1. Проповедник
Ян Гус родился в местечке Гусинец в Южной Чехии в 1369 г. Он поступил в Пражский университет, в 1396 г. получил степень магистра искусств и начал читать лекции. Через четыре года он принял священство и вскоре стал деканом философского факультета. Почти одновременно он начал и проповедническую деятельность.
С 1401 года Гус читал проповеди в костёле св. Михаила, а в 1402 г. Гус был назначен настоятелем и проповедником частной Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением проповедей на чешском языке, на которые собиралось до трёх тысяч человек. В этих проповедях Гус не только часто затрагивал повседневную жизнь (что было необычно в то время), но и открыто критиковал клир, феодалов и бюргеров. Хотя он критиковал церковь, он считал себя верным её членом, вскрывающим недостатки людей и служащим во благо церкви.
Еще в середине 1380-х в Чехии стали распространяться труды английского реформатора Джона Виклифа. Под влияние идей Виклифа попал и Гус. Во время Великого западного раскола (схизмы) в римско-католической церкви Гус был в числе тех, кто сохранял нейтралитет по отношению к противоборствующим сторонам.
Проповедуя в Вифлеемской часовне, Гус высказывал мнение, отличное от официальной церковной догматики. Ниже перечислены его мнения по некоторым вопросам.
- Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои первейшие жизненные потребности.
- Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
- Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
- Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
- Каждый христианин должен искать правды, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Чтобы распространить свои учения, Гус не только проповедовал с кафедры: он также приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сложил несколько песен, которые стали народными и провёл реформу чешского правописания, сделавшую книги более понятными для простого народа. Хорошо известен его латинский труд «Чешская орфография». Именно он добился передачи каждого звука речи отдельной буквой: он разработал диакритические знаки (те, что пишутся над буквами).
В 1409 году в Пражском университете прошла острая дискуссия об учениях Виклифа, среди сторонников Виклифа был и архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить на заседании синода. Сильное сопротивление духовенства заставило архиепископа отказаться от поддержки Гуса.
В 1408 году были арестованы и обвинены в ереси друзья Гуса: Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые позже отказались от своих убеждений.
В 1409 г. папа издал буллу против Гуса, позволившую архиепископу пражскому, противнику реформатора, предпринять против него карательные действия. Проповеди Гуса были запрещены, все подозрительные книги собраны и сожжены. Однако власти поддержали Гуса, и его влияние среди прихожан продолжало расти. Осенью того же года были запрещены проповеди в частных часовнях, одной из которых была Вифлеемская часовня. Гус отказался выполнить приказ и апеллировал к Христу.
В 1411 году архиепископ Збинек прямо обвинил Гуса в ереси. Это обвинение бросило тень на университет и на короля Вацлава IV, который оказывал поддержку Гусу. Вацлав назвал заявление Збинека клеветой и приказал конфисковывать владения тех священников, которые распространяли эту «клевету». Збинек бежал в Венгрию. Он умер в дороге 28 октября 1411.
В 1412 году антипапа Иоанн XXIII начал продажу индульгенций, так как хотел организовать поход против другого антипапы Александра V. Гус выступил как против индульгенций, так и против права иерархов христианской церкви поднимать меч на их врагов. Иоанн XXIII наложил на Гуса интердикт. Чтобы не подвергать интердикту всю Прагу, Гус по совету короля уехал в Южную Чехию (вначале в замок Козий-Градек, а затем в Краковец), где шляхта не подчинялась решениям папы. Там он продолжил открыто критиковать церковную и светскую власть.
Проповедническая деятельность
Ян Гус начал проповедовать примерно в 30-летнем возрасте. Изначально он выступал с речами в костеле Святого Михаила, а затем стал настоятелем и проповедником Вифлеемской часовни. Интересен факт, что послушать священника приходило до 3000 человек!
Стоит заметить, что в своих проповедях о не только рассказывал о Боге и его обещаниях, но также выступал с критикой представителей духовенства и крупных земледельцев.
При этом, осуждая действия церкви, он называл себя ее последователем, обличающим грехи церкви и вскрывающим человеческие пороки.
Еще в середине 1380-х годов в Чехии обрели популярность работы английского богослова и реформатора Джона Уиклифа. К слову, Уиклиф был первым переводчиком Библии на среднеанглийский язык. Позже католическая церковь назовет его сочинения еретическими.
В своих проповедях Ян Гус высказывал идеи, идущие вразрез с политикой папской курии. В частности, он осуждал и призывал к следующему:
- Недопустимо брать плату за проведение таинств и продавать церковные должности. Священнослужителю достаточно взымать скромную плату с состоятельных людей, чтобы обеспечить себя самым необходимым.
- Нельзя слепо подчиняться церкви, а, наоборот, каждому человеку следует размышлять над разными догмами, прибегая к совету из Нового завета: «Если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму».
- Власть, не соблюдающая заповеди Бога, не должна быть Им признана.
- Собственность могут иметь только справедливые люди. Несправедливый богач является вором.
- Любой христианин должен находиться в поисках истины, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью.
Чтобы как можно лучше донести свои идеи до слушателей, Гус распорядился расписать стены Вифлеемской часовни изображениями с поучительными сюжетами. Также он сочинил несколько песен, которые быстро вошли в народ.
Далее Ян реформировал чешскую грамматику, благодаря чему книги стали понятными даже для необразованных людей. Именно он является автором идеи, согласно которой каждый звук речи обозначался конкретной буквой. Помимо этого, он ввел диакритические знаки (те, которые пишутся над буквами).
В 1409 г. в Пражском университете прошли жаркие дискуссии об учениях Уиклифа. Стоит отметить, что архиепископ Праги, как и Гус, поддерживал идеи английского реформатора. Во время дебатов Ян открыто заявил, что множество из поставленных Уиклифу в вину учений просто неправильно поняты.
Серьезное сопротивление духовенства вынудило архиепископа отказаться от поддержки Гуса. В скором времени по распоряжению католиков были задержаны и обвинены в ереси некоторые друзья Яна, которые под давлением решили отречься от своих взглядов.
После этого антипапа Александр V издал буллу против Гуса, что привело к запрету его проповедей. Одновременно с этим, были уничтожены все подозрительные труды Яна. Однако местные власти выказали ему поддержку.
Несмотря на все притеснения Ян Гус пользовался большим авторитетом у простых людей. Интересен факт, что когда ему запретили читать проповеди в частных часовнях, он отказался подчиниться, апеллируя к самому Иисусу Христу.
В 1411 г. пражский архиепископ Збинек Зайиц назвал Гуса еретиком. Когда об этом узнал король Вацлав IV, лояльно относившийся к проповеднику, он назвал слова Зайица клеветой и распорядился лишить владений тех священнослужителей, которые эту «клевету» распространяли.
Ян Гус в жесткой форме критиковал продажу индульгенций, покупая которые человек якобы освобождался от своих грехов. Также он выступал против того, чтобы представители духовенства поднимали меч на своих противников.
Церковь стала еще больше преследовать Гуса, по причине чего он был вынужден бежать в Южную Чехию, где местная шляхта не подчинялась указам папы.
Здесь он продолжил обличать и критиковать как церковную, так и светскую власть. Мужчина призывал к тому, чтобы Библия была наивысшим авторитетом для духовенства и церковных соборов.
Прощение
Даже с бывшим близким другом, а теперь предателем Палец – служителем церкви – Ян Гус поступил милосердно, простив и дойдя в разговоре до слез. С королем Сигизмундом ситуация имела туже цель – прощение и достигла своего, проникла в само сердце.
На последнем суде 6 июля 1415 г. услышав обвинения в следовании учению Уиклифа, он произнес: «Господь мой, Иисус Христос, я умоляю Тебя, что бы ты простил всех моих врагов ради Твоей великой милости».
В последний день, при прохождение всей процессии на место казни – Ян Гус еще раз опустился на колени и произнес: «Бог мне свидетель, я то главной целью моей проповеди, а так же всех моих действий и писаний было стремление отвратить людей от греха. И в свете той евангельской истины, о которой я писал, которой учил и которую проповедовал в соответствии с учением и толкованием святых докторов, я с радостью приму сметь сегодня.»
Яна Гуса сожгли живьем, с его уст слетали последние слова, слова гимна и молитвы, а Бог принимал душу мученика, который не постыдился Его даже до смерти.
Основные этапы борьбы
В первое время чашники и табориты совместно боролись против немецких феодалов и их императора. Ян Жижка создал постоянное войско, которое состояло из крестьян (пехотинцы) и небольшого числа рыцарей.
Народная армия отличалась высокой дисциплиной, подвижностью, могла быстро создать вокруг себя укрепленный лагерь. Неприятельская конница была не способна атаковать Табор.
Гуситы нанесли немецким рыцарям несколько сокрушительных ударов. Император Сигизмунд вместе с папой предпринял пять крестовых походов против отступников. Все они оказались неудачными. Чешский сейм в 1421 году лишил немецкого правителя чешского престола.
Наиболее успешные победы гуситов:
- битва у Витковой горы – прошла в 1420 году, крестоносцы были разгромлены войсками Жижки, так появилось памятное место гуситского движения – Жижкова гора;
- битва под Немецким бродом – произошла в 1422 году, касалась второго крестового похода;
- битва под горой Малишовом – состоялась в 1424 году, Жижка уже был слеп, но прекрасно справился с последним сражением, гуситы овладели центром немецкой колонизации в стране – горой Кутенберг;
- битва у горы Усть-Лабы – прошла в 1426 году, войско возглавил Прокоп Великий, гуситы уничтожили около пятнадцати тысяч немецких рыцарей;
- событие под горой Теховом – произошло в 1427 году, крестоносцы пустились в бегство еще до встречи с гуситами.
Немецкие рыцари боялись даже стука военных телег таборитов. Гуситское войско в 1430 году вторглось в Саксонию. Но папа и Сигизмунд придумали новый план. Они решили совершить пятый крестовый поход. Только теперь он заключался не в лобовой атаке, а в расколе гуситов. Немцы решили договориться с чашниками, которые также не хотели распространения революции.
Чашникам предложили провести частичную секуляризацию церковных земель, произвести религиозно-обрядовые преобразования. Паны и пражские мещане согласились.
Пражские компактаты
Между чашниками и немецким императором с папой в 1433 году было составлено компромиссное решение. Оно получило название Пражские компактаты. По договору чашники прекратили борьбу против немецких феодалов и направили свои силы на подавление таборитов.
В 1434 году состоялся бой под Липанами. Совместные войска чашников и немецких рыцарей разгромили гуситов. Однако табориты сражались еще несколько десятилетий. Их город Табор просуществовал до 1452 года, пока не был взят и разрушен чашниками.
Чехи признали своим королем немецкого Сигизмунда. Однако в 1437 году он умер, а новый малолетний правитель не интересовался делами провинции. Власть была у панов. Около ста лет Чехия было независима от Германии. Изменилось положение в результате Тридцатилетней войны. Но это уже история семнадцатого века.
Каковы же были итоги гуситского движения?
Популярные темы сообщений
-
Медведь
Самый большой и известный хищник русского леса Бурый медведь. Его часто упоминают в сказаниях и мифах. В основном он главный герой русских сказок.
-
Профессия врача
Давным-давно появилась профессия врача. Люди всегда хотели избавиться от многих болезней и заболеваний. В древние времена людей умеющих излечивать приравнивали к целителям, которые обладают особенным даром. Именно они помогали бороться
-
Кострома: Золотое кольцо России
Россия – великая, прекрасная страна! Она богата разнообразием и красотой своей природы, несметными запасами полезных ископаемых, памятниками древней и современной архитектуры и искусства и незабываемыми туристическими маршрутами.
-
Вулканы Камчатки
Камчатка- полуостров на востоке России на котором расположено большое количество вулканов, которые входят в состав тихоокеанского кольца. Точное число вулканов неизвестно, в разных источниках информация отличается.
-
Герои Космоса
Начинать рассказ о героях космоса нужно с людей, благодаря которым смогли осуществиться сами полеты. Центральная фигура в этом списке — это основоположник ракетостроения К.Э. Циолковский,
Военное искусство гуситов как причина побед
Военными успехами гуситы обязаны Яну Жижке – реформатору военного дела и человеку, который завершил эпоху доминирования рыцарей на поле боя. Основой успеха тяжелой конницы был внезапный наскок. Вес рыцаря с конем в броске превышает 700 кг. Устоять против него в чистом поле пехотинец не мог. Только каменные замки могли месяцами держать осаду.
Главные причины побед гуситов над крестоносцами:
- Вагенбург. Укрепленный лагерь, состоящий из сцепленных в круг тяжелых повозок. Повозка представляла собой деревянную прямоугольную конструкцию на колесах, обитую железом. Крышка повозки откидывалась. Внутри размещались стрелки, которые вели огонь через бойницы. Так повозка превращалась в деревянный щит, защищающий стрелка со всех сторон. Внутри каждого фургона помещалось 20 солдат. Из них 8 арбалетчиков, 8 человек с пиками, двое с пищалями и еще двое запасных были водителями этого средневекового танка. Вне боя в повозке ехали люди. Незащищенные повозки с вещами и провиантом оборонявшиеся ставили внутри вагенбурга.
- Пищаль, или пиштала. Трубная ручная пушка, стрелявшая при помощи пороха. Длина – 40–50 см. Благодаря стрельбе из пищалей рыцарская конница разбивалась, не приблизившись к повозкам. Дополняли армию стрелков из пищалей воины с пушками-гаковницами.
- Воинский устав. Ян Жижка систематизировал процесс обучения воинов и составил правила, по которым отряд взаимодействует во время похода. Считается, что его войско отличалось высоким боевым духом и религиозным рвением.
В битве при Судомере 25 марта 1420 года Жижка не только использовал повозки, но и учел свойства местности, разместив вагенбург на болоте. Те рыцари, кто не погиб от огнестрельного оружия, все равно не имели шансов на победу, что сильно подрывало боевой дух противника.
В мае табориты взяли Прагу. Когда Сигизмунд пытался ее отбить, то выступил против войска Жижки с армией из 8000 человек. По сведениям летописцев, победу над Сигизмундом одержал отряд из 130 воинов. Сигизмунд месяц осаждал холм с гуситами, но не дождался, пока у осажденных кончатся припасы, и начал безуспешную атаку. На следующее утро католики атаковали повозки таборитов. Началась паника. Часть солдат разбежались и около 400 человек утонули при попытке вплавь пересечь реку Витава. Табориты же в этой битве потеряли трех человек.
Победы и военные успехи Жижки тем удивительнее, что полководец был слепым. По легенде, один глаз он потерял в Грюнвальдской битве, когда служил в войске польского короля Ягайло. Второй глаз потерял в битве при замке Раби.
Повозка таборитов на сражении реконструкторов в Польше / Фото: Wikimedia.org
Проповедование
Сначала Гус читал проповеди в костеле святого Михаила (1401 г.), затем в частной Вифлеемской часовне, где был и настоятелем. Чтение проповедей Гуса на чешском языке собирало 3 000 человек за раз.
Вифлеемская часовня, современный вид экстерьера
Ян Гус откровенно критиковал политику феодалов, поведение церкви, продажу индульгенций. Кстати, в отношении церкви он всегда оставался ее верным служителем, понимая, что не все так однозначно. Народ тянулся к нему, потому что Гус затрагивал их повседневную жизнь, рассказывал о том, что долгое время умалчивалось.
Вифлеемская часовня, современный вид интерьера
Чешский мыслитель Гус попал под влияние идей Джона Виклифа. Труды английского реформатора распространялись в Чехии в 1380-х и именно тогда повлияли на Яна Гуса.
Официальная политика Католической церкви во многом претила Яну Гусу. Например, он считал, что нельзя брать деньги за таинства или продавать любые церковные должности. Нет смысла слепо подчиняться церковным догмам, но каждый должен искать правду, даже если это нарушает его благополучие и спокойствие жизни.
Ян Гус на Соборе в Констанце. Вацлав Брожик
Распространяя свои труды, Гус не просто проповедует, он расписывает стены Вифлеемской часовни яркими сюжетами, складывает песни. Кроме того, его рук дела проведение реформы чешского правописания, что впоследствии делает книги понятными для простого народа. Один из его знаменитых трудов – «Чешская орфография». Он перевел Библию на чешский язык, чтобы каждый мог понять священное писание.
Влияние Гуса было настолько сильным, что Папа Римский издает указ в 1409 году о предприятии карательных мер в отношении Гуса и его книг. Несмотря на подобные запреты, популярность проповедей чешского реформатора только росла.
Ян Гус на костре. рисунок Яничека Змилелы. Йенский кодекс
В 1414 году Гус прибыл в город Констанц (германские территории). Тогда был назначен Констанцский собор, целью которого было объединение Римской католической церкви. На соборе должны были собраться все представители церкви, нужно было провести ряд реформ, а как раз этого и добивался Гус.
Но учитывая давление ранее, ему не верилось, что его примут на соборе и выслушают. Тем не менее, Яна Гуса заманили на собор обманом, давая надежду ему высказаться, а между тем, Ян Гус ехал на собственный суд.
Через месяц по прибытию Гуса арестовали. Папа Римский сделал вид, что не знает ни о каких обещаниях в отношении безопасности Гуса, а император Сигизмунд, который как раз и обещал покровительство и личную безопасность реформатора, не захотел вмешиваться в текущий порядок дел. Впоследствии это сыграло против него во время Гуситских войн.
Гус не отвечал на допросах, его положение ухудшалось. Разборы его сочинений на слушаниях были не в пользу реформатора. Вырванные из контекста обрывки фраз Гуса выставили его еретиком, опасным для церкви.
Зачитанный ему смертный приговор не пошатнул уверенности в собственных убеждениях, от которых всего-то нужно было отречься. Но это было невозможно. Гус оставался верен себе и своим взглядам.
На самом деле приговор был неизбежен. Никто бы не позволил ему вернуться в Чехию безнаказанным. Даже если бы Гус отрекся от своих идей, ему бы грозило пожизненное заключение. Этому активно способствовал Сигизмунд.
Чешскому реформатору пришлось долго отстаивать свои взгляды и убеждения, терпеть клевету и превратное понимание его слов. Никто не мог поверить, что у человека хватит сил, чтобы противостоять судам и обману. Но Гус оставался верен себе до конца.
6 июля 1415 год. Ян Гус сожжен на костре по приговору собора как еретик. Современники видели, что даже корчась от боли, мученик продолжал читать молитвы. До последнего вздоха. Палачам приказали сжечь даже одежду Гуса, чтобы чехи не смогли использовать ее как святыню. Пепел же и землю на месте казни откопали и выбросили в Рейн.
Поговаривали, что во время приготовления к сожжению какая-то благочестивая старушка поднесла в его огонь вязанку хвороста, на что Гус воскликнул с улыбкой на губах: «О, святая простота!».
Комментарии
Цветкова Сабина
Руководитель Центра Добрых Дел
Лариса Ренар
российский общественный деятель, психолог, телеведущая, писатель
Эрнесто Че Гевара (Эрнесто Рафаэль Гевара Линч де ла Серна)
латиноамериканский революционер, кубинский государственный деятель
Уинстон Черчилль
государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании, писатель
Бенито Муссолини
основатель и лидер итальянской фашистской партии
Троцкий Лев Давидович
коммунистический деятель международного масштаба, теоретик и практик марксизма, идеолог троцкистского течения
Симон Петлюра
лидер украинских националистов начала XX века
Юлиус Штрейхер
гауляйтер Франконии, главный редактор антисемитской газеты «Штурмовик»
Заключение
Написав эту контрольную работу на тему: «Идеи Яна Гуса и сущность гуситского движения», мы смогли прийти к выводу, что гуситское движение было реформистским религиозно-политическим движением, сыгравшим огромную роль в европейской и мировой истории. Чешский мыслитель и проповедник Ян Гус, опираясь на идеи социально-уравнительной и духовной реформы Иоанна Уиклифа и вдохновляясь гуманистами, призывал к радикальной реформе католической церкви. Он требовал отказа от крупного землевладения и торговых отношений в церкви, от гнета папской власти, желая, чтобы богослужения велись на родном языке, а чешские священники обладали самостоятельностью и высокими нравственными качествами. Таким образом, он также выступал за национальное возрождение своего народа, поддерживаемый буржуазией и интеллигенцией. После его казни как еретика в 1415 году в Чехии началась национально-освободительная война и активизировалась деятельность двух движений гуситского движения: умеренных чашников и радикальных таборитов. В результате внутреннего инакомыслия гуситское движение потерпело поражение, но сама идея Реформации вспыхнула в XVI веке с новой силой, приведя к возникновению протестантизма и положив начало национальному и духовному возрождению народов Европы. Все это имело как положительные, так и отрицательные последствия.
Оценка деятельности Яна Гуса и гуситов всегда была неоднозначной. Первой работой, открывающей историографию гуситского движения, можно считать труд чешского историографа Ф. Палацкого. В его «Истории чешского народа», вышедшей в 1848 году на немецком и чешском языках, впервые дана положительная оценка гуситскому движению. Взгляды Палацкого подвергались критике со стороны историков-позитивистов, ярчайшим представителем которых был В. Томек. С негативной точки зрения гуситское движение оценивается и в работах чешских историков конца XIX века. Pekerja). Ненашева С. З. Чешская и словацкая историография: Средневековые исторические источники Востока и Запада
Откровенным противником гуссизма была австрийская историческая наука, поскольку это учение могло стать идеологией национально-освободительного движения.
Немецкая историография XIX века также не действовала на одном фронте. Официальная школа, выражавшая отношение властей к событиям гуситского движения, была представлена Й. Хельфейтом, К. Хефлером, К. Битне и др.. Они делали упор на революционный характер гусизма, национализма и кровопролития, что было вполне логично с точки зрения немцев. Тем не менее представители либерально-протестантской немецкой историографии (А. Неандер, А. Прохазка) высказал мнение о реформации гуситского движения, его влиянии на события 1517 года. В двадцатом веке. Чешская историография полностью перешла на сторону либерализма, в то время как немецкая историография, наоборот, углубила консерватизм. Историография XXI века определяет гуситское движение как социально-политический конфликт, приобретший религиозную форму (Ф. Шмагель, П. Черная). Русская историография также представлена рядом концепций и видений. В XIX веке славянофилы (Е. Новиков, О. Клеванов, А. Гильфердин, В. Надлер, В. Бильбасов, В. Смирнов), религиозно-критические (П. Васильев, И. Пальмов, А. Спасский, А. Соболевский, Д. Вергун), отрицавшие связь гуссизма с православием, этические (П. Венгер, М. Филиппов), а также марксистские.
На сегодняшний день историки разных стран в основном сходятся во мнении, что Ян Гус был ярким религиозным и политическим деятелем, писателем и философом, заложившим основы современного понимания религиозной свободы и политического определения. Однако эти идеи, как и многие другие, прошли через горнило войн, национальных и личных трагедий.