Основные черты раннего средневекового общества
Следует выделить черты раннего средневекового общества:
Во-первых, это теократия – форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит духовенству или главе церкви. Именно в эпоху раннего Средневековья по всей Европе очень активно распространяется христианство.
Во-вторых, это военная демократия – термин, введенный в научный оборот Льюисом Морганом в труде «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытно-общинного строя к государству.
Создание государств, как правило, было связано с крупномасштабными завоеваниями. Одной из главных предпосылок эпохи Средневековья была эпоха Великого переселения народов. Многие племена, покинув свои прежние места пребывания, пришли на территорию Римской империи и пытались создать государственность там, опираясь не только на свои собственные традиции, но и на римский аппарат, который они смогли таким образом унаследовать.
Институт военной демократии проявлялся, к примеру, в существовании народных собраний, или дружин, которые принимали активное участие в процессе принятия политических решений.
Если говорить об экономической ситуации, то характерной чертой раннего Средневековья являлось натуральное хозяйство – примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы и не возникает потребности в рынке. Даже денежной системы многие средневековые государства не имели. Чаще всего пользовались римскими монетами, которые сохраняли популярность среди людей, когда-то населявших территорию Римской империи.
Если говорить о социальном строе, то в раннее Средневековье в Европе распространяются различные формы феодальной или крепостной зависимости. В IV–V веке распространяется такое явление, как колонат. Колонами называли позднеримских рабов, которые уже не находились на положении домашних слуг, а получали небольшой надел земли и могли на нем вести собственное хозяйство, таким образом, они считались полузависимыми. Крепостническая зависимость в эпоху Средневековья – это зависимость поземельная. Крестьянин был обязан оплатить оброк (денежные выплаты) или выполнять какие-то работы (барщина). В Средние века в разных странах существуют разные формы крепостной зависимости, но уже в эпоху развитого Средневековья в большинстве случаев она прекращает свое существование. Во Франции, например, это произошло в начале XIV века. В некоторых странах Центральной и Восточной Европы, например в Германии, крепостное право дожило до XVIII – начала XIX века. Согласно английским историкам, в Англии крепостного права не было вообще, но различные формы поземельной зависимости там тоже имели место.
Еще одной особенностью эпохи раннего Средневековья является наличие очень небольшого числа городов. В XI–XII вв. города начали возникать в самых разных уголках европейского континента, а эпоха раннего Средневековья – это время практически сельское. Все это сказывалось на торговле, на крепостной зависимости и на политическом строе, который существовал в это время. Большими считались города, насчитывающие по несколько тысяч жителей. Таких городов было крайне немного.
Во время Великого переселения народов, когда Римская империя разделилась на Западную и Восточную части, практически все крупные города остались в Восточной части Римской империи – в Византии. В Западной части остались Рим, Равенна, Париж и Лондон, но их численность была невысока. Города не могли сыграть той великой роли, которую они играли в Византии, или в Западной Европе, но уже в эпоху развитого Средневековья.
Франкское королевство
Самое известное государство эпохи Средневековья – Франкское королевство. Это государство образовалось в 486 году. Его основателем считается вождь Хлодвиг I (рис. 3), который жил вместе со своими племенами на территории нынешней Северной Франции и Бельгии. Он находился у власти около четверти века. За это время ему удалось подчинить себе огромные территории. Франкское государство сумело не просто выстоять в тяжелых условиях, но и самому организовывать успешные захватнические экспедиции. Большую роль в процессе подъема этого государства сыграл тот факт, что был принят свод законов, известный как Салическая правда. Она должна была защищать интересы всех слоев населения: не только франков, но и всех остальных, к примеру жителей Римской империи, несмотря на то что это государство уже полвека не существовало.
Рис. 3. Хлодвиг I (Источник)
По имени легендарного предка Хлодвига, Меровея, вся династия получила название Меровингов. Вожди-Меровинги достаточно быстро приобретают королевский статус. Этим они обязаны своим военным успехам. Помимо этого, священнические функции короля были очень важны. В VII веке короли Франкского государства постепенно теряют свои военные полномочия. Эти полномочия сосредотачиваются в руках вождей более низкого ранга, а всё управление государством переходит в руки майордомов – старших сановников дворца времен Меровингов. Фактически все рычаги власти из рук королей передавались майордомам.
Майордомов не устраивало то, что они обладали властью реальной, но при этом не обладали властью номинальной. В 687 году майордом Пипин Геристальский захватил власть в собственные руки. В 751 году его потомки уже приняли королевский титул. Таким образом, короля династии Меровингов низложили, лишили власти. К власти пришла другая династия, по имени своего основателя она получала название Пипиниды. У этой династии был очень яркий и известный представитель – Карл Великий. Поэтому в историю эта династия вошла под названием династия Каролингов. Им приходилось защищать свои интересы не только от королей, которые все еще продолжали претендовать на систему политического управления, но и от многочисленных набегов
В 732 году состоялось важное событие, сыгравшее важную роль в истории всей Европы. Один из арабских отрядов в 732 году был отправлен для завоевания государства франков
Сражение, состоявшееся между арабским отрядом и войсками Карла Мартелла (правителя Франкского государства, рис. 4) произошло около местечка Пуатье. Эта битва считается финальной точкой в истории арабских завоеваний Европы. После этого похода, оказавшегося неудачным, арабы отказались от идеи завоевывать европейские территории. Вплоть до 1492 года арабские государства сохраняются в Европе только на территории современных Испании и Португалии.
Рис. 4. Статуя Карла Мартелла (Источник)
Преемник Карла Мартелла – Пипин III Короткий (741–768) (рис. 5) – распространил свое влияние не только на Южные территории Франции, но и на территорию Италии. Именно Пипин Короткий начал проводить активную деятельность по подчинению себе политики Папы Римского. Римские священники нуждались в поддержке со стороны мощных правителей северо-западной Европы. Поэтому в эпоху Пипина Короткого возникает идея создания единого государства, которое объединяло бы территорию Франции и нынешней Италии. Но реализовать эти идеи в то время было абсолютно невозможным. Пользуясь поддержкой Папы Римского, Пипин Короткий отстранил от власти реального короля Хильдерика III, он был последним представителем династии Меровингов. Хильдерик III был отправлен в монастырь, а его место в звании официального короля занял Пипин Короткий.
Рис. 5. Пипин Короткий (Источник)
Проблемы Средневековья
Жизнь средневекового человека была связана с множеством различных трудностей, в среднем люди жили не более 30-40 лет. Сложнее всего жилось зависимым крестьянам и городской бедноте, однако жизнь привилегированных слоев населения- духовенства и феодальной знати-также подвергалась различным опасностям.
Во-первых, на протяжении всего Средневековья, в Европе бушевали феодальные войны. Феодалы непрерывно воевали друг с другом по самым незначительным поводам, стремясь обогатиться за счет захвата земель своих соседей. Множество жизней европейцев унесли также крестовые походы.
Во-вторых, жизни средневековых людей угрожали эпидемии чумы, холеры, туберкулеза, проказы. В особенности страшной была чума, которую в народе прозвали «черной смертью». В эпоху Позднего Средневековья от нее погибло около 1/3 народонаселения всей Западной Европы.
В третьих, низкая производительность в сельском хозяйстве и неумение заготавливать большие запасы продовольствия впрок, не раз становились причиной голода в Европе.
В четвертых, в течение всего Средневековья нередкими были крестьянские восстания, в ходе которых зависимые крестьяне сжигали замки своих господ.
Источник
Несмотря на то, что многие историки, считают эпоху Средневековья «темным временем» в странах Западной Европы, она привнесла значимые в истории изменения:
- В этот период возникло большинство европейских государств, городов.
- В Средние века большинство европейских жителей приняли христианство.
- Было открыто множество школ, университетов, библиотек, что в дальнейшем послужило развитию образования.
- В эту эпоху сформировалось большинство современных языков: французский, немецкий, английский, итальянский.
В конце XV века на смену Средним векам пришел Ренессанс – эпоха Возрождения, которая принесла с собой расцвет культуры, науки, искусства.
Словарь
1. Реликвия — это ценная для верующих вещь, которую они тщательно хранят, почитают как святую.
2. Каннибализм — это поедание людьми человеческой плоти.
3. Централизованные государства — это государства, в которых существует сильная центральная власть, подчиняющая себе все местные органы власти.
С чего началось Новое время?
Постановка проблемы урока
История Нового времени (которую ты будешь изучать в этом году) началась, по мнению одних учёных, в середине XVII века (с Английской революции), а по мнению других — с рубежа XV—XVI веков (начала Великих географических открытий и других важных перемен). Однако большинство людей, живших в те годы в Азии, Африке и Америке, очень удивились бы, услышав, что они наблюдают начало новой эпохи. Лишь часть европейцев ощущала, что происходит важнейший поворот истории.
Сравни, каких перемен ожидали европейцы в 1492 году (рубеж Нового времени) и какие перемены реально произошли в этом году и после. В чём противоречие? Какой возникает вопрос? (Авторский вариант — с. 303.)
Ожидание 1492 года Год 1492-й от Рождества Христова был для христиан 7000-м годом «от Сотворения мира». Считалось, что Бог, сотворив мир за 7 дней, отвёл на его существование 7000 лет. В результате в 1492 году многие христиане ждали конца света: землетрясений, наводнений, ураганов, войн, после чего в мир должен снова прийти Христос, чтобы совершить Страшный суд над людьми: грешников осудить на вечные муки в аду, а праведников ввести в рай. Люди бросали свои дома и уходили молиться в леса и горы. Многие отказывались планировать своё будущее на время после 7000 года. |
События 1492 года В 1492 году не было ни землетрясений, ни наводнений — конца света не случилось. Однако именно в этот год корабли Христофора Колумба достигли берегов нового, неизвестного материка — Америки. Впоследствии её стали называть Новый Свет. Вскоре первая кругосветная экспедиция доказала, что Земля — это не плоский диск, а шар! Рухнули средневековые представления о пространстве и времени. Открылись просторы для нового во всём. |
Повторение необходимых знаний
С помощью схемы и словаря в конце учебника назови:
1. Какие эпохи всемирной истории ты изучал в 5-м классе? в 6-м классе?
2. Как при переходе от одной эпохи к другой менялись человеческие общности, ступени развития и их признаки? (Обратись к словарю.)
Границы Нового времени в Эстонии
По традиции, историю страны разделяют в зависимости от смены государственной власти. Так, орденское время продолжалось до распада Древней Ливонии в 1561 году. Затем начался период Шведского господства, длившийся до завершения Северной войны (1710–1721). В истории Южной Эстонии был период Польского владычества (1561–1629) и на острове Сааремаа – Датского (1561–1645). В 1710 году территория Эстонии перешла под власть России, и начался период Российского господства, завершившившийся провозглашением независимости Эстонии в 1918 году.
Подобное разделение истории не отражает внутреннее развитие общества. Можно сказать, что жизнь людей мало изменилась после того, как власть шведского короля сменилась властью российского царя, поскольку власть помещиков и крепостничество сохранились. По этой причине, говоря об истории Эстонии, целесообразнее использовать понятия «раннее Новое время» и «Новое время».
Началом раннего Нового времени в Эстонии можно считать 1520 годы, когда Реформация достигла городов Эстонии, а символическим завершением – 1816–1819 годы, когда в прибалтийских губерниях было отменено крепостное право. Таким образом, раннее Новое время частично охватывает орденское время, полностью – период шведского господства и частично – российский период.
По-настоящему Новым временем можно считать XIX век, когда в эстонском обществе начались значительные перемены и сформировалось национальное самосознание эстонцев. Новое время в Эстонии завершает установление независимости республики в конце Первой мировой войны. Это историческое определение в точности совпадает с завершением Нового времени в большинстве стран Европы.
Периодизация Нового времени в Эстонии
Seotud sisu
Muud tegevused
- Kopeeri link
- Teata veast
[править] Конфликт светской и религиозной записей
Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («До н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («До Р. Х.» и «от Р. Х.»).
Доводы в поддержку светской записи
Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.
Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х.
становится 33 год до н. э.
Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа — исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.
Доводы в поддержку религиозной записи
Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».
Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (Январь — Янус, и т. п.).
Доводы в поддержку обоих видов записи
Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, не известную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 4-х до 8-ми лет. Таким образом даты 33 год от Р. Х.
и33 год от начала н. э. — это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен, известна только приблизительная величина истинного сдвига (4-8 лет). Из-за неизвестности истинной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.
Создание научно-технического фундамента нового времени
В течение первых трех веков современной эпохи произошли важные события в различных областях дорогостоящих и естественных наук, таких как физика, механика, астрономия, геология, гидротехника, минералогия и география. Некоторые из них использовались для строительства и навигации.
Было изобретено и сконструировано множество приборов и устройств: телескопы, микроскопы, телескопы (подзорные трубы), термометры, барометры, гидрометры. Часы были значительно усовершенствованы благодаря появлению версий для личного пользования.
Были сделаны первые шаги по созданию локомотива. Физическая сила человека по-прежнему была основной формой энергии. Однако все чаще использовалась энергия животных, воды и ветра. Древесина, древесный уголь, карбон и торф использовались во все возрастающих количествах.
Водяные и ветряные машины использовались во многих отраслях промышленности, и их конструкции постоянно совершенствовались.
Сталелитейная промышленность добилась больших успехов. Ремесленники научились придавать стали особые свойства — жестокость, упругость и т.д. Появились отдельные механизмы, такие как добыча полезных ископаемых, ковка стали, прокатка и вытягивание проволоки.
В текстильной промышленности появились пешие самопрядильные машины, значительно ускорившие прядение и улучшившие качество пряжи. Производительность ткацкого станка увеличилась в три-четыре раза.
В море выходили более крупные и совершенные суда. Их размер, скорость и грузоподъемность увеличились с 500 кг до 2 000 тонн. Почти все они имели пушки. Все более точные географические карты, компасы и другое навигационное оборудование помогали совершать все более длительные путешествия. Нарративы нового времени сделали мир «теснее и прочнее».
Прогресс в Грузии был медленным. Здесь старое было еще очень стабильным. Но здесь были признаки чего-то нового. Улучшилась техника возделывания земли.
Удобрения (навоз, грязь и торф) использовались во все больших количествах. Расширялся спектр сельскохозяйственных культур, повышалась продуктивность животных.
Новое время как период исторического процесса
Исторический процесс можно условно разделить на три важных этапа. Каждый из них сыграл ключевую роль в становлении цивилизации:
- Пятнадцатый-семнадцатый века. Европейская культура усиленно развивается, появляется гуманизм. Его родиной принято считать Италию. Именно отсюда течение переходит в другие европейские государства. Гуманизм культивирует благодетель, личность человека, благородные поступки. В процессе развития просматриваются некоторые принципы античных взглядов. Гуманизм проявляется в различных сферах жизни культурного общества: в политике, живописи, архитектуре, литературе.
- Шестнадцатый-семнадцатый века. Параллельно с развитием культуры совершенствуются естествознание, другие научные теории. Происходит накопление фактов, ученые ведут тщательное наблюдение за различными явлениями. В приоритете людей – наличие собственного опыта, знаний. Культ авторитета отходит на задний план, зарождается экспериментальная наука.
- Восемнадцатый век. Просвещение – известный период истории человечества, который распространился на все направления социальной жизни. Это интернациональное движение, вызванное утратой авторитарности, значимости религиозных принципов. Духовный сектор опустошается, появляются различные веры, конфессии. Одновременно с изменением менталитета людей развиваются естественные науки, формируются новые тенденции. Люди приобретают уверенность, что ум, интеллект способны заменить преклонения перед религиозными кумирами.
Английская революция Нового времени
Английская революция начинается в 17 веке, вызванная постоянным конфликтом с Испанией. Открытие Америки открывает увлекательные перспективы. Существуют конфликты между властью монарха и парламента. В результате всех этих сражений царь терпит поражение.
Началась британская буржуазная революция. Король был обвинен в измене и обезглавлен. 17 марта стало днем, когда Великобритания провозгласила себя демократическим государством.
Борьба между Великобританией и Францией привела к войнам за колонии в Новом Свете. Там тоже велась война. Франция проиграла. А Канада была отдана англичанам.
Классическое Средневековье
С X по XIV век Западная Европа переживала эпоху Классического Средневековья. К этому времени средневековое общество окончательно разделилось на три основных класса:
- Духовенство — христианские священнослужители, которые обязаны были вести религиозную жизнь и наставлять мирян своими проповедями. Духовенство не несло повинностей, владело обширными земельными владениями, содержалось за счет десятины – 1/10 доходов, выплачиваемых крестьянами в пользу церкви.
- Военное сословие –короли, графы, герцоги, бароны, рыцари, простые воины. Они защищали народонаселение от врагов, боролись с противниками христианской веры.
- Крестьяне – самое многочисленное сословие Средневековья. Они подразделялись на лично свободных и зависимых. Лично свободные крестьяне несли повинности в пользу государства, не были прикреплены к земле. Зависимые крестьяне принадлежали своему феодалу, обрабатывали его земли и несли в его пользу множество разнообразных повинностей.
Крестовые походы
В эпоху Классического Средневековья в XI веке началась череда Крестовых походов, продлившихся более 400 лет.
Запоминаем новые слова!
Крестовые походы – вооруженные экспедиции христиан на Восток с целью отвоевания христианских реликвий, приобщения к истинной вере неверных (мусульман).
B 1095 году глава христианской церкви – папа Римский Урбан II призвал христиан совершить военный поход для освобождения святой земли Палестины и находящегося там гроба Господня, которую захватили турки-сельджуки, исповедовавшие ислам.Папа объявил, что участникам крестового похода Бог простит все грехи, а погибшие в бою попадут прямиком в рай.
Источник
Несмотря на громкие лозунги и высокие идеи, феодалы и духовенство в действительности использовали крестовые походы с целью:
- Приобретения новых земельных владений.
- Установления власти над Восточными странами.
- Увеличения собственных доходов за счет разграбления захваченных земель.
Кроме того, крестовые походы должны были избавить Европу от переизбытка населения, которое к XI веку ощущало острую нехватку в продовольствии и свободных землях.
Так как участники походов на Восток нашивали на свою одежду красные кресты, их прозвали рыцарями-крестоносцами. Помимо феодалов и рыцарей в походах принимали участие также зависимые крестьяне, желавшие освободиться от власти своих господ и городская беднота, стремившаяся разбогатеть на военных грабежах.
В эпоху Классического Средневековья объединенными силами французских, германских и немецких феодалов было совершено 8 крестовых похода, в результате которых началась колонизация европейцами Ближнего Востока.
Искусство
Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение «причудливый».
Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.
Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.
Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.
В Новую эпоху сформировался ещё один стиль – рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление «сентиментализм».
Характеристика эпохи Средних веков
Своим названием эта эпоха обязана итальянским гуманистам, которые жили в эпоху Возрождения. Считается, что Флавио Бьондо в 1453 году предложил делить всю историю на 3 этапа: Древний мир, Новое время, в которое он жил, а то, что оставалось между ними – посередине – Средними веками. Он датировал Средние века 410–1410 гг. 410 год – это время, когда Рим начали грабить варвары.
В отечественной науке было принято считать, что Средневековье – это эпоха феодализма. Сам термин «феодализм» ввел Француа Гизо в начале XIX века. Феодализмом называют систему отношений, которая пронизывала все средневековое общество. Феодализм представлял так называемую вассально-ленную систему, иначе говоря, дворяне были связаны друг с другом поземельной зависимостью. Дворянин, служа своему господину, или сеньору, получал от него земельный надел – лен. Однако не во всех европейских странах существовала такая вассально-ленная система.
В эпоху Средневековья рабство уже не существовало, на смену ему пришли сословия. Но ведь сословия существовали и в эпоху Нового времени, поэтому границу здесь провести очень сложно.
С точки зрения человека Нового времени, эпоха Средних веков – это эпоха варварства, упадка. Период Средневековья находился на менее высокой ступени развития, чем античные Греция и Рим. Уровень грамотности был ниже, санитарное состояние городов было ужасным, кроме того, велись войны, сопровождавшиеся огромным числом жертв. Например, в середине XIV века Европу потрясла эпидемия чумы (рис. 1).
Рис. 1. Эпидемия чумы в Средние века (Источник)
С другой стороны, существуют представления, что Средневековье было не таким уж темным периодом. Так, например, после Французской революции, которая проходила под знаменем «свобода, равенство и братство» историки стали говорить о том, что Средние века – это время господства государства, подчинения людей и время дисциплины.
В итоге мы можем видеть, что в эпохе Средних веков были свои плюсы, но в то же время и свои минусы.