Другие пьесы. Характеристика драматургии
А. Дюма-сын Портрет кисти Месонье
За первой драмой последовали:
- «Диана де Лис / Diane de Lys» (1851),
- «Полусвет / Demi-Monde» (1855),
- «Денежный вопрос / Question d’argent» (1857),
- «Внебрачный сын / Fils Naturel» (1858),
- «Блудный отец / Père Prodigue» (1859),
- «Друг женщин / Ami des femmes» (1864),
- «Взгляды госпожи Обрэ / Les Idées de m-me Aubray» (1867),
- «Княгиня Жорж / Princesse Georges» (1871), «Свадебный гость» (1871),
- «Жена Клавдия / La femme de Claude» (1873),
- «Господин Альфонс / Monsieur Alphonse» (1873),
- «L’Etrangère» (1876).
Во многих из этих пьес Александр Дюма — не просто бытописатель и психолог, исследующий явления душевной жизни своих героев; он вместе с тем моралист, нападающий на предрассудки и устанавливающий свой кодекс нравственности. Он занимается чисто практическими вопросами нравственности, поднимает вопросы о положении незаконнорождённых детей, о необходимости развода, о свободном браке, о святости семьи, о роли денег в современных общественных отношениях и так далее. Своей блестящей защитой того или другого принципа Дюма несомненно придаёт большой интерес своим пьесам; но предвзятая мысль, с которой он приступает к своим сюжетам, вредит иногда эстетической стороне его драм. Они остаются, тем не менее, серьёзными художественными произведениями благодаря неподдельной искренности автора и некоторым истинно поэтическим, глубоко задуманным фигурам — Маргариты Готье, Marceline Delaunay и другим.
Издав собрание своих драм (1868—1879) с предисловиями, ярко подчеркивающими их основные мысли, Дюма продолжал писать для сцены. Из его поздних пьес наиболее известны:
- «Багдадская принцесса / Princesse de Bagdad» (1881),
- «Дениза / Denise» (1885),
- «Франсийон / Francillon» (1887);
кроме того, он написал
- «Comtesse Romani» в сотрудничестве с Фульдом (под общим псевдонимом G. de Jalin),
- «Les Danicheff» — с П. Корвином (подписана Р. Nevsky),
- «Маркиз де Вильмер» (1862, с Жорж Санд, уступил ей права).
Пьесы
- «Новые сословия» и «Фиванская дорога» остались неоконченными (1895).
Раннее творчество
Худ. Феликс Валлотон. Портрет Дюма-сына (1895)
Александр Дюма родился 27 июля 1824 года в городе Париже. Сын Александра Дюма (старшего) и Катрины Лабе — простой парижской работницы, от которой Дюма унаследовал любовь к аккуратному и спокойному образу жизни, так резко отличающую его от чисто богемной натуры отца.
17 марта 1831 года Дюма-отец официально узаконил своего сына, отняв его у матери через суд. Однако сам воспитанием не занимался и определил его в элитный пансион, где тот несколько лет был объектом для унижений и насмешек в связи с его внебрачным и незнатным происхождением. Это отложилось на его характере, сделав его весьма замкнутым, щепетильным к несправедливости, болезненно воспринимавшим любую зависимость. Однако он смог воспринимать отца таким, как есть, сохранив уважение и любовь к нему.
С 18 лет Дюма-сын начал писать стихотворения в периодических изданиях; в 1847 г. появился его первый стихотворный сборник: «Péchés de jeunesse» («Грехи юности»); за ним последовал ряд мелких повестей и рассказов, на которых отчасти отразилось влияние отца
- («Aventures de quatre femmes et d’un perroquet» («Приключения четырёх женщин и попугая»),
- «Le Docteur Servans» («Доктор Серван»),
- «Cesarine»,
- «Le Roman d’une femme»,
- «Trois hommes forts» etc.),
- a потом и более оригинальные романы и повести
- «Diane de Lys»,
- «Un paquet de lettres»,
- «La dame aux perles»,
- «Un cas de rupture» и др.
Личная жизнь
От добрачной связи с 1851 года с Надеждой Ивановной Нарышкиной (19.11.1825 — 2.04.1895) (урождённой баронессой Кнорринг) у него была дочь: Мария-Александрина-Анриетта (20.11.1860—17.11.1907). Официально удочерена 31.12.1864 во время брака с Нарышкиной, заключённого после смерти её первого мужа. Вторая дочь Жаннина (03.05.1867—1943) в замужестве де Отерив.
Второй брак (26.06.1895) с Анриеттой Эскалье (урождённой Ренье, 1864—1934), с которой он поддерживал связь с 13 апреля 1887 года.
Любовницы
- Луиза Прадье (1843)
- Альфонсина Плесси (Мари Дюплесси) (1844-45)
- Анаис Льевенн (1845)
- мадам Дальвэн (1849).
- Лидия Закревская-Нессельроде (1850-51).
- Оттилия Гендли-Флаго (1881).
Дюма-сын увлекался хиромантией с использованием карт Таро, о чём свидетельствует посвящение ему книги Роберта Фальконнье (Robert Falconnier) «XXII герметических листа прорицательного Таро», изданной в 1896 году в Париже, — «Памяти Александра Дюма-сына, которому я обязан своими первыми познаниями в астрологической хиромантии. Р. Ф.».
Публицистика
Задетые им в драмах социальные вопросы Дюма разрабатывал также в романах («Дело Клемансо / Affaire Clémenceau») и полемических брошюрах. Из последних особенно известен памфлет «Мужчина-женщина: Ответ Анри д’Идевилю» (фр. L’homme-femme, réponse à M
Henri d’Ideville; ), связанный с вызвавшим широкое внимание общественности убийством: молодой аристократ застал свою жену в объятиях любовника, после чего избил её с такой силой, что она через три дня умерла; дипломат и публицист Анри д’Идевиль опубликовал по этому поводу в газете статью о необходимости прощать женщине измену и помогать ей вернуться на путь истинный, и в ответ на эту статью Дюма напечатал 177-страничный памфлет, в котором доказывал, что убить изменившую жену можно и должно.
Значимые социальные проблемы он затрагивал в своих выступлениях-брошюрах: «Письма на злобу дня» (Lettres sur les choses du jour), 1871, «Убей её» (Tue-la), «Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют» (Les femmes qui tuent et les femmes qui votent), «Recherches de la paternite» в 1883 году, памфлет «Развод» (Le divorce).
«Дама с камелиями»
Александр Дюма-сын
Талант Дюма сказался в полном объёме только тогда, когда он перешёл к психологическим драмам. В них он затрагивал наболевшие вопросы общественной и семейной жизни и решал их по-своему, со смелостью и талантом, делавшими из каждой его пьесы общественное событие. Серию этих блестящих драм «à thèse» («идейных», «тенденциозных» пьес) открыла «La Dame aux Camélias» (написанная первоначально в виде романа), представленная впервые на сцене в 1852 году после упорной борьбы автора с цензурой, не допускавшей представления пьесы как слишком безнравственной.
В «Даме с камелиями» Дюма выступил защитником «погибших, но милых созданий» и сделал из своей героини, Маргариты Готье, идеал любящей до самопожертвования женщины, стоящей несравненно выше осуждающего её света. Прототипом Маргариты послужила Мари Дюплесси.
На сюжет «Дамы с камелиями» создана опера Джузеппе Верди «Травиата».
Новая жизнь
Однажды во время поездки в Париж Дюма знакомится с актером Тальма. И сделав выводы, что карьеру можно построить только в Париже, Александр, не раздумывая, переезжает туда. Устраивается в канцелярию герцога Орлеанского. Служба была для него только источником существования.
Для себя будущий писатель сделал вывод, что ему необходимо учиться, так как его невежество вызывает изумление у его знакомых. Он уделяет много времени литературе, общается с драматургами и известными писателями. В 1829 году пишет драму «Генрих Третий и его двор». Пьеса имела ошеломляющий успех и выдержала несколько представлений.
Король увидел в драме «Генрих Третий» некоторое сходство с царствующим монархом и собирался пьесу запретить. Но герцог Орлеанский поддержал ее. Так, Дюма, приехавший из провинции без образования и денег, стал известным человеком. Вскоре репертуар театров обогащается такими драмами и пьесами, как «Кин, или Гений и беспутство», «Нельская башня», «Антони».
После Великой революции на французский престол вступает герцог Орлеанский. В числе тех, кто штурмовал королевский дворец Тюильри, был и Дюма Александр. Биография его сложилась таким образом, что с первых же дней писатель принимает всяческое участие в общественной жизни и выполняет поручения генерала Лафайета, возглавлявшего гвардию.
В 1832 году Дюма, по просьбе родственников генерала Ламарка, которого хоронили 5 июня, встал во главе колонны артиллеристов, сопровождавших траурную процессию. Полиция разгоняет толпу, что стало началом восстания, которое было жестоко подавлено.
В прессе появилось ложное сообщение, что Дюма расстрелян. На самом деле он, по совету друзей, покидает Францию и уезжает в Швейцарию, где подготовил к изданию очерк «Галлия и Франция».