Культурное наследие
Таким образом, задумка Павла Михайловича Третьякова о создании национального музея полностью сбылась. Третьяковка стала первой свободной для посещения галереей. В этом музее были собраны самые ценные для России произведения. Именно на такой результат и рассчитывал Павел Третьяков. Кратко говоря, галерея не только соединила в себе творения лучших авторов той эпохи, но и стала своеобразным символом и путеводителем для формирования будущего культурной России.
За всю историю своего существования Третьяковская галерея стала вместилищем для таких выдающихся произведений искусства, как работы Шильдера, Худякова, Трутнева, Саврасова, Трутовского, Бруни, Лагорио и Брюллова.
Особым почтением у великого ценителя пользовались работы передвижников. Павлу Михайловичу Третьякову импонировало их живое, духовное творчество, пропитанное любовью к родной земле, к Родине, к России. Коллекционер безошибочно определил со свойственным ему врожденным чувством прекрасного необычайную наполненность в работах этих мастеров. В их картинах были затронуты глубоко тревожившие Павла Михайловича темы справедливости, стремления к правде и процветанию. Недаром же творчество художников-передвижников занимает значительное место в коллекции Третьякова.
Ценитель и “охотник”
Что интересно, именно Третьяков был в числе ценителей живописи, обративших внимание на творения русских художников. В те времена бытовало мнение, будто русские живописцы не могут создать поистине оригинальные произведения, а большая часть их работ — лишь изображение деревенского колорита
Если же попадается что-то масштабное — то, как говорили, это будет выполнено непременно в западноевропейском стиле. Благодаря многим мастерам и меценатам (в том числе и Павлу Третьякову) общество поменяло своё мнение, увидев истинную красоту и самобытность русской живописи.
Илья Репин «Портрет Павла Михайловича Третьякова, основателя Галереи» / Третьяковская галерея, Москва
Как истинный ценитель живописи и страстный коллекционер, Третьяков вёл настоящую “охоту” за понравившимися произведениями. Известно, что однажды на выставке одну из картин захотел приобрести император Александр III, но выяснилось, что её уже купил Третьяков. Со второй и третьей работой произошло то же самое. Тогда император приказал не продавать работы на выставках до его визита. Находчивый Третьяков пошёл наперекор — теперь он стал приобретать картины ещё до их появления перед широкой публикой. На выставках же они появлялись с подписью “собственность П.М.Третьякова”.
Павел Третьяков передал своё детище городу. В 1893 году открылась Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. В просторных залах было представлено 1276 картин и 470 рисунков. До последних своих дней Третьяков оставался попечителем своей галереи, приобретая для неё новые работы. Он умер в 1898 году.
“Берегите галерею и будьте здоровы”, — именно такими стали последние слова Павла Михайловича, адресованные родственникам. Даже в последний миг своей жизни он помнил о своём творении, созданном с такой безграничной любовью — как к искусству, так и к людям.
Горе в семье Третьяковых
Не все дети Павла Третьякова смогли стать гордостью родителей. В 1887 году семью Третьяковых настигло неотвратимое несчастье: умер младший сын Павла Михайловича, серьёзно заболев скарлатиной. Ещё одним ударом, последовавшим за первым, стал вердикт докторов о слабоумии второго сына. Не перенеся такого сюрприза судьбы, меценат замкнулся в себе и стал совершенно отрешённым.
В 1893 году любимая супруга Павла Михайловича пережила микроинсульт, а через пять лет слегла с параличом. И тогда Третьяков осознал, что Вера Николаевна была для него дороже всего на свете. От переживаний он и сам слег, а 16 декабря покинул этот мир. Вера Николаевна ушла из жизни спустя три месяца после смерти мужа. В 1898 году галерея, по его завещанию, отошла в собственность города Москвы. А в 1918 году, по распоряжению вождя пролетариата, она получила название Государственной Третьяковской галереи. Во времена Советской власти в Третьяковской галерее были собраны не только картины художников 18-19-го веков, но и произведения художников послереволюционного периода: Кузьмы Петрова-Водкина, Юрия Пименова, Семена Чуйкова, Аркадия Пластова, Александра Дейнеки…
Первые шаги
Общаясь с известными людьми, Третьяков решает создать большой зал портретов своих соотечественников и современников. Для этого им был создан список имен, по которому Третьяков принимал заказы на портреты.
Место для будущего музея живописи Павел Михайлович выбрал в Лаврушинском переулке, где занялся строительством шикарного двухэтажного здания будущей Третьяковой галереи. Летом в 1893 году состоялось долгожданное открытие. Позже судьбу галереи решал народ. Она была передана городу Москве. В качестве награды самодержец предложил Павлу Михайловичу дворянский титул, но тот отказался, выбрав купечество, которым так гордился.
Павел Третьяков и Вера Мамонтова: единственная любовь основателя знаменитой галереи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Павел Михайлович Третьяков был потомком старинного купеческого рода. Павел с братом Сергеем продолжили дело отца, но коммерция не стала их единственным занятием. Еще в юности Павел начал коллекционировать гравюры и эстампы, а однажды загорелся идеей создать национальную художественную галерею. 22 мая 1856 г. он приобрел картину В. Худякова «Стычка с финляндскими контpaбандистами» – и этот день считают днем рождения Третьяковской галереи.
Павел Третьяков в свои 32 года был закоренелым холостяком. За его застенчивость и немногословность друзья прозвали его «неулыбой», а за слишком затянувшуюся холостую жизнь – «Архимaндритом». Уже никто не верил в то, что он когда-нибудь соберется жениться, как вдруг меценат объявил о своей помолвке с Верой Николаевной Мамонтовой. Один из его друзей, услышав эту новость, воскликнул: «И в голову не приходило, что Вы умеете влюблляться!».
Вера Николаевна тоже выросла в купеческой семье, в которой все увлекались искусством. Только ее страстью была не живопись, а музыка. Меценат посещал мамонтовские музыкальные вечера и все больше привязывался к 20-летней Вере, которая не блистала яркой красотой, но поражала интеллектом и женственностью.
Свадьбу сыграли 22 августа 1865 г. Бpaк оказался крепким и счастливым. У них родилось шестеро детей, в которых родители души не чаяли: «Искренно от всей души благодарю Бога за тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» – писал Третьяков жене. Их старшая дочь Вера в своих воспоминаниях описывала детство с особенной теплотой: «То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».
Однако семейное счастье отнюдь не было безоблачным: всю жизнь Вере Николаевне приходилось мириться с существованием соперницы, которой ее муж посвящал все свое время и отдавал все средства, – Третьяковской галереи. Меценат вел строгий учет расходов жены, проверял ее домашнюю бухгалтерию, заказывал сюртук только после того, как старый изнашивался. Все его деньги уходили на приобретение картин для галереи и на благотворительную деятельность: Третьяков жертвовал на университетский музей античного искусства, на Никольский храм, на содержание училища для глухонемых и художественных школ, на экспедицию Миклухо-Маклая и т. д.
Жена никогда не препятствовала его деятельности и не упрекала в этих тратах, даже если они были чрезмерными – как, например, когда он приобрел для галереи «Туркестанскую серию» Верещагина за 90 тысяч рублей (ровно столько составляло приданое Веры Николаевны). «Если ты доволен мной, дорогой мой, то я еще больше дорожу любовью такого драгоценного человека», – говорила она мужу.
В 1887 г. в семье случилось несчастье: от скарлатины умер младший сын, и Третьяков лишился единственного наследника. Его второй сын Михаил страдал слабоумием, поэтому передать дело было некому. В 1892 г. умер младший брат Павла Михайловича. После этих трагических событий Третьяков замкнулся в себе, стал молчаливым и угрюмым. В том же году он передал галерею в дар городу, оставшись ее попечителем. Император пожаловал меценату дворянский титул, но он не захотел отказываться от своего купеческого происхождения и не принял его.
В 1893 г. Вера Николаевна пережила микроинсульт, в 1898 г. ее разбил паралич. У постели больной жены Третьяков наконец признался: «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже – галерея или ты? Теперь я вижу, что ты мне дороже». В ноябре того же года Третьяков сам слег с обострением язвы желудка, а 16 декабря его не стало. Последними словами Третьякова были: «Берегите галерею!». Его жена пережила его на 3 месяца.
Коллекция и меценатство
Как и для большинства других представителей московского купечества, благотворительность Третьяковы считали делом обязательным. Попечительство школ и приютов, жертвование средств на нужды общества были частью их работы. В основе таких взглядов лежали христианские принципы: жертвование было миссией благодарности Богу за успех в делах и средством преодолеть «растлевающую силу» денег.
Меценат Павел Третьяков
При этом главной формой помощи был «отказ по завещанию», при жизни благотворителя крупные пожертвования делались редко – средства предпочитали вкладывать в оборот. В этом плане Павел Третьяков стал исключением – он начал вкладывать средства, как только получил такую возможность, причем год от года объемы его финансовой помощи только росли.
Он начал с попечительства учебного заведения для глухонемых детей, не отказывался и от непубличной поддержки друзей, соседей, местных церквей – словом, почти всех, кто к нему обращался. В 1876 году он согласился частично оплатить исследовательскую экспедицию Н. Н. Миклухо-Маклая в Южных морях, несколькими годами позже пожертвовал большую сумму на строительство православного храма в Токио.
Николай Миклухо-Маклай
Еще в детстве Павел увлекался собирательством небольших миниатюр, гравюр и литографий, скупая их на рынке и в лавках. Это стало предтечей грандиозной коллекции, которой он обзавелся, получив в распоряжение собственные средства. Позже он поставил перед собой задачу создать полноценное собрание русской живописи и сделать его общественным достоянием.
Интересный факт – предпочтение отечественным художникам он отдавал не только из патриотических чувств, но и потому, что в первое время неважно разбирался в искусстве и считал, что с соотечественниками работать проще, однако со временем в меценате проснулось настоящее художественное чутье, и он обзавелся репутацией признанного знатока искусства. Третьяков скупал картины на выставках в России и Западной Европе, специально заказывал художникам портреты и пейзажи видных современников (с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину), приобретал готовые коллекции и серии картин. Третьяков скупал картины на выставках в России и Западной Европе, специально заказывал художникам портреты и пейзажи видных современников (с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину), приобретал готовые коллекции и серии картин
Третьяков скупал картины на выставках в России и Западной Европе, специально заказывал художникам портреты и пейзажи видных современников (с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину), приобретал готовые коллекции и серии картин.
В 1874 году Павел Михайлович выстроил отдельное здание для галереи, а в 1888-м сделал ее посещение бесплатным. В 1892 году он официально передал и помещения, и их содержимое в дар городу, а в завещании сделал пометку о том, чтобы проценты с его капитала в дальнейшем тратились на пополнение коллекции. Приобретать новые экспонаты он продолжал до конца жизни за свой счет.
Картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, описан эпизод передачи галереи в дар Москве. Александр III, посетив дом промышленника в Лаврушинском переулке, попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что Павел Михайлович ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне все собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.
Павлом Михайловичем двигали исключительно бескорыстные мотивы. Прибыль с картин и галереи он не получал, а похвал в свой адрес терпеть не мог – славословия смущали его не на шутку. Поговаривали, что, когда критик Стасов написал о меценате восторженную статью, Третьяков едва не заболел от досады, а подарив собрание, он даже на время покинул Москву, не желая выслушивать благодарности.
Третьяковская галерея
Несмотря на щедрость, Павел Михайлович никогда не был расточителем. Его страсть к искусству не мешала ему подолгу торговаться, выискивать возможность купить подешевле и просить скидку, что, однако, было продиктовано не жадностью, а простым расчетом – чем выгоднее покупка, тем масштабнее в итоге станет коллекция, ведь сэкономленные деньги можно потратить еще на один шедевр.
На себе и семье он и вовсе предпочитал жестко экономить. Все траты, вплоть до милостыни, меценат аккуратно записывал, и по сохранившимся записям сегодня можно судить о грандиозных масштабах его благотворительной деятельности.
Коротко об истории создания Третьяковской галереи
Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.
Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.
В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.
На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.
Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год
Семья Третьяковых
Семья П.М. Третьякова. Слева направо: Вера, Иван, Вера Николаевна, Михаил, Мария, Мария Ивановна, Павел Михайлович, Александра, Любовь. 1884
Третьяковы принадлежали к старинному купеческому роду, который ведет свою родословную из Калужской губернии. Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Всего в семье было 9 детей, но от скарлатины умерло четверо из них, а затем умер отец, после чего все движимое и недвижимое имущество перешло к братьям Павлу и Сергею, которые успешно продолжили дело отца. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. У него было 6 детей. В семье все любили друг друга. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным». В 1887 году от скарлатины, осложненной менингитом, умер Ваня, всеобщий любимец, надежда отца.Павел Михайлович очень горевал. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Музыка, литература, иностранные языки, концерты, театры, художественные выставки, путешествия – вот составляющие домашнего воспитания в семье Третьяковых. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, В.Д. Поленов и многие другие. Любили в семье Третьякова путешествия – как по стране, так и за границу.
Сергей Михайлович Третьяков
Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т.п.). Была еще и благотворительная деятельность, о которой мы упоминали выше, а также участие в деятельности Православного миссионерского общества, он занимался попечительством о бедных, состоял членом Коммерческого суда, был членом разных обществ – художественных, благотворительных, коммерческих. По его завещанию большие суммы денег были выделены на содержание галереи, на Арнольдовское училище, на различные стипендии и др.
Интересные факты о Третьяковской галерее
- В 1929 году в Толмачах закрыли церковь Святителя Николая, которая сразу же стала одним из запасников Третьяковской галереи. Она была соединена с выставочными залами на верхнем этаже двухэтажного корпуса, который предназначался для экспонирования картины «Явление Христа народу» автора Александра Иванова.
- Во время Великой Отечественной войны коллекцию Третьякова эвакуировали в Новосибирск. Собрание заняло семнадцать вагонов.
- История картины «Грачи прилетели». Данную картину написал известный художник Алексей Саврасов. После смерти новорожденной дочери он много раз пытался повторить свою работу. Всё закончилось тем, что художник расписывал копией этой картины стены в трактирах. А на заработанные деньги покупал себе хлеб и водку.
- Для того чтобы получить нужную картину, Павел Михайлович оплачивал поездки художникам. В 1898 году Осип Браз написал портрет А. П. Чехова, который Павел Михайлович отправил в Ниццу. Однако самому писателю портрет не пришелся по вкусу.
- Всем известный Малевич написал четыре версии знаменитого «Чёрного квадрата», и две из них находятся в Третьяковской галерее.
Карьера
Братья, помня заветы отца, смогли не только сохранить семейный бизнес, но и развить его – вскоре, кроме фабрик, они уже заведовали торговлей хлеба, дров и полотен в местных лавках, а в середине 1860-х годов возглавили Ново-Костромскую льняную мануфактуру.
Под руководством Третьяковых фабрика стала быстро набирать обороты, несмотря на экономический кризис 1880 года. Вскоре она заняла первое место по объемам продукции в России. Братья открыли магазин в Москве на Ильинке, где стали предлагать покупателям ткани русского и иностранного производства – бархат, шерсть, лен, батист, а также платки, скатерти и одеяла.
После этого Павел и Сергей обзавелись двумя доходными домами в Костроме и Москве, земельными наделами в Костромской губернии. Всю прибыль они обычно делили пополам, однако жесткого разделения на «мое и твое» между ними не было – братья разумно распределяли капитал, исходя из семейного положения, потребностей и интересов каждого.
Третьяковым сопутствовала удача, но было бы несправедливым говорить, что им просто везло: оба слыли честными, работоспособными и энергичными людьми, не жалеющими себя ради любимого дела. Предприниматели Третьяковы были безупречными партнерами и шли по жизни рука об руку, связанные настоящей родственной любовью и крепкой дружбой, которую сохранили до конца дней.
«Не часто бывает, чтобы имена двух братьев являлись так тесно друг с другом связанными», – писал о них историк Павел Бурышкин.
Объединяла Сергея с Павлом и страсть к искусству: в театры и на концерты они ездили вместе, а знаменитое собрание картин правильнее было бы называть галереей имени Павла и Сергея Третьяковых.
Личная жизнь
Женился известный предприниматель поздно: заботы не оставляли времени на личную жизнь, да и любовные страсти Третьякова не интересовали. За затянувшуюся холостяцкую жизнь друзья прозвали его Архимaндритом. Лишь в 33 года он вступил в бpaк с Верой Мамонтовой, двоюродной сестрой коллеги-промышленника.
Павел Третьяков и его жена Вера
Невеста не блистала красотой, зато разделяла увлечение искусством, правда, предпочитая музыку, а не живопись. Это был союз по любви, а не по расчету, и их совместная жизнь в итоге оказалась мирной и счастливой. До конца дней Павел Михайлович и Вера Николаевна были неразлучны – ходили на концерты, занимались хозяйством и слали друг другу из поездок нежные письма.
Жена родила ему шестерых детей: сыновей Ивана и Михаила, дочерей Александру, Марию, Любовь и Веру. К сожалению, до взрослого возраста дожили только дeвoчки: Ваня скончался в 8 лет от скарлатины, а Миша родился больным и вскоре умер.
Павел Третьяков с семьей
В 1892-м Третьяков похоронил любимого брата Сергея. Тот тоже был коллекционером, хоть и не таким страстным, и они заранее распорядились о слиянии коллекций и передаче их городу. Его уход был внезапным, и Павел Михайлович сильно переживал потерю.
Биография Павла Третьякова
Павел Михайлович Третьяков появился на свет 15 декабря (27 декабря по новому стилю) 1832 года в Москве. Он был старшим из двенадцати детей потомственного купца III гильдии, предки которого перебрались в первопрестольную из Малоярославца в 1774 году. Отец будущего мецената владел пятью торговыми лавками в Гостином дворе и двумя фабриками — бумагокрасильной и отделочной.
Получив традиционное для купеческих детей той поры домашнее образование, Павел с юных лет помогал отцу в торговых делах. Но уже в 1848 году в семье Третьяковых случилась беда — от эпидемии скарлатины умерло четверо детей. Эти трагические события крайне негативно отразились на здоровье главы семейства, который скончался спустя два года.
В неполных 18 лет Павлу Третьякову пришлось взять в свои руки управление семейным делом. Вместе с младшим братом Сергеем молодой человек с большим воодушевлением принялся развивать отцовский бизнес и добился впечатляющих успехов на этом поприще. Впоследствии он стал одним из крупнейших российских предпринимателей, чье состояние измерялось миллионами рублей, а количество наемных работников исчислялось десятками тысяч человек.
В 1852 году Павел Третьяков совершил поездку в Санкт-Петербург. Здесь он посетил знаменитый Эрмитаж, побывал в Академии художеств и получил возможность увидеть множество картин великих мастеров живописи. Вернувшись в Москву, молодой человек твердо решил собрать собственную коллекцию предметов русского изобразительного искусства и активно занялся реализацией благородной цели.
Первыми документально подтвержденными приобретениями в коллекции Третьякова стали картины «Искушение» Николая Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Но это было только начало. Зарабатывая огромные деньги, меценат ежегодно тратил на покупку произведений искусства от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч рублей. У многих авторов он приобретал работы десятками, старинные картины находил в лавках антиквариата, вел оживленную переписку с художниками.
Благодаря кропотливой работе мецената коллекция Третьяковской галереи сегодня включает произведения огромного количества русских художников, в том числе:
- Алексея Саврасова;
- Льва Лагорио;
- Василия Перова;
- Ивана Крамского;
- Константина Флавицкого;
- Карла Брюллова;
- Ильи Репина;
- Александра Иванова;
- Виктора Васнецова;
- Василия Сурикова;
- Ивана Шишкина.
По коммерческим делам Павел Третьяков ежегодно совершал поездки по странам Европы, где с завидной регулярностью посещал музеи и выставки, знакомился с творчеством лучших мировых художников. Но в душе он всегда оставался настоящим патриотом и коллекционировал исключительно работы русских мастеров.
В 1865 году меценат женился на кузине Саввы Мамонтова — Вере Николаевне. В этом браке у него родились четыре дочери и два сына. К несчастью родителей, старший сын появился на свет умственно отсталым, а младший умер в девятилетнем возрасте от осложнений, вызванных эпидемией скарлатины.
Значительные средства Павел Третьяков на протяжении многих лет выделял на благотворительные цели. Он построил и финансировал работу медклиники для тяжелобольных, был попечителем училища для глухонемых детей и одним из спонсоров научного путешествия Миклухо-Маклая в Океанию. За заслуги перед Отечеством российский император хотел пожаловать Третьякову наследный дворянский титул, но меценат отказался от этой чести, выразив желание остаться потомственным купцом.
В 1874 году предприниматель построил в Лаврушинском переулке Москвы здание Художественной галереи, которую спустя 7 лет открыли для публичных посещений. С того времени в ней размещается крупнейшее собрание работ русских художников XVIII-XIX веков в истории страны. В 1892 году, после смерти брата Сергея, Павел Третьяков передал в собственность родному городу здание галереи и все собранные произведения. В ознаменование заслуг великого предпринимателя власти столицы присвоили ему звание «Почетный житель Москвы».
До конца своих дней Павел Третьяков коллекционировал картины русских художников, занимался расширением музея и выделял средства на его содержание. Он стал членом Российской академии искусств и получил почетный чин коммерческого советника, продолжал развивать семейный бизнес и приносил пользу обществу. Но 4 декабря 1898 года, не дожив 11 дней до 66-летия, после продолжительной болезни Павел Третьяков отошел в вечность.
Тело великого коллекционера было предано земле на Даниловском кладбище Москвы, в семейной усыпальнице. Но спустя 50 лет его прах перезахоронили на Новодевичьем мемориальном кладбище, где он сегодня и покоится с миром.
Примечания[править | править код]
- Официальная дата «15 (27) декабря» ошибочна.
- Отечественные архивы. — 2006. — № 3. — С. 108.
- Федорец А. «Я надеюсь на милость Бога…». А. А. Карзинкин как образец русского православного мецената // Москва. — 2011. — № 11.
- Михайлов К. Нас извлекут из-под обломков. Мартиролог (продолжение) // Новая юность. — 2003. — № 2(59).
- Кобелькова Л. А. «Образы времени в архитектуре второй половины XIX века. Архитектор А. С. Каминский (1829‒1897)» // Отечественные архивы. — 2011. — № 2. — С. 125.
- Александра Хохлова. «Графиня» в стране большевиков // Кино-Театр.РУ
- Создатели фильма: Василий Суриков // КиноПоиск
- Фильм Василий Суриков (1959) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
- Создатели фильма: П. М. Третьяков. История великой коллекции // КиноПоиск
- Сериал П. М. Третьяков. История великой коллекции (2011) — актеры и роли // Кино-Театр.РУ
Примечания
. Агент по устройству концертов.
. Крупные московские фабриканты.
. Боткин.
. Эти цифры мне хочется привести полностью:
1871—72 — 19 000 руб.
1872—73 — 15 303
1873—74 — 10 572
1874—75 — 68 620
1875—76 — 17 584
1876—77 — 7 021
1877—78 — 24 000
1878—79 — 17 250
1879—80 — 10 000 руб. + Верещагин
1880—81 — 23 000
1881—82 — 41 000
1882—83 — 104 000
1883—84 — 41 000
1884—85 — 43 540
1885—86 — 23 893
1886—87 — 37 622 руб.
1887—88 — 32 775
1888—89 — 32 270 руб. + Антокольскому 10 000 руб.
1889—90 — 45 130 руб. + Антокольскому 2 000 руб.
1890—91 — 35 085 руб.
1891—92 — 85 510 руб.
1892—93 — 10 682 руб.
1893—94 — 26 695 руб.
1894—95 — 909 руб.
1895—96 — 24 011 руб. + 15 000 руб.
1896—97 — 22 173 руб.
1897—98 — 20 135 руб.
. «Новости и Биржевая газета», 12 декабря 1898 г., № 342.
. ДОГАДИН Андрей Григорьевич (1870—1960), старший музейный служащий; получил от Всероссийского профессионального союза работников просвещения звание Героя Труда в 1923 году; работал в галерее с 1893 года; имел серебряную медаль за спасение художественных ценностей во время наводнения в 1908 году; скончался 1 января 1960 года.
. ЕРМИЛОВ Андрей Маркович (1854—1928), служил с 1872 года в качестве смотрителя галереи; имел золотую медаль за спасение художественных ценностей во время наводнения в 1908 году. В 1923 году получил от Всероссийского профессионального союза работников просвещения звание Героя Труда.
. МУДРОГЕЛЬ Николай Андреевич (1868—1942), старший музейный служащий; работал в галерее с юношеских лет и до конца жизни; получил от Всероссийского профессионального союза работников просвещения звание Героя Труда в 1923 году; имел золотую медаль за спасение художественных ценностей во время наводнения в 1908 году; написал воспоминания «58 лет в Третьяковской галерее» («Новый Мир», 1940, № 7).
. ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1860—1926), архитектор, автор здания Художественного театра, Северного вокзала и многих других.
. ТРЕТЬЯКОВА Александра Густавовна, урожд. Дункер, изображена вместе с детьми на картине «Утро на даче», написанной ее мужем Н.С. Третьяковым.
. Письмо Н.Ф. фон Мекк 2 марта 1887 года и письмо П.И. Чайковского 10 марта 1887 года (П. И. Чайковский, Переписка с Н.Ф. фон Мекк, т. III, «Academia», 1936, стр. 466—467).
. САФОНОВ Василий Ильич (1852—1918), пианист, дирижер, профессор Московской консерватории.
. Об уходе П.И. Чайковского из Московской консерватории М.И. Чайковский пишет: «Ближайшим поводом к тому было следующее: с осени 1889 года умирал в Москве профессор класса виолончели в Московской консерватории Фитценгаген. В кандидаты на его место П.И. Чайковский пророчил А. Брандукова, превосходного виртуоза с европейской известностью, ученика той же Московской консерватории, любимца Н.Г. Рубинштейна, имевшего все данные с честью занять место профессора. В.И. Сафонов энергично восстал против этой кандидатуры и выставил своих кандидатов. Петр Ильич уступил, но остаться в дирекции счел невозможным…» (М. И. Чайковский, Жизнь П.И. Чайковского, т. III, изд. П.И. Юргенсона, 1900, стр. 351).
В свою очередь Петр Ильич в письме к П.И. Юргенсону 19 февраля 1890 года писал: «…но Сафоновским адъютантом я отнюдь не намерен быть. Между тем он обнаружил столько разных качеств как директор, что нужно сделать все возможное, чтобы удержать его… (там же, стр. 352).
. ХОХЛОВА Александра Сергеевна, старшая дочь А.П. и С.С. Боткиных, заслуженная артистка Республики, профессор Государственного института кинематографии.
. НОТГАФТ Анастасия Сергеевна, младшая дочь А.П. и С.С. Боткиных, научный работник Театрального музея в Ленинграде. Умерла во время блокады Ленинграда в 1942 году.
. СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ (псевдоним Сергея Васильевича ФЛЕРОВА) (1841—1901), педагог и журналист, постоянный сотрудник «Русского вестника», «Московских ведомостей»; начиная с 1875 года помещал рецензии по вопросам театра, музыки и изобразительного искусства.
. РЕЗАНОВ Федор Федорович, московский купец.
. НАЙДЕНОВ Александр Александрович, доверенный торгового дома А. и Г. Хлудовых.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |