Память
Память героя увековечена. Имя его носят города и улицы (практически в каждом населённом пункте есть такая), ему посвящены многие памятники и монументы, о нём сняты фильмы и написаны книги. Зрители с огромным удовольствием до сих пор смотрят и читают то, что рассказывает о великом асе советской авиации. Хотя современные версии фильмов (телесериал в том числе) достаточно далеко уходят от фактической биографии лётчика. В 1975 году монумент, посвящённый экипажу АНТ-25, советского самолёта, который совершил беспосадочный перелёт из СССР в США через Северный полюс, был открыт в Ванкувере (США).
Там тоже это событие помнят и нашими лётчиками восхищаются, особенно американцы тоже почему-то отличают Чкалова. И действительно: даже его бесшабашная, как могло показаться с первого взгляда, молодость, полная рискованнейших полётов, бесцельной и безрассудной вовсе не была. Он всё время искал новые пути и совершенствовался в технике пилотирования, выжимал из каждого самолёта всё, на что тот был способен, как музыкант из инструмента. Гордость нашей страны, настоящий виртуоз, Валерий Павлович Чкалов похоронен в Кремлёвской стене.
Биография Валерия Павловича Чкалова
Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.
Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.
В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.
Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.
В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.
Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.
Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.
В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.
Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.
В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.
Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».
Литература
- Маркуша А. М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. — М.: Молодая гвардия, 1974. — Т. 37. — 160 с. — (Пионер — значит первый). — 100 000 экз.
- Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1954. — 288 с («Жизнь замечательных людей»). / Тираж 90000 экз.
- Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
- Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. — СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006. — С. 189—201.
- Маслов М. А. Роковой истребитель Чкалова: Самая страшная авиакатастрофа Сталинской эпохи. — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. — 96 с., ил. 1 800 экз.,
- И. Шевалев. Пять встречь с великим лётчиком // Крылья Родины. — М:: ДОСААФ, 1974. — № 2. — С. 16, 17.
«Многим мешал»
Много слухов до сих пор ходит вокруг гибели Чкалова.
— Его дочь, Валерия Валерьевна, положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце, жила в архивах, — считает исследователь. — Дети уверены, что Чкалов умер не своей смертью. И его гибель выдали за крушение самолёта во время испытаний. Шёл 1937 год. После легендарного перелёта через Северный полюс имя Чкалова гремело на весь мир. Чкалов стал деятелем мирового масштаба. Он мог многим мешать.
Валерия Чкалова положила жизнь, чтобы построчно опровергнуть все искажённые факты об отце Фото: Из личного архива
Валерия Валерьевна умерла в апреле 2013-го. До конца жизни она с содроганием вспоминала 15 декабря 1938 года, когда отец разбился на испытаниях И-180, не дожив до 35-летия. Официальная версия катастрофы — отказ мотора. В книге Валерии Чкаловой «Чкалов без грифа секретно» много документов, опровергающих это. Приведена позиция советского лётчика-испытателя Георгия Байдукова: «Чкалова фактически убили, обязав лететь на недоделанном самолёте».
Надо отдать должное Ольге Эразмовне: она с тяжёлым сердцем отпускала мужа в полёты, но мужественно переносила всё. После смерти супруга никому не жаловалась, хотя нужно было воспитывать детей — Игоря, Валерию и Ольгу. Вдове ещё удавалось помогать жёнам других лётчиков, попавших под маховик репрессий.
— Память Чкалова сейчас сохраняют в музее в Чкаловске. Школьники с интересом ходят и в наш дзержинский музей, — рассказывает Зоя Михайловна. — А вот решили сериал на Первом канале, по-моему, сделали неудачно. Мы обсуждали фильм с Валерией Валерьевной — по её словам, никто из съёмочной группы не обращался к семье Чкалова, при написании сценария никто с ними не консультировался. В сериале Чкалова показали разбитным выпивохой, хулиганом. «Папа не такой был!» — с горечью говорила дочь.
Сейчас краевед поддерживает связь с зятем Чкалова Рэмом Ивановичем (супруг Валерии), который регулярно присылает пухлые бандероли со статьями, книгами. Квартира нашей героини сама напоминает музей Чкалова — сколько здесь редких данных, литературы, статей, писем. Есть уникальный экспонат — родословная семьи Чкаловых длиной несколько метров. Её подарил нижегородец Алексей Александрович Чкалов, двоюродный племянник лётчика.
Рекордные перелеты
Будучи человеком изобретательным и неординарным, еще в начале 30-х годов испытатель стал автором нескольких новых фигур высшего пилотажа: замедленной бочки и восходящего штопора. Однако на этом его достижения не закончились.
В 1935 году военный пилот Г. Байдуков, коллега Чкалова, предложил ему совершить перелет из Москвы в США через Северный полюс. Задумка была не уникальной.
Незадолго до этого поставить подобный же рекорд попытался авиационный экипаж Леваневского. Однако перелет был завершен раньше времени из-за неисправности машины.
Летчик Сигизмунд Александрович Леваневский
В 1936 штурман Беляков, а также испытатели Байдуков и Чкалов обратились к чиновникам с предложением совершить новый перелет. Ответил сам Сталин. Вождь опасался очередной неудачи, потому назвал более простой маршрут — из Москвы и Петропавловск-Камчатский.
20 июля 1936 года экипаж начал свой путь. Перелет на Дальний Восток занял целых 56 часов и окончился успешно. Конечной точкой стал остров Чкалова (Удд). 10 августа Сталин лично встречал храбрых летчиков на аэродроме в Щелково.
Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.
Членов экипажа удостоили звания Героя Советского Союза, а также наградили орденом Ленина
Событие было важно еще и с точки зрения идеологии. Высшее руководство не преминуло воспользовался достижением летчиков
Вскоре о подвиге русских пилотов узнала не только вся страна, но и мир. Чкалов в одночасье оказался всенародным любимцем, которого уважали все.
Рукопожатие через полюс (1975)
Валерий Павлович не стал останавливаться на достигнутом. Пользуясь заслуженным доверием, он вновь обратился к руководству с просьбой провести полет в Штаты. 18 июня 1937 года на самолете АНТ-25 экипаж начал новый перелет.
Путь оказался не в пример труднее того, который летчики прошли до этого. Мешали плохие погодные условия, минимальная видимость. Пилоты сталкивались с обледенением.
Полет закончился 20-го июня. Экипаж совершил посадку в Ванкувере, штат Вашингтон. Дорога вела через Северный полюс, общая протяженность пути составила 8 с половиной тысяч километров. Это был настоящий рекорд.
В Соединенных Штатах пилотов встретили радушно. Летчиков приветствовали посол СССР Александр Трояновский и сам Джордж Маршалл, который в будущем стал генералом и государственным секретарем.
Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 г.
Подвиг Валерия Чкалова и экипажа отметили орденами Красного Знамени. Вскоре опытный пилот стал депутатом Совета Национальностей. В декабре 1937, еще при жизни летчика, люди из Василева просили переименовать село в честь выдающегося земляка. Власти на это охотно пошли.
Перелёт, ставший легендой. Валерий Чкалов
Семья
Жена — Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова (1901—1997), в браке с 1927 года, ленинградская учительница (после работала в Москве), автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике.
Cын — Игорь Валерьевич Чкалов (1 января 1928, РСФСР, СССР — 2006, Москва, Российская Федерация) — окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области (Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26.12.1997 г. № 8). Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. П. Чкалова в г. Чкаловске. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство («Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина»). Имел двоих сыновей.
- Дочь — Валерия (1935—2013), имела одну дочь.
- Дочь — Ольга (р. 1939), имеет одну дочь.
Пропеллер с фото
Зоя Припорова всю жизнь работала с детьми. Вышла на пенсию в 1984 году.
— И тут сама судьба меня нашла. Мне предложили создать музей Чкалова в школе, — рассказывает краевед.
Краевед из Дзержинска Зоя Припорова 30 лет изучает судьбу Валерия Чкалова Фото: Из личного архива
Зоя Припорова раздобыла московский адрес Ольги Эразмовны, вдовы Чкалова, и отправила ей первое письмо. Ольга Эразмовна живо откликнулась, прислала несколько книг. А через год Зоя Михайловна побывала в гостях у семьи лётчика в Москве.
— Это был такой тёплый солнечный приём. Меня посадили в кабинете Валерия Павловича в кресло, в котором он работал. На стене висел деревянный пропеллер, в центр которого лётчик сам вставил фотографию жены. Старшая дочь Валерия Валерьевна поила меня чаем и рассказывала: «Вот папин чайник, подаренный ему в 1937-м, вот папины чашки». Ольга Эразмовна благословила меня на создание мемориальной экспозиции в Дзержинске. Ведь, по сути, на тот момент действовал только музей лётчика в Чкаловске.
Чкаловы — интеллигентная семья, приветливая, без капли высокомерия. Таким же, по рассказам близких, был и сам лётчик.
Зоя Припорова с детьми летчика — Валерией, Игорем и Ольгой. Фото: Из личного архива
Дочери о гибели отца
Сыну Валерия Павловича было почти десять лет, когда случилась трагедия. Он помнил отца по личным воспоминаниям, даже летал с ним на самолете. У дочерей таких воспоминаний не было. Валерии было всего три года, а Ольга родилась только после смерти отца.
При этом все дети Валерия Чкалова сохранили память о нем. По поводу смерти отца в своих интервью дочь Ольга придерживались версии, что все случилось из-за спешки и запуска «сырого» самолета. Валерия же придерживалась версии, что отца убрали, намеренно устроив испытания дефектного самолета.
В 1938 году был пик репрессий, в том числе и в авиации, поэтому ничего удивительного сестры не видят в том, что их отца могли подтолкнуть к заведомо опасному полету.
Валерий Чкалов (средний во втором ряду) в Борисоглебской школе летчиков. 1923 г.
Чкалов 16 апреля 1923 г. прибыл в Борисоглебск. Здесь только началось формирование 2-й военной школы летчиков. В ней в числе летчиков — инструкторов и преподавателей было не мало участников боев на фронтах гражданской войны
От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красвоенлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроргадом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащенными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами
Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего летчика, патриотических чувств и любви к своей Советской Родине. В Борисоглебской летной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолетов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. Обучение летному мастерству в Борисоглебске началось с рулежки на самолете «Моран-Парасиль». Рулежка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолетах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолет не взлетел. Курсанты приучались управлять самолетом на земле при разбеге, имитируя взлет, и на пробеге — посадку. В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулежки. Такие упражнения Чкалов В.П. выполнял отлично и закончил рулежку одним из первых в группе окончил её в 1923 году/
Биография Валерия Чкалова о главном
Имя Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова известно во всем мире. Местом рождения легендарного летчика-испытателя является город Чкалов (ранее село Василево), расположенный в Новгородской области. В 1904 году в семье заводского рабочего родился сын. Материнской любви мальчик почти не помнил, так как женщина рано умерла.
Учеба в местной приходской школе давалась ему легко. Ответственный ученик мог похвастаться хорошей памятью и отличными знаниями в математике. Финансирование Череповецкого технического училища, куда юноша поступил после семилетки, лишило его возможности завершить до конца обучение. Заведение преждевременно было закрыто.
Молодой человек вынужден был работать напарником отца. Он выполнял работу кочегара на судне. С 1919 года у него появляется мечта, которая стала его целью — связать свою будущую жизнь с летательными аппаратами. В это время Чкалов добровольно идет в Красную армию. Сначала его вполне устраивает место ученика сборщика самолетов на авиационном заводе в Нижнем Новгороде. Но спустя некоторое время он не останавливается на этом. По направлению поступает в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. Пребывание в Борисоглебовской военной авиационной школе летчиков ознаменовано его первым полетом.
Школа высшего пилотажа города Москвы стала прекрасной возможностью для приобретения практических навыков. Далее более опытный молодой человек поступил в Серпуховскую школу стрельбы и воздушного боя.
Начало 20-х годов связано с зачислением В. Чкалова в авиационную эскадрилью имени П. Н. Нестерова в городе Ленинграде. В это время, не справляясь с амбициями, он совершает необдуманные поступки, серьезно нарушающие дисциплину. Некоторые из них заканчиваются плачевно. Буйное поведение молодого человека привело к заключению его под стражу сроком на 6 месяцев.
Супруга Валерия Чкалова — Ольга Эразмовна Орехова — была связана с преподавательской деятельностью. Она родила двух сыновей и дочь.Однако семейная жизнь не повлияла на некоторые дальнейшие события, связанные с его дисциплиной. За грубые нарушения общественного порядка он был исключен из рядов Красной армии. Благодаря своим знаниям, опыту и ходатайству коллег, Чкалову вернули звание. В Московской ВВС он приступил к освоению небесных просторов.
В 1993 году — летчик занимается испытательными работами, находясь на Московском авиазаводе. Выходящий штокер, замедленная бочка — фигуры воздушного пространства, которые принесли ему славу.
С 1936 года Чкалов является командиром самолета АНТ-25. За продолжительный перелёт через Северный Ледовитый океан он был награжден медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина.
В 1937 году во время испытательного полета Чкалов разбился. Стены кремля преданно хранят его прах на Московской Красной площади.
Интересные факты и даты из жизни
Популярные люди
-
Беринг Витус Ионассен
Известный всему миру мореплаватель восемнадцатого века Витус Ионассен Беринг появился на свет в восемьдесят первом году семнадцатого столетия. В двадцать один год он завершил обучение в Амстердаме, после чего поступил на службу в русский флот.
-
Грозный
Иван Грозный – первый русский царь, что славился своим крутым нравом и склонностью к садизму. Иван Грозный появился на свет 3 сентября 1530 г., под Москвой. Он родился в браке Василия III и Елены Васильевны Глинской.
-
Сократ
Трудно найти современного человека, который за всю свою жизнь ни разу не слышал имя Сократ. Действительно, этот древнегреческий философ запомнился и вошел в память многим умам как современности, так и других периодов истории человечества.
-
Королев Сергей Павлович
14 января 1966 года умер академик Сергей Павлович Королев. Некролог в газетах и правительственное сообщение по радио появились только через 2 дня. В Кремле долго решали, как поведать миру о потере, масштабы которой в тот момент знала только горстка
-
Хмельницкий Богдан
Государственный и политический деятель, известен как запорожский гетман и украинский полководец. Родился около 1596 года в селе Суботово. Хмельницкий учился в двух коллегиума, сначала в Ярославле, а потом во Львове. Богдан, не смотря на католическое
-
Моцарт
27 января 1756 года в музыкальной австрийской семье родился будущий композитор – Моцарт. Его талант был обнаружен еще в детстве – с 4 лет он пробовал писать первые мелодии, а с шестилетнего возраста блестяще давал концерты в Европе.
Подвиг совершенный Валерием Чкаловым
Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.
В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Последний вираж
15 декабря 1938 года в Москве было по-настоящему холодно: 24 градуса ниже нуля. Ровно в 11 утра Чкалов уже подходил к ангарам. Издалека увидел свой алый «ястребок» И-180, ярким пятном выделяющийся на фоне промерзлого снега. Задание предписывало летчику совершить «первый полет без уборки шасси с ограничением скоростей… по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м». Стартер взмахнул зеленым флажком, и Чкалов повел машину на взлет. Первый круг он сделал над аэродромом, но на второй пошел с большим удалением, на высоте примерно 1 500 м, что было явным нарушением полетного задания. И вот он уже подворачивает ближе к аэродрому. За его полетом с беспокойством следили сотни глаз. И тут скорость машины резко снизилась. По непонятной причине начала падать температура масла и головок цилиндра мотора. До аэродрома на Ходынском поле буквально рукой подать, но при подаче газа машину судорожно трясло и мотор работал рывками, с перебоями. Однако Чкалов уже вышел на посадочный курс. Когда до полосы оставалось не более 500 метров, мотор внезапно заглох. Нужно было срочно садиться. Но куда? Впереди — кусок земли, изрытый оврагами, чуть правее — жилые постройки, левее — столбы. Самолет на большой скорости уже несло к земле. Дома неотвратимо надвигались, еще доли секунды, и он убьет всех находящихся там людей. Машина легла в левый вираж, в последнее мгновение увернулась от построек и врезалась в высоковольтный столб. Столкновение было настолько сильным, что пилота выбросило из кабины вместе со штурвалом. Через 2 часа испытатель Чкалов скончался в Боткинской больнице, не приходя в сознание. Ему было 34 года.
Сын Чапаева, Аркадий, позвонил в дверь Чкаловых. Ольга Эразмовна открыла.
— И-180 потерпел аварию. Только вы не волнуйтесь, все в порядке, — путаясь в словах, бормотал Аркадий, не решаясь взглянуть ей в глаза.
— Говори правду! Я готова ко всему. Разбился?
Примечания[править]
- ↑ Богданов Н. Г. «В небе — гвардейский Гатчинский»
- Валерий Чкалов под мостом не летал?
- ↑ Звягинцев В. Трибунал для героев. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
- Иванов Владимир ‘Неизвестный Поликарпов’. — М.: Яуза: ЭКСМО, 2009. — 864 с. — ISBN 978-5-699-34759-9о книге
- фото памятника Чкалову в Днепропетровске
- фото памятника Чкалову в Киеве
- фото памятника Чкалову в Химках
- Коренева Е. А., Суховеева Н. Г. Мемориальные доски // Покорители российского неба. — Гатчина: 1995. — С. 36. — 40 с.о книге
- На самом деле камень установлен не на самом месте катастрофы, а в нескольких метрах от неё. См. otdihinfo.ru/catalog/397.html здесь
- Леонид Рязанов Корни и ветви чкаловского рода //Газета «Большая Волга» — № 27. — 23 июля 2003 года
- фото памятника Чкалову в Оренбурге
- http://www.volgaflot.com/index.phtml?l=eng&s=4&url=index.phtml?l=eng&s=4&url=2812.html Татьяна Елатина Игорь Чкалов: «Я выполнил наказ отца»
- Описание теплохода «Валерий Чкалов»
Смерть
15 декабря 1938 года, в ходе внепланового испытания истребителя-новинки И-180, при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Ас все равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода и врезался в кучу дровяных отходов, а Чкалова вместе с элементами кабины выбросило на 10-15 метров. Летчик ударился головой о металлическую арматуру, что и стало причиной смерти.
Разработчик агрегата писал накладные с протестом против спешного запуска летательной машины. Но испытания все равно были назначены, их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха (-25 °C).
Памятник Валерию Чкалову в Оренбурге / @orenburg_government
В свидетельствах очевидцев указано, что Чкалова нашли после аварии живым, но время смерти варьируется от нескольких минут до нескольких часов после доставки в Боткинскую больницу.
После гибели Валерия Павловича под суд пошли руководители авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к его смерти.
Тем не менее многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели летчика.
Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства — все это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно, и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии.
Личная жизнь
В 1927 году, неся службу в Ленинграде, 23-летний Валерий Чкалов устроил личную жизнь с выпускницей пединститута Ольгой Ореховой.
Пара познакомилась в конце 1924-го на новогоднем вечере — девушка занималась в хоровом кружке и выступала на праздничных концертах. Ольга Эразмовна работала в культкомиссии и занималась организацией культработы в подшефных частях, среди которых была и Ленинградская 1-я Краснознаменная авиационная истребительная эскадрилья, в которой служил Чкалов.
Валерий Чкалов с женой / @KissZuriCheeese
Через год после свадьбы родился сын Игорь, который пошел по стопам отца, стал военным летчиком и дослужился до звания полковника. Кстати, и жена, и сын написали много статей и несколько книг о своем великом родственнике.
В семье воспитывались и две дочери: Валерия (1935 г. р.) и Ольга (1939 г. р.). Причем младшая Оля отца никогда не видела, так как родилась через несколько месяцев после его трагической гибели.
Ольга Эразмовна одна воспитала троих детей, а также своих двух племянников, потерявших родителей во время Великой Отечественной войны.
Гибель
Осенью 1938 года Валерий Павлович находился в отпуске, где занимался семьёй, отдыхал, писал. Кстати, у него тоже вышло при жизни несколько книг — впечатлений о межконтинентальных перелётах, в которых очень много и познавательного, и исторического. Рассказы лётчиков практически никогда не бывают скучными, а уж рассказы Чкалова — тем паче. Наиболее интересна повесть о перелёте в Северную Америку, штат Вашингтон. Но в 1938-м из отпуска его внезапно отозвали.
Вышел новый истребитель «И-180», и испытания нужны были немедленные, внеплановые и опасные. Первый полёт готовили очень торопливо, успев нарушить практически все меры безопасности, а потому испытания просто не могли пройти без эксцессов. Вряд ли кто-то другой смог бы благополучно приземлить самолёт, если в нём (самолёте) буквально за день до первого полёта обнаружились порядка ста девяноста крупных и мелких дефектов. Валерий Чкалов — смог. Он до последнего момента берёг самолёт, не уронил его на город, но жизнь свою потерял.