Чукчи

В гости к китам и медведям

Чукотка – дом для китов, моржей и белых медведей. В Водах Восточно-Сибирского, Чукотского и Берингова морей, омывающих полуостров, обитают 15 видов китообразных.

Несведущему человеку может показаться, что природа Чукотки, где зима длится 10 месяцев, не слишком-то богата. Но это не так! Весь полуостров – это по сути огромный заповедник, практически нетронутый человеком. Здесь произрастает более 900 видов высших растений, 400 видов мхов и более 400 видов лишайников и обитают редкие животные, за которыми, если повезет, можно понаблюдать в естественных условиях.

Животный мир Арктики предстает на Чукотке во всем своем богатстве. Сухопутные жители полуострова – белые и бурые медведи, северные олени, овцебыки, песцы и полярные волки, горностаи и соболи. А в его прибрежных водах обитают 15 видов китов и 6 видов ластоногих – моржи, морские львы, несколько видов тюленей.

Серые киты путешествуют дважды в год: от берегов Чукотки, где проводят зиму, к лагунам Калифорнии, где приносят потомство.

Как чукчи выживают на холоде?

Главная особенность коренных жителей Чукотки заключается в том, что они не боятся холода. Посетители Севера много раз наблюдали за тем, как чукотские дети выбегали из жилищ в 50-градусный мороз и играли со снегом. Женщины могут выйти наружу с непокрытой головой и спокойно заниматься шитьем. Иногда люди настолько заняты работой, что им становится жарко и они сбрасывают с себя часть одежды. Ученым до сих пор неизвестно, с чем связана их удивительная способность легко переносить даже сильные морозы. Но однажды американские ученые обнаружили у них гены, которые позволяют клеткам выделять дополнительное тепло. Если вкратце, сначала организмы жителей Чукотки перерабатывают жирную пищу. Этот жир преобразуется в тепло, после чего организм сужает сосуды, чтобы сохранить эту энергию как можно дольше.

Чукотские дети не боятся холода так же, как и взрослые

Что едят чукчи?

У каждого народа есть причудливые особенности национальной кухни. Во Франции едят блюда из лягушек, скандинавы совершенно не прочь перекусить тухлой рыбой, а жители азиатских стран любят насекомых. У жителей Чукотки тоже есть похожие особенностью. Они не особо любят соленую пищу, а привычный для нас хлеб кажется им кислым на вкус. Зато у них есть необычный деликатес, который представляет собой похлебку из наполовину переварившегося мха, извлеченного из желудка оленя. Также в их рационе питания можно найти кашу из щавеля, корни различных растений и внутренности животных. И это совершенно нормально, потому что, как мы уже выяснили, кулинарные причуды есть во всех культурах.

Кухня чукчей полна необычных блюд

Почему чукчи считаются свингерами?

Свингом называется взаимный обмен постоянными половыми партнерами для получения дополнительного сексуального удовлетворения. Прозвучит неожиданно, но чукчи часто это практикуют. Считается, что меняясь женами, мужчины укрепляют между собой дружбу. На их языке ритуал называется «нгэвтумгын», что можно перевести как «дружба по жене». Также, по брачным обычаям, при смерти главы семейства, один из его братьев обязан жениться на овдовевшей женщине. Благодаря этому, семьи не остаются в затруднительном положении.

Обмен женами на Чукотке — это норма

Что означают чукотские имена?

Чукчи очень верят в злых духов, поэтому используют разные способы обмануть их. Раньше девочкам часто давали мужские имена, а мальчикам — женские. Обычно чукотские имена означали природные явления или указывали на место, в котором родился ребенок. Типичные мужские имена чукчей это Алелекэ, Имрын, Атч-ытагын, Аляпэнрын и так далее. А среди женских можно выделить Ив-нэвыт, Пэнр-ына и Тына-твал. Но все это — традиционные имена, которые сегодня даются редко. Сейчас жители Чукотки чаще всего берут русские имена.

Почему чукчи не пахнут?

В середине XX жителей Чукотки вряд ли можно было назвать чистюлями. Если верить историческим документам тех времен, чукчи жили в грязи и часто страдали от вшей. Но сегодня обитатели Чукотского автономного округа уже соблюдают правила личной гигиены. Но они не пользуются дезодорантами, потому что они им попросту не нужны. Так уж вышло, что чукчи не потеют. Дело в том, что они натираются жиром и тем самым блокируют потовые железы. При этом они не наносят вреда своему здоровью, потому что их организмы хорошо приспособлены к внутреннему водообмену.

Правда ли, что чукчи не спасают тонущих?

В Интернете можно найти весьма занимательный факт о том, что чукчи ни за что не будут спасать тонущего человека и позволят ему умереть. Это чистая правда, только сегодня такое поведение уже не актуально и тонущего человека обязательно должны спасти. А вот в начале XX века жители Чукотки считали, что вода является порталом между миром живых и мертвых. И если спасти тонущего человека, можно разозлить злых духов. А допускать этого никто не хотел.

Как здороваются чукчи?

Для нас это может показаться диким явлением, но при встрече некоторые чукчи часто обнюхивают друг друга. Этот ритуал нередко заменяет им объятия и является доказательством того, что у представителей этого народа хорошо развито чувство обоняния. Например для мужчин нормально прийти домой и прижаться к своей жене и детям, чтобы вдохнуть запах их одежды. Считается, что в военные времена чукчи могли по запаху костей узнать, чьи останки они нашли — своего человека или врага.

ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ Н А Н А Й Ц Е В

Традиционный костюм нанайцев — халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Женщины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю — из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года — берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.

Своеобразным был костюм охотника на соболя. Самые оригинальные его детали — богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.

Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.

Баски — потомки грузин?

До сих пор ученые не могут понять точной истории происхождения этого народа. Главным образом это связано с их языком, а не внешностью или местом проживания (кстати, живут они в Северной Испании и Юго-Западной Франции).

Некоторые исследователи считают, что баскский язык каким-то образом связан с языками народов Кавказа, но большинство ученых с этой точкой зрения не согласны. Тесты ДНК басков показывают, что они связаны со многими другими европейцами, в том числе с галльскими кельтами и ирландцами. Впрочем, от этого возникает только больше вопросов — откуда же у них такой необычный язык?

Духовная и нравственная культура народов России

Духовная культура народов России бережно сохраняется всеми поколениями граждан. Именно она является фундаментом, на котором прочно стоит современное государство.

Духовная культура народов России всегда была основана на умении людей, исповедующих разные религии, мирно сосуществовать. Поэтому издревле, на Руси существовало огромное разнообразие религий, начиная от язычества и продолжая древнейшими вероисповеданиями, которые присутствуют и чтятся до настоящего времени.

Нравственные культуры народов России представлены такими религиями:

  1. Православное христианство – больше всего распространено на территории Российской Федерации. По данным опросов, около 75% россиян относят себя к этой религии.
  2. Католическое христианство – чуть менее распространено в стране, сейчас функционирует 426 приходов, которые объединены в 4 епархии.
  3. Протестантизм – одно из ответвлений христианства, в стране действует примерно 4,4 официально зарегистрированных приходов.
  4. Ислам – вторая по численности верующих в России религия. По данным переписи около 6,5% россиян считают себя последователями ислама. Этнические мусульмане проживают в Чечне, Дагестане, Ингушетии. Карачаево-Черкесии, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Татарстане.
  5. Буддизм – традиционно распространен в Бурятии, Тыве, Калмыкии, Алтае, в Забайкальском крае.
  6. Иудаизм – одна из четырех государственных религий. В стране действует больше 70 синагог, в Москве, к примеру, проживает порядка 500 000 иудеев.

Кафедральный собор Храма Христа Спасителя, Москва

Помимо официально признанных религий, в России существуют адепты славянского неоязычества, чья философия основана на почитании богов-покровителей.

Основы культуры народов России заложены в сердца и души граждан еще с детства. Ни одну из этих религий в нашей стране не запрещают, более того, способствуют их развитию, одновременно сохраняя духовные традиции, сформированные в веках.

Основы нравственной культуры народов России постоянно поддерживаются и укрепляются начиная с детства граждан, тому способствуют специальные уроки в школах, проведение мероприятий в дошкольных учреждениях.

Народы Российской Федерации многообразны. Среди них встречаются огромные группы, распространенные повсеместно, есть и малочисленные, уже почти исчезнувшие этносы.

Личная жизнь

Первая и единственная любовь пришла к Корнею Ивановичу совсем в юном возрасте. В Одессе на соседней улице проживала еврейская семья Гольдфельд. У главы семейства бухгалтера Арона-Бера Рувимовича и его супруги домохозяйки Тубы Ойзеровны подрастала дочь Мария. Черноглазая и пухленькая девушка очень нравилась Чуковскому.

Когда выяснилось, что и он Маше не безразличен, Корней сделал ей предложение. Однако родители девушки были против этого брака. Отчаянная Мария сбежала из дома, и в 1903 году влюблённые обвенчались. Это был первый, единственный и счастливый брак для обоих.

В семье родилось четверо детей, троих из них отец Корней Иванович Чуковский пережил.

В 1904 году появился на свет их первенец – сын Коля. Как и отец, всю жизнь он занимался литературной деятельностью, став знаменитым советским писателем Николаем Корнеевичем Чуковским. Во время Отечественной войны участвовал в обороне Ленинграда, оставался в блокадном городе. В 1965 году он скончался внезапно во сне. Смерть сына стала для 83-летнего Корнея Ивановича тяжелейшим ударом.

В 1907 году в семье Чуковских родилась дочь Лидия, которая тоже стала писательницей. Самые известные её произведения – повести «Софья Петровна» и «Спуск под воду», а также значительное произведение «Записки об Анне Ахматовой».

В 1910 году родился сын Борис. В 31-летнем возрасте он погиб недалеко от Бородинского поля, возвращаясь из разведки. Это случилось практически сразу после начала Отечественной войны, осенью 1941 года.

Самая младшенькая дочь Мария в семье Чуковских родилась в 1920 году. Поздний ребёнок был всеми безумно любим, её ласково называли Мурочка, именно она стала героиней большинства детских рассказов и стихов отца. Но ближе к 10 годам девочка заболела, у неё был неизлечимый костный туберкулёз. Малышка ослепла, перестала ходить и сильно плакала от боли. В 1930 году родители отвезли Мурочку в Алупкинский санаторий для детей-туберкулёзников.

Два года Корней Иванович жил, как во сне, ездил к больной дочери, вместе с ней сочинял детские стихи и сказки. Но в ноябре 1930 года девочка умерла на руках у отца, он собственноручно сделал для неё гроб из старого сундука. Мурочку похоронили там же, в Крыму.

Именно после её смерти свою любовь к дочери он перенёс на всех детишек Советского Союза и стал всеобщим любимцем – дедушкой Корнеем.

Его супруга Мария умерла в 1955 году, раньше мужа на 14 лет. Каждый день Корней Иванович ходил на её могилу и вспоминал счастливые моменты их жизни. Он отчётливо помнил её бархатную кофточку, даже запах, их свидания до рассвета, все радости и беды, которые им приходилось переживать вместе.

Две внучки и три внука продолжили род знаменитого детского поэта, очень много правнуков у Корнея Ивановича. Кто-то из них связал свою жизнь с творчеством, как дедушка, но есть в родословном древе Чуковских и другие профессии – доктор медицинских наук, продюсер дирекции спортивных каналов «НТВ-Плюс», инженер-связист, химик, кинооператор, историк-архивист, врач-реаниматолог.

В последние годы жизни Корней Иванович проживал в Переделкино на даче. Часто у себя он собирал детишек, приглашал на такие встречи известных людей – артистов, лётчиков, поэтов и писателей. Детвора обожала эти посиделки с чаем на даче у дедушки Корнея.

28 октября 1969 года Корней Иванович скончался от вирусного гепатита. Похоронили его на кладбище в Переделкине.

На этой даче сейчас действующий музей писателя и поэта дедушки Корнея.

Бегущая с оленями

Когда мы думаем о Таймыре, то в первую очередь обычно вспоминаем бескрайнюю тундру, пронизанный ветрами Норильск, незамерзающий порт Дудинка и промышленный гигант «Норникель». Но люди на этой на первой взгляд неприветливой земле живут еще со времен неолита. В первую очередь это самодийские народы — энцы, ненцы, нганасаны. Есть и сравнительно молодой этнос долганов — потомков якутов, эвенков, энцев и русских крестьян. Но самые древние и одновременно самые северные из коренных народов полуострова — это нганасаны, которые ведут свое происхождение от первобытных охотников. Нганасаны, или как они себя называют «ня» (т.е. «товарищ»), жили охотой и собирательством вплоть до XIX в., когда они освоили оленеводство. По сей день этот коренной народ сохраняет свой уникальный язык, обычаи, костюмы и жилища. 

«Экосфере» удалось поговорить с главой общины нганасан Валерией Болговой и обсудить те вызовы, с которыми малочисленному народу приходится сталкиваться в мире изменения климата, крупной промышленности и вынужденной ассимиляции.

Валерия Болгова. Фото: facebook.com/soyz.nganasan

Валерия очень устает, ведь в сутках всего 24 часа, а за день нужно успеть так много. Как главе общины нганасан в Норильске ей приходится быть в курсе всех проблем региона — будь то разлив солярки, запрет на рыболовство или нашествие жуков-короедов. 

Нельзя забывать и о других задачах — полным ходом идет подготовка к Международной выставке «Сокровища Севера. Мастера и художники России», которая должна состояться в Москве 23-27 сентября. Кроме того, у Валерии есть свой магазин-музей национальной одежды и сувениров «Ня танса» (что означает «нганасанская семья»). 

По ее словам, в последние годы природа Таймыра меняется неуловимо быстро. Взять хотя бы жуков-короедов, которых раньше в регионе не было. 

«Не знаю, с природой что-то происходит. Человек все губит, — говорит Валерия, — в этом году гнуса очень много, никогда такого не было. Потом полчища жуков откуда-то взялись, видать, леса горят или он с древесинной сюда попадает. Этот жук, он природу-то губит: у нас дерево через дерево зеленое, оранжевое, зеленое, оранжевое…»

фото: pixabay.com

Из-за глобального потепления некоторые виды мигрируют в местности, расположенные гораздо севернее их традиционного ареала обитания. Такие чуждые растения, насекомые и животные могут сильно навредить сложившимся экосистемам и разрушить их баланс. Кроме того, они часто становятся источником новых для жителей Арктики заболеваний. 

Но даже это не самое страшное для нганасан, живущих, как и другие коренные народы, традиционными промыслами. Без добычи оленя и ловли рыбы люди на Таймыре могут просто лишиться главного источника существования.

«Дождь тоже в этом году очень редко был. Сухо совсем, торфяники горели. Рыбы, самое главное, нет. И с оленем что-то происходило в этом году. Фотографии присылали из поселков отдаленных, он там через переправу на реке туда-сюда мотылялся. Подавили много телят, важенок (самка оленя — ред.). Какое-то все… не апокалипсис, конечно, но что-то неладное», — сетует Валерия. 

Здесь тоже не обошлось без влияния глобального потепления. У рыб меняется время нереста, они могут просто не приспособиться к более теплым водам и более раннему ледоходу. Традиционные пути миграции оленей становятся непроходимыми из-за таяния вечной мерзлоты — животные просто не понимают, куда им идти. 

Скорость изменений означает, что даже за одно лето знакомая тундра может превратиться в чуждый и полный новых опасностей ландшафт. 

Ненцы

Самоназвание — ненэць, что переводится как «человек» было введено в официальное употребление в 1930 г. Традиционное занятие ненцев — оленеводство. Национальные особенности этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Помимо выпаса оленей зимой охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном — глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь, штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наружу и чулки мехом внутрь.

Основная пища — мясо оленей, чаще всего в сыром и вареном виде, а так же рыба, хлеб. Напиток — чай.

Калаши обладают уникальной религией, прошедшей сквозь века

Существует легенда, что этнос, который выделяется своим внешним видом среди местного населения иранских народностей, является потомками Александра Македонского и его воинов. Другие исследователи считают, что калаши родственны древним ариям. Всему «виной» светлый волос и голубые глаза. Вряд ли такой подход к изучению этноса можно назвать научным, но в чем мы уверены точно, так это в том, что этот народ не сломят внешние проблемы и давление.

Несмотря на то что живут они среди исламских племен, калаши остаются язычниками. Они отождествляют природу с Богом и всевозможно стараются приписать божественное начало любому природному явлению.

15-ть интересных фактов о домашнем яке

  1. По свидетельствам историков, як был одомашнен еще в I тысячелетии до нашей эры.
  2. Более 90% или 15 миллионов изо всех живущих на земле яков обитают на Тибете. Яки как азиатский водный буйвол, африканский буйвол и американский бизон принадлежат к одной и той же семье крупного рогатого скота,
  3. Хотя тибетских летописях яки упоминаются как чрезвычайно опасные для человека животные, домашние яки вполне дружелюбные животные по отношению к людям особенно к детям.
  4. Интересно, что упряжь, в которую запряжены яки, сплетена из шерсти самих этих животных.
  5. У яков шерсть грубая, но нижний слой шерстного покрова мягкий как пух и на 10-15% теплее мериносовой шерсти, с одного яка в год начесывают не более одного килограмма такой шерсти, это примерно столько же, сколько дает ангорский кролик.
  6. Селекционеры умудрились скрестить яка с домашней коровой, получив животное хайнак.
  7. Факт, у яка практически нет врагов, единственным хищником способным одолеть дикого яка является тибетский волк и то только когда действует стаей.
  8. Не имеет запаха. Сыр, полученный из молока яка, имеет в своем содержании почти в два раза большее количество здоровых жиров, чем сыр из коровьего молока.
  9. В Монголии из молока яков молоко яка готовят напиток который называется арчи, что то наподобие кумыса, известное так же как «молочное вино».
  10. В тибетских монастырях масло яков применяют для монастырских светильников, оно при горении.
  11. Навоз тибетских яков в высушенном виде используется местными жителями как топливо, которое запасают впрок. Это факт.
  12. Из грубых волос хвостов яка создают поддельные бороды, которые носят актеры в китайских театрах.
  13. Кости яка тибетские ремесленники используют для изготовления различных изделий ручной работы, в том числе расчески, пуговицы и разные украшения.
  14. Интересно, что шерсть яков содержит большое количество окислов аминокислот, благодаря чему она устойчива к статическому электричеству, в результате чего одежда из таких тканей не наэлектизовывается и не подвержена искрению.
  15. В спортивных состязаниях рогатых животных, в том числе и родео, якам нет равных по силе и сноровке.

Марки с изображением яка

Яки в базовом лагере Эвереста

Лучше мотоцикла

Перед скачками

Что делать с этими людьми?

Сибирь

Все хорошо помнят фильм «Аватар» и того противного персонажа, который говорил, что «они сидят на моих бабках». Иногда складывается такое впечатление, что те фирмы, которые пытаются каким-то образом урегулировать отношения с людьми, проживающими в тех местах, где можно что-то добывать и продавать, именно так к ним относятся, то есть это люди, которые просто мешаются. Ситуация довольно сложная, потому что везде, во всех случаях, где происходит что-то подобное (это может быть какое-то священное озеро Ноуто, где проживают ханты или лесные ненцы, это может быть Кузбасс с его залежами угля, это может быть Сахалин с его запасами нефти), происходит некое столкновение интересов, более или менее отчетливо выраженное, между коренными малочисленными народами Севера, между местным населением, в принципе вообще всем. Потому что какая разница между тобой, аборигеном, и русским старожилом, ведущим себя точно так же, живущим на той же земле, занимающимся той же рыбалкой, охотой и так далее и точно так же страдающим от грязной воды и прочих негативных последствий добычи или разработки каких-то ископаемых. К числу так называемых стейкхолдеров, помимо аборигенов, относятся государственные структуры и сами компании, которые пытаются извлечь какую-то прибыль из этой земли.

Если ты не входишь в этот список коренных малочисленных народов Севера, то тебе будет гораздо сложнее защищать свою землю и свои права на тот образ жизни, который ты хочешь вести

Это важно – сохранять свою культуру, потому что если у тебя не будет той территории, где ты компактно проживаешь со своими соплеменниками, то будет очень сложно обеспечить твоим детям изучение родного языка, передачу каких-то традиционных ценностей. Это не значит, что исчезнет народ, пропадет, но в том, как ты воспринимаешь ситуацию, может быть такая мысль, что, если у меня пропадет язык, я перестану быть каким-то народом

Конечно, не перестанешь. По всей территории Сибири огромное количество народов Севера потеряло свои языки, но это не значит, что они не говорят ни на каком языке. Где-то родным стал якутский язык, практически у всех – русский. Тем не менее люди сохраняют свою этническую идентичность, они хотят развиваться дальше, и список дает им эту возможность.

Но здесь есть один интересный поворот, о котором пока никто не задумывался. Дело в том, что все чаще слышно среди молодого поколения у коренных малочисленных народов Севера, которое потеряло, собственно говоря, этническую специфику (они все говорят на русском языке, не носят традиционную одежду): «Мы – КМНсы, мы – КМНсы». Появляется некая общность, может быть, это сословная идентичность, как в царской России. И в этом смысле государству, видимо, имеет смысл присмотреться к тем процессам, которые сейчас происходят на Севере, и, возможно, если говорить о помощи, она может быть не конкретным этническим группам, а той новой сословной общности, которая называется коренные малочисленные народы Севера.

Имена

Раньше имя чукчи состояло из прозвища, которое ребенку давали на 5 день жизни. Имя давала ребенку мать, которая могла передать это право уважаемому всеми человеку. Распространено было проводить гадание на подвешенном предмете, с помощью которого определяли имя для новорожденного. У матери брали какой-нибудь предмет и по очереди называли имена. Если при произнесении имени предмет шевелится, им и называли ребенка.

Имена у чукчей делятся на женские и мужские, отличаются иногда окончанием. Например, имя женское Тынэ-нны и имя мужское Тынэ-нкэй. Иногда чукчи, чтобы ввести злых духов в заблуждение, называли мужским именем девочку, а мальчика — женским именем. Иногда с такой же целью ребенку давали несколько имен.

Имена означают зверя, время года или суток, в которое ребенок родился, место, где он появился на свет. Распространены имена, связанные с предметами обихода или пожеланиями ребенку. Например, имя Гитиннэвыт переводится «красавица».

Чукчи и все «остальные»

Немногочисленный народ чукчей расселен на огромной территории – начиная от Берингова моря до реки Индигирки, от Северного Ледовитого океана до реки Анадырь. Это территорию можно сравнить с Казахстаном, а на ней живет чуть больше 15 тысяч человек! (данные переписи населения России в 2010 году)

Название чукчи – это адаптированное для русского человека название народа «лоуратвеланы». Чукчи значит «богатый оленями» (чаучу) – так представились русским первопроходцам северные оленеводы в XVII веке. «Лоутвераны» переводится как «настоящие люди», так как в мифологии крайнего Севера чукчи – «высшая раса», избранная богами. В мифологии чукчей объясняется, что боги создали эвенков, якутов, коряков и эскимосов исключительно как рабов русских, чтобы они помогали чукчам торговать с русскими.

Аллея китовых костей

Самая известная достопримечательность Чукотки представляет собой 2 ряда китовых костей, вкопанных в землю на острове Итыгран. Ряды идут параллельно друг другу. Это остатки древнего святилища, построенного в XIII–XVI веках. Между костями стоят каменные ящики, в которых предки чукчей хранили китовое мясо, как в холодильнике. В некоторых из них археологами обнаружены мумифицированные остатки китового мяса.

Изучая почву, обнаружили, что аллея окружена китовыми черепами. Сейчас они лежат в грунте, но раньше находились на поверхности, отчего комплекс выглядел еще более внушительно. Аналогов китовой аллее в других местах Чукотки нет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: