Сайнс-арт в России
Стоит отметить, что сайнс-арт так и не оформился в России в самостоятельное направление и находится на недостаточном уровне развития по сравнению с западным.
Причины отставания российского сайнс-арт:
- общая тенденция «запаздывания» современного искусства в России;
- проблема недостаточного финансирования инновационных проектов в сфере искусства;
- отсутствие выстроенного диалога между сообществами учёных и художников;
- проблема недостаточной оснащённости площадок для экспонирования научно-технологического искусства.
Но несмотря на это, интерес к сайнс-арту в нашей стране возрастает с каждым днём. Примером сайнс-арта в России является проект арт-группы «Куда бегут собаки» «Поля 2», состоящий из стеклянного сосуда с ферромагнитной жидкостью, которая благодаря магнитам внутри сосуда, с помощью датчиков обретает форму глаза при появлении рядом с инсталляцией человека.
«Если зритель движется вокруг чашки, глаз перемещается вслед за ним по поверхности. Если зритель останавливается, глаз тоже останавливается и начинает моргать. Глаз как бы следит за человеком. Когда зритель удаляется, глаз погружается внутрь жидкости, и мы опять видим лишь ровную поверхность»
проект арт-группы «Куда бегут собаки» «Поля 2»
Итак, сайнс-арт — это очень объемное поле для исследования, имеет свои своеобразные уникальные характеристики, имеет целый ряд индивидуальных видов и подвидов. Определенные подходы и технологии сайнс-арта – это ценное единство научного и эстетического методов.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал https://t.me/artandyouru
- Замков А. В. Сайнс-арт как медиамодель возможного будущего //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – Москва: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2018. – №. 6. – С. 213-234.
- Левченко О. Е. Сайнс-арт как способ взаимодействия науки и искусства // Культурно-антропологиеские исследования. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. педаг. ун-т, 2013. – Выпуск 2. – С. 10-18.
- Буткевич Н. В., Шмотьева А. О. Сайнс-арт технологии в современном искусстве // Синтез искусств в проектировании среды. – 2020. – С. 22-31.
- Левченко О. Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и «технологическое» // автореф… дис. кан. культ. наук. – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, – 2016. – С. 1-26.
- Куда бегут собаки: Проект «Триалог»
Технопессимизм в современной России
В современной России технопессимизм можно встретить у художников, писателей, музееведов, философов. Например, в санкт-петербургском музее современного искусства «Эрарта» рядом с некоторыми произведениями можно встретить подобные описания: «Московский художник Сергей Лакотко создал свою работу „Game over“ в назидание геймерам, блоггерам и пользователям социальных сетей, аудитория которых угрожающе разрастается… виртуальная реальность традиционной является чем-то враждебным». Или другой пример:
Всё это — отголосок большой романтической традиции критики технологий, которой, несмотря на общий технооптимизм в СССР и России, следовали художники, писатели и многие гуманитарно образованные люди. Технологии противопоставляются ценностям самовыражения, индивидуализма, творчества, веры. С другой стороны, технопессимизм находит себя и в более консервативных слоях населения, которые мало знакомы с миром технологий и их развитием.
Однако резко негативная настроенность и неграмотность населения в отношении технологий приводит к их неприятию, узкому рынку потребления технологических новинок и к тому, что люди не поддерживают траты на научные разработки.
Что такое технореализм
Третий путь оказывается самым сложным. Вспомните гениального изобретателя-инженера Тони Старка из киноверсии вселенной Marvel, который никак не мог решить, чем же являются его изобретения. Созданный им Железный человек был хорош как символ спасения людей, но в чужих руках быстро становился орудием массового убийства. На протяжении множества серий герой так и не мог определиться до конца, кто он — оптимист или пессимист в отношении технологий. Так же как и не решил, насколько его творения — благо или зло для человечества. Ему не удалось найти третий вариант, оценив плюсы и минусы крайних позиций. Метания между этими лагерями мы видим не только в кино, но и в реальной жизни.
Эдуардо Кац и тайны генома
О проектах этого художника мы уже писали на Newtonew. Основной предмет интереса Каца — генетическая структура организмов и возможность переписать текст нашей ДНК. В рамках проекта Genesis он с помощью нуклеотидов записал в геноме батерии текст. Нельзя сказать, что подобная процедура по коррекции генома уникальна. Однако Кац использовал строки из Библии: «И да владычествует человек над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», что стало не только наглядной демонстрацией того, как работает принцип, но и поводом для дискуссий.
Кроме того, Эдуардо Кац вырастил растение с генами человека (алая петуния с генетической последовательностью из иммунной системы самого Каца) и создал светящегося в ультрафиолете биолюминисцентного кролика Альбу. Подробнее узнать об этих и других работах художника можно на его сайте.
За кем следить в России
- Программа Политехнического музея «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии», цель которой — налаживание взаимоотношений науки и медиаискусства, создание и курирование проектов, связанных с сайнс-артом.
- Laboratoria — некоммерческий исследовательский центр с выставочной площадкой, который занимается междисциплинарным взаимодействием современного искусства и науки.
- Проекты Дмитрия Булатова, одного из самых заметных исследователей «искусства будущего» в России: под его редакцией вышла на русском языке антология сайнс-арта. Издание называется «Эволюция от кутюр: Искусство и наука в эпоху постбиологии» и состоит из двух томов: «Практика» и «Теория».
Как технопессимизм превратился в технодепрессию
В 1980-е годы открытый и политически насыщенный технопессимизм 60-х сменяется, как отмечает историк технологии Лео Маркс, ощущением депрессии и безвыходности. Всё труднее оказывалось противопоставить всё более совершенным и сложным технологиям что-то радикально-альтернативное.
Это хорошо видно на примере промышленных катастроф, таких как авария на энергоблоке АЭС Три-Майл-Айленд, взрыв газа на заводе пестицидов в индийском Бхопале в 1984 году, Чернобыльская авария в 1986 году. Снятый в 2014 году Рави Кумаром фильм, основанный на реальных событий в Бхопале, отлично показывает, что трагедия произошла не из-за чьего-то злого умысла. Завод пестицидов был необходим для экономики Индии и удобен для глобального капитализма, поэтому его строительство было почти вынужденным, хотя и очень опасным.
Метеорит, который полетит обратно в космос
Около 5000 лет назад на Землю упал железный метеорит. Это произошло недалеко от современного Буэнос-Айреса, Аргентина. Метеорит, сегодня известный как Кампо-дель-Сьело, оставался на Земле на протяжении тысячелетий. Иногда туземцы отковыривали от него кусочки металла, чтобы ковать оружие, а некоторое время спустя испанцы изрыли всю местность в надежде найти месторождение железа. И в итоге фрагмент метеорита оказался у шотландской художницы Кэти Патерсон.
Кэти Патерсон
Проект Патерсон под названием «Кампо-дель-Сьело: Поле неба» отправил метеорит на переплавку — кусок железа расплавили, залили в форму и дали металлу затвердеть. Железный камень весом 110 кг после этого выставлялся в Селфриджесе, Лондон.
Но Патерсон с метеоритом ещё не закончила. Второй этап проекта подразумевает его запуск обратно в космос.
Патерсон, заручившаяся помощью Европейского космического агентства, планирует отправить метеорит обратно к звёздам на борту грузового несущего космического аппарата. Это в значительной степени символический жест — Патерсон надеется вдохновить таким образом следующее поколение астрономов и заставить людей подумать о происхождении жизни и Вселенной. Вот как много надежд возлагается на одну маленькую скалу.
Как технооптимизм влияет на наше мышление
Надо понимать, что технооптимизм находит отражение на многих уровнях сразу: осваиваясь и закрепляясь на государственном уровне принятия решений и официального дискурса, он передается в системе образования, воспроизводится на рабочих местах, становится общим местом и разделяемым всеми людьми повседневным знанием — и наконец, способствует формированию крепких культурных убеждений, которые перестают ставиться под вопрос.
“We are the Gods now” — огненная утопически технооптимистичная речь Джейсона Сильва о мощи технологий
Мы всё еще верим, что технологии смогут решить все проблемы: повсеместный интернет преодолеет социальное неравенство, компьютеризация школьных классов улучшит качество образования, IT-стартапы решат сырьевой кризис, цифровая грамотность избавит от домашнего насилия, а программисты обеспечат условия для импортозамещения.
Технооптимизм забывает о том, что технологии не существуют в вакууме, а являются прямым отражением человеческий действий — хороших и плохих в равной мере. Поэтому даже искусственный интеллект не будет хуже или лучше человека, а будет отражать то общество, с которым столкнется.
Что такое технопессимизм
Противоположный по своим взглядам технопессимизм считает, что большинство современных технологий, на которые радужно смотрят оптимисты, могут повредить, а в худшем случае и уничтожить нас. Это отношение людей к технологиям, представленное в негативном спектре: от недоверия до острой критики их необходимости и даже луддизме, то есть намеренном и целенаправленном уничтожении технологий.
Тогда на заводы были пригнаны сотни тысяч работников, чья жизнь превратилась в обслуживание линий производства, а всеобщая рационализация мира сделала бюрократов и экспертов главными источниками власти. Такое положение постоянно критиковали.
В какие-то моменты критика становилась особенно сильной. Например, в 1930–40-е технологию (и, чуть шире, индустриальную систему) много критикуют знаменитые философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, В. Беньямин.
Ещё несколько арт-проектов
- Португальский биолог и художница Марта де Менезес меняет рисунки на крыльях бабочек и создаёт скульптуры из белков.
- Джо Дэвис получил приз фестиваля Ars Electronica за «Бактериальное радио»— радиоприемник из колонии мирооорганизмов, и, как Кац, закодировал строки текста в геном бактерий, только в его случае это была поэзия Гёте.
- Миколь Ассаель с помощью каскадного высоковольтного генератора, трансформатора и медные пластин создал пространство «Уроки Чижевского», в котором при любых прикосновениях возникают разряды.
- Дэвид Боуэн научил мух рисовать с помощью руки-манипулятора.
- В проекте «Мидас» Пола Томаса датчик с золотым покрытием и атомно-силовой микроскоп позволяют клеткам человеческой кожи «звучать» и генерировать образы.
Сотворить заново!
Ребята-модернисты всегда были
рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве
они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в
современном искусстве:
- в ход шли шутки, каламбуры, скандалы, сексуальные намеки;
- в работах использовались всевозможные предметы – бытовые инструменты, вещи, обрывки газет, канцелярия и прочие, которые преподносились как произведения искусства;
- смело использовались яркие краски;
- на первое место ставилось не визуальное восприятие, а интеллектуальные и концептуальные идеи;
- развивались разные типы искусства – коллажи, фотография, анимация.
«Кентавр» Марион Лаваль-Жанте
Французская группа художников Art Oriente Objet призывает к тому, чтобы более ответственно относиться к растениям и животным, которых наши технологии инструментализируют. В рамках медицинского перформанса художница Марион Лаваль-Жанте в течение нескольких месяцев вводила себе в кровь иммуноглобулины крови лошади. Подобные опыты на людях в Западной Европе не проводятся, тогда как животные постоянно становятся объектами исследований и воздействий. Иммуноглобулины лошади образовали связь с белками человеческого тела, оказав влияние на работу организма.
По субъективным ощущениям художницы, она стала более чувствительной и восприимчивой благодаря изменениям в нервной системе. Какими будут долгосрочные последствия для организма Лаваль-Жанте, точно спрогнозировать нельзя. Тем не менее, данные, полученные в ходе акции-эксперимента могут помочь в лечении аутоиммунных заболеваний с использованием инородных иммуноглобулинов.
Как демократизировать использование технологий
Другие принципы манифеста технореализма гласят, что раз технологии нельзя назвать нейтральными, за ними должен кто-то следить и отвечать за их действия. Технологии делают не только то, для чего их придумали инженеры, но и то, что они неожиданно начинают делать сами по себе, — как в истории с мостами Мозеса: например, разъединять людей и указывать каждому на его место в обществе. В таком случае решения о дизайне, форме и использованию технологий должны принимать не только их создатели.
В некоторых же случаях новых технологий — как, например, клонирование — эти же вопросы необходимо обсуждать всем обществом и, может быть, даже поставить на всеобщее голосование.
С такой позиции вера технооптимистов, что технологическая сфера — это особая нейтральная зона, отделенная от всей остальной планеты, свободная от какого-либо вмешательства, как минимум наивна, а чаще всего и опасна.
Особенности профессии
Science-художник должен обладать глубокими знаниями о сфере, в которой он работает, а также креативным мышлением и умением фантазировать, что позволит ему создавать версии альтернативной реальности. Проекты, разработанные художниками сайнс-арт, иллюстрируют взаимодействие науки, технологий, искусства. Яркий пример – молекулярная кухня, в которой переплетаются основы физики, химии и эстетики.
Сегодня эта профессия является новинкой для российского кадрового рынка, всего через несколько лет она станет чем-то обыденным. Художники, работающие в стиле science-art, смогут получать хороший доход только в том случае, если этой областью творчества заинтересуются крупные научно-технические корпорации. Вливание спонсорских средств вдохнет в science-art жизнь, иначе получить доход от продажи арт-объектов будет непросто.
Популяризация сайнс-арт связана с тем, что в будущем рабочие процессы будут максимально автоматизированы, на смену ручному труду придут машины, поэтому все большее и большее количество людей сможет посвятить свою жизнь творчеству. Уже сегодня эта область современного искусства серьезно воспринимается мировым сообществом. В некоторых отечественных и зарубежных учебных учреждениях открыты программы подготовки и экспериментальные проекты. Например, в Массачусетском технологическом институте, Политехническом музее.
Зачем нам эти знания?
Можно
спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его
изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.
Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.
Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.
А
осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и
понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и
социальными экспериментами.
Он легко
отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где
философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто
сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.
Объяснение сознания с помощью бессознательного
Можно попытаться объяснить сознание, эту самую очевидную вещь на свете, неизвестным. Когда мы объясняем неизвестным, то, вроде бы, все и понятно. Взяли и объяснили. Вот это неизвестное мы не знаем, но с его помощью можно все объяснить. Такую идею предпринимает Зигмунд Фрейд. Он пытается объяснить сознание бессознательным. Что мы знаем о бессознательном? Бессознательное весьма похоже на сознательное, но им не является. Сознание, утверждает Фрейд, даже определять не надо, все мы и так знаем, что это такое. Методологи науки здесь шутят, что и великие ученые иногда допускают нелепости: никто не знает, что такое сознание, а тут вот так высказываются. Но мы действительно знаем, что такое сознание, оно очевидно. А вот бессознательное неизвестно.
Откуда же порождается сознание? Так оно поздний потомок бессознательного. А откуда возникает бессознательное? Замечательная идея: истинное бессознательное — это вытесненное из сознания. Вы чувствуете круг в объяснении? И из этого круга Фрейду не удается никак выйти.
Фрейд построил замечательную, цельную, но непроверяемую конструкцию. Посмотрите: больной не принимает психоаналитической интерпретации своего невроза. Что скажет психоаналитик? Это говорит о сопротивлении и подтверждает сделанную интерпретацию. Но интерпретация тем более подтверждается, если больной согласен с врачом. Но, значит, позиция интерпретатора не зависит от позиции интерпретируемого.
Карл Поппер, великий философ науки XX века, начинал свою деятельность в клинике Адлера, человека, который развивал идеи, очень близкие тем, которые развивал Фрейд. Когда Поппер столкнулся со сложным случаем и не мог придумать его интерпретацию, он пришел к Адлеру и спросил: «Как быть?» Адлер ответил: «Вот это так». Он спросил: «А почему?» «Но об этом говорит весь мой тысячекратный опыт», — сказал Адлер. И Поппер понял, что что бы они ему ни принесли, он всегда интерпретирует, потому что он так уже интерпретировал. И отсюда он делает вывод: психоанализ не проверяет. И относит его к таким же непроверяемым конструкциям, а потому не совсем научным или, точнее для Поппера, ненаучным — как астрология и марксизм.
Надо сказать, что сам Зигмунд Фрейд, который очень тщательно отслеживал, чтобы все его идеи в чистом виде развивались, и выгонял из психоаналитического сообщества тех, кто с ним не соглашался, все-таки своеобразно относился к своей деятельности. Эта цитата, я думаю, тоже существенна. Фрейд писал: «Все считают, что я отстаиваю научный характер своей работы и что сфера моей деятельности ограничивается лечением психических заболеваний. Это ужасное заблуждение превалировало в течение ряда лет, и мне так и не удалось внести ясность в этот вопрос. Я ученый по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирожденный художник. Мне удалось обходным путем прийти к своей цели и осуществить мечту — остаться писателем, сохраняя видимость, что я являюсь врачом». Фрейд придумал идею, он ее блистательно литературно оформил. Она произвела огромное впечатление на мир, мир оказался вдохновлен психоанализом, но по сути это скорее произведение искусства, чем произведение науки, несмотря на то огромное влияние, которое психоанализ оказал на психологию. Многие психологи до сих пор считают психоанализ все-таки мифотворчеством.
Фиолетовое смещение
Анжело Вермюлен
Любители искусства, посетившие «Фиолетовое смещение» Анжело Вермюлена в 2005-м году, получили шанс продемонстрировать свои божественные силы. Мало того, что интерактивная инсталляция дала гостям контроль над жизнью и смертью, она также дала им власть творца.
Объединившись с эволюционным биологом Люком-Де Мистером, Вермюлен соорудил ряд аквариумов, в которых плавали голодные рыбы и водяные блохи. Аквариумы были разделены горизонтальными дырявыми досками. Дыры были достаточно малы, чтобы удерживать рыбу на дне, но достаточно большими, чтобы ракообразные блохи могли свободно плавать туда и обратно. Конечно, любая водяная блоха знает, что лучше держаться от стаи рыб подальше, правильно? Ну, всё зависит от освещения.
Люк-Де Мистер
Над аквариумами располагались прожекторы, подключённые к датчикам движения. Большую часть времени огни были ярко-жёлтыми, что для блох было очень хорошо — привлечённые ярким жёлтым светом блохи плавали в верхней части аквариума. А вот синий цвет водяные блохи не любят. Синий для них означает открытую воду и, соответственно, хищников. Поэтому, когда к аквариуму подходил посетитель, желтый цвет сменялся синим, и блохи в панике бежали на самое дно аквариума, к рыбам. Иными словами, всякий подошедший к аквариуму человек обрекал блох на гибель.
Но некоторые водяные блохи в конце концов поняли, что происходит. Они преодолели естественный страх синего света и остались в живых. Это была микроэволюция в действии, адаптация к замкнутому пространству — именно то, что хотел увидеть Вермюлен.
Конечно, «Фиолетовое смешение» затрагивает несколько интересных вопросов: допустимо ли убивать во имя искусства, например. Но рыб такие проблемы не волнуют — уж они-то на такой вопрос с уверенностью ответили бы «да».
Девочка с воздушным шаром
Художник: Бэнкси
Год: 2002
Девочка с воздушным шаром (2002) — Бэнкси
На этом граффити изображена маленькая девочка, волосы и платье которой развеваются на ветру. Она протягивает руку, чтобы схватить нить своего красного шара в форме сердца, который унесло ветром. Изображение девочки Бэнкси с воздушным шаром неоднократно использовалось на принтах, футболках, в качестве татуировок и т. д. Певец Джастин Бибер сделал татуировку на основе рисунка. В феврале 2014 года Sincura Group удалила фреску из магазина в восточном Лондоне и продала ее за 500 000 фунтов стерлингов. В ноябре 2015 года репродукция картины была продана на аукционе за 56 250 фунтов стерлингов, что более чем вдвое превышает оценочную стоимость. В 2017 году в опросе Samsung, проведенном для 2000 человек из Соединенного Королевства изображение Бэнкси девочки, выпускающей воздушный шар в форме сердца, было признано самым любимым произведением искусства в стране. Девочка-воздушный шар, созданная самым известным художником-граффити, является самым известным граффити-искусством в мире.
Что называют современным искусством в России и на Западе
В России
современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в
себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.
Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.
Розалинда Краусс
У нас в
стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать,
что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.
Но, в любом
случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому
стоит немного поговорить о нем.
Любители мобильных телефонов
Художник: Бэнкси
Год: 2014
Любители мобильных телефонов (2014) — Бэнкси
Бэнкси — анонимный художник-граффити, который, возможно, внес самый большой вклад в популяризацию уличного искусства. Это граффити появилось в апреле 2014 года на стене, принадлежащей мужскому клубу «Широкие равнины» в Бристоле, который боролся за средства и рисковал быть закрытым. Владелец клуба Деннис Стинкомб перенес граффити в коридор, чтобы не украли. Затем Бэнкси предпринял необычный шаг, написав Деннису Стинчкомбу письмо и подтвердив, что произведение искусства подлинное и что он может сохранить его. Стинкомб продал фреску частному коллекционеру за 403 000 фунтов стерлингов. Граффити «Любители мобильных телефонов» показывает мужчину и женщину, обнимающих друг друга. Однако вместо того, чтобы смотреть друг на друга, они смотрят на свои телефоны. Таким образом, автор комментирует одну из самых распространенных проблем, с которыми сталкивается наше поколение, а именно чрезвычайную важность технологий в нашей жизни, когда люди ценят их даже больше, чем других людей. «Любители мобильных телефонов» — одно из самых известных граффити самого известного современного художника
Во всем виноваты импрессионисты
Из самого
названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со
временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х
годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало
тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение
современного искусства.
Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863 г.
Чужой код
В начале карьеры Obvious не совсем соглашались с тем, что в создании картин с помощью ИИ творец именно человек. Во всяком случае, официальная их позиция звучала иначе.
Даже девиз команды звучал несколько футуристично: «Творчество не только для людей».
Среди художников есть мнение, что картина Obvious попала на аукцион Christie’s (и в итоге прославила арт-группу) только за счет их довольно провокационного позиционирования своего творчества в начале карьеры.
Созданная в апреле 2017 года арт-группа в ранних пресс-релизах прямо писала, что их картины создает ИИ. Роль человека при этом была как бы второстепенной. И для Christie’s такая легенда отлично сработала: картина далеко не самых опытных ИИ-художников оказалась на главных арт-торгах мира, а они сами — в заголовках прессы.
Чтобы алгоритм GAN выполнял конкретную задачу — например, создавал картины в определенной стилистике, — его нужно доработать и обучить. 19-летний ИИ-энтузиаст Робби Баррат занялся этим и научил алгоритм GAN рисовать в манере, близкой к импрессионизму. После этого он выложил нейросеть в открытый доступ на ресурсе для разработчиков GitHub: подобная практика широко распространена среди программистов, ее цель — совершенствовать код. Так его нашел Кассель-Дюпре, отвечавший за техническую часть работы в арт-группе Obvious.
Так работал алгоритм Баррата
Художники, которые используют ИИ, отзывались о работах группы как об очень слабых, а успех их связывали исключительно с вызывающим самопиаром. Так как «Портрет Эдмона Белами» был в значительной степени создан за счет усилий Роберта Баррата, многие назвали эту картину подделкой.
Заимствования среди художников не редкость, и, например, Марсель Дюшан не упоминал в соавторах работы «Фонтан» дизайнера, спроектировавшего использованный им писсуар. Но проблемы авторства «Портрета Эдмона Белами» это не разрешает
«Био-арт»
«Био-арт» (термин бразильско-американского художника и биоинженера Э. Каца; конец XX в.) существует на стыке искусства и биологии. Художники при создании приведений искусства используют биотехнологии, генную инженерию, микроорганизмы, живые ткани, экологические и средовые проявления. Надо отметить, что широко популярны фотографии, на которых запечатлены чашки Петри с различными изображениями и узорами из бактерий, созданные микробиологами и художниками. Например, нервные клетки из микробов появляются в совместной работе «Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и испанской художницы Марии Пенил Кобо.
«Нейроны» микробиолога Мехмета Беркмена и художницы Марии Пенил Кобо
Или же работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки», где разрослись разные колонии бактерий:
Работа микробиолога Таши Штурм «Отпечаток руки»
Заключение
В нашей работе был проведен анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики и их значение в деятельности человека. Мы рассмотрели проблему и основные концепции сознания и бессознательного в истории философии, изучили сущность сознательного и бессознательного в психике человека, их структуру и характеристики, а также постарались определить роль сознательного и бессознательного в деятельности человека. Исходя из этого, можем сделать следующие выводы: Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Возникает вопрос о происхождении данных реакций на окружающую действительность. Может быть из бессознательного, а может быть, из глубин сознательного. Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию объемности сознания, наличию у него своих механизмов. Существует множество подходов к исследованию такого феномена как сознание, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью.
Итак, рассмотрев проблему соотношения сознательного и бессознательного в деятельности человека, мы можем подвести следующие итоги. Из изученного нами материала, мы узнали, что сознание человека в истории философии и других наук, рассматривается как: сознание – идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата – человеческого мозга, мыслящей материи; сознание – идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта. Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.
Сознание – продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать. Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения
В свою очередь бессознательное, мы определяем таким образом, как: бессознательное – исходная и непреодолимая часть субъективности, сознание является производным от бессознательного; бессознательное это то, что находится за пределами обозримого для субъекта в сфере его душевной деятельности, составляет неосознанное; бессознательными бывают врожденные идеи, приобретенные и вытесненные из сознания идеи, так называемые малые переживания, которые не осознаются из-за своей незначительности.
Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу бессознательного. Итак, мы приходим к выводу, что способ бытия человека в мире всегда предусматривает наличие сознания, которое буквально «пронизывает» человеческую деятельность, так как она является необходимым условием ее организации и воспроизведения. Сознание как субъективная реальность выступает ничем другим, как трансформированной в идеальный план деятельностью, обобщенным опытом материально-предметного преобразования мира человеком, моментом теоретического и практического взаимодействия, отношением к миру, формой деятельности человечества. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.
Мы лишь немного приблизились к пониманию сущности такого феномена как, сознательное и бессознательное в деятельности человека. Данная тема остается малоизученной и требует дальнейшего рассмотрения и анализа, в связи с расширением возможностей и границ сознания человека в современных условия, а соответственно его сознательной и бессознательной сферы жизнедеятельности. Понимание протекания данных процессов и их сущности предоставляет нам возможность управлять своим поведением и контролировать собственную жизнь.