Цветная фотография
Если раньше всё происходящее стремилось попасть на бумагу, то теперь вся жизнь направлена на получение фотографии. Поэтому без этого изобретения, ставшего частью маленькой, но насыщенной истории фотографии, мы бы не увидели такой “реальности”. Сергей Михайлович Прокудин-Горский разработал особую фотокамеру и представил своё детище миру в 1902 году. Эта камера была способна делать три снимка одного и того же изображения, каждый из которых пропускался сквозь три совершенно разных световых фильтра: красный, зеленый и синий. А патент, полученный изобретателем в 1905 году, можно без преувеличения считать началом эры цветной фотографии в России. Это изобретение становится намного качественнее наработок зарубежных химиков, что является важным фактом ввиду массового интереса к фотографии по всему миру.
Наука и жизнь
- В 1881 году Владимир поступает на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где ему преподают такие известные ученые, как Д.И. Менделеев и В.В. Докучаев. Специальностью Вернадского стали геология и минералогия, он участвует в почвоведческих экспедициях в Нижегородскую и Полтавскую губернии. Тогда же он пишет свою первую научную работу.
- Помимо обучения студента живо интересуют социальные проблемы, которые будут волновать его на протяжении всей жизни. В студенческие годы он принадлежал к народническому кружку «Братство «Приютино»». После участия в одном из студенческих выступлений был задержан полицией.
- В этом же кружке Владимир встретился с Натальей Егоровной Старицкой, на которой он женился в 1886 году. Так вместе они проживут 56 счастливых лет.
- После окончания университета был назначен хранителем его Минералогического кабинета в 1885 г.
- Готовясь к получению звания профессора, в 1888—1890 гг. отправился в командировку в Германию, Францию и Италию. Во время путешествия он знакомится с геологом А.П. Павловым, который приглашает его в Москву.
Профессор Владимир Вернадский
- С 1890 г. Вернадский работает на кафедре кристаллографии и минералогии Московского университета. Со своими студентами он устраивал летние экскурсии на Урал, в Крым, Северный Кавказ и Закавказье, Украину и Польшу. Сам ученый также бывал в командировках в Скандинавии, Англии, Ирландии и Греции. В процессе своей работы начал изучать радиоактивность и углубленно заниматься геохимией, что приведет его к созданию новой науки — биогеохимии.
- Как и всегда неравнодушный к социальным проблемам, в это время Вернадский вел активную общественную деятельность в Тамбовской губернии. Регулярное посещение и управление унаследованным от отца имением Вернадовка привело ученого к осознанию бедственного положения региона. Его особенно волновали вопросы образования, и благодаря его усилиям было открыто множество школ, библиотек и больниц. Когда же в губернии начался голод, Владимир. организовал Комитет помощи крестьянам и помог в открытии более ста столовых для голодающих.
- Не осталась в стороне и политика. В начале 20-го века ученый участвует в общероссийских земских съездах, работа которых привела к изменениям в политической обстановке страны, а затем и к Первой русской революции. Он становится членом конституционно-демократической партии и одним из предводителей борьбы за демократические свободы. Состоял в Центральном комитете кадетской партии до 1919 года и многократно входил в состав Государственного Совета.
В. Вернадский в состав Государственного Совета
- В 1911 году по политическим причинам из Московского университета были уволены несколько профессоров. В качестве протеста в отставку подали более ста преподавателей, среди которых был и В.И. Вернадский. Так закончилось его 20-летнее преподавание в Москве.
- В 1917 году он становится членом Временного комитета Государственной Думы и одним из подписавших телеграмму царю, требующую его отречения от престола. Занимая влиятельные посты, он вновь занимается прежде всего вопросами просвещения. Однако победа большевиков, которую Вернадский считал поражением демократии, вынудила его покинуть Петроград и переехать на Украину.
- Он читает лекции по геохимии в Киевском университете и закладывает основы Украинской академии наук, первым президентом которой становится в 1918 г.
- В 1919 году переезжает с семьей в Крым, где работает преподавателем, а затем ректором Таврического университета, снова неустанно отстаивая идеи свободы университетского образования.
- В 1920 году семья возвращается в Петроград, где ученый организует создание Радиевого института.
- К 1920-м годам Вернадский окончательно формирует свои идеи о биосфере, изложенные им в одноименной книге. В 1921 г. он получает приглашение в Сорбонну, где читает лекции по геохимии, что приносит ему и его научной работе широкую известность и признание. Эти лекции были затем изданы во Франции в виде книги «Геохимия».
- После возвращения из Франции Вернадский занимается созданием и развитием новой науки о живом веществе, которую он называет биогеохимией. В 1928 г. он открывает Биогеохимическую лабораторию Академии наук.
- В 1935 г. по состоянию здоровья отправляется за границу и после выздоровления снова работает во Франции, Англии и Германии.
- С началом войны был эвакуирован с семьей в Казахстан, где в 1943 г. умирает его жена Наталья Егоровна.
- После пережитой потери В.И. возвращается в Москву, где пишет статью, развивающую идеи о ноосфере.
- В конце 1944 года ученый простужается, что приводит к кровоизлиянию в мозг, и 6 января 1945 года он скончался.
Трудное время
В начале 1917 года В. И. Вернадский почувствовал ухудшение здоровья. Он вынужден был уехать на Украину, где попал в гущу событий Гражданской войны. Ученый не сразу принял новую власть, считая революционное движение символом уничтожения русской интеллигенции и разложения национальной культуры.
Перебравшись в Киев, он занялся организацией работы в Академии наук и пытался продолжить исследования. Ученый честно исполнял свой долг, стараясь даже в таком круговороте событий сохранить библиотеку с редкими экземплярами книг. Несмотря на постоянную смену властей, пытался договориться о финансировании научных работ.
Известным фактом биографии Вернадского в период Гражданской войны является его постоянное перемещение по стране во избежание столкновения с новой властью. Ученый имел возможность выехать за границу, но не смог оставить Родину и продолжил исследования. Большевистский режим застал его в Крыму в январе 1921 года. Вместе со своим соратником С. Ф. Ольденбургом он был переправлен в Петроград.
Вернадскому удалось избежать репрессий благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко, который когда-то являлся его студентом. После непродолжительного ареста ученый был освобожден и вместе с дочерью отбыл в Мурманск, чтобы продолжить работу.
Московский университет
Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.
Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.
В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.
В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок — дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.
Вскоре профессор замечает, что «вырастил» целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль — геохимия.
4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его — прямое тому подтверждение) становится академиком.
Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал «вернадскитом».
Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.
Несколько слов о биосфере
По расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:
- Рассеянные атомы.
- Вещества, возникшие из живого.
- Элементы космического происхождения.
- Вещества, образованные вне жизни.
- Элементы радиоактивного распада.
- Биокостные.
- Живые вещества.
Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.
А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:
- Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
- Создание единой информационной системы для всего человечества.
- Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
- Умение человека управлять широкими народными массами.
- Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.
Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания — это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.
Общественная деятельность
Во время учебы в университете Владимир Иванович активно участвовал в общественной жизни, проникнувшись социальными проблемами. Он состоял в народном кружке литераторов, где регулярно делал публикации на злободневные темы. Его волновали вопросы образования в России и общее положение дел в стране.
Будучи уже состоявшейся личностью, ученый не остался в стороне от народа и был выбран гласным в Тамбовской губернии. Вернадский открыл бесплатные столовые для бедноты и ходатайствовал о доступности образования. Благодаря Владимиру Ивановичу были открыты школы и больницы в небольших населенных пунктах, организованы библиотеки. Вернадский сознательно посвятил часть своей жизни помощи людям, он искренне желал создать лучшие условия жизни для населения.
Он выступал как делегат от Тамбовского земства на съезде в Петербурге и Москве, отстаивая права граждан. Вернадский полагал, что политический курс следует изменить в сторону европейских ценностей. Ученый стал одним из первых, кто развивал либеральное движение в России. В связи с недовольством населения в 1906 году правительство пошло на уступки, учредив Государственную думу. Вплоть до 1919 года ученый состоял в партии кадетов, выступал за ограничение монархической власти, отмену смертной казни и автономию университетов.
Генри Робертс — отец персонального компьютера
И закрывает наш ТОП-10 изобретений — ПК или персональный компьютер. Как и телевидение, компьютеры появились относительно недавно, но уже сейчас мы не можем представить нашу жизнь без этих помощников.
Всем известно, что первые компьютеры представляли собой громоздкие сооружения, занимавшие целые помещения. Они были предназначены для вычислительных работ в крупных компаниях, и мало кто мог представить себе, что через несколько десятков лет компьютер будет в каждом доме.
Эпоха огромных компьютеров началась в 40-х годах, а закончилась в 1975 году, когда американская компания Micro Instrumentation and Telemetry Systems (MITS) создала первый пользовательский ПК.
Сущность и состав биосферы
Вернадский определяет биосферу как «лик земли» — наружную часть или поверхность, которая служит границей между землей и космосом. Биосфера поглощает космические излучения, исходящие от всех небесных тел, среди которых только солнечные лучи определяют основные признаки ее механизма. Солнечная энергия превращается в биосфере в земные силы, частью которых являются и живые организмы.
По Вернадскому биосфера состоит из:
- живого вещества;
- косного (неживого) вещества;
- неживого биогенного вещества;
- биокосного вещества.
Живое вещество в учении академика играет ведущую роль, представляя собой совокупность всех живых организмов, населяющих пространство планеты. Вернадский полагал, что химическая энергия биосферы в своей активной форме возникает у энергии Солнца совокупностью живым организмов — живым веществом земли. Из этого следует, что с прекращением жизни прекратятся и химические изменения на поверхности Земли, то есть в биосфере.
Количество живого вещества он называл биомассой, величина которой за все время почти не изменилась. Это означает, что все живые вещества, когда-либо проживавшие на Земле, не отличались друг от друга. При этом для сохранения жизни они нуждаются в воде, минеральных веществах, оптимальной температуре и др.
Косное вещество представляет собой совокупность таких веществ в биосфере, которые образуются в результате процессов, не связанных с участием живых организмов. К косным веществам относятся глубинные породы, выбрасываемые вулканами, магматические происхождения, осадочные породы и т.д.
Биогенными веществами Вернадский называл органические образования, возникшие в ходе деятельности живых существ современной и прошлых геологических эпох. Они представляют собой остатки умерших организмов и продуктов жизнедеятельности. К примеру, уголь, торф, газы атмосферы, мел, почвенный гумус и т.д.
Биокосное вещество возникает из взаимодействия живых организмов с косными неживыми веществами. К таким образованиям можно отнести почву, воду обитаемых водоемов, глинистые минералы и т.д.
Границы биосферы, согласно учению Вернадского, заканчиваются там, где останавливается распространение живых организмов, так как условия жизни за границами биосферы неблагоприятны для жизни. Биосфера является единственной областью земной коры, где есть жизнь. Взаимодействие «лика земли» с живыми организмами устроено так, что после смерти они отдают ей свои атомы и непрерывно берут атомы у нее. При этом в пределах биосферы не существует полностью безжизненных участков, так как даже в самых непригодных условиях можно найти бактерии и другие микроорганизмы.
Образование
Спустя время семья вернулась в Санкт-Петербург, где будущий ученый продолжил свое образование. Он поступил в гимназию, где заинтересовался естественнонаучными трудами, тем самым определив свой дальнейший жизненный путь. Молодой человек также проявлял склонность к изучению иностранных языков, которые преподавались в школе на высоком уровне.
После окончания гимназии Владимир был зачислен на 1-й курс Университета в Санкт-Петербурге. Его выбор пал на естественно-математический факультет, где его преподавателями были известные ученые того времени: Д. И. Менделеев, Н. Н. Бекетов.
Карьера
Владимир Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1885 году, и его труды были высоко оценены в научных кругах. Заметив его интерес к минералогии, В. В. Докучаев предложил молодому человеку принять участие в организации музея при университете.
Как было принято в то время, Владимир проходил стажировку за границей – сначала в Германии, потом во Франции. В Мюнхене Вернадский изучал кристаллографию, а в Париже совершенствовался в горном деле. По возвращении домой он занимал должность доцента Московского университета. В его обязанности входило чтение лекций и занятия со студентами.
Избранные работы
- Геохимия, издано на русском языке 1924 г.
-
Биосфера, впервые опубликовано на русском языке в 1926 году. Перевод на английский язык:
- Oracle, AZ, Synergetic Press, 1986, ISBN 0-907791-11-5, 86 с.
- тр. Дэвид Б. Ленгмюр, изд. Марк А. С. Макменамин, Нью-Йорк, Коперник, 1997, ISBN 0-387-98268-X, 192 с.
- Очерки геохимии и биосферы, тр. Ольга Бараш, Санта-Фе, Нью-Мексико, Synergetic Press, ISBN 0-907791-36-0, 2006
Дневники
- Дневники 1917–1921: октябрь 1917-январ 1920 (Дневники 1917–1921 гг.), Киев, Наукова думка, 1994, ISBN 5-12-004641-X, 269 с.
- Дневники. Март 1921 — август 1925 (Дневники 1921–1925 гг.), Москва, Наука, 1998, ISBN 5-02-004422-9, 213 с.
- Дневники 1926–1934 гг. (Дневники 1926–1934 гг.), Москва, Наука, 2001, стр. ISBN 5-02-004409-1, 455 с.
- Дневники 1935–1941 в двух книгах. Книга 1, 1935–1938 гг. (Дневники 1935–1941 гг. В двух томах. Том 1, 1935–1938 гг.), Москва, Наука, 2006,ISBN 5-02-033831-1, 444 с.
- Дневники 1935–1941 в двух книгах. Книга 2, 1939–1941 гг. (Дневники 1935–1941 гг. Том 2, 1939–1941 гг.), Москва, Наука, 2006, ISBN 5-02-033832-X, 295 с.
Трудное время
В начале 1917 года В. И. Вернадский почувствовал ухудшение здоровья. Он вынужден был уехать на Украину, где попал в гущу событий Гражданской войны. Ученый не сразу принял новую власть, считая революционное движение символом уничтожения русской интеллигенции и разложения национальной культуры.
Перебравшись в Киев, он занялся организацией работы в Академии наук и пытался продолжить исследования. Ученый честно исполнял свой долг, стараясь даже в таком круговороте событий сохранить библиотеку с редкими экземплярами книг. Несмотря на постоянную смену властей, пытался договориться о финансировании научных работ.
Известным фактом биографии Вернадского в период Гражданской войны является его постоянное перемещение по стране во избежание столкновения с новой властью. Ученый имел возможность выехать за границу, но не смог оставить Родину и продолжил исследования. Большевистский режим застал его в Крыму в январе 1921 года. Вместе со своим соратником С. Ф. Ольденбургом он был переправлен в Петроград.
Вернадскому удалось избежать репрессий благодаря ходатайству наркома здравоохранения Н. А. Семашко, который когда-то являлся его студентом. После непродолжительного ареста ученый был освобожден и вместе с дочерью отбыл в Мурманск, чтобы продолжить работу.
Искусственное сердце
Имя Владимира Петровича Демихова связано не с одной операцией, которая совершалась впервые. Удивительно, но Демихов не был врачом – он был биологом. В 1937 году, будучи третьекурсником биологического факультета Московского государственного университета, он создал механическое сердце и поставил его собаке вместо настоящего. Собака жила с протезом около трех часов. После войны Демихов устроился в Институт хирургии Академии медицинских наук СССР и создал там небольшую экспериментальную лабораторию, в которой начал заниматься исследованиями по пересадке органов. Уже в 1946 году он первым в мире осуществил пересадку сердца от одной собаки другой. В том же году он тоже впервые провел пересадку собаке сердца и легкого одновременно. И что самое главное – собаки Демихова жили с пересаженными сердцами по несколько суток. Это был настоящий прорыв в сердечно-сосудистой хирургии.
Парашют
Глеб Евгеньевич Котельников был актером труппы Народного дома на Петербургской стороне. Тогда же, под впечатлением от гибели летчика, Котельников занялся разработкой парашюта. До Котельникова лётчики спасались с помощью длинных сложенных «зонтов», закреплённых на самолёте. Их конструкция была очень ненадёжна, к тому же они сильно увеличивали вес самолёта. Поэтому использовали их крайне редко. Свой законченный проект ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич предложил в 1911 году. Но, несмотря на успешные испытания, патент в России изобретатель не получил. Вторая попытка была более удачной, и в 1912 году во Франции его открытие получило юридическую силу. Но и этот факт не помог парашюту начать широкое производство в России из-за опасений начальника российских воздушных сил, великого князя Александра Михайловича, что при малейшей неисправности авиаторы будут покидать аэроплан. И только в 1924 году он наконец-то получает отечественный патент, а позже передает все права на использование своего изобретения правительству.
Жизнь в Петербурге
В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов – 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.
Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.
С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные производительные силы России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки – биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.
Биология и другие науки
В 1881 году Вернадский поступил на естественное отделение физмата Петербургского университета. Педагогами талантливого юноши были Бекетов, Менделеев, Докучаев, основатель школы почвоведения. Докучаев, как руководитель естественного отделения, на котором обучался и защищал диссертацию Вернадский, предложил своему подопечному должность хранителя кабинета минералогии.
В 1888 году молодой ученый уехал в Европу на стажировку. Вначале он практиковался в кристаллографии в Мюнхене, а затем отправился в Париж, в горную школу Коллеж де Франс. Спустя два года, по возвращении на родину, Вернадского назначили руководителем кафедры минералогии в Московском университете.
Академик Владимир Вернадский
На должности преподавателя Владимир Иванович проработал без малого двадцать один год. В 1891 году молодой ученый защитил магистерскую диссертацию, а в 1897 году – докторскую диссертацию и стал доктором и профессором минералогии. В перерыве между двумя диссертациями Вернадский много путешествовал. С научными экспедициями он объездил всю Россию, Европу, проводя геологические изыскания.
В 1909 году на XII съезде естествоиспытателей Владимир Иванович прочел доклад о совместном нахождении минералов в земной коре, заложив основы новой науки – геохимии. В годы преподавания в Московском университете профессор провел колоссальную работу, изменив существовавшее до того времени представление о минералогии. Ученый отделил минералогию от кристаллографии, связав первую науку с математикой и физикой, а вторую – с химией земной коры и геологией.
Владимир Вернадский за работой
Одновременно с новаторскими работами в области минералогии Вернадский вплотную подошел к открытию геохимии, а изучение явлений жизни привело его к началам биогеохимии. В тот же период этот удивительно разносторонний человек интересовался радиоактивностью элементов, историей российской науки и философией, а также был вовлечен в политику и общественную жизнь страны на высшем уровне.
В начале XX века ученый стал академиком Петербургской Академии Наук, заведовал Минералогическим музеем. Профессор в 1909 году основал Радиевую комиссию, руководившую поиском минералов, и сам участвовал в этих экспедициях, о чем свидетельствуют архивные фото. В 1915 году Вернадский организовал комиссию (КЕПС), главной задачей которой являлось изучение сырьевых ресурсов страны, включая радиоактивные минералы.
В начале двадцатого столетия Вернадский помогал организовывать бесплатные столовые для страдающих от голода крестьян, участвовал в работе земских съездов, был избран в Государственный Совет российского парламента, а после возглавил Министерство народного просвещения при Временном правительстве.
Владимир Вернадский с учениками
До 1919 года профессор состоял в Кадетской партии, придерживался либерально-демократических взглядов. На этой почве ему пришлось покинуть Россию после переворота 1917 года. В мае 1918 года Вернадский с семьей переехал на Украину, где организовал и стал первым председателем Украинской Академии Наук, преподавал геохимию в Таврическом университете Крыма.
В 1921 году Вернадские вернулись в Петроград. Владимир Иванович возглавил метеоритный отдел Минералогического музея и организовал экспедицию на место падения Тунгусского метеорита. Казалось, жизнь наладилась, и ученый вновь сможет отдаться науке. В том же году Вернадского арестовали и обвинили в шпионаже, но позже освободили благодаря дружеской протекции и поддержке: сокурсники академика Карпинский и Ольденбург отправили соответствующие телеграммы Ленину и Луначарскому.
Владимир Вернадский в Академии наук
В период с 1922 по 1926 год профессор читал лекции во Франции, в Парижском университете, а затем в Праге. За это время академик успел подготовить издать книги и статьи:
- «Геохимия»;
- «Живое вещество в биосфере»;
- «Автотрофность человечеств».
В 1926 году, вернувшись в Ленинград, ученый стал директором Радиевого института, а в 1928 году – вновь образованной биогеохимической лаборатории. В разные годы Вернадский возглавлял научные сообщества, занимающиеся исследованиями вечной мерзлоты, подземных вод, геологического возраста горных пород, тяжелой воды. В 1940 году академик возглавил комиссию по урану, фактически став основателем ядерной программы Советского Союза.
Карьера
Владимир Иванович успешно защитил кандидатскую диссертацию в 1885 году, и его труды были высоко оценены в научных кругах. Заметив его интерес к минералогии, В. В. Докучаев предложил молодому человеку принять участие в организации музея при университете.
Как было принято в то время, Владимир проходил стажировку за границей — сначала в Германии, потом во Франции. В Мюнхене Вернадский изучал кристаллографию, а в Париже совершенствовался в горном деле. По возвращении домой он занимал должность доцента Московского университета. В его обязанности входило чтение лекций и занятия со студентами.
Желание стать ученым
Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.
В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию
Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут
В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.
В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.
И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.
Наука и философия
Владимир Вернадский считал, что философия и наука – это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел – реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия – это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь – это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.
В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум – это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.
Основные положения учения о биосфере
Ключевые положения учения Вернадский изложил в работах «Биосфера», «Область жизни», «Биосфера и космос». Ученый обозначил границы биосферы, включив в нее всю гидросферу вместе с океаническими глубинами, земную поверхность (верхний слой литосферы) и часть атмосферы до уровня тропосферы. Биосфера является целостной системой. Если один из ее элементов погибнет, то биосферная оболочка разрушится.
Вернадский первый из ученых, кто стал употреблять понятие «живое вещество». Жизнь он определял как фазу развития материи. Именно живые организмы подчиняют себе другие процессы, которые происходят на планете.
Характеризируя биосферу, Вернадский утверждал следующие положения:
- биосфера является организованной системой;
- живые организмы являются доминирующим фактором на планете, и они сформировали современное состояние нашей планеты;
- на земную жизнь оказывает влияние космическая энергия
Таким образом, Вернадский заложил основы биогеохимии и учений о биосфере. Многие его утверждения актуальны на сегодняшний день. Современные ученые продолжают изучать биосферу, но они также уверенно опираются на учение Вернадского. Жизнь в биосфере распространена везде и всюду обитают живые организмы, которые за пределами биосферы существовать не могут.
Достижения Николая Вавилова
Еще одним именем, которое почитают ученые-биологи, является имя Николая Вавилова. Он являлся не только генетиком и растениеводом, но и географом, создателем учения об основах селекции и о центрах происхождения культурных растений. Вавилов организовывал экспедиции в страны Средиземноморья, Северной и Южной Америки, Африки. Все это делалось для того, чтобы расширить знания в области ботаники и агрономии. Ведь ученые-биологи должны исследовать места распространения растений и окружающие их условия, а не только черпать информацию в стенах лабораторий.
Вавиловым была собрана одна из самых крупных коллекций семян разных растений. Ученый обосновал учение об иммунитете растений, а также закон гомологических рядов и наследственной изменчивости живых организмов. Но в 1940 году Вавилов был арестован по обвинению в шпионаже. Согласно приговору, ученого должны были расстрелять. Однако решение было заменено на помилование — двадцать лет лишения свободы. Вавилов скончался от истощения в 1943 году в тюремной больнице города Саратова.
Сущность биосферы
На сегодняшний день существует несколько понятий биосферы, основным среди которых считается следующее: биосфера – это среда существования всех живых организмов. Область охватывает большую часть атмосферы и заканчивается в начале озонового слоя. Также в биосферу входит вся гидросфера и некоторая часть литосферы. В переводе с греческого слово означает «шар» и именно в пределах этого пространства обитают все живые организмы.
Ученый Вернадский считал, что биосфера – это организованная сфера планеты, которая находится в контакте с жизнью. Он первый создал целостное учение и раскрыл понятие «биосферы». Работа российского ученого началась в 1919 году, а уже в 1926 гений презентовал миру свою книгу «Биосфера».
Согласно Вернадскому биосфера – это пространство, область, место, которое состоит из живых организмов и среды их обитания. Кроме того, ученый считал биосферу производным. Он утверждал, что она является планетарным явлением, имеющим космический характер. Особенностью данного пространства является «живое вещество», которое населяет пространство, а также придает уникальный облик нашей планете. Под живым веществом ученый понимал все живые организмы планеты Земля. Вернадский считал, что на границы и развитие биосферы влияют различные факторы:
- живое вещество;
- кислород;
- углекислый газ;
- вода в жидком состоянии.
Эту среду, в которой сосредоточена жизнь, могут ограничивать высокие и низкие температуры воздуха, минеральные вещества и чрезмерно соленая вода.