Зарубить на носу
Носы в старину рубили регулярно, но ни один человек при этом не пострадал.
Как известно, популярнейшее и сегодня выражение «зарубить на носу» означает «что-то хорошенько запомнить». А вот этимологию этой поговорки знает далеко не каждый, а в особенности тот факт, что к части человеческого тело оно вообще не имеет отношение. Все дело в том, что в данном выражении слово «нос» используется в ныне утерянном его значении – в старину так называли небольшую деревянную дощечку. С ее помощью. неписьменные крестьяне не упускали из виду какие-нибудь важные дела: они делали на ней заручки или набрасывали рисунки, поясняющие суть будущего действия. Получается, своеобразная предтеча современной напоминалке.
Басня «Ларчик»
Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться. К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою». Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: «Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался.
На обиженных воду возят
Оказывается, раньше воду возили в прямом смысле на обиженных.
Это необычное выражение имеет сразу несколько версий происхождения. Однако наиболее достоверной большинство исследователей считается та, которая относит нас к деятельности водовозов из Петербурга. В период XIX столетия цена привозной воды составляла в среднем 7 копеек серебром в год. Вот только горожане регулярно сталкивались с торговцами, которые из чувства наживы намеренно завышали стоимость. А это «мероприятие» было незаконным, за что полагалось необычное наказание: у таких прижимистых предпринимателей забирали лошадь, и последним приходилось таскать бочки в тележке в буквальном смысле на собственной спине. Хорошего настроения от подобной работенки точно не поимеешь.
Почему басни Крылова актуальны сегодня?
Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности. В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности. Квартет Стрекоза и муравей Читать все басни Крылова
Слон и моська
Пытаясь определить скрытую мораль в басне «Слон и Моська», мнения читателей делятся на два лагеря.
- Одни смотрят на басню прямо, другие – ищут скрытый смысл. Первые предполагают, что мораль выражена в последних словах: “Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!”.
- Другие же полагают, что основной мыслью является та, что хоть шумом вокруг себя и можно создать любое мнение окружающих, но проницательные люди всё же поймут, чего стоит весь этот шум.
Получается, что каждый видит ту мораль, которую ему удобно увидеть в силу своего восприятия. Особенно не нравится вторая мораль Моськам, которым важнее не быть кем-то, а слыть.
Крылатое выражение:
Самые цитируемые выражения
«Счастливые часов не наблюдают». Фразу произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым. Выражение не изменило своего толкования. Им характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом. Для них время уходит на задний план, оставляя место только чувствам. Влюбленных переполняет восторг от общения, встреч и положительных эмоций. Следить за временем они не могут и не хотят.
«Ум с сердцем не в ладу». Фразу произносит Чацкий. Он объясняет ею свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум. Человек не способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков. Ослепленный чувствами, он не слышит в речи истины. Вводит себя в заблуждение, которое впоследствии становится роковой ошибкой. В современной жизни выражение находит место не только в эмоциональной сфере, описывающей чувства взаимной привязанности. Ум не помогает ослепленным своей удачей в бизнесе, в азартных играх.
«Герой не моего романа». Софья Павловна использовала фразу для объяснения того, что один из претендентов на ее руку не может быть ее возлюбленным. Сегодня выражение позволяет убрать из кавалеров тех, кто не может стать женихом по индивидуальному выбору и предпочтениям любого пола.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно». В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение используется гораздо шире. Служить становится синонимом работать. Многим хочется найти такую профессию, в которой не придется выполнять указания верхних ступеней власти, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Большинству хочется, чтобы оценили их знания, умения и опыт.
«День за день, нынче, как вчера». Так описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь и современники, если из нее уходят интересные события, остается одна повторяющаяся каждый день рутина. Состояние безысходности слышится за словами, тоска и уныние. Из такого состояния хочется вырваться как можно быстрее.
«Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь». Фраза вложена в уста горничной Лизы. Девушка понимает опасность и любви, и немилости. Хочется избежать излишней заботы, злобы и неприязни. Любое чувство со стороны власть имущих, начальства и руководителя чаще заканчивается отрицательно для работника. Именно поэтому хочется, чтобы яркие проявления с их стороны обошли стороной.
«Кому назначено-с, не миновать судьбы». Мудрые слова произносит Лиза. Вера в предназначение и в судьбу не пропала и у современников. Событие, которое происходит в жизни, чаще отрицательное, невозможное для объяснения, сводят к проявлению сил свыше. За все несет ответственность судьба.
«Кто беден, тот тебе не пара». Речь отца Софии четко разграничивала возможности дочери выбирать будущего мужа. Казалось бы, век деления на бедных и богатых прошел. Но на самом деле, статусное положение не просто осталось, но считается одной из основных причин разводов и несостоявшихся браков. Выражение продолжает жить, расширив свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатым выражением.
«А судьи кто?». Слова Чацкого звучат и поныне. Осуждения людей, не имеющих на это право, встречается так часто, что выражение считается одним из самых популярных. Слово судьи не используется в прямом значении, оно характеризует любого человека, пытающегося преподнести свое мнение, часто ошибочное, как эталон.
Виды крылатых выражений
Существуют разные классификации крылатых выражений, но их объединяет то, что все они:
- либо взяты из названий произведений;
- либо принадлежат высказываниям самим героям художественных текстов, фольклорных жанров, мифологии;
- или же это высказывания известных личностей.
Другая классификация крылатых выражений связана с разделением их по времени появления:классические высказывания;
- античная мифология;
- современные высказывания из рекламных роликов, телепередачи и т.п.
За толкованием какого-то конкретного крылатого выражения или слова можно обращаться в специальные словари, в словарь крылатых выражений, содержащие крылатые слова и фразы вместе с разъяснениями о их происхождении и понимании.
Крылатые фразы из литературы
А.С. Грибоедов «Горе от ума»:
- «Счастливые часов не наблюдают!»;
- «Свежо предание, а верится с трудом»;
- «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
- «А судьи кто?»;
- «Герой не моего романа»;
- «Ба! Знакомые все лица».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»:
- «Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей»; - » Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей».
Ф.М. Достоевский «Идиот»:
- «Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье»;
- «Красота спасет мир»;
- «Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить как с собой»;
- «Подлецы любят честных людей…».
Л.Н. Толстой «Война и мир»:
- «Мы не столько любим людей за то добро, которое они сделали нам, сколько за то добро, которое сделали им мы»;
- «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть!»;
- «Надо жить, надо любить, надо верить!».
А.П. Чехов «Вишневый сад»:
- «Попал в стаю, лай не лай, а хвостом виляй»;
- «Голодная собака верует только в мясо…».
- Так говорил Суворов
- 15 цитат из Астрид Линдгрен
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Источники крылатых выражений
Если вы спросите, благодаря кому появился термин Крылатые выражения, то я отвечу. Крылатые выражения, как уже было упомянуто, приходят их литературы, а также песен и кинофильмов.
Один персонаж произнес, а все подхватили и понесли дальше, в массы.
Другим источником можно назвать и то, что кто-то где-то обронил образную фразу, которая понравилась своей выразительностью и точностью, и все стали ее употреблять.
Как правило, сначала люди добавляю, что тот-то сказал, что… А потом уже авторство опускается и произносится одна фраза.
Пример: на работе Иваськин обронил своему неаккуратному товарищу, что у того «руки скрутило что ли», что он роняет молоток постоянно.Соработники похихикали и НЕ забыли.В другой раз Петраськин уронил на пол стамеску. Тут же из-за спины услыхал: «А Иваськин бы сейчас тебе сказал, что у тебя руки скрутило».А через пару дней уже каждому, роняющему на пол инструмент, хихикая кричали: «У тебя что руки скрутило?!».
Вот так и рождаются крылатые выражения.
Текст песни Леонид Утесов — А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо,
— Алло, алло, Джиент, какие вести? Давно я дома не была — Пятнадцать дней, как я в отъезде, Ну, как идут в вас дела?
— Всё хорошо, прекрасная маркиза, Дела идут и жизнь легка. Ни одного печального сюрприза За исключением пустяка. Так, ерунда, пустое дело — Кобыла ваша околела. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо.
— Алло, алло, Марсель, ужасный случай! Моя кобыла умерла! Скажите мне, мой верный кучер, Как эта смерть произошла?
— Всё хорошо, прекрасная маркиза, Всё хорошо, как никогда! К чему скорбеть от глупого сюрприза? Ведь это, право, ерунда! Кобыла что? Пустое дело — Она с конюшнею сгорела. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо!
— Алло-алло, Паскаль, мутится разум! Какой неслыханный удар! Скажите мне всю правду разом — Когда в конюшне был пожар?
— Всё хорошо, прекрасная маркиза, И хороши у вас дела! Но вам судьба, как видно, из каприза Ещё сюрприз преподнесла: Сгорел ваш дом с конюшней вместе, Когда пылало всё поместье! А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо!
— Алло-алло, Лука, сгорел наш замок! Ах, до чего мне тяжело! Я — вне себя. Скажите прямо, Как это всё произошло?
— Узнал ваш муж, прекрасная маркиза, Что разорил себя и вас, Не вынес он подобного сюрприза И застрелился в тот же час. Упавши мёртвым у печи, Он опрокинул две свечи, Попали свечи на ковёр, И запылал он, как костёр, Погода ветреной была — Ваш замок выгорел до тла. Огонь усадьбу всю спалил, А с ней конюшню охватил. Конюшня заперта была, А в ней кобыла умерла. А в остальном, прекрасная маркиза, Всё хорошо, всё хорошо. — Hello, hello , Dzhient , what news ? Long time since I was not at home — Fifteen days , as I’m away , Well, as you go into business ?
— All right, fine marquis , Things are going and life is easy . No sad surprise Except for a trifle . So , nonsense, empty case — Okolelov your mare . And the rest, beautiful marquise , All right, all right .
— Hello, hello , Marseille, horrible accident ! My mare is dead! Tell me , my trusty driver, How this death occurred ?
— All right, fine marquis , All good as ever ! Why grieve from silly surprise ? It is, right , nonsense! Mare that ? Empty case — She stables burned . And the rest, beautiful marquise , All right, all right !
— Allo allo , Pascal, stirred up the mind ! What unheard -kick ! Tell me the truth at once — When there was a fire in the stables ?
— All right, fine marquis , And you have good cause! But you fate , as seen from the caprice Another surprise was presented : Burned your house with stables together When flushed the entire estate ! And the rest, beautiful marquise , All right, all right !
— Allo allo , Luke, burned our castle ! Oh , how hard for me ! I — furious. Tell me frankly , How did all this happen ?
— Know your husband , beautiful marquise , What ruined myself and you , He has not made such a surprise And shot at the same hour . Fallen down dead in the furnace , He knocked two candles Put candles on the carpet, And he blazed like a bonfire , The weather was windy — Your castle burned to the ground . The fire burned the entire estate , And it covered stables . Stables was locked , And in her mare died. And the rest, beautiful marquise , All right, all right .
Анализ басни «Ларчик»
Простой сюжет басни «Ларчик»: «к кому-то принесли» удивительный ларец ручной работы, и в ларце в этом не было замка, что придавало ему еще большую загадочность, поэтому за раскрытие его «секрета» взялся настоящий мудрец, но только чтобы он со шкатулкой не делал, какие инструменты не использовал, открыть ее ему так и не удалось, – казалось бы, ничего поучительного, если бы не последняя строчка, в которой автор поясняет, что ларчик-то «просто открывался».
Точно так же и в жизни: очень часто люди ищут какие-то сложные решения в ситуациях, где выход из них «лежит на поверхности», как в случаях с баснями. Крылов словно объясняет своему читателю, что не нужно искать в его творениях тайный глубокий смысл, он очевиден и практически всегда прописан автором.
В то же время даже в данное произведение некоторые вкладывают дополнительный смысл: поскольку поэт так и не раскрыл нам тайну, как же все-таки открывался этот загадочный ларец, значит, у истории есть два сюжетных варианта.
- Ларец действительно не имел замка.
- Замок все же был, но мастер его просто не нашел.
Какой из них выбрать, каждый читатель решает для себя сам – нет универсального ответа, как и единственно верного решения у любой проблемы, к каждой из них нужен свой подход: где-то сложный, а где-то самый простой.
В зюзю пьяный
Оказалось, что в одной фразе можно совместить алкоголь и поросят.
Это самобытное выражение, ставшее крылатым, появилось, как ни странно, с легкой руки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. В тексте его романа в стихах «Евгений Онегин», когда речь идет о соседе Ленского — Зарецком, написаны следующие строки:
«С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам
Достался в плен…»
Все дело в том, что в Псковской области, где Пушкин в течение длительного периода находился в ссылке, просторечным словом «зюзя» называют свинью. Соответственно, когда говорят, что человек «как зюзя пьяный», то употребляется аналог выражения «пьяный, как свинья».
Что такое Крылатые выражения
Крылатые выражения — это определенная категория фраз, которые точно, но образно передают характер личности, предмета или события.
Такие выражения очень метки, они как бы «на крыльях» достигают собеседника.
Чаще всего крылатые выражения берутся из литературных источников, где они уже возымели успех и запомнились всем практически с одного прочтения.
У крылатых выражений всегда есть автор, что значительно отличает их от обычных фразеологизмов и фразеологических оборотов, не имеющих авторства, а являющихся продуктом фольклора.
Крылатые слова используют как в устной, так и в письменной речи. Они являются превосходным лексическим средством языковой выразительности.
Если человек часто использует крылатые выражения, то он считается очень начитанным, у него широкий кругозор и обширный словарный запас.
“Горе от ума”, Действие IV – крылатые выражения, афоризмы, цитаты
- “О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?” (Чацкий, явление 10).
- “Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют – И вот общественное мненье!” (Чацкий, явление 10).
- “Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! – Молчалины блаженствуют на свете!” (Чацкий, явление 13).
- “В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…” (Фамусов, явление 14).
- “Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей”. (Чацкий, явление 14).
- “Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…” (Чацкий, явление 14).
- “Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!” (Чацкий, явление 14)
Шут гороховый
А ведь горох у шутов действительно был.
Казалось бы, какое отношение к шутам имеет горох? А на самом деле он, как выяснилось, был неотъемлемой частью атрибутики…европейского средневекового театра. Все дело в том, что тамошний шут, помимо полосатого костюма, шапочки с ослиными ушами, в руке обязательно держал погремушку, внутри которой был горох – он и издавал характерный шум. Во время выступлений балагур всегда свое появление сопровождал звуком этой погремушки, а иногда и охаживал ею других персонажей, и даже зрителей. Были «гороховые» элементы атрибутики и в отечественном фольклоре. Так, русские скоморохи в старину в качестве украшения своих костюмов использовали гороховую солому, а на Масленицу соломенного шута горохового возили по улицам.
Крылатые выражения из песен
А в остальном, прекрасная маркиза, всё хорошо
Значение этого крылатого выражения: есть неприятности, с которыми нужно смириться.Взято из песни, которую исполнял Л. Утёсов. Это французская песня в переводе А. Безыменского (1936) «Tout va très bien madame la marquise».
А вместо сердца – пламенный мотор
Так говорят о деятельном, неутомимом человеке или в переносном смысле о бездушном человеке.Выражение взято из песни «Авиамарш» (музыка Ю. А. Хайта, слова П. Д. Германа, 1922):
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,Преодолеть пространство и простор,Нам разум дал стальные руки-крылья,А вместо сердца – пламенный мотор.
Роль крылатых выражений
Мы часто употребляем такие выражения, зачастую не задумываясь откуда они взялись. По своему происхождению они многообразны и отражают историю народа. Часть из них родом из далеких эпох, другая часть родилась совсем недавно. Значение крылатых выражений многие из нас знают с детства и употребляют в повседневном общении. Они учат народной мудрости, пониманию нравственных ценностей, способствуют расширению жизненного опыта, развитию литературного вкуса и логического мышления. С помощью крылатых слов и выражений наш язык более яркий и выразительный. Их использование в художественных произведениях и разговорной речи воспитывают вкус к народному творчеству. Крылатые выражения относятся к особому пласту русского языка и являются частью культуры народа.
Цитаты в роли народных пословиц
Почему же всё-таки выражения из этой комедии так полюбились всем читателям и ушли в итоге в оборот речи каждого русскоговорящего человека и находятся там вплоть до сегодняшнего дня? Ответ в целом прост: всё это — заслуга А. С. Грибоедова, который смог так точно, ярко и уместно описать абсолютно привычные и близкие каждому вещи при помощи компактных выразительных изречений, смог выявить закономерность в поведении русского человека и успешно перенести её на страницы произведения.
Удивляет, как такое сравнительно небольшое произведение смогло вместить в себя настолько огромное количество фраз, цитируемых всеми — от неграмотных бездельников до дикторов с экрана, сквозь эпохи: комедии, без малого, 2 сотни лет, а цитаты вполне уместны и по сей день. Что поделать? «Дома новы, но предрассудки стары» — люди с течением времени так и не изменились.
Значимость слова в характере персонажа
Сколько нужно реплик герою, чтобы читатель смог понять, какой это человек? Может быть, 10? В случае с Грибоедовым достаточно и одной — она способна рассказать о персонаже всё, касающееся его места в обществе, мыслей, желаний и стремлений, характера, но это не значит, что автор может удивлять только коротенькими афоризмами: в комедии есть место и массивным монологам, которые хранят в себе немалую долю великих цитат.
Чацкий и Фамусов
К основным перлам главного героя комедии следует отнести:
Обратив внимание на посыл этих фраз, можно сделать вывод, что Чацкий — человек прямой и свободомыслящий, настоящий патриот, высмеивающий преклонения общества перед заграничным; обладает острым критическим умом. На страницах комедии Чацкий одинок и гоним, он не принят окружающими его людьми, отвергнут обществом, из-за чего герой и выступает против него, а его пылкий протест подчёркивается восклицаниями в высказываниях: особенно это прослеживается в финале произведения, когда разгневанный сложившийся ситуацией Чацкий приказывает подать ему «карету!», демонстрируя намерение больше никогда не иметь ничего общего с подобного рода людьми
На страницах комедии Чацкий одинок и гоним, он не принят окружающими его людьми, отвергнут обществом, из-за чего герой и выступает против него, а его пылкий протест подчёркивается восклицаниями в высказываниях: особенно это прослеживается в финале произведения, когда разгневанный сложившийся ситуацией Чацкий приказывает подать ему «карету!», демонстрируя намерение больше никогда не иметь ничего общего с подобного рода людьми.
Список цитат позволяет ясно представить читателю, что из себя представляет Фамусов. Его слова показывают, что этот человек видит основную цель жизни в постоянном росте состояния, ему чужды чувства, брак для него является способом заработать больше и получить более влиятельное место в обществе. Фамусов не признает прогресса, презирает новое поколение и считает, что «отцы» всё знают куда лучше нынешних людей.
Высказывания Софьи и Молчалина
В целом, автор даёт понять, что Софья — умная, наблюдательная, гордая и своенравная девушка, которая могла бы стать союзницей Чацкого в основном конфликте комедии, однако сила влияния воспитания и сентиментальных романов слишком велика.
Возможно, один из неприятнейших героев комедии, Молчалин, несмотря на значение говорящей фамилии, успел вставить своё слово в действие произведения, которое характеризует его как человека лицемерного, лживого, беспринципного, готового на подлые поступки ради достижения цели.
Эти фразы дают понять, что мнение общества для Молчалина имеет огромнейшее значение в жизни, поэтому он стремится всеми доступными методами забраться как можно выше, чтобы быть наиболее влиятельным. Последнее, о чём может думать герой — о долге и чести, так как у него нет об этом внятных представлений.
Как узнать «своего» в толпе
Image by Hermann Traub from Pixabay
В человеческом обществе, в печатных изданиях, «продуктах» масс-медиа, в трудовом коллективе, в любовном союзе, в семье, в малознакомой компании в момент первого узнавания друг друга, люди иногда на уровне подсознания идентифицируют «своих по духу товарищей» по тому, какие цитаты они используют в разговоре.
Известные выражения из фильмов и книг выступают в роли некоего «маячка» – этот субъект читал и смотрел те же произведения, что и я, значит, мы похожи, «одной крови», как выразился бы знаменитый герой Редьярда Киплинга Маугли.
Выводы не заставляют себя ждать:
он развит и неплохо «подкован»;
продвинут в искусстве, посвящает досуг книгам и кинематографу;
безусловно, наделён интеллектом и вместе с ним интеллигентностью;
пустая личность не запомнит хлёсткое, яркое изречение, не обратит на него внимание;
умеет правильно и вовремя его применить – что является своеобразным, пусть и маленьким талантом;
Естественный вывод из сказанного – этому «чужаку» можно доверять, вести с ним дела, принимать его помощь и предлагать свою, если таковое понадобится. «Родственная по книгам и фильмам душа» скорее всего не подкачает.
Наш журнал прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что ты вряд ли сейчас ринешься в библиотеку или скачивать книги для расширения кругозора, чтобы примкнуть к «касте избранных ценителей».
Поэтому давай пойдём с тобой другим, более лёгким путём, мы собрали «словарь известных цитат из книг и кино», окружая каждую из них небольшим пояснением, а ты пользуйся результатом нашего усердия без доли сомнений.
Искренне уверены в том, что такой расклад доставит нам обеим удовольствие.
О баснях И.А. Крылова
Крылов Иван Анндреевич — известный русский поэт-баснописец. В его коротких сатирических произведениях отразились не только многие события общественной жизни XIX века, но и стремление поэта сделать людей чище, добрее, честнее. Кажется, именно этого добивался И. А. Крылов, в баснях которого мы можем увидеть не только свои недостатки, но и пути их исправления. Сила художественного обобщения, которого достигает Крылов в своих баснях, подводит читателя к определённому выводу, что всё зло таится прежде всего в самом общественном строе, при котором Овцы всегда оказываются жертвами Львов, Волков и Медведей. Многие люди, прочитав басни И. А. Крылова, смогут увидеть свои недостатки со стороны, а это уже первый щаг к их исправлению.
Делить шкуру неубитого медведя
Знаменитая фраза пришла прямиком из сюжета французской басни.
Пожалуй, это выражение можно назвать одним из самых популярных, ведь вряд ли найдется такой человек на отечественных просторах, который хотя бы однажды его не употреблял. А ведь на самом деле в привычной нам форме эта фраза существует меньше столетия, и еще тридцатых годах двадцатого века звучала несколько иначе: «Продавать шкуру неубитого медведя». Такая версия известного выражения будет более близкой к ее первоисточнику, — от «поделенной» шкуры вряд ли что поимеешь — она ценится только в целости и сохранности.
А непосредственным прародителем этой фразы в смысловом выражении – то есть, когда речь идет о мыслях извлечь выгоду из того, чего еще даже не имеешь – являются заключительные строчки из басни «Медведь и два Охотника» французского поэта и баснописца Жана Лафонтена:
«Что по порядку должно
Медведя наперёд убить,
А после этого уж можно
И мех продать, и пить».