Жена андрея тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского

Семья и дети Андрея Тарковского интересны многим почитателям качественных шедевров советской киноиндустрии. Ведь атмосфера, в которой рос режиссер, трудности, которые ему пришлось преодолеть и сделали его таким.

Непосредственное отношение к творчеству имел отец режиссера, но более значимую роль в его жизни сыграла мать Андрея Тарковского. Именно она была опорой всей семьи, она была хорошей матерью и сильной женщиной.

Во время обучения во ВГИКе, Андрей Тарковский познакомился с девушкой. Окончив вуз, он женился на ней. В браке родился его первенец, однако, менее чем через 10 лет семья распалась.

Второй раз Андрей Тарковский женился на Ларисе Кизиловой. Он удочерил ее дочь от первого брака, а также, у них родился сын.

Последние годы своей жизни провел в эмиграции

Сперва об окончательном отъезде из страны не было и речи: Тарковский, уставший от бесконечных и безнадежных переговоров с Госкино, в 1980 году вылетел в Рим для работы над сценарием фильма «Ностальгия», в 1982 году в Италии начались съемки. А уже в 1983 году картина была показана в конкурсе Каннского кинофестиваля и получила Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри.

Из Рима Тарковский направил письмо на имя председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша с просьбой предоставить ему, его жене, теще и 12-летнему сыну Андрею возможность в течение трех лет жить в Италии, после чего он обязывался вернуться в СССР. Бдительный председатель Госкино рапортовал ЦК КПСС: «Рассмотрев обращение Тарковского А. А., Госкино СССР считает, что его решение остаться за рубежом едва ли является только следствием эмоциональной неуравновешенности и определенной неудачи на Каннском фестивале, откуда Тарковский А. А. рассчитывал вернуться с главным призом. Сосредоточившись на собственном эгоцентрическом понимании нравственного долга художника, Тарковский А. А., видимо, надеется, что на Западе он будет свободен от классового воздействия буржуазного общества и получит возможность творить, не считаясь с его законами. (…) В любом случае Госкино СССР не считает возможным принимать условия Тарковского А.А., имея при этом в виду, что удовлетворение его просьбы создаст нежелательный прецедент».

Стиляга в желтом пиджаке и ВГИК

В небольшом эпизоде в фильме «Застава Ильича» режиссера Марлена Хуциева Тарковский снялся в середине шестидесятых. Сыграл отчасти себя – он и в жизни мог быть довольно заносчив.

Тарковский не сразу связал свою судьбу с кино. После школы поступил в институт Востоковедения, но с третьего курса ушел – махнул в Сибирь, работал в геологической экспедиции простым рабочим. А когда вернулся в Москву, отнес документы во ВГИК на режиссерский факультет. На вступительных экзаменах его невозможно было не заметить.

«Одевались люди довольно скромно, а он пришел в желтом пижонском пиджаке, как стиляга, и с томом Льва Толстого под мышкой», – Дмитрий Салынский, киновед.

Курс набирал знаменитый советский режиссер Михаил Ромм. Его отговаривали брать этого слишком дерзкого и самоуверенного парня да к тому же, еще не комсомольца, но Тарковский ему сразу понравился, и Ромм не побоялся его взять.

«Меня сильно увлек кинематограф, литература, а, главное, люди нашей страны, ее природа и жизнь. Сейчас мною овладела мечта – стать хорошим режиссером советского кино», – Из автобиографии Тарковского во ВГИКе.

Дебют Тарковского – «Иваново детство»

ВГИК Тарковский окончил с отличием, его старт в кино был поистине блестящим. О молодом режиссере заговорили сразу после выхода его первой самостоятельной картины «Иваново детство».

«Иваново детство» – картина, которая на меня очень сильное впечатление произвело, она же получила главный приз на Венецианском фестивале. Мне кажется, ему немного повредило вот такое резкое признание», – Марлен Хуциев, кинорежиссер, сценарист и педагог.

Конечно, у новоявленного гения уже была своя прекрасная муза – Ирма Рауш. Это она сыграла роль матери в фильме «Иваново детство». С Андреем они познакомились во ВГИКе, оба были молоды, честолюбивы, и оба обожали кино.

«Она заканчивала режиссерский факультет. Все их разговоры о том, что делать, как делать, почему делать? Они обсуждали на равных», – Ольга Суркова, киновед.

Тарковский упорно добивался внимания Ирмы, ухаживал, часто провожал в общежитие. О его чувствах быстро узнали однокурсники и срочно вызвали влюбленных на собрание группы.

Семья и кино

«В группе был еще один мальчик, тоже влюбленный, и группа решала сакраментальную проблему – кого из них двоих должна Ирма выбрать. Это сейчас нам кажется странным, но для пятидесятых годов – это совершенно нормально. Тарковский понял, что он участвует в театре абсурда каком-то, он взял Ирму за руку и сказал: «Пойдем отсюда». И они ушли из этой аудитории, пошли, просто подали заявление и расписались», – Дмитрий Салынский, киновед.

Очень скоро у супругов родился сын Арсений, но самым главным для Тарковского было, конечно, кино. Все, что оставалось за кадром: дом, быт, дети, уходило на второй план. Жена – актриса, да, такой вариант был для него возможен, но два режиссера на площадке – это уже перебор. Тем более, для самолюбивого Андрея.

Картина «Андрей Рублев»

1965 год, Владимир, съемки «Андрея Рублева» – картины, которая спустя несколько лет принесет мировую славу режиссеру.

«Потому что картина мощная, огромная, с такой колоссальной силой раскрывает дух русской истории. Появилась фигура Андрея Рублева, появились фигуры его сподвижников, появилась фигура Христа», – Вячеслав Шмыров, киновед.

Одна из самых ошеломительных сцен в картине – русская голгофа. Тарковский по-своему осмыслил библейскую легенду. Его Христос – русский, и он принимает смерть на русской земле. Максималист во всем, режиссер сам тщательно выстраивает кадр, перепроверяет каждую деталь.

«Когда Христос по дороге на голгофу опускается над рекой, омывая этой водой лицо, Андрей сам запускал полотенце, для того чтобы оно именно в нужной форме и в нужный момент выплывало, когда Христос склоняется над этой рекой», – Ольга Суркова, киновед.

Съемки «Андрея Рублева» стали переломным этапом и в личной судьбе самого Тарковского. Именно в это время в его жизни появилась Лариса Кизилова.

«Приезжаю во Владимир, встречаю Толю Солоницына. Толя мне говорит: «С Андрей Арсеничем беда», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.

В тот же вечер Бурляев и Тарковский пошли в ресторан послушать любимый Андреем джаз. Режиссер сразу заказал графин водки и сам выпил почти до дна. Таким Бурляев его еще никогда не видел.

«Потом что-то начал бранить какую-то особу и, наконец, ударил по столу и сказал: «Сука…». Разбил тарелку, окровавил руку до кости.  Поднял Андрея, отвел его в его номер, дверь открыла вот эта самая ассистентка и его приняла. Дверь закрылась», – Николай Бурляев, кинорежиссер, народный артист России.

Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли

Нередко пользователи сети ищут материал по теме: «Фильмография: фильмы с участием Андрея Тарковского в главной роли». Но здесь найти ничего не светит, ведь он не снимался в кино, а снимал. Из его немногочисленных работ можно выделить самые яркие: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Сталкер».

Многие известные современные кинорежиссеры до сих пор восхищаются стилем работы Андрея Тарковского, его уникальным подходом. Кинофильмы, снятые этим известным режиссером, существенно отличаются от массы работ не менее талантливых режиссеров. Но почерк Андрея Тарковского спутать просто невозможно.

Название картине «Зеркало» дал пятилетний Филипп Янковский

Фильм «Зеркало» кинокритики считают вершиной творчества Тарковского. Во многом картина построена на автобиографическом материале. Тарковский писал: «Вообще кино — это всегда способ собрать какие-то осколки в единое целое. Фильм сделан по моему сценарию, в котором нет ни одного выдуманного эпизода. Все эпизоды имели место в моей жизни, в жизни нашей семьи».

Именно за «излишнюю» исповедальность и автобиографичность «Зеркало» яростно осуждали.

На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов и вовсе признали эту работу «непонятным, немассовым и в общем неудачным фильмом».

«Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства… Я не вижу в массовости никакого смысла… Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности. Утвердить себя личностью своеобразной невозможно без дифференциации зрителя», — отвечал на все нападки Тарковский.

В первоначальном сценарии фильм должен был называться «Белый, белый день». Но однажды на съемочной площадке произошел совершенно заурядный случай, ставший судьбоносным. Янковский, игравший самого Тарковского в детстве, вспоминал: «Мы шли на съемку, я собирался, одевался. Стук в дверь, открываю — Андрей Арсенич стоит. Я говорю, иду, только я в зеркало посмотрю», — у меня там было зеркало. И он: «Зеркало, точно!»

Детство и юность

Андрей Арсеньевич Тарковский – звезда мирового масштаба, великий режиссер и сценарист, создавший свой собственный язык кино. Будущий мастер появился на свет 4 апреля 1932 г. в знаменитой на весь СССР семье поэта Арсения Тарковского и его первой супруги Марии Вишняковой.

Мальчик родился не в столице, где проживали его родители, а в маленьком селе Завражье Ивановской области. После родов мать вместе с младенцем провела несколько месяцев в селе у родственников и в сентябре вернулась к мужу в Москву. Спустя два года у супругов родилась дочь Марина.

Андрей Тарковский в детстве

Когда Андрюше было 3 года, Арсений Александрович ушел из семьи. Мария Ивановна поднимала детей в одиночку, работая корректором в типографии. Уход отца стал потрясением для младшего Тарковского, детские переживания позже нашли отражение в его киноработах.

В начале войны семья отправилась в эвакуацию в Юрьевец и вернулась домой лишь через два года. Андрей продолжил учиться в школе, параллельно занимался в музыкальной школе, затем – в художественном училище.

В молодости

Тропы вокруг режиссёра[править]

Нажмите для проигрывания

Гений в негодовании

  • Авторский набор штампов — неторопливое повествование, вставки классической музыки, акцент на шедеврах мировой живописи, цитаты стихов и Библии, вода (МНОГО ВОДЫ), одинокое дерево, терзания совести. Имена главных героев на букву А: Андрей, Алексей и Александр.
  • Актёр, у которого ещё нет «Оскара»

    Впрочем, «Оскаром» для советских кинематографистов де-факто были звания заслуженных и народных артистов, и в этом плане аверсия: на родине признан он был. Заслуженного Тарковский получил за «Зеркало», а народного — за «Сталкера».

    (точнее Золотой пальмовой ветви) — дебют Андрея Арсеньевича «Иваново детство» отправляли на Оскар, но он даже номинантом не стал. Но вообще Тарковского часто прокатывали с Золотой пальмовой ветвью. Почти все его фильмы с триумфом встречали на Каннском кинофестивале, и хоть одну какую-нибудь награду, но давали, кроме заветной «ветки».

  • Знают именно за это — убил лошадь и сжег корову, также снимал оччееееееень медленное и очченннннннь сложное кино.
  • Философский угар — не только в своих фильмах, но и в жизни и в интервью режиссёр много философствовал.
  • Популярное заблуждение — часто встречающееся утверждение, что Тарковский был единственным свободным творцом на весь СССР, а остальные режиссёры строем снимали соцреализм. На самом деле советский «артхаус» или, как тогда говорили, киноавангард — это целое течение в кино, чего стоят хотя бы Параджанов, Герман-старший, Климов, Абуладзе и т. д. Верно, что из них Андрей Арсеньевич стал самым известным, «лицом» направления, особенно на Западе — но это, естественно, лишь привело к появлению ещё большего числа таких режиссёров. В итоге «тарковщина» стала настоящим бичом советского кино 80-х и постсоветского пространства, когда новым Тарковским мнил себя каждый второй — например, Андрей Звягинцев.

    • Заблуждение также считать, что на кассовые сборы совсем не смотрели. Не так, конечно, как при капитализме, но Андрею Арсеньевичу, бывало, приходилось оправдываться и каяться, что опять снял не народное кино на народные деньги. Впрочем, для фильмов ограниченного проката (в Москве, например, его крутили только 3 кинотеатра) сборы того же «Сталкера» можно считать не такими уж плохими. За него, кстати, Тарковскому «народного артиста» дали.
    • Ещё одно популярное заблуждение, которое подогревал сам Тарковский — что его на родине жестоко зажимали и не ценили. На самом деле для не массового режиссёра-авангардиста он был очень даже признан при жизни — имел звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста, его «Иваново детство» выдвигали от СССР на «Оскар». Когда оказалась испорчена первая версия «Сталкера», ему выделили денег на пересъёмку, а не посадили за растрату. Да и цензура лишила его разве что излишне жестоких сцен в «Андрее Рублёве» (по иронии, именно благодаря цензуре, не принявшей первую версию «Иванова детства» от Эдуарда Абалова, Тарковский получил свою первую полнометражку — его версия цензоров устроила). Дело, скорее, в том, что (судя по дневникам и воспоминаниям) сам Тарковский имел несколько наивные и завышенные представления о сладкой жизни и творческой свободе зарубежных режиссёров и считал, что советская власть ему такой жизни не обеспечивает.

— А вот Коппола, поставив «Апокалипсис сегодня», получил гонорар, на который купил гостиницу…
— У нас другая социальная система, и гостиницы не продаются. А ваши работы всегда оплачиваются по самой высшей ставке.
— Значит, у нас плохая система…

Тарковский vs зампред Госкино
  • Утопии нет нигде: уехав на Запад, Андрей вскоре обнаружил, что и там студии диктуют свои правила, его фильмы режут по живому, навязывают ему актёров и стоят над душой со сметой.
  • Что за фигня, автор? — даже съёмочная группа задавалась этим вопросом во время съёмок «Жертвоприношения». Ладно, построен сюжет на том, что главный герой Александер усердно помолился, дал обещание и чудо свершилось —

    А если старательно вдуматься в то, что Тарковский имел в виду в каждом фильме, начиная с «Соляриса» (это не так сложно, как кажется, режиссёр сам утверждал, что смысл его картин всегда лежит на поверхности, а для самых непонятливых есть интервью и дневники), то вопросов будет ещё больше.

Был уволен из «Мосфильма» «за неявку на работу без уважительной причины»

Так фактически режиссеру давали понять, что на родине его не ждут. Растерянный Тарковский в сентябре 1983 года писал отцу: «Мне очень грустно, что у тебя возникло чувство, будто бы я избрал роль “изгнанника” и чуть ли не собираюсь бросить свою Россию… Я не знаю, кому выгодно таким образом толковать тяжелую ситуацию, в которой я оказался “благодаря” многолетней травле начальством Госкино и, в частности, Ермаша — его председателя.

Может быть, ты не подсчитывал, но ведь я из двадцати с лишним лет работы в советском кино — около 17 был безнадежно безработным.

Госкино не хотело, чтобы я работал! Меня травили все это время, и последней каплей был скандал в Канне, где было сделано все, чтобы я не получил премии (я получил их целых три) за фильм “Ностальгия”. Этот фильм я считаю в высшей степени патриотическим, и многие из тех мыслей, которые ты с горечью кидаешь мне с упреком, получили выражение в нем».

10 июля 1984 года на специально созванной пресс-конференции в Милане Андрей Тарковский объявил о своем решении остаться на Западе. На родине было запрещено показывать его фильмы в кинотеатрах, упоминать его имя в печати.

Мэрия Флоренции подарила ему квартиру и присвоила звание почетного гражданина города.

Семья и дети Андрея Тарковского

По воспоминаниям знакомых режиссера, молодой Андрей Тарковский был горячим и влюбчивым человеком, потому в его жизни имело место быть не одно женское имя. На этом фоне у мужчины происходили конфликты как с избранницами, так и с родным сыном.

Первая жена

Первой супругой Тарковского стала девушка с необычным именем Ирма Рауш. С ней будущая знаменитость познакомилась, обучаясь на первом курсе ВГИКа.

Ирма приняла участие в двух картинах мужа в качестве актрисы и была удостоена наград за свою работу

Взаимная симпатия не заставила себя ждать, роман завязался быстро и развивался стремительно, в конце концов, перейдя в брак. Уже на третьем курсе вуза пара сыграла свадьбу, и вскоре новоиспеченная семья пополнилась сыном Арсением.

В счастливом браке с Ирмой Андрей прожил около десяти лет, после чего союз разрушился из-за новой увлеченности режиссера – Ларисы Кизиловой.

Андрей Тарковский и Лариса Кизилова

Вторая жена Андрея, Лариса Кизилова, была его коллегой. Об отношениях пары ходило много слухов. Знакомые влюбленных отмечали, что на протяжении всей жизни Лариса питала восхищение к личности Тарковского и обращалась к нему только на «Вы».

Кизилова родила режиссеру сына, которого назвали в честь отца Андреем. Однако из-за слухов о романе с другой женщиной Лариса грозилась запретить ему встречаться с ребенком. Слова Кизиловой так и не были воплощены, она осталась верна Андрею до дня его кончины.

Вступив в отношения с Кизиловой, Тарковский усыновил ее дочь Ольгу и заменил ей родного отца

Андрей Тарковский и Наталья Бондарчук

Роман с актрисой Натальей Бондарчук назревал долгое время, однако уйти к новой возлюбленной мешал сын Андрей, который родился в союзе с Ларисой Кизиловой. Тем не менее, Тарковский питал нежные чувства по отношению к Наталье, говорил о своей любви, но не обещал быть рядом. По словам режиссера, он не готов был предать сына во второй раз.

Отношения между Натальей и Андреем так и не образовались, т. к. режиссер остался посмертно верен Ларисе Кизиловой

Сын Арсений

Арсений появился на свет в первом браке режиссера. О парне в Сети практически нет никаких сведений, не сохранилось и большинство совместных снимков отца и сына. Известно, что, повзрослев, Арсений переехал в Венецию и выбрал для себя профессию хирурга. Своего сына он назвал в честь звездного дедушки Андреем.

По некоторым данным, мать Тарковского имела отношение к кино и снялась в нескольких картинах

Сын Андрей

В среднем сыне, Андрее, Тарковский видел отражение себя, потому он часто брал мальчика с собой на площадку, чтобы на практике рассказать о тонкостях режиссерского ремесла. Мужчина планировал, что ребенок продолжит его дело и будет работать над съемкой качественных кинокартин. Тарковский давал Андрею рекомендации по прочтению тематической литературы и просмотру хороших фильмов.

По словам Тарковского-младшего, его первой любимой картиной отца стал фильм «Зеркало». Повзрослев, Андрей занялся популяризацией творчества своего звездного родителя.

Андрей стал президентом Международного института имени А. Тарковского

Сын Александр

О третьем ребенке Тарковского практически ничего не известно, его личность покрыта завесой тайны. Не раз теория о сыне режиссера подвергалась нападкам критиков, однако ее последователи продолжают находить факты, подтверждающие правдивость событий.

В юношестве Тарковский выделялся среди сверстников, всегда стараясь выглядеть свежо и опрятно

Сын Александр появился на свет, когда режиссер находился в Стокгольме. Узнав о своей болезни, мужчина искал поддержку и получил ее в лице норвежкой танцовщицы Берит. Именно она стала матерью третьего сына знаменитости. Ребенок родился 4 сентября, а через пару месяцев режиссер ушел из жизни.

Умер в Париже

Андрей Тарковский скончался 29 декабря 1986 года. Отпевание прошло 5 января 1987 года в православном храме св. Александра Невского. Похоронен режиссер на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Первоначально захоронение было сделано в чужую могилу — есаула Владимира Григорьева (1895–1973). Через год нашлись необходимые средства, и 29 декабря 1987 года прах перенесли на новое место.

В 1994 году был выполнен надгробный памятник: массивная каменная глыба с возвышающимся крестом, у основания которого высечены семь ступенек по числу фильмов Тарковского. На памятной табличке выбита надпись: «Человеку, который увидел ангела».

Фото: kinopoisk.ru

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Биография Андрея Тарковского

С ранних лет Андрей интересовался искусством и делал успехи в творчестве. В школьные годы Тарковский посвящал свободное время игре на фортепиано, а также посещал художественную школу. Несмотря на любовь к творческой деятельности, изначально Андрей выбрал для себя институт, который специализировался на изучении Востока. Парня заинтересовала арабская культура, потому он поступил на факультет истории данного народа. Однако позже осознал, что сделал неправильный выбор, и, в конце концов, принял решение обучаться режиссерскому искусству, даже не полагая, каких успехов ему удастся добиться.

В военные годы отец Андрея добровольно ушел на фронт, но, получив серьезное ранение, вернулся домой без ноги

Детство Андрея Тарковского

Андрей появился на свет 4 апреля 1932 г. в малоизвестном селе Завражье, располагающемся в Ивановской области. Однако в годы начала войны мальчику вместе с мамой необходимо было переехать в Юрьевец. Здесь Тарковским пришлось страдать от бедности и голода, однако вскоре Андрея вновь ждал переезд. На этот раз мать перевезла будущую звезду кинематографа в Москву.

В столице Тарковский стал учеником средней школы, но обучение мало захватывало внимание парня. Ему хотелось творить и воплощать свой потенциал

Здесь же Андрей стал посещать различные кружки, в том числе поступил в художественную школу.

Мать и отец Андрея Тарковского

Андрей – не единственная творческая личность в семье. Отец знаменитости был популярным советским поэтом. Имя Арсения Тарковского можно было услышать из уст многих любителей лирики в Советском Союзе.

Несмотря на развод, отец продолжал поддерживать связь с сыном Андреем и женой

Мать Андрея была менее известной женщиной. Она трудилась в одной из типографий, занимая должность корректора.

В возрасте трех лет Андрей Тарковский пережил разрыв отношений родителей. Отец решил уйти из семьи, оставив супругу с ребенком в нищете. Андрей вспоминал те годы с содроганием сердца, т. к. ему с матерью приходилось постоянно мерзнуть в неутепленном деревянном доме, часто засыпая на голодный желудок.

Биографический указатель

4 апреля родился в селе Завражье, недалеко от города Юрьевца Ивановской области в семье Арсения Александровича Тарковского и Марии Ивановны Вишняковой. В сентябре семья возвращается в Москву.
3 сентября рождается сестра Марина.
Арсений Тарковский оставляет семью.
Поступает в школу № 554 Москворецкого района и в музыкальную школу.
Эвакуируется в город Юрьевец вместе с матерью, бабушкой и сестрой. Там поступает в школу.
Летом возвращается в Москву. В сентябре возобновляет учёбу в школе № 554.
В сентябре поступает в «Художественную школу имени 1905 года». В ноябре заболевает туберкулёзом, госпитализирован.
Весной выписан из больницы.
В июне заканчивает художественную школу. Поступает на арабское отделение ближневосточного факультета Московского Института Востоковедения.
Зимой бросает учёбу в институте. Проводит лето в геологоразведочной экспедиции в Сибири: на реке Курейка в Туруханском районе Красноярского края. Осенью возвращается в Москву и устраивается работать старшим коллектором в институт Нигризолото.
В апреле увольняется из Нигризолота. В сентябре поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, в мастерскую М. И. Ромма.
Ставит вместe с Александром Гордоном и Марикой Бейку короткометражный фильм «Убийцы».
В апреле женится на сокурснице Ирме Рауш. Летом работает с Александром Гордоном над фильмом «Сегодня увольнения не будет» .
Пишет с Олегом Осетинским и Андреем Михалковым-Кончаловским первый вариант литературного сценария «Антарктида, далёкая страна».
В апреле пишет с Михалковым-Кончаловским сценарий к фильму «Каток и скрипка» и начинает работу над фильмом.
В марте заканчивает работу над фильмом. Получает диплом ВГИК с отличием. Принят на работу режиссёром на Мосфильм. Летом начинает работать над фильмом «Иваново детство».
Фильм «Иваново детство» удостоен приза «Золотой Лев» на кинофестивале в Венеции. 30 сентября рождается сын Арсений.
Начинает работу над фильмом «Андрей Рублёв».
В ходе съёмок «Рублёва» знакомится с Ларисой Кизиловой.
Заканчивает работу над фильмом «Андрей Рублёв». Премьера фильма в Союзе кинематографистов в декабре.
Начинает работать над киносценарием, переименованный из «Исповедь» в «Белый день», затем в «Белый-белый день» (окончательное название «Зеркало»).
В октябре начинает с Фридрихом Горенштейном работу над проектом «Солярис».
Работает над сценарием к фильму «Солярис».
Снимает «Солярис». В июне разводится с Ирмой Рауш. Женится на Ларисе Кизиловой. 7 августа у них рождается сын Андрей.
Повторная премьера фильма «Андрей Рублёв» в Центральном Доме кино. Работает с Фридрихом Горенштейном над сценарием «Светлый ветер (Ариэль)».
Завершает работу над «Солярисом». Преподает на Высших режиссёрских курсах. Едет в Канны с «Солярисом», где фильму присуждается «Специальный приз жюри».
Премьера «Соляриса» в московском кинотеатре «Мир». Начинает съёмки фильма «Белый-белый день (Зеркало)».
Завершает работу над «Зеркалом».
Премьера фильма «Зеркало» в Центральном Доме Кино. Пишет киносценарий «Гофманиана».
Пишет с Аркадием и Борисом Стругацкими сценарий к фильму «Сталкер». В декабре начинает репетиции «Гамлета» Шекспира в «Театре ленинского комсомола».
Снимает «Сталкер». В апреле переносит сердечный приступ. В конце года пишет с Александром Мишариным «Сардор».
Завершает съёмки «Сталкера». Летом едет в Италию. 5 октября у него умирает мать.
Eдет в Италию. Пишет с Тонино Гуэрра сценарий к фильму «Ностальгия».
Eдет в Швецию и неуспешно пытается остаться на Западе.
В марте возвращается в Италию для продолжения работы над «Ностальгией». Снимает документальный фильм «Время путешествия» и начинает съёмки «Ностальгии».
Завершает съёмки «Ностальгии». В ноябре начинает писать сценарий к фильму «Жертвоприношение».
Едет в Стокгольм для обсуждения «Жертвоприношения». 10 июля на пресс-конференции в Милане объявляет о своём намерении не возвращаться в Советский Союз. В конце года едет в Берлин.
Зиму проводит в Берлине. Весной едет в Швецию. Начинает снимать «Жертвоприношение». В конце года ему поставлен диагноз — рак.
В январе начинает лечение в Париже. 19 января его сын Андрей и тёща Анна Егоркина приезжают в Париж. «Жертвоприношение» демонстрируется в Каннах и удостаивается «Специального приза жюри». 29 декабря умирает в Париже.
3 января похоронен на Русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в окрестностях Парижа.

Жены Андрея Тарковского — Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковкая)

Ирма Рауш – первая супруга Андрея, с которой он сочетался брачными узами в 1957 году и прожил вместе до 1970 года. В их совместном браке родился сын Арсений. Возможно, пара была бы вместе и дольше, если бы их распаду не способствовал роман Андрея с молоденькой девушкой – Ларисой Кизиловой. В то время они как раз трудились над киноработой «Андрей Рублев». Лариса Кизилова – стала второй официальной супругой режиссера. Их брак продлился с 1970 года по 1986 год. Лариса всю их совместную жизнь величала мужа исключительно на «вы», а когда он ушел из жизни, то и она, не выдержав разлуки, ушла вслед за ним. Вторые брачные узы были разрушены так же, как и первые – романом на стороне, в этот раз, разлучницей стала норвежка Берит, от которой был рожден третий сын сценариста – Александр. Жены Андрея Тарковского Ирма Рауш, Лариса Кизилова (Тарковкая) сыграли не маленькую роль в его жизни.

История

Андрей Тарковский родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской области. Сын выдающегося поэта Арсения Тарковского. Отец ушел из семьи, когда будущему режиссеру было 3 года, однако “творческая перекличка” с отцом стала одной из основ творчества Андрея Арсеньевича. В полугодовалом возрасте мальчика увезли в Москву. Во время войны провел два года в доме бабушки в городе Юрьевец. Именно он стал для режиссера домом детства, к образу которого он неоднократно обращался в своих фильмах, прежде всего в фильме «Зеркало». Фильм наполнен образами и эпизодами детства, деревенского дома, матери, корни которой – в Юрьевце.

Окончив мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе, Андрей Тарковский рано проявил свой талант. Уже его выпускная работа “Каток и скрипка” получила первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке (1961), а первый полнометражный фильм “Иваново детство” — “Золотого льва” Венецианского кинофестиваля (1962). Последующие его фильмы неизменно становились событием мирового кино, получая призы на Каннском и других ключевых фестивалях кино. В “Андрее Рублеве” Тарковский отразил муки творческого поиска и душевные переживания художника, в “Солярисе” — изобразил космический корабль как “Ноев ковчег”, несущий главные ценности мировой культуры. “Сталкер” пропитан ощущением кризиса человеческой цивилизации, а как потом выяснилось — его необычайные кадры рифмуются с фотографиями Чернобыльской АЭС после катастрофы. В “Зеркале” доминирует образ матери и тема возвращения к истокам.

Его фильмы многим кажутся сложными для понимания, а ценители пересматривают их по многу раз и ловят каждое мгновение. В Советском Союзе они встречали критику власти и официальных “руководителей кино”, даже несмотря на мировое признание и присвоение режиссеру звания народного артиста СССР (1981). В 1984 году в Милане режиссер заявил о эмиграции, снял за 2 года в Италии и Швеции еще 2 выдающихся фильма — “Ностальгия” и “Жертвоприношение”, а в 29 декабря 1986 года умер в Париже от рака легких.

Состояние

Тарковский снял всего 7 фильмов, выдающимся оператором большинства из которых выступал Вадим Юсов, а сценаристом ранних работ режиссера (в частности, “Андрея Рублева”) — Андрон Кончаловский. Фильмы Тарковского наполнены загадками и кажутся мистическими и провидческими, сам автор обычно не комментировал их значение.

Самые выдающиеся режиссеры современности признают творчество Андрея Тарковского гениальным или называют себя его последователем. Об этом говорят, например, Ларс фон Триер, Вим Вендерс, Карлос Рейгадос. Несмотря на мировое призвание, материальное воплощение наследия режиссера ограничено больше его фильмами. В Москве — городе, где Тарковский прожил основную часть жизни, нет его музея. Уже многие годы обсуждается вопрос о восстановлении дома по 1-му Щипковскому переулку , д. 26, где жили Арсений и Андрей Тарковские. Дом был снесен в 2004 году. В 2016 году во дворе дома проходила акция и был установлен арт-объект “Поминки по Дому Тарковского”, однако планы создать здесь Культурный центр Андрея Тарковского с кинозалом, музеем и мемориальной квартирой так и не реализованы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: