Сочинения
Художественные произведения
- Тошнота (1938)
- Слова (1964)
- Фрейд. Киносценарий
- Грязными руками (Les Mains sales, 1948).
- Дороги свободы (Незавершённая тетралогия) (Les chemins de la liberté, 3 vols, 1945—1949)
- «Возраст зрелости»
- «Отсрочка»
- «Смерть в душе»
- «Странная дружба»
- Пьесы
- Мухи (1943)
- За закрытыми дверями («За запертой дверью», «Взаперти», «Нет выхода») («Huis clos», 1943)
- Мёртвые без погребения (Morts sans sépulture, 1946)
- Почтительная потаскушка (La Putain respectueuse, 1946)
- Дьявол и господь бог (1951)
- «Только правда» (Некрасов).
- «Затворники Альтоны» (Les Séquestrés d’Altona, 1960)
- Сборник новелл «Cтена» (1939)
- Стена
- Комната
- Герострат
- Интим
- Детство хозяина
- Троянки (Les Troyannes, 1968), по мотивам трагедии
Литературная критика
- В семье не без урода. Густав Флобер (1821—1857)
- Объяснение «Постороннего»
- Аминадав, или О фантастике, рассматриваемой как особый язык
- Миф и реальность театра
- К театру ситуаций
Философские и теоретические работы
- Что такое литература
- Бытие и ничто (L’Être et le néant, 1943)
- Основная идея феноменологии Гуссерля: интенциональность
- Проблемы метода
- Воображение
- Трансцендентность эго. Набросок феноменологического описания
- Экзистенциализм — это гуманизм
- Картезианская свобода
- Первичное отношение к другому. Любовь, язык, мазохизм
- Критика диалектического разума
Политические работы
- Размышления о еврейском вопросе (1944)
- О геноциде (из речи на Расселовском трибунале по военным преступлениям, 1968 год)
- Почему я отказался от премии
- Эпоха, лишенная морали (из интервью 1975 года)
- Попутчик коммунистической партии (интервью, данное Виктору П. в ноябре 1972)
- Левый радикализм и нелегальность (беседа Филлипа Гави, Виктора Пьера и Ж.-П. Сартра)
- Андреаса Баадера.
- Маоисты во Франции
- Восстание в Венгрии: Призрак Сталина (La révolte de la Hongrie: Le fantôme de Staline, 1956)
- «Бунт — дело правое» (On a raison de se révolter, 1974)
Книги на русском языке
- Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Грецкого. М.: Изд-во иностр. лит., 1953.
- Сартр Ж.-П. Только правда. М.: Искусство, 1956
- Сартр Ж.-П. Слова. М.: Прогресс, 1966
- Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Искусство, 1967
- Сартр Ж.-П. Стена. Избранные произведения. Москва Издательство политической литературы 1992.— 480 с., 100 000 экз.
- Сартр Ж.-П. Герострат / Пер. с фр. Д. Гамкрелидзе, Л. Григорьяна. М.: Республика, 1992.— 224 с.,
- Сартр Ж.-П. Тошнота: Избранные произведения / Пер. с фр. В. П. Гайдамака; вступ. ст. С. Н. Зенкина. М.: Республика, 1994.
- Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Пер. с фр.; примеч. В. П. Гайдамаки. М.: Прогресс, 1994.
- Сартр Ж.-П. Ситуации / Сост. и предисл. С. Великовского. М.: Ладомир, 1997.
- Сартр Ж.-П. Идиот в семье: Г. Флобер от 1821 до 1857 / Пер. Е. Плеханова. СПб.: Алетейя, 1998.
- Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000. — 640 с., 5 000 экз.
- Сартр Ж.-П. Что такое литература? / Пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейа: CEU, 2000.
- Сартр Ж.-П. Портрет антисемита. СПб.: Европейский дом, 2000.
- Сартр Ж.-П. Последний шанс. СПб.: Азбука, 2000
- Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Пер. с фр. М. Бекетовой. СПб.: Наука, 2001.— 320 с.,
- Сартр Ж.-П. Дневники странной войны, сентябрь 1939 — март 1940 / Предисл. и примеч. А. Э. Сартр; пер. с фр. О. Волчек и С. Фокина. СПб.: Владимир Даль, 2002.
- Сартр Ж.-П. Слова. Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л.Киркач. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
- Сартр Ж.-П. Бодлер / Пер. с фр. Г. К. Косикова. М.: УРСС, 2004.
- Сартр Ж.-П. Трансценденция эго: Набросок феноменологического описания./Пер.с фр. Д.Кралечкина. М.:Модерн, 2012
Сартр Ж.-П. Портрет антисемита [: новелла «Детство вождя» / «Стена», 1939 и эссе «Размышления о еврейском вопросе», 1944, 1946 ] / Пер. с фр. Г. Ноткина. СПб.: Азбука, 2006. — 256 с. («Азбука-классика» pocket-book)
- Сартр Ж.-П. Пьесы. М.: Флюид, 2008.
- Мухи / Пер. с фр. Л. Зониной
- Мертвые без погребения / Пер. с фр. Е. Якушкиной
- Почтительная потаскушка (Лиззи Мак-Кей) / Пер. с фр. Л. Большинцовой
- Дьявол и Господь Бог / Пер. с фр. Е. Пучковой
- Затворники Альтоны / Пер. с фр. Л. Большинцовой
- Сартр Ж.-П. Человек в осаде / Сост., вступ. ст., примеч. Л. Н. Токарева. М.: Вагриус, 2006.
- Слова / Пер. с фр. Ю. Я. Яхниной и Л. А. Зониной
- Дневники «странной войны». Сентябрь 1939 — март 1940 (фрагменты книги) / Пер. с фр. О. Е. Волчек и С. Л. Фокина
- Экзистенциализм — это гуманизм / Пер. с фр. М. Н. Грецкого
- Почему я отказался от Нобелевской премии
- Беседы Жана Поля Сартра с Симоной де Бовуар в августе-сентябре 1974 / Пер. с фр. Л. Н. Токарева
Публикации на русском языке
Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций / Пер. с фр. Е. Е. Насиновской и А. А. Пузырея, в книге «Психология эмоций», сост. В. К. Вилюнас. СПб.: Питер, 2008.
Философия и литература
Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.
В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.
Жан-Поль Сартр в военной форме
Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.
В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется французским экзистенциалистом для анализа проблем современности.
Книга Жан-Поля Сартра «Тошнота»
1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция
Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе
Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.
Книга Жан-Поля Сартра «Бытие и ничто»
Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера. Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.
В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл Луи де Фюнес. А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла Любовь Орлова.
Писатель Жан-Поль Сартр
В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от Зигмунда Фрейда. Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.
В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.
Жан-Поль Сартр и Че Гевара
В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает. Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.
Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. Шарль де Голль, услышав об этом, произнес:
Философ вышел на свободу.
Краткая биография
Жан-Поль Шарль Эма́р Сартр
(фр. Jean-Paul Charles Aymard Sartre; 21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма (в 1952—1954 годах Сартр склонялся к марксизму, впрочем, и до этого позиционировал себя как человек левого толка), писатель, драматург и эссеист, педагог.
Вернул термин «Антироман», ставший обозначением литературного направления, в практический словарь литературной критики.
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 года, от которой отказался.
Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Его отец Жан-Батист Сартр, офицер военно-морских сил Франции, мать — Анна-Мария Швейцер. По материнской линии Жан-Поль был двоюродным племянником Альберта Швейцера. Когда Жан-Полю было 15 месяцев, его отец умер. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.
Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу (фр. École normale supérieure) в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929—1939 и 1941—1944); с 1944 года целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена» (Les Temps modernes
). Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952 году, в 1953 году был избран членом Всемирного Совета Мира.
В 1956 году Сартр и редакция журнала «Новые времена» дистанцировались (в отличие от Камю) от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступает против пыток, защищает свободу народов определять свою судьбу, анализирует насилие как гангренную производную колониализма.
После неоднократных угроз французских националистов ими была дважды взорвана его квартира в центре Парижа; редакцию «Новых времён» боевики-националисты захватывали пять раз.
Жан-Поль Сартр и Симона Бовуар беседуют с Че Геварой. Гавана, февраль 1960 года
Сартр, как и многие представители интеллигенции стран третьего мира, активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 года. В июне 1960 года он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро, в 1971 году из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.
Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания — в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде, в том числе во французском Алжире.
Сартр был участником революции во Франции 1968 года (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы — многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956 года, Вьетнамской войны, против вторжения американских войск на Кубу, против ввода советских войск в Прагу, против подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».
В 1968 году во время студенческих волнений в Париже Жан-Поль Сартр отказался от учреждения студенческой премии в свою честь в Сорбонне (премию предполагалось присуждать за лучшее студенческое эссе на темы, посвящённые проблемам трактовки понятий свободы, экзистенциального выбора и гуманизма в целом).
Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, был задержан Ж.-П. Сартр, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, то он приказал выпустить Сартра, сказав: «Франция Вольтеров не сажает».
Могила Сартра на кладбище Монпарнас
Жан-Поль Сартр умер 15 апреля 1980 года в Париже от отёка лёгких, и в последний путь его провожали 50 тысяч человек.
Философская концепция
Свобода
Одним из центральных понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное, раз и навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую к бездействию, а как свободу выбора, которую никто не может отнять у человека: узник свободен принять решение — смириться или бороться за своё освобождение, а что будет дальше — зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим приведённая в статье «Экзистенциализм — это гуманизм» цитата Понжа: «Человек — это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придаёт миру значение и ценность.
Именно человеческая деятельность придаёт смысл окружающему миру. Предметы — это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они — просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
Отчуждение
С понятием свободы связывается понятие «отчуждение»
Современного индивида Сартр понимает как отчуждённое существо: его индивидуальность стандартизована (как стандартизован официант с профессиональной улыбкой и точно рассчитанными движениями); подчинена различным социальным институтам, которые как бы «стоят» над человеком, а не происходят от него (например, государство, которое представляет отчуждённый феномен — отчуждение у индивида способности принимать участие в совместном управлении делами), а следовательно, лишена самого важного — способности творить свою историю.. Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения
В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Отчуждённый от себя человек имеет проблемы с материальными предметами — они давят на него своим навязчивым существованием, своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, вызывая «тошноту» (тошнота Антуана Рокантена в одноименном произведении). В противовес этому Сартр утверждает особые, непосредственные, цельные человеческие отношения.
Диалектика
Суть диалектики заключается в синтетическом объединении в целостность («тотализация»), поскольку лишь внутри целостности имеют смысл диалектические законы. Индивид «тотализирует» материальные обстоятельства и отношения с другими людьми и сам творит историю — в той же мере, в какой она — его. Объективные экономические и социальные структуры выступают в целом как отчуждённая надстройка над внутренне-индивидуальными элементами «проекта». Требование тотализации предполагает, что человек раскрывается во всех своих проявлениях целиком.
Тотализация расширяет пространство человеческой свободы, так как индивид осознаёт, что история создается им самим.
Сартр настаивает на том, что диалектика исходит именно от индивидуума, потому что отсюда вытекает её принципиальная познаваемость, «прозрачность» и «рациональность», как результат непосредственного совпадения человеческой деятельности и познания этой деятельности (совершая какой-либо поступок, человек думает, что знает, для чего он его совершает). Поскольку же в природе ничего этого нет, Сартр выступает с отрицанием диалектики природы, выдвигая против неё целый ряд аргументов.
Осужденная свобода
Сартр рассматривал свободу как приговор, от которого человек никогда не сможет освободиться. Он обречен решать, свои действия, свое настоящее и свое будущее во всем. Однако большинство мужчин пытается осмыслить существование, даже если это абсурдное и бессвязное объяснение.
Придавая смысл существованию, мужчины приобретают рутинные обязанности, следуя заранее установленным параметрам и рациональному плану. Несмотря на это, Сартр считал это существование ложным, результатом недобросовестности и трусости людей, в которых преобладает тоска.
Моральные законы, этика и правила поведения, которые люди используют для избавления от страданий, неизбежно основаны на личном выборе и, следовательно, на индивидуальной свободе. Таким образом, Сартр утверждает, что человек — это тот, кто решает следовать моральным принципам в своей свободе.
Позволить другим выбирать свою свободу — часть этого принципа. Действия на основе личного выбора обеспечивают уважение к свободе каждого.
Мировоззрение[править]
В центре философии Сартра — феномен человека и антология его сознания. Критиковал психоанализ и экспериментальную психологию, превращающие человека в «раба своих эмоций» и снимающие с него ответственность. На его экзистенциализм сильно влияет феноменология Гуссерля, Гегеля, а позднее марксизм.
Первый основной трактат Сартра «Бытие и ничто», попытка феноменологической онтологии, посвященный вопросу бытия. Он различает бытие-в-себе, независимое от сознания бытие вещи, и бытие-для-себя — определение бытия человека, который существует благодаря сознанию. Бытие-в-себе не базируется ни на самом себе, ни на чем другом. Бытие-для-себя имеет способность негоциации, «ничто» является только с сознанием человека. «Бытие, через которое в мир приходит небытие, — это бытие, в котором речь идет о собственно небытие: бытие, через которое в свет попадает небытие, является небытием для самого себя». Это определяющее для людской экзистенции. Она содержит в себе возражение себе, то есть является противоречивой: бытие «является тем, чем оно не является, и есть не тем, чем оно есть». То есть, что человек — это бытие, которое проектирует себя через нынешнюю настоящее, что в значительной мере определяется ее возможностями. Благодаря этому проекту человек поднимается над собой, есть тем, кем еще не те. Человек — не только то, что он есть, но и то, кем себя создает.
Основа бытия человека — это свобода, поскольку человек должен самоопределяться, то есть создавать себя таким, каким он есть.
Свобода — это негоциация бытия-в-себе посредством проекта.
Фактическая данность (например, вещи, остальные люди, физические тела) не уничтожает свободу, поскольку свобода открывает эти границы; ограничения существуют только внутри конкретного проекта жизни.
Поскольку, согласно концепции Сартра, Бога, который определяет существование человека, нет, человек самостоятельно определяет свое существование. Человек несет за себя полную ответственность. Хотя он также может быть ложным с самим собой.
Большое значение имеет исследование отношений человека с Другим. Сартр разрабатывает структуру бытия-для-другого путем анализа взгляда (который не ограничивается только глазом). Видимость Другим означает, что бытие индивида постоянно формируется в присутствии других. Только один на один с собой отдельный индивид отдается непосредственно деятельности, он не видит себя в своем сознании как такого, каким он есть во время действия. В видении Другого он предстает объектом, который оценивается Другим. Сартр поясняет это на примере «того, кто подсматривает». Отдавшись своему интересу, он, не осознавая своего Я, растворяется в своих действиях. Неожиданно его застает кто-то другой: в ту минуту он тот, кто есть на самом деле: завистливый подглядчик.
Чтобы понять, кто он есть, нужен Другой. Подпадание под власть Другого можно избежать, если индивид сознательно очертит свои возможности. Тогда он постигает самосознание без вхождения в роль Другого.
Историю литературы Жан-Поль Сартр рассматривал в контексте общего культурно-исторического процесса, считал, что каждый литературный стиль был «ангажированным» определенным классом, который стремился к господству в обществе. Отстаивал социально-преобразующую функцию литературы.
История жизни Жан-Поля Сартра
Первая пьеса Сартра, Les Mouches («Мухи» 1943), исследовал темы обязательств и ответственности. В истории, происходящей в древней, мифической Греции, Орест убивает убийц Агамемна, таким образом освобождая горожан от бремени вины. Согласно экзистенциальным представлениям Сартра, только тот, кто может принять ответственность за действия в специфической ситуации, подобно Оресту, по-настоящему свободен. Вторая его пьеса — Huis Clos («За запертой дверью»1944), представляет собой беседу трех персонажей в преисподней; смысл этой беседы сводится к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий: человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: ‘Ад — это другие люди’.
В 1947 году выходит книга литературной книги Сартра Qu’est Ce Que La Litterature («Что есть литература»)
В 1956-м, Сартр резко осуждает ввод советских войск в Венгрию (в 1968 он будет резко осуждать ввод советских войск в Чехословакию). После смерти Сталина в 1953, Сартр активно принимается критиковать советскую систему управления, однако он защищает сам Советский Союз. Он посетил СССР в следующем году и был госпитализирован в течение десяти дней по причине истощения. В 1961 году, террористы из ОАС (Организация Тайной Армии, «Ультраколониалисты»), боровшиеся против Алжирской независимости, взрывают бомбу в квартире у Сартра на улице Бонапарта; в следующем году это произошло снова и Сартр, переезжает на набережную Louis-Bleriot, напротив Эйфелевой башни.
В 1965 Сартр принимает Arlette Elkaim, его любовницу, которая получила права на литературное наследие Сартра после его смерти. В 1967 Сартр возглавляет Международный Военный Трибунал, основанный Бертраном Расселлом, чтобы судить Американское военное вмешательство в Индокитай. Он стал близко вовлеченным в движение против Вьетнамской Войны и поддержал студенческое восстание в 1968. В 1970 Сартр был арестован из-за продажи на улицах запрещенных Маоистских листовок La cause du peuple.
С 1960 до 1971 Sartre работал над четырёх-томником под названием L’idiot La Famille («Идиот в семье»), обширная биография Гюстава Флобера, используя Фрейдистские и Марксистские интерпретации, близкие к его философским трудам. Сартр интересовался Флобером начиная с детства. В этой работе Сартр показывал, как Флобер стал человеком, его семью и общество определяющее его бытие. При написании четырёх-томника, Сартр использовал Corydrane, наркотик, который в 60-х принимали велосипедисты. В 1974 Сартр посетил террориста Андреаса Баадера в тюрьме Штаммхайм в Германии.
L’idiot был последней большой работой Сартра; и то осталась незаконченной. Согласно Сартру, факт, что он никогда не будет заканчивать, это «не делает меня настолько несчастным, потому что я думаю, что я сказал наиболее важные вещи в первых трех частях.» С 1975 философ страдал от падающего зрений и около конца его жизни, Сартр ослеп. Он умер в Париже от болезни лёгких 15 апреля 1980, около месяца боровшись за жизнь, и два дня пролежав в коме.
Жан-Поль Сартр был в значительной степени ответствен за образ послевоенного французского интеллектуала — и как активист и автор, он рассматривался главным интерпретатором видения мира послевоенным поколением. В его эссе Сартр имел дело с широким диапазоном объектов, иногда в провокационной манере. «Республика Тишины» начинается «мы никогда не были свободны больше, чем были свободны во время Немецкой оккупации» как Сартр объяснял это позже, что тогда каждый жест имел вес обязательства.
Могила Сартра на кладбище Монпарнас
Философия и литература
Успешно защитив философскую диссертацию и поработав преподавателем философии в Гаврском лицее, Жан-Поль Сартр отправился на стажировку в Берлин. Вернувшись домой он продолжил заниматься преподавательской деятельностью в разных лицеях.
Сартр отличался отличным чувством юмора, высокими интеллектуальными способностями и эрудицией. Любопытно, что за один год он успевал прочитывать свыше 300 книг! Одновременно с этим он писал стихи, песни и рассказы.
Тогда же Жан-Поль начал издавать свои первые серьезные труды. Его роман «Тошнота» (1938) вызвал большой резонанс в обществе. В нем автор рассуждал об абсурдности бытия, хаосе, отсутствии смысла жизни, отчаянии и прочих вещах.
Главный герой этот книги приходит к выводу, что бытие приобретает смысл только посредством творчества. После этого Сартр представляет очередную работу – сборник из 5 новелл «Стена», которая также находит отклик у читателя.
Когда началась Вторая мировая война (1939-1945) Жан-Поль был призван в армию, однако комиссия признала его непригодным для службы по причине слепоты глаза. В результате, парня определили в метеорологический корпус.
Когда в 1940 г. нацисты оккупировали Францию, Сартр попал в плен, где провел около 9 месяцев. Но даже в таких тяжелых обстоятельствах, он пытался оптимистически смотреть в будущее.
Жан-Поль любил повеселить соседей по бараку смешными историями, участвовал в боксерских поединках и даже смог поставить спектакль. В 1941 г. полуслепого пленника отпустили на свободу, вследствие чего ему удалось вернуться к писательской деятельности.
Через пару лет Сартр опубликовал антифашистскую пьесу «Мухи». Он ненавидел нацистов и беспощадно критиковал всех, что не предпринимал никаких усилий для противостояния фашистам.
К тому моменту биографии, книги Жана-Поля Сартра уже имели огромную популярность. Он пользовался авторитетом как среди представителей высшего общества, так и среди простого народа. Изданные работы позволили ему оставить преподавание и сконцентрироваться на философии и литературе.
Тогда же Сартр стал автором философского исследования под названием «Бытие и ничто», которое стало настольной книгой для французских интеллектуалов. Писатель развивал мысль о том, что сознания нет, а существует только осознание окружающего мира. При этом каждый человек в ответе за свои поступки только перед самим собой.
Жан-Поль становится одним из ярчайших представителей атеистического экзистенциализма отвергающего, что за сущими (явлениями) может стоять таинственное Сущее (Бог), определяющее их «сущность» или истину.
Философские воззрения француза находят отклик у многих соотечественников, вследствие чего у него появляется множество последователей. Сартровское выражение – «человек обречен быть свободным», становится народным девизом.
По словам Жана-Поля, идеальная свобода человека – это свобода личности от общества. Стоит отметить, что он критически относился к идее бессознательного Зигмунда Фрейда. В противовес этому мыслитель заявлял, что человек постоянно действует сознательно.
Более того, по мнению Сартра, даже истерические приступы не бывают самопроизвольными, а закатываются намеренно. В 60-х годах он был на пике популярности, позволяя себе критиковать социальные институты и законодательство.
Когда в 1964 г. Жан-Полю Сартру хотели вручить Нобелевскую премию по литературе, он отказался от нее. Свой поступок он объяснил тем, что не желает быть чем-то обязанным какому-либо социальному институту, поставив под сомнение собственную независимость.
Сартр всегда придерживался левых взглядов, получив репутацию активного борца с действующей властью. Он выступал в защиту евреев, протестовал против Алжирской и Вьетнамской войн, обвинял США за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Его дом дважды взрывали, а в редакцию врывались боевики.
В ходе очередного протеста, переросшего в беспорядки, философ был арестован, что вызвало серьезное негодование в обществе. Как только об этом доложили Шарлю де Голлю, тот распорядился отпустить Сартра на волю сказав: «Франция Вольтеров не сажает».
Как Жан-Поль Сартр назвал свою автобиографическую книгу?
Чтобы ответить на вопрос, давайте более подробно ознакомимся с жизнью французского писателя.
Сартр потерял отца в раннем возрасте и вырос в доме своего деда по материнской линии, Карла Швейцера, дяди медицинского миссионера Альберта Швейцера и самого профессора немецкого языка в Сорбонне. Мальчик, который бродил по парижским Люксембургским садам в поисках друзей, был маленького роста и косоглазый. Его блестящая автобиография , Les Mots (1963;Words ) рассказывает о приключениях матери и ребенка в парке, когда они переходили из группы в группу – в тщетной надежде на то, что их приняли – а затем, наконец, отступили на шестой этаж своей квартиры «на высотах, где живут мечты» «Слова» спасли ребенка, и его бесконечные страницы писем были побегом из мира, который отверг его, но он продолжит восстанавливаться в своем собственном воображении.
Сартр отправился в лицей Генриха IV в Париже, а затем, после повторного брака своей матери, в лицей в Ля-Рошели . Оттуда он отправился в престижную школу École Normale Supérieure, которую он окончил в 1929 году. Сартр сопротивлялся тому, что он называл «буржуазным браком», но, будучи еще студентом, он образовал сСимона де Бовуар, союз, который оставался устоявшимся партнерством в жизни. Мемуары Симоны де Бовуар, Mémoires d’une jeune fille rangée (1958;Воспоминания о послушной дочери ) и La Force de l’âge (1960;Премьера жизни ), предоставьте интимный отчет о жизни Сартра от студенческих лет до его середины 50-х годов. Также в Школе Нормале Супериоре и в Сорбонне он встретил нескольких человек, которым суждено было стать знаменитыми писателями; среди них были Рэймонд Арон , Морис Мерло-Понти , Симона Вейль , Эммануэль Муниер, Жан Ипполит и Клод Леви-Стросс . С 1931 по 1945 год Сартр преподавал в лицеях Гавра , Лана и, наконец, Парижа. Дважды эта карьера была прервана, один раз из-за год обучения в Берлине и второй раз, когда Сартр был призван в 1939 году для службы во Второй мировой войне, Он был заключен в тюрьму в 1940 году и освобожден через год.
За годы преподавания в Гавре Сартр опубликовал книгу « La Nausée» (1938;Тошнота ), его первая претензия на славу. Этот роман , написанный в форме дневника, передает чувство отвращения, которому подвергается некий Рокентин, сталкиваясь с миром материи – не просто миром других людей, но самим осознанием своего тела. По мнению некоторых критиков, La Nausée следует рассматривать как патологический случай, форму невротического побега. Скорее всего, его следует ценить также как наиболее оригинальное, крайне индивидуалистическое, антиобщественное произведение, содержащее на своих страницах многие философские темы, которые позднее разработал Сартр.
Сартр взял на себя феноменологический метод , который предлагает осторожное, непредвзятое описание, а не дедукцию, от немецкого философаЭдмунд Гуссерль и использовал его с большим мастерством в трех последовательных публикациях: L’Imagination (1936; Воображение: психологическая критика ), Esquisse d’une théorie des emotions (1939; Эскиз для теории эмоций ) и L’Imaginaire: Psychologie phénoménologique de l’magination (1940; Психология воображения ). Но это было прежде всего в L’Être et le néant (1943;Бытие и Ничто ), что Сартр проявил себя как мастер выдающегося таланта. Сартр ставит человекасознание илине-вещь ( néant ), против бытия или вещи ( être )
Сознание не материя, и в то же время избегает детерминизма. Сообщение, со всеми вытекающими из этого последствиями , является обнадеживающим; однако непрекращающееся напоминание о том, что человеческие усилия являются и остаются бесполезными, делает книгу трагической
Сартр ставит человекасознание илине-вещь ( néant ), против бытия или вещи ( être ). Сознание не материя, и в то же время избегает детерминизма. Сообщение, со всеми вытекающими из этого последствиями , является обнадеживающим; однако непрекращающееся напоминание о том, что человеческие усилия являются и остаются бесполезными, делает книгу трагической.