Франц кафка (1883-1924) — биография, жизнь и творчество писателя

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.


Франц Шуберт

Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды Моцарта, Бетховена и Глюка.

В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.


Нотный автограф Франца Шуберта

В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен

Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю


Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя Гете «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона

Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.


Памятник Францу Шуберту

Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Болезни и смерть

В письмах и дневниках Кафка часто писал о неуверенности в себе, самоосуждении и болезненном восприятии окружающего мира. Франц рано покинул семью. Он жил скромно и часто менял место проживания, что отразилось на его эмоциональном состоянии и здоровье. У писателя было несколько хронических заболеваний. Он страдал от головных болей, бессонницы, импотенции, потери веса, запоров, нарывов и иных патологий.

Первые симптомы туберкулёза появились у Кафки в 1917 году. Семья поддерживала его во время рецидивов болезни. Сам Франц боялся возможных физических ограничений из-за патологии, однако не раскрывал свои страхи окружающим, которые видели его спокойным и строгим человеком.

В 1918 году Кафка заболел испанским гриппом. Из-за болезни писатель стал физически слабее, что отрицательно отразилось на его психике. Франц не доверял врачам и выбирал натуропатические методы лечения:

  • вегетарианство;
  • гимнастика;
  • употребление непастеризованного коровьего молока.

Поскольку Кафка страдал непроходимостью кишечника, он искал различные способы лечения пищеварительного тракта. Писатель пользовался жевательной диетой Горация Флетчера, который был сторонником здорового образа жизни. Американский диетолог считал, что для пережёвывания пищи необходимо 46 движений. Из-за того, что Франц медленно ел, Герман Кафка злился и часто закрывался от него газетой.

В течение жизни здоровье Кафки ухудшалось. В 1923 году он поехал лечиться на Балтийское море, а весной 1924 вернулся в Прагу. В апреле он лечился в клинике и санатории рядом с Веной. Франц быстро терял вес, с трудом проглатывал еду и не мог говорить. 3 июня 1924 года Кафка умер. Писателя похоронили на Новом еврейском кладбище в Праге.

Начало литературной деятельности

Франца удручал рабочий график с восьми утра до шести вечера, так как было чрезвычайно сложно совмещать работу, сопряженную с рутинной обработкой и расследованием компенсационных требований пострадавших рабочих с необходимой сосредоточенностью при работе над произведениями. Параллельно Кафка трудился над своими рассказами. Вместе со своими друзьями Максом Бродом и Феликс Вельчем они называли себя «близкий пражский круг». Будучи при этом трудолюбивым и исполнительным работником, Кафка иной раз уходил пораньше со службы, чтобы предаться сочинительству. В 24 Кафка опубликовал свои первые произведения в журнале, после чего рассказы были опубликованы в виде книги под названием «Размышления».

Самыми продуктивными для писателя стали годы после окончания университета. Его произведения были написаны вечерами после работы или ночью. Так появился на свет роман «Свадебные приготовления в сельской местности».

Кафка провел свой отпуск на севере Италии на озере Гарда с Максом и Отто Бродом. 29 сентября пражская ежедневная газета «Богемия» опубликовала небольшой рассказ «Аэропланы в Брешии». В 1910 году он начал вести записи в дневнике и интенсивно изучать иудаизм, сионизм, еврейскую литературу и собственные еврейские корни, овладел ивритом.

Два года спустя, он начал работать над романом «Пропавший без вести» и написал первые его главы. Работа прославилась с легкой руки Макса Брода, под названием «Америка». В том же году он занимался написанием романа и сборника из 18 коротких рассказов. За одну ночь был написан в 1912 году его первый большой рассказ «Приговор». История содержит все элементы, связанные с внутренним миром автора, в которой прикованный к постели авторитарный властный отец осуждает своего принципиального сына. Его следующая работа, завершенная в мае 1913 года, была рассказом «The Stoker», позже включенным в его роман «Пропавший без вести» и удостоенным литературной премии имени Теодора Фонтане в 1915 году, что явилось его первым общественным прижизненным признанием.

Если бы не старания его друга Брода, мир не узнал бы лучших романов Кафки. Редактируя их после смерти автора, Макс проигнорировал просьбу своего друга уничтожить все свои неопубликованные произведения после смерти.

Так, благодаря Броду свет увидели такие произведения, как:

  • «Америка»;
  • «Процесс»;
  • «Замок».

Фразы

— «С определенного момента возврата нет. Это то, чего мы должны достичь ».

— «Прогресс улетучивается и оставляет за собой след бюрократии».

— «Литература — всегда путь к истине».

— «Жест человека горечи часто бывает лишь окаменевшим смущением ребенка».

— «Молодежь счастлива, потому что у нее есть способность видеть красоту. Тот, кто сохраняет способность видеть красоту, никогда не стареет ».

— «Лучше безмятежно, безмятежно размышлять, чем принимать отчаянные решения».

— «Только не переоценивайте то, что я написал; иначе то, что я все еще надеюсь написать, станет недостижимым ».

— «История человека — это мгновение между двумя шагами ходунка».

— «Верить — значит освободить нерушимое в себе; или лучше: вырваться на свободу; или еще лучше: быть несокрушимым; или еще лучше: быть ».

— «Зло знает добро, но добро не знает зла».

Кафка: жизнеописание

Автор был рожден летом: 3 июля 1883 года в Праге. Его семья проживала в бывшем гетто для евреев. Отец Герман имел свой малый бизнес и был оптовым торговцем. А мать Юлия являлась наследницей богатого пивовара и очень хорошо говорила на немецком.

Два брата и три сестры Кафки составляли всю его семью. Братья умерли в раннем возрасте, а сестры скончались в более поздние годы в концлагерях. Кроме немецкого языка, которому обучила его мать, Кафка знал чешский и французский.

В 1901 году Франц окончил гимназию, затем получил аттестат зрелости. Через пять лет он удостоился диплома Карлова университета. Так он стал доктором права. Сам Вебер руководил написанием его диссертации.

В дальнейшем Кафка всю жизнь проработал в одном страховом ведомстве. Досрочно из-за проблем со здоровьем вышел на пенсию. Работать по специальности Кафка не любил. Вел дневники, где описывал свою ненависть к начальнику, коллегам и всей своей деятельности в целом.

За период своей трудоспособности Кафка значительно улучшил трудовые условия на заводах всей Чехии. На работе его очень ценили и уважали. В 1917 году врачи обнаружили у Кафки туберкулез. После постановки диагноза его не отпускали на пенсию еще целых 5 лет, так как он был ценным сотрудником.

Характером писатель обладал непростым. Он рано порвал с родителями. Жил бедно и аскетично. Много скитался по съемным каморкам. Болел не только туберкулезом, но и мигренями, а также страдал от бессонницы и импотенции. Сам Кафка вел здоровый образ жизни. В юности занимался спортом, пытался придерживаться вегетарианской диеты, но не смог излечиться от своих недугов.

Кафка часто занимался самобичеванием. Был недоволен собой и миром вокруг. Много писал об этом в дневниках. Еще в школе Франц помогал организовывать спектакли, продвигал литературный кружок. На окружающих производил впечатление аккуратного молодого человека с отличным чувством юмора.

Со школьных времен Франц дружил с Максом Бродом. Эта дружба продолжалась вплоть до скоропалительной смерти писателя. Личная жизнь Кафки не складывалась. Некоторые исследователи считают, что такое положение вещей имело корни в его отношениях с отцом-деспотом.

С Фелицией Бауэр Франц был помолвлен дважды. Но так и не женился на девушке. Ведь ее образ, который придумал писатель, не соответствовал характеру живого человека.

Затем у Кафки был роман с Юлией Вохрыцек. Но и здесь семейная жизнь не сложилась. После Франц встречался с замужней журналисткой Еленой Есенской. В тот период она помогала ему редактировать его произведения.

После 1923 года здоровье Кафки сильно пошатнулось. Туберкулез гортани развивался стремительно. Писатель не мог есть и нормально дышать, был истощен. В 1924 году родные отвезли его в санаторий. Но данная мера не помогла. Так 3 июня Франц Кафка отошел в мир иной. Он был захоронен на Новом кладбище для евреев в Ольшанах.

Краткая биография

  1. Итак, гимназия закончена, Францу 18 лет, и надо думать о приобретении профессии. Но он не ощущает в себе никакого призвания, поэтому выбирает юридический факультет, не имея к юриспруденции интереса, – поступает в Карлов университет в Праге в 1901 г. В годы учёбы брал уроки английского языка.
  2. В 1902 г. познакомился с Максом Бродом (в дальнейшем – немецкоязычный чешский и израильский писатель), который стал его другом, душеприказчиком и публикатором его сочинений.
  3. В 1906 г. университет закончен. Получена степень доктора права. Студенческие годы были для него одним из бесцветных эпизодов его жизни. Его интересует только литературный труд.
  4. В течение года (1906-1907) проходил стажировку у одного пражского адвоката.
  5. В 1907 г. поступил на службу чиновником в страховом ведомстве. Эта работа кажется ему необременительной – можно сочинять. Но оказалось, что служба отнимает много сил.
  6. В 1907-1909 гг. постепенно начинает читать в кругу друзей свои сочинения. Увлёкся творчеством Флобера. Считает его близким по духу писателем, как и Достоевского.
  7. В 1908 г. поступил на работу в Агентство по страхованию рабочих от несчастных случаев. По ночам занимается литературой – такой ритм жизни приводит к истощению нервной системы, начинается невроз.
  8. С 1909 г. начинает вести свой «Дневник», который к концу его жизни будет состоять из 30 толстых тетрадей большого формата.
  9. В конце августа 1911 г. вместе с Максом Бродом отправляется в путешествие по Италии через Швейцарию. Они посещают Цюрих, Люцерн, Лугано, но в связи с эпидемией холеры в Италии едут в Париж.
  10. В 1910-1911 гг. в Праге гастролировала группа еврейских комедиантов, которые играли свои пьесы на идиш. До этого момента он не интересовался вопросами иудаизма. И теперь он ощутил в себе чувство принадлежности к ним, начинает интересоваться жизнью этих актёров. Возникает интерес к ивриту.
  11. В 1912 г. с Максом Бродом посещает Германию. Издатель в Лейпциге заинтересовался рассказами Кафки и готов их опубликовать. Вскоре выходит сборник «Созерцание».
  12. В 1813 г. знакомство с Фелицей, начался роман в письмах. Но он ничем не заканчивается: «Я не могу жить с ней и не могу жить без нее». Путешествие в Италию. Знакомство с Гретой Блох, которую направила к нему Фелица.
  13. 1914 г. – обручение с Фелицей и в этом же году расторжение обручения. Он не чувствует себя готовым к браку.
  14. События Первой мировой войны его совершенно не задевают – настолько он далёк от политики.
  15. В 1915 г. его призывают в армию для вспомогательной службы, но Агентство его не отпускает. То же самое повторилось в 1916 г.
  16. Второе обручение с Фелицей. В августе 1917 г. открылся туберкулёз лёгких. Второе расторжение обручения из-за болезни. Но для него это было облегчением.
  17. В Агентстве его ценили, постепенно он начинает продвигаться по служебной лестнице: в 1920 г. стал секретарём Агентства. Его работа связана с юридическими тонкостями и техническими проблемами. Эта работа, хоть и не любимая им, давала ему бесценный опыт общения с людьми и конкретные факты об их жизни.
  18. В 1917-1918 гг. публикует рассказы в журналах.
  19. В 1819 г. выходит книга «Сельский врач». В неё входят 14 небольших рассказов.
  20. В 1922 г. по болезни преждевременно вышел на пенсию.
  21. Умер 3 июня 1924 г. в санатории около Клостернойбурга (Австрия). Тело было перевезено в Прагу. Похоронен на еврейском Страшницком кладбище.

Франц Кафка

Обучение в конвикте

По достижении 11-летнего возраста Шуберт принял участие в конкурсе, цель которого — отбор певчих в императорскую королевскую певческую капеллу. Невероятно талантливому пареньку не составило особого труда с достоинством пройти все испытания и зачислиться в конвикт — бесплатную школу-интернат, где проходили обучение одаренные дети из бедных семей и сироты.

Обучение в общеобразовательном и музыкальном учреждении было бесплатным, что облегчало жизнь его малоимущей семье. Парень основное время проживал в интернате, а родителей навещал только во время каникул.

Обстановка в конвикте очень способствовала музыкальному развитию будущего композитора. С ним ежедневно занимались опытные преподаватели, в программу входили следующие занятия:

  • пение;
  • игра на скрипке и фортепиано;
  • теоретические дисциплины.

Кроме этого, в учреждении имелся ученический оркестр, где Францу выпала честь играть первую скрипку. Дирижером был опытный музыкант Венцель Ружичка. После того как он заметил уникальный талант мальчика, стал доверять тому дирижерские обязанности. Кстати, Шуберт с ними отлично справлялся, и ему действительно нравилось этим заниматься.

Что касается произведений, которые исполнял оркестр, то они были разнообразны, и это позволило Францу познакомиться с разными жанрами оркестровой музыки. Но особенно поразили парня венские классики, такие как Бетховен и Моцарт. А от симфонии № 40 он пришел в неописуемый восторг и часто играл ее, когда его никто не слышал.

Литература

Франц Кафка считал литературную деятельность главной целью в жизни, хотя и считался высокопоставленным чиновником в страховом ведомстве. По причине болезни Кафка вышел на пенсию раньше положенного времени. Автор «Процесса» был трудолюбивым работником и высоко ценился у начальства, однако Франц ненавидел эту должность и нелестно отзывался о руководителях и подчиненных. Писал Кафка для себя и считал, что литература оправдывает его существование и помогает ускользнуть от суровых реалий бытия. Франц не спешил опубликовывать произведения, потому что чувствовал себя бездарностью.


Рисунок Франца Кафки

Все его рукописи бережно собирал Макс Брод, с которым писатель познакомился на собрании студенческого клуба, посвященного Ницше. Брод настаивал, чтобы Кафка напечатал свои рассказы, и в итоге творец сдался: в 1913 году выходит сборник «Созерцание». Критики отзывались о Кафке как о новаторе, но самокритичный мастер пера был недоволен собственным творчеством, которое считал необходимым элементом бытия. Также при жизни Франца читатели познакомились только с незначительной частью его трудов: многие значимые романы и рассказы Кафки увидели свет только после его смерти.


Франц Кафка в молодости

Осенью 1910 года Кафка вместе с Бродом отправился в Париж. Но уже через 9 дней из-за острых болей в животе писатель покинул страну сезанна и пармезана. В то время Франц и начинает свой первый роман «Пропавший без вести», который позже был переименован в «Америку». Большинство своих творений Кафка писал на немецком языке. Если обратиться к оригиналам, то практически везде присутствует чиновничий язык без претенциозных оборотов и прочих литературных изысков. Но эта серость и тривиальность сочетается с абсурдом и загадочной необычностью. Большая часть работ мастера пропитана от корки до корки страхом перед внешним миром и высшим судом.


Книги Франца Кафки

Это чувство тревоги и отчаяния передается и читателю. Но также Франц был тонким психологом, точнее, этот талантливый человек скрупулезно описывал реальность этого мира без сентиментальных прикрас, но с безупречными метафорическими оборотами. Стоит вспомнить повесть «Превращение», по которой в 2002 году снят российский фильм с Евгением Мироновым в главной роли.


Евгений Миронов в фильме по книге Франца Кафки «Превращение»

Сюжет повести вращается вокруг Грегора Замза, типичного молодого человека, который работает коммивояжером и финансово помогает своей сестре и родителям. Но случилось непоправимое: одним прекрасным утром Грегор превратился в огромное насекомое. Таким образом, протагонист стал изгоем, от которого отвернулись родные и близкие: они не обращали внимания на прекрасный внутренний мир героя, их волновала ужасная внешность страшного существа и непосильные муки, на которые он их несознательно обрек (например, не мог зарабатывать деньги, самостоятельно убираться в комнате и пугал гостей).


Иллюстрация к роману Франца Кафки «Замок»

Но во время подготовки к публикации (которая так и не осуществилась из-за разногласий с редактором) Кафка поставил ультиматум. Писатель настоял, чтобы на обложке книги не было иллюстраций с насекомым. Отсюда существует множество трактовок этого рассказа — от физического недуга до душевных расстройств. Причем события до метаморфозы Кафка, следуя собственной манере, не раскрывает, а ставит читателя перед фактом.


Иллюстрация к роману Франца Кафки «Процесс»

Роман «Процесс» – еще одно значимое произведение литератора, опубликованное посмертно. Примечательно, что это творение создавалось в момент, когда писатель расторг помолвку с Фелицией Бауэр и ощущал себя в качестве обвиняемого, который всем должен. А последний разговор с возлюбленной и ее сестрой Франц сравнивал с трибуналом. Это произведение с нелинейным повествованием можно считать неоконченным.


Памятник Францу Кафке

В действительности первоначально Кафка трудился над рукописью непрерывно и заносил короткие фрагменты «Процесса» в тетрадь, куда записывал и другие повести. Из этой тетради Франц нередко вырывал листы, поэтому восстановить фабулу романа было практически невозможно. К тому же в 1914 году Кафка признался, что его посетил творческий кризис, поэтому работа над книгой приостановилась. Главный герой «Процесса» – Йозеф К. (примечательно, что вместо полноценного имени автор дарит своим героям инициалы) – просыпается с утра и узнает, что арестован. Однако истинная причина задержания неизвестна, этот факт и обрекает героя на страдания и муки.

Музыка

Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера

На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года

В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

  • месса фа мажор;
  • опера «Увеселительный замок сатаны».

В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

Годы образования

С 1889 года Кафка посещал начальную школу для мальчиков на улице Масна.  Среднее образование было получено в немецкой государственной гимназии на Староместской площади, в которой он обучался с 1893 по 1901 год. Это была академическая средняя школа восьмигодичного уровня, где преподавание велось на немецком языке, размещавшаяся в Кинском дворце в Старом городе. Среди первых его друзей были будущие искусствовед Оскар Поллак и поэт, переводчик и журналист Рудольф Иллови. Семья жила в то время на улице Целетна. В подростковом возрасте он сказал своему школьному другу, что станет писателем. С этого времени начались его первые литературные попытки.

Сдав школьные выпускные экзамены Франц был принят в пражский университет, основанный Карлом Фердинандом в 1348 году. Обучение пришлось на период с 1901 по 1906 год.  Он начал изучать химию, через пару недель переключился на немецкую литературу и философию, но перешел факультет, специализирующийся на изучение права во втором семестре.  Это был своего рода компромисс между пожеланиями отца в получении сыном профессии с целью построения успешной карьеры и более длительным сроком обучения, дававшим Кафке дополнительное время для занятий исследованиями и изучения истории искусств. Во время обучения он был активным участником студенческого жизни, в рамках которой организовывалось множество публичных литературных чтений и других мероприятий. В конце своего первого курса учебы он встретился с Максом Бродом, ставшим его близким другом на протяжении всей своей жизни и с журналистом Феликсом Вельчем, который тоже изучал право.  Студентов сблизила безграничная любовь к чтению и общность мироощущения. На этот период пришлось глубокое изучение трудов Платона, Гете, Флобера, Достоевского, Гоголя, Грильпарцера и Клейста. Особый интерес вызывала чешская литература.

В июне 1906 года он получил полное высшее образование, в свои 23 года став доктором юриспруденции.  В октябре он начал трудовую карьеру, с обязательного для выпускников неоплачиваемого юридического практикума, и проработал год в качестве государственного служащего.  В общей сложности 14 лет он проработал адвокатом в «Институте страхования от несчастных случаев трудящихся» в чешском королевстве.

Слишком трагическая фигура

Жизнь дает нам множество шансов хоть как-то оправдать собственное существование. И если первый этап оказался, мягко говоря, не очень удачным, то возможно, при должном старании тебе представится еще один шанс. Единственная проблема — даже в этом случае надо что-то делать, причем делать качественно, ибо дерьмо классикой стать не может.

Кафка именно таков. Сгусток комплексов, страхов и противоречий, которые не давали Францу ни жить в полную силу, ни раскрыться и превратиться в большого писателя. А всё благодаря собственному страху быть воспринятым отталкивающим как физически, так и умственно. И всё это при том, что Франц с младых ногтей крутился в обществе германоязычных поэтов Чехии. При его жизни было опубликовано всего несколько коротких рассказов, составивших очень малую долю его работ, а потому странное творчество Франца Кафки привлекало мало внимания.

Кафка разрывался между чувством и долгом — с одной стороны, Франц считал себя «должным» своим родителям, навязывающим ему юриспруденцию, с другой — его тянуло к литературе и писательству. «Всё, не связанное с литературой, я ненавижу, — записывал он, — …мне скучно ходить в гости, страдания и радости моих родственников наводят на меня безмерную скуку».

Некоторое время Кафка был простым скучным офисным работником в страховом отделе по несчастным случаям, что приводило его в полное отчаяние и еще больший пессимизм. В дневнике Франц писал: «Для меня это ужасная двойная жизнь, из которой, возможно, есть только один выход — безумие».

Боязнь быть высмеянным и непризнанным вкупе с деспотией родителей — как же это знакомо. Читая письма и дневники Кафки, понимаешь, что за 100 лет ничего не изменилось, — до сих пор непонимание и конфликты поколений мешают таким вот талантам раскрыться и наслаждаться прижизненной славой. Чтобы понять всю полноту трагедии, нужно прочитать его знаменитое письмо отцу, так и не дошедшее до адресата. Хотя Франц Кафка и винил во всех бедах отца, главными причинами его бед были неспособность подстроиться под реалии мира и гора комплексов.

Прага начала прошлого века — удивительный город, овеянный мистикой и тайнами центр региона Богемия, входящего в состав Австро-Венгрии. С одной стороны, в городе было полно немцев, которых перенасилуют, перебьют и выгонят из страны только в сорок пятом, отобрав всё имущество и вырезав на спинах раскаленными ножами свастики. С другой — коренное население, чехи, которые за долгие годы австрийского владычества едва не забыли про свою культуру и язык. Но в начале XX века они вдруг вспомнили о своей идентичности, о своей культуре, о том, что они, в общем-то, и не немцы никакие, а славяне. Композиторы Дворжак и Сметана создали потрясающую именно чешскую классическую музыку. Альфонс Муха, прославившийся рисованием фантиков для конфет и картин, начал писать эпичные полотна «Славянская эпопея». Начали появляться газеты и книги на чешском языке, хотя официальным языком государства был немецкий.

И была третья группа, которая жила в Праге едва ли не с момента ее основания, жила в изолированном гетто, окруженном высокой стеной. Жила обособленно, лепя мифических големов и насылая проклятия на несчастных христиан. Это были евреи, к коим Франц Кафка и относился. Евреи, евреи, кругом одни евреи. Абсолютные чужаки, которые так и не стали своими, с которыми связывали ряд суеверий (в том числе и пресловутого голема), которых выгоняли, а потом возвращали в город. В середине XIX века гетто сделали официальным кварталом, а сынам иудейским наконец дали все гражданские права. И, казалось бы, жизнь наладилась, отец Кафки стал одним из успешнейших предпринимателей города, его дядя был генеральным директором железных дорог Испании. Но в 1897 году, когда Францу было 14, случился очередной еврейский погром. Немецкую речь, разносившуюся эхом над Влтавой, сменила чешская, Австро-Венгрия распалась на куски, образовав единую Чехословакию в 1918, а евреи так и остались чужаками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Акваплант
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: