[править] Характер Руссо
Его характер был полным противоположностей. Его широкая нравственность уже не связывала его с правилами. Гибкий и умный, он тонул в мечтах и не мог ужиться с действительностью. Его дела были верным отражением его характера.
Он был самоучкой, без методической подготовки. Он нигде не был кратким; не был философом в техническом смысле слова. Но он имел парадоксальные взгляды, искренний энтузиазм. Его философия была ориентирована не на условия и результаты науки, но больше на собственное понимание и мечты. Париж был той моделью, по которому он описывал цивилизацию, а крестьянская молодость стала источником описания естественного состояния.
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Памятник Жану-Жаку Руссо
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой
Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно
На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Социальное состояние
Руссо указал не только на естественного человека, но и на исторического человека, который соответствует тому человеческому существу, которое живет и развивается в обществе.
Для Руссо факт жизни в обществе с особыми характеристиками означает, что люди могут широко развивать свои познавательные способности, такие как воображение, понимание и разум, но они обязательно станут злыми, потеряв то добро, которое у них было изначально.
Руссо утверждал, что в этом контексте человек чрезвычайно эгоистичен и ищет только свою собственную выгоду, вместо того, чтобы стремиться к гармонии со своим окружением. Воспитывайте неблагополучную по отношению к другим мужчинам самооценку, поскольку она основана на эгоцентризме.
Итак, исходя из этого подхода, в контексте социального государства человек рассматривается как раб, а способности самого сильного существа имеют перевес.
Книги (7)
О политической экономииРаздел библиотеки: Разное
Слово «экономия», или «ойкономия» происходит от «ойкос», «дом» и от «номос», «закон» и по своему первоначальному смыслу означает лишь благоразумное и законное управление домом для общего блага всей семьи.
Значение этого термина впоследствии распространилось и на управление большой семьею, что есть Государство. Для того, чтобы различать сии два значения, в этом последнем случае экономию называют общей, или политической экономией, а в другом — домашней, или частной экономией. В этом произведении речь идет только о первой.
Читать »
Об общественном договореРаздел библиотеки: Философия
Трактат «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо – один из крупнейших литературных памятников общественно-политической мысли. Сейчас это произведение очень актуально, поскольку идеи общественного договора составляют основу современного демократического общества.
Понятие общественного договора имеет у Руссо определенное логическое, идеальное значение. В том, что каждый человек как бы передает объединению всех граждан свои силы и волю, Руссо видит логическую основу общественного, гражданского состояния.
Читать »
Прогулки одинокого мечтателяРаздел библиотеки: Философия
«И вот я один на земле, без брата, без близкого, без друга — без иного собеседника, кроме самого себя» — эти строки из последнего оставшегося недописанным произведения Руссо «Прогулки одинокого мечтателя».
Трагедия Робинзона на необитаемом острове? спросит иной читатель. Новый вариант коллизии, созданной Даниелем Дефо? Нет, трагедия одиночества Жан Жака возникла на земле, густо заселенной людьми. Это люди обрекли его на одиночество.
Читать »
Рассуждение о начале и основании неравенства между людьмиРаздел библиотеки: Философия
Неравенство, по мнению автора, должно быть уничтожено в государстве, где частные лица располагают общей информацией друг о друге.
Жан-Жак Руссо прославился как выдающийся деятель эпохи Просвещения и человек широкого кругозора. Его сочинения по философии, ботанике и музыке глубоко ценятся современниками во Франции и во всем мире.
Читать »
Эмиль, или О воспитанииРаздел библиотеки: Воспитание
«Эмиль, или О воспитании» — крупнейшее педагогическое произведение Ж.-Ж. Руссо, в котором педагогические идеи великого представителя Просвещения получили наиболее яркое выражение.
Читать »
Юлия, или Новая ЭлоизаРаздел библиотеки: Философия
Книга Руссо — манифест свободы чувства; подлинный манифест, в котором записаны золотые слова: «Пусть же люди занимают положение по достоинству, а союз сердец пусть будет по выбору, — вот каков он, истинный общественный порядок. Те же, кто устанавливает его по происхождению или по богатству, подлинные нарушители порядка, их-то и нужно осуждать или же наказывать».
Читать »
ИсповедьРаздел библиотеки: Философия
«Исповедь» – самое выдающееся произведение Руссо. Это не только автобиография, но и роман. Цель книги – «…показать своим собратьям одного человека во всей правде его природы», во всем его неповторимом индивидуальном своеобразии.
С предельной искренностью и беспощадной правдивостью Руссо обнажает свое сердце, «…все свои сокровенные мысли…», не боясь рассказать «…о себе самом самые отвратительные вещи…». Рисуя жизнь, излагая мысли и описывая душевные состояния, Руссо раскрывает не только свой внутренний мир, но и систему взглядов на природу и общество. Чувству справедливости, непосредственности, любви к природе – вот чему можно научиться у французского философа.
Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.
Посмотрите доступные книги по теме: Философия
Педагогика
В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.
Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.
По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.
Книга Жана-Жака Руссо
Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.
Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.
Мыслитель Жан-Жак Руссо
По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.
В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.
Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.
Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой
Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно
На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.
Книга Жана-Жака Руссо
Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.
Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени.
Мыслитель и философ
Самым важным для Руссо стал 1749 год, когда он неожиданно для себя получил премию Дижонской академии за высказанную им идею о губительном воздействии просвещения и культуры. В том же году Руссо принял участие в совместной работе знаменитого кружка «Энциклопедия». Им было написано в общей сложности 390 статей, в основном музыковедческих.
Все просвещенное общество обратило внимание на «самородок». Для Руссо наступил период самой насыщенной, плодотворной деятельности и непрекращающегося торжества
В качестве подтверждения своих основных идей философ отказался от доходного места и стал зарабатывать на жизнь переписыванием нот. Он намеренно начал вести себя как дикарь: одевался в старую, плохо сшитую одежду, грубо общался с окружающими, совершал оскорбительные выходки. Однако подобное поведение еще больше привлекало к нему пресыщенную аристократию.
Жан-Жаком Руссо были написаны трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре», оперетта «Деревенский колдун», роман «Эмиль». Его произведения неизменно вызывали большой резонанс в обществе не только во Франции, но и в Швейцарии. Спасаясь от ареста, он обратился за помощью к прусскому королю, и тот укрыл беглеца в княжестве Невшательском.
Юность
Спокойное и беспроблемное детство сменилось бурной юностью с многочисленными негативными событиями в жизни Руссо. Сначала семья узнает о том, что друг его отца арестован за пособничество в организации вооруженного нападения на местную администрацию, в результате чего отец Жан-Жака – Исаак ─ обращается в бега в соседний кантон. Понимая, что сын не сможет отправиться за ним и терпеть все лишения и невзгоды, юношу оставляют на попечение дяди по материнской линии, который терпеть не может парня.
Позднее Жан-Жак узнает о том, что отец больше никогда не возвратится в родной город, так как, скрываясь в кантоне, встретил молодую девушку и женился на ней, создав новую семью и напрочь забыв о старой.
Потрясенный предательством, Жан-Жак не находит иного выхода, кроме как идти в пансион Ламберсье, куда отец планировал его отдать через пару месяцев. Но там он понимает, что обучился благодаря отцу намного большему, поэтому уходит из учебного заведения и попадает на обучение к нотариусу. А поскольку на тот момент Руссо всё так же продолжает увлекаться литературой (которую, к слову, он стремится читать всегда и везде), у него быстро возникают проблемы с учителем, из-за чего парень часто сбегает с работы и уходит за пределы города, возвращаясь либо глубокой ночью, либо спустя пару дней.
На пути к свободе
В трактате «Об основах и причинах неравенства среди людей» философ заявил о том, что основанием неравенства является частная собственность. Эту же тему он продолжает в «Общественном договоре», утверждая, что каждый человек рождается свободным, а главным хозяином государства может быть только народ. В продолжение темы равенства появится роман «Юлия, или Новая Элоиза». В этом любовно-психологическом романе снова основной мыслью становится равенство людей. Чувства не должны подчиняться сословиям. Роман принес автору огромную популярность, издавался более сорока раз. Но взгляды Руссо не могли быть незамеченными государственными чиновниками. Парижский парламент счел необходимым признать некоторые произведения мастера неприличными и вольнодумными. Их было необходимо сжечь, а самого автора отправить в тюрьму. Но влиятельные покровители Руссо помогли ему бежать в Швейцарию. Родная страна также не хотела признавать его вольнодумные произведения. Позже он перебрался в Англию по приглашению шотландского философа Дэвида Юма. Но и там он не находит покой. Из-за постоянных гонений и скитаний здоровье Руссо сильно пошатнулось. Он стал недоверчивым и подозрительным.
Относительно спокойная жизнь настала у него после возвращения в Париж в 1770 году. Спустя 8 лет, в загородной резиденции своего друга он скончался. Его последним произведением стала художественная биография с символичным названием «Исповедь». Вся его жизнь была заложена в формуле «Чувствовать раньше, чем мыслить». Нужно отложить разум и полагаться на инстинкты. Страдание и сострадание – то, что отличает нас от животных и главная наша ценность – природа. Он выступал против любого насилия, хотя в итоге стал одним из тех, кто привел Францию к великой революции.
Жан-Жак Руссо — кратко
Жан-Жак Руссо в памяти потомков.
Несколько лет назад жители Женевы с большой торжественностью отпраздновали трехсотлетие со дня рождения великого философа Жана-Жака Руссо. Несмотря на то, что при жизни женевцы его недолюбливали, сейчас, как бы стремясь оправдаться перед ним, они устраивают в дни его памяти множество мероприятий. Вокруг имени великого мастера всегда шли и продолжают идти до сих пор непрерывные дебаты. Пока он был жив, его преследовали власти Швейцарии и Франции, а рукописи осуждались церковью и сжигались. Но были и последователи – те, кто успел сказать ему множество признательных слов и выразить свое восхищение, те, кто вместе с Руссо боролись за свободу мысли. Среди его почитателей были Байрон, Ромен Роллан, Чернышевский и многие другие.
От неизвестности к признанию.
Жан-Жак Руссо родился в Женеве в семье протестанта. С самого детства он знал о том, что такое гонения и непризнание. Он рос без матери – она умерла при родах, но был окружен теплом и заботой своих близких. Он был очень привязан к отцу, который привил будущему гению любовь к книгам. Первые лишения начались после вынужденного бегства из Женевы отца. Мальчика отдали в пансион. Вскоре отправили на обучение к граверу. Но такая жизнь очень тяготила юношу. Часто он сбегал из мастерской и часами блуждал за городом, оставаясь там на всю ночь под открытым небом. В шестнадцать лет Жан-Жак Руссо покинул Женеву. За пределами города начиналась новая самостоятельная, хотя и очень нелегкая жизнь. Первое место, куда попал Руссо – дом госпожи де Варане. Молодая женщина по поручению католической церкви готовила протестанцев перейти в католицизм. Проблема вероисповедания не волновала Руссо в те годы и он, спустя несколько месяцев, стал католиком. В доме госпожи де Варан он увлекся музыкой и часто проводил целые ночи, занимаясь переписыванием произведений знаменитых композиторов.
Там же он занимается изучением творчества французских писателей. Его увлекает Вольтер. Позже, уже живя в Париже, Руссо сближается с Гольбахом и Дидро.
Известность Жану-Жаку Руссо принесли его политические трактаты. Он выражал интересы французских крестьян, обличал пороки как феодалов, так и новой буржуазии, тем самым опередив многих просветителей того времени. В его работе «Рассуждение о науках и искусствах» прямо говорится о том, что современная буржуазная цивилизация уничтожает человека. Он призывает к единению с природой и прославляет естественность.
На пути к свободе.
В трактате «Об основах и причинах неравенства среди людей» философ заявил о том, что основанием неравенства является частная собственность. Эту же тему он продолжает в «Общественном договоре», утверждая, что каждый человек рождается свободным, а главным хозяином государства может быть только народ. В продолжение темы равенства появится роман «Юлия, или Новая Элоиза». В этом любовно-психологическом романе снова основной мыслью становится равенство людей. Чувства не должны подчиняться сословиям. Роман принес автору огромную популярность, издавался более сорока раз. Но взгляды Руссо не могли быть незамеченными государственными чиновниками. Парижский парламент счел необходимым признать некоторые произведения мастера неприличными и вольнодумными. Их было необходимо сжечь, а самого автора отправить в тюрьму. Но влиятельные покровители Руссо помогли ему бежать в Швейцарию. Родная страна также не хотела признавать его вольнодумные произведения. Позже он перебрался в Англию по приглашению шотландского философа Дэвида Юма. Но и там он не находит покой. Из-за постоянных гонений и скитаний здоровье Руссо сильно пошатнулось. Он стал недоверчивым и подозрительным. Относительно спокойная жизнь настала у него после возвращения в Париж в 1770
году. Спустя8 лет, в загородной резиденции своего друга он скончался. Его последним произведением стала художественная биография с символичным названием «Исповедь». Вся его жизнь была заложена в формуле «Чувствовать раньше, чем мыслить». Нужно отложить разум и полагаться на инстинкты. Страдание и сострадание – то, что отличает нас от животных и главная наша ценность – природа. Он выступал против любого насилия, хотя в итоге стал одним из тех, кто привел Францию к великой революции.
Некоторые интересные факты из биографии Жан-Жака Руссо
- Огромную роль в жизни Руссо сыграла встреча с вольнодумной настоятельницей монастыря, расположенным в Аннеси, которая пользовалась особым покровительством папы. Она пыталась склонить Руссо к католической вере, поместив его в католическую школу, где готовили миссионеров, но данная попытка потерпела полнейший крах, так как Жак к религии относился абсолютно равнодушно.
- Руссо был отцом пятерых детей. Однако, несмотря на то, что он в своем романе «Эмиль» учил как правильно воспитывать ребенка, сам в воспитании своих детей участия не принимал. Более того его дети находились в воспитательных домах, чтобы не стать, как говорил Руссо, такими же искателями приключений как он сам.
- В России имя знаменитого философа и педагога стало известно в 18 веке. Его произведения вызывали, да вызывают и сегодня огромнейший интерес среди российских философов и педагогов.
- В старой Гельвеции, принадлежащей высокогорной Швейцарии есть маленький остров, расположенный на середине реки Рона, который носит имя великого просветителя из Франции, философа, романиста, автора драматических произведений и опер, педагогических и социальных трактатов – Руссо. На острове разбит небольшой парк с миниатюрными киосками и расставленными вокруг них маленькими столами со стульями. Есть здесь и памятник Жан-Жаку, так как он очень любил этот парк и проводил в нем много времени, когда жил в Женеве.
- Руссо всегда пользовался бешеным успехом у дам. Они даже помогли ему получить престижную должность в Венеции во французском посольстве. Однако долго он на этом посту не задержался, так как с детства был строптивым и поэтому с начальством не сработался. Биографы отмечают, что Руссо к людям, строившим карьеру совершенно не относился, и слава ему не только была не нужна, но и тяготила его. Кроме того ему после отца осталось наследство, так что в деньгах он особо не нуждался.
Проблемы
Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады – правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король – еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи – Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.
Биография[править]
Происходил из семьи ремесленника-часовщика.
Систематического образования не получил, был отдан на учебу нотариусу, потом граверу, откуда сбежал в 1728 году чтобы искать жизни больше соответствующей его стремлениям.
Путешествовал по разным странам Европы. Работал на разных заводах.
Из этой жизни его вырвала мадам де Варан, с которой он провел несколько лет.
В 1741 году отправился в Париж, где его способности заменили ему научную подготовку и научные кружки.
Энциклопедисты ввели его в свой круг. Сотрудничал в «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Л. Д’Аламбера. Он долго не мог найти выхода для своих внутренних мыслей, пока конкурс научных работ, объявленный в 1749 году через Академию в Дижоне не дала ему возможности к их формулированию и представлению.
Его парадоксальная работа, награжденная Академией, дала ему в одну минуту мировую славу.
Но слава не удовлетворила его амбиций и не принесла счастья. Поиск жизни, которая была бы ближе к природе, привела его в родную Женеву в 1754 году.
Потом его друзья, желая выполнить идеал крестьянской жизни, создали ему под Парижем усадьбу, под названием Эрмитаж; но прожил он там недолго.
Позже, во время создания своих главных работ, в 1758—1762 г., он был в гостях у главы Люксембурга.
Потом его друг Юм, пытался ему создать в Англии приятные условия для деятельности и жизни.
С 1762 года в эмиграции.[источник?]
- с 1762 по 1765 годы проживал в Мотьере, столице долины Валь-де-Траверс, Швейцария. Был изгнан жителями долины.
В 1770 году вернулся в Париж.
Но его тяжелый характер, сложности в отношениях с людьми, болезненная подозрительность, которая граничила с боязнью преследования, положила конец всем его начинаниям.
Позднее он получил еще и политическое преследование.
Разница во взглядах, разорвала его с энциклопедистами.
Окончание жизни он встретил в нищете и одиночестве.
В 1794 году перезахоронен в Пантеоне.