Тревоги Василия Белова
Василий Иванович не скрывал пессимизма, с которым он смотрел на мировое развитие и в частности на судьбу России. Он был уверен, что человечество выбрало не тот путь, и технический прогресс — лишь дьявольская ловушка, которая разрушает веками вскормленные традиции, наносит непоправимый ущерб природе, а главное — несет духовную деградацию человека.
Величайшей трагедией России Белов считает «раскрестьянивание крестьян», которому положила начало коллективизация 1930-х годов, и медленное умирание деревни:
«Произошло самое страшное, — писал он, — отчуждение крестьянина от земли, леса, животных, даже от строительства собственного дома. Потому без воспитания в человеке чувства земли, чувства хозяина не возродится и крестьянство… Земля перестала быть для крестьянина родной, необходимой».
Фото Анатолия Заболоцкого
Тотальную урбанизацию он считал темной, страшной силой. В его мировоззрении все зло порочной цивилизации сконцентрировано в «неуправляемом городском пространстве», где субкультура отчуждает человека от дома, семьи, предков, Родины:
«Вышедший из человеческого подчинения, гигантский город расширялся по зеленой земле, углублялся в ее недра и тянулся ввысь, не признавая ничьих резонов» («Всё впереди»).
В своем творчестве, как и в активной общественной деятельности, Белов всецело отдавал себя борьбе с могучей стихией глобального зла, уничтожающей неповторимый крестьянский мир с его вековым «ладом». Он никогда не боялся плыть «против течения»: его современник Василий Аксенов считал, что Белов шел к диссидентству более коротким путем, чем он сам, но советский идеологический аппарат ловко использовал творчество «деревенщиков» в своих целях.
По собственному признанию Белова, партийный билет был для него единственным способом активно жить, и, будучи членом КПСС, в своей прозе он не задумываясь разрушал в пух и прах основы соцреализма. В его дилогии «Кануны» и «Год великого перелома» ярко обозначен крах «крестьянской вселенной», начавшийся в довоенное время.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Тимонихе
В 1989 году с депутатской трибуны II съезда народных депутатов СССР он не боялся бескомпромиссно требовать реабилитации крестьян, репрессированных и раскулаченных в сталинские годы, создать национальные русские СМИ, вернуть храмы и монастыри прежним владельцам, восстановить исторические названия городов, улиц, площадей. Выступая от лица земляков — вологодских избирателей, он подчеркивал, что «это не просьба, а требование».
На посту председателя правления «Общественного комитета спасения Волги» он самоотверженно боролся против Минводхоза, внедрявшего зловещий проект переброса стока северных рек в эту главную водную артерию европейской России.
Со всех трибун Белов неустанно напоминал, что «Россию всегда спасала крестьянская изба» («Все впереди»), а любое подражательство Западу и вообще чуждой культуре он называл «чужебесием». Отношение к его политическим взглядам очень неоднозначное, но и сторонники, и противники знали, что он никогда не притворялся, не играл на публику и ни к кому не подстраивался, он всегда был абсолютно искренен.
Одним из главных дел его жизни было возрождение Никольского храма в родной Тимонихе. Он не жалел на это ни своих сил, ни средств, и сам устанавливал на куполе дубовый крест. Церковь освятили в 1992 году, но вот беда: ее неоднократно грабили местные жители, а родная деревня Белова на сегодняшний день почти вся опустела, как и сотни тысяч других крестьянских поселений по всей необъятной России.
* * *
Лития на могиле Василия Белова. Фото vologda-mitropolia.ru
Нынче в Тимонихе нет прежней жизни. Зато, благодаря рабу Божьему Василию, который похоронен на деревенском погосте у своего родного Никольского храма, его малая родина стала настоящей достопримечательностью. Сюда ежегодно съезжаются многочисленные почитатели таланта этого великого русского писателя, которые остаются верными его мудрым словам: «Человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни неласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься».
На заставке: рабочий кабинет писателя в Тимонихе
Литература
- Борисова И. День за днём // Новый мир. — 1964. — № 6;
- Дорош Е. Я. Иван Африканович // Дорош Е. Я. Живое дерево искусства. — М., 1967;
- Войтинская О. Проза Василия Белова. — 1967;
- 3олотусский И. Тепло добра. Проза Василия Белова. — 1968, 1970;
- Кожинов В. Ценности истинные и мнимые // Литературная газета. — 1968, 31 янв.;
- Кузин Н.Г. На грани беспросветности? (О книге Василия Белова «Все впереди») // Кузин Н.Г. Спутники извечные мои… Избранные заметки о русских писателях. Проза. Стихи. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2008. С. 155-160.
- Кузин Н.Г. Знаменитые и не очень. Из воспоминаний. Екатеринбург:Изд-во БКИ, 2006. С. 47-55.
- Воронов В. Ещё раз о ценностях истинных и мнимых // Литературная газета. — 1968, 13 марта;
- Гусев В. Память сердца // Литературная газета. — 1968, 17 июля;
- Дедков И. Страницы деревенской жизни // Новый мир. — 1969. — № 3;
- Турков А. Многозвучие мира. Заметки о творчестве Василия Белова // Комсомольская правда. — 1972, 7 мая;
- Емельянов Л. Разрушение тишины // Звезда. — 1972. — № 11;
- Антопольский Л. Пути и поиски // Новый мир. — 1973. — № 7;
- Соловьёва И. Жажда гармонии // Литературная Россия. — 1973, 22 июня;
- Галимов Ш. Конфликты и характеры // Москва. — 1973. — № 11;
- Стрелкова И. Судьба и характер // Литературная Россия. — 1974, 29 нояб.;
- Стреляный А. «Переставился ли свет?» // Литературное обозрение. — 1977. — № 5;
- Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель. — Т. 7. Ч. 1. — М., 1971;
- Залыгин С. П. Рассказ и рассказчик: О творчестве В. Белова // Залыгин С. П. Литературные заботы. — М., 1979;
- Арефьева Е. Н., Волкова Э. А. В. И. Белов: Библиографический указатель литературы. — Вологда, 1982;
- Селезнёв Ю. И. Василий Белов. Раздумья о творческой судьбе писателя. — М.: Советская Россия, 1983;
- «Кануны» В. Белова. — М., 1991;
- Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.
- Яцкевич Л. Г. Народное слово в произведениях В. И. Белова. — Вологда, 2004;
- Смолин А. П. Василий Белов — классик русского рассказа. — Вологда: Кн. наследие, 2007;
Детство и юность
Будущему писателю-деревенщику была известна вся подноготная жизни маленького поселка. Особенности деревенского уклада, менталитет и обычаи он, как говорится, впитал с молоком матери. Василий Иванович родился в крестьянской семье в деревушке Тимонихе (Вологодская область). Детство выдалось тяжелым – отец погиб в огне Великой Отечественной, маме пришлось в одиночестве поднимать на ноги детей.
Василий Белов в молодости
Вася – старший из пяти ребятишек. Мальчишкой уже пошел работать в колхоз. В мемуарах «Невозвратные годы» писатель вспоминал, что те времена навсегда остались в памяти как самые голодные. Единственное, что скрашивало юношескую жизнь, так это книги – Василий читал запоем все, что попадалось в руки. А еще он научился играть на гармошке, которую мать «за полпуда ржи купила».
В 1949 году Белов окончил сельскую семилетку и уехал из отчего дома в город Сокол. Здесь в заводской школе освоил профессии столяра, моториста и электромонтера. А когда пришло время, отправился в армию. Служба проходила в Ленинграде. Здесь молодой человек начал делать первые шаги в творчестве и поступил в Литературный институт имени А. М. Горького.
Презентация на тему: » Белов Василий Иванович Белов Василий Иванович (родился в 1932 г.), писатель. Родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимонихе Вологодской области в крестьянской.» — Транскрипт:
1
Белов Василий Иванович Белов Василий Иванович (родился в 1932 г.), писатель. Родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимонихе Вологодской области в крестьянской семье.
2
Биография Белов Василий Иванович — прозаик. Родился 23 октября в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.
3
Окончив сельскую семилетнюю школу, весной 1949 уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже — и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.
4
Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтом Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов » Деревенька моя лесная «. В том же году была опубликована повесть «Деревня Бердяйка», с которой начался известный всем прозаик Белов.
5
Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству. В были написаны рассказы «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками», повесть «Привычное дело». В «Бухтины вологодские».
6
Реализуя в полной мере возможности русского языка, Белов ревностно относится к слову, потому так чист и выразителен его язык, богат смысловыми и эмоциональными оттенками. В 1970-е публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», «Плотницкие рассказы», в пишет книгу «Лад» — собрание очерков о северной русской деревне, поэма о русском человеке. В 1987 публикует два романа — «Кануны» и «Все впереди», затем — книгу «Такая война…» (1989), куда включил роман и рассказы. В пишет несколько произведений для детей — повесть «Старый да малый», сказку «Родничок». В 1996 вышла повесть «Медовый месяц».
7
В.Белов не оставляет публицистику, страстно выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, ратует за сохранение величайшего национального достояния — русского языка. Живет и работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.
9
Учился в сельской школе. До службы в армии ( гг.) успел освоить несколько специальностей: столяр, плотник, моторист, электромонтёр. После демобилизации работал на заводе в Перми, потом переехал в Вологду и стал сотрудничать в газете «Коммунар»: в ней публиковались его стихи и рассказы. Библиография
10
В 1959 г. Белов поступил в Литературный институт. Знакомство с лицом современного города заставило его по-новому увидеть крестьянский мир как органичное целое, противостоящее «опрокинутой» городской жизни
Первым произведением Белова, обратившим на себя внимание критики, стала повесть «Деревня Бердяйка» (1961 г.). А принёсшая автору широкую известность повесть «Привычное дело» (1966 г.) явилась одним из наиболее ярких произведений так называемой деревенской прозы
Контраст комического начала повести (разговор находящегося в подпитии главного героя Ивана Африкановича со своим мерином) и финала (сцена у могилы Катерины) подчёркивает трагичность крестьянских судеб в XX столетии.
11
В изображении героев и языке Белов наследует традиции русской классики от И. С. Тургенева до И. А. Бунина. Вместе с тем в его прозе отчётливо ощутимо влияние устного народного творчества. Так, повесть «Плотницкие рассказы» (1968 г.) и «Бухтины вологодские» (первая бахтина появилась в 1969 г., а последние в 1996 г.) обнаруживают родство с небылицами, прибаутками, сказом. Среди наиболее заметных произведений Белова, знакомящих с вековой крестьянской культурой, «Лад. Очерки о народной эстетике» (1979 г.).
12
Отрицательные, представляющие опасность для нравственного здоровья личности стороны современной городской жизни писатель рисует в сопоставлении их с патриархальным деревенским укладом (цикл рассказов «Воспитание по доктору Споку», гг., и вызвавший много споров роман «Всё впереди», 1986 г.).
13
В 1989 г. Белова избрали народным депутатом СССР, в гг. он был членом Верховного Совета СССР.
14
Спасибо за внимание!
Начало пути[править | править код]
Василий Белов родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению( http://libaid.ru/katalog/b/belov-vasilij/2987-vasilij-belov-biografiya_). Учился в сельской школе-семилетке, затем в школе ФЗО (г. Сокол), где готовили плотников и столяров.
В 1952—1955 гг. служил в армии. В это время публикуется первое стихотворение В.И. Белова в газете «На страже Родины». По окончании службы работал на заводе в Перми, где вступил в КПСС. Вернувшись на родину, работал в районной газете «Коммунар», писал очерки, рассказы.
В 1958 г. был секретарем райкома комсомола в Вологодской области; окончил школу рабочей молодежи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.
В 1959—1964 гг. Василий Белов учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Окончив его,вернулся в родные края.
Вариант 2
Василий Белов, больше известный как писатель-деревенщик, родился в Вологодской области , в селе Тимонихе. У него выходило много увлекательных романов, различных рассказов, даже присутствовали очерки, о деревенской жизни, про сложную жизнь простого народа. Кто как не Белов знает обычаи и жизнь народа, ведь он большую часть жизни провел в своей небольшой родине, Тимонихе.
Детство у мастера «деревенской» прозы было довольно трудным. Пятеро детей, отец погиб на фронте Великой Отечественной войны, матери пришлось в одиночку прокормить пять ртов. Ещё в раннем возрасте маленькому Васе пришлось идти работать в колхозе. В своих мемуарах «Невозвратные годы» автор вспоминает эти годы как самые голодные. Спрашивало ему жизнь единственное – книги. Он читал множество книг, которые только попадались на его глаза. Книга и гармошка – это две вещи, которые так любил писатель.
В 1949 Белов окончил семилетку в своём родном селе и уехал в город Сокол. Там он учился в Завадский школе, после чего наступает время для армии. Будущий великий писатель служит в Ленинграде, где и начинается его творческая деятельность с написания первых стихов из цикла «На страже Родины». После чего Белов поступает в Литературный институт имени А.М. Горького. Тогда писатель для себя выяснил, что поэтом ему не дано стать но он был блестящим прозаиком, который умел четко и смело выражаться о деревне. Первой повестью писателя стала «Деревня Бердяйка», которую опубликовали в 1961 году. Весь материал он использовал со своей малой Родины – села Тимонихе. На тот год прозаик поселился в Вологде, а в селе основал себе дачу, где любил проводить большую часть своей жизни. Дальше Василий Иванович написал повесть «Привычное дело», которую экранизировали в мелодраму «Африканыч». Но также кинематографов привлекли другие произведения писателя, например «Плотницкие рассказы», «Целуются зори», «Все впереди». Вскоре Василий Белов решил объединить все свои повести в один большой сборник – «Воспитание по доктору Споку». Основой для него послужила тема противостояния городского и деревенского менталитетов.
Также нельзя забыть про то, что Белов писал рассказы и для детей. Например та же книга «Рассказы о всякой живности» , в которой находятся самые интересные сказки про животных.
Любящей женой, музой и идейным вдохновителем Василию Белову послужила Ольга Сергеевна – преподаватель литературы и русского языка. В 40 лет писатель становится отцом прекрасной дочери, которую они с женой решили назвать Анна. Она искусствовед, проводит экскурсии по Московскому Кремлю. В своем интервью Ольга говорила, что Белов не особо переживал за воспитание дочери, большую часть себя он отдавал работе. Лишь когда Анна дошла до подросткового возраста, писатель серьёзно взялся за ее воспитание. Конечно часто спорили и ссорились по любому поводу, но вскоре стали ладить.
Вроде бы все было хорошо, но писатель серьёзно страдал от болезни склероз сосудов конечностей, именно она стала причиной инсульта, а впоследствии и смерти великого мастера деревенской прозы в 2012 году
Биография писателя
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению.
После окончания сельской школы-семилетки. Белов уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность столяра и плотника. Работал столяром, мотористом в леспромхозе, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в городе Молотове (теперь Пермь). В 1956 году вернулся на Вологодчину и стал сотрудником районной газеты «Коммунар». К этому времени относятся его первые публикации в различных районных изданиях – стихи, очерки, статьи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.В 1958 году Белов был избран первым секретарем Грязовецкого райкома комсомола. Но не проработав и года, подал заявление об уходе в связи с вызовом на учебу в Москву. С 1959 по 1964 года он учится в Литературном институте. В 1961 году в журнале «Наш современник» опубликована повесть «Деревня Бердянка», тогда же появилась книга стихов «Деревенька моя лесная». В 1963 году Белов принят в Союз писателей СССР. Окончив институт, он возвращается в Вологду, где постоянно живет до сих пор.В 60-х годах публикуется ряд произведений Белова: «На Росстанном холме», «Весна», «За тремя волоками».
Ярким образцом русской «деревенской прозы», принесшим автору широкую известность и открывшим путь в центральную печать, стала повесть «Привычное дело». В 1968 году в журнале «Новый мир» появилась повесть «Плотницкие рассказы», а в 1969 – повесть «Бухтины вологодские» (бухтиной вологжане называют шутку, прибаутку, острое словцо, побасенку). Творчество Белова становится одним из самых дискутируемых. Амплитуда оценок – от восторженности до яростного отрицания. В 70-е гг. Белов публикует повести, составившие цикл «Воспитание по доктору Споку», в которых резко противопоставлены городской и деревенский жизненные уклады. Городскую жизнь Белов видит как неестественную и безнравственную.
В 1979–1981 года появляется книга «Лад. Очерки о народной эстетике», состоящая из небольших эссе, каждое из которых посвящено какой-то стороне крестьянского быта. Белов говорит о повседневных занятиях и обычаях, об особенностях восприятия различных времен года, о растениях и животных в крестьянском обиходе – в общем, о природной гармонии народной жизни.
Его повести, рассказы, детские книги широко издаются. Пьесы «Над светлой водой», «По 206-й», «Бессмертный Кощей» идут в театрах страны. Основные их темы – необходимость сохранения народных (в основном – деревенских) традиций, народной памяти, размышления о смене поколений, о том, с какими потерями происходит эта смена, как разграбление природных богатств, разрушение образа жизни связаны с разрушением нравственности.
В 1987 году выходит роман «Все впереди», где автор вновь обращается к своей любимой мысли о мнимости, неподлинности всей системы городской жизни. Очередной раз произведения Белова оказываются в центре полемики.
В 90-х годах публикуются продолжения романа «Кануны» – «Год великого перелома» и «Час шестый (хроника 1932 года)». Трилогия в целом – это взгляд писателя на коллективизацию, ее последовательное и яростное осуждение.
За годы своей литературной работы Белов выпустил более шести десятков книг, суммарный тираж которых – более 7 млн. экземпляров. Его произведения переведены на многие языки. Белов не оставляет публицистику, ратует за сохранение русского языка, русской природы, национального уклада жизни и национальных ценностей. Сегодняшние взгляды его достаточно радикальны.
Этнографические очерки
Василий Белов также известен своими этнографическими очерками, опубликованными в трудах «Лад» (1982) и «Повседневная жизнь русского Севера» (2000). Данные работы были задуманы как «сборник зарисовок о северном быте и народной эстетике». В них автор рассказывает о традиционной культуре, народном фольклоре, быте и художественных промыслах деревень Вологодской, Архангельской и Кировской областей России. Всю свою жизнь он собирал устные рассказы, бывальщины, песни, пословицы, предметы материальной культуры и быта, работал в архивах, изучал разнообразные этнографические материалы. Многие материалы были записаны со слов матери В. И. Белова — Анфисы Ивановны Беловой. Данные очерки представляют собой прежде всего авторское исследование и лишь отчасти художественные измышления о крестьянском быте, являясь ценным источником для современной этнографии Русского Севера.
«Василий Иванович писал такие вещи, которые в советское время, было очевидно, не станут публиковать. Размышлял о горькой участи русской деревни, о тяжёлых проблемах. В стране советов такая тональность была не принята. Тогда все только воспевали и превозносили. Но он сумел пробить эту стену. Его стали печатать благодаря упорному харовскому характеру, высокому писательскому таланту и трудолюбию».
Спад актерской карьеры и годы забвения
За десять лет (с 1955 по 1965 г.г.) Белов снялся почти в трех десятках картин и стал одним из самых востребованных актеров советского кино. Он обладал универсальным талантом: мог танцевать и петь в кадре, виртуозно импровизировать, и, кроме того, был заряжен уникальной работоспособностью. Неудивительно, что многие коллеги завидовали и строили козни за его спиной, а Белов, человек чуткий и ранимый, болезненно реагировал на такие вещи. Из весельчака и забавника он мог внезапно превратиться в мрачного и раздраженного невротика, в такие моменты даже способного покинуть площадку и сорвать съемочный процесс. Короли эпизода. Юрий Белов Временами Юрий Андреевич погружался в депрессию и превращался в нелюдимого отшельника. Алкоголь, которым Белов пытался заглушить душевную боль, еще больше усугублял его психическое состояние, и однажды актер даже решился на суицид. К счастью, его удалось спасти, но прибывшая по вызову спецбригада врачей поместила его в психиатрическую клинику, где актер провел несколько месяцев. Чтобы не афишировать истинную причину своего пребывания в жёлтом доме, Белов выдумал историю о том, что его поместили туда из-за антиправительственных высказываний. Якобы на одном из банкетов в ресторане Дома Кино он нелицеприятно высказался о генсеке Никите Хрущеве, намекнув на его скорую отставку. Но коллеги актера, присутствовавшие с ним за одним столом, не подтвердили эту версию, назвав ее неудачной попыткой Белова оправдаться за пребывание в клинике.
Советский актер Юрий Белов
Психотропные препараты, назначенные актеру в клинике, обладали целым букетом негативных побочных эффектов — Белов стал часто забывать текст и по привычке пытался импровизировать, чем вызывал недовольство режиссеров и коллег по съемочной площадке. Его стали звать в кино все реже и реже, а роли предлагали мелкие и незначительные.
Чтобы заработать на жизнь, Юрий Андреевич устроился в театр Киноактера, где на протяжении десяти лет выходил на сцену в образе Жоржа Милославского в постановке «Иван Васильевич меняет профессию». Он даже пробовался на эту роль в одноименной комедии Гайдая, но режиссер не рискнул связываться с психически нестабильным Беловым и предпочел ему Леонида Куравлева.
Юрий Белов и Леонид Куравлев
Это стало очередным ударом для актера: он понял, что его окончательно списали со счетов. Лишь преданный друг Эльдар Рязанов не забывал про любимого актера, который стал его счастливым талисманом в кино, и сумел предложить ему небольшой эпизод в комедии «Старики-разбойники» с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.
Юрий Белов в фильме «Стоянка поезда – две минуты»
В 1972 году Белов сыграл одну из самых пронзительных своих ролей – чудака-волшебника Василия Назаровича в музыкальном фильме Марка Захарова «Стоянка поезда – две минуты». Актеру даже не пришлось ничего играть, настолько образ его персонажа соответствовал душевному состоянию самого Белова.