Вивальди и опера
Даже в краткой биографии Антонио Вивальди необходимо упомянуть про оперу. Известность не вскружила голову талантливому композитору. В то время он был полностью погружен в новую идею: он решил стать оперным композитором. Тогда опера была тем жанром, который пользовался максимальным спросом у слушателей. Невероятная целеустремленность композитора позволила ему с головой погрузиться в новый для него вид творчества.
Первая опера «Оттон на вилле» стала очень успешной. Это стало мотивацией работать в ускоренном темпе. За год Вивальди сочиняет по 3-4 оперы. С годами известность композитора начала угасать. Он решил вернуться в родную Венецию, но и тут его ждало разочарование. Новые композиции не вызывали былого восторга, а у публики появились новые кумиры.
Последние годы жизни
Знать и королевские особы Европы делали заказы А. Вивальди на написание музыки к знаменательным событиям. В честь празднования брака Людовика XV была написана серенада «Глория и Игоменей», а дню рождения французских принцесс Генриетты и Луизы посвящена серенада «Празднующая Сена».
В 1728 году в Триесте композитор познакомился с большим поклонником своего творчества австрийским императором Карлом VI, который наградил его рыцарским званием и пригласил в Вену. Ответным жестом от Антонио был подарок рукописной копии серенады «Цитра».
В последние годы жизни произведения композитора теряли популярность из-за изменившихся вкусов публики, а его финансовое положение сильно ухудшилось. Он решил принять приглашение Карла VI и переехать жить в Австрию. Однако смерть императора вскоре после приезда Вивальди в Вену разрушила его надежды на должность композитора при дворе и обеспеченную старость. Жизнь великого венецианца заканчивается 28 июля 1741 года в нищете и вдали от родины.
На долгие 200 лет имя Антонио Вивальди было забыто, и только после того, как музыковеды нашли рукописи его творений, потомки смогли услышать его гениальную музыку.
Предыдущая
БиографииШолохов Михаил Александрович биография личная жизнь, творческий путь лауреата Нобелевской премии, интересные факты, список интересных книг и произведений писателя
Следующая
БиографииВиталий Валентинович Бианки биография детство, личная жизнь, творчество, интересные факты из жизни, список книг, рассказов и произведений детского писателя
Начало композиторского пути
В первые годы работы Антонио Вивальди, биография и творчество которого были насыщены сочинением большого количества инструментальных пьес, предстал перед обширной публикой и музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. А немного позднее издательство опубликовало ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем содержалось такое же количество сонат для скрипки с чембало.
В 33 года Вивальди приобретает славу уже далеко за пределами родного города. В это время он имеет твёрдый оклад и становится главным руководителем концерта воспитанниц. Его произведения слушают датские вельможи и даже король.
Далеко за пределами страны начинают исполняться и издаваться его произведения. Впервые в Голландии выходит его опус из двенадцати концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Наиболее исполняемыми являются лучшие произведения данного опуса.
Новизной, яркостью ощущений и образов поражает современников музыка Антонио Вивальди. Биография его в этот период становится насыщеннее, а творческая деятельность – успешнее.
Биография
В 1678 году в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила под звуки музыки, и дом будущего композитора не являлся в этом смысле исключением. Глава семейства Вивальди настолько искусно владел мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.
Антонио с рождения страдал физическим недугом — одной из форм астмы. Но из всех шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца — не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное — умением слышать и чувствовать музыку.
Музыкальная одаренность Антонио Вивальди дала о себе знать с раннего детства. Он быстро освоил игру на скрипке и в 10 лет часто выступал в соборном оркестре вместо своего отца. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственную музыку.
В 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал для себя карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил изучению церковных наук. При этом он не бросил занятия музыкой и к 1703 году не только получил духовный сан, но и прославился как виртуозный скрипач.
За цвет волос его прозвали «рыжим священником», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень быстро он отказался вести мессы — по одной из версий, из-за того, что не позволяло здоровье, по другой — опять же из-за пристрастия к музыке.
Почти сразу после получения сана Вивальди стал работать в одной из школ Венеции «Оспедале делла Пиета» — так назывался дом приюта при монастыре для сирот. «Оспедале делла Пиета» стала настоящей колыбелью для творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрел уникальную возможность осуществлять самые смелые и разноплановые творческие идеи.
По долгу службы ему приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного, так и светского содержания — кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты. Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать — у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.
Для оркестра «Пиеты» Вивальди сочинил больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такой скрипки, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала.
Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях Антонио Вивальди. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками.
Но Антонио уже был увлечен другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей, и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошел с грандиозным успехом.
Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме — он успевает создавать по 3-4 оперы за год. Его слава как оперного композитора растет, и Антонио получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать капельмейстером при его дворе.
В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.
На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга, у публики появились новые кумиры. Даже в родной консерватории, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются.
В 1740 году Вивальди в поисках выхода из положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар — не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедных.
Последние годы
В середине мая 1740 года композитор покидает Венецию и отправляется к императору Карлу VI. На тот момент в Вене началась война, император скончался незадолго после прибытия Вивальди, наследники вступили в оживлённую борьбу. Из-за этого Антонио пришлось покинуть австрийский город, переехав в Дрезден. Вероятнее всего, именно там его и настигла болезнь.
У музыканта практически не было денег, близких людей, а проблемы со здоровьем становились всё серьёзнее с каждым днём. Он вернулся в Вену. Именно там Вивальди и умер 28 июля 1741 года. По словам врачей, смерть произошла из-за внутреннего воспаления. Его похоронили на кладбище для бедняков. Спустя месяц сёстрам Маргарите и Дзанетте пришло извещение о кончине композитора, а судебные приставы описали всё его имущество в счёт погашения задолженности.
Поразительно, но творчество талантливого музыканта было несправедливо забыто почти на 200 лет. Только в 1920-х годах итальянский музыковед Джентили наткнулся на записи композитора. В манускриптах было обнаружено девятнадцать опер, более 300 концертов для скрипки и другие сочинения. Официально подтверждено авторство Вивальди только для 40 опер, хотя известно, что за жизнь он написал более 90 крупных произведений.
Начало композиторского пути
В первые годы работы Антонио Вивальди, биография и творчество которого были насыщены сочинением большого количества инструментальных пьес, предстал перед обширной публикой и музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. А немного позднее издательство опубликовало ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем содержалось такое же количество сонат для скрипки с чембало.
В 33 года Вивальди приобретает славу уже далеко за пределами родного города. В это время он имеет твёрдый оклад и становится главным руководителем концерта воспитанниц. Его произведения слушают датские вельможи и даже король.
Далеко за пределами страны начинают исполняться и издаваться его произведения. Впервые в Голландии выходит его опус из двенадцати концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Наиболее исполняемыми являются лучшие произведения данного опуса.
Новизной, яркостью ощущений и образов поражает современников музыка Антонио Вивальди. Биография его в этот период становится насыщеннее, а творческая деятельность – успешнее.
Детство и юность
Ранние годы жизни описываются в биографии Вивальди кратко. Творчество его относится к позднему периоду Венецианской республики, когда город был крупным культурным и торговым центром, но уже начинал утрачивать свое влияние. Отец композитора Джованни Баттиста родился в уважаемой семье из Брешии, которая в 1665 году перебралась в Венецию. Джованни обучился парикмахерскому ремеслу и для развлечения клиентов время от времени играл на скрипке, как было заведено в итальянских цирюльнях того времени.
Музыка занимала все большее место в его жизни, он принимал участие в создании венецианского музыкального общества, а позже совсем оставил ремесло цирюльника, заняв должность главного скрипача капеллы в соборе Святого Марка. Джованни женился в 1677 году на Камилле Каликкью и 4 марта 1678 года у них родился первенец — Антонио Лючио Вивальди. Ребенок появился на свет на два месяца раньше срока и акушерка убедила родителей-католиков в необходимости тут же крестить ребенка.
Об этом осталась запись в церковном приходе Собора Сан-Джованни-ин-Брагора, что и позволило так точно установить дату рождения композитора. Доподлинно не известно, что повлияло на решение матери Антонио, преждевременные роды или случившееся в тот день землетрясение, но Камилла дала обет, что если ее ребенок останется жив, то посвятит свою жизнь Богу. Первенец выжил, но не отличался крепким здоровьем.
Исследователи предполагают, что склонность к композиции могла перейти от отца к сыну, так как известно об одной опере, написанной Джованни Вивальди и поставленной в 1689 году. Как видно на сохранившихся портретах, Антонио унаследовал от отца и цвет волос, который был рыжим. У четы Вивальди родилось еще несколько детей:
- Маргарита Габриэла.
- Жанетта Анна.
- Сесилия Мария.
- Бонавентура Томасо.
- Франческо Гаэтано.
Музыкальное образование
Всю жизнь композитор страдал от тесноты в груди, если говорить современным языком — астмы. Возможно, такая ситуация определила выбор любимого музыкального инструмента Антонио — скрипки, так как играть на духовых ему не позволяло состояние здоровья. Первые уроки музыки юному композитору дал Джованни Вивальди. Мальчик оказался настолько способным учеником, что с одиннадцатилетнего возраста стал заменять отца в капелле, когда тот отлучался из Венеции.
Некоторые источники называют и других учителей теории музыки и композиции:
- Джованни Легренци.
- Арканджело Корелли.
Школа Оспедале делла Пиета
В 15 лет Антонио исполняет обет своей матери и начинает изучать церковные науки, чтобы сделать карьеру священнослужителя. Но занятия музыкой юный скрипач не думает бросать и еще до посвящения в духовный сан начинает преподавать игру на скрипке в школе, организованной при монастырском приюте для девочек Оспедале делла Пиета.
Подобные учебные заведения создавались для того, чтобы дать жилье и хорошее образование сиротам и брошенным детям, и финансировались из средств Республики. Таких учреждений в Венеции того времени было четыре. Мальчикам преподавалась торговля, а девочек обучали музыке, а самых талантливых направляли в популярный оркестр или хор в Оспедале.
Кроме преподавания в обязанности Вивальди входит должность хормейстера и написание для воспитанниц школы музыки на духовные и светские темы. Такое положение дает юноше широкие возможности для творчества и воплощения разнообразных идей. Список произведений, написанных в этот период:
- кантаты;
- оратории и хоралы;
- концерты;
- произведения для голоса в оркестровом сопровождении на библейские темы.
Талант Антонио принес свои плоды — школа Оспедале делла Пиета прославилась у ценителей и знатоков музыки как лучшая в Венеции. В 1704 году произошло рукоположение молодого человека, но обязанности по проведению церковных служб он выполнял недолго.
По косвенным свидетельствам можно понять, что сочинение музыки настолько занимало мысли юного композитора, что он мог просто уйти посреди службы, чтобы записать какую-то тему или мелодию, пришедшую в голову. Вивальди остался посвященным в сан, но основным занятием избрал музыку и вскоре о нем заговорили как о скрипаче-виртуозе. Знатные гости Венеции бывали на виртуозных выступлениях музыканта и прославили его далеко за пределами Италии. Начали издаваться и партитуры музыкальных произведений Антонио Вивальди — вышло два сборника его сонат в 1705 и 1709 годах.
Служба у маркграфа
Этот период очень знаменателен для Вивальди: именно он оказывает влияние на всю его дальнейшую жизнь. Он знакомится с дочерью французского цирюльника и оперной певицей Анной Жиро, которую Антонио представляет всем своей ученицей. Её сестра приняла на себя заботы о здоровье композитора и стала его постоянной спутницей.
Со стороны церкви поступали постоянные нарекания за такие неподобающие для духовного лица взаимоотношения, ведь сёстры жили в доме композитора и сопровождали его в турне. Впоследствии эти отношения приведут к очень неблагоприятным для музыкального творца результатам.
По окончании службы он возвратился в Венецию, но путешествия по европейским столицам продолжаются. Несмотря на блистательные премьеры сочиненных опер, наиболее яркими произведениями современники считают программные концерты, в особенности «Времена года».
Смерть
Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.
Скульптурная композиция
После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.
- Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.
- Антонио Вивальди – первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
- Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).
- У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
- Вивальди прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
- Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием Palladio современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская ночь (песнь)» — песня группы Secret Garden.
- Композиция «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении – одна из самых популярных в мире мелодий.
Биография Антонио Вивальди
Краткая биография Вивальди говорит, что он композитор, дирижер, скрипач-виртуоз и педагог.
Именно он оказался первым музыкантом в истории, который придумал концерты для оркестра и скрипки.
Вивальди первый ввёл в оркестр духовые инструменты. Тогда они были необходимы только для военной музыки.
Антонио Вивальди считается основателем жанра сольного инструментального концерта, который сильно повлиял на развитие скрипичной технологии.
Любопытным считается и то, что Антонио Вивальди был знаменитым как композитор, способным за 5 дней создать 3-актную оперу и написать несколько вариантов на единую тематику.
Некоторое время Вивальди работал на должности дирижера в церковной консерватории.
Детство и юность
Антонио Вивальди родился недоношенным и слабым ребенком.
Одним из его первых учителей был отец, который и обучал его играть на скрипке.
Вивальди начал обучаться игре на скрипке в 10-летнем возрасте. Он быстро смог достичь невероятных успехов.
В детские годы будущего композитора дразнили за огненно-рыжий цвет волос.
В возрасте 15 лет Вивальди по настоянию его родителей выбрал для себя карьеру священнослужителя, и в следующий десяток лет он изучал церковные науки.
Практически сразу после получения сана Антонио Вивальди работал в одной из венецианских школ с названием «Оспедале делла Пиета». Это был дом приюта для сирот при монастыре.
Зрелый возраст
С 1703 по 1740 год Вивальди работал в Pietà, не считая восьмилетнего перерыва. С 1713 года он был директором консерватории. Все эти годы композитор трудился неустанно, и только для приюта он написал более чем 60 произведений. Туда входили кантаты, концерты для хоровых, сольных и оркестровых выступлений.
В 1712 году Вивальди познакомился с композитором из Германии Готфридом Штельцелем, а через 5 лет Вивальди на протяжении 3 лет жил в Мантуи. Туда его пригласил князь Филипп Гессен-Дармштадтский.
В 1721 году маэстро композитор попал в Милан, где и представил свою драму «Сильвия». В следующем году он возвратился с ораторией на библейскую тематику.
С 1722 по 1725 год Вивальди проживал в Риме, где и писал новые оперы и выступал перед папой по личному его приглашению. Для этого музыканта такое событие было большой честью.
Последние годы жизни
Предположительно, в 1740 году музыкант окончательно оставил родную Венецию и начал жить в Вене, поближе к собственному покровителю — королю Карлу VI. Когда же тот умер, началась настоящая война за престол Австрии, и до композитора уже никому дела не было. Антонио Вивальди тогда переехал на некоторый период времени в Дрезден, откуда возвратился без средств к существованию и тяжело больным.
Умер великий композитор 28 июля 1741 года в Вене.
Творческий путь
Самые известные произведения Антонио Вивальди в первые его годы были инструментальными пьесами. Тогда музыкант предстал перед аудиторией и музыкальной общественностью как автор трио-сонат.
Несколько позже издательством было опубликовано ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем издательстве было такое же количество сонат для скрипки с чембало.
В 33-летнем возрасте Антонио Вивальди приобрел популярность уже за пределами родного городка. В этот период у него был твёрдый оклад, и композитор стал руководить концертом воспитанниц. Если прочесть цитаты и высказывания про Вивальди, то его произведения слушали король и вельможи Дании.
Впервые в Голландии вышел опус Вивальди из 12 концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Самыми исполняемыми тогда стали лучшие произведения этого опуса.
Произведения
За собственную жизнь Антонио Вивальди написал примерно 40 опер, но самое известное его произведение — это цикл из 4 скрипичных концертов Vivaldi «The four seasons». Это был цикл концертов для разных инструментов. Амстердам его увидел в 1725 году.
Антонии Вивальди всего создал 90 опер, более 100 сонат и 517 концертов.
Венецианская «консерватория»
В 1703 году Антонио Вивальди (краткая биография которого в сане священника на этом была закончена) был приглашён в одну из лучших венецианских консерваторий. Это послужило началом педагогической и творческой деятельности молодого человека.
Оказавшись в среде блистательных музыкальных традиций, он написал большое количество сочинений светской и духовной инструментальной музыки, преподавал теорию музыки, репетировал с оркестром, занимался с хористами, дирижировал концертами. Из-за многогранной и плодотворной деятельности Антонио его консерватория стала заметна среди других.
Начало композиторского пути
В первые годы работы Антонио Вивальди, биография и творчество которого были насыщены сочинением большого количества инструментальных пьес, предстал перед обширной публикой и музыкальной общественностью в качестве автора трио-сонат. А немного позднее издательство опубликовало ещё 12 произведений крупной формы под одним опусом. В следующем содержалось такое же количество сонат для скрипки с чембало.
В 33 года Вивальди приобретает славу уже далеко за пределами родного города. В это время он имеет твёрдый оклад и становится главным руководителем концерта воспитанниц. Его произведения слушают датские вельможи и даже король.
Далеко за пределами страны начинают исполняться и издаваться его произведения. Впервые в Голландии выходит его опус из двенадцати концертов для 1, 2 и 4 скрипок с сопровождением. Наиболее исполняемыми являются лучшие произведения данного опуса.
Новизной, яркостью ощущений и образов поражает современников музыка Антонио Вивальди. Биография его в этот период становится насыщеннее, а творческая деятельность – успешнее.
Деятельность композитора
Начинал Вивальди как оперный композитор. В 1713 г. им была создано 3-актное произведение “Оттон на вилле”. Через год была создана новая опера, “Мнимый безумец”. Она была основана на поэме Л. Ариосто, “Неистовый Роланд”.
Примерно в это время талант композитора был признан и коллегами, и музыкальными критиками, и поклонниками оперы. У Вивальди стало появляться все больше учеников. Свободное от преподавания время он посвящал сочинению новых музыкальных произведений. Также композитор активно сотрудничал с театром, откуда регулярно поступало большое количество заказов.
С течением времени имя музыканта стало известно за пределами Венеции. В 1718 г. во Флоренции была поставлена его опера “Скандерберг”.
В этом же году композитор принял приглашение князя Ф. Гессен-Дармштадт и, переехав в Мантуи, стал капельмейстером при его дворе.
Там состоялось знакомство музыканта с А. Жиро. Она стала ученицей великого композитора, и последний сыграл значительную роль в ее становлении как оперной певицы.
Изучая биографию А. Вивальди, следует знать самое главное. В 1725 г. был издан цикл его произведений под названием “Искус гармонии и инвенции”. Он включил в себя концерты “Времена года”. Творчество этого периода преисполнено драматизмом. Во многих произведениях звучат торжественно-мрачные нотки.
Наибольший вклад Вивальди внес в развитие оркестрово-ансамблевого концерта.