Краткая биография Шарля Перро самое главное
Шарль Перро – французский поэт и критик эпохи классицизма (стиль и направление европейской культуры семнадцатого – восемнадцатого веков).
Шарль Перро – родился 12 января 1628г, стал выходцем из семьи Пьера Перро и Пакетт Леклерк. Его отец занимал должность судьи Парижского парламента, к сожалению, о матери ничего не известно. Шарль Перро был младшим ребёнком в семье из шестерых детей. Их воспитанием была занята мать, но отец, несмотря на свою занятость пытался уделять как можно больше внимания своим детям.
В 8 лет Шарль начал свое обучение в колледже Бове. Его семья отличалась демократическим воспитанием, в связи с чем умели отстаивать свою точку зрения. Но в школе это не ценилось и жестко наказывалось сечением розгами. Но дети из семьи Перро за всё время обучения ни разу не были наказаны, что было очень странно для того времени.
Три года, столько им понадобилось, чтобы идеально изучить латинский и греческий языки, а также, изучили историю Франции и её словесность.
В возрасте 23 лет Шарль стал юристом, в следствии чего стал адвокатом, правда, вскоре ему осточертела эта работа и он стал, как большинство людей в те времена, обычным служащим. Он сочинял стихотворения. И первым текстом, которое он считал достойным была пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска», появившаяся на полках магазинов в 1652 году.
В 1663 году Шарль, при помощи Жана Коль Берна, стал секретарем Академии надписи и изящной словесности.
Важно
Шарль уделял всё время своей карьере писателя, поэтому вступил в брак в 44 года. Его возлюбленной стала молодая девушка, Мари Гашён. Брак был счастливым, Шарль стал отцом троих сыновей и одной дочери. К сожалению, в возрасте 25 лет Мари умерла.
В 1683 году погиб Коль Берн, вследствие чего на голову Шарля прекратили «падать» все привилегии, которые он ему предоставлял.
В 1685 году Шарль Перро написал свою первую сказку «Гизель», которая стала историей обычной пастушки Гизель, что стала принцессой. Эта сказка стала началом в «Эре сказочника Перро». В 1697 году в продажу поступила книга «Сказки матушки Гусыни, или истории и сказки былых времен с поучениями».
Она содержала в себе девять сказок, которые как утверждал сам Перро были переизданием народных сказок Франции, что он запоминал в детстве из колыбельных матери. Многие критики осудили Перро из-за этого.
Но и заметили то, что народные сказки обрели более красочный сюжет и привязку к реальным местам: «Спящая Красавица» – Версаль; «Золушка» – Франция тех времён, стиль одежды, люди.
Несмотря на популярность Перро подписывал свою книгу под именем Пьера де Арманкура. Он боялся этой популярности, поэтому и прибег к такому решению. Однако, его секрет вскоре раскрыли и осудили. Эта популярность счастья Перро не принесла.
Перро умер в 1703 году, в своем замке Розье. Причиной смерти стала смерть его сына, после пребывания вышеупомянутого на фронте.
2, 4 класс для детей и школьников. ранние годы
Биография Шарля Перро о главном
Шарль Перро был рожден зимой 1628 года. Его Родиной была Франция. Семья мальчика жила в Париже. Отец был судьей. В семье было шесть детей. Мальчик был младшим ребенком. Сначала учила его мама чтению и письму. Мальчик учился в колледже, как-то раз он не согласился с учителем и был выгнан с урока. С мальчиком ушел его друг.
Два ребенка бросили колледж. Они занялись самообразованием. Мальчики изучали историю, литературу и языки. Потом Шарль брал уроки и стал юристом, он недолго работал адвокатом. После этого Шарль пошел работать к брату, который был архитектором. Через несколько лет молодой человек стал секретарем новой Академии.
Он принял участие в создании словаря.
Первым известным сочинением Шарля стала поэма. Также молодой человек сочинял оды и сонеты. Он славился не только как поэт, но и как литературный критик.
Совет
Писатели того времени были уверены, что нужно подражать античной литературе, она являлась для них идеалом. Но Шарль был не согласен. Он считал, что искусство должно непрерывно развиваться как наука.
Шарль писал научные труды. Он издал несколько книг, в которых отстаивал свои идеи.
Писатель женился в 44 года. У супругов было трое сыновей и дочка. Жена скончалась рано, в возрасте 25 лет.
Писатель сочинил сборник детских произведений, который состоял из восьми сказок. Семь из них являлись литературными обработками народных сказок, а одна была придумана самим писателем. Благодаря этой книге Шарль стал популярным и известным.
Книга писателя повлияла на развитие сказок по всему миру.
Талантливый писатель скончался весной 1703 года.
2 класс, 4 класс для детей и школьников. ранние годы
Интересные факты и даты из жизни
Другие:
Ранние опыты Шарля Перро
Первое сочинение Шарля Перро, которое можно с оговорками отнести к жанру сказки, относится к 1640 году. В том году ему было тринадцать лет, но юный Шарль успел получить неплохое образование. Вместе с братом Клодом и их знакомым Борэном они написали стихотворную сказку «Любовь линейки и глобуса».
Это было политическое произведения. В форме сатиры братья критиковали кардинала Ришелье. В частности, поэма содержала намеки, что принц Людовик в действительности – сын кардинала.
В форме аллегории «Любовь линейки и глобуса» изображала Людовика XIII как солнце и описывала трех его преданных помощников – линейку, пилу и компас. За этими образами видят советников монарха. В каждом из инструментов находят черты Ришелье, первого министра Франции.
В 1648 году Шарль Перро (вновь в соавторстве с Борэном) написал новую ироничную поэму – «Шутливая Энеида» (название ей дал исследователь творчества сказочника Марк Сориано). Подобно написанной через два столетия «Энеиде» Котляревского поэма Перро была шутливым пересказом поэмы Вергилия, пронизанным национальным колоритом родины автора переложения. Но не всей, а только песни VI, в которой Эней спускался в царство мертвых. Перед этим герой попадает в современный Шарлю Париж и изучает его. «Шутливая Энеида» тоже имела политический смысл и критиковала режим кардинала Мазарини.
В 1670-е годы Шарль был уже известным литератором и участвовал в литературных войнах своего времени. В споре между сторонниками «классической» литературы и современной Перро поддерживал последних. Вместе с братом Клодом Шарль написал пародию «Война ворон против аиста».
Биография Шарля Перро: взрослые годы
Шарль Перро по настоянию отца сначала работал адвокатом, а потом пошел работать к брату, в его ведомство сборщиком податей. Он усердно делал карьеру, и о литературе как серьезном занятии даже и не думал. Он стал богат, силен, влиятелен. Стал советником короля и главным инспектором построек, возглавлял Комитет литераторов и отдел Славы Короля (такой был отдел , сейчас бы его, наверное, назвали «отдел пиара короля» в то время :)).
В 44 года Шарль женился на юной Мари Пишон, ей было в то время 18 лет. У них родилось 4 детей. О семейной жизни Шарля есть разные мнения и опять же противоречивые. Некоторые биографы Шарля пишут о нежной любви его к жене и к семье, другие имеют противоположное мнение. Прожили они семейной жизнью недолго – всего шесть лет. Жена Шарля Пьерро умерла достаточно рано – в 24 года — от оспы. Тогда эту болезнь вылечить было невозможно. После этого Шарль Перро сам воспитал своих детей – трех сыновей — и более никогда не женился.
Литературная жизнь Шарля Перро
Что это была за эпоха — эпоха жизни Шарля Перро – в развитии французской литературы и культурной жизни этой страны? Она нам хорошо знакома по романам Дюма. В этой время шла война Англии и Франции. И в это же время был расцвет классицизма в французской литературе. Давайте сравним даты: примерно в это же время появился на свет Жан-Батист Мольер (1622 год), Жак Лафонтен (1621 год), Жан Расин (1639 год), Пьер Корнель, отец французской трагедии (1606 год). Вокруг Пьеро процветает эпоха расцвета литературы – «золотой век» французского классицизма
Интереса к сказке еще нет и появится только через сто лет, сказка считается «низким» жанром, ей вообще не уделяют внимание «серьезные» писатели
В конце 17 века в литературе шел спор между «древними» и «новыми». «Древние» утверждали, что литература уже достигла совершенства в античные годы. «Новые» же говорили, что современные писатели уже открывают и еще откроют человечеству совершенно новое в искусстве, неведомое ранее. Пьеро стал «вожаком» новых. В 1697 году он написал четырехтомное исследование «Параллель между древними и новыми». Что же противопоставить древней античности? Такую же древнюю народную сказку!
Перро говорил в своем труде: «Оглянитесь вокруг! И Вы увидите, что можно обогатить содержание и форму искусства без подражания древним образцам». Вот его слова про древность и новое время:
Античность, спору нет, почтенна и прекрасна, Но падать ниц пред ней привыкли мы напрасно: Ведь даже древние великие умы — Не жители небес, а люди, как и мы. И век Людовика я с Августовым веком Сравню, не будучи хвастливым человеком. Коль кто-нибудь в наш век решился бы хоть раз Предубеждения завесу сбросить с глаз И глянуть в прошлое спокойным, трезвым взглядом, То с совершенствами он бы увидел рядом Немало слабостей, — и понял наконец, Что не во всем для нас античность образец, И сколько бы о ней нам в школах ни твердили, Во многом древних мы давно опередили. (Шарль Перро, перевод И. Шафаренко)
Викторина по сказкам Ш.Перроматериал (2 класс) по теме
Викторина по сказкам Шарля Перро
1команда
- Рядом с ней мачехины дочки казались еще хуже, чем всегда…
(Золушка, «Золушка или хрустальная туфелька»)
- Сколько фей позвали на крестины новорожденной принцессы?
(7, «Спящая красавица»)
- Что хотел сделать из кота младший брат?
(Из шкурки – муфту, «Кот в сапогах»)
- Что лежало у нее в корзинке?
(Пирожок и горшочек с маслом, «Красная Шапочка»)
- Какого цвета была борода у очень богатого человека?
(Синего, «Синяя Борода»)
- На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья?
(Дом Людоеда, «Мальчик с пальчик»)
- Как причесала Золушка своих сестер?
(Как можно лучше, «Золушка или хрустальная туфелька»)
- Зачем юная фея спряталась за пологом кроватки маленькой принцессы?
(Чтоб ее пожелание было последним. «Спящая красавица»)
- При помощи чего Кот поймал кролика?
(Отруби и заячья капуста, «Кот в сапогах»)
2 команда
- За что Золушку прозвали Золушкой?
(Вечером, окончив работу, она забиралась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой. «Золушка или хрустальная туфелька»)
- Какой указ издал король для своих подданных?
(Запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки. «Спящая красавица»)
- Что досталось старшему, среднему, младшему сыну в наследство?
(Старшему – мельница, среднему – осел, младшему – кот. «Кот в сапогах»)
- Кем стал кот, в связи с женитьбой его хозяина на принцессе?
(Знатным вельможей. «Кот в сапогах»)
- Почему дровосек хотел избавиться от своих детей?
(Был страшный голод и дровосеку нечем было кормить детей. «Мальчик с пальчик»)
- За какую провинность молодую жену ждало самое страшное наказание?
(Строго-настрого запрещалось открывать и входить в маленькую комнату. «Синяя Борода»)
- Кто спас молодую жену Синей Бороды от него самого?
(Братья молодой жены. «Синяя Борода»)
- – Я, — сказала младшая, — надену самое скромное платье… Во что была одета младшая дочь для бала?
(На будет накидка, расшитая золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, которого нет ни у одной дамы. «Золушка или хрустальная туфелька»)
- При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз?
(При помощи крошек хлеба. «Мальчик с пальчик»)
3 команда
- Сколько лет спала принцесса?
(100 лет, «Спящая красавица»)
- Что предсказала старая фея принцессе?
(Смерть от веретена, «Спящая красавица»)
- Какое имя кот выдумал для своего хозяина?
(Маркиз де Карабас, «Кот в сапогах»)
- Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад?
(Великану-Людоеду, «Кот в сапогах»)
- Что сделал Мальчик с пальчик с шапочками братьев и золотыми веночками дочерей Людоеда?
(Поменял между собой, чтобы Людоед не съел братьев, «Мальчик с пальчик»)
- Что увидела молодая жена в тайной комнате?
(Несколько мертвых женщин, «Синяя Борода»)
- Что Мальчик с пальчик забрал у Людоеда?
(Сапоги скороходы, мешок с золотом, «Мальчик с пальчик»)
- Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина?
(Кролика, «Кот в сапогах»)
- Что происходило с ключом от маленькой комнаты во дворце Синей Бороды?
(На нем была капля крови, которая никак не стиралась, «Синяя Борода»)
4 команда
- Где жила бабушка Красной Шапочки?
(В деревне, за мельницей, в первом домике с краю. «Красная Шапочка»)
- Что случилось по рассказу кота, с маркизом де Карабасом, во время купания?
(У него украли все до нитки. «Кот в сапогах»)
- Расскажите, как фея превратила тыкву в карету.
(Фея, не говоря ни слова, разрезала тыкву и вынула из нее всю мякоть. Потом она прикоснулась, к ее желтой толстой корке, своей волшебной палочкой, и пустая тыква сразу превратилась в прекрасную резную карету, позолоченную от крыши до колес. «Золушка или хрустальная туфелька»)
- Золушку на балу рассматривали не только кавалеры, король, который время от времени дремал, но и придворные дамы. А они, почему это делали?
(Чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти мастеров и такую же прекрасную ткань. «Золушка или хрустальная туфелька»
- Каким образом кот съел великана-людоеда?
(Тот превратился в мышку, а кот ее съел. «Кот в сапогах»)
- Как Мальчик с пальчик вывел своих братьев из дремучего леса?
(По дороге в лес он разбрасывал белые камни, по ним и вывел. «Мальчик с пальчик»)
- Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой?
(Фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы. «Спящая
красавица»)
- Что приказал сделать Людоед с мальчиками?
(Накормить ребят хорошенько, чтобы они не похудели, да уложить спать. «Мальчик с пальчик»)
- Почему ни одна из соседских девушек не хотела выходить замуж за Синюю Бороду?
(У него было несколько жен, но они куда-то исчезали. «Синяя Борода»)
Обучение
Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму. Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро все учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания. Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.
Когда Шарлю было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями.
Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее Шарль говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем.
Достигнув совершеннолетия, Перро занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.
Это интересно: Биография и факты: Народная артистка России Римма Маркова
2) Составь отзыв на одну из сказок Перро. Вспомни, что в отзыве необходимо указать название книги, героев произведения, перечислить основные события, дать рекомендации к дальнейшему знакомству с книгой, высказать своё мнение о книге.
Я выбрал книгу, которая, на мой взгляд, очень поучительная и актуальная в любые времена.
Автор Шарль Перро, название «Золушка или хрустальная туфелька».
Отзыв на сказку «Золушка или хрустальная туфелька» для 2 класса
Главной героиней в этом рассказе выступает бедная девушка.
Из истории мы узнаём, что матери у неё не стало, а отец женился второй раз.
И теперь живёт она с мачехой и двумя сёстрами.
Они не очень любят её и заставляют очень тяжело работать по дому.
Но вот в королевстве назначили бал со многими гостями, включая принца.
Все приглашены, кроме Золушки.
Однако добрая фея — крёстная Золушки помогает ей.
Отправляет на бал и помогает найти ей свою любовь.
По книге снят невероятно красивый мультфильм.
Это произведение однозначно стоит того, чтобы его читали и перечитывали.
Отзыв на сказку «Синяя борода» для 2 класса
«Синяя борода» — знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро.
Главный герой – Синяя Борода.
Это знатный человек, который имел одну особенность – Синюю Бороду.
Его жёны постоянно пропадали и поэтому Синюю Бороду боялись все женщины.
Но он всё-таки завоевал сердце одной девушки и они поженились.
Когда Синяя Борода уезжал, дал жене ключи от всех дверей и просил не открывать одну из них.
Девушка нарушила запрет и обнаружила в таинственной комнате тела всех бывших жён.
Борода об этом узнал и хотел убить новую жену, но её спасли братья.
Это произведение полезно прочитать, как детям, так и взрослым.
Оно учит нас, что тайное рано или поздно станет явным.
Лучше сразу признаться в своей ошибке, это может существенно смягчить последствия.
А также надо уметь признавать ошибки и не повторять их.
Постоянно скрывая правду, ты сам себя загоняешь в тупик.
Автор очередной раз подтверждает, что Добро всегда одерживает победу.
Как смена министра финансов сказывается иногда на литературном процессе
Жан-Батист Кольбер. Фото: Wikipedia.org
Когда финансовые художества Фуке превзошли все самые смелые фантазии, Мазарини решил не сразу подымать шум, а сначала собрать побольше сведений о схемах воровства. Для этого требовался человек дотошный, умный и преданный. Такой у него был, звали его Жан-Батист Кольбер, уже десять лет служил он у Мазарини управляющим его немалым имуществом и деньгами.
Портрет д’Артаньяна с фронтлиста «Мемуаров…» Куртиля. Фото: Wikipedia.org
Когда король возмутился попыткой Фуке соблазнить его собственную любовницу, перед всемогущим министром явился второй лейтенант королевских мушкетеров д’Артаньян. Характерная деталь – услышав, чего от него требуют, д’Артаньян потребовал у короля письменного приказа на арест! Такова была власть Фуке. Процесс над министром длился три года – и приговор прозвучал благодаря усилиям Кольбера. Ему потом и доверили государственные финансы. Этот человек отличался от Фуке как день от ночи. Кольбер работал по пятнадцать-шестнадцать часов, не воровал (!), в интригах не участвовал и не обращал на них внимания (а вот последнее позволить себе может совсем не каждый!), на прием к королю не приезжал в карете, он… приходил пешком. Представляете, как у нас министр финансов с портфельчиком шел бы себе по Ильинке пешочком в Кремль мимо «Ханского кашемира» и рыбного ресторана «Магадан»? Смешно? А поведение Кольбера было еще более экстравагантным. Мазарини, умирая, слабым голосом произнес королю, который пришел с ним проститься: «Ваше Величество! Я обязан Вам всем, но, думается мне, я до известной степени уплачиваю свой долг Вашему Величеству, так как оставляю вам Кольбера». И это не просто слова.
Кольбер в корне изменил систему налогообложения, сделав ее прогрессивной, не поощрял, а откровенно насаждал строительство мануфактур, вел политику протекционизма в отношении французского производителя, боролся с казнокрадством и уклонением от налогов с помощью жесточайших наказаний — вплоть до смертной казни. Он увещевал короля: государство тем сильнее, чем больше у него денег, чем шире и разнообразнее его экспорт, чем быстрее растет в нем количество талантов и специалистов. Он уверял, что нужно забыть о религиозной розни, приглашать больше заграничных мастеров, ученых, деловых людей, поощрять толковых промышленников. О французском экономическом меркантилизме есть что почитать, хотя и не так много, как о прочих экономических концепциях.
Но однажды его в целом благие идеи разбились о страсть короля к роскоши двора, требовавшей усилий всего государства, о бесконечные войны, которые вел король-Солнце, и дошедшим до стадии безумия собственным кольберовским контролем. И уж точно абсолютная монархия делает абсолютно невозможной борьбу с коррупцией. На похоронах Кольбера толпа ненавистников прорвется к гробу и возникнет давка из желающих пнуть этот гроб или плюнуть на него. И это не образ, а печальная хроника события. Но – это уже не наша тема
А нам важно то, что Кольбер ратовал за искусства и науки, считая их чрезвычайно полезными для государства. Это с его подачи Людовик XIV учредил Французскую академию наук, Академию архитектуры, Парижскую обсерваторию – но более всего интересует нас Академия надписей и изящной словесности: ведь в ее составе окажется Шарль Перро, которого мы сегодня и вспоминаем – и для этого, уж как сумел, описал я время, в которое Перро жил
Академия надписей, ну надо же…
Для детей ли писал сказки Шарль Перро?
Очень интересные факты сказочной истории
Сборник «Сказки Матушки Гусыни» вовсе не предназначался для детей, он был написан в первую очередь для взрослых и имел взрослый подтекст. Каждая сказка Шарля Перро заканчивалась нравоучением в стихах. Давайте рассмотрим, какие же уроки закладывались в некоторые сказки.
Красная Шапочка
Например, сейчас многие сказкотерапевты спорят о сказке про Красную Шапочку и заложенных в ней смыслах. А ведь смысл раскрыл сам Шарль Перро в своем стихотворном послесловии к сказке. Вот оно:
Детишкам маленьким не без причин (А уж особенно девицам, Красавицам и баловницам), В пути встречая всяческих мужчин, Нельзя речей коварных слушать, — Иначе волк их может скушать. Сказал я: волк! Волков не счесть, Но между ними есть иные Плуты, настолько продувные, Что, сладко источая лесть, Девичью охраняют честь, Сопутствуют до дома их прогулкам, Проводят их бай-бай по темным закоулкам… Но волк, увы, чем кажется скромней, Тем он всегда лукавей и страшней!
В сказке Шарля Перро охотники не приходят и не спасают Красную Шапочку и ее бабушку! Охотников вообще нет в сюжете его сказки. А в народной сказке и в этом же сюжете у братьев Гримм охотники существуют и спасают Шапочку и ее бабушку.
Почему такая разница в сюжете сказки? Она объясняется очень просто. Шарль Перро писал сказку для взрослых легкомысленных девушек, желая их предостеречь, а вовсе не для детей! Сказка предназначалась дамам светских салонов – «особенно девицам стройным и прекрасным» и должна была предостеречь наивных девушек от коварных обольстителей.
Шарль Перро был убежден, что трагедии в сказке необходимы для обучения жизни (сказка – урок жизни) и поэтому и бы так беспощаден к любимой нами Красной Шапочке. Ведь жизнь тоже может быть беспощадной к «девице».
Синяя Борода
Еще одна известная всем нам сказка Шарля Перро – сказка «Синяя борода». Как Вы думаете, в чем была задумана мораль этой сказки? Перро осуждал злого мужа по имени Синяя Борода? Вовсе нет! Интересно, что в морали к этой сказке автор говорит не о злодее – муже Синей Бороде, а о… пагубности женского любопытства!
Вот как звучит мораль сказки:
Забавна женская к нескромным тайнам страсть; Известно ведь – что дорого досталось, Утратит вмиг и вкус, и сласть.
Кот в сапогах
А мораль сказки «Кот в сапогах» словами Шарля Перро звучала так:
И если мельников сынишка может Принцессы сердце потревожить, И смотрит на него она едва жива, То значит молодость и радость И без наследства будут в сладость, И сердце любит, и кружится голова.
Значит, ни жизнь, ни сказка невозможны без любви! Будет любовь – будет и молодость, и радость даже без наследства! Вот такой интересный завет от Шарля Перро.
Спящая красавица
Послесловие с нравоучением к сказке «Спящая красавица» звучало так:
Немножко обождать, чтоб подвернулся муж, Красавец и богач к тому ж, Вполне возможно и понятно. Но сотню долгих лет, в постели лежа, ждать Для дам настолько неприятно, Что ни одна не сможет спать. Пожалуй, выведем второе поученье: Нередко звенья уз, что вяжет Гименей, Пока разрознены, и слаще, и нежней, Так обождать – удача, не мученье. Но нежный пол с таким огнем Твердит свой символ веры брачной, Что сеять ад сомнений в нем У нас не хватит злости мрачной.
Терпение, женское терпение как женская добродетель, которая будет вознаграждена – оказывается, вот что важно в этой сказке!
Произведения автора
В 1653 г. Шарль Перро издал «Стену Трои». В написании пародийной поэмы он опирался на свои многолетние исследования. Перро, как и его братья Клод и Пьер, отстаивал превосходство новых писателей перед древними. На трактат Буало «Поэтическое искусство» он написал произведения «Век Людовика Великого» и «Параллели древних и новых».
В доказательство своего утверждения, что его современники ничуть не хуже античных авторов, он выпускает впечатляющий том «Знаменитых людей Франции XVII века», где собрал биографии известных историков, художников, поэтов, ученых XVII столетия.
«Диалог Любви и Дружбы», опубликованный автором в 1668 году, актуален и сегодня. В нем автор начинает с рождения двух понятий и рассуждает, насколько близко они иногда сливаются.
В философском исследовании «Апология женщины» отец рассказывает сыну о необходимости жениться. Красивым языком автор рассказывает о добродетели женщины, о любви, о серьезных и нежных чувствах, о милосердии и сострадании. Одним словом, учит сына искать идеальную жену – «жемчужину» в житейском море. Другие произведения автора:
- Portrait d’Iris («Портрет Ирис», 1659);
- Ode sur la paix («Ода миру», 1660);
- Ode aux nouveaux convertis («Ода новообращенным», 1685);
- La Création du Monde («Создание мира», 1692).
В 1755 году Шарль пишет «Воспоминания о моей жизни», в которых рассказал о важных вехах своей жизни: службе у Кольбера, редактировании первого Французского словаря, посвященных королю произведениях, переводах, трехтомнике, посвященном сравнению древних и современных авторов. Но ни словом не упомянул о сборнике «Матушки Гусыни», а ведь именно этот список сказок Шарля Перро стал шедевром мировой культуры.
Биография Шарля Перро: детство и юность
Шарль Перро (1628-1703), известный сейчас всем взрослым и детям как автор «Красной Шапочки», «Кота в сапогах», «Рике с хохолком», «Мальчик- с –пальчик» и других сказок, родился более 390 лет назад — в городе Турне 12 января 1628 года. Говорят, что при рождении младенец закричал так, что было слышно на другом конце квартала, возвестив весь мир о своем появлении на свет. Вырос Шарль Перро в обеспеченной богатой образованной семье. Дед Шарля Пьеро был богатым торговцем в Турине. Отец Шарля – Пьер Пьеро получил прекрасное образование и был адвокатом парижского парламента. Мать Шарля Перро происходила из дворянской семьи. В детстве Шарль Перро подолгу жил в поместье своей мамы – в деревне Вири, откуда, возможно, и появились образы его «деревенских» сказок.
Семья была многодетной. У Шарля были пять братьев. Один брат Франсуа – близнец Шарля — умер, не дожив до года. Исследователи биографии Шарля Перро утверждают, что его тень преследовала Шарля всю его жизнь и очень мешала ему в детстве. Это было до тех пор, пока Шарль не подружился в колледже с мальчиком Борэном, который помог «снять заклятие Франсуа» и стал его настоящим другом, о котором говорят «водой не разольешь» и фактически заменил собой ушедшего брата – близнеца. После этого Шарль стал более уверенным в себе, более успешным в учебе.
Четверо братьев Пьеро, как и Шарль Пьеро, в будущем станут достойными людьми, займут важные посты — Жан станет адвокатом, — Пьер – сборщиком податей в Париже, — Клод был принят в Академию наук, стал архитектором, возвел Парижскую обсерваторию и коллонаду Лувра, создал украшения для Версальского собора, занимался медициной, — Николя хотел стать профессором Сорбонны, но не успел, так как прожил только 38 лет. Он преподавал теологию.
Все братья Пьеро, в том числе и Шарль, закончили колледж Бове. Шарль Перро поступил в этот колледж в 8 лет и окончил в нем факультет искусств. Есть разные мнения о том, как учился юный Шарль. И все эти мнения очень противоречивые. Кто-то утверждает, что учился он очень плохо, кто-то что он был блистательным учеником. Есть ли факты? Да, есть. Известно, что в первые годы Шарль Перро отнюдь не блистал успехами в обучении, но потом всё резко изменилось, когда он подружился с мальчиком по имени Борэн. Эта дружба очень положительно повлияла на Шарля, он выдвинулся в число лучших учеников и вместе с другом разработал свою систему занятий – такую, что даже перегнал программу по истории, латыни и французскому языку.
В те годы литература была лишь хобби для юного ученика колледжа — Шарля Перро. Он начал в году обучения в колледже сочинять первые стихи, поэмы и комедии. Сочиняли литературные произведения его братья. Братья Перро общались с ведущими литераторами того времени (с Шанленом, Мольером, Корнелем, Буало) в модных тогда салонах и познакомили его с лучшими писателями того времени.
Как пришли сказки Шарля Перро в Россию
В переводе на русский язык сказки Шарля Перро были впервые изданы в 1768 году в сборнике под названием «Сказки о волшебниках с нравоучениями». Позже сказку «Кот в сапогах» перевел стихами В. А. Жуковский. А также он написал «Спящую царевну».
А в 1867 году сборник сказок Шарля Перро вышел с предисловием И. С. Тургенева и без стихотворных нравоучений в конце сказок, с иллюстрациями Г. Доре. Перевод И.С. Тургенева помог сказкам завоевать популярность в России. Но тогда сказки назывались иначе. Например, вместо «Золушки» было название сказки «Замарашка».
Это сборник 1867 года в переводах И.С. Тургенева с иллюстрациями Г. Доре переиздан сейчас издательством «Снег». В нем сохранены сюжеты Шарля Перро без последующих обработок. Можете посмотреть этот сборник и полистать его в Лабиринте здесь — Шарль Перро «Волшебные сказки» (перевод И.С. Тургенева, иллюстрации Г. Доре).
После издания сказок Шарля Перро по их мотивам в России появились и лирико-комическая опера «Золушка» Россини, и балет «Золушка Сергея Прокофьева, и пьеса для детей Евгения Шварца «Золушка» (по сценарию пьесы снят известный кинофильм для детей «Золушка»).
Вывод
Шарль Перро внёс огромный вклад в мировую литературу. Его сказки про Красную Шапочку, Кота в сапогах, Спящую красавицу и других героев переведены на многие языки, адаптированы под культуру каждой страны и известны практически каждому ребёнку.
В Советском Союзе Шарль являлся одним из самых издаваемых зарубежных авторов, что, безусловно, говорит о признании писателя и его популярности. В ХХ веке на основе сказок писателя были сняты мультфильмы «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Синяя борода» и многие другие. В 1910 году в саду Парижа Шарлю был установлен памятник, представляющий собой писателя в окружении героев его сказок.