Ван Гог считал “Звёздную ночь” неудачной картиной
Картина написана в характерной для Ван Гога манере. Густые длинные мазки. Которые аккуратно наложены рядом друг с другом. Сочные синие и желтые цвета делают ее очень приятной глазу.
Однако сам Ван Гог считал свою работу неудачной. Когда картина попала на выставку, он небрежно о ней отозвался: “Может быть, она покажет другим, как изображать ночные эффекты лучше, чем это получилось у меня”.
Такое отношение к картине не удивительно. Ведь написана она была не с натуры. Как мы уже знаем, Ван Гог готов был до посинения спорить с другими
Доказывая, как важно видеть то, что пишешь
Вот такой парадокс. Его “неудачная” картина стала “иконой” для экспрессионистов. Для которых воображение были гораздо важнее внешнего мира.
Дерево
Ван Гог, не признанный современниками, у потомков снискал невиданную популярность. Полотна его кисти, спустя сто лет после появления на свет, стали не только одними из самых дорогих произведений современного искусства, они, наконец, были по достоинству оценены знатоками и ценителями подлинных шедевров. Сейчас его произведения украшают собрания самых знаменитых галерей и музеев мира.
Цитаты Винсента Ван Гога (из писем к брату Тео)
● Нет ничего более художественного, чем любить людей.
● Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, — только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.
● И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним — отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
● Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
● Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
● Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.
● Благословен тот, кто нашёл своё дело.
● Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.
● Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.
● Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.
● Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.
● Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.
● Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.
link
Значение искусства Ван Гога
Из прожитых 37 лет только последнее десятилетие Ван Гог посвятил себя полностью живописи и рисунку. До 1880 года он работал дилером в торговой компании и занимался миссионерской деятельностью.
Но даже за столь малый срок -10 лет- он создал около 900 картин и более 1300 рисунков. Еще при жизни Ван Гог стал известным и влиятельным в кругах импрессионистов. Но его картины были маловостребованны и плохо продавались.
После смерти мастера прошли масшабные выставки в Париже, Гааге, Антверпене, Брюсселе. Известность Ван Гога возросла, пришло широкое признание его творчества. К середине 20-го века он считался одним из величайших, уникальных и неординарных художников истории живописи. Сейчас картины Ван Гога одни из самых дорогих на аукционах.
Творчество Ван Гога оказало большое влияние на дальнейшее развитие экспрессионизма в живописи. Он считается одним из основателей этого направления. Многие художники переняли элементы стиля Ван Гога.
Позже в 1940-1950 годах появился абстракный экспрессионизм с динамичными широкими мазками как у Ван Гога.
Могила В.Ван Гога, Франция, г.Овер-сюр-УазМузей Ван Гога. Амстердам
Расцвет творчества
Когда он работал в Дренте у него уже очень хорошо, даже необычно хорошо для того времени, получались работы с перспективой, это видно по акварельной работе «Крыши», в которой все выполнено максимально точно. А вот люди получались совсем плохо, работы с ними были неудачными, а сами люди казались неуклюжими.
В.Ван Гог.Крыши.Вид из мастерской.1882 г.
Не смотря ни на что Винсент решительно не считал себя пейзажистом. Художник предпочитал рисовать людей, и с каждым разом это выходило лучше и лучше, если углубляться в смысл – более поэтичнее.
В.Ван Гог.Вид на море в Схевенингене.1882 г.
в Париже (1886-1888 гг.)
Потом Ван Гог в феврале 1886 года переезжает в Париж. Здесь через брата Тео, продавца картин, знакомится со многими известными художниками– Анри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном, Арманом Гийоменом, Эмилем Бернаром, Эдгаром Дега, Камилем Писсаро, Луи Анетеном. Но несмотря на это Ван Гог так и не смог продать свои картины, за всю свою жизнь продав лишь одну – «Красные виноградники».
В.Ван Гог.Красные виноградники в Арле. 1888 г.В.Ван Гог.Пара обуви (Башмаки).1887 г.
Весь этот год художник активно развивается, благодаря новым знакомствам он узнает много нового о живописи. Но уже к концу 1888 года начинает активно интересоваться японскими цветными гравюрами.
Во время всего своего творческого пути Винсент пробует, наверное, все возможные техники и материалы. Время проживания Винсента в Париже, столице Франции становится временем его формирования как художника. Ван Гог создает серии автопортретов, портретов, пейзажей, натюрмортов. Среди них- картины «Подсолнухи», которые задумывались как «симфония желтого и синего».
В.Ван Гог. Два срезанных подсолнуха.1887 гВ.Ван Гог.Огороды на Монмартре.1887 г.В.Ван Гог.Автопортрет с японской гравюрой.1887 г.
в Арле (1888-1889 гг.)
В феврале 1888 года Ван Гог переезжает из столицы на юг страны– в Арль. В новом городе стиль написания картин снова меняется. Теперь его работы стали более красочными и необычайно контрастными. В этот период художник создал другую серию известных картин с подсолнухами. Это еще раз подчеркивает- Винсент старался как можно больше экспериментировать с цветами.
В.Ван Гог.Сидящая.1888 г.В.Ван Гог.Натюрморт двенадцать подсолнухов в вазе.1889 г.В.Ван Гог.Ночная терраса кафе.1888 г.В.Ван Гог.Ночное кафе. 1888 г.В.Ван Гог.Звёздная ночь над Роной. 1888 г.
К Ван Гогу приезжает друг Поль Гоген, и Винсент по-настоящему загорается идеей создать совместную мастерскую живописи. Но товарищам никак не получалось наладить отношения между собой. Поля возмущала безалаберность Винсента. А Ван Гог, даже не имея возможности думать о чем-то помимо его спонтанного решения, никак не мог принять то, почему друг не стремится помогать ему. В конечном итоге, Ван Гог после очередного конфликта набрасывается на приятеля с бритвой. Но Гогену, по счастливой случайности, удалось обезвредить Винсента и тот, в порыве угрызения совести и сожалений, убегает и сам себе отрезает мочку уха.
В.Ван Гог.Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой.1889 г.
в Сен-Реми (1889-1890 гг.)
После этого происшествия Ван Гог попадает в лечебную клинику для безумных пациентов, а затем, несмотря на многочисленные просьбы художника по поводу южной мастерской, отправляется в деревеньку для душевно больных – Сен-Реми.
Всего за год он пишет более 150 картин и почти 100 зарисовок и акварельных работ. Благодаря этому его даже позвали принять участие в экспозиции «группы двадцати». Там продают ту самую единственную картину 1888 года «Красные виноградники».
До конца жизни в редкие времена просветления Винсент Ван Гог рисовал, и делал это с неистовой скоростью, иногда даже перекрывая одну работу другой. Он всей душой любил живопись, любил писать картины. Однако современники совсем не признавали его творчество.
В.Ван Гог.Звездная ночь.1889 г.В.Ван Гог.Ирисы.1889 г.В.Ван Гог.Оливковые деревья с желтым небом и солнце.1889 г.В.Ван Гог.Цветущие ветки миндаля. 1890 г.
в Овере (1890 г.)
Весной 1890 года Ван Гог переехал в городок Овер-сюр-Уаз, недалеко от Парижа, где проживал его брат Тео с семьей. Здесь он продолжил так же много рисовать, в основном местные сельские пейзажи. За его здоровьем следил доктор Поль Гоше, художник-любитель. С ним Ван Гог подружился и написал его портрет.
Душевное состояние Ван Гога все больше ухудшалось. Депрессия, мрачные, угнетающие мысли об одиночестве, о несостоятельности как художника, о непризнании творчества, о невостребованности картин, о бедности сильнее угнетали Ван Гога.
27 июля 1890 года он вышел на прогулку рисовать и решил покончить с собой, не желая так дальше жить.
В.Ван Гог.Портрет доктора Гаше. 1890 г.В.Ван Гог.Пшеничное поле с воронами.1890 г.
Первые шаги
Успокоение Ван Гог обретает у мольберта, в 1880 году решается попробовать себя в брюссельской Королевской Академии художеств. Его поддерживает брат Тео, но спустя год обучение снова брошено, и старший сын возвращается под родительскую крышу. Он поглощен самообразованием, без устали работает.
Он испытывает любовь к овдовевшей двоюродной сестре Кее Вос-Стрикер (Kee Vos-Stricker), воспитывавшей сына и приехавшей к семейству в гости. Ван Гог отвергнут, но проявляет настойчивость, и его выгоняют из отчего дома. Эти события потрясли молодого человека, он бежит в Гаагу, погружается в творчество, берет уроки у Антона Мауве (Anton Mauve), постигает законы изобразительного искусства, делает копии литографических работ.
Ван Гог много времени проводит в кварталах, заселенных беднотой. Произведения этого периода представляют собой зарисовки дворов, крыш, переулков:
- «Задворки» (De achtertuin) (1882);
- «Крыши. Вид из мастерской Ван Гога» (Dak. Het uitzicht vanuit de Studio van van Gogh) (1882).
Интересна техника, объединяющая акварельные краски, сепию, тушь, мел и др.
В Гааге он выбирает в жены женщину легкого поведения по имени Христин (Van Christina), которую он подобрал прямо на панели. Христин переехала к Ван Гогу вместе со своими ребятишками, стала для художника моделью, но характер у нее был ужасный, и им пришлось расстаться. Этот эпизод приводит к окончательному разрыву с родителями и близкими людьми.
После разрыва с Христин Винсент уезжает в Дрент (Drenth), в сельскую местность. В этот период появляются пейзажные работы художника, а также картины, на которых запечатлена жизнь крестьянства.
Расцвет творчества Ван Гога
С началом парижской эпохи в творческом мире Ван Гога началось также изменение цветов его палитры что благоприятно повлияло на созданные им картины и его продуктивность. Рисовальщик ходил на лекции выдающегося учителя и наставника Фернана Кормона, начал изучение импрессионизма, японскую гравюру, синтетические творения Поля Гогена с которым в последствии завел дружбу. Найдя близких по духу людей он в своем творчестве набрал колоссальных оборотов за период с 1886 по 1887 года им было написано около двухсот сорока произведений живописи среди которых широко известные «Башмаки», «Папаша Танги», «Мост через Сену». Его необычное исполнение выделялось среди импрессионистов, с которыми он работал и стало началом зарождающегося стиля постимпрессионизма.
К сожалению, не смотря на его прорыв в развитии собственного творчества аудитория все так же не усваивала его стиль. Такое положение вещей сильно ранило тонкую натуру художника, и он решил переехать в Арле на юг Франции. После этого он инициирует попытку воплотить в жизнь его идею с поселением художников главную роль в котором он отдает Гогену, который к сожалению, не разделял его порыва, что привело к большой ссоре между ними.
Винсент Ван Гог «Звездная ночь» (Звездная ночь над Роной)
Очередные приступы депрессии и возвращение домой
Художник Ван Гог, биография которого неоднократно упоминает о том, что родители отказались снабжать его деньгами из-за нестабильности в карьере, был нищим. Ему стал помогать младший брат Тео, который занимался продажей картин в Париже. В течение последующих пяти лет Винсент совершенствует свою технику. Снабженный деньгами брата, он отправляется в путешествие по Нидерландам. Делает зарисовки, пишет маслом и акварелью.
Желая обрести свой собственный живописный стиль, в 1881 году Ван Гог попадает в Гаагу. Здесь он снимает квартиру недалеко от моря. Это было началом длительных отношений художника с окружающей его средой. В периоды отчаяния и депрессии природа являлась частью жизни Винсента. Она была для него олицетворением борьбы за существование. У него не было денег, он часто голодал. Родители, не одобрявшие образ жизни художника, совсем от него отвернулись.
Тео приезжает в Гаагу и убеждает брата вернуться домой. В возрасте тридцати лет нищий и полный отчаяния Ван Гог приезжает в родительский дом. Там он устраивает себе маленькую мастерскую и принимается делать зарисовки местных жителей и зданий. В этот период его палитра становится приглушенной. Полотна Ван Гога выходят все в серо-коричневых тонах. В зимнее время у людей появляется больше времени, и художник использует их в качестве своих моделей.
Именно в это время в творчестве Винсента появляются зарисовки рук фермеров и людей, собирающих картофель. «Едоки картофеля» — первое значительное полотно Ван Гога, которое он написал в 1885 году, в возрасте тридцати двух лет
Самой важной деталью произведения являются руки людей. Крепкие, привыкшие трудиться в поле, собирающие урожай
Талант художника наконец-то вырвался наружу.
Бизнес
В 1869 году в Гааге Винсента принимает на службу его дядя, носивший такое же имя, которого будущий художник называл «Дядюшка Сент». Дядюшка был хозяином отделения компании Goupil&Cie, занимавшейся экспертизой, оценкой и продажей арт-объектов. Винсент приобретает профессию дилера и делает значительные успехи, поэтому в 1873 году его отправляют трудиться в Лондон.
Работа с художественными произведениями была очень интересна Винсенту, он научился разбираться в изобразительном искусстве, стал постоянным посетителем музеев, выставочных залов. Его любимыми авторами стали Жан-Франсуа Милле (Jean-françois Millet) и Жюль Бретон (Jules Breton).
К этому же периоду относится история первой любви Винсента. Но история была не понятная и запутанная: он жил на съемной квартире у Урсулы Лойер (Ursula Loyer) и её дочки Евгении (Eugene); биографы спорят о том, кто был предметом любви: одна из них или Каролина Хаанебик (Carolina Haanebeek). Но кем бы ни была возлюбленная, Винсент получил отказ и утратил интерес к жизни, работе, искусству. Он начитает вдумчиво читать Библию. В этот период, в 1874 году, ему пришлось перевестись в парижское отделение компании. Там он снова становится завсегдатаем музеев и увлекается созданием рисунков. Возненавидев деятельность дилера, он перестает приносить компании доход, и его увольняют в 1876 году.
Картины
Винсент ван Гог выполнил более 2100 работ, состоящих из 860 картин маслом и более 1300 акварелей, рисунков и эскизов. Несколько его картин сейчас входят в число самых дорогих в мире: «Ирисы» проданы за рекордные 53,9 миллиона долларов, а «Портрет доктора Гаше» — за 82,5 миллиона. Некоторые из самых известных работ ван Гога включают в себя:
«Звездная ночь»
Ван Гог написал «Звездную ночь» в приюте, где он находился в Сен-Реми, Франция, в 1889 году, за год до своей смерти. «Сегодня утром, задолго до восхода солнца, я увидел из окна сельскую местность, где не было ничего, кроме утренней звезды, которая казалась очень большой» — писал он своему брату Тео. Сочетание воображения, памяти, эмоций и наблюдения, картина маслом на холсте изображает выразительное кружащееся ночное небо и спящую деревню с большим пламенеющим кипарисом, который, как считается, представляет собой мост между жизнью и смертью, вырисовывающийся на переднем плане. В настоящее время картина находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк.
«Подсолнухи»
Ван Гог написал две серии «подсолнухов» в Арле, Франция: четыре между августом и сентябрем 1888 года и один в январе 1889 года; версии и копии обсуждаются среди искусствоведов. Картины маслом на холсте, изображающие увядающие желтые подсолнухи в вазе, теперь выставлены в музеях Лондона, Амстердама, Токио, Мюнхена и Филадельфии.
«Ирисы»
В 1889 году, после поступления в приют в Сен-Реми, Франция, Ван Гог начал рисовать ирисы, работая с растениями и цветами, которые он нашел в саду приюта. Критики считают, что на картину повлияли японские гравюры на дереве. Французский критик Октав Мирбо, первый владелец картины и ранний сторонник Ван Гога, заметил: «Как хорошо он понял изысканную природу цветов!».
«Автопортрет»
За 10 лет Ван Гог создал более 43 автопортретов, как живописных, так и графических. «Я ищу более глубокое сходство, чем то, которое получил фотограф» — писал он сестре.
— Люди говорят, и я охотно в это верю, что трудно познать самого себя. Но и рисовать себя тоже нелегко. Портреты, написанные Рембрандтом, — это больше, чем взгляд на природу, они больше похожи на откровение» — писал он позже своему брату.
Автопортреты Ван Гога теперь выставлены в музеях по всему миру, в том числе в Вашингтоне, округ Колумбия, Париже, Нью-Йорке и Амстердаме.
Винсент Ван Гог
Нидерландский живописец Винсент Ван Гог – один из самых известных представителей направления. Его творчество повлияло на развитие искусства 20 века, хотя при жизни Ван Гога и не было предпосылок к такому. Критики принимали творчество гения холодно. Бедность и неудачи в любви довели его до сумасшествия и самоубийства.
Винсент Ванг Гог давал свое определение живописи. Он считал, что настоящие художники не повторяют вещи такими, какие они есть, а чувствуют себя этими предметами, поэтому и творят. Работы Ван Гога – проекции эмоций или впечатлений. Он болезненно ощущал несправедливость жизни, сочувствовал окружающим. Художник постоянно находился в конфликте с миром буржуазии. Драматичный взгляд на вещи отразился и в творчестве.
Автопортрет
Ван Гог появился на свет в маленьком голландском городе Грот-Зундерте в семье пастора. Увлечение живописью началось с 16 лет – в этом возрасте юноша стал помогать торговцу картинами. Вопросы религии серьезно увлекали будущего художника. Он выступал с проповедями перед шахтерами. Однако произошел конфликт с властями. Винсенту Ван Гогу пришлось вернуться в отчий дом.
После этих событий художник решает посвятить жизнь творчеству. Для него постимпрессионизм – это больше, чем искусство. На полотнах того времени появляются обездоленные герои – крестьяне, шахтеры и землекопы. Отец в штыки воспринял желание сына поднимать социальные вопросы. Из-за конфликта на этой почве художник вынужден переехать из родного города в Париж. В столице Франции жил его брат Тео, который поддержал живописца.
«Пейзаж в Овере после дождя»
Из Парижа в 1887 году художник переезжает в город Арль на юге страны. Работа кипит – за следующие 12 месяцев художник написал 200 полотен. Сначала живописец работает вместе с другом Гогеном, но из-за постоянных ссор приятели не в силах работать в одной мастерской.
Душевное состояние Ван Гога ухудшается из-за конфликтов, негативных оценок критиков, голода и безденежья. Постимпрессионист однажды сорвался и отрезал свою мочку уха. После этого инцидента пристанищем гения становится больница для душевнобольных. В клинике он продолжает писать картины. Творчество становится единственной отдушиной.
На полотнах сохраняются противоречивые чувства постимпрессиониста. Он восторгается миром вокруг, но постоянно тоскует и беспокоится. Мир вещей воплощает сомнения и страхи – предметы становятся отражением эмоций. Даже дом художник умудряется изобразить со свойственным ему драматизмом.
После лечения художник переезжает в Овер, где находится под наблюдением психиатра Гаше. Врач тоже увлекается живописью. Это обстоятельство позитивно сказывается на состоянии здоровья пациента. Ван Гог работает увлеченно, но все чаще чувствует себя одиноким и несчастным. Один из приступов завершается трагически – 29 июля 1890 года живописец сводит счеты с жизнью.
“Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой”
Для творчества этого художника характерны яркие мазки. Некоторые из них расположены на картинах параллельно, другие – зигзагообразно. Иногда появляется ощущение, что гений наносит краски не кистью, а просто с силой выдавливает их на холст из тюбиков. Все объекты находятся в движении. Примеры не нужно долго искать. На полотнах ветер сгибает деревья, содрогаются скалы, Солнце неистово пылает, земля пульсирует.
Один из главных способов выражения эмоций – игра с цветом. Настроение постимпрессионист передавал при помощи сочетаний красок. Некоторые создают ощущение гармонии, другие напротив конфликтуют, вызывая дискомфорт и отторжение. Современники не оценили новый взгляд на творчество. Признание пришло только после смерти гения.
Расцвет творчества
В периоды ремиссии он просился обратно в мастерскую, но жители Арля подписали заявление мэру с просьбой изолировать душевнобольного художника от мирных жителей. Но в больнице ему не запретили творить: до 1889 года Винсент работал над новыми картинами прямо там. За это время он создал более 100 рисунков карандашом и акварелью. Полотна этого периода отличаются напряжением, яркой динамикой и противопоставлением контрастных цветов:
- «Звездная ночь»;
- «Пейзаж с оливами»;
- «Пшеничное поле с кипарисами».
В конце того же года Винсента пригласили поучаствовать в выставке «Группы двадцати» в Брюсселе. Его работы вызвали бурный интерес у ценителей живописи, но это уже не могло обрадовать художника, и даже хвалебная статья о «Красных виноградниках в Арле» никак не осчастливило измученного Ван Гога.
В 1890 году он перебрался в Опер-сюр-Урз, что под Парижем, где впервые за долгое время повидался с семьей. Он продолжил писать, но стиль его становился все более мрачным и гнетущим. Отличительной чертой того периода стал искривленный и надрывный контур, который прослеживается в следующих работах:
- «Улица и лестница в Овере»;
- «Сельская дорога с кипарисами»;
- «Пейзаж в Овере после дождя».
Биография Ван Гога
Будущий великий художник появился на свет 30 марта 1853 года в местечке Зюндерт, которое находится в Голландии. С самого детства Винсент был очень непослушным и даже немного странным ребенком. Дома он вел себя агрессивно и много баловался, но как только выходил на улицу, то становился задумчивым и тихим. У Ван Гога было пятеро братьев и сестер. Ближе всех ему был самый младший брат Тео.
В 1960 году Винсента отдает на обучение в деревенскую школу. Но затем через несколько лет переводят в интернат в соседний городок. Это расставание с родными местами очень сильно ранит душу мальчика. Он начинает увлекаться рисованием. В 1968 году Ван Гог бросает обучение и возвращается в домой.
В пятнадцать лет Винсент устраивается на работу в фирму по продаже картин «Гупиль и Ко» в Гааге. За успехи в этом нелегком деле, его переводят в другой филиал компании в Лондоне. Ван Гог добивается и там определенных успехов. Он начинает идеально разбираться в живописи. Но в 1875 году Винсент вынужден покинуть фирму по причине плохого психологического состояния. До сих пор неизвестно, почему это произошло.
Ван Гог возвращается на родину и вплотную занимается религией. Сначала он поступает в Амстердамский институт на отделение теологии, но через год бросает учебу. В этот момент Винсент отправляется на юг Бельгии, где становится проповедником. В это дело он тоже уходит с головой, и вскоре его увольняют с должности проповедника за слишком сильное увлечение своей профессией.
Винсент снова отправляется на родину и поступает учиться в Академию изящных искусств. Он начинает увлеченно создавать картины, на которых изображает людей, а также различные натюрморты. Через год Ван Гог бросает учебу и продолжает получать образование самостоятельно.
Следующие несколько лет Винсент много раз меняет место жительства. Сначала он переезжает в Гаагу, затем в провинцию Дренте и город Нюэнен, где живут его родители. В это период жизни художник ищет свое призвание. Он много рисует. Причем его моделями становятся бедные крестьяне, простые прохожие, а также девушки легкого поведения. С одной дамой Ван Гог знакомиться на улице и сразу предлагает ей пожить у себя. Так неизвестная женщина становиться моделью и музой художника.
В 1986 году Ван Гог отправляется в Париж. Тут его встречает брат Тео, который дослужился до должности директора одной из художественных галерей. Благодаря брату Винсент знакомиться с многими художниками французской столицы. Но наибольшее впечатление на него производит новое направление в живописи – импрессионизм. Ван Гог изучает эту технику создания рисунка и воплощает в своем творчестве. Так появляется еще одно направление – постимпрессионизм. Именно в Париже за два года Винсент создает около 250 полотен. Но его невыносимый характер приводит к множеству проблем в общении с местной знатью, и художник был вынужден покинуть столицу Франции.
В 1888 году Ван Гог отправляется в городок Арль в провинции Прованс. Брат Тео регулярно высылает ему денежные средства, а Винсент отправляет ему свои картины. Поначалу жители города очень гостеприимно встречают нового жителя. Но затем у них вызывает много вопросов этот рыжий безумец, который ведет себя очень неадекватно. Ван Гог соглашается на госпитализацию в клинику для душевнобольных в Сен-Реми. Там художник продолжает создавать новые картины и даже одну из них продает самостоятельно.
За хорошее поведение Ван Гогу разрешают посетить своего брата Тео в Париже. Но в семье брата большие проблемы, связанные с болезнью дочери. Поэтому он встречает Винсента без особой теплоты. Это еще больше ударяет по психическому состоянию художника. Он возвращается в клинику и 27 июля 1890, как обычно, отправляется на утренний пленэр. Но через несколько часов возвращается с пулевым ранением. По какой причине это произошло, никто так и не узнал. Но через два дня 29 июля Ван Гог умирает. Его похоронили в местечке Мери на местном кладбище. Брат Тео не смог выдержать расставания и через полгода тоже скончался.
РАННИЕ СТРАНСТВИЯ
Когда в 1880 году Ван Гог только начинал сой творческий путь, он намеривался стать сельским художником, пишущим жизнь самых обычных людей. В то время это направление в искусстве было модным, а одного из наиболее ярких его представителей можно считать французского художника Жана-Франсуа Милле, умершего в 1875 году.
Работы Милле были хорошо известны Ван Гогу по гравюрам (многие из них прошли через его руки, когда он работал в фирме, торгующей произведениями искусства). В самом начале своей творческой деятельности художник прошел пешком около 80 километров от Боринажа до Курьера, деревушки на севере Франции, чтобы посетить Жюля Бретона, одного из наиболее известных последователей Милле. Однако при встречи Ван Гог был разочарован тем, что Бретон, изображающий сцены тяжелого крестьянского труда, сам живет в достатке и комфорте. Такое отношение было характерно для Ван Гога, всегда писавшего свои картины кровью сердца.
Хотя Винсент иногда занимался копированием работ других художников, что составляло часть его учёбы, сам он всегда стремился к тому, чтобы отражать на полотне реальную жизнь без прикрас, такой, какой она представала перед его глазами. Его никогда не интересовали вымышленные сюжеты. В 1885 году он писал: «Изображать крестьянскую жизнь — трудная задача, но я не прощу себе, если не попытаюсь сделать так, чтобы мои картины заставляли зрителя всерьёз задуматься». Действительно, до переезда художника в Париж в 1886 году основными персонажами его картин, написанных во время «голландского периода», были крестьяне и ткачи, он воспроизводил сельские сцены и ландшафты.
Иногда Ван Гог платил немного денег местным жителям, приходившим позировать для его картин, и всегда был огорчён тем, что крестьяне надевают для этого свои лучшие выходные платья, в то время как ему хотелось запечатлеть их такими какими они были в повседневной жизни, «в рубищах и заплатках». Чтобы персонажи его картин выглядели более естественно, он даже собирал старую одежду, в которой обычно ходили крестьяне, рыбаки и другой рабочий люд.
Рисунки
Первая половина творческой жизни Ван Гога в основном была посвящена рисунку. В этом жанре он добился огромных успехов и по справедливости может считаться не только одним из величайших художников, но и выдающимся рисовальщиком XIX века. В ранних работах Ван Гог экспериментировал с разными материалами, включая плотничьи карандаши и черные восковые мелки для литографий. Именно они способствовали выработке раннего стиля Ван Гога — с твёрдым, порой даже жестким, штрихом. Образцом такого раннего рисунка может служить «Женщина, чистящая картофель», 1882 года.
Часто художник рисовал, одновременно используя различные материалы, например, пастель, гуашь, чернила и карандаш. благодаря этому его рисунки обычно приобретали мощь и отображали мрачное настроение, однако порой выглядели неестественными.
По мере того как росло мастерство художника, его штрих стал более быстрым и отрывистым, оживлявшим рисунок. Эту новую технику демонстрирует рисунок Ван Гога «Крестьянка, собирающая колос», 1885 года.
Влияние японского искусства
Японские эстампы стали источником вдохновения для целого ряда художников-авангардистов, работавших в конце XIX века. Впервые Ван Гог упоминает о них в своих письмах, написанных зимой 1885-1886 годов, но сильное влияние японской гравюры на манеру художника начинает просматриваться только с 1887 года, то есть после переезда Ван Гога в Париж. Такие эстампы были очень доступны и дешевы, поэтому художнику удалось собрать коллекцию, состоящую приблизительно из 200 работ. Он использовал их для украшения стен своей комнаты, а в марте 1887 года даже устроил выставку японских эстампов в кафе «Тамбурин».
Эти прозрачные по цвету и радостные по настроению картинки привлекли Ван Гога тем, что помогали ему расслабиться и хотя бы на время забыть о тяготах повседневной жизни. Именно японские гравюры вдохновили художника на использование в своих картинах более ярких цветов и сглаженных форм, однако ему, в отличие от других, удалось удержаться от соблазна использовать характерные для японской живописи высокие ракурсы и спонтанность рисунка, казавшиеся столь привлекательными большинству его современников. В этюде, под названием «Куртизанка», прослеживается влияние работы Кесаи Эйсена, помещенной на обложке майского номера журнала «Пари Иллостре» за 1886 год.
Последние годы
Последним светлым воспоминанием в жизни великого художника стало знакомство с доктором Полем Гаше, который также любил писать. Дружба с ним поддерживала Винсента в самые сложные периоды его жизни – кроме брата, почтальона Рулена и доктора Гаше к концу жизни у него не осталось близких друзей.
В 1890 году Винсент пишет полотно «Пшеничное поле с воронами», а уже через неделю происходит трагедия.
Обстоятельства смерти художника выглядит загадочно. Винсент погиб от выстрела в сердце из собственного револьвера, который он носил с собой, чтобы отпугивать птиц. Умирая, художник признавался, что сам выстрелил себе в грудь, однако промахнулся, попав чуть ниже. Он сам добрался до гостиницы, где жил, ему вызвали врача. Доктор с сомнением отнесся к версии с попыткой самоубийства – угол вхождения пули был подозрительно низок, и пуля не прошла навылет, что говорит о том, что стреляли словно бы издалека – или, по крайней мере, с расстояния пары метров. Врач немедленно вызвал Тео – тот прибыл на следующий день и был рядом с братом до самой его кончины.
Существует версия о том, что накануне гибели Ван Гога художник серьезно повздорил с доктором Гаше. Тот обвинил его в несостоятельности, в то время как его брат Тео буквально умирает от съедающей его болезни, но все еще присылает ему деньги на жизнь. Эти слова могли сильно задеть Винсента – ведь он и сам чувствовал огромную вину перед братом. К тому же в последние годы Винсент испытывал чувства к даме, которые снова не привели к взаимности. Будучи максимально подавленным, расстроенный ссорой с другом, недавно выйдя из лечебницы, Винсент вполне мог решиться на самоубийство.
Умер Винсент 30 июля 1890 года. Тео бесконечно любил своего брата и с большим трудом переживал эту потерю. Он занялся организацией выставки посмертных работ Винсента, но не прошло и года, как он умер от тяжелого нервного потрясения 25 января 1891 года. Спустя годы вдова Тео перезахоронила его останки рядом с Винсентом: она посчитала, что неразлучные братья должны быть рядом друг с другом хотя бы после смерти.