Содержание
Йоханнес гутенберг (1400 — 1468) был кузнецом, ювелиром и изобретателем. Его помнят за то, что он разработал и изготовил печатный станок с подвижным шрифтом в Европе около 1450 года. Эта технология использовалась для воспроизведения 42 строки Библии.
Раньше создаваемые книги приходилось копировать вручную, что было традиционным и наиболее популярным способом. Хотя принтеры по дереву были разработаны еще в средние века, высокая стоимость и низкая долговечность форм сделали их непрактичными.
Появление университета в 13 веке открыло путь к широкому кругу распространения текстов на темы, не связанные с религией, что создало рынок для переписчиков, которые предпочитали работать с бумагой вместо пергамента из-за его низкой стоимости. .
Гутенберг создал систему, в которой символы могли быть взаимозаменяемыми по желанию и сделаны из металла, что позволило эффективно проектировать страницы, одновременно увеличивая скорость и долговечность, обеспечивая большую экономию для производителей.
Массовая коммуникация начала вносить изменения в статус кво. Вот почему считается, что Гутенберг участвовал в великих преобразованиях, которые мир того времени испытал в таких областях, как политика, общество и наука.
Изобретение печатного станка
Большинство людей воспринимают печатные материалы, как нечто само собой разумеющееся, нам сложно представить современную жизнь, если бы не был изобретен печатный станок. Мы бы не имели возможности читать книги, газеты, журналы. Не существовали бы плакаты, листовки, брошюры, и не приходили бы к нам по почте. Типография позволяет обмениваться огромным количеством информации в кратчайшие сроки. На самом деле, печатный станок – одно из важнейших изобретений для современного человека. Он внес огромный вклад в развитие общества. Как был изобретен печатный станок, и как повлиял на развитие культуры?
Жизнь до печатного станка
Перед тем, как была изобретена типография, все письменные материалы и изображения писались и копировались вручную. Занимались этим определенные люди, которым выделяли места для книжников при монастырях. Эта комната в монастырях называлась скрипторием. Там пишущий мог работать в тишине, сначала размечая страницу, а потом перенося на бумагу данные из книги, которую копировали. Позже на страницы книг стали наносить элементы декора. В средневековье книги, как правило, были только в собственности монастырей, учебных заведений или очень богатых людей. Большинство книг носили религиозный характер. В некоторых семьях хранились копии Библии, но это была большая редкость, а семью почитали за счастливцев.
Примерно в конце 1430-х годов немец по имени Иоганн Гутенберг исхитрился найти хороший способ заработка денег. В то время наметилась тенденция ношения небольших зеркал на одежде и головных уборах при посещении священных мест. Сами по себе зеркала не имели для него большого значения, но они дали ему идею, как можно создавать большие объемы печатной продукции. В 1300-х – 1400-х годах общество получило основную форму печати. Для нее использовались изображения или буквы, нанесенные на деревянные бруски, которые окунали в краску с последующим перенесением ее на бумагу. У Гутенберга уже был опты работы с печатью, поэтому он понял, что, используя для нее нарезные бруски, можно сделать процесс более быстрым. Он стремился к воспроизведению больших текстов в крупных объемах. Вместо деревянных блоков он решил использовать металлические. Конструкция, изобретенная им, получила название «Подвижная печатная машина», потому что металлические буквы могли перемещаться, образовывая различные комбинации для оттиска слов и фраз. Используя это устройство, Гутенберг создал первую печатную книгу, которой была Библия. Сегодня Библия, напечатанная Гутенбергом, является исторической ценностью.
В печатной машине было устройство, устанавливающее группы блоков в нужном порядке, чтобы буквы складывались в слова и предложения, постоянно перемещаясь. Блоки окунались в чернила, а на них укладывалась бумага. При перемещении бумаги на ней появлялись буквы. Эти печатные машины управлялись вручную. Позже, к 19-му веку, другие изобретатели создали паровые печатные машины, которые не требуют управления оператором. Сегодняшние печатные машины являются электронными, автоматизированными, и способны печатать гораздо быстрее, чем все предыдущие аналоги.
Изобретение Гутенберга вызвало резонанс в обществе. Представители высших социальных слоев были не довольны. Для них книги, написанные вручную, были признаком роскоши, величия, они считали, что массовому производству книги не должны подлежать. В связи с этим, печатные книги получили, в первую очередь, распространение среди низших слоев населения. Позже стали открываться типографии, давая миру новые профессии. Печатные тексты стали новым способом распространения информации среди огромного количества людей быстро и дешево. Выгоду из этого изобрели ученые, которые могли распространять свои труды, и политики, которые могли заинтересовать избирателей через печатные материалы. Самое главное достижение, которого удалось достичь с изобретением печатной машины – возможность получать образование, которого ранее не могли получить многие люди. Изобретение положило начало новым идеям и разработкам. Еще один вклад, который внесло изобретение, — распространение среди людей печатных материалов и книг на всех языках.
Появление печатного станка на Руси
Это событие произошло во время правления Ивана IV, в 1553 году. Основателями типографии были датский печатник Ганс Мессингхейм — Иван Федоров и Петр Мстиславец. В 1564 г вышла книга «Апостоло». Франциск Скорина стал первым печатником на восточнославянских землях. В 1525 г в городе Вильно он опубликовал «Апостол”.
Город в те годы был столицей Великого княжества Литовского. Ф. Скорина родилась в Полоцке, где сейчас находится Музей печати, и умерла в Праге.
В 1565 г. Иван Федоров издал книгу «Часовая книга», но вскоре был вынужден уехать в Великое княжество Литовское, где работал в Заблудове и Львове. Он также изобрел многоствольную пушку. После отъезда в Москву Андроник Невежа стал главным типографом.
Печатный станок Ивана Федорова.
1. Изобретение книгопечатания
Печатный станок Гутенберга
Гениальное изобретение Гутенберга состояло в том что он изготовлял из металла подвижные выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде, набирал из них строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Однако у него недоставало средств для эксплуатации своего изобретения.
Переселившись в 1448 году в родной Майнц, Гутенберг в 1450 году заключил договор с майнцским дельцом, по-видимому, ростовщиком Иоганном Фустом, в силу которого тот ссудил ему 800 гульденов из 6 % и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.); типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом. Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.
При таких ограниченных средствах, не имея ни опытных рабочих, ни усовершенствованных инструментов Гутенберг, тем не менее, достиг замечательных успехов. До 1456 года он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов ее дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и, наконец, две Библии, 36-строчную и 42-строчную; последняя, известная под названием Библии Мазарини, напечатана в 1453—1455 гг.
Гутенберг отказался платить своему компаньону проценты, желая отложить платеж до того времени, когда предприятие начнёт приносить доход. Фуст предъявил иск, требуя уплаты процентов
Процесс окончился присягой Фуста, о чем был составлен протокол, записанный нотариусом Гельмасбергером 6 ноября 1455 года; подлинник этого акта, столь важного для сохранения за Гутенбергом имени изобретателя книгопечатания, недавно открыт Карлом Дзяцко в библиотеке Гёттингенского университета (K. Dziatzko, «Sammlung bibliothekwissenschaftlicher Arbeiten» 1889 году и сл.)
По решению суда типография со всеми ее принадлежностями перешла к Фусту, и Гутенбергу надо было начинать дело с нуля.
Библия Гутенберга
Он вступил в компанию с Конрадом Гумери и в 1460 году выпустил сочинение Иоганна Бальба из Генуи (1286), «Catholicon» (латинская грамматика со словарём). В 1465 году курфюрст Адольф принял Гутенберга на службу, но 3 февраля 1468 года книгопечатник умер; он похоронен в Майнце, однако местоположение его могилы неизвестно. Но некоторые источники утверждают, что его могила находится на францисканском кладбище.
Нет и настоящего портрета Гутенберга. Все изображения Гутенберга относятся к более позднему времени, и являются плодом фантазии художников.
Изобретение Гутенберга приписывалось в разное время разным лицам (см. Книгопечатание). Истина окончательно восстановлена Антонием ван дер Линде в работе 1878 года «Gutenberg» в «Библиографических Записках» 1892 год, № 1).
Гутенбергу воздвигнуты памятники в Майнце, Страсбурге и Франкфурте на Майне, а также в Вене. В Вене рядом с памятником Гутенберга расположен ресторан национальной австрийской кухни, который так и называется «Гутенберг»
Судебная тяжба
В год изобретения книгопечатания мастер принялся за гигантский труд – издание Библии на латинском языке. Вместе с наборщиками Гутенберг более двух лет печатал первый тираж в количестве 100 тысяч экземпляров. Книга печаталась готическим шрифтом, основанным на рукописном начертании букв. В конце художник украшал Библию цветными рисунками. Таким образом, печатная книга по красоте ни в чем не уступала рукописной. Неудивительно, что первый тираж Библии был быстро распродан. А соотечественники Гутенберга были ошеломлены, ведь впервые они видели такое количество идентичных книг.
Правда, сам изобретатель не смог разбогатеть благодаря печатному станку. Ему даже не удалось закончить печатать Библию, поскольку его кредитор, оценив будущую прибыль, потребовал возврата ссуды. За этим последовала судебная тяжба, в результате которой Гутенберг потерял как печатный станок, так и все готовые экземпляры Священного Писания. Вскоре после этих событий Майнц был захвачен вражескими войсками, а изобретатель выслан из города. Только спустя три года ему позволили возвратиться, чтобы работать на нового архиепископа. Гутенберг скончался в феврале 1468 г., а изобретение книгопечатания в немецком городе Майнце с тех пор навсегда изменило мир.
Слайд 6Точная дата рождения Гутенберга неизвестна, так как записей о его крещении не
сохранилось. Известно, что он был младшим из детей в семье (у него был старший брат Фриле, сестра Эльза и сводная сестра Патце). Предположительно, время его рождения приходится на 1395—1400 годы, иногда условно днём его рождения считают 24 июня 1400 года — день Иоанна Крестителя. Место его рождения также достоверно неизвестно. Вынужденные изгнания семьи из города могли быть причиной того, что Иоганн мог родиться в Страсбурге, о чём свидетельствует несколько источников, хотя он и считался гражданином Майнца.О детстве и юношестве Иоганна ничего не известно. Исходя из имеющихся фактов, исследователями делается предположение, что он учился в школе, а в дальнейшем постигал основы ремесленного дела. Известно, что в Страсбурге Гутенберг занимался обучением ювелирному делу, но для этого он должен был иметь звание мастера, что означает высшую степень профессиональных умений. Однако, где, как и у кого будущий изобретатель постигал азы ремесленного мастерства остаётся неизвестным. До 1434 года о жизни Гутенберга известно ничтожно мало, судить о том, чем он доподлинно занимался в этот период, невозможно
Иоганн Гутенберг — Создатель книгопечатания
Иоганн Гутенберг (ок. 1397-1468)
Первой книгой человечества считаются скрижали — камни, на которых были начертаны десять заповедей Моисея.
Гутенберга делались попытки изобрести устройство, которое позволяло бы тиражировать книги. Буквы вырезались в твердом материале, например на деревянной пластине, раскрашивались, а сверху накладывалась бумага. Такой метод назывался тиснением. В основном же до Средних веков монахи в монастырях занимались перепиской книг.
Родители Гутенберга были зажиточными людьми, они входили в правление Майнца — бургомистрат. Предположительно, Иоганн слушал лекции в университете города Эрфурта. Примерно в 20 лет он отправился в Страсбург. В чужом городе ему пришлось нелегко, дворянское происхождение не давало никаких привилегий. Его предки в Майнце в давние времена печатали собственные монеты, изготовляли ювелирные украшения, поэтому юноша стал обучаться ювелирному делу. Он быстро стал хорошим мастером, из его рук выходили прекрасно отшлифованные зеркала, поделочные камни.
Страница Библии, отпечатанной Гутенбергом. 1456 г.
Там же Иоганн увидел, как трудились печатники, кропотливо вырезая в плитах буквы. Взяв одну из досок, он долго рассматривал ее, пытаясь представить, каким образом можно упростить процесс. Сначала, как свидетельствуют хроники того времени, он разрезал доски, выделял фразы, слова и постепенно дошел до изготовления отдельной буквы. Теперь оставалось изготовить множество букв алфавита, разложить их по ячейкам — и типографский набор готов. Так был изобретен наборный шрифт.
Небольшой немецкий городок Майнц считается колыбелью книгопечатания. В нем в 1397 году, по другим сведениям — в 1400, родился Иоганн Гутенберг, изобретатель печатного станка. До появления этого устройства книга считалась огромным достоянием, редкостью и высоко ценилась. На производство одного экземпляра книги затрачивались месяцы, иногда годы труда переписчиков, художников. Иметь библиотеку в собственности мог позволить себе только очень богатый человек.
К сожалению, деревянные буквы быстро выходили из строя. Нужен был другой, более прочный материал. Тем временем Иоганн вернулся в Майнц. Изыскивая материал для шрифта, он остановился на олове и стал отливать его в форме буквы — литеры. Это было второе изобретение! На его предложение о создании книгопечатного станка откликнулся зажиточный гражданин Иоганн Фуст, которому пришлась по вкусу идея получать доход от печатания книг. Договор подписали у нотариуса, деньги были выделены, и Иоганн взялся за работу.
Работа печатника до изобретения печатного станка
24 августа 1455 года Гутенберг отпечатал Библию на латинском языке в двух томах. Заглавные буквы в книге по традиции дорисовывались от руки. Это было первое напечатанное типографским способом издание. Но заработать на этом не удалось ни Гутенбергу, ни его компаньону Фусту — новые книги не получили того спроса, на который они рассчитывали.
Фуст подал на Гутенберга в суд, и по решению суда тот в счет долга возвратил ему все свое имущество. В Майнце появилась типография Фуста и его нового компаньона Шёффера.
Но Гутенберг не опустил руки, он влез в долги, создал другую типографию и отпечатал учебник грамматики латинского языка, выпустил календари , Псалтырь — всего около 50 книг. Но при жизни он никаких наград и признания не получил и тихо скончался в без-известности.
Печатный станок Гутенберга
Его недруга Фуста постигла печальная участь — в Париже по доносу монахов, которые считали типографское книгопечатание сатанинским делом, его посадили в тюрьму, где он и провел остаток своих дней.
И только в 1804 году при поддержке Наполеона по всей Европе стали собирать деньги на памятник первопечатнику Гутенбергу. С того времени его имя вошло в историю.
Типография времен Гутенберга
молодежь
Мало что известно о ранних годах Гутенберга. Считается, что во время восстания в 1411 году в Майнце его семья, вероятно, переехала в Эльтвилль-ам-Рейм, на кастильском языке, который назывался «Альта Вилла».
Считается, что в те годы он учился в местном университете, поскольку в этом учреждении есть запись за 1418 год, согласно которой там учился молодой человек по имени «Йоханнес Эльтвиль».
В Германии люди брали фамилию места жительства, в котором они проживали. Позже Йоханнес взял одну из фамилий своей матери, потому что значение отцовского было неудобным, и с тех пор он стал известен как «Гутенберг».
Известно, что его отец, Фриле Генсфляйш, скончался в 1419 году, и Йоханнес упоминается в документах, касающихся семейного наследства. Смерть его матери, которая произошла в 1433 году, также превзошла все ожидания.
С другой стороны, было сказано, что из-за столкновения между членами союза и патрициями, которое произошло в 1428 году в Майнце, семье Гутенбергов пришлось покинуть город. По словам Генриха Вильгельма Валлау, два года спустя, Йоханнеса определенно не было в городе.
Печатный станок
Точный год выпуска машины также неизвестен, но большинство историков сходятся во мнении, что это произошло в 1440 году. Особенностью стали подвижные объемные буквы, они были сделаны из металла. Они были зеркально искажены и запечатлены в обычном виде по принципу матрицы. Мобильность — вот что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта.
Устройство было громоздким, крепилось к потолку помещения деревянными балками. Основание представляло собой тяжелый металлический пресс, к которому крепился рычаг. Внизу был стол с идеально ровной поверхностью, его вытащили из-под установки и вернули. Структурное сходство предполагало, что широко распространенный в то время винный пресс был прототипом первого печатного станка Гутенберга.
Буквы были сделаны особым образом:
- на конце металлического стержня выгравирована буква в зеркальной матрице;
- стержень оставил отпечаток буквы на размягченной меди;
- этот отпечаток стал матрицей, отлитой из свинца;
- специальная заслонка делала процесс более технологичным, с одной стороны вводился жидкий свинец, с другой вставлялась матрица;
- как только слайд был открыт, письмо можно было удалить. Этот метод примечателен тем, что из массива можно получить неограниченное количество символов;
- затем сборщик должен собрать буквы в макет, правильно выровняв их в специальной форме. На этом этапе было получено зеркальное отображение линий;
- на форму была нанесена печатная краска, после чего началась печать;
- печать переносила линии с формы на бумагу или другой материал. На столе можно расположить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимум 32 страницы.
У самого создателя не было денег на создание типографии, поэтому он решил заключить партнерское соглашение с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал стартовые деньги и оплатил ежемесячные расходы, однако сотрудничество не увенчалось успехом. Никаких дополнительных сумм Фуст не платил, но в дальнейшем подал в суд на типографию на себя, воспользовавшись тем, что партнер не мог выплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, поэтому в Германии долгое время считалось, что он был изобретателем устройства. Авторство было приписано другим фигурам, но есть достоверные исторические свидетельства того, что создателем все еще был Гутенберг. Он потерял свою первую машину и создал другую, издав на ней несколько изданий.
Прибытие в Европу
Ксилография использовалась на Ближнем Востоке и в Византии примерно с 1000 года. Однако потребовалось три столетия, чтобы этот метод стал действительно популярным в Европе.
Ксилография использовалась в основном для печати мотивов на ткани. Чаще всего его использовали для воссоздания религиозных образов для украшения таких помещений, как церкви или монастыри. Его также очень часто использовали для штамповки игральных карт.
Изучая бумагу в Европе, в 15 веке родились «ксилографические книги». Они стали популярными примерно в то же время, когда Гутенберг работал над своим подвижным печатным станком.
С помощью метода, аналогичного применяемому в Азии, можно было одновременно воспроизводить 2 страницы и создавать небольшие, короткие и недорогие произведения.
Когда печать на подвижных шрифтах стала популярной на европейском континенте, репродукция гравюры на дереве стала дешевой, но гораздо более трудоемкой альтернативой.
Ксилография была очень удобна для выполнения гравировки изображений, но одним из факторов против нее было то, что пластины приходилось полностью заменять при износе.
После появления печатного станка Гутенберга он смог продержаться на плаву еще дольше, благодаря таким методам, как тональная гравюра на дереве, с помощью которой можно было создавать живописные композиции с использованием различных цветов.
Первый печатный станок
Помимо способа изготовления литер и набора текста, Иоганн Гуттенберг создал печатный станок. Он приспособил для печатания ручной пресс, применявшийся для выжимания виноградного сока. Печатный станок состоял из нижней доски, на которой в рамке укреплялся покрытый краской набор, и верхней доски, которая опускалась с помощью винта. Верхняя доска плотно прижимала лист бумаги к набору — и получался четкий оттиск. Таким образом, Гуттенберг разработал и создал весь процесс книгопечатания — от литья металлических литер до выпуска готовой книги.
Вся подготовительная работа — изготовление первых комплектов шрифтов и постройка станка — потребовала немалых денег. У Гуттенберга их не было, и ему пришлось вступить в сделку с богатым купцом Фустом. Условие было таким: прибыль от изобретения они делят пополам. Но у Фуста аппетит был, больше — ему хотелось прибрать к рукам всю типографию. И он выдвинул дополнительное условие: деньги, которые он дает на создание типографии, считаются долгом Гуттенберга. Если тот не возвращает его в срок, то типография переходит в собственность Фуста.
Дела у Гуттенберга сразу пошли удачно. Книги печатались и поначалу хорошо раскупались. Гуттенберг взял себе помощника и сделал из него отличного мастера. Всю свою долю прибыли изобретатель тратил на отливку новых шрифтов и постройку печатных станков; Фуст же свою долю клал в карман. А когда деньги у Гуттенберга кончились, Фуст стал требовать с него долг, подал в суд и выиграл свой иск.
Гуттенберг, голодая, стал вновь печатать книги, залезая при этом в долги. Кредиторы грозились подать в суд, и все могло кончиться печально, если бы не обстоятельство, столь типичное уже для нашего времени: печатное слово впервые показало свою силу в политической борьбе.
В городе Майнце, где жил Гуттенберг, враждовали между собой два архиепископа — два высших духовных лица. А надо сказать, что они обладали и огромной гражданской властью — делали, что хотели, каждый имел собственное войско. Гутенберг выступил на стороне одного из них — стал печатать листы в его поддержку, стремясь привлечь на его сторону население города. А Фуст сражался за другого священника. В результате победил первый архиепископ. Вклад Гуттенберга в эту победу был «высоко» оценен: каждый год он мог получать бесплатно новое платье, двести мер зерна и два воза вина, а также разрешение получать обед со стола архиепископа.
Сотрудничество с Фустом
В 1445 году Иоганн Гутенберг, биография которого вновь оказалась связанной с Майнцем, наконец вернулся в родной город. Здесь он надеялся на помощь своей семьи. Однако на протяжении пяти лет изобретатель так и не продвинулся в своем главном предприятии. Теоретическая идея книгопечатания была готова, а вот ее реализация затягивалась.
В 1450 году Гутенбергу все-таки улыбнулась удача. Он познакомился с богатым предпринимателем Иоганном Фустом. Делец заключил с изобретателем договор, по которому дал ему кредит в 800 гульденов. Сумма выдавалась по частям на протяжении нескольких лет. Благодаря капиталу Фуста отец книгопечатания наконец усовершенствовал свою технологию.
На ссуженные деньги Гутенберг нанял несколько работников, закупил бумаги и красок, арендовал просторное помещение. Но самое главное – он отлил качественные и надежные литеры, в основе которых был сплав из нескольких металлов. Когда типография стала работать в полную силу, Фус,т как ее главный собственник, понимая ценность уникальной технологии, запретил рабочим рассказывать кому-либо о секретах книгопечатания. Наборщики клялись в этом коммерсанту, присягая на Евангелии. До того момента книги переписывались в монастырях. Вручную они множились крайне медленно. Монахи еще долгое время отказывались верить, что книги можно печатать с помощью изобретения Гутенберга, не прибегая к дьявольскому волшебству.
Изобретение Гутенберга быстро нашло прибыльное применение. Папа римский Николай V, боясь турецкой угрозы, объявил против турок Крестовый поход и пообещал отпущение грехов тем, кто пожертвует деньги на предстоящую войну. В 1453 году османы захватили Константинополь, и немцы ринулись массово скупать индульгенции. Потребовалось огромное количество экземпляров этой квитанции. Тут и объявился Гутенберг. На его станке индульгенции печатались с немыслимой для своего времени скоростью. Некоторые экземпляры того тиража сохранились и сегодня принадлежат музеям.