Личная жизнь
Многих современных ценителей поэзии интересует биография и творчество Зинаиды Гиппиус. Но кратко изложить все важные моменты из жизни этого талантливого человека просто невозможно. В начале 1888 года Зинаида вместе со своей матерью переехала в Боржоми. Именно там будущая поэтесса в возрасте 18 лет познакомилась с писателем Дмитрием Мережковским
Этот творческий мужчина отличался от всех остальных поклонников юной красавицы своей мечтательностью и вдумчивостью, что и привлекло внимание Зинаиды
Постепенно между парой возникла близость на духовном уровне, из-за чего они решили расписаться. Через 11 месяцев после знакомства влюблённые обвенчались в старинной церкви Архангела Михаила. Уже в скором времени пара решила перебраться в Петербург. В своих заметках Зинаида неоднократно указывала, что после венчания она не разлучалась со своим Дмитрием ни на один день в течение всей их семейной жизни.
Настоящий взлёт творчества девушки произошёл в тот период, когда она вместе со своим мужем переехала в Петербург. В этом городе перед Зинаидой открылось гораздо больше возможностей, так как она познакомилась с опытными поэтами, драматургами, писателями, философами и художниками. Близкие Гиппиус говорили, что общество не всегда понимало, но охотно принимало эксцентричную и немного дерзкую литераторшу.
Так как влюблённая пара занималась исключительно творчеством, они договорились, что Зинаида будет писать исключительно свою любимую прозу, а вот Дмитрий займётся поэзией. Но уже через некоторое время Мережковский первым нарушил устную договорённость, так как он решил написать целый роман о Юлиане Отступнике. После этого Гиппиус поняла, что их брак построен на родстве духовного мира и общности творческих идей.
Литература
Дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга. Все молодые мыслители и начинающие писатели мечтали попасть на литературные вечера супругов. Посетители салона признавали авторитет Гиппиус и в большинстве своем считали, что именно ей принадлежит главная роль в начинаниях сообщества, сложившегося вокруг Дмитрия Сергеевича.
В литературных кругах столицы Зинаида Николаевна была на передовых позициях: при ее содействии состоялся литературный дебют Александра Блока, она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама, ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.
Уже с 1888 года она начала печататься: первой ее публикацией были стихи в журнале «Северный вестник», затем рассказ в «Вестнике Европы». Позже для публикации литературно-критических статей она взяла себе псевдоним – Антон Крайний. Литераторша писала обо всем: о жизни («Почему», «Снег»), о любви («Бессилие», «Любовь одна»), о Родине («Знайте!», «14 декабря», «Так и есть», «Она не погибнет»), о народе («Крик», «Стекло»).
Стихи Зинаиды Гиппиус, как и проза Дмитрия Мережковского, не вписывалась в рамки общепринятой литературы. Поэтому издатели печатали их произведения на свой страх и риск.
Гиппиус оказалась у истоков зарождающегося в России символизма. Наряду с Федором Сологубом, Валерием Брюсовым, Николаем Минским, Константином Бальмонтом, Иннокентием Анненским ее возвели в ранг «старшего символиста» еще при жизни.
Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, тоскливое ощущение разобщенности с людьми и в то же время жажда одиночества. В рассказах двух первых книг «Новые люди» (1896 год) и «Зеркала» (1898 год) господствовали идеи Достоевского, которые Гиппиус пропустила через призму собственного декадентского мировосприятия.
В идейно-творческом развитии писательницы большую роль сыграла Первая русская революция (1905–1907 года). После нее в свет вышли сборники рассказов «Черное по белому» (1908 год), «Лунные муравьи» (1912 год); романы «Чертова кукла» (1911 год), «Роман-царевич» (1913 год). В своих произведениях Гиппиус утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.
Встретив враждебно Октябрьскую революцию 1917 года, Гиппиус вместе с мужем эмигрирует в Париж. Эмигрантское творчество Зинаиды состоит из стихов, воспоминаний и публицистики. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию и пророчила ей скорое падение.
Обосновавшись в Париже, где у них еще с дореволюционных времен осталась квартира, Мережковские возобновили знакомство с цветом русской эмиграции: Николаем Бердяевым, Иваном Шмелевым, Константином Бальмонтом, Иваном Буниным, Александром Куприным и другими.
В 1926 году супруги организовали литературно-философское братство «Зеленая лампа» – своего рода продолжение одноименного сообщества начала XIX века, в котором участвовал Александр Пушкин.
Собрания были закрытыми, а гости приглашались исключительно по списку. Постоянными участниками «заседаний» были Алексей Ремизов, Борис Зайцев, Иван Бунин, Надежда Тэффи, Марк Алданов и Николай Бердяев. С началом Второй мировой войны сообщество прекратило свое существование.
Одесса, Украина
Анна Ахматова (23 июня 1889 – 5 марта 1966 гг.)
«Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, „Крейцеровой сонатой“ Толстого, Эйфелевой башней…»
Первые публикации под именем «Анна Ахматова» появились в 1911 году.
Репрессиям были подвергнуты близкие ей люди: первый муж, третий муж и сын.
С 1923 по 1934 практически не печаталась. Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям.
Ахматову писали и рисовали многие художники. Любимый портрет поэтессы написал Амедео Модильяни.
— А.А. Жданов.
Была дважды номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
Вера Инбер (10 июля 1890 – 11 ноября 1972 гг.)
«Я писательница советская, но родом из Российской империи»
Первая книга Веры Инбер «Печальное вино» вышла в Париже за средства самой поэтессы.
В 1914 г. начала работать журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж.
Перу Инбер принадлежит текст популярной песни «Девушка из Нагасаки».
Проведя три года в блокадном Ленинграде написала книгу «Почти три года».
Самые интересные факты
Зинаида Гиппиус обладала отличным даром поэтессы и неординарной внешностью, притягивающей внимание мужчин. У женщины были густые локоны с насыщенным медным отливом и зелёные миндалевидные глаза
Она была излишне стройна и всячески подчёркивала свою худобу экстравагантными нарядами. Но более экстравагантным было поведение поэтессы.
Первое впечатление о ней всегда было неоднозначным. Некоторые известные литераторы считали, что Гиппиус была слишком высокомерной, злобной и холодной личностью. Она умела всего за несколько минут вызвать у толпы всплеск восхищения, после чего вела себя, как настоящая княгиня. Но, несмотря на всё это, за маской сильного человека скрывалась добрая и чуткая женщина. Именно Гиппиус помогла многим талантливым поэтам обрести столь долгожданную известность.
В архивах сохранилась информация о том, что Зинаида испытывала некую страсть к образу сильного мужчины. Присущая ей маскулинность характера резко переплеталась с нежным нравом её супруга. Гиппиус часто использовала различные псевдонимы мужчин, чтобы писать стихи от их лица.
К не менее интересным и шокирующим историческим фактам можно отнести:
- Зинаиду часто при жизни называли колдуньей, из-за чего на похоронах женщины некоторые люди собрались вокруг гроба и с особым энтузиазмом стучали по нему, чтобы убедиться в том, что она действительно умерла.
- Истории известен случай, когда на сытном обеде большого философского общества поэтессу сильно огорчило однообразное меню. Именно поэтому она поделилась своим мнением с рядом сидящим человеком: «Как же скучно. Всё время подают одно и то же. Снова эта телятина! Хоть раз бы подали нам жареного младенца!». После услышанного сосед Гиппиус был в шоке.
- Иван Бунин панически боялся смерти, из-за чего он пытался избегать всего, что с ней было связано. Но на похоронах Гиппиус он не только присутствовал, а даже не отходил от гроба поэтессы ни на секунду.
- Достоверно известно, что в своих стихотворениях Зинаида неоднократно признавалась в искренней любви к баронессе Овербек, которая была её близкой подругой.
https://youtube.com/watch?v=Yr9ZYV4-SF0
Другие берега
В Париже их литературная и общественная деятельность продолжилась – они не собирались сидеть, сложа руки. Вокруг Мережковских всегда собирались люди. Так было в Петербурге, так продолжилось и в Париже – и здесь они стали одним из сосредоточений русской интеллектуальной жизни. По воскресеньям в их квартире, в доме 11-бис на улице Колонель Бонне, расположенном в фешенебельном квартале Пасси, собирались писатели и журналисты, философы и издатели русских газет и журналов. Говорили о литературе, спорили на политические темы, обсуждали положение в России и мире.
Но вскоре эти воскресные посиделки показались Мережковским недостаточными, и в феврале 1927 года они создали общество «Зеленая лампа». Как писал один из участников этого общества Ю.Терапиано, это было их «вторым предприятием», рассчитанным на более широкие круги русских, обосновавшихся в Париже: «Мережковские решили создать нечто вроде «инкубатора идей», род тайного общества, где все были бы между собой в заговоре в отношении важнейших вопросов «воскресений» и постепенно развить внешний круг «воскресений» – публичные собеседования, чтобы перебросить мост для распространения «заговора» в широкие эмигрантские круги. Вот почему с умыслом было выбрано само название «Зеленая лампа», вызывающее воспоминание петербуржского кружка, собиравшегося у Всеволожского в начале XIX века».
Цвет «русского Парижа» можно было увидеть на этих ставших традиционными встречах. К Мережковским приходили «мэтры» Бунин и Ремизов и молодые поэты, критики, публицисты Фельзен и Ю.Мандельштам, философы Бердяев и Федотов и журналисты Бунаков-Фондаминский и Руднев. Общество просуществовало до 1939 года.
Немцы вошли в Париж 14 июня 1940 года.
Дмитрию Сергеевичу останется жить чуть больше года, Зинаиде Николаевне – пять лет.
Но что это были за годы. Многие русские успели (кто куда) выехать из Франции. Мережковские остались. З.Н. записывает в дневник: «Я едва живу от тяжести происходящего. Париж, занятый немцами… неужели я это пишу». Через две недели гитлеровцы уже были в Биарицце. «О, какой кошмар! – восклицает она. – Покрытые черной копотью, выскочили из ада в неистовом количестве с грохотом, в таких же черных, закоптелых машинах… Почти нельзя вынести». Но они вынесли и это. Как и сумели пережить в августе смерть Философова.
Но беды продолжали валиться одна за другой. Они боролись с навалившейся старостью, с болезнями – возникли перебои с лекарствами, с голодом – порою вся еда их состояла из кофе и черствого хлеба, с холодом – не было угля, чтобы согреть дом, с безденежьем – французские издатели с приходом немцев перестали платить, о заграничных – не заходило и речи. Вспоминался Петроград 17-го года. В Париже — 40 – было хуже. Что оставалось? Друзья, которые помогали, чем могли. Работа, которая спасала от уныния.
…Дмитрий Сергеевич Мережковский ушел из жизни 7 декабря 1941 года. Он редко болел, продолжал много писать и умер внезапно. А она все время боялась за Д.С. – и добоялась.
Взгляд со стороны
Многих современников этот брачно-литературный союз приводил в удивление. Родственница Валерия Брюсова Бронислава Погорелова через десять лет после смерти З.Н. и более полувека после запечатлевшейся на всю жизнь встречи писала: «Вспоминается один из приездов в Москву Мережковских… Цель этого прибытия уже заранее была известна. Дмитрий Сергеевич Мережковский совместно с Г.Чулковым намеревался издавать религиозно-революционный журнал «Новый Путь», и на это ему были нужны 40 000 рублей. Целый день супруги Мережковские разъезжали по Москве. Встречи, деловые свидания, очень умные, мистически-пророческие разговоры с рядом влиятельных, могучих москвичей.
Заодно чета Мережковских посетила Донской монастырь, где Дмитрий Сергеевич принял участие в каком-то диспуте, на котором выступали ученые-богословы (злые языки утверждали, что и там Мережковские – тщетно, правда, – но пытались получить нужные деньги).
Странное впечатление производила эта пара: внешне они поразительно не подходили друг другу. Он – маленького роста, с узкой впалой грудью, в допотопном сюртуке. Черные, глубоко посаженные глаза горели тревожным огнем библейского пророка. Это сходство подчеркивалось вольно растущей бородой и тем легким взвизгиванием, с которым переливались слова, когда Д.С. раздражался. Держался он с некоторым чувством превосходства и сыпал то цитатами из Библии, то из языческих философов.
А рядом с ним Зинаида Николаевна Гиппиус. Соблазнительная, нарядная, особенная. Она казалась высокой из-за чрезмерной худобы. Но загадочно-красивое лицо не носило никаких следов болезни. Пышные темно-золотистые волосы спускались на нежно-белый лоб и оттеняли глубину удлиненных глаз, в которых светился внимательный ум. Умело яркий грим. Головокружительный аромат сильных, очень приятных духов.
При всей целомудренности фигуры, напоминавшей скорее юношу, переодетого дамой, лицо З.Н. дышало каким-то грешным всепониманием. Держалась она как признанная красавица, к тому же – поэтесса. От людей, близко стоявших к Мережковским, не раз приходилось слышать, что заботами о семейном благоденствии (то есть об авансах и гонорарах) ведала почти исключительно З.Н. и что в этой области ею достигались невероятные успехи.
Гиппиус Зинаида НиколаевнаМережковская Зинаида Николаевна
Российская поэтесса и писательница. Драматург. Критик. Одна из видных представительниц Серебряного века. Идеолог русского символизма. Вместе с Дмитрием Мережковским составила один из самых творчески продуктивных супружеских союзов в истории литературы.
Зинаида Гиппиус родилась 20 ноября 1869 года в городе Белев, Тульская область. Девочка выросла в немецкой дворянской семье юриста. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, и ей приходилось учиться в разных школах.
С детства Зина увлекалась поэзией и живописью, любила прогулки верхом. В 1888 году Гиппиус встретила своего будущего мужа Дмитрия Мережковского. В этом же году она начала печатать в «Северном вестнике» свои стихи и романы.
Гиппиус стояла у истоков русского символизма. Вместе с мужем они основали Религиозно-Философское Общество в Петербурге. Позже выходят сборники рассказов Гиппиус на философские темы — «Алый меч», «Лунные муравьи». В 1911 году написан роман «Чертова кукла». Пишет поэтесса и эссе, чаще всего под псевдонимом Антон Крайний, хотя использует и другие имена Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер.
После Октябрьской революции 1917 года Гиппиус с мужем эмигрирует в Париж и в последующем сборнике стихов резко осуждает новый строй России. В эмиграции она продолжает заниматься творчеством, а также активной общественной деятельностью. Сохранив воинствующе резкое неприятие большевизма, супруги остро переживали свою отчужденность от родины. По ее инициативе в Париже было создано общество «Зеленая лампа», призванное объединить те разнообразные литературные круги эмиграции, которые принимали взгляд на призвание русской культуры за пределами советской России.
Зинаида Николаевна Гиппиус скончалась 9 сентября 1945 года в Париже в возрасте семидесяти пяти лет. Похоронена рядом с мужем на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Творчество Зинаиды Гиппиус
Поэзия
«Собрание стихотворений». Книга первая. 1889-1903. Книгоиздательство «Скорпион», М., 1904. «Собрание стихотворений». Книга вторая. 1903-1909. Книгоиздательство «Мусагет», М., 1910. «Последние стихи» (1914-1918), издание «Наука и школа», Петербург, 66 сс., 1918. «Стихи. Дневник 1911-1921». Берлин. 1922. «Сияния», серия «Русские поэты», выпуск второй, 200 экз. Париж, 1938.
Проза
«Новые люди». Первая книга рассказов. СПб, 1-е издание 1896; второе издание 1907. «Зеркала». Вторая книга рассказов. СПб, 1898. «Третья книга рассказов», СПб, 1901. «Алый меч». Четвертая книга рассказов. СПб, 1907. «Черное по белому». Пятая книга рассказов. СПб, 1908. «Лунные муравьи». Шестая книга рассказов. Издательство «Альциона». М., 1912. «Чертова кукла». Роман. Изд. «Московское книгоиздательство». М. 1911. «Роман-царевич». Роман. Изд. «Московское книгоиздательство». М. 1913. — 280 с.
Драматургия
«Зеленое кольцо». Пьеса. Изд. «Огни», Петроград, 1916.
Критика и публицистика
«Литературный дневник». Критические статьи. СПб, 1908. «Синяя Книга. Петербургские дневники 1914-1938». — Белград, 1929-234 с. «Зинаида Гиппиус. Петербургские дневники 1914-1919». Нью-Йорк — Москва, 1990. Зинаида Гиппиус. Дневники
Семья Зинаиды Гиппиус
Отец — Николай Романович Гиппиус, обрусевший немец, известный юрист, некоторое время служил обер-прокурором в Сенате. Его предки эмигрировали из Мекленбурга в Русское государство в XVI веке, первый из них, Адольфус фон Гингст, изменивший фамилию на «фон Гиппиус», поселившись в Москве, в Немецкой слободе открыл в 1534 году первый в России книжный магазин. Постепенно род Гиппиусов становился все менее «немецким»; в жилах дочерей Николая Романовича русской крови было на три четверти. Мать — Анастасия Васильевна (урожденная Степанова), была дочерью екатеринбургского обер-полицмейстера.
Муж — Дмитрий Мережковский, религиозный философ07.08.2020
Зинаида Гиппиус биография кратко
Зинаида Гиппиус краткая биография поэтессы, представительницы Серебряного века русской поэзии, кратко изложенные в этой статье.
Зинаида Гиппиус биография кратко
Зинаида Николаевна Гиппиус появилась на свет в городе Белеве 8 ноября 1869 года в дворянской семье. Ее отец был знаменитым юристом и служил обер-прокурором в Сенате. Из-за служебных переводов Николая Романовича семья жила в частых переездах – Тула, Саратов, Харьков, Нежин. Гиппиус получила домашнее образование, которое сама считала «бессистемным», но уже с раннего возраста много читала и писала «тайные» дневники. Одновременно увлекалась музыкой, живописью, танцами и особенно верховой ездой. Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет
В 1880 году отец будущей поэтессы получил должность судьи, и они вновь переезжают в город Нежин. Здесь Зинаида пошла в женский местный институт, где, как надеялись родители, она получит нормальное образование. Спустя год внезапно от туберкулеза скончался отец Гиппиус. Девушка на полгода закрылась в себе и перестает посещать институт. После его смерти от туберкулеза, которая произвела на 12-летнюю Гиппиус сильное впечатление, отразившееся впоследствии в ее поэзии, мать с детьми (у Зинаиды было три младших сестры) перебралась Москву. Но вскоре у Зинаиды тоже обнаружили туберкулез, из-за этого семья переехала из Москвы в Ялту, а потом к брату в Тифлис.
В 1888 году под псевдонимом «З. Г.» выходят ее первые произведения. Летом того же года она познакомилась с Мережковским, который впоследствии изменит ее жизнь. Вскоре они поженились, и вместе прожили 52 года.
В 1890 году она создала прозу «Простая жизнь», рассказывающую о женщине, которая влюбилась в 2-ух мужчин из разных слоев общества. Тематика написанного «способствовала» тому, что прозу долго не хотели печатать ни в одном журнале. Ее премьера состоялась в «Вестнике Европы» (и все благодаря Мережковскому). Вдохновленная маленькой победой, поэтесса Зинаида Гиппиус создает «Два сердца», «В Москве», «Без талисмана», «Мелкие волны». Редакторы журналов уже сами стают в очередь с предложением издаваться у них.
Гиппиус вместе со своим другом Мережковским была сторонницей Февральской революции и верила, что она освободит народ от насильственной власти. Супруги поддерживали революционеров, а их квартира была филиалом Государственной Думы, где каждый вечер проходили дебаты и обсуждения. В этот период вышли сборники такие рассказов как «Черное по белому» «Лунные муравьи»,романы «Чертова кукла» и «Роман-царевич». В произведениях поэтесса утверждала, что без «революции духа» социальное преображение невозможно.
Влед за Февральской последовала Октябрьская революция, после которой пара вынуждена была бежать: сначала в Польшу, потом во Францию. В 1927 году Зинаида Гиппиус создает общество «Зеленая лампа» в Париже. Оно должно было сплотить эмигрантов-писателей, вынужденных покинуть родную страну. Собрания общества были закрытыми, гости приглашались по списку. Среди постоянных участников значились Марк Алданов, Борис Зайцев, Алексей Ремизов, Иван Бунин, Николай Бердяев и Надежда Тэффи.
После смерти мужа Зинаида Николаевна была немного не в себе. Сначала она с трудом восприняла его смерть, даже хотела покончить с собой, выбросившись из окна. Затем вдруг успокоилась, говоря, что Дмитрий Сергеевич жив, даже разговаривала с ним.
Она пережила его на несколько лет. Зинаида Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года, ей было 76.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 11 классе «Поэты и писатели русского зарубежья» ( Жизнь и творчество З.Гиппиус, М.Цветаевой,В.Набокова)
Конспект урока, на котором рассматривается жизнь и творчество писателей, эмигрировавших после революции 1917 года.
Презентация поможет выпускникам подготовиться в ЕГЭ по литературе. Анализ стихотворения А.Блока «З.Н.Гиппиус».
Зинаида Николаевна Гиппиус
Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить. \’Всякая любовь побеждается, поглощается смертью\’, — записывала она в 53 года… И если она .
ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛA заседания Жюри II (финального) 9-го Фестиваля художественного творчества обучающихся, студентов и педагогов «Творчество молодых»в номинации «Литературное творчество»
Соломуд Юлия — дипломант в номинации «Литературное творчество. Сочинение».
Анализ стихотворения «Песня» Зинаиды Гиппиус
В стихотворении «Песня» Зинаида Гиппиус описывает томление героини, жаждущей душевного спасения и ясности на пути от человеческого ко вселенному.
Анализ рассказа З. Гиппиус «Так случилось»
Анализ рассказа Зинаиды Гиппиус «Так случилось".
Из чёрной рамы смотрит мне в глаза глазами жадными лицо Лескова. Как затаённая гроза,в изображенье умного Серого. Вл.Гиппиус ( жизнь и творчество Н.Лескова)
Из чёрной рамы смотрит мне в глазаГлазами жадными лицо Лескова,Как затаённая гроза,В изображенье умного Серого.Вл.Гиппиус.
Официальная биография Зинаиды Гиппиус способна удивить множеством интересных фактов и глубоким смыслом стихов даже бывалого человека. Эту талантливую женщину любили и одновременно осуждали за нескромные выходки, открытость и смелость. Ещё при жизни Зинаиду отнесли к рангу великих поэтов и писателей Серебряного века. Сегодня стихами этой поэтессы зачитываются зрелые и молодые люди, ведь в каждой строчке скрыт глубокий смысл жизни человека.
- Детские годы
- Личная жизнь
- Общественная деятельность
- Самые интересные факты
- Успехи в литературе
- Смерть поэтессы
- Отзывы читателей
Борьба с «чертом»
И еще одна важная для Гиппиус мысль прозвучала на страницах ее «Литературного дневника»: «Черт говорит: «должно быть, как есть». Мы говорим: должно быть, как должно быть». И только если мы так говорим, – и может что-нибудь действительно быть. Потому что черт и тут обманывает нас, лживо воплощая в слова свои мысли; истинное же значение слов «все должно быть, как есть» – «все должно не быть, потому что ничего нет».
О, она хорошо знала, о чем говорила. Она давно боролась с «чертом» в своей душе, отсюда – когда «черт» побеждал – и двойственность ее натуры, характера, которую улавливали проницательные современники, отмечая в ней «демоническое» начало. Но она же и мучительно пробивалась к Богу, ища его на путях Любви, о чем и писала в одном из писем к Философову в июле 1905 года: «Я ищу Бога-Любви, ведь это и есть Путь, и Истина, и Жизнь. От него, в Нем, к Нему – тут начинается и кончается все мое понимание выхода, избавления».
Юность и начало поэтической карьеры
В 1880 году отец Зинаиды получает должность судьи, и семья снова переезжает – на этот раз в небольшой городок Нежин. Там девочку устраивают в местный женский институт, где, как надеются родители, она сможет научиться всему тому, чему обучали в школе, и получить, наконец, нормальное образование. Однако спустя год отец семейства скоропостижно умирает от туберкулёза. Эта новость настолько шокирует юную поэтессу, что она на целых шесть месяцев замыкается в себе и перестаёт учиться. Решив, что ребенку больше нет смысла продолжать обучение, мать забирает её и увозит в родной город.
По прошествии нескольких месяцев девушку снова отдают в гимназию. Но и там она учится недолго. Через год её состояние резко ухудшается, и с помощью медицинского обследования становится понятно, что у Зинаиды, как и у её отца, хронический туберкулёз. Но, к счастью, заболевание находится на ранней стадии, поэтому мать с дочкой снова переезжают. На этот раз в Крым, где проходят полное лечение в дорогостоящей клинике. Здесь Зинаида получает огромный простор для занятий любимыми хобби – верховой ездой и литературой. Находясь в Крыму, она создает еще несколько стихотворений с достаточно мрачной и грустной энергетикой. Как позже отметят литературные критики:
«… произведения Зинаиды Гиппиус стали негативными вовсе не потому, что она жила в непростое время. Сложная судьба, лишения и внутренняя болезнь заставили её писать о чем-то трагическом…».
В 1888 году выходят в свет первые произведения Зинаиды под псевдонимом «З. Г.». Их публикацией Гиппиус обязана Мережковскому – человеку, который навсегда изменит её жизнь, однако не сможет повлиять на творчество. Все произведения поэтессы так и останутся мрачными и меланхоличными. В 1890 году, видя любовный «треугольник» в собственном доме (её служанка влюбилась в двух мужчин разных социальных слоёв), Зинаида Гиппиус впервые пишет прозу «Простая жизнь». После того, как произведение закончено, оно на несколько месяцев остается в тени, так как ни один журнал не может опубликовать подобное. К тому моменту, когда Гиппиус и Мережковскому даёт отрицательный ответ последний литературный журнал, паре становится понятно, что этот рассказ провалился. Но спустя неделю, неожиданно для Мережковского, приходит ответ от «Вестника Европы» – журнала, с которым мужчину связывали отнюдь не дружеские отношения. Редактор соглашается опубликовать рассказ, и это становится дебютным прозаическим произведением Зинаиды Гиппиус.
После этого, вдохновленная популярностью, девушка создает «В Москве» (1892), «Два сердца» (1892), «Без талисмана» (1893) и «Мелкие волны» (1894). Благодаря тому, что талант поэтессы был ранее признан одним литературным журналом, с этого момента редакторы уже сами предлагают ей публиковаться сначала в «Северном вестнике», потом в «Русской мысли» и других известных на тот момент изданиях.
Надсон в юбке и поэт Гиппиус
Профессиональная литературная жизнь Зинаиды Гиппиус началась незадолго до свадьбы, когда в 12-й книжке журнала «Северный вестник» за 1888 год появилась первая поэтическая публикация – два стихотворения, подписанные инициалами З.Г. Но это был еще «не поэт – Зинаида Гиппиус», это был «Надсон в юбке». Вообще вся ранняя поэзия З.Г. окрашена в тона, характерные для «поколения уставших» – поколения 1880-х годов, разочарованного в жизни, меланхолически скорбящего, пессимистически настроенного. И, конечно, здесь не могло не обойтись без весьма распространенных в литературе того времени мотивов – сомнений в собственных силах, томлении по смерти (а у Гиппиус на все это накладывался собственный отпечаток – следы недавней болезни):
Мой друг, меня сомненья
не тревожат.
Я смерти близость
чувствовал давно.
В могиле, там, куда меня
положат,
Я знаю, сыро, душно и темно.
Покоя жду… Душа моя устала
Зовет к себе меня природа-мать…
И так легко, и тяжесть
жизни спала…
О милый друг, отрадно
умирать!
Название стихотворения – «Отрада». Написано оно в 1889 году. От мужского лица (к этому приему Гиппиус будет прибегать и в дальнейшем, и не только в стихах). Ей было всего лишь 20 лет. Она проживет еще 56. Но это так заманчиво для поэта – в молодости писать о смерти…
Однако поэзия и жизнь (в гетевском понимании – Dichtung und Wahrhait) – все же две разные вещи, и жизнь продолжалась, как продолжалась и поэзия, как писались и проза, и литературно-критические статьи.
Это хорошо поймет и почувствует Иннокентий Анненский, тончайший лирик и проницательный критик. Разбирая ее стихи, он напишет: «Для З.Гиппиус в лирике есть только безмерное Я, не ее Я, конечно, не Ego вовсе. Оно – и мир, оно – и Бог; в нем и только в нем ужас фатального дуализма; в нем – и все оправдание, и все проклятие нашей осужденной мысли; в нем – и вся красота лиризма З.Гиппиус». Далее Анненский цитировал ее стихотворение:
Я в себе, от себя, не боюсь
ничего,
Ни забвенья, ни страсти.
Не боюсь ни унынья, ни сна
моего,
Ибо все в моей власти.
Не боюсь ничего и в других –
от других,
К ним нейду за наградой.
Ибо в людях люблю не себя,
и от них
Ничего мне не надо.
О, Господь мой и Бог,
пожалей,
успокой,
Мы так слабы и наги.
Дай мне сил перед ней,
чистоты пред Тобой,
И пред жизнью – отваги.
И приходил к окончательному выводу: «Среди всех типов нашего лиризма я не знаю более смелого, даже дерзкого, чем у З.Гиппиус. Но ее мысли, чувства до того серьезны, лирические отражения ее так безусловно верны, и так чужда ей эта разъедающая и тлетворная ирония нашей старой души, что мужская личина этой замечательной лирики (З.Н.Гиппиус пишет про себя в стихах не иначе как в мужском роде) едва ли когда-нибудь обманула хоть одного влиятельного читателя».
Другими словами, речь шла о «вселенной» поэта Гиппиус, которую не спутаешь ни с чьей другой. Она прорывалась в стихах к самой себе, к такой, какою была. Это могло кому-то нравиться, кому-то не нравиться, но это было. Поэтому Анненский увидел «фатальный дуализм», а Роман Гуль – «страшное двойное лицо». И «раздвоенность». И даже больше того – «двоедушие». А Корней Чуковский – «манию противоречия». Гиппиус отвечать своим зоилам не хотела, но в стихотворении «Напрасно» (1913), написанном совершенно о другом и по другому поводу, получилось, что ответила: «Будь верен сердцу своему, Храни его ключи». «Антон Крайний»
Как поэт оригинальный, с собственным голосом Зинаида Гиппиус оформится в первое десятилетие нового, ХХ столетия, когда религиозно-мистические искания обретут поэтическую форму, когда напряженное духовное существование между двумя полярными полюсами – то, что ее мучило и не находило ответа, она сумеет передать в слове: «Мне близок Бог – но не могу молиться. Хочу любви – и не могу любить». Когда «Я» выйдет за рамки личности и станет и миром, и Богом (и миром, и Богом – в себе).
Но ее литературному дару было узко в каких-то одних жанрово-заданных рамках. Поэтому – и стихи, и проза. Поэтому – и публицистика, и литературно-критические статьи.
В статьях, которые составили «Литературный дневник», увидевший свет в 1908 году, она была не скована никакими ограничениями. В них она могла говорить с читателем напрямую и не сдерживать свой клокочущий темперамент. Поэтому и псевдоним «Антон Крайний», ибо середина – всегда скука и пошлость и «не выносит ничего, кроме себя».
Однако Гиппиус не только критиковала, полемизировала, ниспровергала, но и утверждала – свое, заветное, выношенное, то, во что верила, чем жила, что думала о том или ином предмете. А думала она, прежде всего, о главном – о Боге и о путях, ведущих к нему, о Жизни и Смерти, о вере и безверии, о ненависти и любви, и о том, что, несмотря ни на что, человек живет потому, что можно жить, потому что «человеческое в человеке живуче».
Жанр, направление, размер
Лирическое произведение «Так есть» довольно резкое, также оно является размышлением автора, которому присущ печальный, даже трогательный характер. Все эти черты свойственны такому жанру, как элегия. Этот жанр близок многим символистам, коим и является Зинаида Гиппиус.
Дмитрий Сергеевич и Зинаида Николаевна, можно сказать, являются первоисточниками данного направления. Они разработали концепцию и обозначили основные принципы данного течения. Но нельзя не заметить, что многие её современники не считали творчество поэтессы символистским. Е. Г. Лундберг охарактеризовал лирику Гиппиус как лишённую красок, отметив, что символизм «чужд творчеству Гиппиус так же, как ей чужда и непосредственность здорового реализма». Другие же причисляли её к религиозному крылу символистов, которым свойственно сочетать религиозные искания с разработкой своей собственной философии.
Данное стихотворение относится к общественно-политической поэзии автора. Эта направленность присуща поздней лирики поэтессы, которая стала, практически, основной в годы революции.
Размер стихотворения «Так есть» — шестистопный хорей. Рифмовка –смежная. Рифма – женская.