брандо;
- Торквемада — главный герой фильма «Колодец и маятник» («Инквизитор»), 1990;
- Торквемада является одним из персонажей 2-го сезона испанского исторического телесериала «Изабелла»;
- Фильм «Разрытые могилы» 2009 год;
- Томас де Торквемада — один из главных злодеев фильма «Кредо убийцы», где его сыграл известный испанский актер Хавьер Гутьеррес.
- Аллюзия на Великого Инквизитора содержится в одной из хронологических линий фильма «Фонтан».
В музыке
- Песня Tomas de Torquemada английской маткор-группы Down I Go;
- Песня Torquemado чешской готик-рок группы XIII. Století;
- Песня Torquemada 71 британской стоунер-метал группы «Electric Wizard»;
- Песня «Fear The Grand Inquisitor» австрийской дэт-метал группы «Pungent Stench»;
Упоминания в искусстве
В литературе
- «Торквемада» — пьеса Виктора Гюго;
- «Торквемада» — роман американского писателя Говарда Фаста;
- «Мрак покрывает землю» (Ciemności kryją ziemię, —) — роман польского писателя Ежи Анджеевского;
- Торквемада является прообразом Великого инквизитора в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»;
- «Торквемада» Дежкин в романе В. Д. Дудинцева «Белые одежды»;
- «Торквемада и испанская инквизиция» — историческая хроника Рафаэля Сабатини;
- Торквемада — персонаж графической новеллы Пата Миллса и Оливье Ледруа «Реквием Рыцарь-Вампир», представлен там в виде оборотня;
- Торквемада упоминается в книге Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны». Бог-Император рассказывает, что стёр всякое упоминание в истории о нём;
- Торквемада упоминается как один из фантомов — неприкаянных душ, в повести Бернара Вербера «Империя Ангелов»;
- Торквемада упоминается в повести Габриэля Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх» (2004) в отношении главного корректора издательства. «…он вымарал её своим карандашом Торквемады»;
- Торквемада упоминается в романе украинского писателя Романа Иванычука «Манускрипт з вулиці Руської» (1978) как автор «Кодекса инквизиции»;
- Упоминается в стихе украинского писателя Дмитра Павличка «Коли умер кривавий Торквемада», в котором деятельность Томаса Торквемады приравнивается к деятельности Сталина;
- Торквемада является одним из второстепенных героев в третьей книге цикла «Яцхен» под названием «Демоны в Ватикане», написанной писателем-фантастом Александром Рудазовым; прожил почти триста лет в параллельном мире «Земля-1691» (используется итальянская транскрипция имени — Томмазо).
В кино и на телеэкране
- Роль Торквемады в мини-мюзикле «Инквизиция» в комедии 1981 года «Всемирная история, часть первая» исполнил Мел Брукс;
- Роль Торквемады в фильме «Мрак покрывает землю» (в другом переводе «Торвемада» и «Тьма покрывает землю» () (режиссёр — Станислав Барабас);
- Роль Торквемады в фильме 1992 года «Христофор Колумб: Завоевание Америки» исполнил Марлон Брандо;
- Торквемада — главный герой фильма «Колодец и маятник» («Инквизитор»), 1990;
- Торквемада является одним из персонажей 2-го сезона испанского исторического телесериала «Изабелла»;
- Фильм «Разрытые могилы» 2009 год;
- Томас де Торквемада — один из главных злодеев фильма «Кредо убийцы», где его сыграл известный испанский актер Хавьер Гутьеррес.
- Аллюзия на Великого Инквизитора содержится в одной из хронологических линий фильма «Фонтан».
В музыке
- Песня Tomas de Torquemada английской маткор-группы Down I Go;
- Песня Torquemado чешской готик-рок группы XIII. Století;
- Песня Torquemada 71 британской стоунер-метал группы «Electric Wizard»;
- Песня «Fear The Grand Inquisitor» австрийской дэт-метал группы «Pungent Stench»;
Биография
Томас де Торквемада родился в городе Вальядолид, Испания. Приходился племянником кардиналу Хуану де Торквемаде (исп.) (рус., который был потомком крещёных евреев. Историк той эпохи Эрнандо дель Пульгар (исп.) (рус. пишет о его дяде кардинале Хуане де Торквемада, что «его дед и бабка были из рода обращённых в нашу святую католическую веру». Отец Томаса Торквемады — также носивший имя Хуан, был служителем доминиканского ордена, принимал участие в Констанцском соборе.
Получив богословское образование и отличаясь аскетическими наклонностями, Торквемада поступил в доминиканский орден, в 1459 году стал приором монастыря Санта-Крус ла Реал, одного из основных монастырей в Сеговии, а потом — духовником кастильской инфанты Изабеллы. Он способствовал её возведению на трон и заключению брака с Фердинандом Арагонским, на которого также оказывал огромное влияние. Благодаря суровому и непреклонному характеру, религиозному энтузиазму и богословской начитанности, подчинил своему влиянию даже папу. В 1478 году, по прошению Фердинанда и Изабеллы, Сикст IV основал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции, а в 1483 году назначил Торквемаду великим инквизитором.
Главной задачей Торквемады было религиозное и политическое объединение Испании. Для достижения этой цели он реорганизовал и расширил деятельность инквизиции. В 1483 году Торквемада был назначен великим инквизитором Кастилии и Арагона, а в 1486 году — Валенсии и Каталонии. Хронист той эпохи Себастьян де Ольмедо называет его «молотом еретиков, светом Испании, спасителем своей страны, честью своего ордена». Имя Торквемады, как часть «чёрной легенды» Испании, стало нарицательным для обозначения жестокого религиозного фанатика.
Инквизитор Томас Торквемада
Официально инквизиция существовала в Испании еще с 1232 года. Однако ее влияние было настолько незначительным, что местные жители с нею попросту не считались. Томас Торквемада счел такое положение вещей неподобающим, а посему решил взять борозды правления в свои руки. Но для этого ему нужно было разрешение папы Сикста IV.
Просить о таком напрямую было слишком Поэтому Торквемада обращается с просьбой о помощи к Изабелле I Кастильской. Учитывая все прошлые заслуги священнослужителя, королева с радостью соглашается помочь своему покровителю. И вот, в 1478 году особым приказом папы Сикста IV в Испании основывается собственный Трибунал священной канцелярии инквизиции. А в 1483 году Томас Торквемада становится его официальным лидером.
Оценки деятельности
Изгнание евреев (1492) и мавров (1502, произошло уже после его смерти) из Испании, конфискация имущества осуждённых инквизицией, сожжение еретиков на кострах — таковы были результаты деятельности Торквемады-инквизитора. На его совести тысячи сожжённых. Общее количество аутодафе во время Торквемады оценивается в 2200, половина из этого числа — соломенные чучела лиц, которые умерли до ареста или были вне досягаемости для инквизиции. Чтобы предотвратить пропаганду «ереси», Торквемада, как вся Европа в то время, дал ход сожжению на кострах некатолической литературы, в основном еврейских и арабских библиотек. Хуан Антонио Льоренте, первый историк Инквизиции, утверждает, что за все время, что Торквемада возглавлял Священную Канцелярию, были сожжены заживо 8800 человек, 6500 сожгли фигурально после их бегства или смерти и подвергнуты пыткам 27000, хотя многие историки считают эти цифры завышенными (сам Лорьенте считал эти цифры заниженными).
Благодаря же деятельности Торквемады как политика стало возможным объединение королевств Кастилия и Арагон в единое королевство Испания. Впоследствии Испания стала одним из самых могущественных государств Европы, положила начало колонизации Нового Света и явилась «культурной матрицей» всей Латинской Америки. По сей день в латиноамериканских странах есть идиома, которую можно перевести как «мать-отечество». Этим словом обозначают Испанию.
По словам профессора РГГУ медиевиста Н. И. Басовской: «Торквемада, великий инквизитор, видимо, он верил, что он очищает людей от грехов. Спорят, он подписал 18 тысяч приговоров или 20. Но в конце своей жизни он завёл охрану в 250 человек и плохо спал по ночам, жертвы ему грезились».
Биография Торквемады
Томас де Торквемада появился на свет 14 октября 1420 г. в испанском городе Вальядолиде. Он рос и воспитывался в семье служителя доминиканского ордена Хуана Торквемады, который в свое время участвовал в Констанцском соборе.
К слову, главной задачей собора было прекращение раскола католической церкви. На протяжении последующих 4-х лет представителям духовенства удалось решить множество вопросов, касающихся обновления церкви и церковной доктрины. На нем были приняты 2 важных документа.
В первом говорилось, что собор, представляющий всю вселенскую церковь, обладает наивысшей властью, данной ему Христом, и абсолютно все обязаны подчиняться данной власти. Во втором сообщалось, что собор будет проводиться на постоянной основе по истечению определенного срока.
Дядей Томаса был знаменитый богослов и кардинал Хуан де Торквемада, предками которого были крещеные евреи. После того, как юноша получил богословское образование, он поступил в доминиканский орден.
Когда Торквемада достиг 39-летнего возраста ему доверили должность настоятеля мужского монастыря Санта-Крус ла Реал. Стоит отметить, что мужчина отличался аскетическим образом жизни.
Позже Томас Торквемада стал духовным наставником будущей королевы Изабеллы 1 Кастильской. Он приложил немало усилий для того, чтобы Изабелла взошла на престол и вышла замуж за Фердинанда 2 Арагонского, на которого инквизитор тоже оказывал значительное влияние.
Справедливо отметить, что Торквемада являлся прекрасным знатоком в области богословия. Он обладал жестким и непреклонным нравом, а также был фанатичным приверженцем католицизма. Благодаря всем перечисленным качествам, ему удавалось воздействовать даже на Папу римского.
Великий инквизитор Испании Томас Торквемада
В 1478 г., по прошению Фердинанда и Изабеллы, Папа образовал в Испании Трибунал священной канцелярии инквизиции. Спустя 5 лет он назначил Томаса великим инквизитором.
Перед Торквемадой стояла задача объединить политических и религиозных лидеров. По этой причине он провел ряд реформ и увеличил деятельность инквизиции.
Один из историков того времени по имени Себастьян де Ольмедо отзывался о Томасе Торквемаде, как о «молоте еретиков» и спасителе Испании. Тем не менее, сегодня имя инквизитора стало нарицательным для обозначения безжалостного религиозного фанатика.
Юность Торквемады
Томмазо Торквемада появился на свет в 1420 году в Кастилии. Его отец был монахом, а сам Томмазо был племянником кардиналу де Торквемаде. Как можно догадаться, уже с детства путь самого Томмазо также был предопределён. Его родственники хотели, чтобы мальчик обучился богословию и продолжил династию священнослужителей.
Всё это было исполнено. Но, несмотря на полученное образование и даже некий аскетизм, Торквемада в молодости не отличался ярым стремлением к служению Богу. В народе рассказывали, что в юные годы Торквемада безумно влюбился в девушку, ради которой хотел оставить свою деятельность и посвятить себя простой семейной жизни.
Однако красавица отвергла своего богослова-почитателя, предпочтя ему мавра. Действительно ли такое произошло в жизни Торквемады, сказать сложно, однако он в дальнейшем стал главным гонителем евреев и мавров. Поэтому не стоит исключать, что предание было отражением реальных событий.