О когнитивных искажениях
Когнитивное искажение выступает понятием когнитивной науки, означает регулярное отклонение в мышлении, восприятии и поведении, базирующееся на субъективных предубеждениях, стереотипах, причинах социального, морального и эмоционального характера. А также на сбоях в обработке и анализе сведений, физических ограничениях и особенностях строения головного мозга.
Людям свойственно создавать свой «субъективный социальный мир», который зависит от их восприятия окружающего. И этот субъективный мир способствует определению поведения человека в обществе. Так, когнитивные искажения приводят к неточности суждений, нелогичной интерпретации либо иррациональности поведения.
Некоторые искажения могут привести к более результативным действиям личности, но при конкретных условиях. А иногда позволяют принять быстрое решение, когда быстрота важнее точности.
Проблема 2: Сложность понимания
Окружающий мир очень сложный и мы видим только его маленький кусочек. Нам нужно делать какие-то выводы о нём, чтобы выживать. Как только в нас попадает прореженный органами чувств поток информации, мы соединяем точки и заполняем пустоты тем, что мы думаем, что знаем. Это позволяет нам обновлять модели окружающего мира.
Мы обнаруживаем истории и закономерности даже в скудных данных. Поскольку мы видим только маленький кусочек мира и отсекаем почти всё остальное, мы никогда не знаем про события всего. Поэтому мозг воссоздаёт картину мира у нас в голове, чтобы воспринимать его целым и непрерывным, а не раздробленным.
Примеры: Парамнезия (ложная память), Иллюзия кластеризации (en), Ошибка из-за размера выборки (en), Отрицание вероятности (en), Обманчивость эпизода (en), Иллюзия обоснованности (en), Ошибка про человека в маске, Иллюзия новизны (en), Ошибка игрока, Ошибка «счастливой руки» (en), Мнимая взаимосвязь (en), Парейдолия, Антропоморфизм.
Мы дополняем пробелы в информации или новые наблюдения известными признаками из стереотипов, обобщений и прошлого опыта. Когда у нас есть только частичная информация о какой-то специфичной вещи, входящей в класс привычных для нас вещей, мозг с лёгкостью устраняет этот недостаток с помощью догадок по аналогии или из других проверенных источников. Потом мы ничтоже сумняшеся забываем, какие части картины на самом деле были, а какие мы достроили.
Примеры: Ошибка коллективной атрибуции (en), Предельная ошибка атрибуции (en), , Эссенциализм, Функциональная закреплённость, Эффект моральной непогрешимости (en), Вера в справедливый мир, Ошибка аргументации от ошибки, Апелляция к авторитету (en), Заблуждение надёжности автоматизации (en), Эффект присоединения к большинству, Эффект плацебо.
Мы больше ценим знакомые / симпатичные вещи и людей, чем незнакомые / несимпатичные. Похоже на предыдущий пункт, только прибавляется неосознанное допущение о качестве, стоимости или ценности того, на что мы смотрим.
Примеры: Гало-эффект (эффект ореола), Искажение в пользу своей группы (en), Искажение в оценке сходства другой группы (en), Межрасовый эффект (en), Эффект чирлидерши (en), Эффект знакомого маршрута (en), Синдром неприятия чужой разработки, Реактивное обесценивание (en), Эффект позитивности (en).
Мы упрощаем числа и вероятности, чтобы о них было легче думать. Математик из нашего подсознания никакой. Обычно оно совершенно ошибочно оценивает вероятности каких-то событий при отсутствии точной информации.
Примеры: Ментальный учёт (en), Искажение нормального распределения (en), Апелляция к вероятности (en), Закон Мёрфи, Эффект полуаддитивности (en), Систематическая ошибка выжившего, Отклонение в сторону нулевой суммы (en), Эффект ценности денежных знаков, Магическое число 7±2.
Мы думаем, что знаем, о чём думают другие. Иногда мы предполагаем, что другие знают то, о чём знаем мы. В других случаях мы думаем, что другие думают о нас столько же, сколько мы сами думаем о себе. Попросту это попытка смоделировать чужое сознание, основываясь на модели собственного (или даже более упрощённой модели).
Примеры: Проклятие знания, Иллюзия прозрачности, Эффект прожектора, Иллюзия постороннего участия (en), Иллюзия асимметричной проницательности (en), Отклонение в сторону внешних стимулов (en).
Мы проецируем наш текущий образ мыслей в прошлое и будущее. Вдобавок к этому мы не очень хорошо оцениваем, насколько медленно или быстро события разворачиваются во времени.
Примеры: Ретроспективное искажение, Искажение оценки по последствиям (en), Случайная добродетель (en), Упадничество (en), Эффект телескопа, Приукрашивание прошлого (en), Переоценка будущего воздействия (en), Склонность к пессимизму (), Ошибка планирования (en), Ошибка сэкономленного времени (en), Искажение изобретателя (en), Искажение в связи с проекцией (), Искажение сдержанности (en), Искажение самосогласованности (en).
Эффект фрейминга
Это когнитивное искажение, которое проявляется в разном восприятии информации при изменении формы ее подачи. Идентичное утверждение, может приниматься в положительном и негативном ключе, в зависимости от того, как оно сформулировано.
Представим гипотетическую ситуацию – жизни 600 людей угрожает эпидемия. Есть две программы борьбы с болезнью. Какую выбрать?
- Программа A – 200 человек будут спасены;
- Программа B – 400 человек умрут.
Аналогичная стратегия борьбы с эпидемией, однако результаты отличаются:
- Программа A – 72% респондентов;
- Программа B – 22% респондентов.
Потратить 15 минут для экономии 500 рублей на покупке клавиатуры – верное решение. Это все-таки пятая часть стоимости покупки. Нет желания переплачивать.
Теперь представьте, что у конкурентов можно дешевле приобрести смартфон – за 24 500 рублей вместо 25 000. Намерение посетить другое заведение, дабы сэкономить 2% от стоимости гаджета, явно слабее.
Хотя, и в первом, и во втором случае, вы сохраняете одинаковую сумму – 500 рублей. Цена товара повлияла на решение.
Чтобы избавиться от ограниченности рамками, просто спросите себя – целесообразна ли поездка продолжительностью 15 минут для экономии 500 рублей?
В ставках на спорт, аналогичная ситуация с коэффициентами. Вы оформите сделку в другой конторе с кэфом 1.57 вместо 1.52, но не увидите разницы между котировками 4.27 и 4.22.
↑ Характеристика основных видов познания
Критерии сравнения | Чувственное познание | Рациональное познание | Интуиция |
средства | органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание) | мышление | «озарение», «наитие», «прозрение» |
формы | Ощущение — это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса.Восприятие — чувственныйцелостный образ предмета.Представление — чувственный образ объекта познания,запечатлённый в памяти человека | Понятие — это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса.Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.Умозаключение (вывод) — мысль, которая сформирована на основе нескольких суждений | Мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциями. Интеллектуальная — связана с умственной деятельностью |
особенности | непосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторон | опора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений | внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний |
Почему когнитивные искажения – это хорошо
Может показаться, что когнитивные искажения – это очень плохо, ведь они заставляют нас обманывать самих себя и принимать иррациональные решения. Но на самом деле ошибки мышления выполняют несколько важных функций.
Во-первых, они помогают справляться с информационной перегрузкой – мы просто физически не можем обработать всю информацию извне.
Во-вторых, они помогают экономить время – на то, чтобы проанализировать все, что происходит вокруг нас, у нас бы уходили часы, если не дни, а когнитивные искажения просто дают нам заранее заготовленный алгоритм действий.
Ошибки мышления могут стать спасением в стрессовой ситуации, когда наша логика отключается и мы словно начинаем действовать на чистых инстинктах.
Кроме того, когнитивные искажения являются частью нашей психологической защиты, делают мир понятным и справедливым, и мы можем продолжать верить, что с нами все будет хорошо, если мы будем вести себя так, как того требует ситуация.
Проблема 1: Переизбыток информации
В окружающем мире слишком много информации. У нас есть единственный выбор — отсекать в восприятии почти всё. Наш мозг использует несколько простых приёмов, чтобы выбрать только ту информацию, которая с большей вероятностью как-то нам пригодится. Мы охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали
Очень простое правило, согласно которому мозг скорее обращает внимание на нечто, похожее на то, что мы уже запоминали. Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента
Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента.
Странные / смешные / внешне привлекательные / антропоморфные вещи привлекают внимание больше, чем привычные / несмешные
Мозг завышает оценку важности непривычных вещей, с которыми мы незнакомы. Аналогично, мы стараемся пропускать информацию, которая кажется нам рядовой и ожидаемой
Аналогично, мы стараемся пропускать информацию, которая кажется нам рядовой и ожидаемой
Примеры: Эффект причудливости, Эффект юмора (en), Эффект Ресторфф, Эффект превосходства картинки (en), Эффект самореференции (en), Феномен негативного восприятия (en), Гипотеза Поллианны (en), Сдвиг к позитивной оценке (en).
Мы замечаем, когда что-то меняется. И обычно мы воспринимаем ценность нового именно в сравнении со старым (её возрастание или убывание, позитивное или негативное изменение), а не переоцениваем новое заново, само по себе. То же происходит, когда мы сравниваем похожие вещи.
Примеры: Эффект привязки, Эффект контраста, Эффект фокусировки (), Денежная иллюзия, Эффект фрейминга (en), Закон Вебера — Фехнера, Консерватизм в переоценке убеждений (en), Систематическая ошибка различения (en)
Нас привлекают частности, подтверждающие наши существующие убеждения. Это очень важная вещь. И следствие: мы опускаем те детали, которые противоречат нашим убеждениям.
Примеры: Склонность к подтверждению своей точки зрения, Систематическая ошибка согласованности, Рационализация после покупки, Искажение в восприятии сделанного выбора, Селективное восприятие, Эффект ожидания наблюдателя (en), Эффект страуса (en), Субъективное придание значимости (en), Эффект продолжающегося влияния (), Рефлекс Земмельвайса (en).
Мы гораздо легче замечаем изъяны в других, чем в себе. Да, перед тем, как изучать список когнитивных искажений других людей, имеет смысл осознать, что все они относятся и к тебе тоже.
Примеры: Слепота в отношении когнитивных искажений (en), Наивный цинизм (en), Наивный реализм (en).
Проблема 1: Переизбыток информации
В окружающем мире слишком много информации. У нас есть единственный выбор — отсекать в восприятии почти всё. Наш мозг использует несколько простых приёмов, чтобы выбрать только ту информацию, которая с большей вероятностью как-то нам пригодится.
Мы охотнее замечаем то, что ранее запоминали, либо часто встречали. Очень простое правило, согласно которому мозг скорее обращает внимание на нечто, похожее на то, что мы уже запоминали. Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента
Примеры: Эвристика доступности (en), Систематическая ошибка внимания, Эффект иллюзии правды, Каскад доступной информации (en), Эффект знакомства с объектом (en), Эффект контекста, Забывание без подсказок (en), Отклонение в сторону соответствия эмоциям (), Иллюзия частотности, Феномен Баадера — Майнхоф (en), Разрыв эмпатии между горячим и холодным состоянием (en), Недооценка бездействия, Ошибка базового процента.
Странные / смешные / внешне привлекательные / антропоморфные вещи привлекают внимание больше, чем привычные / несмешные. Мозг завышает оценку важности непривычных вещей, с которыми мы незнакомы. Аналогично, мы стараемся пропускать информацию, которая кажется нам рядовой и ожидаемой
Примеры: Эффект причудливости, Эффект юмора (en), Эффект Ресторфф, Эффект превосходства картинки (en), Эффект самореференции (en), Феномен негативного восприятия (en), Гипотеза Поллианны (en), Сдвиг к позитивной оценке (en).
Мы замечаем, когда что-то меняется. И обычно мы воспринимаем ценность нового именно в сравнении со старым (её возрастание или убывание, позитивное или негативное изменение), а не переоцениваем новое заново, само по себе. То же происходит, когда мы сравниваем похожие вещи.
Примеры: Эффект привязки, Эффект контраста, Эффект фокусировки (), Денежная иллюзия, Эффект фрейминга (en), Закон Вебера — Фехнера, Консерватизм в переоценке убеждений (en), Систематическая ошибка различения (en)
Нас привлекают частности, подтверждающие наши существующие убеждения. Это очень важная вещь. И следствие: мы опускаем те детали, которые противоречат нашим убеждениям.
Примеры: Склонность к подтверждению своей точки зрения, Систематическая ошибка согласованности, Рационализация после покупки, Искажение в восприятии сделанного выбора, Селективное восприятие, Эффект ожидания наблюдателя (en), Эффект страуса (en), Субъективное придание значимости (en), Эффект продолжающегося влияния (), Рефлекс Земмельвайса (en).
Мы гораздо легче замечаем изъяны в других, чем в себе. Да, перед тем, как изучать список когнитивных искажений других людей, имеет смысл осознать, что все они относятся и к тебе тоже.
Примеры: Слепота в отношении когнитивных искажений (en), Наивный цинизм (en), Наивный реализм (en).
Диагностические критерии
Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.
Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса
При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением
Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.
Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы
Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.
Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.
Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений
А какие побочные эффекты? 4 проблемы-следствия
Вместе с 4 главными проблемами полезно помнить о 4 проблемах-следствиях, которые вызваны нашими способами решения главных проблем:
1
Мы не видим всего. Часть информации, которую мы отсекаем, на самом деле оказывается ценной и важной
2. Поиск смыслов приводит нас к галлюцинациям. Иногда мы придумываем несуществующие детали только из-за предположений и предубеждённости, а также достраиваем смыслы и истории, которых не было в реальности.
3. Быстрые решения могут быть плохими. Некоторые из быстрых реакций и решений оказываются нечестными, корыстными и непродуктивными.
4. Память усиливает ошибки. Некоторые вещи, которые мы запоминаем, усиливают когнитивные искажения и обусловленность, ухудшая мыслительные процессы.
Если ты запомнишь 4 главных проблемы и 4 ошибки, к которым приводят наши стратегии их решения, то эвристика доступности (конкретнее, феномен Баадера — Майнхоф) приведут к тому, что ты начнёшь чаще обращать внимание на собственные когнитивные искажения. Если ты будешь иногда заходить на эту страничку и освежать в памяти информацию, то эффект интервала поможет запомнить некоторые из ошибок, чтобы чуть лучше противодействовать слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму
Если ты будешь иногда заходить на эту страничку и освежать в памяти информацию, то эффект интервала поможет запомнить некоторые из ошибок, чтобы чуть лучше противодействовать слепоте в отношении когнитивных искажений и наивному реализму.
Мы ничего не можем сделать, чтобы полностью избавиться от 4 главных проблем (до тех пор, пока не расширим вычислительные мощности и память мозгов до размеров вселенной). Зато когда мы примем как факт, что мы навсегда обусловлены своей биологией, но можем учиться эффективнее с этим жить, то склонность к подтверждению своей точки зрения поможет находить этому новые и новые свидетельства. Благодаря этому мы научимся лучше понимать себя.
Когнитивные искажения — всего лишь инструменты. Они полезны в одних контекстах и вредны в других. Но это единственные инструменты, которые у нас есть, и они довольно неплохо справляются в тех ситуациях, для которых предназначены.
С ними можно познакомиться поближе и оценить их — в конце концов, они позволяют нашим загадочным мозгам действовать во вселенной.
“Совы не те, кем кажутся”. Кадр из сериала “Твин Пикс”.
«Ложная телепатия»
«Чтение мыслей» — частный случай проективного искажения, при котором мы бессознательно ожидаем, что у других на уме то же самое, что и у нас. Такому заблуждению подвержены неуверенные в себе подростки, которым кажется, что одноклассники только и делают, что их обсуждают (выбирая именно то, что хотелось бы сохранить в тайне), а учителя считают их глупыми. Уверенность, будто «родители думают, что я не справлюсь» способна действительно повлиять на успехи. Учителям и родителям свойственна мысль «он делает это мне назло!», хотя ребёнок понятия не имеет о такой своей мотивации.
Не придумывать чужие мысли — важный для адекватного восприятия навык.
Чтобы не попадаться в ловушку проекций относительно детей, не стесняйтесь искренне общаться.
Никогда не слушайте советов довериться «преподавательской интуиции», «родительскому чутью» или ещё какой-нибудь тайной силе. Обращение к иррациональному призвано оградить человека от реального пересмотра установок, хотя никакая интуиция не заменит честного разговора напрямую. Этот подход приводит к тому, что картина мира становится мифологизированной и стереотипной. В результате спустя годы ребёнок скажет вам такое, что волосы встанут дыбом: оказывается, вы совсем не знали его подлинных интересов и жизненных ценностей.
Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?
Информации во вселенной слишком много. Мы можем себе позволить помнить только то, что вероятнее всего пригодится нам в будущем. Нам приходится постоянно торговаться с самими собой и прогнозировать, что выгоднее помнить, а что забыть. Например, обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга.
Что такое когнитивные способности
Общество часто делит людей на умных и глупых. Принципы, по которым происходит такое деление, каждый раз разные. Но суть в большинстве случаев она – если справился с задачей – умный. Не получилось, ошибся – глупец. Однако это неверная оценка человеческих возможностей. Самым точным показателем ума являются когнитивные способности. Если говорить простыми словами, то когнитивные навыки – это умение пользоваться плодами своего мозга.
Если взять в качестве примера учеников одного класса, то учитель скажет – этот ученик умный, он учится только на пятерки, а тот ученик глупый – у него одни тройки. В данном случае оценивается не способность ребенка мыслить, а способность запомнить текст пройденного параграфа и пересказать его своими словами, или применить изученную формулу на примере с цифрами. Но к изучению нужно приложить еще усидчивость и заинтересованность ребенка в материале, что есть далеко не у каждого.
К тому же, запоминать информацию, много читать и воспроизводить устно заученный текст – это еще не показатель ума, не уровень интеллектуальности. А умение применить полученные знания на деле, сделать какие-то свои выводы, отсеять неважную информацию – это уже интеллект. Этому в школе нельзя научить, это индивидуальные особенности человека.
Когнитивные способности – это умение пользоваться информацией, поступающей ежедневно из окружающей среды. Запоминать ее, применять в быту, мыслить логически, добывать выводы из неполных данных. Когнитивный – значит, связующий, строящий причинно-следственные связи. Это процесс, расширяющий знания за счет анализа полученной информации и сделанных о ней выводах.
Что это за ошибки такие
Когнитивные искажения случаются, когда мы принимаем нерациональные решения, основываясь на инстинктах, чувствах или прошлом опыте.
Вообще, в нерациональных решениях нет ничего плохого, мы принимаем сотни таких решений каждый день — как бы «на автомате». Но порой они мешают, особенно если ошибку не удаётся распознать вовремя.
Типичный пример когнитивного искажения — это желание доделать начатое. Например, доесть в ресторане еду, которую уже принесли, — «чтобы не пропала». Или, к примеру, кто-то идёт в кино, даже если устал и не хочет: ведь билет уже куплен. Это типичное когнитивное искажение. Если в обоих случаях сесть и сказать себе: «Блин, зачем я это делаю?» — ошибки удастся избежать. И ладно если это кино, а часто люди годами доучиваются в нелюбимом вузе или месяцами изо всех сил пилят стартап просто потому, что привыкли и хотят «довести до конца».
Когнитивный диссонанс на примерах из жизни
Если рассмотреть примеры из жизни, то гораздо легче осмыслить когнитивный диссонанс. Если применить художественный образ, это якорь, тянущий ко дну. К примеру, человек на протяжении всей жизни был уверен, что популярное блюдо из устриц абсолютно несъедобное. Но однажды ему предоставляется возможность в одной из стран попробовать его, и он убеждается, что оно намного вкуснее, чем он ожидал.
Классический пример в психологии – поступившие в университет медалист и троечник. Преподаватели ждут от первого студента высокого уровня знаний и соответствующих результатов, а ко второму относятся в лучшем случае снисходительно. Однако может случиться так, что отличник ответит на вопрос весьма посредственно, а троечник, напротив, даст грамотный ответ. В этом случае у преподавателей возникает дисгармония из-за того, что убеждения оказались несоответствующими реальной ситуации.
Часто диссонанс возникает у женщин, стремящихся к похудению. Они начинают сидеть на диетах, игнорировать употребление «вредного», но, если захочется съесть сладкое, то это будет противоречить их цели и представлению о правильном питании. Чтобы уменьшить психологический диссонанс или вообще преодолеть его, можно выбрать один из трех вариантов: не есть сладкое, сделать себе поблажку или отказаться от диеты.
Когнитивный диссонанс не всегда является негативом в жизни, иногда он дает мощный толчок к дальнейшему развитию человека
Психологи отмечают, что когнитивный диссонанс – не всегда негативный фактор. Наоборот, зачастую, благодаря ему, личность начинает совершенствоваться. Избежать противоречивых явлений в обычной жизни практически нереально, но возможно восстановить гармонию.
Как бороться с когнитивными искажениями
Большинство искажений теряет свою власть над нами, когда мы их замечаем, но некоторые их виды могут оставаться с нами очень долго. К счастью, любые ошибки мышления можно победить, если постараться не мыслить автоматически. Вот несколько советов, как не попасться в ловушку и вовремя её заметить:
- Помните, что другие люди — непрочитанные книги
Мы никогда доподлинно не знаем, что в голове у другого человека, поэтому делать выводы лучше, основываясь на его делах, а не на словах. Если кто-то говорит: «Я люблю тебя», а сам пятится к двери, поверьте его ногам, а не губам. Примеры можно приводить бесконечно.
- Переключайтесь на мелочи
Прежде чем принять решение — отвлекитесь. Вспомните таблицу умножения или цены на билеты в кино, проговорите про себя пару правил русского языка, а потом вернитесь к проблеме. Смена фокусировки «очищает» восприятие и поможет сохранить голову трезвой.
- Высыпайтесь
Недосып мешает мыслить ясно. Малое количество сна — причина неверных решений. По мере накопления усталости мозг уделяет все меньше внимания анализу, человек становится рассеянным и стремиться принимать решения, основываясь на стереотипах, потому что это менее энергозатратно.
- Задавайте себе вопросы
- Что влияет на моё решение?
- Верно ли я оценил уровень знаний этого человека?
- Успешен ли тот, кто даёт мне совет, которому я собираюсь последовать?
- Уверен ли я в том, что у меня есть вся необходимая информация?
- Не фокусируюсь ли я только на одном аспекте проблемы, упуская из виду всё остальное?
Эти и подобные им вопросы помогут вам заметить когнитивные искажения до того, как они испортят вам жизнь.
- Отдыхайте
Одной из главных причин когнитивных искажений является перегруженность мозга. Он выполняет более тысячи мыслительных процессов в секунду, можете представить себе сколько операций выполняется за один рабочий день? Мозг стремится к сокращению энергозатрат, он сокращает информацию и отбрасывает то, что кажется ему ненужным. Чем меньше у вас сил, тем меньше вы способны к правильному анализу ситуации.
Ошибки мышления
Искажение консерватизма
Это когда люди отдают предпочтение предыдущим доказательствам, а не новым свидетельствам и информации, которая появилась. Люди не сразу приняли факт, что Земля круглая, так как у них сложилось первое представление о том, что она плоская.
Ошибка классификации
Тенденция искать информацию, когда это не влияет на действия. Больше информации – это не всегда хорошо. С меньшим количеством информации люди часто делают более точные прогнозы.
Эффект страуса
Решение игнорировать опасную или негативную информацию, зарывая голову в песок, как страус.
Отклонение в сторону результата
Склонность судить о решении, основываясь на результате, а не на том, как именно принималось решение в тот момент времени. Выигрыш в азартных играх не означает, что решение играть на деньги было разумным.
Эффект сверхуверенности
Тенденция переоценивать свои способности, что ведет к неоправданному риску в повседневной жизни. Эксперты больше подвержены этому предубеждению, чем непрофессионалы, так как они убеждены в том, что правы.
Эффект плацебо
Когда простая вера в определенный эффект ведет к тому, что этот эффект осуществляется. В медицине, люди которым давали «пустышки», часто испытывали то же физиологическое воздействие что и те, кто принимал настоящие препараты.
Предубеждение в пользу инноваций
Когда сторонник нововведений склонен переоценивать пользу и недооценивать ограничения.
«Проклятие знания»
Этот вид искажения очень мешает преподавателям, школьным учителям и тренерам — вернее, их ученикам. Часто нам кажется, будто задание лёгкое, а решение — очевидное. При этом ученик, которому всё далеко не так ясно, кажется учителю отстающим, а то и вызывает раздражение: «Ну как этого можно не понимать?».
Наш разум устроен таким образом, что, поняв и усвоив что-то, нам трудно вернуться назад, к своему прежнему незнанию.
Проблема понимания вообще является животрепещущей темой когнитивистики и гносеологии. При освоении какого-то навыка мы сперва не понимаем, как это вообще кому-то под силу, потом пытаемся повторить, неоднократно ошибаемся и долго исследуем методологию, делая неожиданные открытия. Потом появляются автоматизм и свободное владение инструментарием, зарождается желание импровизировать. Тут-то люди обычно и начинают учить других. Но ведь эти другие вовсе не обладают такой свободой!
Если воображение упрямо уверяет, что вы всегда легко справлялись с этим, попробуйте представить что-то до сих пор не освоенное. Например, вы не умеете ездить на велосипеде. Наверное, вам должно казаться, что сохранять равновесие просто невозможно. Вот так видит незнакомый материал ваш ученик. Ему пригодится помощь — только не с Олимпа недостижимого опыта, а от того, кто готов исследовать и удивляться вместе с ним.
Необоснованные умозаключения
У этого когнитивного искажения два проявления. Первое заключается в том, что человек пытается читать чужие мысли и изначально делает вывод, будто люди настроены к нему негативно. Субъект настраивает себя соответствующим образом, и уже тогда люди действительно поворачиваются к нему спиной.
Второе проявление выражается в склонности безосновательно делать негативные предсказания относительно будущих событий, что, как правило, в итоге и происходит. Примеры такого мышления:
- «Зачем я вчера выбрал эту тему? Наверняка ее кто-то уже взял. К черту этот доклад, ничего не буду делать, все равно смысла нет!».
- «Никто не поймет мое выступление, и на следующий год меня точно не пригласят в качестве спикера (хотя я тут выступаю уже 15 лет подряд)».
Оба варианта явно «программируют» на негатив, так что это прямая дорога к поражению. Старайтесь опираться на реальные факты
Важно понять, что мы не в состоянии думать за других людей и уж точно не способны предсказывать будущее, особенно основываясь на «пустых» умозаключениях
Как уменьшить психологический диссонанс
Вполне естественно, что индивид старается всеми силами избавиться от психологического дискомфорта. Помогают способы, которые позволяют добиться уменьшения противоречивого состояния. В принципе часто человек сам интуитивно пытается справиться с неприятными явлениями. Если он решает обратиться к специалистам, те посоветуют, в первую очередь, следующее:
Пересмотреть поведение, например, если индивид чувствует негатив в своих поступках, облегчение принесет исправление поведенческой линии. Хотя это нелегко сделать людям амбициозным, прямолинейным, авторитарным.
Человеку с амбициями стоит переубедить себя, поискать оправдания своим поступкам, если это не идет в разрез с общественными нормами.
Обычным людям, попавшим в тиски диссонанса, советуют внимательнее фильтровать информацию, не принимать ничего на веру
Стоит воспринимать положительные стороны информации, а негатив обходить своим вниманием.
Если получить все сведения о сложившейся ситуации, составить полноценное представление о ней и выстроить новую линию поведения, можно избежать многих негативных явлений. Такой способ больше подойдет людям, умеющим, не спеша, анализировать, делать выводы, размышлять.
Найти способы, чтобы уменьшить психологический диссонанс, помогут советы специалистов
Наклеивание ярлыков
Закрепление за собой или другим человеком устойчивого негативного образа в связи с отдельно взятым событием.
- «Я не вступился за своего коллегу, какая же я свинья!»
- «Как можно было не додуматься до этой мысли – он точно недалекий!»
Основная проблема «ярлыков» заключается в том, что они сильно искажают наше восприятие. Человек может надолго остаться в сознании надменным хамом, в то время как он просто сильно спешил по делам и не имел возможности поздороваться. Во-вторых, этот феномен может порождать сильные негативные эмоции. Ты провалил всего лишь один тест, но твой мозг делает вывод, что ты – законченный неудачник.
В этой ситуации есть одно простое решение: нужно научиться объективно описывать само поведение, как отдельно взятый факт. Ты опоздал, но это не значит, что ты недисциплинированный. Ты провалил тест номер два, и это не значит, что ты провалишь все восемь. Это позволит отделить эмоции от конкретных событий.
Эмоциональная аргументация. «Я так чувствую, значит, так оно и есть. Точка»
Склонность думать, что та или иная эмоциональная реакция доказывает собственную правоту, несмотря на очевидные факты. Примеры:
- «Я ревную, значит, мой муж мне точно изменяет. Надо разводиться».
- «Я чувствую себя таким идиотом (значит, я точно идиот)».
- «Я чувствую себя виноватым (значит, я точно провинился)».
Очень распространенное когнитивное искажение, часто ведущее к прокрастинации, неврастении или депрессии. «Зачем готовиться к тесту, если я знаю (чувствую), что провалю его?» В итоге тест действительно оказывается провален, поскольку субъект изначально настроил себя на подобный результат, несмотря на неплохую подготовку.
Очень удачный контраргумент на подобный пример: «Ок, ты все равно провалишь тест. Тогда расслабься, иди и спокойно сдай его – тебе все равно нечего терять!»