Как добраться до моаи на острове Пасхи
Истуканы разбросаны по всему острову. Некоторые из них находят в пешей доступности от города Анга Роа, до других придется доехать на машине.
Скорее всего, время на острове Пасхи у вас будет ограничено. Это одно из тех мест на планете, куда попадаешь все раз в жизни. Хочется осмотреть весь остров и не упустить ничего!
Пешком из Анга Роа вы можете посетить Аху Тахаи и кратер вулкана Рано Кау. Это короткая прогулка, для которой можно выделить несколько часов, например день прилета или вылета, или вечер после основного тура.
Один полный день выделите на поездку на каменоломню и пляж Анакена. В городе организуют отличные туры по приемлемой цене. Я не люблю организованный туризм, но на острове Пасхи этот тур оправдывает себя. Гид у нас был потрясающий. Большой компании подойдет аренда автомобиля, а спортсменам — аренда велосипеда. Правда, учтите, что крутить педали придется под палящим солнцем и без возможности купить воду в магазине — цивилизация на острове Пасхи есть только в Анга Роа и в Анакене.
Менее туристическая часть острова Пасхи — это противоположный берег Тихого океана. Туда можно добраться только пешком или на лошади. Полный маршрут занял у нас 20 км туда-обратно. Если есть силы, можно прогуляться гораздо дальше. Там тоже много моаи, а так же пещер, где жители Рапа Нуи прятались от врагов.
Если хотите собрать коллекцию всех истуканов на Рапа Нуи, тогда обратитесь в ближайший центр дайвинга. Каждый день они устраивают туры к затонувшим моаи. Эти копии статуй были сброшены в море после съемки фильма про остров Пасхи, но впечатляют они не меньше.
Флора и фауна
Жизнь в Тихом океане разнообразная. На его долю приходится более 50% всей биомассы Мирового океана.
Растительность
Фитопланктон в большей степени состоит из одноклеточных водорослей. Их насчитывается около 1300 видов. Донная растительность насчитывает около 4 тысяч водорослей и до 29 видов цветковых.
Около половины видов относится к перидиниевым водорослям и диатомеям.
В холодных и умеренных поясах преобладают бурые водоросли. В южном полушарии встречается водоросль Макроцистис из рода бурых водорослей.
В тропиках распространены фукусовые. Также встречаются известковые красные водоросли.
Животный мир
По видовому составу животный мир в Тихом океане богаче в 3-4 раза, чем в других океанах. Особенно много обитателей живут в тропических водах.
Встречаются древние виды морских ежей, а также представители древних рыб. Например, иордания, гильбертидия (они обитают только в Тихом океане).
Для многих представителей фауны свойственен гигантизм. Встречаются гигантские устрицы, моллюски.
Как транспортировали колоссы. Версии
Местные жители до сих пор убеждены, что Моаи передвигались самостоятельно. По одной гипотезе, их заставляли двигаться местные жрецы, по другой – оживляла колдунья, жившая возле вулкана. А статуи перестали вытёсывать по банальной причине – каменотесы в тайне от ведьмы съели омара и не угостили колдунью. Та рассердилась и в гневе опрокинула все Моаи, которые в это время успели добраться до побережья.
Есть ещё одна версия, выдвинута уже учёными. Во время специальных исследований было обнаружено, что в то время, как полинезийцы появились на острове Пасхи, здесь были самые настоящие джунгли – росло огромное количество деревьев, кустов и трав, в том числе и пальмы, которых сейчас здесь совсем не осталось. Эти деревья имели около 25 метров высоты, а диаметр их оставлял приблизительно 180 см.
Именно длинные стволы этих пальм, полностью лишённые ветвей, идеально подходили для того, чтобы делать из них огромные пироги и перевозить Моаи в место назначения. Также с помощью деревянных брусьев они могли перемещать Моаи к берегу.
Истуканы острова Пасхи
У многих людей остров Пасхи ассоциируется с загадочными каменными статуями. Их еще называют моаи, что в переводе с гавайского означает «статуя, истукан, идол».
До сих пор ученые не могут точно понять, каким образом и для чего были созданы эти истуканы-моаи.
Принято считать, что островитяне создавали фигуры в память об умерших родственниках или вождях. Аборигены поклонялись этим идолам веря в то, что они защитят их от бед и дадут им силу. Высота статуй колеблется от 3 до 21 м. На некоторых статуях находятся шапки из красного камня.
Большинство экспертов считают, что моаи передвигали при помощи стволов деревьев, упоров или других конструкций. Доказательством этой версии служит то, что на острове не осталось ни одного дерева, поскольку все они были использованы для транспортировки фигур.
В середине прошлого века известный норвежский ученый и путешественник Тур Хейердал провел интересный эксперимент. Он попытался повторить процесс изготовления истуканов, включая их установку. Хейердал опросил множество островитян, пытаясь узнать принцип всего технологического процесса.
В результате жители показали ученому каменные молотки, которыми пользовались их предки, а затем перетащили истукана волоком в горизонтальном положении. Потом соорудив простой механизм из камней и 3 бревен-рычагов они достаточно просто подняли моаи.
На вопрос Тура, почему туземцы не рассказывали об этом раньше, те ответили, что раньше их об этом не спрашивали.
Также существует мнение, что статуи перемещали стоя, при помощи канатов. В 2012 г. группа исследователей в ходе эксперимента подтвердила эту теорию.
Кто построил истуканов острова Пасхи?
Со времени открытия острова, ученые со всего мира выдвигают гипотезы о том, как могли местные жители без современных технологий построить статуи и как они транспортировали такие массивные каменные блоки от каменоломни (она находится в 7 км от места расположения статуй). Ведь население острова даже во времена своего расцвета не превышало 4000 человек.
Всего на острове 887 монолитные статуи. Высота моаи колеблется от 4-х до 20-и метров, некоторые из них размещены на постаментах из камня, самые огромные – погружены в почву возле вулкана Рано Рараку. На некоторых статуях присутствует «головной убор» – каменные шапки. Самый огромный из истуканов острова Пасхи высотой 21,6 м, его вес, по оценкам специалистов, около 160 тонн.
Чуть меньше половины статуй (394 шт.) так и остались в каменоломне. Некоторые из них лежат там не завершенные до конца, часть установлена на площадке на склонах кратера. Все эти статуи не вырубили до конца, как будто что-то помешало это сделать. Они так и находятся там, в ожидании своей транспортировки.
Недавно археологи ошеломили мировую общественность, раскопав одну из статуй. Оказалось, что каждая статуя имеет «тело», которое спрятано под землей. На «туловищах» истуканов острова Пасхи обнаружили неизвестные петроглифы, значение которых до сих пор неизвестно.
Многие исследователи, узнав об открытии, предположили, что статуи были засыпаны до уровня шеи в следствие мощного цунами, которое ударило по острову еще во времена Великого потопа. Вода принесла с собой разрушения и грязь, которые в последствии и спрятали тела моаи вглубь почвы.
Но кто же построил эти статуи? Несомненным доказательством того, что это сделала высокоразвитая цивилизация, являются платформы, на которых стоят статуи. А точнее – непонятный метод их изготовления. Они построены по принципу полигональной кладки, когда огромные массивные блоки каменных пород идеально подгоняются друг под друга и укладываются без применения какого-либо связующего вещества (раствор, цемент и т.п.). Такую кладку можно наблюдать в комплексе пирамид в Гизе (Египет), древних сооружения Перу и Боливии и других мегалитических сооружениях, которые с каждым годом все чаще открывают в самых разных точках планеты.
Местные легенды рассказывают о том, что статуи передвигались силой «маны» — мыслями людей, которые их строили. Древнейшие архитекторы, согласно сказаниям, использовали какой-то камень Те Пито Кура, который позволял им концентрировать свою энергию и передвигать огромные предметы по воздуху.
Во время раскопок на острове Пасхи, известный норвежский антрополог Т. Хейердал в 1987 году откопал на глубине нескольких метров массивную стену из камней-мегалитов. Он удивился, так как технология изготовления этих блоков была идентична с той, которую он видел в комплексе Мачу-Пикчу и древнем Баальбеке.
Исследователь из США, Дж. Чечрвард, высказал предположение о том, что строители этих монументов использовали настолько продвинутые технологии, что они в десятки и сотни раз превосходили современные. Он предположил, что истуканы острова Пасхи перемещались в готовом виде благодаря использованию антигравитации. Это позволяло цивилизации, которая по оценкам современных историков, исчезла больше 20 000 лет назад, создавать такие массивные сооружения и с легкостью перемещать огромные объекты.
Также, вызывает интерес, что никто из современных специалистов области лингвистики и дешифровки так и не смог приоткрыть тайну значения иероглифической письменности на закопанных в землю телах истуканов острова Пасхи. Быть может более детальное изучение этих петроглифов даст ответ на вопрос – почему исчезла такая высокоразвитая цивилизация и что с ней случилось?
Особенности
Относится к территории Чили. Расстояние от побережья – около 3,5 тыс. км, до ближайшего обитаемого острова – Питкэрн – около 2 тыс.км. В период расцвета местной цивилизации здесь проживало более 15 тысяч человек, населенные пункты сосредотачивались вдоль рек. Перед присоединением к Чили в 1888 году население Рапануи составляло всего 111 человек. Сейчас население – примерно 4 тыс. человек. Около 150 из них – представители местного населения, прочие – метисы и чилийцы. При этом плотность жителей в 3 раза выше, чем в России.
Жизнь на Рапануи комфортной не назовешь. До того, как тут появилась система водоснабжения, местное население было вынуждено получать воду в вулканических кратерах. Здесь образовывались небольшие пресные озера. Единственное учебное заведение на острове – школа, для дальнейшего образования жителям необходимо отправляться на материк, в Чили.
Письменность появилась на острове задолго до открытия его европейцами, писали иероглифами. До нас дошло очень мало образцов, поэтому ученым пока не удалось расшифровать письмена. Кроме иероглифических знаков, на них встречаются изображения животных, птиц.
Современный остров Пасхи имеет на своей территории аэропорт, построенный в 80-ые годы прошлого века. Отличается очень длинной взлетной полосой – длиной более 3000 метров. Это связано с тем, что полосу планировалось использовать не только для самолетов, но и для космических челноков. Есть несколько гостиниц для туристов. Именно они и являются основным источником дохода местного населения. Также занимаются здесь рыболовством, земледелием. Продукты доставляются с материка по воде или воздуху, цена на них в 2-3 раза выше, чем в континентальном Чили. Жители острова освобождены от уплаты налогов. Несмотря на удаленность от цивилизации, на острове Пасхи есть интернет.
В конце января здесь отмечают праздник Тапати-Рапа-Нуи, представляющий собой удивительное танцевально-музыкальное действо. Церемония завершается избранием Королевы. Ею становится та девушка, которой удастся наловить большее количество рыбы и соткать самое длинное полотно.
Как передвигаться по острову
Автомобили, мотоциклы и горные велосипеды можно взять напрокат, и это хорошие способы для посетителей исследовать разбросанные археологические памятники острова. В то время как большинство людей посещают остров Пасхи, чтобы изучить его историю и культуру, остров также является домом для отличного дайвинга, серфинга, и заманчивых пляжей.
http://chrontime.com/object-nacionalnyiy-park-rapanuihttp://www.anews.com/p/64076728-udivitelnye-i-vpechatlyayushhie-pamyatniki-prirody-iz-spiska-yunesko/http://travellan.ru/articles/ostrov-paskhi-natsionalnyy-park-rapa-nui/
Загадки статуй Моаи
Статуи Моаи это статуи которые были высечены каменными молотками из спрессованного вулканического пепла. Загадки этих статуй заключаются в том, что по легенде они самостоятельно хаотично перемещались по острову Пасхи, потому что они разбросаны по территории всего острова. Чтобы было понятно, Моаи имеют различные размеры, которые начинаются с цифры в 3 метра и заканчиваются около 21 метра высотой. Вес некоторых статуй достигает 80 тонн, что конечно довольно сомнительно. Мистики пишут, что эти статуи мало того что передвигались самостоятельно, но расположены соответственно с межгалактическим равновесием. Некоторые выдвигали теории воздвижения статуй инопланетянами. Но правду на все вопросы открыла экспедиция норвежского ученого Тура Хейердала с его командой в 60-ых годах прошлого века. Тайна передвижения и установки статуй оказалась раскрыта. В итоге виной всему местное племя туземцев под названием «Длинноухие». Племя так называется потому, что его участники растягивали специально мочки ушей, но это другая история. У оставшихся туземцев спросили про историю Моаи и они рассказали всё. Помимо этого они показали и воспроизвели все этапы обработки и установки статуй. На вопрос:
Последовал ответ:
Туземцытакже поведали, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуи. В общем тайна заключалась в том, что 17 туземцев довольно быстро устанавливали десятитонную статую.
Народ, истребленный за полвека.
Спустя полсотни лет, в 1722 году, на острове Пасхи побывали англичанин Джеймс Кук и француз Лаперуз. С тех пор обстановка сильно поменялась. Множество равнин было покинуто. Когда-то полнощекие жители прозябали в бедности, а наполненные величием статуи почти все были свалены и валялись на земле. Древний культ был вычеркнут из памяти. От знаменитой расы «длинноухих» осталось всего несколько представителей, вероятнее всего, их гибель связана с соперниками — «короткоухими», которые не только уничтожили племя, но и присущую им культуру. В результате произошедших событий на острове Пасхи завершилась целая эпоха, продлившаяся не одно столетие, а возможно, и тысячелетие. Что это был за период, так и осталось неразгаданной тайной для многих. Роггевен и его помощники не смогли разузнать о ней практически ничего. Капитан Кук, Лаперуз и испанцы, обнаружившие этот остров во второй половине 18 века, не проявляли любопытства по поводу древних артефактов, они разыскивали только новые территории, которые можно осваивать и использовать в качестве колоний. К тому времени, когда у европейских исследователей наконец-то проснулся интерес к культурному наследию других народов, на острове Пасхи остались лишь безмолвные свидетели его величественного прошлого — это огромные и захватывающие дух статуи. Теперь они скинуты со своих оснований, на краю кратера оказалось только заброшенное капище и несколько странных деревянных табличек с неизвестными иероглифами. Количество местных жителей уменьшалась не только из-за непрекращающихся междоусобных войн. В 1862 г сюда ворвались работорговцы из Перу, они захватили в плен и вывезли около девятисот человек, в том числе последнего короля. Пленников направили добывать удобрения в пустыне Атакама. Позже еще триста обитателей острова были пленены и высланы на Таити для тяжелого труда на плантациях. Когда же на Пасхе началась показная война, устроенная Дютру-Борнье по просьбе одной французской компании, с него бежали оставшиеся жители и обитавшие миссионеры. Впоследствии они перешли на архипелаг Гамбье, находящийся в более западном направлении. Таким образом, население острова за пятнадцать лет уменьшилось с двух с половиной тысяч до ста одиннадцати человек! Поэтому те немногие люди, которые решили остаться, уже ничего не помнили о вековых обычаях своих праотцов.
Рис. 6
Интересное о жителях острова (рис. 6). По мнению Е.П.Блаватской, разноцветная кожа местных аборигенов свидетельствует о том, что на острове Пасхи перемешались разные народы, к которым можно отнести лемурийцев (третья потомственная раса) и антлантов (четвёртая потомственная раса). Эти сведения содержатся в Тайной Доктрине Елены Петровны Блаватской, где остров Пасхи упоминается как место обитания одних из самых ранних поколений третьей расы. Неожиданное извержение вулкана и поднятие океанского дна потопили ее вместе со всеми монументами и культурой. При этом остров остался нетронутым, как доказательство существования Лемурии. Есть и иная трактовка — территория Пасхи была оккупирована несколькими атлантами, которые убегая от катаклизма, произошедшего в их местности, поселились на оставшейся части Лемурии, но ненадолго, так как она впоследствии была уничтожена извержением вулкана и обрушившейся лавой. Таким образом, становится понятно, что на данной территории перемешались предки чёрных лемурийцев, а также краснокожих и светлокожих атлантов.
Письмо и символы.
Надо сказать, что культура островитян не умерла вместе с ними. Наряду с поклонением птице-человеку и массивным истуканам, племя «длинноухих» также обладало навыками письма. Поэтому естественно, что у «короткоухих» получилось воспользоваться ими. В первой половине XIX века править на острове остался последний из грамотных арики, его именовали Нгаара, он был белокожий и маленького роста. Правитель накопил целое хранилище символических табличек с иероглифами, а также преподавал в школе особенности священного письма ронго-ронго. На обучение ему предоставляли лишь нескольких избранных, для остальных обитателей острова это был строжайший запрет. Они не имели права даже прикоснуться к этим табличкам. А тем, кого все-таки допустили к познанию алфавита ронго-ронго, который включал нескольких сотен знаков, предстояла еще одна проверка. Они в первую очередь должны были подловчиться скручивать веревочные узлы и силуэты, подходящие к данным иероглифам. О схожих испытаниях также известно и во многих других уголках планеты.
Рис. 8
Из книги АллатРа:
У первобытных поселенцев Океании, где устоявшиеся привычки и традиции не потеряли своего истинного значения, узелковая магия получила особенно большое распространение. Об этом можно прочитать и в сто тринадцатой суре Корана. Его современные интерпретаторы объясняют данный факт как колдовство. В давних же разъяснениях, наоборот, считается, что упоминание узлов в Коране означает волшебниц, которые вяжут магические фигурки, после дуют на них и проговаривают заклинания, что способствует притяжению зла. При этом в Аравии такие вещи считались вполне обычными в доисламский период. Но сегодня уже нельзя найти ни христианина, ни араба, который бы что-нибудь понимал в «шнурковом колдовстве». Но в тех регионах, где традиционные верования не вытеснили поклонения божествам, а также старинные и мистические обычаи, люди до сих пор вяжут магические узелки, которые часто складываются в довольно сложные конфигурации. Это заведено у таких народов, как:
- эскимосы;
- индейцы Северной, Центральной и Южной Америки;
- все африканские народы;
- островные племена Океании;
- исконные жители Австралии и Восточной Азии, в том числе Японии.
В большинстве случаев, различные веревочные фигуры делаются для забавы. Но в тоже время нередко можно услышать, как аборигены, вытягивая на пальцах связанный силуэт из шнурка, проговаривают старинные слова с магическим смыслом. Особенно такое колдовство развито на обособленных территориях Меланезийского архипелага, Микронезии, Полинезии, а также у американских индейцев.
На нынешний момент ученым знакомо около трех с половиной тысяч подобных фигур. Материалом для их изготовления служит обычная веревка, концы которой обвязываются, или сплетенный шнурок из синтетики. В далекие времена племена для получения магических узоров использовали вены животных, кишечные волокна, соединенные или скрученные растительные нити, а иногда даже длинные локоны человеческих волос.
Иногда случается, что ритуал основан на поклонении духам и мистическим существам. Так, например, эскимосы убеждены в существовании души в связанных фигурах и чрезмерно ее страшатся, так как, по их мнению, она может представлять опасность для их жизни. Если кто-то слишком долго забавляется веревочками или занимается этим в недозволенное время, то перед жилищем слышны свойственное шуршание, а в этот момент внутри палатки свет лампы начинает медленно угасать. И только осведомленные понимают, что так надвигается дух связанных фигур. В свое время он удалил из своего высохшего тела внутренности и теперь сам занимается вязанием из обезвоженных кишок. Этот процесс сопровождается звуком, похожим на шелест бумаги.
Любопытным является факт, что индейцы из племени Навахо, обосновавшиеся на северо-западе Соединенных Штатов Америки, убеждены, что вязание узелков возникло еще в глубокой древности при помощи племени людей-пауков, а они уже впоследствии обучили этому ремеслу остальных людей. Большое количество народов связывают фигуры из шнурков, чтобы после передать в дар своим божествам. А вот обитатели островов Гилберта в Микронезии уверены, что подобные силуэты появились еще в момент сотворения мира.
Исторические сведения
Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.
В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.
На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.
Спустя полвека
Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.
По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.
Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.
Островитяне обладали уникальной письменностью
И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.
Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.
Ученые условно делят картинки на несколько тематик:
- изображения локальных богов;
- происшествия с местными жителями и их проступки;
- описание междоусобной розни.
Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.
Население
Есть предположения, что несколько столетий назад (в 16-17 вв.) остров был заселен от 10 до 15 тыс. человек. Из-за постоянных войн между собой, процветающего каннибализма, а также постигшей остров экологической катастрофы, ещё до прибытия первых европейцев численность населения сократилась до трёх тысяч. Еще есть версия, что остров был заселен в несколько этапов двумя различными культурами. Одна культура была из Полинезии, другая из Южной Америки, возможно из Перу.
После того как остров Пасхи был обнаружен, часть местных попала в рабство и была вывезена в Перу, часть погибла из-за новых болезней и эпидемий. Когда в 1888 году территория попала под власть Чили, оказалось, что остров Пасхи заселен всего 178 жителями. Согласно последней переписи населения, к 2012 году количество обитателей острова возросло, и на тот момент остров был заселен почти 6 тыс. жителей.
Исторические сведения
Первыми заселили остров полинезийцы, культура которых датируется V веком. На протяжении столетий здесь проходили важные морские пути. Среди полинезийского населения часто употребляется название острова как Рапа-Нуи, хотя для коренных обитателей привычнее его наименование Te-Pito-o-te-henua, что переводится как «пуп Земли». Так, по легенде, назвала остров группа полинезийских мореплавателей, возглавляемая вождем Хоту Матуа, которая в XIV столетии высадилась на этот живописный берег.
В 1722 г. нидерландская эскадра судов под командой адмирала Я. Роггевена, направляясь из Южной Америки, также заметила этот маленький остров в южном районе Тихого океана. 7 апреля, когда все верующие отмечали Пасху, моряки высадились на берег. Так остров Рапа-Нуи приобрел свое нынешнее название: остров Пасхи: нидерландцы назвали его в честь христианского праздника.
На адмиральском совете капитаны судов письменно зафиксировали открытие нового острова. Удивление мореплавателей вызвало мирное на тот момент существование на одной территории представителей трех различных рас, встречавших европейцев по-разному.
Спустя полвека
Капитан Д. Кук, побывавший на острове Пасхи, был поражен следами полной разрухи и опустошения, которые он увидел. Жители не сумели объяснить, что произошло. Детальную информацию ученые получили и до сих пор пытаются получать в процессе раскопок. Одна из причин заключалась, как они считают, в неурожайных годах и перенаселении острова.
По каким-то причинам на острове полностью исчезли деревья, которых изначально здесь было множество. Вслед за этим стремительно начал меняться островной ландшафт. Люди не могли уже строить жилища и лодки, без которых было невозможно ловить рыбу. На острове начался голод. Есть свидетельства, что люди стали поедать друг друга.
Впрочем, это лишь некоторые факты, что привели к разрушению жизни на острове. А ведь он вначале считался абсолютным раем… Словом, — остров Пасхи таит в себе множество загадок, на которых нет единого ответа до сих пор.
Островитяне обладали уникальной письменностью
И это уже говорит о них как о высокоразвитой цивилизации. Хотя, с другой стороны, это очень трудно было увидеть в голодных измученных полудикарях, которых встретили путешественники, высадившееся тогда на остров.
Немногочисленные дощечки из дерева торомиро с резными письменами ронго-ронго, изображавшими астрономические символы, растительные и животные знаки, сохранились до нашего времени.
Ученые условно делят картинки на несколько тематик:
- изображения локальных богов;
- происшествия с местными жителями и их проступки;
- описание междоусобной розни.
Надо отметить, что островитяне превосходно владели мастерством резьбы портретов, подтверждением этого служит часовня в Ханга-Роа и находящиеся в ней раритеты. Предположительно, что на этой фреске изображен Тур Хейердал.