Виктор пелевин

В чем причина популярности?

Автор, о котором речь идет в этой статье, отличается от многих своих коллег тонким художественным вкусом и необыкновенно развитым воображением. По крайней мере, так полагает большинство российских критиков. Пелевину удается в каждой книги найти новый ракурс и оригинальный подход. Он нередко удивляет, а иногда даже шокирует. В книгах Пелевина присутствуют сложные философские построения, но благодаря легкости языка, чтение не становится утомительным.

Образы героев в романах этого писателя – запоминающиеся и яркие. А литературный стиль Пелевина представляет собой смешение форм и жанров. В одной книге можно встретить несколько жанров – и фантастику, и детектив, и мистику, и наркороман. К слову сказать, несмотря на то, что герои Пелевина злоупотребляют запрещенными препаратами, автор утверждает, что ему подобная слабость неведома. Расширять свое сознание он способен и без применения наркотических препаратов.

Перестает быть просветителем

Десять лет назад в России наблюдалась волна протестных митингов. И все ждали объяснений от мудреца Пелевина, но он молчал. Лишь спустя год он взволновал читателей романом «Бэтман Апполо», где смело высмеял оппозиционеров. Но, зная парадокс его постмодернистского стиля, трудно понять кого он точно высмеивает: саму оппозицию или все же критикующих оппозицию.

Подписывайтесь на нас в Telegram:

Культурология
t.me

Все бы хорошо, но вскоре появилась проблема: раньше именно в романах Пелевина люди узнавали о мировых философских и технологических трендах, а теперь автор просто «ворчит» о них с запозданием. Он перестает быть пророком и просветителем. Многие его темы устарели, да и обо всех событиях сейчас легко можно узнать в интернете, буквально с одного клика мышки.

Частная жизнь

Личная жизнь Виктора Пелевина так и осталась неразгаданной до сих пор. Долгое время читатели не знали, кто он такой, а критики предполагали, что это некий бренд, под которым работают несколько авторов. Писатель сам не спешил открывать не только свои данные, но и свое лицо. На обложках первых сборников и романов размещалась фотография человека, закрывающего лицо ладонью. Это подогревало интерес к самому произведению и его автору.

Пелевин очень быстро прослыл великим мистификатором. Он создал вокруг своей личности ореол таинственности и неприступности. Писатель не появляется в обществе, не ведет страничек в интернете, даже не приходит на вручение наград.

Интересный факт! Пресса и поклонники ждали, что Виктор Пелевин лично появится на вручении премии «Супер нац бест» (2011 г.). Писатель сам анонсировал свое первое появление на публике, но так и не появился.
Зато появился на симпозиуме литераторов в Токио вместе с Татьяной Толстой и Владимиром Сорокиным

На другой церемонии организаторы вынесли на подиум картонную фигуру автора, чтобы поддержать интригу и поиронизировать над скрытностью писателя. В прессе долго муссировали слухи о наркотической зависимости Пелевина. Здесь он не выдержал и опроверг слухи. Он заявил, что не употребляет стимуляторы, но в свое время экспериментировал с веществами, расширяющими сознание.

Возможно, вскоре все тайное станет явным. Виктор Пелевин прервал многолетнее молчание. Сейчас готовится к выходу книга о его жизни. Биографом стала писательница Галина Юзефович. Она собирает материалы и иногда беседует с Пелевиным, когда тот делает для нее исключение.

Интересный факт! Миллиардер Михаил Прохоров заплатил несколько десятков тысяч долларов за интервью с Пелевиным для платформы «Сноб» в 2011 году. Образ затворника не только был продуман до мелочей, но и стал приносить дополнительный доход.

26 августа 2021 года в свет вышел новый роман писателя «Transhumanism Inc.» Общественность надеется, что автор все-таки посетит одно из мероприятий, посвященное выходу книги. Ведь каждое его произведение – это взгляд на происходящее с точки зрения стороннего наблюдателя. Он живет вне времени и, похоже, вне пространства.

Журналисты пытались найти его по указанному в старых документах адресу. Был известен дом, этаж и номер квартиры, но консьержка и соседи в один голос заявили, что такого жильца в их доме нет. Он не снимает трубку телефона, пока звонивший не напишет ему сообщение на электронную почту. Как утверждает режиссер Гинзбург, Пелевин любит играть в шпиона, носит темные очки, старается выглядеть незаметно.

В последнее время он не снимает очки даже во время чайной церемонии

Что касается его семьи, то родители давно умерли, а сам писатель так и обзавелся семьей. Если кто-то решит подурачиться и представиться внуком/внучкой Пелевина, то это будет неправдой. Жены и детей у него никогда не было и нет.

Литературный стиль и жанр Виктора Пелевина

Основным экзистенциальным модусом всех сюжетных линий и диалогов в рассказах Виктора Пелевина, является его взгляд на пустоту и иллюзию окружающего мира, что вполне отражает метафизические идеи основных веток как буддизма, так и трансперсональных романов Карлоса Кастанеды. Герои Виктора Пелевина, это не совсем люди, а скорей части нашего менталитета, психики и либидо, вброшенные в бытие самой Пустотой, испытывая от этого иллюзию целостности и человечности.

Однако вопреки распространенному мнению, Виктор Пелевин не является писателем и поклонником жанра фантастического постмодернизма, как к примеру создатели «Матрицы» братья Вачовски или известный режиссер Ларс фон Триер. Пелевин скорей современный консерватор, выражающий религиозные смыслы и идеи в сюрреалистических диалогах своих героев и трансформируя мейнстрим их реальности в отчетливые грани основных религиозных предпосылок.

Впервые, такой конформизм Пелевина, хорошо прослеживается на примере его романа «Чапаев и Пустота», где первый является учителем Петьки Пустоты, проводя его по извилистому пути собственных иллюзий, надежд и смыслов, как это делает и писатель Герман Гессе в своем культовом произведении «Степной волк».

В отличии от идей постмодерна, Пелевин пытается разрушить у читателя взгляды на собственное существование только с одной целью — воссоздать их в другом мире, другом онтологическом и экзистенциальном срезе, что вполне в духе не только Дзен-буддизма, но и других религий мира, основанных на метафизическом реализме, основной реальностью которых является Ничто и иллюзия.

____________

Частые вопросы о Викторе Пелевине

Почему писатель не показывается на публике?

Знакомые с ним люди утверждают, что он очень чувствителен к критике. За две недели до выхода очередной книги он обрывает все контакты и не выходит на связь. Получив первые отклики на произведение, он начинает возвращаться к общению, но только с очень приближенным кругом.

Группа Вконтакте создана самим Пелевиным?

Нет, это фанклуб, в котором поклонники творчества писателя могут обсудить его произведения, вступить в дискуссии. Сам автор в группе не появляется. Для участия в диспутах потребуется подписка.

Кадр из фильма «Быть Виктором Пелевиным» (режиссер Иван Толстой)

Говорят, что Пелевин умер в 2016 году, а его новые произведения создаются с помощью нейросети?

Виктор Олегович – великий мистификатор. Вокруг его имени постоянно витают разные слухи, но есть живые свидетели того, что Пелевин реально существует и до сих пор жив. Виктор Гинзбург за две недели до выхода фильма «Ампир V» (сентябрь 2021 г.) утверждал, что на несколько месяцев до этого Пелевин приходил в его студию, чтобы отсмотреть черной материал и внести правки в некоторые диалоги.

Рассказы

  • Колдун Игнат и люди (Сказочка)
  • Водонапорная башня
  • Оружие возмездия
  • Реконструктор (Об исследованиях П. Стецюка)
  • Вести из Непала
  • Встроенный напоминатель
  • Девятый сон Веры Павловны
  • День бульдозериста
  • Жизнь и приключения сарая Номер XII
  • Луноход (отрывок из повести «Омон Ра»)
  • Мардонги
  • Миттельшпиль
  • Музыка со столба
  • Онтология детства
  • Откровение Крегера
  • Проблема верволка в средней полосе (Верволки средней полосы)
  • СССР Тайшоу Чжуань. Китайская народная сказка (Правитель)
  • Синий фонарь
  • Спи
  • Ухряб
  • Хрустальный мир
  • Ника
  • Бубен Нижнего мира (Зелёная коробочка)
  • Бубен Верхнего мира
  • Зигмунд в кафе
  • Полёт над гнездом врага (глава из романа «Жизнь насекомых»)
  • Происхождение видов
  • Иван Кублаханов
  • Тарзанка
  • Папахи на башнях
  • Святочный киберпанк, или Рождественская Ночь-117.DIR
  • Греческий вариант
  • Краткая история пэйнтбола в Москве
  • Нижняя тундра
  • Явление героя (отрывок из романа «Generation П»)
  • Time Out (Тайм-аут, или Вечерняя Москва)
  • Акико (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • Гость на празднике Бон (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • Запись о поиске ветра (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • Один вог (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • Фокус-группа (в составе сборника «ДПП (NN)»)
  • Свет горизонта (дополнение к «Жизни насекомых»)
  • Who by fire
  • Зал поющих кариатид (в составе сборника «П5»)
  • Кормление крокодила Хуфу (в составе сборника «П5»)
  • Некромент (в составе сборника «П5»)
  • Пространство Фридмана (в составе сборника «П5»)
  • Ассасин (в составе сборника «П5»)
  • Созерцатель тени (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)
  • Тхаги (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)
  • Отель хороших воплощений (в составе сборника «Ананасная вода для прекрасной дамы»)
  • Столыпин (в составе сборника «Искусство лёгких касаний»)

Фильмы по книгам Виктора Пелевина

Библиография

Виктор Пелевин как писатель, дебютировал в 1989 году, опубликовав литературное эссе «Колдун Игнат и люди», которое больше напоминало буддийскую притчу, адаптированную под русскую ментальность. Через два года, журнал «Химия и жизнь», начал печатать и повесть Пелевина «Затворник и шестилапый». Сама повесть является юмористическим рассказом о жизни двух цыплят-бройлеров на птицефабрике, поднимая проблемы социума в духе уже упомянутого Карлоса Кастанеды.

В 1992 году, выходит первый роман Пелевина «Омон Ра», в котором уже явно прослеживается его писательский стиль, по которому его труды узнаются даже сейчас. Через год, Пелевин пишет еще две работы, такие как роман «Жизнь насекомых» и заметку «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма», а также вступает в «Союз журналистов России».

Период социального отшельничества

В возрасте 34 лет, становится популярным роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», где некоторые его поклонники, смогли увидеть явные ссылки на мистическое восприятие мира буддизмом Хинаяны, а также сюжетные диалоги в стиле Чань-буддизма (Дзен-буддизм).

Именно после публикации этого романа, Виктор Пелевин отходит от общества и больше не появляется на публике, уйдя в творческое отшельничество. Многие связывают такое поступок с буддийскими практиками для мирян, которые должны ограничивать круг общения. Однако существует и другое мнение, — Пелевин намеренно скрыл свою личность, мотивируя интерес к своей персоне.

Как бы мы не интерпретировали поступок российского писателя, он все же принес свой положительный эффект. В 1999 году, выходит его роман «Generation П», который получает несколько литературных премий и расходится многомиллионным тиражом, а сама фигура Пелевина, покрывается тайной и неким мистическим смыслом прорицания, идеи которого пока недоступны для осмысления в современном обществе.

Всего Пелевин выпустил 18 полномасштабных романов, последний из которых вышел в 2021 году под названием «Transhumanism Inc». Также из под «пера» писателя, вышло 8 повестей и бесчисленное количество рассказов.

Литературная деятельность

Многие начинающие писатели начинают карьеру с журналистики. Пелевин не стал исключением. Начиная с 1989 года, он сотрудничал с журналами «Face to Face», «Наука и религия». Круг его интересов составляли мистика, эзотерика, восточные религиозные течения, магия и колдовство. В этом же году в журнале «Химия и жизнь» был опубликован его первый рассказ «Колдун Игнат и люди».

Два последующих года Пелевин писал рассказы. Дебютный сборник вышел в 1991 году. В это же время он работал над первым романом «Омон Ра», который принес ему первую международную литературную награду «Малый Букер»

Писатель сразу привлек внимание отечественных читателей. Роман «Чапаев и пустота» был признан первым дзен-буддистским произведением российской литературы, а фантасмагория «Generation П» была экранизирована режиссером Виктором Гинзбургом в 2011 году

За творческий период состоялось 10 экранизаций произведений Пелевина. Это были короткометражные и полноценные фильмы. Последний «Ампир V» вышел в 2021 году. Фэнтези снял все тот же Виктор Гинзбург. В главных ролях заняты Павел Табаков (Рама) и Мирон Федоров (Митра). В картине раскрывается тема влияния денег на общество. Там, где красота покупается за валюту, а вместо радостей жизни ценится лишь кошелек, нет будущего.

С 1990 по 2005 годы Виктор Пелевин написал несколько эссе, а также попробовал свои силы в поэзии. Но главным направлением его творческой жизни является проза. Каждый из романов становился бестселлером, каждый рассказ давал тему для размышлений.

Интересный факт! Несмотря на фантасмагоричность сюжетов, Пелевин всегда берет истории и характеры персонажей из жизни.

Для работы с крупными изданиями было необходимо заполнять анкеты, указывать род деятельности и профессии. В этом отношении писатель часто ссылался на биографию своего друга Альберта Егазарова. Тот, чтобы открыть издательство, торговал компьютерами на «черном рынке». Заполняя анкету для журнала «Знамя», Пелевин в графе «Занятость» указал, что он работает торговцем компьютерами.

Виктор Пелевин не показывал свое лицо, а размещал на обложках книг подобные фотографии

В их компании был и эксцентричный поэт, бывший секретарь комсомольской организации Литературного института, будущий литературный критик Виктор Куллэ. Вместе с Пелевиным они стали заместителями Егазарова по литературной части в новом издательстве. Куллэ договорился с ректором института о праве печатать произведения студентов и выпускников ВУЗа. Так у Пелевина появилась собственная площадка для публикации сборников и отдельных романов.

Издательство несколько раз переименовывалось. Изначально оно называлось «Миф». Основным направлением работы являлось издание философско-эзотерических произведений. Именно Пелевин подготовил трехтомник Карлоса Кастанеды к печати. Благодаря его редакторским правкам, перевод стал легче восприниматься читателями.

Биография Пелевина

Виктор Пелевин появился на свет 22 ноября 1962 года в Москве. Его отец, Олег Анатольевич, преподавал на военной кафедре в МГТУ им. Баумана, а мать, Зинаида Семеновна, заведовала отделом одного из столичных гастрономов.

Детство и юность

Будущий писатель учился в школе с английским уклоном

Если верить словам некоторых друзей Пелевина, то в это время биографии он уделял большое внимание моде

Во время прогулок, юноша часто придумывал разные рассказы, в которых реальность и фантастика переплетались воедино. В подобных историях он выражал свое отношения к школе и педагогам. После получения аттестата в 1979 г. он поступил в энергетический институт, выбрав отделение электронного оборудования автоматизации промышленности и транспорта.

Став дипломированным специалистом Виктор Пелевин занял должность инженера кафедры электротранспорта в родном вузе. В 1989 г. он становится студентом заочного отделения Литературного института им. Горького. Однако по прошествии 2-х лет его исключают из учебного заведения.

Интересен факт, что по словам самого Пелевина годы, проведенные в данном вузе не принесли ему никакой пользы. Тем не менее, в это время биографии он познакомился с начинающим прозаиком Альбертом Егазаровым и поэтом Виктором Куллэ.

Вскоре Егазаров и Куллэ открыли собственное издательство, для которого Пелевин, в качестве редактора, подготовил перевод 3-томного труда писателя и эзотерика Карлоса Кастанеды.

Феномен Пелевина

Феномен этого писателя в том, что он, являясь сразу и писателем, и рекламщиком, сумел ухватить переход ментальности советских граждан к зарождающемуся капитализму в конце 80-х годов. Его книги насыщены философскими умозаключениями и сложны для восприятия многих читателей, но до сих пор пользуются бешеной популярностью.Секрет такого успеха прост — хорошая реклама, успешный маркетинг и желание казаться умным. Есть такой негласный показатель: «читает Пелевина, значит умный». Но вот интересно, если бы не было правильного пиара и рекламы, было бы столько желающих приобрести его книги? В любом случае Пелевина печатают уже около 30 лет, и его таинственность и философия все также привлекает и завораживает читателей. К слову, одну из его последних книг запустили в продажу, не объявив ни названия, ни анонса, что бесспорно еще больше подогрело интерес публики.Как упоминалось ранее в статье, 31 марта этого года выходит фильм, основанный на романе Виктора Пелевина «Empire V». Более подробно об этом и других новинках кино, читайте далее: 10 самых ожидаемых кинопремьер 2022 года.

Первые романы

Дебютным романом Пелевина стал «Омон Ра». Он вышел весной 1992 года в журнале «Знамя». Произведение удостоилось двух премий в области фантастики – награды «Интерпресскона» и «Золотой улитки». В основу сюжета романа легла вымышленная история подготовки советских космонавтов.

Второй роман не заставил себя долго ждать. Весной 1993-го свет увидела «Жизнь насекомых». Вышла она также в журнале «Знамя».

Успех имел и третий роман писателя. Все в том же «Знамени» в 1996-м был напечатан роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», в котором автор сделал легендарного командарма мистиком, а Петр Пустота оказался примкнувшим к нему неудавшимся литератором. Критики писали о произведении Пелевина как о первом в России «дзен-буддистском» романе. Произведение удостоилось премии «Странник-97», а в начале нулевых вошло в шорт-лист Дублинской литературной премии.

«Чапаев и Пустота» спустя почти 20 лет был экранизирован. Эта экранизация примечательна тем, что сделали ее не в России, фильм произведен совместными немецко-канадскими усилиями. Чапаева сыграл немец Андре Хеннике, а Петра Пустоту – британец Тоби Кеббелл.

Последним романом первого периода творчества стал «Generation П», вышедший в 1999 году. Книга Виктора Пелевина получила «Бронзовую улитку» и немецкую премию имени Рихарда Шёнфельда. Именно этот роман сделал Виктора Пелевина культовым писателем и символом эпохи. История о выпускнике Литинститута, ушедшего работать рекламщиком, долгое время ждала экранизация. В итоге за произведение Пелевина взялся Виктор Гинзбург, и «Generation П» стал первым из числа экранизированных романов (и вторым из числа произведений; в 2000 году Ульяна Шилкина сняла короткометражку «Ничего страшного» по рассказу «Синий фонарь»).

Среди других крупных форм от ПВО, как его именуют фанаты (ПВО – это сокращение от Пелевин Виктор Олегович), повести «Принц Госплана» и «Желтая стрела». Первая из них основана на компьютерной игре «Принц Персии», ее главный герой оказывается также и персонажем видеоигры, а вторая описывает жизнь людей, для которых мир ограничен составом поезда, едущего неизвестно куда.

Литература

В начале 90-х годов Виктор начинает печататься в авторитетных издательствах. В журнале «Наука и религия» было опубликовано его первое произведение «Колдун Игнат и люди».

В скором времени был издан 1-й сборник рассказов Пелевина «Синий фонарь». Любопытно, что изначально книга не привлекла к себе особого внимания литературных критиков, но спустя пару лет автор удостоился за нее Малой букеровской премии.

Весной 1992 г. Виктор издал один из самых известных своих романов – «Омон Ра». Через год писатель представил новую книгу «Жизнь насекомых». В 1993 г. его избрали в Союз журналистов России.

Тогда же из-под пера Пелевина вышло эссе «Джон Фаулз и трагедия русского либерализма». Следует отметить, что эссе представляло собой ответ Виктора на негативные отзывы определенных критиков на его творчество. Примерно тогда же в СМИ начали появляться новости о том, что в действительности Пелевина якобы не существует.

В 1996 г. в свет выходит произведение «Чапаев и пустота», которое было охарактеризовано рядом критиков, как первый в России «дзен-буддистский» роман. Книга была отмечена премией «Странник», а в 2001 г. оказалась в списке Дублинской литературной премии.

В 1999 г. Пелевин издал свой знаменитый труд «Generation П», ставший культовым и принесшим писателю мировую популярность. В нем описывалось поколение людей, которое взрослело и формировалось в эпоху политических и экономических реформ в СССР в 90-х годах.

Позже Виктор Пелевин издал свой 6-й роман «Священная книга оборотня», сюжетная линия которого перекликалась с действиями произведений «Generation П» и «Принц Госплана». В 2006 г. он опубликовал книгу «Empire V».

Осенью 2009 г. в книжных магазинах появился новый шедевр Пелевина под названием «t». Через пару лет писатель представил пост-апокалиптический роман «S.N.U.F.F», который был награжден премией «Электронная книга» в категории «Проза года».

В последующие годы Виктор Пелевин опубликовал такие произведения, как «Бэтман Аполло», «Любовь к трем цукербринам» и «Смотритель». За работу «iPhuck 10» (2017), автор удостоился Премии Андрея Белого. К слову, в Советском Союзе данная награда являлась первой неподцензурной премией.

Затем Пелевин представил свой 16-й роман «Тайные виды на гору Фудзи». Он был написан в жанре детектива с элементами фантастики.

Первый роман

Произведение «Омон Ра» вышло в свет в 1991 году. По жанру оно близко к триллеру, но представляет собой пародию на воспитательный роман советских лет. Главной особенностью «Омон Ра» ется являявляется гротескность. Герои романа – курсанты летного училища им. Маресьева. После поступления каждому из них ампутируют ноги. Причем делается это во имя Родины. Затем курсанты обучаются танцу «калинка». Вскользь в этом фантастическом и философском произведении также упоминается военное училище Павла Корчагина, выпускники которого все без исключения — слепые инвалиды. За первый роман Пелевин был удостоен двух престижных литературных премий. ­­

Постановки и экранизации

Интерес к творчеству Пелевина привел к тому, что его произведения стали основой для театральных постановок. В числе первых был создан спектакль по книге «Чапаев и Пустота», вышедшей в Театре имени Терезы Дуровой. Спустя годы роман поставили в театре «Практика».

Среди других сюжетов знаменитости, воплощения которых поклонники увидели на театральных подмостках, «Шлем ужаса» и «Омон Ра». Рассказ «Бубен верхнего мира» существует и в виде экранизаций, вышедших в 2011-м, 2017-м и 2020-м.

Появилась и киноверсия нашумевшего романа «Generation П». Режиссером фильма стал Виктор Гинзбург, который задействовал в съемках таких знаменитых артистов, как Владимир Епифанцев, Александр Гордон и Михаил Ефремов. Лента была успешна в прокате, отмечена призами российских и зарубежных фестивалей. Писатель в создании не участвовал, но, как утверждается, фильм ему понравился.

Биография

ФИО:
Виктор Пелевин

Жанр:
Социальная фантастика, Фантастика, Русская фантастика, Современная проза, Проза, Контркультура

Виктор Олегович Пелевин (род. 22 ноября 1962, Москва) — современный российский писатель.

Родился в Москве 22 ноября 1962 года. В 1979 году окончил московскую среднюю английскую спецшколу № 31 (сейчас гимназия им. Капцовых № 1520). Эта школа находилась в центре Москвы, на улице Станиславского (теперь Леонтьевский переулок), считалась престижной, там же работала завучем и преподавателем английского языка мать Виктора — Ефремова Зинаида Семёновна. Его отец, Олег Анатольевич, тоже работал преподавателем — на военной кафедре в МГТУ им. Баумана. В 1985 году окончил Московский энергетический институт по специальности электромеханик, учился в Литинституте, но был отчислен. Несколько лет являлся сотрудником журнала «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму. Первое опубликованное произведение — сказка «Колдун Игнат и люди» (1989). Книги Пелевина переведены на все основные мировые языки, включая японский и китайский. Пьесы по его рассказам с успехом идут в театрах Москвы, Лондона и Парижа. French Magazine включил Виктора Пелевина в список 1000 самых значимых современных деятелей мировой культуры (Россия в этом списке, кроме Пелевина, представлена также кинорежиссёром Сокуровым). В конце 2009 года по результатам опроса был признан самым влиятельным интеллектуалом России.

Основная тема произведений Пелевина – иллюзорный характер реальности, другие миры и альтернативные версии российской истории. Это и центр управления советской Россией, который находился в подземельях под Кремлем (Повесть огненных лет), и версия перестройки, якобы возникшей в результате мистических упражнений уборщицы Веры Павловны, сосланной после смерти в роман Чернышевского в наказание за «солипсизм на третьей стадии».

Грань между жизнью и смертью, как правило, размыта: герои Вестей из Непала и Синего фонаря вдруг начинают понимать, что они – мертвецы, а старая шаманка легко вызывает из «нижнего мира» погибших на войне немецких летчиков, чтобы русские девушки, выйдя за них замуж, могли бы уехать заграницу (Бубен Верхнего Мира, 1993). Пелевин охотно пользуется мотивом инвариантности мира и для оживления своих описаний. Вот, например, «импрессионистский» портрет одного из красноармейцев в романе Чапаев и Пустота: «Жербунов недоверчиво хмыкнул, а у Барболина на лице на миг отобразилось одно из тех чувств, которые так любили запечатлевать русские художники девятнадцатого века, создавая народные типы – что вот есть где-то большой и загадочный мир, и столько в нем непонятного и влекущего, и не то, что всерьез надеешься когда-нибудь туда попасть, а просто тянет помечтать иногда о несбыточном». Здесь заметна так же типичная для Пелевина ирония над штампами русской классики, поскольку эти бывшие крестьяне – активные участники красного террора, которым даже известно, что человечина похожа на говядину: «Я пробовал».

Но, по мнению Пелевина, в наших силах осознать иллюзорность своей жизни и выйти навстречу подлинному Бытию. Так это и происходит с героями большинства его книг: цыплятами, которые вырвались за окна инкубатора, развив свое самосознание и врожденные способности. (Хотя автор и намекает, что «настоящий» мир имеет и свои минусы. С какого-то момента цыплятам на крылья приходится нацеплять гайки: в процессе упражнения ноги почему-то отрываются от земли (Затворник и Шестипалый)). Освобождается от иллюзорного мира и мотылек Митя, превратившись в светлячка (Жизнь насекомых), и сарай с душой велосипеда, обретающий истинную жизнь после устроенного им самим пожара (Жизнь и приключения сарая № ХХII). Рассказчик Желтой стрелы (1993) сходит в конце концов с бесконечного поезда, двигающегося к «разрушенному мосту», а Чапаев, Анна и Петр погружаются в финале романа в «Условную реку абсолютной любви» – сокращенно «Урал».

Но не верно будет относить произведения Пелевина только к мистической литературе. С таким же успехом их можно прочитать и как философскую притчу, и как юмористическую повесть, и даже как самоучитель Public Relations – роман Generation «P» (1998), самим Пелевиным названный в одной из бесед (поскольку интервью он не дает из принципа) – «производственным романом о рекламе».

События биографии

  1. 1979 – Несмотря на способности к филологии, поступил в столичный энергетический институт. Специальность была связана с автоматизацией транспорта и промышленности. В интервью говорил, что целью поступления была попытка избежать службы в армии.
  2. 1985 – Был отличником и после получения диплома Виктора оставили в вузе, где он работал инженером.
  3. 1987 – Опубликовал 1-ю статью в журнале «Химия и жизнь».
  4. 1987-1989 – Учился в аспирантуре, но решил изменить профиль деятельности и защищать диссертацию не стал.
  5. 1989-1990 – Работал корреспондентом в журнал «Face to Face» и начал сотрудничать с другими московскими журналами и газетами. Дебютировал в прозе с рассказами «Колдун Игнат и люди», «Реконструктор», эссе «Зомбификация…» и «Гадание на рунах».
  6. 1989-1991 – Учился в Литературном институте (заочно), но не окончил с формулировкой «отрыв от института». Хотя, по утверждению М. Лобанова, руководившего семинаром прозы, Пелевин был отчислен из-за недостатка жизненного опыта, заменяемого отвлеченным философствованием. Сам писатель позже считал потраченные на это обучение усилия напрасными. Поскольку поступали в этот вуз дети литераторов, редакторов и издателей, то целью студентов было приобретение связей, которые лично ему впоследствии иногда помогали. Например, Виктор познакомился с А. Егазаровым, заработавшим перепродажей компьютеров исходный капитал и организовавшим свое издательство «Миф». В этом издательстве Пелевин был редактором и подготовил 3-томник К. Кастанеды, художественную ценность труда положительно отметили в литературных кругах.
  7. 1991 – Дебютировал со сборником рассказов «Синий фонарь», к которому сначала критики отнеслись прохладно, но за этот труд через 2 года писателя наградили Малой букеровской премией.
  8. 1992 – Опубликовал в «Знамени» повесть «Омон Ра», чему способствовала рекомендация М. Умного. Это позволило выйти за границы развлекательной прозы, поскольку «Знамя» был литературно-художественным изданием, 2-м в иерархии «толстых» журналов. В следующем году получил за эту книгу премии «Золотая улитка» и «Интерпресскон».
  9. Апрель 1993 – В «Знамени» вышел роман «Жизнь насекомых». Эта книгу раскупили довольно быстро, и следующие произведения не задерживались долго на полках магазинов.
  10. 1993 – «Независимая газета» напечатала «Джона Фаулза и трагедию русского либерализма». Это эссе считалось ответом писателя на негативную критику его творчества. Он вступил в российский Союз журналистов и издал повесть «Желтая стрела».
  11. 1996 – Напечатаны роман «Чапаев и Пустота» и сборник «Сочинения».
  12. 1998-1999 – Опубликованы сборник «Желтая стрела» и роман «Generation «П». 3 500 000 экземпляров романа были проданы в разных странах, и писатель стал известен не только в России.
  13. 2001 – Читатели приветствовали необычное эссе «Подземное небо», повествующее о легендах Московского метрополитена, связанных с древними религиозными учениями.
  14. 2002-2003 – Вышли в свет сборники «Встроенный напоминатель», «Песни царства «Я» и «ДПП (NN)». За последний автор получил 3 премии.
  15. 2004-2006 – Опубликованы романы «Священная книга оборотня», «Шлем ужаса…» и «Empire V», а также сборники «Relics. Раннее и неизданное», «Все рассказы», «Все повести и эссе».
  16. 2007-2008 – Опубликованы сборники «П5…», «Македонская критика французской мысли».
  17. 2009 – Вышел новый роман «t».
  18. 2010 – Читатели увидели сборник «Ананас вод для прекрасной дамы».
  19. 2011-2016 – Появились в продаже роман «S.N.U.F.F», «Любовь к 3-м цукербринам», «Бэтман Аполло», «Смотритель», «Лампа Мафусаила…».
  20. 2017-2019 – Издал романы «iPhuck 10», получивший премию А. Белого, и «Тайные виды на гору Фудзи», а также сборник «Искусство легких касаний», в который вошли одноименная повесть и «Иакинф».
  21. 2020 – Вышел в свет 17-й роман – «Непобедимое солнце». Он имеет ограничение «18+».
  22. 2021 – 26 августа вышел новый роман в рассказах «Transhumanism Inc.».
  23. 2022 – Вышла экранизация романа «Ампир V», в котором снялся известный рэпер Oxxxymiron.

Писатель Виктор Пелевин

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: