Иван шишкин

Звание академика и профессора

Шишкин быстро получил признание как выдающийся пейзажист. Он еще находился в Европе в пенсионерской поездке, когда Академией художеств в 1865 году ему было присвоено звание академика за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», это полотно раньше него прибыло в столицу России.

Работы Шишкина производили ошеломляющее впечатление. Иван Иванович ежегодно представлял свои работы на выставке передвижников, за одну из таких картин, полотно «Лесная глушь», в 1873 году ему было присвоено звание профессора столичной Академии художеств. С 1892 года художник стал руководить учебной пейзажной мастерской в Академии, кроме того, у него всегда было много учеников.

Детство

Как мало кто из художников Иван Иванович разбирался в тонкостях изображения природы. Откуда черпал свои знания Шишкин? Биография художника тесно и неразрывно связана с Центральной частью России, с её лесами, полями и реками. Он родился в Елабуге в купеческой семье. А купечество в те времена было уважаемым сословием — образованным и культурным.

Отец Ивана Ивановича любил книги, увлекался историей, даже написал книгу о родном крае. Будучи богатым и успешным предпринимателем, он немалые средства тратил на благотворительность, будь то строительство церкви или

Интерес к живописи у сына вызывал в нём одобрение. Мальчику покупали краски, бумагу, нанимали хороших учителей. Иван в детстве даже разрисовал забор своего дома, о чём сохранились сведения в архивах его родного города. Ведь биография Шишкина не является тайной и не имеет белых пятен. Всё чисто и прозрачно, как лучи солнечного света на его пейзажах. Не будучи сложной и не претерпевая резких взлётов и падений, биография Шишкина, художника и человека, отнюдь не была безмятежно счастливой и ровной.

Творчество Ивана Ивановича Шишкина

Раннее творчество

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа.

В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).


Полдень. В окрестностях Москвы


Вид на острове Валааме


Рубка Леса

Зрелость

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея).

Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева.

Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы .


Рожь


Сосновый бор


Среди долины ровныя

С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России.

Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

Неизвестный «известный Шишкин»

Утро и медведи

Главным и, пожалуй, любопытнейшим в истории написания известного полотна И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» является тот факт, что создание картины принадлежит не только Ивану Ивановичу. За «флору» на картине отвечал Шишкин, а вот за «фауну» — известный анималист Константин Савицкий.

Шишкин прекрасно изобразил на картине сосновый лес, написание же мишек «досталось» талантливому Савицкому. Когда картина была закончена, было решено поставить подписи обоих художников на полотне. Так, картина с двумя подписями и отправилась к известному российскому коллекционеру и меценату Павлу Третьякову, который выкупил её ещё на стадии написания.

Заметив две подписи на полотне, предприниматель воспротивился — ведь он купил картину одного Шишкина, а не нескольких художников. Таким образом, Ивану Ивановичу пришлось согласиться с Третьяковым и удалить подпись Савицкого. И по сей день «Утро в сосновом лесу» выставляется под именем одного художника — И.И. Шишкина.

Не такой, как все

И.И. Шишкин выходил за принятые рамки не только своим творчеством, но и стилем жизни. Многие художники умирали так и не став известными при жизни, а Шишкин прославился ещё в молодости. Он был известен не только на Родине, но и в других странах.

Большинство собратьев по творчеству Шишкина испытывали стеснение в средствах или имели неудачи на семейном поприще. Шишкин же был дважды женат и не испытывал материальных затруднений.

Современники, знавшие художника близко, описывали Шишкина как человека душевного, шутливого, хотя незнакомым людям он казался весьма замкнутым, за что и получил прозвища «монах» и «семинарист».

Живописная география

Рассматривая картины И.И. Шишкина, невольно вспоминаешь родные поля, лес, в котором гулял в детстве, дорожки. Кажется, что художник описал именно родные зрителю места. Непременно хочется узнать, где же именно был художник, когда писал ту или иную картину.

А «география» пейзажей Шишкина поистине обширна. Учась в Москве, Иван Иванович изображал московскую природу — для этого он отправлялся в Троице-Сергиеву Лавру, Лосиноостровский лес, Сокольники. Находясь в Петербурге, Шишкин писал пейзажи Валаама, Сестрорецка. Изображал белорусскую природу Беловежской пущи и, конечно же, писал родные мотивы Елабуги. Известная картина «Рожь» писалась как раз неподалёку от родного дома художника.

Иван Иванович Шишкин — потрясающий художник русской природы. В январе 2020 года будет знаменательная дата — 186 лет с даты рождения любимого народного пейзажиста.

Краткая биография Ивана Шишкина

Шишкин Иван Иванович — известный русский художник-пейзажист; гравёр-аквафортист; академик и руководитель пейзажной мастерской. Родился 25 января 1832 года в Елабуге в семье купца второй гильдии, бывшего представителем древне-вятского рода. До 17 лет был учеником­ 1-ой казанской гимназии, затем переехал в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. С детства Иван был личностью незаурядной, поэтому в молодости даже несколько лет был городским главой Елабуги. Он немало сделал для родного города, а главное когда-то построил действующий водопровод.

Наставником будущего живописца в Москве был А. Мокрицкий. Именно этот чуткий педагог помог Ивану найти себя в художестве. В 24-летнем возрасте Шишкин переехал в Санкт-Петербург на учебу в Академии художеств. Здесь его творчество расцвело. Под чутким руководством педагога С. Воробьева он неустанно работал и даже заслужил зарубежную стажировку, от которой отказался в угоду поездки в родную Елабугу. В академии его картины одна за другой награждались медалями. В 1860-х гг. он все же побывал в Германии, где познакомился с Дюссельдорфской художественной школой.

В 1863 году он путешествует также в Цюрих, а через три года возвращается в Санкт-Петербург, где ему присваивают звание академика. Шишкин стал одним из участников российского художественного объединения «Передвижники», благодаря которым выставки картин талантливых художников проходили в различных городах. На удивление личная жизнь пейзажиста складывалась не так хорошо, как профессиональная.

Самые главные картины: «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем», «Рубка леса», «Дождь в дубовом лесу», «Рожь», «Дубовая роща», «Полдень», «В окрестностях Москвы», «Корабельная роща», «Ручей в березовом лесу», «На севере диком», «Сныть-трава. Парголово», «Сосновый бор».

У Ивана Ивановича умерли два сына, затем отец. Он был женат дважды и обе жены также умерли рано. Художнику ничего не оставалось, как всецело погрузиться мыслями в работу. Сам он прожил 66 лет и умер 1 апреля 1898 года в своей петербургской мастерской, работая над очередной картиной. За свою жизнь он вел активную преподавательскую деятельность и имел немало учеников-последователей.

­

Сочинения-описания картин Шишкина:

­­ «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», Шишкин

­ «Дубовая роща», Шишкин

­ «Зима», Шишкин

­ «Корабельная роща», Шишкин

­ «Лесная глушь», Шишкин

­ «Лесные дали», Шишкин

­ «На севере диком», Шишкин

­ «Осенний пейзаж. Парк в Павловске», Шишкин

­ «Перед грозой», Шишкин

­ «Рожь», Шишкин

­ «Ручей в лесу, Сиверская», Шишкин

­ «Сосны, освещённые солнцем», Шишкин

­ «Утро в сосновом лесу», Шишкин

­ «Цветы на опушке леса», Шишкин

Смерть

Иван Иванович покинул этот мир, как и полагается мастерам, за работой над очередным шедевром. В солнечный весенний день 1898 года художник с утра засел за мольберт. В мастерской, помимо него, работал помощник, который и рассказал подробности смерти учителя.

Шишкин изобразил нечто вроде зевка, затем его голова просто опустилась на грудь. Врач поставил диагноз – разрыв сердца. Незаконченной осталась картина «Лесное царство», а последней завершенной работой живописца является «Корабельная роща», сегодня радующая посетителей «Русского музея».

Ивана Шишкина сначала похоронили на Смоленском православном кладбище (Санкт-Петербург), а в середине 20 века прах художника перевезли в Александро-Невскую лавру.

Цена таланта

К нему рано пришли успех и признание. Работы Шишкина хорошо продавались: рисунок углём средней величины стоил 500 рублей, живописная работа — полторы-две тысячи рублей. К моменту окончания Петербургской академии художеств Шишкина уже ценили и за границей. Описан случай, когда владелец лавки в Мюнхене наотрез отказался расстаться с рисунками и офортами Шишкина, не смотря ни на какие обещания огромного куша. Творчество Шишкина по-прежнему в цене. В июне 2016 года на Неделе русских торгов в Лондоне аукциона Sotheby»s пейзаж Шишкина продали за 1,4 млн фунтов. Кстати, художник создал эту картину «На окраине соснового бора» по воспоминаниям от последней поездки с дочерью Лидией в родную Елабугу.

Шишкин любил лес и как никто умел его написать. Фото: АиФ/ Артем Дергунов

Биография

Михаил родился в Москве 18 января 1961 года. Его отец – моряк-подводник был участником Великой Отечественной войны, дважды награжден Орденом Красного Знамени.

Дед по отцовской линии был раскулачен в 1930 году, репрессирован и отправлен на строительство БАМа, где и погиб. Бабушка сбежала в Москву с двумя детьми, устроилась работать уборщицей и как могла, растила сыновей. Старший брат (дядя Михаила) был расстрелян в 1942 году в немецком плену. Отец Шишкина ушел на войну в 17 лет, чтобы отомстить за брата, а в дальнейшем продолжил карьеру военнослужащего.

Мать работала учительницей и парторгом в школе. В 1959 году в учебном заведении разразился скандал, в котором принимал участие ученик Владимир Буковский (будущий диссидент и ярый противник коммунизма) и матери Михаила пришлось уйти с работы. Однако благодаря декретному отпуску ей удалось сохранить рабочее место, а в будущем стать завучем и директором. Когда пришло время, Михаил пошел учиться в школу, где работала его мама.

Полной и счастливой семьи у Михаила не было, родители расстались еще до его рождения.

Семья жила небогато, поэтому Михаил рано начал подрабатывать. Он успел побыть и дворником и укладчиком асфальта.

Несмотря на жизненные сложности, юноша успешно поступил в Московский государственный педагогический университет на романно – германский факультет и в 1982 году его окончил.

Мироощущение художника

Художник Шишкин, биография и творчество которого хорошо известны и изучены — яркий пример доброй души, божьей искры, трудолюбия и любви к родной природе. Его талант развился на благодатной и чистой почве

Как выглядит биография Шишкина художника? С самого рождения — хорошая семья, православные традиции, доброта, забота и бережное отношение к каждому существу, встретившемуся на пути. Такое мироощущение отразилось в каждом живописном полотне, которое создал Шишкин.

Биография и картины художника будут рассмотрены в этой статье в несколько непривычном ракурсе. Нами движут большая любовь и уважение к мастеру. Его жизнь и творчество лишены скандалов и загадок.

Русский до мозга костей

Он хотел писать российские пейзажи, Иван Иванович даже стал открывателем нового жанра в живописи – “парадного портрета русской природы”, как назвали это его современники. Известную картину 1872-го года «Мачтовый лес в Вятской губернии» художник пишет на своей малой родине недалеко от города Елабуга. Эту картину Шишкин первую показал на выставке художников-передвижников, открывшейся в 1871-м году при академии художеств.

После Иван Иванович всегда в этих выставках участвовал, стал членом товарищества передвижников. Эти художники, как и сам Шишкин, рисующий русский пейзаж, изображали быт простых людей и повседневность жизни, поэтому они стали так близки ему по духу

Павел Третьяков – известный в то время коллекционер, обратил внимание на картины Шишкина, он покупал многие его работы для своей новой галереи

И.И.Шишкин «Дама с собачкой», 1868 годМестонахождение: Галерея Антиквариус, Санкт-Петербург, Россия

В возрасте 34-х лет у Ивана Ивановича появился первый ученик – талантливый Федор Васильев, сестра которого стала женой Шишкина. Как и на картинах художника, изображающих погожий летний день, в личной жизни Шишкина также царило умиротворение и жизненный подъём. Несмотря на то, что жена была младше мужа на 15-ть лет, в их семье были и взаимопонимание, и любовь.

В этом союзе родилось трое детей – дочь и двое сыновей. Шишкин очень любил жену и детей, сильно скучал, когда приходилось уехать, писал нежные письма. С жены – Евгении Васильевой, художник написал два портрета: «Дама с собачкой» и «Перед зеркалом за чтением письма». Эти картины не были известны вплоть до 21-го века, пока не обнаружились на разных аукционах.

К сожалению, жена Шишкина рано ушла из жизни, она болела туберкулёзом, сначала умер её брат – подающий большие надежды ученик художника. Два маленьких сына Шишкиных тоже погибли, а незадолго до этого умер отец Ивана Ивановича. Искусный пейзажист был более чем подавлен этими событиями, он был почти раздавлен ими, более года не брал в руки кисть, топил душевную боль водкой.

И.И.Шишкин «Рожь», 1878 годМестонахождение: Третьяковская Галерея, Москва, Россия

Несмотря на эти ужасные трагические события в жизни художника, он смог собраться и снова приступить к работе, именно она его и спасла. После смерти близких и дорогих людей, пейзажист с дочерью Лидией уезжает на родину в Елабугу. Там он примечает своим глазом художника «Лекарское поле», которое находится недалеко от города. Эти пейзажи он считает интересными для творчества, пишет эскизы, из которых затем из-под кисти Шишкина в 1878-м году выйдет знаменитая «Рожь».

Среди ржи раскинулись вековые высокие сосны и одна из них, та, которая находится на заднем плане – сухая и одинокая.

– так характеризует картину «Рожь» искусствовед Светлана Степанова.

«Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»

В 1870-х годах Шишкин еще сильнее сблизился с передвижниками, став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской . С Крамским у них были особенно теплые отношения. Художники вместе путешествовали по России в поисках новой натуры, Крамской наблюдал за успехами Шишкина и восхищался тем, как его друг и коллега был внимателен к природе в самых разных ее состояниях, как точно и тонко он передавал цвет. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».

Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. В 1874 году умерла его жена, отчего он замкнулся, его характер — и работоспособность — стали портиться из-за частых запоев. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Спасла его, видимо, привычка к труду: из-за своего самолюбия Шишкин не мог позволить себе упустить то место, которое он уже прочно занимал в художественных кругах, и продолжал писать картины, которые становились все популярнее благодаря передвижным выставкам. Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера.

Иван Шишкин. Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872. Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин. Первый снег. 1875. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Государственная Третьяковская галерея

А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Вторая жена его тоже скончалась, буквально через год после свадьбы — и художник снова ушел с головой в работу, которая позволяла ему забыться. Его привлекала изменчивость состояний природы, он стремился поймать и запечатлеть ускользающую натуру. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Современников картины Шишкина поражали тем, как легко и свободно он экспериментировал, добиваясь при этом потрясающей реалистичности.

Биография

Иван Шишкин родился 13 () января  года в городе Елабуге. Происходил из древнего вятского рода Шишкиных, сын купца-хлеботорговца Ивана Васильевича Шишкина (1792—1872). Род Шишкиных насчитывает более трёхсот лет.

И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина. 1873. Холст, масло. 112 × 80 см. Третьяковская галерея, Москва.

В 12 лет был определён в Первую Казанскую мужскую гимназию, но дойдя в ней до пятого класса, оставил учёбу и вернулся домой, в Елабугу, где прожил четыре года. В 1852 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где проучился до 1856 года. В апреле 1855 года ученический этюд Шишкина «Сосна на скале» приобрёл Государственный Русский музей. Окончив курс училища, с 1857 года продолжил образование в Императорской Академии художеств, где вместе с Гине, Джонгином и другими числился учеником профессора-портретиста С. М. Воробьёва. Не довольствуясь занятиями в стенах Академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валаам , благодаря чему приобретал всё большее знакомство с натурой и умение точно передавать её карандашом и кистью. Уже в первый год пребывания в Академии Шишкину были присуждены две малые серебряные медали: за картину «Вид в окрестностях Петербурга» (1856) и за рисунки, выполненные летом в Дубках. В 1858 году получил большую серебряную медаль за этюд «Сосна на Валааме», в 1859 году — малую золотую медаль за пейзаж «Ущелье на Валааме» и, наконец, в 1860 году — большую золотую медаль за две картины одного названия «Вид на острове Валааме. Местность Кукко».

Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера Академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, где посетил мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов. В 1863 году Шишкин перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Отсюда Шишкин сделал экскурсию в Женеву для ознакомления с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф, где написал по заказу коллекционера Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» — картину, за которую Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика. За границей, помимо живописи, Шишкин много занимался рисунками пером, которые приводили в удивление иностранцев. Некоторые из его рисунков были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками таких первоклассных европейских мастеров, как А. Ахенбах и К. Ф. Лессинг.

Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства, и в том же году в Москве были выставлены его картина «Воздух» и 6 рисунков. С той поры нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России, почти ежегодно выставлял свои произведения в Академии. В 1868 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора (за картины «Сосновый лес» и «Чем на мост нам идти, поищем лучше броду»), но великая княгиня Мария Николаевна, президент АХ, вместо этого награждает художника орденом Святого Станислава 3-й степени. На Всемирной выставке (1867) Шишкин выставил несколько рисунков и картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». После того, как было учреждено Товарищество передвижных выставок, экспонировал на его выставках свои рисунки пером. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, снова стал заниматься гравированием «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая этому почти столько же времени, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом упрочивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного аквафортиста. Владел усадьбой в деревне Выра (ныне — Гатчинский район Ленинградской области).

Дом, в котором жил Шишкин

В 1873 году Академия художеств присвоила Шишкину звание профессора за приобретённую у него картину «Лесная глушь». После вступления в действие нового устава Академии, в 1892 году Шишкин был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Скончался скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта  года, сидя за мольбертом перед новой картиной. Похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1950 году прах художника был перенесён вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Личная жизнь

В личной жизни талантливого художника было много сложностей. Первый брак был заключен уже в зрелом возрасте, в 36 лет. В 1967 он сводит знакомство с талантливым молодым человеком – Федором Васильевым, которого берется обучать азам живописи. У Федора на тот момент была старшая сестра Евгения, именно она стала первой супругой Ивана. Девушке едва исполнился 21 год, а Шишкину – 36. Иван питал к возлюбленной самые нежные чувства, после каждой командировки спешил поскорее вернуться к любимой. Вскоре выяснилось, что девушки были проблемы со здоровьем, потеря двоих сыновей, умерших в младенчестве, усугубили ее состояние. В возрасте 27 лет Евгения умирает от чахотки.

«Дама с собачкой»

Трагедия сильно сказалась на моральном и физическом состоянии художника. Он начинает пить, бросает писать картины. Его характер портится, что становится причиной для постоянных ссор с близкими людьми. В этот же период уходит отец художника, к которому Иван был сильно привязан. Выбраться из затянувшейся черной полосы Шишкину помогает искусство и дочка Лида, оставшаяся на его попечении. В этот период великий живописец создает картину «Рожь», интересной деталью на которой является одинокое засохшее деревце на заднем плане. Считается, что этот нюанс художник изобразил намеренно, стремясь показать внутренние чувства, свой надлом.

Через 3 года в жизни Шишкина происходит судьбоносное знакомство. Ольга Ладога была принята в Академию художеств, Иван Иванович стал ее творческим покровителем. Ее любовь к жизни и кипучая энергия подарили живописцу веру в завтрашний день, ему снова захотелось жить. Ольга стремилась доказать миру, что права мужчин и женщин равны, она с радостью бралась за любую деятельность. В 1880 Ладога и Шишкин заключили брак. Они переехали в живописную усадьбу в деревне Выра. В этом месте часто собирались художники и близкие семьи Шишкиных. Вскоре у пары появилась дочка, названная Ксенией. Однако счастье было недолгим, менее чем через два месяца Ольга скончалась. Шишкин тяжело переживал утрату, чтобы как-то притупить боль, он решает издать альбом лучших работ своей супруги.

Ольга Ладога

Помочь справиться с горем Ивану помогла сестра его второй супруги – Виктория. Она заботилась не только о племяннице, но и о дочери художник от первого брака, а также о самом Шишкине, до самой его смерти.

Не стало великого живописца в 1898 году, он ушел, работая над новой картиной «Лесное царство», к сожалению, он так и не успел ее закончить. Смерть была тихой, после вскрытия врачи выяснили, что у талантливого художника произошел разрыв сердца. Сначала Ивана Ивановича похоронили на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году было принято решение перенести прах Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Живопись

До поры до времени Иван «баловался» кистью. Но однажды в Елабугу нагрянули художники, которых выписали из столицы для росписи церковного иконостаса, и Шишкин впервые серьезно задумался о творческой профессии. Узнав у москвичей о существовании училища живописи и ваяния, юноша загорелся мечтой непременно стать студентом этого чудесного учебного заведения.

Отец с трудом, но все же согласился отпустить сына в дальние края – при условии, что отпрыск не бросит и там учебу, а желательно превратится во второго . Биография великого Шишкина показала – слово перед родителем сдержал безупречно.

В 1852 году Московское училище живописи и ваяния приняло в свои ряды Ивана Шишкина, который попал под опеку художника-портретиста Аполлона Мокрицкого. А начинающего живописца влекли пейзажи, в рисовании которых он самоотверженно и упражнялся. Вскоре о ярком таланте новой звездочки в изобразительном искусстве узнала вся школа: учителя и сокурсники отмечали уникальный дар рисовать обычное поле или реку очень реалистично.

Диплома училища Шишкину оказалось мало, и молодой человек в 1856 году поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств, в которой тоже покорил сердца преподавателей. Иван Иванович прилежно учился и удивлял выдающимися способностями в живописи.

В первый же год художник отправился на летнюю практику на остров Валаам, за виды которого в дальнейшем получил от академии большую золотую медаль. За время учебы копилка живописца пополнилась двумя малыми серебряными и малой золотой медалями за картины с питерскими пейзажами.

После окончания академии Иван Иванович получил возможность усовершенствовать мастерство за границей. Талантливому выпускнику академия назначила специальную пенсию, и Шишкин, не обремененный заботами зарабатывать на кусок хлеба, отправился в Мюнхен, затем в Цюрих, Женеву и Дюссельдорф.

Здесь художник пробовал силы в гравировке «царской водкой», много писал пером, из-под которого вышла судьбоносная картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа». Светлая, воздушная работа отправилась на родину – за нее Шишкин получил звание академика.

Шесть лет знакомился с природой чужой страны, но тоска по родине взяла верх, Иван Шишкин вернулся на родину. В первые годы художник неустанно колесил по просторам России в поисках интересных мест, необычной натуры. Когда появлялся в Санкт-Петербурге, устраивал выставки, участвовал в делах артели художников. Живописец водил дружбу с Константином Савицким, Архипом Куинжди и .

В 70-х годах занятий прибавилось. Иван Иванович основал вместе с коллегами Товарищество передвижных художественных выставок, параллельно примкнув к объединению аквафортистов. Ждало мужчину и новое звание – за картину «Лесная глушь» Академия возвела его в ряд профессоров.

Во второй половине 1870-х годов Иван Шишкин чуть не лишился места, которое удалось занять в художественных кругах. Переживая личную трагедию (смерть жены), мужчина запил и растерял друзей и близких. С трудом взял себя в руки, с головой погрузившись в работу. В то время из-под пера мастера вышли шедевры «Рожь», «Первый снег», «Сосновый бор». Собственное состояние Иван Иванович описывал так: «Что меня теперь больше всего интересует? Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда».

Незадолго до смерти Ивана Шишкина пригласили преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств. Конец XIX века ознаменовался упадком старой школы художников, молодежь предпочитала придерживаться иных эстетических принципов, однако

Оценивая талант художника, биографы и поклонники Шишкина сравнивают его с биологом – в стремлении изобразить не романтизированную красоту природы Иван Иванович внимательно изучал растения. Прежде чем приступить к работе, ощупывал мох, мелкие листья, траву.

Постепенно формировался его особенный стиль, в котором проглядывались эксперименты с сочетаниями различных кистей, мазков, попытки передать неуловимые цвета и оттенки. Современники называли Ивана Шишкина поэтом природы, умеющим увидеть характер каждого уголка.

География творчества живописца широка: Иван Иванович вдохновлялся пейзажами Троице-Сергиевой Лавры, лесом на Лосином острове, просторами Сокольников и Сестрорецка. Художник рисовал в Беловежской пуще и, конечно, в родной Елабуге, куда приезжал в гости.

Любопытно, что Шишкин не всегда работал в одиночку. Например, писать картину «Утро в сосновом лесу» помогал анималист и товарищ Константин Савицкий – из-под пера этого художника на полотне ожили медвежата. Картина имеет две авторские подписи.

Написание в соавторстве известной картины

Современники Шишкина говорили о нем, как о хорошем знатоке природы, имеющем о ней научные знания. Именно этим многие объясняли такую скрупулезную точность в изображении во всех его пейзажах.

Однако одну из самых известных своих работ «Утро в сосновом бору» художник создал в 1889 году в соавторстве со своим другом – художником Константином Савицким, который изобразил на полотне Шишкина семейство медведей.

Шишкин, как порядочный человек, подписал работу двумя именами. Но по желанию владельца художественной галереи Павла Третьякова, который приобрел картину, фамилия соавтора была удалена.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ЧИНОВНИК

Отъезду Ивана Шишкина в Москву предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к «положительным» занятиям. Особенно усердствовала в этом мать. Поняв, что Иван чуть ли не «идиотичен» в коммерции, она придумала ему кличку «арифметчик-грамматчик» и всячески досаждала, препятствуя его книжным «сидениям». Но Иван был тверд. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием «сделаться чиновником».

Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведенные в отчем доме после «побега» из Казани (1848—52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: