Франц шуберт: биография, личная жизнь и творчество композитора

Мы изучаем — Интересные факты из жизни Шуберта. Подсказки школьнику

Франц Шуберт по праву заслужил именоваться родоначальником музыкального романтизма. За свою непродолжительную жизнь, а прожил один из самых величайших композиторов в истории всего 31 год, австриец успел создать около тысячи музыкальных композиций. В последующем другие, не менее гениальные композиторы, вдохновлялись произведениями юного Франца. Но даже столь непродолжительная жизнь Франца Шуберта была полна интересных фактов.

1. Любовь Франца Шуберта к музыке не знала границ, ради нее он даже забросил обучение, а в дальнейшем бросил и работу

Юный композитор сочинял каждую свободную минуту, даже не обращая внимание на место, в котором находился в тот момент, ведь музыка в его голове рвалась наружу с неудержимой силой

2. В последний год жизни композитора состоялся единственный концерт, на котором были исполнены исключительно его произведения. Это событие осталось незамеченным для представителей прессы, а вырученных средств едва хватила на приобретение нового рояля.

3. Шуберт является одним из тех гениев, к которым признание и слава пришли лишь после их смерти. Молодому композитору частенько не хватало средств, чтобы приобрести нотную бумагу. Большая часть творений Франца Шуберта была опубликована только после его смерти, а самое знаменитое произведение «Большая до-мажорная симфония» была обнаружено только через 10 лет после кончины композитора, и то совершенно случайно.

4. Австрийский композитор был большим почитателем таланта Гёте. Шуберт сочинил бесконечное множество песен на стихи немецкого писателя, добивался встречи с кумиром, но ни одна попытка так и не увенчалась успехом.

5. Со слов самого Шуберта, еще с юных лет композитор был готов к непродолжительной жизни, однажды волшебница предложила ему самому выбрать свой жизненный путь – долгие лета и безызвестность, либо короткая жизнь и мировая слава на века.

6. Великий австриец похоронен рядом с еще одним композитором – Людвигом Ван Бетховеном, но не всем известно, что Шуберт участвовал в похоронной процессии гениального немца, в завещании просил похоронить себя рядом с ним, но материальное положение молодого Франца не позволило воплотить последнюю волю в жизнь. Его последнее желание воплотилось в жизнь только через 60 лет после его смерти.

7. Даже самые близкие друзья Франца Шуберта считали его только сочинителем песен, и многие из них понятия не имели о всесторонней развитости музыканта.

8. Семья Франца Шуберта была очень музыкальной, хоть увлечения музыкой были больше любительскими, чем профессиональными. Это помогло молодому австрийцу неплохо овладеть тремя музыкальными инструментами – фортепиано, скрипкой и органом.

9. Франц Шуберт не был женат, хотя был влюблен в очаровательную Терезу Гроб, но нищенские доходы не позволили молодому австрийцу сделать предложение руки и сердца, а обречь красотку на жизнь в нищете не позволяла совесть и гордость.

10. Сейчас произведения Шуберта звучат в самых знаменитых филармониях и оркестрах, но при жизни композитора они на отрез отказывались даже рассмотреть возможность исполнения произведений молодого австрийца.

Все сочинения

Личная жизнь

Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

Избранные сочинения

Для голоса с фортепиано

  • Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Вокальный цикл «Зимний путь» (1827),
  • Сборник «Лебединая песня» (1828)
  • Ave Maria («Третья песня Эллен» / «Ellens dritter Gesang»)
  • Баллада «Лесной царь» (нем. Erlkönig, на стихи И. В. Гёте, 1816)
  • Другие песни (отдельно и в сборниках, всего около 600)

Для голоса (голосов) с оркестром

Духовная музыка

Офферторий для сопрано или тенора с оркестром (C-dur, D 136) Офферторий для хора с оркестром (a-moll, D 181) Офферторий тенора и хора с оркестром (B-dur, D 963) Salve Regina для сопрано с оркестром (F-dur, D 223)

  • Немецкая месса, D 872
  • Магнификат (1815)
  • Tantum ergo для квартета певцов, хора и оркестра

Победная песнь Мириам, D 942

Для фортепиано

Соло

  • 23 сонаты (1815—1828)
  • Фантазия «Скиталец» (1822)
  • 11 экспромтов (1827—1828)
  • 6 музыкальных моментов (1823—1828)
  • Свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812—1827);

В четыре руки

  • Сонаты, увертюры, фантазии
  • Венгерский дивертисмент (1824)
  • Рондо, вариации, полонезы, марши

Оперы и зингшпили

  • Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ);
  • Братья-близнецы (1820, Вена)
  • Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне)

Камерно-инструментальные ансамбли

  • Фортепианный квинтет «Форель» (1819)
  • Сонаты для скрипки и фортепиано (1816—1817)
  • Фантазия (1827) для скрипки и фортепиано
  • Соната для арпеджионе и фортепиано (1824)
  • Фортепианные трио (1827, 1828?)
  • Струнные трио (1816, 1817)
  • Струнные квартеты (1811—1826)
  • Струнный квинтет (1828)
  • Октет для струнных и духовых (1824)
  • Интродукция и вариации на тему песни «Засохшие цветы» (нем. Trockene Blumen), D 802) для флейты и фортепиано
  • Опера «Граф фон Гляйхен»
  • Симфония (1821)
  • Зингшпишь «Клаудина фон Вилла Белла» (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; реконструкция 1978, Вена)

Детство

Франц появился на свет в пригородном районе австрийской столицы Вены 31 января 1797 года.

Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.

Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.

Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.

В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.

Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.

Франц Шуберт краткая биография

Родился Шуберт 31 января 1797 в пригороде Вены в многодетной семье. С детства увлекался музыкой: он играл на скрипке, фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви.

В 1808-1812 Франц пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагогаАнтонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола»

Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять.

Первую популярность композитор Шуберт ощутил в 1816 году после написания баллады «Лесной царь». Дальнейшее творчество Шуберта еще более раскрыло его мелодический талант. Особенно отмечены песни, симфонии Шуберта из сборников «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

«Серенада» Шуберта из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря» обрели мировую известность. Некоторые произведения, например, неоконченная симфония Шуберта (си минор), большая симфония и прочие, являются продолжением музыки Бетховена.

Великий композитор написал около 600 композиций. Вальсы Шуберта составляют большую долю среди 400 танцев, написанных для игры на фортепиано в 4 руки. Не смотря на это, почти всю жизнь Франц Шуберт испытывал недостаток средств.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце.

26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года на 32 году жизни от тифа после двухнедельной лихорадки.

Это интересно: 2288,Краткая биография Христиана Андерсена — объясняем вопрос

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.

В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

http://obrazovaka.ru/alpha/s/shubert-franc-schubert-franzhttp://www.syl.ru/article/385799/frants-shubert-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-kompozitorahttp://www.syl.ru/article/385799/frants-shubert-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-kompozitora

Рецепция

После Шуберта осталась масса неизданных рукописей (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее). Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта. Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни. В 1838 году Роберт Шуман, посещая Вену, нашёл пыльную рукопись «Большой симфонии» Шуберта и взял её с собой в Лейпциг, где произведение исполнил Феликс Мендельсон. Наибольший вклад в разыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан, которые посетили Вену осенью 1867 года. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения из пьесы «Розамунда», несколько месс и опер, кое-что из камерной музыки, большое количество разнообразных фрагментов и песен. Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта.

Ференц Лист с 1830 по 1870 годы транскрибировал и аранжировал значительное количество произведений Шуберта, особенно песен. Он говорил, что Шуберт «поэтичнейший из музыкантов, которые когда-либо жили на свете». Для Антонина Дворжака особенно интересными были симфонии Шуберта; Гектор Берлиоз и Антон Брукнер признавали, что на их творчество большое влияние оказала «Большая симфония».

В 1897 году в издательстве «Брейткопф и Хертель» вышло издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были либо пропагандистами творчества Шуберта, либо делали аллюзии на его сочинения в собственной музыке. Бриттен, который был прекрасным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты.

Вокруг лишь тернии

Ныне считается, что это стало переломным моментом в биографии Шуберта. Композитора преследуют неудачи, а он не совершает прорыва. Но отчасти он сам виноват в этом, потому что просто недостаточно заботился о своем общественном имидже и просто мирился с продолжающейся бедностью в своей жизни.

Кто знает, был бы он известен сегодня без своих друзей? Потому что именно они всегда следили за тем, чтобы Шуберт был услышан, пусть даже в узком кругу. Его материальное состояние начало меняться в 1821 году, когда с помощью знакомств он начал предлагать свои песни «по подписке».

Впервые в биографии Ф. Шуберта появились перемены к лучшему — он начал богатеть. В Вене гармонично звучали песни и танцы композитора. По всему городу в домах состоятельных жителей все чаще проводились «Шубертиады» — ранние аналоги квартирников.

Люди собирались дома, пели песни, читали стихи. Во время таких собраний Шуберт играл на фортепиано. Постепенно все больше и больше людей собирается в таких кругах. Но Шуберт из-за этого стал появляться даже в узкой публике гораздо реже.

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.

Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Интересные факты

  • Доподлинно известно, что почти все существующие портреты композитора изрядно ему льстили. Так, например, он никогда не носил белых воротничков. А прямой, целеустремленный взгляд и вовсе не был для него характерен – даже близкие, обожающие его друзья, называли Шуберта Schwamal («schwam» – по немецки «губка»), имея в виду его мягкий характер.
  • Немногие знают, что большую часть жизни Шуберт не имел даже дома рояля! Он сочинял на гитаре! И в некоторых произведениях это тоже отчетливо слышится в аккомпанементе. Например, в той же «Аве Мария» или «Серенаде».
  • Много сохранилось воспоминаний современников об уникальной рассеянности и забывчивости композитора. Клочки нотной бумаги с набросками сочинений можно было встретить где угодно. Рассказывают даже, что однажды он, увидев ноты какой-то пьесы, тут же сел и сыграл ее. «До чего же прелестная вещица! – воскликнул Франц, — чья же она?». Оказалось, что пьеса была написана им самим. А рукопись знаменитейшей Большой До-мажорной симфонии была случайно обнаружена через 10 лет после его смерти.
  • Шуберт написал около 600 вокальных произведений, две трети из которых – еще до наступления 19 лет, а в общей сложности численность его сочинений превышает 1000, точно установить это невозможно, так как часть из них так и остались незаконченными набросками, а часть, вероятно, утрачена навсегда.
  • Шуберт написал очень много оркестровых произведений, но ни одно из них он не слышал за всю свою жизнь в публичном исполнении. Некоторые исследователи иронично полагают, что, возможно, поэтому в них сразу угадывается, что автор – оркестровый альтист. В Придворной певческой капелле Шуберт обучался не только пению, но и игре на альте, и эту же партию исполнял в ученическом оркестре. Именно она в его симфониях, мессах и других инструментальных сочинениях прописана наиболее ярко и выразительно, с большим количеством технически и ритмически сложных фигур.
  • О его застенчивости ходили легенды. Он жил не просто в одно время с Бетховеном, которого боготворил, не просто в одном городе – они жили буквально на соседних улицах, но так никогда и не встретились! Два величайших столпа европейской музыкальной культуры, сведенные самой судьбой в одну географическую и историческую отметку, разминулись по иронии судьбы или из-за робости одного из них.
  • Впрочем, после смерти люди объединили память о них: Шуберта похоронили рядом с могилой Бетховена на Верингском кладбище, а позднее оба захоронения перенесли на Центральное Венское кладбище. Читайте еще: Михаил Шолохов биография.
  • Но и здесь показалась коварная гримаса судьбы. В 1828 году, в годовщину смерти Бетховена Шуберт устроил вечер памяти великого композитора. То был единственный случай в его жизни, когда он вышел в огромный зал и исполнял свою музыку, посвященную кумиру, для слушателей. Впервые он услышал аплодисменты – публика ликовала, кричала «родился новый Бетховен!». Впервые он заработал очень много денег – их хватило на то, чтоб купить (первый в его жизни) рояль. Ему уже мерещился грядущий успех и слава, всенародная любовь… Но спустя всего несколько месяцев он заболел и умер… А рояль пришлось продать, чтобы обеспечить ему отдельную могилу.

Творчество

  1. Творчество Шуберта отличает разнообразие музыкальных жанров и форм. Ему удавалось одинаково вдохновенно писать песни, симфонии, оперы, вальсы. За 31 год жизни им было написано более 1200 произведений.
  2. Шуберт написал более шестисот песен. До него этот жанр считался в основном фольклорным, уходящим своими корнями в народное творчество. Песенный жанр получил, благодаря его таланту, особенное художественное воплощение. Среди друзей он стал именоваться «Королем Песни».
  3. Цикл произведений «Зимний путь» — это финальные аккорды творчества Шуберта, проникнутые чувством глубокой тоски и безграничной грустью. Музыка последних лет отражает эмоциональный настрой самого автора, когда жизнь становится все более безрадостной: композитор был не в силах справиться с длительной болезнью, страдал от нищеты. Близкие друзья старались поддерживать его в это непростое время.
  4. При жизни композитора большой редкостью было исполнение его произведений для широкой аудитории, они звучали в основном в узком дружеском кругу. Большинство из них так и осталось в виде молчаливых рукописей в нотной тетради. Талант Шуберта был признан только после смерти.
  5. Всю жизнь композитор был беден, практически на грани нищеты. Только благодаря друзьям в его доме появлялись нотные тетради и чернила, без которых творить было невозможно.
  6. 26 марта 1826 года состоялись похороны австрийского композитора Бетховена. В составе траурной процессии Франц Шуберт нес в день похорон его гроб вместе с другими композиторами-современниками.
  7. Любил читать поэзии Гете. Его произведения вдохновляли композитора на написание множества песен. В возрасте 17 лет он впервые читает «Фауста». Под впечатлением от этого романа у Шуберта рождается песня «Гретхен за прялкой». Не раз он отправляет Гете свои песни, но все обращения остаются безответными. Лично познакомиться им так и не довелось.
  8. Отношения Шуберта с отцом трудно было назвать гармоничными. Строгий родитель желал, чтобы сын тоже стал учителем. Вопреки родительской воле, Шуберт занимался созданием музыки.
  9. В 1824 году свет увидела загадочная Симфония №8. Музыковеды склонны считать, что это произведение было не закончено автором, ведь в нем было лишь две части из четырех предполагаемых.
  10. В 1828 году при содействии товарищей, был организован концерт, на котором прозвучали исключительно произведения Шуберта. Публика выразила свое одобрение топотом, как было принято в то время. На деньги, вырученные с продажи билетов, композитор покупает рояль
  11.  В этот же день в столице Австрии прошел с грандиозным успехом концерт Паганини.
  12. В ноябре 1828 года Франц Шуберт заболел тифом. Последние дни жизни композитор прибывал в горячке, в болезненном состоянии он не мог больше творить. Это были единственный момент в его биографии, когда заниматься творчеством более было не по силам.
  13. При жизни Шуберт завещал, чтобы после смерти его захоронили рядом с Бетховеном, но из-за бедности он был захоронен на Верингском кладбище. Тем не менее, спустя долгие годы его последнее волеизъявление было исполнено — захоронение перенесли. С 1888 года Шуберт и Бетховен покоятся рядом. Прах обоих композиторов находится на Центральном кладбище австрийской столицы.
  14. Большая часть произведений Шуберта была обнародована только спустя какое-то время после его смерти.

https://youtube.com/watch?v=cdApM8GW7iY

Первые сочинения

В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений — ряд песен и фантазия для фортепиано

Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции

Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.

Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.

Последние годы

К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.

Литература

  • Хохлов Ю. Н. Шуберт Ф. П. (рус.) // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 6. — С. 435—446.
  • Глазунов А. К. Франц Шуберт. Прил.: Оссовский А. В. Хронограф, перечень произведений и библиогр. Ф. Шуберта. — М.: Academia, 1928. — 48 с.
  • Воспоминания о Франце Шуберте. Сост., перевод, предисл. и примеч. Ю. Н. Хохлова. — М., 1964.
  • Жизнь Франца Шуберта в документах. Сост. Ю. Н. Хохлов. — М., 1963.
  • Конен В. Шуберт. Изд. 2-е, доп. — М.: Музгиз, 1959. — 304 с.
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. — М.: Музыка, 1983. — 447 с.
  • Хохлов Ю. Н. «Зимний путь» Франца Шуберта. — М., 1967.
  • Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. — М., 1968.
  • Хохлов Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. — М., 1972.
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. — М.: Музыка, 1987. — 302 с.
  • Хохлов Ю. Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. — М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  • Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. — М.: Эдиториал УРСС, 1998. — ISBN 5-901006-55-0.
  • Хохлов Ю. Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — ISBN 5-354-00104-8.
  • Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. — М.: Прест, 1997. — 126 c. — ISBN 5-86203-073-5.
  • Франц Шуберт: переписка, записи, дневники, стихотворения. Сост. Ю. Н. Хохлов. — М.: Эдиториал УРСС, 2005.
  • Франц Шуберт и русская музыкальная культура. Отв. ред. Ю. Н. Хохлов. — М., 2009. — ISBN 978-5-89598-219-8.
  • Шуберт и шубертианство: Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума. Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков, 1994. — 120 c.
  • Hilmar E. Schubert, Franz Seraph Peter (нем.) // Neue Deutsche Biographie. — 2007. — Bd. 23. — S. 609—612.
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Porträt. — Pan-Verlag, Zürich, 1952.
  • Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit. — Laaber-Verlag, Laaber, 2002. — ISBN 3-89007-537-1.
  • Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman. — Dtv, München, 2003. — ISBN 3-423-13137-3.
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert. — Rowohlt, Reinbek, 2004. — ISBN 3-499-50608-4.
  • Kreissle. Franz Schubert. — Вена, 1861.
  • Von Helborn. Franz Schubert.
  • Rissé. Franz Schubert und seine Lieder. — Ганновер, 1871.
  • Aug. Reissmann. Franz Schubert, sein Leben und seine Werke. — Берлин, 1873.
  • H. Barbedette. F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps. — Париж, 1866.
  • A. Audley. Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres. — П., 1871.

Биография

Детство

Франц Петер Шуберт родился в пригороде Вены в приюте

учителя приходской школы Лихтенталя, музыканта-любителя. Отец его, Франц Теодор Шуберт, происходил из семьи моравских крестьян; мать, Элизабет Шуберт (урождённая Фиц), была дочерью силезского слесаря. Из их четырнадцати детей, девять умерли в раннем возрасте, а один из братьев Франца — Фердинанд, также посвятил себя музыке.

Франц очень рано проявил музыкальные способности. Первыми его наставниками стали домочадцы: отец учил играть на скрипке, а старший брат Игнац — на фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви. Регент приходской церкви М. Хольцер учил его пению.

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Там его друзьями стали Йозеф фон Шпаун, Альберт Штадлер и Антон Хольцапфель. Венцель Ружичка преподавал Шуберту генерал-бас, позже Антонио Сальери взял Шуберта к себе на бесплатное обучение, преподавал контрапункт и композицию (до 1816 года). Шуберт занимался не только пением, но и познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта, так как он был второй скрипкой в оркестре Конвикта.

Вскоре проявился его талант композитора. С 1810 по 1813 годы Шуберт написал оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь, и в 1813 году его отчислили из хора, так как ломался голос. Шуберт вернулся домой и поступил в учительскую семинарию, которую окончил в 1814 году. Затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец (в этой школе он работал до 1818 года). В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка, Моцарта и Бетховена. Первые самостоятельные произведения — оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор — он написал в 1814 году.

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах. Первый успех Шуберту принесла баллада Гёте «Лесной царь» («Erlkönig»), переложенная им на музыку в 1816 году. В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать — песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори).

Среди друзей Шуберта были чиновник Й. Шпаун, музыкант-любитель А. Хольцапфель, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, композиторы А. Хюттенбреннер и Й. Шуберт, певица А. Мильдер-Гауптман. Они были поклонниками творчества Шуберта и периодически оказывали ему материальную помощь.

В начале 1818 года Шуберт оставил работу в школе. В июле он переехал в Желиз (ныне словацкий город Жельезовце) в летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где стал преподавать музыку его дочерям. В середине ноября он вернулся в Вену. Второй раз он был у Эстерхази в 1824 году.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце. Должность вице-капельмейстера в часовне императорского двора, на которую он претендовал в 1826 году, досталась не ему, а Йозефу Вайглю. 26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Композитор умер от брюшного тифа19 ноября 1828 года в возрасте неполных 32 лет после двухнедельной лихорадки. Согласно последнему желанию, Шуберта похоронили на Верингском кладбище, где за год до того был погребён боготворимый им Бетховен. На памятнике выгравирована красноречивая надпись: «Музыка похоронила здесь прекрасное сокровище, но ещё более прекрасные надежды. Здесь покоится Франц Шуберт». 22 января 1888 года его прах вместе с прахом Бетховена перезахоронили на Центральном кладбище Вены. Позже вокруг их могил образовался знаменитый участок захоронений композиторов и музыкантов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: